THE IMAGE OF WORLD HISTORY IN A. KHOMYAKOV'S WORKS
Е. О. Mezhueva
The article reconstructs the views of the founder of Slavophilism A. Khomyakov on the world history - its origins, driving forces and moral principles. This study revealed that according to Khomyakov, the categories of will confined in the religions - freedom and need -serve the spiritual foundation of history.
Key words: Slavophilism, Christianity, world history, historiosophy, faith, religion, freedom, necessity.
Mezhueva Elena Olegovna, PhD, Associate Professor, Head of Department, [email protected], Russia, Tula, Tula branch of the Russian Law Academy.
УДК 378.09.01
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТИВИЗМ И КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В.М. Петровичев, В.И. Иванова
Рассматривается конструктивная особенность методологии педагогического исследования через логику его построения и соблюдения ключевых принципов отражения научной теория в практико-экспериментальной деятельности педагога-исследователя, обоснованная как целостная методологическая культура педагога-ученого.
Ключевые слова: методология, методологический конструктивизм, методологическая культура.
Продолжая тематику ранее опубликованных работ в данном научном издании [2, 6, 8], мы подробно рассмотрим в данной статье конструктивную логику методологического построения педагогического исследования и методологическую культуру педагога-ученого.
Анализ развития отечественной науки в сфере педагогики показывает, что эффективность этого процесса во многом зависит от активности в инновационной и экспериментальной работе педагогов-практиков. Именно преподаватель вуза находится в непосредственном контакте со студентами, регулирует их образовательную деятельность и, по большому счету, управляет образовательным процессом через педагогическое исследование.
Если рассматривать деятельность людей в любой её форме (научная, практическая и т.д.) через целый ряд факторов, то конечный её результат будет зависеть не только от субъекта или объекта деятельности, но и от того, какие способы, приемы, средства при этом применяются, что является
её фундаментальной основой. Собственно говоря, это и есть проблема методологии и методов исследовательской деятельности.
Под методологией обычно понимают учение о принципах и способах научного познания объективной действительности [5].
Исходя из общих представлений о методологии, методология педагогики определяется как система знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность.
В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический [4].
Высший - философский - уровень методологии, выполняет общеметодологические функции.
Второй уровень - общенаучный - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень - конкретно-научная методология - включает проблемы, специфичные для научного познания в данной области, совокупность методов, принципов исследования, процедур, применяемых в конкретной научной дисциплине.
Четвертый уровень - технологический - составляют методика и техника исследования, на этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов.
Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
В настоящее время сосуществуют различные философские направления, выступающие в качестве методологии различных человековедче-ских наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, прагматизм, диалектический материализм, неотомизм, неопозитивизм.
Диалектико-материалистическая педагогика исходит из того, что личность есть объект и субъект общественных отношений. Ее развитие обусловлено внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность проявляется и формируется в деятельности.
Философский уровень методологии педагогики сегодня представляет одну из актуальных ее проблем и может быть представлен в виде логической конструкции (алгоритма) мыслительной и практической деятельности педагога-ученого и определяться понятием «методологический конструктивизм», который включает в себя: выбор подходов исследования, принципы построения логики исследования с учетом соблюдения методологических параметров, выбор и практическое применение методов исследования [4].
Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности, и ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.
Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты процесса (явления) рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.
Конкретно-научная методология каждой науки и обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические, относительно самостоятельные подходы, или принципы. В педагогике это: целостный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), культурологический, этнопедагогический, антропологический подходы, которые и являются ее методологическими принципами [1, 9].
Технологический уровень методологии педагогики составляют методика и техника исследования. Он обусловлен всеми предыдущими уровнями, поскольку от них зависят организация педагогического исследования и его методика.
Под педагогическим исследованием понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления (В.М. Полонский).
Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные и разработки.
Результатом фундаментальных исследований являются обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретическим и практическим достижениям педагогики или предлагают модели развития педагогических систем на прогностической основе.
Прикладные исследования — это работы, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, установление закономерностей многосторонней педагогической практики.
Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения.
Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нем общепринятых методологических параметров. К ним относятся: проблема, тема, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения.
Объект — это то, на что направлен процесс познания.
Предмет исследования — часть, отраженная сторона объекта. Это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.
