Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИЯМИ В ТОРГОВЛЕ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИЯМИ В ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТОРГОВЛЯ / ЦИКЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федюнин Д.В.

В статье рассмотрены вопросы формирования и представлены основные положения методологического подхода к управлению инновациями в торговле. Показаны основные черты и особенности применения методов устойчивого развития для ведущих предприятий торговли на инновационной основе. Представлена и обоснована модель оценки инновационных преобразований в розничных торговых сетях как результат реализации предложенного методического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO MANAGING INNOVATION IN TRADE

The article deals with the issues of forming and the main provisions of the methodological approach to managing innovation in trade. Showing the main features and characteristics of sustainable development for leading businesses on the innovation basis. Presented and justified evaluation model of innovative change in the retail trade networks as a result of implementing the proposed methodological approach.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИЯМИ В ТОРГОВЛЕ»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИЯМИ В

ТОРГОВЛЕ

Федюнин Д.В.. к. ).II.. доцент ФАОУДПО ГАСИС

В статье рассмотрены яопросы формирования и преОстаняены основные паюжешш методологического подхода к управлению инновациями в торговле. Показаны основные черты и особенности применения методов устойчивого развития дли ведпцих предприятий яор,-ОЛП1 на инновационной основе. Пребстаялена и обоснована модель оценки инновационных преобразований в розничных торговых сетях как результат реализации предложенного методического подхода.

Ключевые слова: устойчивое развитие. торговля, инновационнаядеятельность. саморегулирование, цикличность.

METHODOLOGICAL APPROACH ТО MANAGING INNOVATION IN TRADE

Hcd)unin D.. cand econ sci., senior lecturer of Slate Academy of professional retraining ami improvement of professional skill of executives

and investment professionals

The article deals with the issues oj forming and the main provisions of the methodological approach to managing innovation in trade. Showing tlic main features and characteristics oj sustainable development for leading businesses on the innovation basis. Presented and justified evaluation model of innovative change in the retail trade networks as a result of implementing the proposed methodological approach

Keywords: sustainable development, trade, innovation, regulation, innovation, cyclicity.

В качестве основных методов устойчивого развития торговли на примере исследования ключевых участников сферы торговли -розничных торговых сетей (РТС) могут рассматриваться следующие методы устойчивого развития, связанные с интенсификацией инновационных процессов:

- административные методы устойчивого развития РТС. которые реализуются путем прямого воздействия на инновационные мероприятия предприятий в составе РТС. Административные методы устойчивого развития активно реализуются через приказы или распоряжения. Кроме того, административные методы устойчивого развития широко распространены в основном блоке, обеспечивающем устойчивое развитие торговли и совершенствование экономических отношений между предприятиями в составе РТС. где через приказы и распоряжения, правила и нормативы, организационно регламентирующие деятельность предприятий, обеспечивается надлежащая финансовая дисциплина и ответственность. На уровне РТС административные методы устойчивого развития опираются на власть руководителя и представляют собой по существу метод властной мотивации, опирающейся на реальное принуждение или на возможность принуждения.

- экономические методы устойчивого развитии РТС. Сущность жономических методов устойчивого развития РТС состоит в том. чтобы путем воздействия на экономические интересы предприятии в составе РТС с помощью экономических рычагов создать эффективный механизм разработки и внедрения инноваций. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность предприятии в составе РТС за последствия принимаемых решений и побуждающих РТС добиваться инициативного осуществления поставленных задач инновационной деятельности[1]. Распространение экономических методов устойчивого развития на уровне РТС' часто сочетается с относительным обособлением отдельных предприятий в составе РТС и повышением уровня самоуправления ресурсами. связанными с разработкой и внедрением инноваций.

-социальные методы устойчивого развития РТС. Сущность социальных методов устойчивого развития РТС состоит в том. чтобы путем воздействия на неэкономические интересы предприятии в составе РТС и их экономических контрагентов с помощью социального механизма создавать эффективный механизм развития инновационной культуры. Данные методы основываются на эмоциях людей. Современная деятельность в области обеспечения устойчивого развития РТС при ее переходе на инновационный путь развития невозможна без широкого применения социальных методов.

-саморегущп-емые методы устойчивого развития РТС Сюда относят адаптацию (приспособление), компенсацию возмущающих воздействии, автономию, заблаговременное избежание потерь от реализации мероприятий инновационной деятельности РТС. Безусловно, эти методы устойчивого развития РТС имеют определенную специфику применения к тому или иному участнику современной торговой сферы, в ювисимости от вида и характера его ус-тойчнвого развития. Действительно, современные РТС представ-

ляют собой социально-экономические системы, в большей или меньшей мере открытые к воздействию внешней среды с разным содержанием их компонентов и деятельности.

