ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Карабалаева Г.Т.1, Токбергенова М.А.2
1Карабалаева Гульмира Таштановна - доктор педагогических наук, профессор; 2Токбергенова Мадина Алмасбековна - преподаватель,
кафедра социально-гуманитарных наук, Кыргызская государственная юридическая академия, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье обосновывается необходимость использования информационных технологий как эффективное средство в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин. Дано обоснование выбора этого средства обучения, рассматриваются подходы в определении дефиниции «педагогические условия». Выделены педагогические условия применения информационных технологий в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин.
Ключевые слова: информационные технологии, педагогические условия, подходы, психолого-педагогические дисциплины, студенты.
Несмотря на усиление глобализации и информатизации современного общества, сегодняшние студенты нуждаются в специальных психолого-педагогических условиях, которые будут способствовать успешному формированию и развитию информационно -технологической компетентности студентов. Среди таких педагогических условий немаловажное значение имеет опора на сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому от того как будут сформированы и развиты информационно-технологическая компетентность у студентов, во многом будет, зависит не только личное благополучие молодых людей, но и будущее нашего общества.
В этой связи актуализируется значение выявления и создание благоприятных педагогических условий с целью формирования информационно-технологической компетентности студентов. Решение данной задачи диктует необходимость раскрытия содержание понятия педагогические «условия», которые являются ключевыми при формировании информационно-технологической компетентности студентов.
Согласно философскому энциклопедическому словарю, под «условием» понимают то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления. Совокупность конкретных условий данного явления образует среду его протекания, от которой зависит действие законов природы и общества [3].
Иначе говоря, под условием понимается существенный компонент комплекса объектов явлений или процессов, от которых зависят другие, обуславливаемые феномены (объекты, явления или процессы) и влияющий на формирование среды, в которой протекает данный феномен.
Анализ сущности понятия «условие» показывает что, этот термин также имеет психологическую и педагогическую трактовку.
В психологии это понятие рассматривается в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты.
В педагогическом аспекте этот термин «условие» имеет схожую с психологами позицию, при этом рассматривает его «как совокупность переменных природных,
социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности» [5, с. 36].
Ученые, опираясь на разные признаки, выделяют следующие группы педагогических условий. Так Ю.К. Бабанский по сфере воздействия выделяет две группы условий функционирования педагогической системы: внешние (природно-географические, общественные, производственные, культурные среды, микрорайона) и внутренние (учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические, эстетические) [5].
По характеру воздействия выделяют объективные и субъективные педагогические условия.
Объективные условия - обеспечивающие функционирование педагогической системы, включает нормативно-правовую базу сферы образования, средства информации и пр. которые и выступают в качестве одной из причин, побуждающих участников образования к адекватным проявлениям себя в нем. Эти условия могут изменяться в зависимости от широких социально-экономических, политических и социокультурных условий.
Субъективные условия, влияющие на функционирование и развитие педагогической системы, отражают потенциалы субъектов педагогической деятельности, уровень согласованности их действий, степень личностной значимости целевых приоритетов и ведущих замыслов, тех, кто осуществляет образование, обучение и воспитание.
По специфике объекта воздействия выделяют общие и специфические условия, содействующие функционированию и развитию педагогической системы. К общим условиям относятся социальные экономические, культурные, национальные, географические и др. условия; к специфическим - особенности социально-демографического состава обучаемых; местонахождение образовательного учреждения; материальные возможности образовательного учреждения, оборудование учебно-воспитательного процесса; воспитательные возможности окружающей среды и пр. [5, с. 9].
Все вышеперечисленные группы условий, в педагогической системе являются необходимыми для осуществления целостного педагогического процесса.
Конкретизация группы условий, с которыми мы можем, столкнуться в процессе учебной деятельности требует, акцентуации внимания на понятии «педагогические условия», так как данный термин выступает обуславливающим фактором и широко используется и применяется в учебном процессе. Раскрывая сущность этого определения можно выделить три основных подхода в его изучении.
Первый подход отражает точку зрения, согласно которой педагогические условия - это совокупность каких- либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды.
Исходя из контекста первого подхода, ученые под педагогическими условиями понимают следующее: В.И. Андрееев - «комплекс мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания» [1].
В.А. Беликов - «совокупность объективных возможностей содержания форм, методов, и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в педагогике задач» [2].
А.Я. Найн - «совокупность объективных возможностей содержания форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» [4].
Второй подход связывает педагогические условия с проектированием и конструированием педагогической системы, в которой условия выступают одним из компонентов.
В работе Н.В. Ипполитова - это компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие.
М.В. Зверева рассматривает педагогические условия как содержательную характеристику одного из компонентов, педагогической системы, в качестве которой выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками.
Третий подход рассматривает педагогические условия как планомерную работу по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающее возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования [5].
Анализ позиций различных исследователей по изучению педагогических условий позволяет сформулировать следующие положения:
1. Условия выступают как основной элемент педагогической системы;
2. Педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования: содержание, методы, приемы, формы обучения и воспитания, программно-методическое оснащение образовательного процесса) и материально-пространственной (учебное и техническое оборудование, природно-пространственное окружение образовательного учреждения и т.д.) среды, влияющих положительно или отрицательно на ее функционирование;
3. В структуре педагогических условий присутствуют как внутренние (обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса), так и внешние (содействующие формированию процессуальной составляющей системы) элементы;
4. Реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и эффективность функционирования педагогической системы.