Гипотеза представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.
Основными критериями качества педагогического исследования являются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.
В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать такой сложный и многофункциональный объект, каким является образовательный процесс. Применение ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.
Методы педагогического исследования — это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы:
- методы изучения педагогического опыта,
- методы теоретического исследования,
- математические и статистические методы.
Методы изучения педагогического опыта — это способы исследования реально сложившегося опыта организации образовательного процесса. Изучается как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении педагогического опыта применяются такие методы, как: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации.
Основными методами эмпирического исследования в педагогике являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях или в искусственном, специально организованном эксперименте. При благоприятных условиях
этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию для формирования и фиксации научных фактов.
Различают: включенное и невключенное наблюдение, открытое и скрытое, сплошное и выборочное.
Наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются: планомерность, целенаправленность, активность, систематичность; результаты наблюдений обязательно фиксируются.
Недостатком наблюдения является возможность влияния личностных особенностей исследователя.
Эксперимент - это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности.
Педагогический эксперимент - это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания.
Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ: в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»; эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в специально созданных условиях; важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.
Педагогический эксперимент включает в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Проведение педагогического эксперимента требует тщательной подготовки и организации, которая начинается с четкого определения исследователем цели, характера изменения условий, предполагаемых этапов и возможных результатов эксперимента.
К методам опроса относятся беседа, интервью, анкетирование, результативность которых зависит во многом от содержания, структуры и характера вопросов. План беседы, интервью или анкеты - это перечень задаваемых вопросов. Отличия методов опроса: беседа ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника; во время интервью вопросы записываются открыто. Анкетирование является методом массового сбора материала с помощью анкеты.
Изучение школьной документации вооружит исследователя объективными данными, характеризующими реальную практику организации образовательного процесса.
К важнейшим методам педагогического исследования относятся изучение и обобщение опыта работы.
Перечисленные выше методы называют также методами эмпирического познания педагогических явлений, так как они служат средством
сбора научно-педагогических фактов, которые затем подвергаются теоретическому анализу.
Среди теоретических методов научно-педагогического исследования выделяют: теоретический анализ, логические методы обобщения полученных данных (индукция, дедукция), построение мысленного эксперимента, метод аналогий, прогнозирование, моделирование и др. [4, 5].
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, исследователь выявляет в них общее и особенное, устанавливает общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, который помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, В теоретическом анализе используют другие группы методов исследования — индуктивные и дедуктивные. Это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных.
Теоретические методы связаны с изучением научно-педагогической литературы, что дает возможность узнать, какие проблемы уже изучены, по каким ведутся научные дискуссии, какие вопросы еще не решены.
Для количественной обработки полученных эмпирических данных в педагогике применяются математические и статистические методы, которые позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными в педагогике математическими методами являются: регистрация, ранжирование и шкалирование.
Неоднозначность протекания педагогических процессов, множественность факторов, одновременно влияющих на их результаты, требует использования разнообразных взаимодополняющих исследовательских приемов и методов, проверки и перепроверки полученной информации. Неповторяемость педагогических процессов в отличие от исследований в области естественных наук требует от исследователя корректности формулируемых выводов.
Высшим показателем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры.
Л.В. Занков первым из отечественных исследователей говорит о необходимости методологической культуры педагога для успешной реализации образовательной практики. Некоторые системы обучения требуют от педагога не только высокого уровня профессиональных знаний, но и знания философии.
А.Н. Ходусов рассматривает методологическую культуру как целостное многоуровневое и многокомпонентное образование, включающее в себя педагогическую философию преподавателя (убеждения), методологическую рефлексию (понимание), внутренний план сознания (самосознание).
Среди компонентов методологической культуры преподавателя выделяют также:
- гностический (специальные знания о способах и источниках получения научной информации);
- мотивационный (готовность и стремление к самостоятельной исследовательской деятельности);
- практически-действенный (овладение исследовательскими умениями и навыками) [3].
Вместе с тем, методологическую культуру педагога можно охарактеризовать также исходя из смысловых оттенков входящих в данное понятие категорий - «методология» и «культура», тогда методологическая культура будет выступать как высокий уровень владения педагогом методами научного познания, высокий уровень овладения приемами, правилами и нормами научной деятельности, выражающийся в умении на основе выбранной методологии точно формулировать задачи, выбирать соответствующие пути их решения, получать обоснованные выводы и осознанно пользоваться этими выводами на практике.
