Научная статья на тему 'Методологические вопросы применения кластерного подхода к развитию регионального агропромышленного комплекса'

Методологические вопросы применения кластерного подхода к развитию регионального агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Некрасов Р.В.

На основе обобщения зарубежных и отечественных публикаций по проблемам кластерного развития рассмотрены методологические вопросы формирования экономических кластеров. Предложена и обоснована авторская методика диагностики существования экономических кластеров в регионе. Изучен мировой опыт применения технологий кластерного развития в сельском хозяйстве. Определены и охарактеризованы потенциальные кластеры в АПК Самарской области. Предложены первоочередные меры государственного воздействия по их развитию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические вопросы применения кластерного подхода к развитию регионального агропромышленного комплекса»

Развитие АПК

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

р. в. иекрасов,

кандидат экономических наук, доцент Самарская государственная сельскохозяйственная академия

Начиная с 1970 гг. кластерный подход стал признанной стратегией повышения конкурентоспособности для стран, регионов и отдельных территорий. Его возрастающая популярность связана с объективными успехами, которых достигали на мировом рынке группы соседствующих компаний, работающих в одной сфере. «Силиконовая долина», обувной кластер на Севере Италии, автомобильный кластер в Южной Германии, кластер биотехнологий в Швеции — вот далеко не полный перечень примеров успешного функционирования кластерных структур в условиях глобальной конкуренции.

В настоящее время феномен кластеризации экономического пространства стал еще сильнее притягивать к себе внимание правительств, ученых и экспертов, превратившись в важный элемент социально-экономической политики многих государств, в том числе и на постсоветском пространстве. Наиболее решительные шаги в этом направлении были предприняты в Республике Казахстан, куда в качестве научного советника проекта повышения национальной конкурентоспособности был приглашен сам проф. М. Портер. Имеются сведения о попытках реализации кластерных инициатив в Украине и в Киргизской Республике.

В Российской Федерации теория кластерного развития нашла активных сторонников на региональном уровне. Так, в Самарской и Томской областях она была официально положена в основу региональных стратегий социально-экономического развития до 2020 г. На федеральном уровне

упоминание о кластерах содержится в проекте «Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», подготовленной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Следует отметить, что перенос кластерных теорий на российскую почву еще более усилил существующие противоречия и проблемы, связанные, в первую очередь, с неоднозначностью формулировок основных понятий и понимания принципов кластерной экономики. В официальной и научной литературе без достаточных обоснований и пояснений как синонимы используются такие понятия, как «кластер», «экономический кластер», «территориальный производственный кластер», «территориальный экономический кластер».

Многообразие методологических подходов к проблемам изучения кластеров, наряду с несомненной дискуссионной ценностью, имеет и существенные недостатки. Во-первых, отсутствие однозначного понимания кластера как экономического объекта существенно затрудняет применение инструментария точных наук при его исследовании (статистика, математическое моделирование и т. п.). Во-вторых, в отдельных случаях это может привести к неэффективному использованию ресурсов, направляемых на повышение конкурентоспособности и развитие кластерных структур.

Изложенное обусловливает объективную необходимость провести, в первую очередь, идентификацию экономической категории «кластер», которая, по нашему мнению, должна основываться,

прежде всего, на раскрытии сущности кластерных отношений. Только понимание того, в чем заключаются особенности взаимодействия организаций, составляющих кластер, позволит, во-первых, дать ему точное определение, а во-вторых, обосновать выбор небольшого числа объективных признаков (маркеров), необходимых для диагностики его существования на определенной территории.

На основе изучения наиболее известных отечественных и зарубежных публикаций по кластерной тематике нами были выделены следующие основные признаки кластерных отношений.

1. На определенной территории функционируют организации, выпускающие однородную и конкурентоспособную продукцию (ядро кластера).

В определениях многих авторов акцент делается на географическую близость участников кластера и их конкурентоспособность. Вместе с тем мы считаем принципиально важным указать на однородность выпускаемого ими конечного продукта, который и определяет название кластера (автомобильный, финансовый и т. п.). Это связано с тем, что на определенной территории могут находиться несколько успешных и конкурентоспособных предприятий, но функционирующих автономно и имеющих ограниченный круг общих вопросов. Существует достаточно примеров из отечественной и зарубежной экономической практики, подтверждающих выдвинутое нами положение. В частности, в Самарской области находятся лидеры авиационно-космического и автомобильного кластеров, на Севере Италии — кластеров по производству керамической плитки, автомобилей и т. п.

Следует подчеркнуть, что производство экспортной продукции не является обязательным условием существования кластера, так как значительная ее часть может ориентироваться на национальные или даже местные рынки.

2. Члены кластера взаимодействуют и развивают кластерные отношения в рамках общей продуктово-технологической цепочки.

