Научная статья на тему 'Методологические проблемы исследования социализации'

Методологические проблемы исследования социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3247
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ НОРМА / СОЦИАЛИЗАЦИОННАЯ ТРАЕКТОРИЯ / THE PERSON / THE SOCIAL TYPE OF PERSON / SOCIALIZATION / SOCIALIZATION NORM / SOCIALIZATION TRAJECTORY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Антонина Ивановна

В статье рассматриваются методологические проблемы исследования социализации личности; особое внимание уделяется анализу особенностей социологического изучения социализации, предлагаются концептуальные подходы к анализу характера, направленности и результативности социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methodological Problems of the Research of Socialization

The article considers the methodological issues of the studies of the person’s socialization. A special attention is paid to the analysis of the features of sociological investigation on socialization. Some conceptual approaches to the analysis of the character, orientation and effectiveness of socialization are suggested.

Текст научной работы на тему «Методологические проблемы исследования социализации»

Методологические проблемы исследования социализации

А. И. Ковалева (Московский гуманитарный университет)

В статье рассматриваются методологические проблемы исследования социализации личности; особое внимание уделяется анализу особенностей социологического изучения социализации, предлагаются концептуальные подходы к анализу характера, направленности и результативности социализации.

Ключевые слова: личность, социальный тип личности, социализация, социализационная норма, со-циализационная траектория.

К исследованию проблем социализации личности обращаются представители различных отраслей социально-гуманитарного знания — философы, культурологи, психологи, педагоги, социологи.

Социализация определяется в социологии как двусторонний процесс: во-первых, постоянной передачи обществом и, во-вторых, освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, социально-психологических свойств для успешного функционирования в обществе.

Особенность социологического изучения социализации связана с особой предметной областью социологии, и прежде всего со спецификой рассмотрения проблемы личности как социальной сущности человека, предполагающей наличие у него устойчивой совокупности социально значимых черт. В социологии личность определяется как системное качество индивида, отражающее его включенность в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении, а также как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды и мира человеческой культуры; 3) уникальный индивидуальный опыт.

Общество заинтересовано в поддержании личностного потенциала. Оно обеспечивает не только воспроизводство населения, условия его выживаемости, но и интегрирует людей, фактически «продавливает» определенные

типические свойства в духовных структурах человека. Человек при этом активно адаптируется к социальной среде, приобретая социально значимые черты, необходимые для его полноценной жизни в обществе.

Методологической посылкой в социологическом изучении личности является ее социальный тип, определяемый как совокупность типических черт представителей той или иной социальной группы, общности. Социологов интересуют, например, социальные черты политиков, предпринимателей, интеллигенции, молодежи, повторяющиеся в соответствующих группах и являющиеся для них типичными.

В каждом обществе складывается своя совокупность типических социально значимых черт членов общества как носителей конкретного типа социальности. Личность каждого человека воплощает в себе и социально типические, и индивидуальные черты. Взаимодействие личности и общества конкретизируется множеством взаимосвязанных социальных статусов и социальных ролей. Каждому человеку присуща множественность социальных ролей. Личностная интеграция социальных ролей неповторимо индивидуальна и зависит от целого комплекса особенных обстоятельств. Субъективно для индивида личность выступает как его образ-Я (Я-концепция) — система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессе деятельности и общения, обеспечивающая социальную идентичность его личности и обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний человека.

Личность формируется и изменяется в постоянной связи с окружающим миром. Боль-

шое влияние на человека оказывает социальная среда, в которой он выступает и как объект, и как субъект деятельности, благодаря чему создает и изменяет социальную среду и самого себя. Окружение человека оказывает неодинаковое влияние на различные элементы его личности, что-то в большей мере сказывается на ее проявлениях, что-то в меньшей. От детства к молодости, от молодости во взрослость индивид переходит в процессе идентификации себя с людьми, принадлежащими к тем или иным социальным группам и по возрасту, и по социальным характеристикам. Как правило, только «подрастание», вхождение в более старший возраст не дает устойчивой идентификации — она должна подкрепляться конкретными поступками, обретением социальных черт, подтверждающих субъектность индивида в конкретных действиях.