Основными игроками российского рынка розничной торговли-являются следующие РТС: «Магнит»; «Пятерочка и Перекресток»: «MetroC&C»; «Auclian»: «Карусель»; «О'Кей». «О'Кей-экспресс»; «Седьмой Континент», «Наш гипермаркет». «Простор»; «Дикси», «Мегамарт». «Мннимарт»: «Лента»; «Виктория», «Мосмарт». Лидером российского рынка розничной торговли является РТС Х5 retailGroup (Пятерочка. Перекресток). 'Эта РТС занимает 2.8% российского рынка. Сети «Магнит» на сегодняшний день принадлежит 1.9% российского розничного рынка. В настоящее время к экспансии в России активно готовятся лидеры мирового ритенла -Wal-MarlStorcs и Carrefour. Однако эксперты полагают, иностранные конкуренты пока не страшны: так как локальных игроков защищают многочисленные «административные барьеры». В России есть своя специфика, например, сложности с регистрацией земельных участков. Из-за этого иностранным РТС крайне сложно открывать магазины в малых городах.

Основными чертами и особенностями применения методов устойчивого развития для ведущих РТС на инновационной основе можно отметить следующие:

1. Происходит планомерное усиление и расширение государственной инновационной политики, прежде всего, стимулирование притока частных инвестиции в сферу инновационной деятельности в торговле, обеспечение при этом льготного режима налогообложения, предоставление частным фирмам дополнительных возможностей для получения льготных (гарантированных) кредитов, формирование инфраструктуры, необходимой для успешной инновационной деятельности предприятий торговли, создание благоприятных условий для развития научно-технической кооперации и передачи технологий, разработанных в государственном секторе или при финансовом участии государства, для адаптации в торговой и экономической деятельности РТС. Здесь в качестве примера можно отметить сотрудничество между корпораций «Роснано» и Х5 RetailGroup.

2. Все большее применение находит использование в качестве инструмента обеспечения устойчивого развития РТС на инновационной основе венчурного финансирования, создание в России венчурного фонда с государственным участием для поддержки инновационных проектов и привлечение частного капитала в развитие РТС под государственные гарантии.

3. Происходит введение и создание условий для финансового лизинга по приобретению импортного оборудования и привлечения иностранных инвесторов для реализации инновационных мероприятий РТС. Также следует отметить нацеленность РТС на диверсификацию исследовании как действенный способ снижения инновационного риска, введение постоянного мониторинга рынка инновационных проектов с использованием объективных критериев конкурентоспособности РТС России.

4. Происходит все более активное взаимодействие РТС с гакн-

ми инновационными структурами как технопарк. ннкуоатры коемких фирм. тсхноло! ичсекнй nein р. инновационный сони. » соцнация управления проектами и i и . способствующих iciiciiipi лизании и акт I1HU1IIIH «ситу» инновационной деикмиюсш, oí пиная поддержку процессам повышения «ффе'кшиност и функпно нироиаиия РТС при их переходе на инновационный пуп. раинпня 5. Соединение финансовых структур с РТС даез возможность объединить инновационный потенциал юрювых ceieii с чтении алом крупных |||Ииансово-кредип<ых инеппуюн Данная особенность реализации жономическнх меюдов устойчивою раиниия РТС на инновационной основе особенно важна в условиях совре-ченного экономического кризиса в России

(i При построении и функционировании систем управления инновациями в РТС необходимо учитывать, что сами технологии (hi-loch) перестают быть достаточным условием конкурентосиособ-ности, необходимы высокие гуманитарные технологии (hi-huinc) Новые мировые лидеры и рошичной горювлс жсиортнрую! уже не столько сам предмет потребления, н даже не технологию ею продаж, сколько символ или сгиль

7. Необходимо учитывать, что следующий век можем сг.нь веком жепорта таковых систем выгоднее будет создавать не товар, а проект товара; не технологию, а правила сотлания тсхнолотни; не новый рынок, a i раннцы пою рынка; не просто удовлетворяй' спрос h наращивать продажи, а разрабатывать идеологию спроса п идеологию продаж[2|.

Рассмотрение методов устойчивою развития РТС потопило нам зафиксировать основные положений методического подхода к управлению инновациями в торювлс. Методический подход к управлению инновациями в торговле по система меронрпяшп но разработке и реализации планового комплекса научно-технических, производственных, жономическнх и организационных взаимодействий в отрасли, объединенных одной генеральной (главной) целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование-производство». взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям п осуществляемых под единой координацией и контролем инновационных проектов предприятий торговли.

Методический подход к управлению инновациями в торговле включает следующие типовые структурные и,сметы: цели и !ада-чп (подцели); функционально-исполнительскую структуру (комплекс исследований и разработок, работы по подготовке н перепод-ютовке персонала, импорту и жепорту лицензий, внедрению, освоению il продаже инноваций с указанием исполнителей); тсхни-ко- жономнческое и ресурсное обоснование ( показатели (arpar, сроков и >ффскта); организационно- жономнчсская структура (права и ответственность порядок финансирования).