Наряду с географически локализованными компаниями, выпускающими схожую продукцию, гораздо более многочисленными участниками кластерных отношений являются организации, представляющие смежные и взаимосвязанные отрасли. Исходя из этого, важное практическое и научное значение имеет определение точного состава участников кластера или проверка гипотезы о вхождении конкретного хозяйствующего субъекта в экономический кластер. По нашему мнению, данная процедура должна осуществлять-

ся на основе объективных параметров, в качестве основного из которых мы предлагаем использовать принадлежность хозяйствующего субъекта к про-дуктово-технологической цепочке кластера. Если значительная часть экономической активности предприятия (продукция, услуги, денежные потоки и т. п.) направлена на создание или производство конечной продукции кластера, то оно, несомненно, является его участником и должно рассматриваться как субъект кластерных отношений.

3. У членов кластера существует определенная самостоятельность при принятии решений, выступающая основой конкуренции.

Исследователи едины во мнении, что конкуренция между участниками кластера является обязательным условием для его существования и успешного функционирования. Конкурентная борьба внутри кластера выступает основным стимулом для продуцирования инноваций и, в конечном итоге, для развития кластера в целом. Следует особо отметить, что конкуренция в кластере носит многоуровневый характер и должна рассматриваться по таким аспектам, как глобальное соперничество конечного продукта кластера на рынке, соревнование между участниками кластерных отношений за долю в стоимости конечного продукта и в настоящее время «нематериальные» аспекты, таких как брэнды, ноу-хау, маркетинг.

Самостоятельность участников кластера выражается также в добровольности их участия в совместной деятельности — фирмы самостоятельно определяют формы и масштабы своего взаимодействия с внешним окружением, ориентируясь на собственные целевые индикаторы развития.

4. В кластере активно развиваются кооперационные процессы.

Близкое взаиморасположение организаций, входящих в кластер, способствует установлению тесных контактов между ними как в сфере бизнеса, так и на личном уровне. На основе прямого общения участники кластера определяют круг общих проблем, намечают совместные действия по их решению, а также доводят свою позицию до других хозяйствующих субъектов и органов власти.

К числу наиболее важных задач, которые решаются в кластере на основе кооперации, относятся:

• упрощение доступа к новейшим технологиям;

• распределение рисков в различных формах

совместной деятельности;

• совместный выход на внешние рынки;

• организация общих научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (далее — НИОКР);

• совместное использование знаний, технологий, производственных площадок и инфраструктурных сетей;

• ускорение процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов;

• снижение трансакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.

Таким образом, кластер создает дополнительные возможности для ведения конструктивного и эффективного диалога между компаниями, органами власти и другими заинтересованными структурами, к которым относятся научные учреждения, средства массовой информации, профсоюзы и т. п.

5. Кластер характеризуется повышенной инновационной активностью.

Абсолютное большинство кластеров [относительно обособленно в этом аспекте следует рассматривать ресурсозависимые кластеры — Р. Н. ] добились конкурентных преимуществ за счет постоянного создания и внедрения инноваций. Инновационный характер деятельности кластера обеспечен за счет уникального сочетания конкурентной борьбы и кооперационных процессов в нем. При этом конкуренция выступает в качестве основного стимула для создания инноваций, а кооперация обеспечивает их быстрое распространение между другими участниками кластера. При этом исследователи однозначно указывают на прямую зависимость между силой конкуренции и интенсивностью инновационной деятельности.

Данный факт может быть использован при реализации процедуры диагностики наличия экономического кластера: повышенная инновационная активность на определенной территории может рассматриваться как косвенный признак существования кластера.

6. По отношению к внешней среде кластер воспринимается и функционирует как единый организм.

Данное положение мы выдвигаем исходя из многоаспектности кластерных отношений. В условиях глобальной экономики в соперничество вступают не отдельные компании, а целые регионы, что вынуждает конкурентов рассматривать соперников через призму общности. Аналогично и административные структуры, подготавливая

управленческие решения в русле кластерных теорий, ориентируются на совокупность фирм и социально-экономическое развитие вверенных им территорий.

Обобщая изложенный теоретический материал, для устранения многовариантности в терминологии мы предлагаем использовать далее категорию «экономический кластер». Предпочтение предложенному термину следует отдать, по нашему мнению, в связи с тем, что природа кластерных отношений все-таки лежит в экономической, а не в технологической плоскости. В кластер входят предприятия и организации из вспомогательных и взаимосвязанных отраслей, не участвующих непосредственно в технологическом процессе, но обеспечивающих более эффективное его функционирование. Кроме того, это позволит обозначить уникальность понятия кластера в экономике по сравнению с аналогичными терминами, употребляемыми в других науках: статистике, астрономии, физике и др.

