Научная статья на тему 'Методологические проблемы развития социального взаимодействия'

Методологические проблемы развития социального взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
317
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бочаров Николай Андреевич

В статье рассматриваются особенности развития социального взаимодействия с точки зрения методологии и методологических проблем, возникающих при этом. Описываются такие методы, как социальное действие в организации, ценностная ориентация и взаимодействие, уровни социального взаимодействия и их градация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of social interaction in terms of methodology and methodological problems are presented. Methods of the social action in the organization, value orientation and value interaction, levels of the social interaction and their graduation are discussed

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы развития социального взаимодействия»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

УДК 334.01 Н.А. Бочаров

Nikolay Bocharov

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития социального взаимодействия с точки зрения методологии и методологических проблем, возникающих при этом. Описываются такие методы, как социальное действие в организации, ценностная ориентация и взаимодействие, уровни социального взаимодействия и их градация. Ключевые слова: социальное действие, социальное взаимодействие, характер социального взаимодействия, ценностное взаимодействие.

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF SOCIAL INTERACTION DEVELOPMENT

Annotation. The features of social interaction in terms of methodology and methodological problems are presented. Methods of the social action in the organization, value orientation and value interaction, levels of the social interaction and their graduation are discussed. Keywords: social action, social interaction, character of social interaction, valuable interaction.

В данной статье мы рассмотрим методологические проблемы развития социального взаимодействия. Актуальность этой статьи состоит в том, что в настоящее время происходит широкая глобализация мировых тенденций взаимодействия, охватывающих при этом отношения субъектов и объектов взаимодействия как на микро-, так и на макроуровне.

Рассматривая аспект социального взаимодействия и его дальнейшего развития, стоит вспомнить, что первично социальное взаимодействие зародилось в социологии и рассматривалось только в отношении взаимодействия нескольких личностей или социальных групп. Впоследствии социальное взаимодействие видоизменилось, впитав в себя такие виды взаимодействий, как:

- социальное партнерство;

- ценностное управление;

- социальное предпринимательство;

- социальную ответственность;

- государственно-частное партнерство.

И ряд других взаимодействий, став более сложным социальным явлением, проникшим в области корпоративного управления, организационного и теоретического менеджмента, став частью других наук и приобретя междисциплинарный характер.

Стоит сказать, что в рамках методологических проблем развития социального взаимодействия рассматриваются проблемы организации некоторых видов деятельности, что обуславливается, прежде всего, определением слова «методология» как учения об организации деятельности [3, с. 76]. Таким образом, в разрезе проблем развития социального взаимодействия необходимо обратить внимание на методы, способы и стратегии ценностного управления, принятые на сегодняшний день и используемые в прошлом.

Необходимо особо отметить, что данная статья содержит материалы исследования развития ценностного управления социально-экономическими системами, выполняемого в рамках государственного заказа.

Социальное взаимодействие организаций, в отличие от всех прочих видов деятельности, не является спонтанным процессом. Прежде всего, социальное взаимодействие базируется на побуди-

© Бочаров Н.А., 2015

тельном факторе, заключающегося в мотивации той или иной организации производить некие действия социального характера.

Но что мы понимаем под «социальным действием»? Очевидно, что социальное действие - это один из более сложных уровней социальных взаимодействий. Родоначальником

данного определения с точки зрения социологии являлся М. Вебер, который считал, что социальное действие есть «действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому приятию)... которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него» [1, с. 608]. Так, обращаясь к теме социального взаимодействия организаций, мы можем дать следующее определение социального действия: социальное действие есть подвид осознанного взаимодействия организаций, ориентированный на другие организации или индивидуумы.

В структуре социального действия как подвида социального взаимодействия можно выделить следующие составляющие:

1) воздействующая организация;

2) потребность внешней среды в конкретном социальном действии;

3) цель непосредственного действия;

4) метод такого действия;

5) индивид или организация внешней среды, на которых направлено действие;

6) результат такого действия.

Совершая социальные действия, организация испытывает на себе воздействие внешней среды, тем самым также желая оказать воздействие на внешнюю среду, что возвращает нас к теме мотивации.

Однако при этом не стоит забывать и о таких понятиях, как потребность и интерес.

Потребность обладает свойством направленности, привнося актуальность мотивов социальных действий: примером потребности может служить предоставление организациями своим сотрудникам социальных пакетов, за счет которых повышается престиж данной организации, а сама вакансия становится более востребованной и конкурентоспособной на рынке труда с точки зрения привлечения более квалифицированных кадров.

Актуальность мотивов социального взаимодействия вызывает интерес, который, в свою очередь, ведет к появлению у организации целей в отношении конкретных социальных объектов или взаимодействий социальной направленности. Сам момент появления таких целей у организации означает осознание возможности и самой ситуации дальнейшего развития субъективной активности, ведущей к появлению мотивационной установке, означающей потенциальную готовность к свершению того или иного действия социальной направленности. Примером интереса может служить заинтересованность непосредственной организации в улучшении общей социальной ситуации каких-либо территорий, будь то строительство какой-либо детской площадки для детей сотрудников и жителей близлежащих районов, или строительство спортивного комплекса. Такие действия служат повышению престижа данной организации и большому социальному эффекту, производимому на конкретной территории.

Таким образом, можно сказать, что сам механизм социального взаимодействия можно представить в виде следующей формулы:

Мотивация + Потребность + Интерес = Социальное взаимодействие (1)

Однако, резюмируя вышенаписанное, хочется особо отметить, что далеко не все организации осознают потребность в социальном взаимодействии. Причинами этого служат, прежде всего, отсутствие всех составляющих формулы социального взаимодействия в целом и каждого по отдельности: не каждая организация, имея мотивацию к извлечению прибыли или же потребность к выживанию в конкурентной среде, осознает саму необходимость социальных действий и взаимодействий.