Основными признаками, по которым комплекс работ может относиться к сфере формирования методического подхода к управлению инновациями в торговле, служат следующие: важность реализуемой цели с точки зрения и влияния на результаты инновационной деятельности в торговле, величина используемых при этом ресурсов, ответственность за соблюдение установленных сроков выполнения инновационных мероприятий; масштабы взаимодействия предприятий торговли при выполнении мероприятий инновационной деятельности; новизна и неповторяемость поставленных задач. По масштабам и уровню взаимодействия мероприятия предприятий торговли MoiyT делиться на две основные группы;

инновационные мероприятия поддержки системы управления инновациями в торговле, в выполнении которых участвует ipynna торговых предприятий, результаты выполнения отражаются в показателях бизнес-плана, а объем larpar требует выделения значительных ресурсов, подлежащих централизованному контро-

н ж ,

HltM,

.„кинем инноваций, новы, .............«к ,ь it«v„k.

'!!, 1 инноваций в юритас пу.ем при.мн«с„„, ,,,„.„„ ; к,........>mm.H« "CHOI ре и пи-......I................ ним........

ZI.................................." ..............., ,,„,................£

"Мв 11 ><«.т

""»У .и» """Рчтнц,

„ей, uiHHibix piiipafioiKoll и внедрением ниншищщ ,, "" сроки выполнения раГнч. оЛесмечип. «ффекпннил, «,„„ чодом i.....юлненнн ннишинроипнных p.iOoi. согни........ „1и

более высоких ре|улыаюи раОо.....качеч ту и ч„,к11М |

Меюднчсскнй подход к управлению инновациями „ „

позволяем iак/кс |«фнкСнрош1П. он......lue ретамешы. pciyin! "^

PK При .......

локализованные (межфункциональные) мероприятия поддержки системы управления инновациями, в выполнении которых участвует одно или два взаимодействующих предприятия торговли, или целевой творческий коллектив, требуется перераспределение ресурсов между предприятиями торговли и взаимосвязанный контроль над их расходованием.

Формирование методического подхода к управлению инновациями в торговле направлено на решение следующих задач: обеспечить наиболее полное и эффективное взаимодействие всех взаимосвязанных предприятий торговли, танятых внедрением инновации в производственно-экономическую деятельность; освободить высший уровень руководства от функций оперативного управления и координации действий исполнителей, занятых сошаннем и

тис инновационную неслышен. i m при ним Важным '."" мспюм, обеспечивающим информант....... подлеплю ,, 1

Ik 17 1 * ^'H'lCVlll

VlirUIUJICMHM 1И1И01Ш11ИИМИ и г 1С . иилтчея (Кмламсщ Dilin.f * . ЦТ/ ' "'""M к и и

coi ласовання плана и npoi ноза продаж I' К с ею ................

меропрняшямн. коюрый позволяем lipon тест оценку иощ,,J4" сю. необходимости иобьема продаж юиароШокаишияусау,, лиз потенциальных iioipcónieaen. расчет конкурстоиюи*,,,,?'' ассор i имей i ною профиля на нелевых ceiMCHiax Р|( , пнрелис' пне емкое i и основных cei мспюв. оценка покачакпей .bhihiu'ihI cm продаж (коммерческой, рст нопалыюн. бюджетной) для фИИа^ сирования мероириишй инновационной дсятслышсш и |>|( ц целом постановка системы ин||к>рмаиионпой поддержки в Пр„чн. пение плана и npoi но м продаж как речламеша оценки имкаи'шиг.

ni, рискованное ni и и||феК1ннпосп1 и......ианпонпых нреобрвющ.

ннй в PIC позволяю!;

-сформулировать систему доказаюльеш, убеждающих 1Ч( п выгодное m выбранных проектов инновационной деятельное!* im тиснению ассортименпюю профиля и основных целевых со мспюв;

-определить степень жн шеспособиоети и будущей уенжчимт-стн РТС при npoiиодируемом асеоршмсппюм профиле, -предвидеть риски инновационной деятельности; -конкреш шроиап. иерснекшвы P IC в виде системы количественных и качественных показателен инновационной деятельное ni при запланированных объемах продаж,

-оформить развитие перспективною (стратсч нчсскиго) втгля.ц на РТС h его рабочую среду путем получения пенного oiii.na п.и-пироваиня необходимых и достаточных ресурсов.