Под экономическим кластером мы предлагаем понимать добровольное объединение организаций, которые функционируют на определенной территории и участвуют в выпуске, продвижении и реализации однородной и конкурентоспособной продукции в рамках единой продуктово-техноло-гической цепочки, а взаимодействие между ними характеризуется одновременным наличием высокого уровня конкуренции, кооперации и инновационной активности.

Схематично состав участников кластера представлен на рис. 1.

Все кластерные отношения строятся вокруг группы предприятий, представляющих его основную отрасль (ядро кластера). Вклад каждого компонента экономического кластера в повышение его конкурентоспособности представлен в табл.1.

Рис. 1. Схема экономического кластера

Таблица 1

Основные функции участников экономического кластера

Участники кластера Выполняемые функции

Ядро кластера (корневая отрасль) Выступает в качестве «визитной карточки» кластера. Основной разработчик стратегии кластерного развития, на которую ориентируются все остальные участники кластера. Формирование основных экономических и технологических требований к участникам кластера, стимулирующих инновационную деятельность в смежных отраслях. Предоставление возможностей для апробации новой техники и технологий

Местные потребители Помогают в определении перспективных тенденций развития рынка продукции, производимой в кластере

Ресурсы Полностью определяют развитие ресурсозависимых кластеров. При дефицитности выступают стимулом инновационной активности

Вспомогательные и поддерживающие отрасли Обеспечение ядра кластера передовым оборудованием и технологиями с наименьшими издержками. Снижение трансакционных издержек в сфере доступа и обмена информацией

Власть Устранение препятствий для развития конкуренции. Создание условий для повышения производительности труда. Развитие инфраструктуры кластера. Содействие идентификации кластера и разработке конкурентной стратегии его развития

Наука и образование Обеспечение инновационного развития кластера. Подготовка необходимых кадров. Практическая ориентированность научной деятельности

Ассоциирующие структуры Установление и развитие внутрикластерных взаимосвязей, содействие самоидентификации кластера. Представление консолидированных интересов участников кластера на разных уровнях. В некоторых случаях выполняют координирующие функции в сфере маркетинга и научных исследований

Социум Встраивание кластера в систему в систему местных общественных ценностей

К числу основных эффектов, которые могут быть достигнуты от реализации кластерной политики в регионе, относятся:

• увеличение объемов ВРП за счет повышения конкурентоспособности и производительности труда, вовлечения в кооперационные связи местных предприятий;

• стимулирование инновационной активности и научной деятельности на территории;

• дополнительный импульс для развития малого и среднего бизнеса, повышающего устойчивость экономики;

• увеличение региональной налогооблагаемой базы;

• повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на развитие экономики;

• рост конкуренции на региональном рынке. Анализ публикаций по кластерной тематике

показывает, что до настоящего времени в научной литературе не нашли достаточного отражения методологические вопросы диагностики наличия экономических кластеров. Прежде всего, это выражается в том, что вывод об их существовании на определенной территории, как правило, делается

исследователями на основе атрибутивных (качественных) признаков, таких как наличие известных предприятий и научных организаций, производство конкурентоспособной продукции или присутствие термина «кластер» в официальных документах.

По нашему мнению, такой подход не позволяет объективно установить наличие кластера и, зачастую, приводит к неверным выводам. Просчеты на этапе диагностики кластера могут не только повлечь ошибочные научные выводы, но и привести к неэффективному использованию ресурсов, направляемых на реализацию кластерной политики. В связи с этим особую важность приобретают вопросы разработки адекватного инструментария, позволяющего объективно диагностировать наличие кластерных структур в экономике региона.

Из отечественных научных трудов, посвященных проблемам диагностики кластерных структур и выявления предпосылок для их создания, хотелось бы выделить работы А. Ермишиной и С. Блудо-вой. По нашему мнению, они ориентированы, прежде всего, на поиск кластеров национального масштаба. Логическая блок-схема, отражающая последовательность действий по выявлению эко-

Рис. 2. Блок-схема выявления экономических кластеров

номических кластеров на региональном уровне или по отдельным отраслям, представлена на рис. 2.

Коротко остановимся на наиболее важных этапах исследования региональных кластеров. Минимальный срок, за который проводится анализ региональной экономики, по нашему мнению, должен составлять не менее 5 лет. За это время анализируется не только динамика ВРП по видам экономической деятельности, но и оцениваются структурные изменения данного показателя. Это позволяет не только установить отраслевую специализацию региона, но и «в первом приближении» выявить взаимосвязанные отрасли региональной экономики. По результатам структурно-динамического анализа ВРП необходимо выявить не только сложившуюся региональную специализацию, но и наиболее динамично развивающиеся виды де-

ятельности, в которых могут происходить процессы формирования новых кластерных структур. Кроме этого, необходимо провести сравнительный анализ нормы прибыли по отраслям, который позволит выявить сложившееся финансовое положение и оценить перспективы бизнеса. Для структурирования регионального бизнес-пространства дополнительно предлагается использовать следующую матрицу (рис. 3).

