ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ
Никулина Ольга Валерьевна,
доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет (350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149) [email protected]
Бугаева Светлана Ивановна,
магистрант 2 курс, программа «Экономика фирмы и отраслевых рынков», кафедра мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет (350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149)
Международные торговые компании для обеспечения высокого уровня своей конкурентоспособности активно внедряют инновационные технологии. Целью настоящего исследования является обоснование необходимости внедрения инновационных технологий в деятельность международных торговых компаний, а также выявление возможности применения их положительного опыта в деятельности российских сетевых ретейлеров. Установлено, что ведущие международные торговые компании, активно применяющие технологические и маркетинговые инновации, занимают лидирующие позиции на рынке. Анализ практики инновационной деятельности ведущих международных компаний Verizon, The Home Depot, Nordstrom, Staples, WalMart, Amazon, Lowe's позволил выявить основные инновационные технологии, позволяющие повысить качество обслуживания потребителей: применение информационных технологий для обслуживания целевых групп покупателей; предоставление возможности клиентам осуществить покупку из любой точки мира с доставкой по месту нахождения потребителя; реализация скрытых (неосознанных) желаний клиентов и предвосхищение их торговыми компаниями. Выделены основные направления внедрения инновационных технологий в бизнес-процессы мировых сетевых ретейлеров: персонифицированный подход к обслуживанию покупателей на основе исследования потребительских предпочтений; применение инновационных форм торговли; развитие сетевых коммуникаций; автоматизация бизнес-процессов на основе RFID-технологий; воздействие на спрос через эмоциональную торговлю.
Ключевые слова: международные торговые компании; инновации в торговле; инновационные технологии; маркетинговые технологии; повышение качества обслуживания потребителей.
Одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности современных международных торговых компаний является разработка и внедрение инновационных технологий для повышения качества обслуживания потребителей. Инновационная деятельность международных торговых компаний выражается в осуществлении научных исследований, проведении опытно-конструкторских разработок, а также в разработке и внедрении новых методов маркетинга и методов организации торговой деятельности компании.
Современные международные торговые компании имеют в своем арсенале различные инстру-
менты и методы обслуживания потребителей, однако быстро меняющаяся ситуация на зарубежных рынках требует пересмотра и совершенствования имеющихся технологий на основе внедрения инновационных методов обслуживания потребителей. Дифференциация потребительских предпочтений на различных рынках заставляет международные торговые компании разрабатывать новые методы и инструменты развития своей
коммерческой деятельности с учетом запросов покупателей [1]. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость внедрения инновационных технологий в деятельность международных торговых компаний.
Розничная торговля в последнее время снижает темпы развития: 106,3% в 2012 году, 103,9% -в 20 1 3, 1 02,5% в 2014 году (табл. 1) [2].
Таблица 1
Динамика розничного товарооборота в России за период 2012—2014 гг. и прогноз на 2015—2017 гг.
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. Прогноз
2015 г. 2016 г. 2017 г.
Прирост, % к предыдущему году 106,3 103,9 101,9 100,6 102,9 103,4
Одним из основных направлений современного развития торговли является стремление к монополизации рынка крупными торговыми компаниями, которые вытесняют средние и малые торговые фирмы.
Международные торговые компании для обеспечения высокого уровня своей конкурентоспособности активно развивают различные направления деятельности и осваивают новые рынки сбыта за счет внедрения инновационных технологий с целью обеспечения высокого качества обслуживания потребителей. Для этого ведущие торговые компании направляют инвестиционные ресурсы в сферу разработки и внедрения технологических и маркетинговых инноваций [3].
Согласно исследованию, проведенному журналом «Эксперт» [4], в ближайшее время крупные по объему инвестиции ведущие торговые сети продовольственных товаров и бытовой техники собираются направить на внедрение новых технологий. Более того, затраты на них сопоставимы с открытием новых торговых точек и приблизительно составляют 2—2,5 миллиарда рублей в год. Для розничной торговли инновационные технологии можно разделить на две категории — технологии для повышения лояльности покупателей и технологии для оптимизации бизнеса. По оценкам большинства экспертов, внедрение инновационных технологий увеличивает выручку торговой компании на 20% в год.
