Научная статья на тему 'Методологические проблемы качества подготовки специалистов в области информационного противоборства'

Методологические проблемы качества подготовки специалистов в области информационного противоборства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА / НЕПРЕРЫВНОЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / ИНТЕГРАТИВНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ / THE CONCEPT OF INFORMATION ANTAGONISM / CONTINUOUS MULTILEVEL EDUCATION / PREPARATION QUALITY OF THE EXPERTS / INTEGRATIVE-DIFFERENTIATED APPROACH / SYSTEM OF TEST UNITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев Сергей Васильевич

Рассматриваются проблемы качества подготовки специалистов в области информационного противоборства в системе непрерывного многоуровневого образования на основе интегративно-дифференцированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF PREPARATION QUALITY OF EXPERTS IN THE FIELD OF INFORMATION ANTAGONISM

Problems of preparation quality of experts in the field of an information antagonism in system of continuous multilevel education on the basis of the integrative-differentiated approach are considered.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы качества подготовки специалистов в области информационного противоборства»

менении интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки для подготовки баскетболистов, каратистов, дзюдоистов остается малоизученным.

2. Разработана и внедрена в практику учебно-тренировочного процесса методика интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки баскетболистов, каратистов, дзюдоистов, используемая в качестве дополнительного тренировочного средства в соревновательный период спортивной подготовки. Курс ИГГТ, применяемый во время тренировочного занятия, оказывает выраженное потенцирующее воздействие на тренировочный эффект предшествующей физической нагрузки, соответственно, ИГГТ может быть использована на практике отдельно от основных физических нагрузок.

3. Сочетание интервальных гипоксических гиперкапнических воздействий с тренировочными нагрузками разнонаправленного характера более эффективно, чем спортивная тренировка сама по себе. Применение интервальной гипоксической гиперкапнической тренировки является заменителем тренировки в горах, позволяет за более короткие сроки подготовки повысить тренировочный эффект.

4. Данная методика может быть рекомендована к применению не только в баскетболе, карате, дзюдо, но с коррективами и в других видах спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян, H.A. Функции организма в условиях гипоксии и гиперкапнии /

H.A. Агаджанян, А.И. Ефимов. - М. : Медицина, 1986. - 269 с.

2. Агаджанян, H.A. Прерывистая нормобарическая гипокситерапия : докл. Акад. проблем гипоксии РФ. Т. 1 / H.A. Агаджанян, Р.Б. Стрелков, А.Я. Чижов. - М. : [б.и.], 1997.-304 с.

3. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. НУФВСУ - Киев : Олимпийская литература, 2005. - 303 с.

4. Волков, Н.И. Интервальная тренировка в спорте / Н.И. Волков. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 162 с.

5. Колчинская, А.З. Нормобарическая интервальная гипоксическая тренировка в медицине и спорте : руководство для врачей / А.З. Колчинская, Т.Н. Циганова, Л.А. Осипенко. - М. : Медицина, 2003. - 408 с.

6. Латышкевич, Л.А. Интервальная гипоксическая тренировка волейболистов : (тезисы к 1-ой между народно й конференции «Гипоксия в медицине») / Л.А. Латышкевич, М.П. Закусило, Ж.П. Савченко // Hypoxia Medical Journal. - 1994. - № 2. - C. 58-59.

7. Малюта, В.И. Использование прерывистой нормобарической гипоксии и искусственного горного климата для реабилитации футболистов. // Оротерапия. Доклады Академии проблем гипоксии. - Киев, 1998. - С. 106-107.

8. Суслов, Ф.П. Спортивная тренировка в условиях среднегорья / Ф.П. Суслов, Е.Б. Гиппенрейтер, Ж.К. Холодов. - М. : РГАФК, 1999. - 202 с.

9. Хоточкина, Л.В. Интервальная гипоксическая тренировка как средство улучшения физического состояния гребцов высокой квалификации, повышения работоспособности / Л.В. Хоточкина, Н.И. Стаценко // Hypoxia Medical Journal. - 1993. - № 2. - C. 38-40.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА

Сергей Васильевич Николаев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Государственный университет информационных технологий,

механики и оптики (ИТМО)

Аннотация

Рассматриваются проблемы качества подготовки специалистов в области информационного противоборства в системе непрерывного многоуровневого образования на основе интегра-

тивно-дифференцированного подхода.

Ключевые слова: концепция информационного противоборства, непрерывное многоуровневое образование, качество подготовки специалистов, интегративно-дифференцированный подход, система зачетных единиц.

METHODOLOGICAL PROBLEMS OF PREPARATION QUALITY OF EXPERTS IN THE FIELD OF INFORMATION ANTAGONISM

Sergey Vasilevich Nikolaev, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

St.-Petersburg State University Information Technologies, Mechanics and Optics

Abstract

Problems of preparation quality of experts in the field of an information antagonism in system of continuous multilevel education on the basis of the integrative-differentiated approach are considered.