Следует отметить, что контрольные параметры матрицы устанавливаются для каждой отрасли экспертным путем сопоставления с мировым и российским значениями для данного направления экономической деятельности. Характеристики «высокий» — «низкий» также присваиваются им индивидуально.

Следующим шагом в аналитической работе является определение роли отраслей региона в экономике. Для этого необходимо определить их долю в структуре национального производства, а дополнительно по известной методике имеет смысл рассчитать такие показатели, как коэффициент локализации, коэффициент специализации и коэффициент душевого производства. Если по результатам расчетов будет установлено, что региональные производители занимают ведущее место в стране, то это с большой долей вероятности свидетельствует о существовании экономического кластера или о наличии объективных предпосылок для его создания. Кроме того, полученная аналитическая информация в дальнейшем может быть использована в качестве аргумента для привлечения федеральных ресурсов на развитие кластера. Если роль регионального производства в национальных масштабах невелика, необходимо сопоставить его с данными по федеральным округам или группе соседних субъектов Федерации.

После фиксации перспективных с позиции кластерного развития видов экономической деятельности необходимо нанести на карту предприятия-лидеры, которые могут составлять ядро

Доля в ВРП Темп экономического развития

высокий низкий

Высокая Экономический кластер, как правило, уже существует. Следует активно применять кластерные инструменты развития Традиционное направление региональной специализации. Необходим стратегический анализ перспектив отрасли с целью определения направлений диверсификации

Низкая Высокий уровень потенциала кластеризации. Необходимо проанализировать стратегические перспективы отрасли Отрасль не играет существенной роли в региональной экономике. Следует рассмотреть возможность ее интеграции в действующий или потенциальный экономический кластер

Рис. 3. Матрица для структурирования регионального бизнес-пространства

кластера. Критериями лидерства могут быть: объем производства или продаж, темпы роста этих показателей, инвестиционная активность, уровень прибыльности и т. п. В процессе этой работы необходимо установить взаимное расположение ведущих предприятий, для того чтобы оценить их географическую близость. Если предприятия-лидеры расположены компактно, то это также является одним из признаков существования кластера. Напротив, территориальная разобщенность организаций косвенно свидетельствует об их принадлежности к кластерной структуре более высокого уровня (межрегиональный или национальный).

Второй задачей данного этапа исследования является проверка взаимосвязей между отобранными организациями, в ходе которых обращают внимание на такие основные вопросы, как:

• наличие конкуренции между ними на конкретных рынках;

• общие программы в сфере маркетинга, научных исследований, подготовки кадров и т. п.;

• совместное членство в торгово-промышленных палатах, ассоциациях производителей и т. п.;

• наличие общих деловых партнеров (поставщики, потребители, научные и образовательные учреждения и т. п.);

• использование общей инфраструктуры. Положительный ответ на один или несколько

предложенных вопросов поможет подтвердить или опровергнуть гипотезу о принадлежности фирм-лидеров к общему экономическому кластеру.

Выявление целевых рынков, на которые ориентированы лидирующие фирмы, играет важную роль при определении масштабов кластера. В зависимости от рыночной ориентации кластеры могут быть разделены не только на экспортно ориентированные и импортзамещающие, но и на национальные, межрегиональные, региональные и местные. Качественно выполненные исследования на данном этапе позволят существенно облегчить решение следующей задачи — определение конкретного состава участников кластера.

Анализ горизонтальных и вертикальных взаимосвязей ядра кластера направлен на установление состава его участников и определение конкретных пространственных границ размещения кластера. Аналитические процедуры в процессе этой работы также выполняются в несколько этапов:

1) изучение взаимосвязей ядра кластера с выше- (потребители) и нижестоящими (поставщики) структурами с описанием особенностей каналов трансакций;

2) рассмотрение взаимодействия фирм-лидеров с другими организациями, занимающимися производством аналогичной или схожей продукции;

3) анализ инфраструктурного окружения кластера, которое предполагает выделение организаций, обеспечивающих экономический кластер рабочей силой, ресурсами, в том числе и информацией, капиталом и т. п.;

4) выявление формальных и неформальных структур, оказывающих влияние на развитие кластера;

5) установление административных структур различного уровня (федеральный, региональный и муниципальный), принимающих участие в регулировании деятельности участников экономического кластера.

В ходе проведения анализа может оказаться, что в кластер входят хозяйствующие субъекты из других регионов, что создает дополнительные предпосылки для развития межрегионального сотрудничества.