Согласно общепринятой точке зрения, инновации в торговле — это набор процессов, которые возникают внутри торговой компании и приводят к повышению ее конкурентоспособности,увеличению прибыльности и росту производительности труда [5].
В авторской интерпретации инновации в торговле представляют собой результат целенаправленной интеллектуальной деятельности по разработке и созданию продуктов, услуг, процессов, качественно отличающихся от предшествующих аналогов и имеющих принципиально новые свойства потребительской ценности, способствующие удовлетворению запросов потребителей, а также принципиально новых или усовершенствованных технологий обслуживания потребителей.
Главная цель нововведений в торговле заключается в создании условий эффективного осуществления процессовтовародви-жения и купли-продажи, обслуживания потребителей и торговой деятельности в целом. На данном этапе развития общества внедрение технологий, которые позволяют повысить качество обслуживания потребителей и обеспечивают их лояльность, является необходимым условием обеспечения высокого уровня конкурентоспособности современной торговой компании [6].
Инновации в российской торговле имеют ряд особенностей [7]:
♦ большая часть инноваций в торговле возникает не как результат НИОКР, а вследствие бенч-маркинга и конкурентного анализа;
♦ в торговых компаниях внедряются нововведения, связанные с возникновением нового элемента маркетинга или технологического процесса;
♦ весомая часть инноваций в торговле является заимствованной у зарубежных компаний.
Экспертами Deloitte в исследовании Global Power of Retailing 2015 были выделены пять приоритетных
направлений, которые влияют на развитие мирового ретейла [8]:
1) travel retailing (туристическая торговля),
2) mobile retailing (торговля с помощью мобильных устройств),
3) faster retailing (или быстрая торговля),
4) experience retailing (эмоциональная торговля),
5) innovative retailing (инновационная торговля).
В ближайшее время международные торговые компании, активно применяющие технологические и маркетинговые инновации, займут лидирующие позиции на рынке на основе применения новых нестандартных подходов и креативных решений к развитию своей деятельности в условиях конкуренции и трансформации потребительских предпочтений. Американские компании являются лидерами в сфере применения инновационных технологий в своей деятельности и используют следующие нестандартные подходы: компания Verizon открыла уникальный пункт продаж в огромном моле Mall of America, Awl&Sundry занимается производством конкретныхтоваров под заказ. Многие мировые лидеры торговли The Home Depot, Nordstrom, Staples, WalMart, Amazon открыли лаборатории инноваций, задача которых состоит в разработке новых творческих подходов и технологий. Например, компания Lowe's начала использовать робота, который знает множество языков, способного идентифицировать описанный покупателем товар, выдать о нем подробную информацию, а также помочь найти его в магазине. Все инновационные технологии, которые разрабатывают и внедряют торговые компании, направлены на повышение качества обслуживания клиентов, на
удовлетворение их потребностей и желаний. Некоторые из них представлены в таблице 2 [9].
В области маркетинговых инструментов продвижения открывается широкий горизонт для инноваций в сфере применения механизмов, повышающих эффективность и качество обслуживания потребителей. Так, технологии будущего мировых торговых компаний представлены в таблице 3.
Представленные в таблице 3 инновационные технологии пока проходят проектную стадию, однако отдельные их элементы уже получили широкое практическое применение. К ним относится тех-
нология «Магазин Будущего», которая полностью автоматизирует процесс покупки.
Одним из инновационных проектов в сфере розничной торговли является проект, реализуемый компаниями Х5 RetailGroupи «РТИ», которые работают с RFID-техно-логиями под руководством компании Роснано. В конце 2012 года для сотрудников розничной сети X5 Retail Group открыт магазин «ПЕПЯКА» (по первым двум буквам названий магазинов «Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель»). Характерной чертой проекта является организация покупок, не требующая специального обслуживания и наличия продавцов и кассиров в торговом зале.
Инновации в современной торговле
Все товары в этом магазине промаркированы радиометками. Благодаря им информация о товарах в корзине покупателя сканируется считывателями RFID, которые оперативно формируют электронный счет. Автоматическая идентификация продукции позволяет отслеживать цепочку движения товара от производителя к потребителю, контролировать сроки годности, быстро получать информацию об ассортименте и количестве товара и предотвращать поступление нелегальной продукции. По данным компании Metro Group, использование технологии RFID сокращает потери на 15 — 20%, увеличивает процент точности инвентаризации до 100%.