Key words: the concept of information antagonism, continuous multilevel education, preparation quality of the experts, integrative-differentiated approach, system of test units.

Основываясь на богатом опыте участия вооруженных сил США в локальных конфликтах последнего десятилетия, представители Пентагона предприняли ряд мер по корректировке концепции информационного противоборства. Ее совершенствование осуществляется в нескольких направлениях, среди которых одним из основных считается обучение и подготовка специалистов в области информационного противоборства (ИП). При этом существенно усложняются задачи, которые должны решать такие специалисты, что делает проблему качества их подготовки своевременной и актуальной.

Современное развитие информационного противоборства, анализ зарубежного опыта предполагают разработку системы непрерывной многоуровневой подготовки квалифицированных специалистов в области ИП. Однако в научно-теоретических исследованиях по этой тематике до сих пор наблюдается отсутствие единства в оценке качества подготовки специалистов в области ИП. Эго, в первую очередь, связано с тем, что в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО-2) отсутствует такое направление, как «информационное противоборство». Существующая ситуация приводит к необходимости включать элементы подготовки специалистов в данной области в различные специальности, относящиеся к разным направлениям профессиональной подготовки, что существенно затрудняет разработку целостной образовательной программы, позволяющей обеспечить необходимое качество подготовки специалистов в области ИП. В связи с этим процесс профессиональной подготовки специалистов в области ИП целесообразно выстроить на основе интегративно-дифференцированного подхода, предусматривающего одновременное обучение специалистов родственным, но, в то же время, имеющим свои особенности специальностям и позволяющего разработать соответствующие планы и программы.

Интегративно-дифференцированный подход - это методологическая категория, характеризующая образовательный процесс и предполагающая обобщение теоретикометодологических положений профессиональной подготовки специалистов в области ИП в единстве интеграции и дифференциации, на основе которых можно формировать принципы организации обучения и механизмы оценки качества его результатов.

Для планирования образовательного процесса на основе интегративнодифференцированного подхода проведем сравнительный анализ государственных образовательных программ ВПО и существующих программ подготовки специалистов в области ИП для двухступенчатой системы высшего образования по направлениям подготовки бакалавриат и магистратура на основе кредитно-модульной системы (табл. 1).

Таблица 1

Модульная структура двухступенчатого образовательного процесса

Образовательная программа ВПО

Ступень образования

Образовательная программа подготовки бакалавра (ОПБ) Образовательная программа подготовки магистра (ОПМ)

Образовательный модуль 1

Курсовые модули Курсовые модули

12 3 4

1 2 3 4

Образовательный модуль 2

Курсовой модуль 1 | Курсовой модуль 2

Учебные модули (по количеству дисциплин)

1 1 2 1 3 1 4 1 5

Объем годовой учебной нагрузки студента дневной формы обучения равен 60 кредитам (1500-1800 часов в год), что соответствует размерности кредита (зачетной единицы) примерно в 25-30 рабочих часов.

Допускаются возможные отклонения от усредненных показателей учебной нагрузки и продолжительности обучения: продолжительность учебного года - 34-40 недель; один кредит - 25-30 часов учебной нагрузки; недельная учебная нагрузка - 40-42 часа.

Показатели учебной нагрузки и базовые соотношения с учетом заданных отклонений в проекте ГОС ВПО-3 приведены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Показатели учебной нагрузки______________________________

Минимальная норма- Средний

Зачетная тивная еженедельный объем Г одовая

единица длительность учебно- учебной трудоемкость

го года работы

30 часов учебной работы 40 недель 45 часов 60 зачетных единиц

Таблица 3

Базовые соотношения (часовые эквиваленты зачетной единицы)_____________

Усредненная трудоемкость одной учебной недели Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС ВПО-2 Часовой эквивалент зачетной единицы в ГОС ВПО-3 (проект)

1 неделя - 1,5 зач. ед. (уч. год - 40 недель -60 зач. ед.) 1 зач. ед. - 36 ак. час. (1 неделя - 1,5 зач. ед. -54 ак. часа) 1 зач. ед. - 30 ак. час. (1 неделя - 1,5 зач. ед. -45 ак. часа)

Наряду с этим существует и количественно абсолютно преобладает традиционное для России образование, в том числе и военное, по специальностям (нормативный срок обучения - 5 лет с получением квалификации «дипломированный специалист» или «инженер») (табл. 4) [1].

Курсовые модули представляют собой блоки дисциплин, которые образуют определенную взаимосвязанную целостность в составе программы профессиональной подготовки специалиста и могут рассматриваться как логическая подструктура внутри общей структуры подготовки.

Таблица 4

Модульная структура образовательного процесса ВПО___________________

Образовательная программа ВПО подготовки специалиста в области ИП

Курсовые модули

1 2 3 4 | 5

Семестровые модули

1 | 2 3 | 4 5 | 6 7 | 8 | 9 | 10

Учебные модули (по количеству дисциплин)

1... ...и

Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары Самостоятельная работа и др.