Особенность социологического изучения социализации связана и с двойственностью ее субъектов «личность — общество». Одно из компромиссных решений заключается в избегании полюсных (только объективистских или только субъективистских) подходов. Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально-типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обусловливает социально-типическое и тождественное в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности, информация, картины мира, способы поведения и т. д.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны, их достижение не бывает слишком сложным и посильно для большинства членов общества. Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества. Общество

обустраивает процесс передачи социального опыта новым поколениям в институциональных формах.

Общество производит тех людей, которые ему нужны для нормального функционирования общественной системы, преемственности в ее развитии. Ему нужна такая степень социальной идентичности членов общества, которая позволяет самовоспроизводиться на уровне групповой, институциональной, организационной и ценностно-нормативной структур. Вместе с тем сложность и динамичность общества делают невозможным и ненужным достижение очень высокой степени социальной идентичности.

Существует определенный порог идентичности как меры схожести и подобия личностных черт членов общества, который может быть достаточным для социального воспроизводства. Характер социальности общества предопределяет эту меру, а также широту вариативности выбора, каким быть индивиду.

Общество, формируя, утверждая те или иные ценности, определяет желательное для него общее направление жизнедеятельности людей, ориентирует их действия и взаимодействия в определенном русле. На основе приоритетных ценностей оно предписывает своим членам нормы и конкретные образцы поведения в определенных ситуациях, а также вырабатывает систему мер для реального осуществления этих норм и способы реагирования на поведение людей и их групп.

Существует взаимообусловленность социального развития и развития личностного потенциала. Причем на определенном этапе объективные процессы опережают личностные изменения. Но субъективные процессы могут оказаться более динамичными в случае, когда в ходе социализации активизируется неадап-тивность личности, связанная с отрицанием определенных социальных норм и ценностей, созданием новых образцов. Это может привести к новому качеству личностного потенциала общества, к другой совокупности типических личностных черт. В таком случае субъективные процессы, опережая объективные, становятся первостепенным фактором общественных изменений.

Обратившись к истории общества, можно заметить, сколь нкзначительно влияние отдельных людей на социальное развитие. Ни одна отдельная личность, каким бы потенциалом она ни обладала, не может вырваться из социальных закономерностей. В то же время внутри действующих потоков, например на организационном уровне социального развития, можно увидеть, как много при всей задан-ности общественных изменений может и отдельный человек. Оба эти взгляда не противоречат друг другу, и только вместе они могут дать правильное объяснение реалиям социального развития.

С другой стороны, социальное развитие, представляя собой целенаправленные процессы по обустройству жизни людей, удовлетворению их разносторонних потребностей, может мало влиять или вовсе не сказываться на улучшении условий жизнедеятельности отдельного человека. Причина этого кроется в том, что устремленные в будущее процессы развития могут не давать скорых качественных сдвигов в повседневной жизни людей, могут просто не затронуть конкретного человека или даже ухудшить его жизнь.

Личностное измерение социального развития обнаруживает его противоречия и парадоксы, которые подлежат тщательному изучению в рамках социологии. Наиболее важной проблемой социологических исследований становится изучение обобщающих характеристик человеческого потенциала, включающих социально-демографические, социально-экономические показатели, состояние здоровья, образ жизни и т. д. Важным аспектом таких исследований является учет дистанции, складывающейся между так называемым социальным минимумом как гарантированным уровнем жизни людей и социальным максимумом, достигаемым в уровне потребления социальной элитой, так как в современном обществе все острее встает вопрос о разумных верхних пределах потребления и обладания благами, что крайне необходимо для формирования социальных потребностей у новых поколений людей.

Чем шире пласт социальности с ее типическими и нетипическими свойствами осваивается индивидом, тем богаче его личность и ярче

его индивидуальность. Мера социально-типического и нетипического обусловлена также сходством и различиями социальных норм, культурных ценностей, способов поведения и социализационных практик на уровне различных общностей и групп. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга. Баланс социально-типического и индивидуально-личностного в процессе социализации варьируется как объективными, так и субъективными факторами, среди которых объективным факторам принадлежит определяющая роль. Причем на определенном этапе объективные процессы опережают личностные изменения. Но субъективные процессы могут оказаться более динамичными в случае, когда в ходе социализации активизируется не-адаптивность личности, связанная с отрицанием определенных социальных норм и ценностей, созданием новых образцов. Это может привести к новому качеству личностного потенциала общества, к другой совокупности типических личностных черт. В таком случае субъективные процессы, опережая объективные, становятся первостепенным фактором общественных изменений.