На основании установленных взаимодействий представляется возможным нанести относительно точные границы кластера на карту, оценить его размеры и уровень развития. Очень желательно, чтобы картографическая основа была многослойной, т. е. содержала бы не только географическую информацию, но и отражала ресурсное состояние территории, на которой располагается экономический кластер.

Реализация процедуры пространственной фиксации экономического кластера по сути завершает процесс его диагностики, однако для принятия управленческих решений необходимо выполнить два оставшихся этапа. В первую очередь необходимо подробно изучить выделенные проф. М. Портером детерминанты конкурентных преимуществ региона. Это позволит установить сильные и слабые стороны кластера для подготовки целенаправленных управляющих воздействий на них.

В заключение конкретизируются перспективные усилия органов власти, направленные на создание и поддержание условий для развития конкуренции в кластере, т. е. формируются конкретные кластерные инициативы.

Пригодность агропромышленного комплекса (АПК) для применения кластерных технологий развития объясняется, прежде всего, привязкой отдельных направлений производства к природно-климатическим условиям и иным факторам производства на ограниченной территории. Именно так сформировались, например, винодельческие клас-

теры в Калифорнии (США) и Баден-Вюртемберге (Германия), соево-кукурузный и зерновой пояса в США и Канаде, производство сыра и шоколада в Швейцарии и т. п.

Показательно, что первый опыт кластерного развития в мировой экономической практике был реализован в АПК Дании в 1989—1990 гг., который является ключевым с позиции потребительского рынка и инвестиционного потенциала. Особую роль в нем играет «молочная вертикаль» от мо-локопереработки до поставщиков технологий и оборудования. Датский Совет по развитию бизнеса как орган, отвечающий перед правительством за разработку концепции кластеризации, инициировал ряд новых разработок в этой области. В исследования включились министерство бизнеса и промышленности, министерство исследований, министерство образования, министерство труда, агентство развития торговли и промышленности и даже министерство финансов. Всего на подготовку проекта в 1989—1991 гг. было выделено 25 млн долл., с тем чтобы определить перспективные сетевые структуры в стране. Были подготовлены специалисты, содействующие выполнению программы по созданию желаемых сетевых структур. На основании изложенного в качестве объекта для апробации клас-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

терного подхода в региональном развитии нами был выбран АПК Самарской области.

Далее представлена попытка апробации предложенной методики при выделении экономических кластеров в АПК Самарской области. Он представляет собой многокомпонентную социально-экономическую систему, в которую входят около 500 сельскохозяйственных организаций, 3 050 крестьянских (фермерских) хозяйств и 250 тыс. хозяйств населения, а также более 1 000 организаций пищевой, перерабатывающей промышленности и агротехнического сервиса. Самарский АПК не только обеспечивает около 8 % ВРП, но и предоставляет 7 % всех рабочих мест. Это один из самых социально значимых секторов экономики Самарской области, определяющий качество жизни 627 тыс. человек, проживающих в сельской местности региона (19,7 % от общего числа жителей).

Производство основных видов продукции регионального АПК в 2000—2007 гг. представлено в табл. 2. На основании анализа приведенной информации можно сделать следующие выводы.

1. Динамично развиваются в регионе производство и переработка мясной продукции. При этом развитие региональной сырьевой базы сопро-

Таблица 2

Производство основных видов продукции АПК Самарской области

Продукция Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Продукция сельского хозяйства, тыс. т.

Зерно 1 529,3 2 004,7 2 029,6 1 385,8 1 407,8 1101,8 1 251,3

Соя 0,3 0,2 0,3 0,6 1,9 2,1 5,0

Подсолнечник 179,1 120,1 127,6 191,9 200,0 248,5 244,8

Картофель 464,7 484,7 490,1 577,8 620,1 692,5 627,1

Овощи 178,1 182,9 205,4 241,3 276,2 305,7 388,9

Мясо (в убойной массе) 90,8 85,4 87,3 98,5 95,4 92,2 99,1

Молоко 604 601,2 596,3 569,8 527,5 480,8 490,8

Яйца, млн шт. 333,1 303,3 313,9 310,3 310,4 311,9 300,8

Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, т.

