Научная статья на тему 'Методологический подход к вопросу разработки педагогических технологий'

Методологический подход к вопросу разработки педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОЦЕДУРА / СИСТЕМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДХОД / METHODOLOGY / A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / A PEDAGOGICAL PROCESS / A PROCEDURE / A SYSTEM / ACTIVITY / AN APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаймарданов Рафис Хасанович

В статье обсуждаются вопросы методологии разработки теории педагогических технологий, в частности о педагогических технологиях высшей профессиональной школы. Разбираются понятие, компоненты, структура, уровни, типология, сущность и принципы разработки педагогических технологий высшей школы. Понятие «педагогическая технология» рассматривается нами в трех аспектах: в научном, процессуальном и деятельностном. Делается вывод о том, что только полное целостное использование технологии может привести к достижению высоких, гарантированных, тиражируемых показателей, то есть качеству образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approach to devising teaching technologies

The questions of methodology of devising teaching technologies theory, especially in higher education, are discussed in the article. The author considers concept, components, structure, levels, types, essence and principles of working out teaching technologies in higher education. The concept «teaching technology» is considered in scientific, process and practical aspects. The author concludes that only integral use of a technology can lead to achieving high, guaranteed and replicable results, in other words, the quality of education.

Текст научной работы на тему «Методологический подход к вопросу разработки педагогических технологий»

ББК 74.580.4 УДК 378.1 Ш 17

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

METHODOLOGICAL APPROACH TO DEVISING TEACHING TECHNOLOGIES

Р.Х. ШАЙМАРДАНОВ

R.H. SHAIMARDANOV

В статье обсуждаются вопросы методологии разработки теории педагогических технологий, в частности о педагогических технологиях высшей профессиональной школы. Разбираются понятие, компоненты, структура, уровни, типология, сущность и принципы разработки педагогических технологий высшей школы.

Понятие «педагогическая технология» рассматривается нами в трех аспектах: в научном, процессуальном и деятельностном.

Делается вывод о том, что только полное целостное использование технологии может привести к достижению высоких, гарантированных, тиражируемых показателей, то есть качеству образования.

The questions of methodology of devising teaching technologies theory, especially in higher education, are discussed in the article. The author considers concept, components, structure, levels, types, essence and principles of working out teaching technologies in higher education.

The concept «teaching technology» is considered in scientific, process and practical aspects.

The author concludes that only integral use of a technology can lead to achieving high, guaranteed and replicable results, in other words, the quality of education.

Ключевые слова: методология, педагогическая технология, педагогический процесс, процедура, система, деятельность, подход.

Key words: methodology, a pedagogical technology, a pedagogical process, a procedure, a system, activity, an approach.

Фундаментом для построения и развития любой науки является общефилософское понятие «методология», поэтому изучение педагогических технологий необходимо начинать с анализа методологических основ данной науки. Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности [8, с. 806] представляет философские исходные положения научного познания и практической деятельности. В современной педагогической науке на фоне многочисленных образовательных теорий, концепций, подходов, систем, программ возникла потребность в осмыслении и четкой формулировке такого принципиального и основополагающего понятия, как «методология педагогики», трех категорий: система, личность, деятельность. По мнению известного методолога педагогики В.В. Краевского, «Методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогиче-

скую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы» [3, с. 3-10]. Опора на объективные законы познания, изучение педагогических явлений с позиций диалектики как «философского учения о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления» [6, с. 345] позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. «Такой подход предполагает, прежде всего, многомерность и единство образования, одновременное и равновесное функционирование трех его компонент: обучения, воспитания, творческого развития личности в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Современное образование нуждается в разработке новой методологии, глобальной теории, в которой объектом исследования становятся все звенья образовательной системы в их взаимодействии с обществом и человеком» [6, с. 34]. Профессиональное обучение, которое обслуживает профессиональная педагогика как частный случай педагогики, относится к такой области социальной деятельности, в которой человек, взаимодействуя с человеком, созидает личность, развивая у нее профессиональные компетенции: знания, умения, алгоритмы производственной деятельности и т.д. Учеба является активным, взаимным процессом создания нового качества. «Несомненно, обучение - процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Следовательно, важнейшая функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям» [6, с. 66]. Профессиональное обучение - это основной путь получения образования; целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс, проводимый под руководством опытных специалистов. Возможности памяти, даже феноменальной, ограничены, современные знания быстро устаревают, поэтому возникает объективная необходимость вывода учебного процесса на качественно другой уровень, обеспечивающий не только формирование прочных знаний фактологического характера. «Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Знание - понятие относительное. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать» [10, с. 15]. Так как педагогическая деятельность является массовой, то она требует технологической системы управления: планирования, проектирования, организации, руководства, контроля, анализа, оценки, коррекции. Профессиональному обучению в этой области отводится сектор воспроизводства профессиональных кадров, владеющих узкопрофессиональными знаниями и технологическими умениями. При этом важное значение имеют следующие соображения:

- профессиональное обучение является целостным процессом, в нем участвует весь человек, его разум, чувства и действия, так как осуществляется постепенное, последовательное освоение новых знаний, формирование нового репертуара поведения, освоение новых алгоритмов деятельности;

- для эффективности процесса обучения требуется деятельность разного характера, необходимо применение современных технических средств в учебном процессе.