Таблица 2
Инновация Страна происхождения Суть инновации
Сенсорный экран в торговом зале Великобритания На экране появляется информация о товаре в 3D-формате, описываются интересующие клиента характеристики, обновляются отзывы покупателей. Здесь же можно оплатить покупку с помощью карты.
Тележки с iPad Великобритания Подобные тележки помогают покупателям оценить свойства интересующего их товара с помощью считывающего устройства.
Мобильный платеж Финляндия, Япония, Голландия Покупка оплачивается с помощью мобильного телефона, поддерживающего технологию NFC. Эксперты считают, что если повысить показатель удержания интернет-покупателей на 5%, можно увеличить прибыль максимально на 95%.
Геолокация в социальной сети Iiko.net Россия Новшество для рестораторов, которое помогает привлекать новых посетителей по программе лояльности. Гости ресторанов отмечаются в этих заведениях с помощью геолокационных сервисов и получают за это подарки либо скидки.
«Убийца» очередей Япония Сотрудник торгового зала сканирует товары и печатает «мягкий чек» с помощью мобильного принтера. Кассир считывает «мягкий чек» печатает чек, содержащий все позиции. Инновация позволяет сократить время прохождения клиента через кассу на 70%, и увеличить пропускную способность кассы до 40%.
Таблица 3
Инновационные технологии международных торговых компаний, которые позволят повысить качество обслуживания потребителей
Инновационная технология Суть и применение технологии
Применение информационных технологий для обслуживания целевых групп покупателей Использование данных о совершенных ранее потребителями покупках для планирования ассортимента товаров. Возможность демонстрации имеющихся у продавца в наличии товаров и дополнительных сервисов для целевых групп покупателей. Обратная связь с потребителями и эффективное целевое обслуживание выбранного сегмента покупателей.
Предоставление возможности клиентам осуществить покупку из любой точки мира с доставкой по месту нахождения потребителя Организация торговли под заказ покупателей с использованием логистических возможностей международной компании, а также ее партнеров по бизнесу и сервисных служб по доставке товаров в различных регионах мира. Международные торговые компании обладают возможностью осуществлять доставку товаров своим покупателям в любую точку мира на основе расширенной сети филиалов и представительств в различных странах.
Реализация скрытых (неосознанных) желаний клиентов и предвосхищение их торговыми компаниями Нанесение уникальной маркировки на товары для реализации возможности их идентификации с использованием мобильных устройств и считывания информации на сайте компании, что позволит потребителям быстро и эффективно получать информацию о понравившихся товарах. Предвосхищение скрытых и неосознанных желаний клиентов заключается в возможности международной торговой компании за счет идентификации товаров с помощью мобильных устройств получать информацию о проявленном интересе со стороны потребителей, и на основе этого предлагать определенные товары отдельным группам потребителей.
Такая организация торговли также эффективна для исключения возможных краж [10].
Инновационную технологию RFID используют в своих магазинах такие мировые ретейлеры, как Metro Group, Wal-Mart, Best Buy, Tesco. Помимо X5 в России эту технологию внедряет Media Markt. Если пробный проект будет успешным, его планируют распространить на все гипермаркеты сети. Для тестирования были выбраны наиболее сложные группы товаров: мультимедийные товары и аксессуары.
Ведущие мировые торговые компании уже опробовали инновационные технологии в организации своего бизнеса. Так, одна из американских продовольственных сетей The Kroger Co. внедрила в процесс обслуживания технологию инфракрасных датчиков и использовала прогнозирование для того, чтобы сократить время пребывания в очереди с 5 минутдо 40 секунд.
Торговый центр в Британии Intu недавно инвестировал 8 миллионов фунтов в стратегию по использованию мобильных интернет-технологий и создание магистральных сетей. Спустя 4 месяца после внедрения Wi-Fi увеличилась база клиентов на 25%. Данные позволили понять, каким об-
разом покупатели передвигаются по магазину и какое количество времени они проводят в торговом зале. Благодаря этим данным улучшилось взаимодействие с покупателями путем создания персональных предложений.