Мясо, включая субпродукты 1 категории 15 201 15 095 16 273 19 239 24 540 26 039 30 169

Колбасные изделия 18 004 15 903 16 783 19 184 21 848 30 512 48 319

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 176 797 187 207 198 447 188 289 182 312 197 336 194 145

Растительное масло 53 318 45 626 28 888 44 644 30 746 49 751 50 429

Маргариновая продукция 57 368 41 987 20 079 36 588 39 379 43 927 53 525

Кондитерские изделия 88 972 85 280 84 621 83 974 88 131 71 389 80 358

Мука 296 193 240 620 248 696 287 857 237013 198 250 211 508

Хлеб и хлебобулочные изделия 184 880 182 696 183 678 175 528 170 267 165 661 159 024

Водка и ликероводочные изделия, тыс. дкл 2 476 3 022 3 368 2 635 2 275 2 313 1 155

Пиво, тыс. дкл 6 348 6 198 6 031 14 891 20 409 26 496 29 780

Источник: официальные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области.

вождается наращиванием объемов переработки: рост производства мяса в убойной массе за анализируемый период составил 9 %, а переработка мяса и выпуск колбасных изделий увеличились сразу в 2,0 и 2,7 раза соответственно.

2. В растениеводстве следует отметить существенный рост производства технологически близких между собой овощей (в 2,2 раза) и картофеля (в 1,3 раза), однако углубленная переработка указанных видов продукции в Самарской области практически отсутствует, что существенно ограничивает возможности для реализации кластерных инициатив в этих сферах.

3. В регионе наблюдается существенное увеличение валовых сборов подсолнечника, расширение посевов рапса и льна масличного. В то же время объемы выпуска продукции, для производства которой они используются (масло растительное, маргариновая продукция, хлебобулочные и кондитерские изделия), в области сокращаются. При этом в Самарской области расположен крупнейший в Европе Богатовский маслоэкстракционный завод. Это свидетельствует о снижении уровня обработки масличных культур в регионе и ориентации на сырьевые поставки.

4. В развитии молочного хозяйства Самарской области отмечаются две разнонаправленные тенденции: рост объемов переработки молока, выпуска масла животного и сыров сопровождается сокращением за анализируемый период почти на 20 % региональной сырьевой базы.

5. Наибольшие проблемы существуют в региональной системе по производству и переработке зерна, во всех элементах которой наблюдается спад. В регионе сокращаются не только валовые сборы зерна, но и отмечается сокращение объемов переработки практически по всем направлениям. Так, выпуск муки сократился на 29 %, ликеро-водочных изделий — в 2 раза, хлеба и хлебобулочных изделий — на 14 %, кондитерских изделий — на 10 %. Зерновое производство является отраслью традиционной специализации Самарской области и негативные тенденции в его развитии серьезно отражаются на финансово-экономическом положении сельскохозяйственных товаропроизводителей и смежных отраслей.

6. В регионе функционируют крупные предприятия по производству кондитерских изделий и пива, имеющие узнаваемые интернациональные брэнды. К их числу относятся, в первую очередь, ОАО «Россия» (подразделение швейцарской компании «Nestle»), и ОАО «Пивоваренная компания

«Балтика» — «Балтика — Самара»», входящая в транснациональный холдинг. Кроме того, производство пива в Самарской области за анализируемый период увеличилось в 4,7 раза. Несмотря на то, что указанные фирмы практически полностью ориентированы на внешние сырьевые поставки, их не следует исключать из дальнейшего анализа.

На основании проведенного анализа можно выдвинуть гипотезы о существовании в АПК Самарской области следующих кластеров:

• в животноводстве: мясопродуктовый и моло-копродуктовый;

• в растениеводстве: зернопродуктовый, масличный, картофеле-овощной;

• в пищевой промышленности: пивоваренный, шоколадно-кондитерский. Расположение аграрных кластеров на карте

региона представлено на рис. 4, а их основные характеристики — в табл. 3.

Результаты предварительного анализа показывают, что в настоящее время в аграрном секторе Самарской области существуют предпосылки для формирования:

1) самостоятельных кластеров национального и межрегионального уровня — производство кондитерских изделий и напитков (алкогольных и безалкогольных);

2) части межрегиональных кластеров — производство зерна, масличных культур, мяса (прежде всего, свинины и мяса птицы);

3) региональных кластеров — производство молока, картофеля, овощей.

Кластеры по производству кондитерских изделий и напитков, представленные такими компаниями-флагманами с мировыми брэндами, как ОАО «Кондитерское объединение «Россия», входящее в транснациональный концерн Nestle, и ОАО «Самарский филиал компании «Балтика» — «Балтика — Самара», имеют устойчивые позиции на российском рынке. Активно участвуют в рыночной борьбе на внешних рынках, прежде всего в Центральной Азии. Эти кластеры должны более активно привлекаться к решению проблем регионального развития, прежде всего за счет использования местных сырьевых ресурсов. Так, пивоваренная промышленность в Самарской области полностью функционирует на привозном сырье, хотя природ-но-экономические условия территории позволяют эффективно возделывать пивоваренный ячмень и хмель, наладить промышленное производство солода. Региональные власти посредством своей аграрной, инвестиционной и налоговой политики

должны стимулировать указанные процессы. Наиболее крупные участники этого кластера сконцентрированы в городских округах Самара и Тольятти, а также в близлежащих к ним районах.