Современные технологические модели обучения выражают основные методологические принципы построения обучения - методологию гуманистического, развивающего, личностно ориентированного проекта организации обучения. До недавнего времени педагогика располагала только технологиче-

скими указаниями. Введение гуманистических технологий относится к 60-м годам XX века в связи с реформированием американского и западноевропейского образования.

Многие технологии обучения продолжают оставаться слабо технологичными, т.е. не до конца расписанными на операциональном уровне. В них в основном преобладают теоретические основы технологий, деятельностная сторона продолжает быть либо недостаточно конкретной, либо излишне привязанной к конкретному учебному предмету.

Ряд технологий касается отдельных сторон обучения, скажем, задачно-го подхода в обучении, либо программированного компьютерного обучения, либо организации проблемной структуры обучения. Известны также общие технологии развивающего обучения и т.д.

Итак, проблема типологии педагогических технологий связана с вопросом о статусе понятия «педагогическая технология» в категориальном аппарате педагогики, таксономии, иерархии технологий по степени их обобщенности - от методологического до конкретно-операционального уровня.

Исследование этой проблемы связано, прежде всего, с определением понятия и методологической сущности педагогической технологии.

Понятие «педагогическая технология» рассматривается нами в трех аспектах:

1) научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели (задачи), закономерности (принципы), содержание, методы, формы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, задач, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

3) деятельностном - осуществление технологического процесса (механизм) на уровне действий, операций, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям, которые мы называем критериями технологичности. К ним мы относим:

1) концептуальность;

2) системность;

3) управляемость (диагностичность - возможность измерения динамики изменения основных параметров процесса);

4) эффективность (гарантированность достижения цели);

5) тиражируемость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что в каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научно обоснованную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей (задач).

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

1) логикой процесса;

2) взаимосвязью его частей;

3) структурой;

4) целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целепола-гания (процедуры измерения достижения цели и задач), планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования методов и средств с целью коррекции результатов.

Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение поставленной цели (скажем, определенного стандарта обучения). Не только гарантируется оптимальность достигаемых результатов, но и их более высокие показатели, чем при традиционном обучении.

Тиражируемость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами данного процесса.

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя следующие части:

1) целеполагание;

2) методологическая основа разработки концепции;

3) концептуальная основа;

4) обслуживающие теории данной концепции;

5) содержательный компонент педагогического процесса;

6) процессуальная часть технологического процесса.

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база

технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные (задачи), а также содержание учебного, воспитательного материала.

Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов:

1) организация учебного процесса;

2) методы и формы учебной деятельности обучающихся;

3) методы и формы работы преподавателя;

4) деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения учебно-воспитательного материала;

5) диагностика педагогического процесса, его отдельных этапов и стадий процесса.

Как и любая технология, живущая в других областях человеческой жизнедеятельности (наука, производство, искусство и т.д.), педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = процесс [цели (задачи) + закономерности (принципы) +

+ содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения + + умения (навыки, действия, операции)] = результат.

Современность не только требует применения выученных правил, но и предполагает развитие общеинтеллектуальных умений и способностей: сопоставлять, сравнивать, делать умозаключения, выводы и принимать решения, сводить в единое целое различные данные, систематизировать (группировать, типологизировать, классифицировать) и обобщать знания, создавать новые алгоритмы профессиональной деятельности и т.д. В сфере профессионального обучения осуществляется воспроизводство человеческого капитала, передача культурных ценностей последующим поколениям, формирование принципиаль-