Компания Columbia Sportswear обеспечивает быстрое движение очереди и экономит 20 000 долларов в год благодаря виртуализации приложений для оплаты.
Мировые торговые компании считают, что к 2017 году большая часть всех покупок (56%) будет совершаться через терминалы самообслуживания, мобильные точки продаж или мобильные устройства. Об этом свидетельствуют анализ данных за 2010—2015 гг. и прогноз на 2016 год. Очевидно, что в информационный век для удовлетворения потребностей покупателей необходимо соблюдать инновационность технологического процесса торговли с помощью:
♦ оплаты товаров мобильными устройствами одним касанием, находясь в торговом зале; эта технология позволит избежать больших очередей;
♦ «умных полок», позволяющих с помощью системы датчиков фиксировать момент удаления с полки или размещения на ней конкретного товара, что позво-
ляет более точно осуществлять мониторинг и управлять запасами; технология «умных полок» обычно применяется для слежения за динамикой продаж дорогостоящих товаров;
♦ сочетания камеры и компьютера, позволяющего примерять одежду и покупать ее с комфортом, не выходя из дома; технология позволит покупателю получить желаемый товар на дом;
♦ камер, датчиков и RF/D-техно-логий, обеспечивающих автоматизацию оплаты товаров и прогнозирование очередей; инновация позволит сократить время покупки.
На основе проведенного анализа технологий обслуживания потребителей ведущими мировыми лидерами в сфере розничной торговли и оценки перспектив и возможностей внедрения технологических и маркетинговых инноваций в деятельность торговых компаний нами разработан комплекс мероприятий для повышения качества обслуживания потребителей (табл. 4).
Таким образом, в результате проведенного исследования процессов разработки и внедрения инновационных технологий в деятельность международных торговых компаний для повыше-
Таблица 4
Характеристика основных мероприятий по внедрению инновационных технологий в деятельность торговых компаний
для повышения качества обслуживания потребителей
Наименование мероприятия Характеристика действий Планируемые результаты от реализации мероприятий
1 2 3
Персонифицированный подход к обслуживанию потребителей на основе исследования предпочтений Выделить группы потребителей по характеру покупок (ценовая политика, бренд, наличие промоакций и т. д.). С помощью количественных и качественных маркетинговых методов исследования получить данные о потребительских предпочтениях. Оптимальные сегментация рынка и позиционирование продукции. Выделение ключевых групп потребителей и целевых сегментов.
Применение инновационных форм торговли Исследовав рынок и предпочтения определенного сегмента, необходимо определить баланс между традиционными формами торговли и инновационными. Инновационным методам торговли следует уделить особое внимание (дистанционная и туристическая торговля, продажа товаров через мобильные устройства). Повышение интереса к марке торговой фирмы со стороны потребителей. Формирование потребительских предпочтений применительно к определенной форме торговли, определенному событию или конкретной марке продукции.
Таблица 4 (Окончание)
1 2 3
Развитие сетевых коммуникаций Создание сетевых форм взаимодействия между торговыми компаниями и потребителями на основе объединения в целевые группы с учетом специализации торговой компании и потребительских предпочтений каждой группы клиентов. Возможность получения синергетического эффекта за счет интеграционного взаимодействия торговых компаний между собой и с потребителями на основе кооперации сотрудничества в рамках действующих условий конкуренции. Каждый участник сетевого взаимодействия получает максимальный эффект: покупатели - удовлетворение своих запросов; компании - максимизацию прибыли.
Автоматизация бизнес-процессов международных торговых компаний Возникает потребность в ведении электронного документооборота, в введении новых технологий товародвижения, например, ЯРЮ-технологии. Сокращение издержек деятельности компании за счет сокращения трудовых ресурсов, производственных потерь. Возможность организации максимального контроля над процессами, протекающими в компании.
Воздействие на спрос через эмоциональную торговлю Организация зрелищных, тематических, событийных, праздничных, деловых шоп-туров в крупнейших торговых центрах для отдельных категорий потребителей, проявляющих особый интерес к процессу совершения покупки и высокий уровень эмоциональности. Повышение потока покупателей в период праздников, определенных событий, сформированных заказов, что позволит торговому предприятию активно планировать свою деятельность и объемы продаж.