Производители и переработчики зерна, подсолнечника и мяса Самарской области, по нашему мнению, не могут рассматриваться как участники регионального экономического кластера, их следует изучать на более высоком уровне агрегации. Они не только относительно равномерно распределены по территории области, но и регулярно используют услуги иноре-гиональных агентов (поставщики ресурсов, переработчики и т. п.) и инфраструктуру. Усилия органов власти в этих отраслях должны быть направлены на увеличение объемов производства и на усиление кооперационных и интеграционных процессов, целью которых является увеличение региональной добавленной стоимости. Это связано с тем, что в настоящее время

Таблица 3

Потенциал кластеризации отраслей АПК Самарской области

Вид деятельности Значение Тенденции развития Экспортная активность Уровень развития вспомогательных и обслуживающих отраслей Перспективы формирования кластера

Зерно Основная отрасль специализации Снижение валовых сборов и объемов переработки зерна Высокая Высокий (комплексная переработка, развитая транспортная инфраструктура) Может стать частью межрегионального кластера

Масличные культуры (98 % — подсолнечник) Важная отрасль специализации Рост валовых сборов, снижение объемов переработки Высокая Высокий (комплексная переработка, развитая транспортная инфраструктура) Может стать частью межрегионального кластера

Картофель Дополнительная отрасль специализации Очень динамичное развитие Средняя Средний (наличие оросительных систем и специализированных поставщиков, нет переработки) Перспективный региональный кластер

Овощи Дополнительная отрасль специализации Очень динамичное развитие Низкая Ниже среднего (наличие оросительных систем, нет переработки) Перспективный региональный кластер

Мясо Важная отрасль специализации Динамичное развитие свиноводства и птицеводства, спад — крупного рогатого скота Низкая Высокий (комплексная переработка) Может стать частью межрегионального кластера

Молоко Важная отрасль специализации Спад производства, увеличение объемов переработки Низкая Высокий (комплексная переработка) Перспективный региональный кластер

Молокопродуктовый кластер Картофельный кластер Овощепродуктовый кластер Предприятия и проекты мясного кластера

Рис. 4. Потенциальные кластеры в АПК Самарской области

Окончание табл. 3

Вид деятельности Значение Тенденции развития Экспортная активность Уровень развития вспомогательных и обслуживающих отраслей Перспективы формирования кластера

Кондитерские изделия Лидер национального масштаба Рост производства Высокая Ограниченное использование местной сырьевой базы Перспективный национальный кластер

Напитки Лидер межрегионального масштаба Существенный рост производства Высокая Ограниченное использование местной сырьевой базы Перспективный межрегиональный кластер

значительная часть зерна, подсолнечника и мяса вывозится из региона в необработанном виде.

Аналогичная ситуация наблюдается и в производстве мяса. Эта отрасль в настоящее время является наиболее инвестиционно привлекательной, что связано с устойчивым ростом внутреннего спроса. Следует отметить, что 3 предприятия мясного кластера Самарской области входят в рейтинг 300 крупнейших сельскохозяйственных организаций России. В настоящее время в регионе начата реализация 12 проектов в сфере производства мяса, наиболее крупными из которых являются свинокомплексы ЗАО «СВ — Поволжское» и ЗАО «Аликор-Трейд». Вместе с тем значительная часть производимой продукции после минимальной первичной обработки вывозится за пределы области, что снижает ее налоговый потенциал. Кроме того, в регионе на низком уровне развития находятся вспомогательные и обслуживающие производства.

К типичным региональным кластерам в АПК Самарской области можно отнести производство картофеля и овощей. Они географически локализованы в местах размещения оросительных систем (муниципальные районы Ставропольский, Безен-чукский, Волжский, Сызранский, Приволжский), используют общую инфраструктуру. Их продукция ориентирована преимущественно на местный рынок. Производство картофеля и овощей в регионе является самым прибыльным направлением регионального агробизнеса и развивается очень динамично, но полностью зависит от состояния оросительных систем. Вместе с тем валовые сборы этих культур еще недостаточны для организации их переработки в регионе. Региональные власти для развития этих кластеров должны, в первую очередь, увеличить финансирование мероприятий по реконструкции и восстановлению мелиоративных фондов, в том числе и с использованием федеральных финансовых ресурсов.

Уникальное явление в региональном АПК представляет собой производство томатов в хозяйствах населения с. Кинель-Черкассы. В этом насе-

ленном пункте сложилась особая социально-производственная система по выращиванию помидоров, имеющих широко известный бренд. По нашему мнению, на этой территории вполне может быть создан региональный пилотный микрокластер, на котором могут быть отработаны методические и практические вопросы применения кластерных технологий в региональном развитии.