При выявлении педагогических условий позволяющих использование в вузе информационной технологии нам необходимо учитывать: личные склонности и потребности студентов; требования государства и общества, предъявляемые к выпускникам юридических учебных заведений, отраженные в нормативно-правовых документах: Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
Таким образом, педагогические условия - это один из важных компонентов педагогической системы, отражающий совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие образовательного процесса. Под педагогическими условиями мы понимаем обстоятельства образовательного процесса, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, способствующих эффективному решению поставленных задач.
К педагогическим условиям применения технологий в образовательном процессе вуза относятся: организационно-педагогические, учебно-методические, психолого-педагогические.
Организационно-педагогические условия предполагают индивидуальность, гибкость, внутреннюю открытость, компактность и ускоренность обучения, адаптивность.
Учебно-методические условия включают обеспеченность учебно-методическими материалами, учитывающими особенности обучающихся и создающих возможность авторизованного подхода студентов к процессу собственного обучения.
Психолого-педагогические условия призваны усилить потребность студентов в получении новых знаний и заинтересованность в быстроте и высоком качестве овладения профессией.
Опираясь на вышеизложенные понятия о педагогических условиях, наша задача состоит в раскрытии педагогических условий, соблюдение которых обеспечит эффективность формирования информационно-технологической компетентности студентов вуза. При этом в качестве определяющих педагогических условий выдвигаем информатизацию образовательного процесса и широкое использование информационных технологий в качестве основных средств влияния на формирующуюся личность студента.
Для реализации информационных технологий в процессе подготовки юристов предложено ввести в состав традиционной системы образования новый компонент, реализованный на основе технологий, систему информационно-коммуникационной поддержки, предназначенную повысить эффективность обучения за счет формирования рекомендаций по организации учебного процесса, как для обучающегося, так и для преподавателя. Опыт работы педагогов вуза в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса студентов.
Наглядность ИТ, простота использования, безусловно, улучшают учебный процесс, развивают творческие способности, вызывают живой интерес студентов, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Преимущества ИТ открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.
Проектируя будущий мультимедийное занятие, преподаватель проводит огромную работу - продумывает последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение на лекции (семинаре), обратную связь со студентами, достигать развивающего эффекта обучения. Так, преподаватели включают в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершают со студентами виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам.
ИТ помогает организовать самоконтроль знаний студентов в работе с тестами, предоставляет возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память. Презентации ко многим занятиям состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей.
Одним из очевидных достоинств занятия с использование ИТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса студентов, совершенствованию их эмоциональной сферы. Медиопособия, создаваемые нашими педагогами, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания. Обучающий эффект занятий с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают студентов на диалог, комментирование происходящего.
Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность студентов, учитывают возрастные особенности. Анализируя такие занятия, мы отмечаем: высокую плотность занятия, интенсивность смены видов деятельности студентов. Занятия с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.
При необходимости мы выбираем аудиторию, оснащенной компьютерами, что позволяет использовать индивидуальные формы работы. В этом случае группа получает одно задание, а 1 -2 студента получают индивидуальное задание, оценка которого запрограммирована в компьютере.
Для обобщающих занятий по некоторым темам можно использовать данное электронное учебное пособие в аудитории, оснащенной одним компьютером, подключенным к аудиопроектору. В этой ситуации будет предпочтительна фронтальная форма работы, в рамках которой может быть организована систематизация, обогащение или углубление знаний студентов (при предъявлении демонстраций).
Компьютер в аудитории может использоваться преподавателем для организации групповой деятельности студентов, в процессе которой 2 -4 студента получают общее задание, которое необходимо выполнить, работая электронным учебным пособием. В данной ситуации важен и результат работы и способ их взаимодействия в процессе работы. Поэтому преподавателю необходимо предварительно продумать все возможные способы взаимодействия студентов при работе с электронным учебным пособием.
При наличии компьютеров в учебной аудитории преподаватель имеет возможность организовать самостоятельную работу некоторых студентов с электронным учебным пособием. Это будет эффективно, если преподавателем будет предлагаться индивидуальная серия заданий для конкретного студента, нацеленная на коррекцию его типичных ошибок. Кроме того, существует возможность предлагать знания более высокого уровня сложности наиболее успешным студентам.
Таким образом, наличие компьютерной и оргтехники расширило возможности применения преподавателями ИТ в образовательном процессе. Важным условием реализации возможностей ИТ в вузе являются: оборудование в вузе компьютерного класса, желательно наличие локальной сети и выхода в Интернет; готовность преподавателя к применению ИТ в образовательном процессе. Следует отметить, что применение ИТ целесообразно с применением других обучающих технологий, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга.
Список литературы
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. 238 с.
2. Беликов В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.
3. ФроловаИ.Т. Философский словарь. М., 1986. 335 с.
4. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований. // Педагогика, 1995. № 5. С. 44-49.
5. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. 479 с.