ния качества обслуживания потребителей получены следующие выводы:
1. Сфера международной торговли динамично развивается на основе следования запросам потребителей и необходимости внедрения инновационныхтехнологий для повышения качества обслуживания покупателей. Сегодня невозможно представить современные торговые компании без наличия у них современных средств учета, маркировки и представления товаров. Быстро развивающиеся информационные технологии позволяют торговым компаниям активно разрабатывать и внедрять креативные методы решения проблем в сфере торгового обслуживания потребителей с учетом их запросов и предпочтений.
2. Американские компании как лидеры в сфере международной торговли накопили значительный опыт «инновационного» обслуживания потребителей на основе
организации уникальных пунктов продаж, реализации монопродуктов, организации производства конкретного товара под заказ, а также в результате открытия лабораторий инноваций. Это позволило международным торговым компаниям активно занять определенную нишу в сегменте сетевого ретейла и обеспечило им высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке.
3. Быстро меняющиеся запросы и предпочтения потребителей заставляют торговые компании активно разрабатывать и внедрять технологические и маркетинговые инновации, направленные на повышение качества обслуживания покупателей. Анализ практики применения инновационных технологий международных торговых компаний позволил разработать комплекс мероприятий по внедрению отдельных инноваций в сферу торговой деятельности российских сетевых ретейлеров:
♦ персонифицированный подход к обслуживанию потребителей на основе исследования предпочтений;
♦ применение инновационных форм торговли;
♦ развитие сетевых коммуникаций;
♦ автоматизация бизнес-процессов;
♦ воздействие на спрос через эмоциональную торговлю.
Реализация предложенных мероприятий позволит привлечь максимальное количество покупателей, даст возможность как международным, так и российским сетевым ретейлерам быстро реагировать на технологические изменения и активно внедрять их в свою деятельность, что в целом будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности торговых предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
ИСТОЧНИКИ
1 Никулина О.В., Бугаева С.И. Повышение эффективности деятельности международных торговых компаний на основе совершенствования качества обслуживания потребителей // Экономика устойчивого развития. 2015. № 2 (22). С. 232-238.
2 Ежегодный доклад. «Потребительский рынок России: итоги 2014 года, перспективы на 2015 год» [Электронный ресурс] URL: http://tpprf.ru/ru.
3 Старкова Н.О., Старков И.С. Применение современных подходов к управлению изменениями в информационной системе предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 66. С. 194—205.
4 Шохина Е Продавцы против инноваций // Эксперт. 2012. № 8. С. 36—38.
5 Шарф А.А. Инновации в торговле: основные проблемы и пути их решения // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012. С. 31—33.
6 Солодилов К.В. Инновации в розничных торговых сетях // Социально-экономические инновации. 2012. № 7. С. 29—32.
7 ВалееваЮ.С., Мартынова О.В. Экономическое содержание интенсивного развития услуг розничных торговых сетей // Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. 2013. № 5. С. 87—91.
8 Global Powers of Retailing 2015: Embracing Innovation [Электронный ресурс] URL: http://www2.deloitte.com/global/ en/pages/consumer-business/articles/global-powers-of-retailing.html.
9 Мельникова Т.Ф., Кащенко Е.Г., Гизатуллина Г.Р. Инновационные технологии в современной торговле // Современная торговля: теория, практика, перспективы развития: материалы III междунар. инновац. научно-практич. конф. Москва, 2014. С. 113—116.
10 Сообщество профессионалов розничной торговли [Электронный ресурс] URL: http://www.retailer.ru.