Социализация, являясь сложным многосторонним процессом, может быть классифицирована по различным критериям. Прежде всего критериален характер самой социальности по ее основным параметрам. Общества различаются по механизмам регуляции социальной жизни. Во-первых, формируя, утверждая, закрепляя те или иные ценности, общество тем самым определяет желательное для него общее направление жизнедеятельности людей, ориентирует их действия и взаимодействия в определенном русле на основе приоритетных ценностей данного общества. Во-вторых, в социальных нормах (правовых и моральных) общество на основе своих социальных ценностей предписывает своим членам конкретные образцы (правила) поведения в определенных ситуациях. В-третьих, общество вырабатывает систему мер для реального осуществления этих норм, а также различные способы реагирования на поведение людей и их групп. Ценностно-нормативный механизм регуляции социальной жизни отражает характер взаимо-

отношений общества и человека, формы соотношения общества и государства. Государство может быть подчинено и служить обществу и человеку, но может подчинять и подавлять общество и личность.

По характеру самой социальности могут быть выделены следующие типы социализации: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, по-лисоциокультурный. В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного типа.

В качестве другого классификационного критерия рассматривается содержание социа-лизационного процесса, позволяющее различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, культурная, трудовая, экономическая и др.

Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую, демонстративную социализации, а также ресоциализацию и десоциализацию.

Результативность социализации личности обусловлена объективными и субъективными факторами: во-первых, тем, как индивид осваивает социальные нормы и культурные ценности, во-вторых, тем, как общество передает их индивиду.

Социология изучает также проблемы нормы и отклонения социализации. В общем виде социализационная норма выступает результатом действия общественного механизма воспроизводства социальной сущности человека. Социализационная норма определяется, во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие; во-вторых, как многомерный эталон социализи-рованности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; в-третьих, как устоявшаяся в общест-

ве совокупность правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению. Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. Суть различия состоит в назначении той и другой нормы: для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализационной — регуляция вместе с освоением нормы. Социа-лизационная норма обусловлена параметрами социальности данного общества. Ее регуляторами выступают культура, социальные нормы и ценности. В ее изменениях не просматриваются тенденции к тотальной упорядоченности и всестороннему контролю процессов социализации индивидов. Социализационная норма коррелируется с социальными типами личности, доминирующими в обществе, с возрастной характеристикой индивида, его статусными притязаниями. Формализация такой нормы осуществляется в законодательных и иных нормативных правовых актах, имеющих прямое или косвенное отношение к социальному воспроизводству человеческого потенциала общества, фиксируется в различных уставах, стандартах, программах, положениях, инструкциях и других документах, регулирующих жизнедеятельность людей в социальных институтах и организациях, выступающих агентами социализации индивидов. Социализаци-онная норма представлена в ценностном сознании членов общества, а также является значимым компонентом общественного мнения, выступающего важнейшим неформальным регулятором поведения людей.

Социализация не всегда бывает успешной. Она почти всегда имеет отклонение, которое определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Отклоняющаяся социализация проявляется в различных формах отклоняющегося поведения, а также обнаруживается как несоответствие личностного развития индивида эталонам, установленным в обществе.

Одним из аспектов социологического изучения социализации является исследование направленности процесса социализации, спе-

цифической для конкретного человека, т. е. его социализационной траектории.

Социализационная траектория представляет собой интегральный показатель характера и направленности социализации, отражая ее объективную и субъективную стороны. Траек-торная модель социализации может быть рассмотрена в нескольких срезах: 1) влияние внешней среды как совокупность организованных и стихийных воздействий институтов и агентов социализации; 2) субъектность как сознательные самостоятельные действия индивида по созиданию своей личности; 3) система диспозиций личности — ее концепция жизни и ценностные ориентации, а также предрасположенности к определенному поведению в конкретных условиях, определенной среде.