Особую важность для РТС для надлежащею наполнения н.и-на h прогноза продаж как регламента оценки цикличности, рисви ванностн и зффсктивности инновационных преобразований имеет определение лидера на рынке и объяснение причин, во который РТС" появлялись h уходили с целевого сегмента в последние юли РТС также должна сформировать свою стратегию в области не" 11 сравнить ее с ценовой политикой основных конкурентов, включая окупаемость затрат на привлечение покупателей I кобходимо дать всестороннюю оценку прибыли и показать ее достаточность да» формирования ресурсного обеспечения системы управления инновациями в РТС. РТС должна выработать такие ценовые мсхаи">-мы, которые позволили бы ей: проникнуть на рынок; сохранить" увеличить долю рынка в условиях конкуренции: получить ДОЯ* точную прибыль. РТС должна показать правильность ценовой стратегии и различия между своими ценами и ценами коикурнр>к,|ШП или замещающих товаров и услуг с точки зрения приобрети""11 потребителями некоторых дополнительных ценностей в виде визны, качества. гарантий, дополнительного обслуживания, спи*1 ния себестоимости и т.п.

Еще одним важным регламентом оценки цикличности. Р"1^ ванностн и >ффектив1юсти инновационных прсобраюванни и является план и прогноз ресурсной базы. Наряду с планом " ^

сиен-«

гнозом продаж план и прогноз ресурсной базы является ^ шнм этапом в вопросах эффективного функционирования

Управления инновациями в РТС. Он готовится одним ишос после того как подготовлены план и прогноз продаж, поскол „ раоотке плана и прогноза ресурсной базы исполы>к.к»

•тих разделов. При составлен,,,! плана и про,нош рсорс.....

руководство торговой сет,! должно быть ...............

«о-ьслн ОНО принимает какие-либо обяштельс.на. оно тол** их к финансовой части плана и ..ротно,а рсороюй оа* ' на"П"мср. РТС планирует работать на ,вчх не х. план движения денежной наличности юлжен нокаы.ь как собирается их обслуживать

ЮМ»"*

Таким образом, использование представленных р"

оценки цикличности, рискованности и 4фсктнв1вк

III ими-"

Блок 1. Факторы влияния на инновационные преобразования Определение стадии жизненного цикла РТС и возможности инновационных

преобразований

Внешняя среда Внутренняя среда.

f

Категории управления инновациями в РТС.

Размер и возраст РТС

L

Стадия жизненного цикла и возможность инновационного развития

Блок 2. Блок осуществления инновационных преобразований

Оценка рисков внедрения инноваций и управления инновационными преобразованиями

Параметры деятельности РТС и Модели структуры управления

-составляющие системы -»-инновациями в РТС:

управления инновациями. -механистическая;

I -матричная;

Ресурсоемкость управления -»--органическая

инновационной деятельностью __

Характеристики структуры управления инновациями в РТС.

Блок 3. Контроль результатов инновационных преобразований

О

Р

с-

X 2

0

1 Сл.

I

Мониторинг и оценка эффективности инновационных преобразований Организационная эффективность управления инновациями РТС: -отклонения затрат и экономического эффекта от функционирования системы управления инновациями в РТС.

т~

Эффективность управления инновационными преобразованиями РТС: -динамика рыночной позиции и изменение объема ресурсов на инновационную деятельность РТС.

Рис. I. Модель оценки инновационных преобразований в РТС

онных преобразований в РТС предусматривает активное взаимодействие производителей и потребителей товаров, адаптацию коммерческой политики к изменению спроса и предложения, решение задач ситуационного управления методами стратегического планирования.

Внедрение регламентов оценки цикличности, рискованности и эффективности инновационных преобразований и повышение эффективности информационной поддержки системы управления инновациями в РТС требует дополнительных затрат, эффективность которых определяется эластичностью спроса на целевых сегментах РТС. Также здесь требуется построение модели оценки инновационных преобразований в РТС (рис. 1).

Ее блоки, представленные на рис. 1, применительно к построению рациональной структуры управления инновациями в РТС, включают: факторы, оказывающие влияние на формирование структуры управления инновациями в РТС, - внешнюю среду, операционную

систему, человеческие ресурсы и информационные технологии, модели категорий инновационных проекюв РТС. а также размер и возраст РТС: параметры и модели организационной структуры системы управления инновациями в РТС; характеристики (измерители) структуры и параметры эффективности функционирования P I C (системные параметры инновационной деятельности РТС).

Литература:

1 Миркин. Б.М.Устойчивое развитие: вводный курс/ Б.М. Мир-кии. Л.Г. Наумова,- М.: Логос.2006. С. Ill;

2. Фатхудннов P.A. Инновационный менеджмент. — М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-синтез», 1998. с. 156

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Афонин И. В. Инновационный менеджмент. М.: Изд-во Гар-дарика. 2005 г. с. 76

4. Гсршман М.А., Инновационный менеджмент. Москва. Изд-во «Маркет ДС», 2010, 200 е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.