Молочное животноводство, несмотря на существенное увеличение объема регионального спроса, в настоящее время переживает серьезный спад. В настоящее время молокопроизво-дящие хозяйства расположены, в основном, на периферии Самарской области, прежде всего в северо-восточной ее части. На этих территориях аграрное производство является важной сферой занятости населения, и ликвидация животноводческих комплексов практически неминуемо ведет к депрессивности сельских территорий. Большое социальное значение этой отрасли требует от региональных властей принятия неотложных мер для ее развития, в том числе и прямого дотирования производства молока.

В заключение нужно отметить, что применение технологий кластерного развития в региональном АПК должно сопровождаться серьезным изменением принципов государственной поддержки регионального агробизнеса. Основной акцент необходимо сделать на таких позициях, как:

1) инфраструктурное обеспечение конкретных аграрных проектов в части жилищного и дорожного строительства, развития коммуникационных систем, улучшения качества социального обслуживания на селе. В этом направлении важно обеспечить максимальное использование «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 №446, особенно в части мероприятий по устойчивому развитию сельских территорий;

2) содействие развитию кооперационных и интеграционных процессов в отрасли путем оказания организационно-методической, информационной и юридической поддержки диверсифицированным аграрным компаниям, организациям по переработке сельскохозяйственной продукции, торговым, сервисным и иным структурам, инвестирующим в сельское хозяйство. В этой связи также следует выделить необходимость активизации использования в регионе механизмов государственно-частного партнерства в сфере создания отраслевых ассоциаций и союзов в АПК, их последующего привлечения к формированию областной аграрной политики.

Не менее важной задачей для органов управления региональным АПК в данном направлении является решение вопросов, связанных с надлежащим оформлением земельных участков сельскохозяйственного назначения, постоянным контролем за их надлежащим использованием и развитием земельно-ипотечного кредитования. Это позволит сформировать необходимые площадки для прихода в регион крупных аграрных инвесторов;

3) активизация научно-инновационной деятельности в АПК региона (в Самарской области функционируют около 20 научных учреждений сельскохозяйственного и биологического профилей), придание практической направленности региональным научным разработкам в сфере АПК. Для этого, в первую очередь, необходимо сформировать с участием субъектов аграрного бизнеса долгосрочную программу перспективных научных исследований в аграрном секторе, зарезервировав на ее финансирование не менее 25 % бюджетных средств, предусмотренных «Областной целевой программой развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008—2015 гг.» от 12.12.2007 №154-ГД;

4) увеличить бюджетную поддержку социально значимых отраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, в целях недопущения сокращения их масштабов и создания условий для реализации мероприятий по техническому и технологическому перевооружению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блудова С. Н. Региональные кластеры как способ управления внешнеэкономическим комплексом региона. // htpp://www. ncstu. ги.

2. Ермишина А. В. Конкурентоспособность региона //http://www. сАп. ru/manage-ment/strategy/.

3. Закон Самарской области «Об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2008 — 2015 гг.» от 12.12. 2007 № 154-ГД.

4. Иваненко Л. В. Региональные кластеры и способы их выделения. // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2007. Вып. № 1 (27). С. 48 — 52.

5. Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации // www. minregion. ru.

6. Лайм Фаэй, Роберт Рэнделл (ред). Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 608 с.

7. Мигранян А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой // http://www. krsu. edu. kg/vestnik/2002/v3/a15.html

8. Назамбеков М. Кластерное развитие в условиях глобализации. Опыт зарубежных стран.

9. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. — Смоленск.: Ойкумена, 2005. — 496 с.

10. Письмак В. Новые формы организации инновационного процесса // Экономист, 2003, № 9.

11. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 608 с.

12. Портер М. Экономическое развитие регионов. // Журнал «Пространственная экономика», 2007. №1. С. 108 — 132.

13. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.» от 14.07. 2007 № 446.

14. Ряховская Ю. Ю. Проблемы исследования емкости и конкурентной среды рынка услуг // http:// www. cfin. ru/bandurin/article/sbrn06/19.shtml.

15. Соколенко С. И. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации. // Безопасность Евразии. 2002, №1. С. 435.

16. Стратегия развития Томской области до 2020 г. // http://strategia. tomsk. ru/docs. html

17. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 г. // http://www. economy. samregion. ru.

18. Третьяк В. П. Кластеры предприятий — М.: «Август-Борг», 2006. — 132 с.

19. Enright M. Regional clusters and economic development, 1996.

20. http://economy. buryatia. ru/attached_ documents/km_klaster. html. html.

21. http://www. compet. ru/news_2004_10-2.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.