Introduction of Innovative Technologies to the International Trading Companies Nikulina Olga Valeryevna,
Doctor of economics sciences, Professor at the Department of International Economy and Management, Kuban State University, 149, Stavropolskaya st., Krasnodar, 350040, Russia ([email protected])
Bugaeva Svetlana Ivanovna,
Master's Degree of the second year. Area of study «Firm and Sectoral Markets Economy», Department of International Economics and Management, Kuban State University, Stavropolskaya st., 149, Krasnodar, 350040, Russia ([email protected])
International trading companies implement stoutly innovative technologies to ensure a high level competitiveness. The purpose of this research is to substantiate the introduction of innovative technologies into the activity of international trading companies, and to identify the possibility of using their positive experience by Russian network retailers. It is revealed that the leading international trading companies stoutly applying technological and marketing innovations are the market leaders. The analysis of innovative activity of leading international companies Verizon, The Home Depot, Nordstrom, Staples, WalMart, Amazon and Lowe's helped to identify key innovative technologies that improve the quality of customer service: information technology in servicing target clients; enabling clients to purchase from anywhere in the world with delivery at any consumer's location; implementation of hidden (unconscious) desires of the customers and theirs anticipating by trading companies. Main methods of innovative technologies implementation in business-processes of global network retailers are revealed: personalized approach to customer service based on consumer preferences; innovative forms of trade; development of network communications; automation of business-processes based on RFID-technologies; the demand forcing through emotional trading.
Keywords: international trading companies; innovations in trade; innovative technologies; marketing tools; improving of customer service quality.
REFERENCES
1 Nikulina, O.V.; Bugaeva, S.I. (2015) Povishenie effektivnosti deyatelnosti mezhdunarodnikg torgovikh kompaniy na osnove sovershenstvovaniya kachestva obsluzhivaniya potrebiteley [Improving the effectiveness of the international trading companies on the basis of improving the quality of customer service]. Ekonomika ustoychivogo razvitiya [Economics of sustainable development], 2015, no. 2 (22), pp. 232—238.
2 Ezhegodniy doklad «Potrebitelskiy rinok Rossii: itogi 2014 goda, perspektivi na 2015 god [Annual report «The consumer market of Russia: results of 2014, the prospects for 2015»]. Available at: http://tpprf.ru/ru.
3 Starkova, N.A.; Starkov, I.S. (2011) Primenenie sovremennikh podkhodov k upravleniyu izmeneniyami v informatsionnoy sisteme predpriyatiya [Application of modern approaches to change management in the enterprise information system]. Politematicheskiy setevoy elektronniy nauchniy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Multidisciplinary network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University], 2011, no. 66, pp. 194—205.
4 Shokhina, E. (2012) Prodavtsi protiv innovatsiy [Sellers against innovation]. Ekspert [Expert], 2012, no. 8, pp. 36—38.
5 Sharf, A.A. (2012) Innovatsii v torgovle: osnovnie problemi i puti ikh resheniya [Innovations in Trade: the main problems and solutions]. Problemi sovremennoy ekonomiki: materiali 2 mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii (Chelyabinsk, oktyabr' 2012) [Problems of Modern Economics: Materials of the 2 Intern. scientific. Conf. (Chelyabinsk, October 2012)]. Chelyabinsk, Dva komsomoltsa [Two Komsomolets] Publ., 2012, pp. 31—33.
6 Solodilov, K.V. (2012) Innovatsii v roznichnikh tirgovikh setyakh [Innovations in retail networks]. Sotsialno-ekonomicheskie innovatsii [Social and economic innovation], 2012, no. 7, pp. 29—32.
7 Valeyeva, Y.S.; Martyinova, O.V. (2013) Ekonomicheskoe soderzhanie intensivnogo razvitiya uslug roznichnikh torgovikh setey [The economic content of intensive development of retail chains]. Kazanskiy kooperativniyinstitut(filial) Rossiyskogo universiteta kooperatsii[Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation], 2013, no. 5, pp. 87—91.
8 Global Powers of Retailing 2015: Embracing Innovation. Available at: http://www2.deloitte.com/global/en/pages/ consumer-business/articles/global-powers-of-retailing.html.
9 Melnikova, T.F.; Kashchenko, E.G.; Gizatullina, G.R. (2014) Innovatsionnie tekhnologii v sovremennoy torgovle [Innovative technologies in modern commerce]. Sovremennaya torgovlya: teoriya, praktika, perspektivi razvitiya: materiali 3 mezhdunarodnoy innovatsionnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Modern trade: theory, practice, perspectives of development: materials of 3 international innovation scientific-practical conf.] Moskva, 2014 [Moscow, 2014], pp. 113—116.
10 Soobshchestvo professionalov roznichnoy torgovli [The community of retail professionals]. Available at: http:// www.retailer.ru.