Основными признаками методологической культуры выступают:
- понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
- осознание понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
- установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
- направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие» свойства;
- потребность воспроизводить практику образования в понятийно -терминологической системе педагогики;
- стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
- критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
- рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;
- доказательное опровержение антинаучных позиций в области чело-векознания;
- понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики [3, 7, 9].
Овладевая методологией, преподаватель-исследователь начинает мыслить ее принципами, и в этом отношении его мышление становится «принципиальным», отличающимся надситуативной активностью.
Педагог, обладающий методологической культурой, отличается научным мышлением, творческой рефлексией и саморефлексией, высокой степенью педагогического общения. Следует отметить, что методологическая культура проявляется не только в знаниях, отдельных умениях и навыках, но и в стиле, логике мышления, в принятии продуктивных решений. Сформированная методологическая культура педагога определяет его позитивное отношение к науке как важнейшему средству диагностирования, прогнозирования и совершенствования педагогической практики.
Список литературы
1. Вульфов Б.З., Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Высшее образование, 2007. 430с.
2. Грязев М.В., Петровичев В.М. Методологическая логистика диссертационного исследования в области педагогических наук // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 2. С. 393-400.
3. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М.: ACADEMIA, 2006. 176с.
4. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика: учеб. пособие. М.: Академический проспект: Триста, 2008. 207 с.
5. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. М.: ACADEMIA, 2006. 400с.
6. Петровичев В.М. Педагогическая подготовка студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. Вып. 3. Ч. 2. С. 53-63.
7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: в 2 кн. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003.
8. Романов В.А. Проблемы качества подготовки будущих преподавателей: интеграция учебной и научной деятельности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. Вып. 3. Ч.2. С. 285-290.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия, 2003. 576с.
Петровичев Владимир Матвеевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, kafedra_timpo@,mail. т, Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Иванова Виктория Ивановна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, kafedra_timpo@,mail. т, Россия, Тула, Тульский государственный университет.
METHODOLOGICAL CONSTRUCTIVISM AND CULTURE OF PEDAGOGICAL
RESEARCH
V.MPetrovichev, V.I. Ivanova
We consider the structure of pedagogical research methodology through the logic of its construction and compliance with the key principles of implementation of scientific theory in practice and experimental work of a teacher-researcher justified as an integral methodological culture of a teacher-scientist.
Key words: methodology, methodological constructivism, methodological culture .
Petrovichev Vladimir Matveevich, Doctor of Education Sciences, Professor, Head of Department, kafedra_timpo@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Ivanova Viktoriya Ivanovna, Doctor of Education Sciences, Professor, Head of Department, kafedra_timpo@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University.
УДК 7.01
ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКИ А.Ф. ЛОСЕВА И ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА
М.И. Петухова-Левицкая
Представлено философское осмысление искусства музыки в ранних работах А.Ф. Лосева. Отмечается, что в значительной степени теоретическая позиция философа была обусловлена состоянием теории музыки того времени, однако А.Ф. Лосев выходит за рамки традиционной трактовки музыки, рассматривая музыкальное произведение в его идеальности, вне-временности и вне-пространственности, тем самым, указывая на истинное бытие и природу музыки. Рассматриваются возможности использования данной философской концепции в ходе освоения учащимися музыкальных культурных ценностей в образовательном процессе.
Ключевые слова: музыка, философия музыки, бытие музыки, музыкально-звуковое пространство, художественная культура, педагогика искусства.
В современном культурном пространстве общепринятым является методологическое положение о том, что любой образовательный процесс должен выступать как способ овладения культурой и культурной традицией, обеспечивая естественное вхождение личности в мир духовных и материальных ценностей. И тем более это относится к овладению художественной культурой, частью которой выступает культура музыкальная. Искусство музыки, имея «человеческую природу» (Ю. Б. Алиев), как никакой другой вид искусства, способствует становлению ценностно-смысловой сферы личности, помогает человеку, «мысленно выходя за пределы своей жизни», осмысливать жизнь, познавать ее ценность и уникальность, а также ее Вечные ценности [8, с. 53].