Мера самостоятельности курсового модуля определяется его относительной тематической замкнутостью. Модулю отвечает определенная сумма зачетных единиц (часов) и отдельная отчетность по установленным правилам. Результаты отчетности могут одновременно служить входным контролем, предваряющим переход к освоению нового модуля. Особенно эффективно модульное строение для междисциплинарных (мультидисциплинарных) программ, которые должны органично сочетать подходы некоторого множества дисциплин, часто достаточно разнородных, которым и отвечают отдельные модули.

Сравнительный анализ стандартов подготовки специалиста в области ИП (специальность: программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем 23105) и стандартов ВПО по соответствующему направлению подготовки (информатика и вычислительная техника) бакалавров и магистров по содержанию и трудоемкости приводится в [1].

Ввиду того, что качество образования - это максимальное (достаточное) соответствие цели, которая должна быть достигнута в ходе подготовки специалиста данного уровня, выбор образовательной программы, формы организации образовательного процесса и системы контроля должен производиться в соответствии с заданными целями и планируемыми результатами.

Возможность и целесообразность включения в учебный план подготовки специалистов специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» определяется исключительно исходя из целей образования (компетенций специалистов, которые должны быть усвоены в процессе его подготовки) и значимости каждой учебной дисциплины в структуре образовательной программы.

Современные ГОС ВПО-3 позволяют проектировать вариативные учебные планы подготовки специалистов в области ИП на основе модульной компоновки содержания. Модули следует разрабатывать с учетом условий обучения в вузе и современных требований к уровню профессиональной подготовки.

Рассмотрим примерное планирование учебного времени обучаемого, которое может стать основой организации образовательного процесса и составления учебного плана. В табл. 5 приведены базовые соотношения, определяющие усредненные эквиваленты показателей трудоемкости образовательных программ, выраженные в часах и зачетных единицах, применительно к ГОС ВПО-3.

Таким образом, внедрение системы зачетных единиц расширяет участие каяедо-го обучающегося в формировании индивидуального учебного плана на основе инте-гративно-дифференцированного подхода и позволяет преодолеть методологические проблемы качества подготовки специалистов в области информационного противоборства в системе непрерывного многоуровневого образования.

Таблица 5

Модульная организация учебного года_________________________

Учебный год (курсовой модуль ОП) 60 зачетных единиц - 40 недель - 1800 часов

Первый семестр 27 зач. ед. - 18 недель - 810 час. Второй семестр 33 зач. ед. - 22 недели - 990 часов

Учебный модуль 1 Учебный модуль 2 Итоговая аттестация за семестр Учебный модуль 3 Учебный модуль 4 Учебный модуль 5 Итоговая аттестация за семестр

Обучение текущая аттестация Обучение текущая аттестация Обучение текущая аттестация Обучение текущая аттестация Обучение текущая аттестация

12 зач. ед. (7 нед. + 1 неделя) 360 часов 13, 5 зач. ед (8 нед. + 1 неделя) 405 часов 1,5 зач. ед 1 неделя 45 часов 12 зач. ед. (7 нед. + 1 неделя) 360 часов 10,5 зач. ед. (6 нед. + 1 неделя) 315 часов 9 зач. ед. (5 нед. + 1 неделя) 270 часов 1,5 зач. ед 1 неделя 45 часов

ЛИТЕРАТУРА

1. Николаев С.В. Интегративный подход к подготовке специалистов в области информационного противоборства: монография / С.В. Николаев. - Петродворец: ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2006. - 260 с.

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДЕТ И ДИАГНОСТИКА ИХ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Валерий Дмитриевич Паначев, доктор социологических наук, академик МАНПО, Максим Алексеевич Поляков, аспирант,

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный технический университет» (ГОУ ВПО ПГТУ)

Аннотация

Научные исследования последних лет особенно пристально рассматривают формирование личности под воздействием современных технологий в сфере физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки. В отношении спортивной деятельности возрастает ценность спорта как фактора социализации и воспитания личности, так как непосредственно в процессе спортивной деятельности и в связи с ней возникают и проявляются разнообразные межчеловеческие отношения.

Ключевые слова: мониторинговые исследования, социализация, физическая подготовка.

MONITORING RESEARCHES OF PHYSICAL TRAINING CADETS AND DIAGNOSTICS OF THEIR PHYSICAL DEVELOPMENT

Valery Dmitrievich Panachev, the doctor of sociological sciences, academician MANPO, Maxim Alekseevich Polyakov, the post-graduate student,

Perm State Technical University

Abstract

Scientific researches of last years quite intently consider formation of person under influence of modem technologies of physical training and sports during vocational training. The value of sports as a factor of socialization and upbringing of an individual is being increased, as various interhuman relations have been revealed during sport career.

Key words: monitoring researches, socialization, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Рост, развитие организма человека происходит неравномерно. Каждый возрастной этап - это своеобразный период со своими характерными особенностями, функциональными преобразованиями, присущими только ему. Исследуемая группа кадет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.