Социализационная траектория родственна понятию «жизненный путь», которое отражает историю формирования и развития личности по событиям, кардинально повлиявшим на жизнедеятельность данного индивида. Отличие социализационной траектории в том, что она строится не столько на таких событиях, сколько на фиксации разнородных изменений в личности, отражая влияние внешней среды, субъектность и систему диспозиций личности в процессе социализации.

Алгоритм построения социализационной траектории основывается не на статических состояниях, а на динамике процесса социализации с учетом пройденного индивидом этапа жизненного пути, причем основные характеристики измеряются во временном континууме.

Социологическое измерение социализацион-ной траектории возможно, но имеет пределы в связи с особой природой процесса социализации и сложностью квалификации ряда его характеристик, например связанных с субъ-ектностью индивида и интериоризацией. В ходе исследований обнаружена разрешающая способность таких индикаторов, как состав родительской семьи, профессия, образование и род занятий родителей, территориальная миграция, включенность в систему общего и профессионального образования, род занятий, структура досуга, круг сверстников, ценностные ориентации, референтная группа, самооценка, притязания, вещный мир и др.

Социальные изменения в российском обществе конца XX — начала XXI в. привели к существенным обновлениям общей траекторной картины социализации молодежи. Преодоление унифицированной модели социализации советского образца сопровождается «разбе-ганием» социализационных траекторий молодежи в условиях поляризации общества. Эти траектории претерпевают расширение горизонтальных дифференциаций и стратификацию, связанную с существенными различиями в образе жизни, образовании, доступе к информации и т. д. Общей тенденцией становится уменьшение государственного сегмента институтов социализации. Названные траектории несут в себе потенциал внутреннего единства как выражение исторических, социальных и национальных корней россиян. Поиск механизмов, обеспечивающих общественную стабильность через социализацион-ные процессы, определение их перспективных моделей остаются важнейшими проблемами науки и практики.

Одной из проблем социологического анализа становится влияние глобализации на процессы социализации личности. На первый взгляд, казалось бы, что нет и не может быть ощутимых зависимостей процессов обретения индивидами социальных качеств и мировых интеграционных или дезинтеграционных процессов. Но это не так.

Глобализация, выдвигая на первый план якобы только экономические проблемы, сказывается на качестве всей социальной материи. Она усугубляет дифференциацию процессов социализации, обустраивая новые «социальные сита», перекрывая для значительной части людей доступ в «социальные лифты» (в понимании П. Сорокина), закрепляя, таким образом, социальное неравенство.

В условиях глобализации в определенной мере ослабляются социальные ресурсы воспроизводства личностного потенциала общества. Информационные системы и технологии, новые средства связи и телекоммуникация способствуют быстрому распространению информации, снижая вместе с тем возможности регулирования ее потоков и направленности. Расширение межкультурного взаимодейст-

вия, имеющего в условиях глобализации не столько естественный, сколько вынужденный или принудительный характер, активизирует односторонние культурные потоки, насаждающие ценностные суррогаты широкой публике.

Трансформация ценностно-нормативной системы, ослабление роли обычаев и традиций, неформального социального контроля, упрощение межличностных связей, востребу-емые глобализацией, уменьшают возможности воспроизводства социокультурного опыта.

Целерациональная направленность глобализации снижает возможности упорядочивания процессов социализации на уровне общества. Процедуры дерегулирования распространяются на социализационные процессы. В этих условиях трудно определяется и достигается баланс целенаправленных и стихийных каналов и процессов социализации. Социализация обретает менее предсказуемый характер.

Глобализация создает неустойчивость со-циализационной нормы. Эталоны социализи-рованности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик задают противоречивые личностные ориентиры на формальном и неформальном уровне. Резко снижаются возможности успешной социализации для значительной части индивидов.

THE METHODOLOGICAL PROBLEMS OF THE RESEARCH OF SOCIALIZATION A. I. Kovaleva (Moscow University for the Humanities)

The article considers the methodological issues of the studies of the person's socialization. A special attention is paid to the analysis of the features of sociological investigation on socialization. Some conceptual approaches to the analysis of the character, orientation and effectiveness of socialization are suggested.

Keywords: the person, the social type of person, socialization, socialization norm, socialization trajectory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.