Другой методологической проблемой развития социального взаимодействия является само разделение характера таких взаимодействий:

1) слабые (примитивные) социальные взаимодействия;

2) средние социальные взаимодействия;

3) сильные социальные взаимодействия.

Вопросы теории организации и управления

Прежде всего, стоит подробнее раскрыть саму сущность такой градации социальных взаимодействий.

Слабые, или по-другому примитивные социальные взаимодействия, - есть взаимодействия на самом низшем уровне. Они происходят неосознанно, когда ни одна из сторон не замечает самого взаимодействия. Примером здесь могут послужить взаимовыгодное сотрудничество нескольких организаций или организации и индивида: и та, и другая сторона работают, учитывая интересы друг друга, зная, какие бонусы и наказания могут наступить при соблюдении или нарушении каких-либо норм, правил, догм, и такие взаимодействия практически не ощущаются ни одной из сторон, так как каждая из них принимает это как данность.

Средние социальные взаимодействий, или социальные взаимодействия среднего уровня, -есть не что иное, как ощущаемые, осознаваемые взаимодействия участников такого взаимодействия, основанные на взаимной выгоде. При этом каждая из сторон является и зависимой, и одновременно независимой по отношению к другой. Здесь зачастую просматриваются такие виды взаимодействия, как сотрудничество и соперничество.

Сильные социальные взаимодействия зачастую представляют собой полную зависимость объекта взаимодействия от субъекта взаимодействия. Такие социальные взаимодействия, особенно с точки зрения социальных взаимодействий организаций с внешней средой, достаточно сильно просматриваются на примере моногородов: когда все население города зависит от существования одного предприятия не так трудно представить себе, насколько может быть сильно и социальное взаимодействие.

Однако каждый из данных уровней имеет свои сильные и слабые стороны.

На первом уровне взаимодействие не носит структурного, постоянного характера и воспринимается, как уже было сказано, как необходимый атрибут взаимосотрудничества. Но при этом и объект, и субъект таких отношений находятся в комфортной среде, не нарушающей их собственного микроклимата.

На втором уровне и субъект, и объект взаимодействия ощущают проводимые действия, имеют четко определенные мотивы, потребности и интересы. Однако при этом социальный аспект взаимодействия носит биполярный характер: каждое действие может принимать как положительные, так и отрицательные черты (взаимосотрудничество или взаимосоперничество).

На третьем уровне и субъект, и объект взаимодействия находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. При этом третий уровень таких социальных взаимодействий носит намного больший позитивный характер отношений: в данном случае, если рассматривать организацию, то для нее важен как каждый сотрудник внутри коллектива, так и реакция, и взаимоотношения с внешней средой.

Рассматривая другие методы взаимодействия, стоит обратить внимание на ценностный подход. По мнению Г.В. Серебряковой, ценностный подход в управлении социальным взаимодействием заключается в ценностной системе взаимодействия и функционирования участников такого процесса [4, с. 206]. Ценности в формате данного подхода представляют собой «субъект-объектную ценностную систему, возникающую в процессе функционирования участников...» организации.

Основным постулатом является то, что Г.В. Серебрякова обращает внимание на построение ценностей взаимодействия как процесса, подчеркивая в своем труде непосредственно механизм построения ценностного взаимодействия и выделяя следующие характерные для него черты:

1) условия для появления и продолжения взаимодействия;

2) длительность взаимодействия;

3) позитивный характер взаимодействия;

4) формирование лояльного отношения с целью создания отношенческого капитала задействованных сторон [4, с. 207].

Также стоит добавить, что к самой системе ценностей в корпоративном управлении в последнее время обращено внимание и таких авторов, как И.К. Мусаеляна, И.В. Незамайкина. По мнению И.К. Мусаеляна, в корпоративном управлении, ориентированном на ценности, прежде всего стоит обращать внимание на «интересы носителей этих ценностей, т.е. сотрудников компании» [2, с. 200]. Так, И.К. Мусаелян отмечает, что ценностная ориентация компании исходит из ее внутренней среды.

Каковы же проблемы этого механизма социального взаимодействия? Так, основываясь на мнении Г.В. Серебряковой, можно с уверенностью утверждать, что при отсутствии одной из перечисленных характеристик мы можем не достигнуть желаемого уровня ценностного взаимодействия или же не прийти к нему вовсе.

Основываясь же на мнении И.К. Мусаеляна можно сказать, что при нарушении функционирования внутренней среды организации, будь то массовые сокращения или потеря внутренних ценностей сотрудников компании - это приведет к деградации системы ценностного взаимодействия организации.

Итак, подводя итоги методологических проблем развития социального взаимодействия, хочется сказать, что при рассмотрении любого механизма, способа или стратегии социального взаимодействия не существует идеальной модели такого взаимодействия. Это обуславливается в первую очередь тем, что само название данного типа взаимодействия носит характер социального направления развития, что объясняет причины наличия методологических проблем развития социального взаимодействия и социального взаимодействия в целом.

Библиографический список

1. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер. - М., 1990.

2. Мусаелян, И. К. О роли ценностей в системе корпоративной культуры / И. К. Мусаелян // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2014. - № 7. - С. 197-200.

3. Новиков, А. М. Методология: словарь основных понятий / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : Либро-ком, 2013. - 208 с. - ISBN 978-5-397-03756-3.

4. Серебрякова, Г.В. Ценностная основа взаимодействия корпораций / Г.В. Серебрякова // Вестник университета (Государственный университет управления). - М. : ГУУ, 2014. - № 7. - С. 205-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.