но новых технологий. Поскольку интеллектуальный капитал является и источником культурного богатства цивилизации, и рабочим инструментом, и объектом воздействия, то к подготовке специалистов по профессиональному обучению обществом выдвигаются высокие требования. Современные тенденции развития цивилизации требуют массового воспроизводства человеческого капитала. Другими словами, основной задачей профессиональной педагогики как варианта практического применения педагогической науки и сферы социальной деятельности не может являться тиражирование имеющегося запаса знаний и умений; «задача перед обучением стоит теперь одна: сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее обусловленных пределах» [10, с. 15]. В настоящее время обществом востребована профессия, основным результатом деятельности которой является массовое формирование профессиональной компетентности индивидуума, включающее воспитание, обучение и развитие личности. Преподавание - это такая же производительная деятельность, как и любая другая, хотя ее эффективность для прогресса общества не всегда просматривается непосредственно и сразу же по окончании деятельности педагога. В зависимости от особенностей методологического подхода к содержанию и организации образовательного процесса, в педагогической науке оформились независимо существующие парадигмы образования. Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) как «строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, или исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного периода в научном сообществе» [9, с. 97], определяет существенные черты технологических звеньев процесса обучения. Рудакова И.А. определяет следующие типы обучения в образовательных парадигмах [9, с. 24]. Их представим в таблице 1.

Таблица 1

Типы обучения

ЗНАНИЕВО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА

Развивающие модели

Деятельностное Проблемное обучение обучение Контекстное Интенсивное обучение обучение

ЗНАНИЕВАЯ ПАРАДИГМА

Обьяснительно-репродуктивное обучение Догматический вид обучения

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Психологические модели

Эмоционально-чувственное обучение Личностно-смысловое обучение Нравственно-психологическое обучение

Преподаватель, осуществляя проективную функцию, вправе выбирать ту образовательную модель, которая позволит с наибольшей эффективностью достичь задач обучения, но в первую очередь необходимо определиться с методологической позицией. «Так, в материалистической педагогике исходными положениями являются детерминизм педагогических явлений, учение о биосоциальной природе личности, системный подход к познанию и деятельности, деятельностный подход в теории воспитания. Словом "подход" обозначают обоснованное научное положение, принцип или целую теорию, служащую

основой других теорий» [3]. Совершенно очевидно, что в области профессионального обучения, где в основном применима знаниево-ориентированная модель, основным методологическим принципом должна являться системность, то есть системный подход к процессу обучения. Такой подход предполагает логическую последовательность взаимосвязанных элементов учебного процесса: учебных целей, задач, принципов, содержания обучения, методов, приемов, форм и средств, контроля результатов и обязательного рефлексивного анализа, предназначенного для последующей корректировки всех этапов. Таким образом, обучение, неразрывно связанное с воспитанием и развитием личности, в педагогической науке рассматривается как процесс, осуществляемый в рамках педагогической системы. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств), с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии [7, с. 84]. Другими словами, организованная деятельность, имеющая целью формирование и развитие профессионализма (компетентности и компетенций) у обучаемых, является процессом. Ссылаясь на мнение Ю.К. Бабанского, можно сказать, что «внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели» [1, с. 253]. «Педагогический процесс и педагогическая система также составляют единство, поскольку процессы - это свойство систем. Можно сказать, что педагогические процессы - это последовательная смена состояний педагогической системы» [3]. Для успешной организации учебного процесса по развитию компетенций преподаватель должен выполнять определенные функции (проективную, организационную, мобилизационную, коммуникативную, социально-проектировочную, превентивную, информационную, воспитательную, развивающую), то есть должен владеть педагогической технологией. «В современной педагогике ведутся поиски таких дидактических подходов, таких дидактических средств, которые могли бы превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом» [2, с. 7]. Так как технология (от греч. techne -искусство, мастерство, умение; logos - учение) - «это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [6, с. 797], педагогическая технология (по аналогии) - это совокупность правил и соответствующих им педагогических приемов и способов воздействия на развитие, обучение и воспитание человека. В связи с этим необходимо глубоко изучить варианты подходов к педагогической технологии, существующие в современной педагогической науке, и сформулировать обоснованные рекомендации для частного случая -профессионального обучения. Итак, «технологический подход к обучению ставит целью конструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок (образовательные ориентиры, цели и содержание обучения)» [2, с. 14]. Для возможности многократного воспроизведения процесса обучения с реально достижимой эффективностью, необходимо в деталях разработать технологическую последовательность этапов учебной деятельности, с четкими формулировками результатов, получаемых на каждом этапе. Такая цепочка последовательных этапов-компонентов и есть технология. Педагогическая технология - «это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий» [7, с. 330].

А еще точнее, под педагогической технологией мы понимаем механизм, процедуру, алгоритм расписывания последовательности реализации дидакто-воспитательно-развивающих концепций в живом педагогическом процессе с учетом развития наук и производительных сил. Остановимся на педагогической технике, представляющей наибольший интерес в контексте методологического подхода к обеспечению качества повышения квалификации в области психолого-педагогической подготовки преподавателей профессиональных школ (училищ, лицеев, техникумов, колледжей, институтов, академий, университетов, аспирантуры, докторантуры, курсов повышения квалификации и переподготовки кадров). Деятельность преподавателя в учебном процессе является определяющей и организующей; значит, профессионализм преподавателя, владение им педагогической техникой определяет достижение результата. Бабанский Ю.К. считает, что «можно представить себе процесс обучения состоящим из следующих основных звеньев: первое звено - усвоение и конкретизация педагогами общественных целей и задач обучения на основе изучения особенностей системы, в которой протекает процесс; второе звено - конкретизация содержания обучения с учетом специфических особенностей учеников класса; третье звено - планирование педагогами средств обучения, оптимальный отбор форм и методов деятельности с учетом выявленных особенностей системы; четвертое звено - дидактическое взаимодействие педагогов и учащихся в единстве обучающих влияний педагогов и учебно-познавательной деятельности самих школьников; пятое звено - текущий контроль и самоконтроль за усвоением знаний, умений и навыков, оперативное регулирование хода процесса обучения; шестое звено - анализ результатов определенного этапа процесса обучения педагогами и школьниками, выявление нерешенных задач для учета их в новом цикле процесса» [1, с. 24]. Преподаватель, повышающий свой профессиональный уровень должен особенно обоснованно выбирать технологию обучения, так как «педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку методов, способов, приемов, форм, воспитательных средств» [4, с. 147]. Бабанский Ю.К. предложил классифицировать педагогические методы, исходя из структуры деятельности. Он считает, что «целостный подход к деятельности предполагает существование трех больших групп методов обучения:

1) методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (благодаря им обеспечивается процесс опосредствования личностью учебной информации);

2) методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (благодаря им обеспечиваются важнейшие функции регулировки учебной деятельности, ее познавательной, ролевой и эмоциональной активизации);

3) методов контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (благодаря им, педагоги и ученики осуществляют функции контроля и самоконтроля в ходе обучения)» [1, с. 147].

Выбирая тот или иной метод обучения, преподаватель должен четко осознавать возможности, достоинства и недостатки каждого из них, учитывать возможность формирования необходимого уровня знаний и уровня познавательной активности каждым методом. Именно проектируемый результат обучения, сформулированный в виде учебной цели, определяет выбор технологии обучения как совокупности методов организации учебной деятельности, мотивации и контроля эффективности учебного процесса. Так как «педагогическая технология - это алгоритм, процедура, механизм последовательного

расписывания и непрерывного движения (взаимодействия), взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников» [11, с. 8], можно с уверенностью считать учебный процесс системой. Методологическая основа этого понятия и наиболее полное рассмотрение педагогических явлений с позиции системного подхода приводится Н.В. Кузьминой. Понятие «система» - общеметодологическое: это множество взаимосвязанных элементов, образующих целостность, устойчивое единство со средой, которая обладает интегральными свойствами. Из отечественных педагогов наибольший вклад в разработку проблем технологий обучения внесли В.П. Беспалько, А.Я. Савельев, М.В. Кларин, Н.Ф. Талызина, О.П. Околелов, Ю.Г. Татур и др. Подвести итог можно словами Бабанского Ю.К.: «Первым методологическим требованием к выбору оптимальной структуры обучения можно считать требование целостного охвата процедурой выбора всех основных компонентов процесса обучения, а не отдельных из них, руководствуясь при этом последовательно принципами обучения, а также целями, возможностями системы, задачами обучения, содержанием, условиями обучения, что комплексно отражается на формах и методах обучения, которые и определяют, в конечном счете, характер избираемого вида обучения» [1, с. 61]. Поэтому использовать только часть или элементы каких-то технологий, моделей, подходов или концепций мало что даст. Необходимо подойти к вопросу более основательно, фундаментально, то есть целостно. Отсюда вытекает, что только полное целостное использование технологии может привести к достижению высоких, гарантированных, тиражируемых показателей, то есть качество образования.

Литература

1. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / сост. Ю.К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989.

3. Краевский, В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее [Текст] / В.В. Краев-ский // Педагогика. - 2002. - №1. - С. 3-10.

4. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: ЮРАЙТ, 1999.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 6-е изд., доп. - М.: ИТИ Технологии, 2003. - 944 с.

6. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учебное пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топорикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.

7. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 512 с.

8. Советский энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Советская энциклопедия, 1981. -1600 с.: ил.

9. Рудакова, И.А. Дидактика [Текст] / И.А. Рудакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256 с. -(Среднее профессиональное образование).

10. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для студ. сред. спец. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. - 3-е изд. стереотип. - М.: Академия, 1999. - 288 с.

11. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Р.Х. Шаймарданов, А.Н. Хузиахметов. - 2-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2008. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.