Научная статья на тему 'Методологические принципы стратегического управления инновационными проектами'

Методологические принципы стратегического управления инновационными проектами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / METHODOLOGICAL PRINCIPLES / STRATEGIC MANAGEMENT / INNOVATIVE PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перегудов Ю. Ю.

In the article on the basis of consideration of methodological bases of strategic management as bases of modern management in the conditions of continuous changes of environment in relation to innovative projects are defined the basic principles of strategic management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF INNOVATION PROJECTS

In the article on the basis of consideration of methodological bases of strategic management as bases of modern management in the conditions of continuous changes of environment in relation to innovative projects are defined the basic principles of strategic management.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы стратегического управления инновационными проектами»

нятых позиций (рис.2), но и с позиций формирования экономики знаний;

- обосновать основные положения концепции управления человеческими ресурсами ВУЗа при формировании сферы экономики знаний.

В-третьих, необходимо разработать кадровую политику при управлении человеческими ресурсами ВУЗа при формировании сферы экономики знаний, для чего необходимо:

- исследовать особенности создания кадровой политики ВУЗа при формировании сферы экономики знаний;

- проанализировать факторы, определяющие разработку кадровой политики ВУЗа при формировании сферы экономики знаний;

- разработать основные положения кадровой политики при управлении человеческими ресурсами ВУЗа при формировании сферы экономики знаний.

В-четвертых, необходимо разработать инновационные механизмы управления персоналом ВУЗа при формировании сферы экономики знаний, что требует:

- проведения анализа тенденций инновационного развития процессов управления персоналом ВУЗа;

- разработки критериев эффективности формирования и реализации инновационных механизмов управления персоналом ВУЗа при формировании сферы экономики знаний;

- определения рациональных инновационных механизмов управления персоналом ВУЗа при формировании сферы экономики знаний.

Решение поставленных задач позволит сформировать комплекс методических рекомендаций по организации работы по управлению персоналом ВУЗа при формировании сферы экономики знаний, направленных на:

- диагностику организации управления персоналом ВУЗа при формировании сферы экономики знаний;

- разработку системы организационных мероприятий по управлению персоналом ВУЗа при формировании сферы экономики знаний;

- мониторинг процессов управления персоналом ВУЗа при формировании сферы экономики знаний.

Литература:

1. Human Resourses Management. Blackwell Publishers, 1998.

2. А. Р. Алавердов. Управление человеческими ресурсами организации. Учебник 2-е изд. перераб. и доп.- М.: МФПУ Синергия, 2010.

3. Организационное поведение и управление человеческими ресурсами. Сборник учебных кейсов. Кейсы из коллекции ВШМ СПбГУ. Под ред. И.В. Гладких, В.Н. Мининой. - М.: Высшая школа менеджмента, 2011.

4. Балашов А.И., Котляров И.Д., Санина А. Г. Управление человеческими ресурсами. - С-Пб., Питер, 2012.

5. Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: Кнорус, 2009.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ

Перегудов Ю. Ю., к.э.н.

В статье на основе рассмотрения методологических основ стратегического управления как базы современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды применительно к инновационным проектам определены базовые принципы стратегического управления.

Ключевые слова: методологические принципы, стратегическое управление, инновационные проекты.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF STRATEGIC MANAGEMENT OF

INNOVATION PROJECTS

Peregudov Y., Ph.d.

In the article on the basis of consideration of methodological bases of strategic management as bases of modern management in the conditions of continuous changes of environment in relation to innovative projects are defined the basic principles of strategic management.

Keywords: methodological principles, strategic management, innovative projects.

Сложность перехода к отечественной экономики к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Сложность поставленной задачи обусловлена тем, что в условиях глобальной конкуренции и роста открытости экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени реализовать национальные конкурентные преимущества.

Ключевым направлением перехода от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста РФ является структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития. Инновационное технологическое развитие экономики в свою очередь требует эффективного решения следующих стратегических задач.

Во-первых, это формирование национальной инновационной системы, включая такие элементы, как интегрированная с высшим образованием система научных исследований и разработок, гибко реагирующая на запросы со стороны экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная инфраструктура, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций и др.

Во-вторых, это формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего достижение и поддержание лидерства

России в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям.

В-третьих, это создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний.

В-четвертых, это обеспечение роста конкурентоспособности ведущих отраслей экономики путем:

- использования механизмов частно-государственного партнерства,

- улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций,

- обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой,

- поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

- рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.

Таким образом, согласно целевому ориентиру экономики лидерства и инноваций, предполагается, что российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Задача заключается в том, чтобы к 2020 году Россия занимала не менее 5% на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг не менее, чем в 5 секторах. Это означает, что формирование условий для массового

Рис.1. Основные признаки классификации инновационных проектов.

появления новых инновационных компании должно осуществляться в первую очередь в сфере экономики знаний и высоких технологий, включая: электронику, программное обеспечение, беспроводные технологии, нанотехнологии, робототехнику и другие направления.

В сложившихся условиях возникает объективная необходимость в развитии методологии стратегического управления инновационными проектами в сфере робототехники, которая обусловлена:

- общими тенденциями нарастания интеллектуализации и информатизации хозяйственной деятельности, которая предъявляет повышенные требования к стратегическому управлению инновационными проектами в сфере высоких технологий;

- изменением системы взаимодействия участников проектов в долгосрочной перспективе, что предъявляет дополнительные требования к формам, методам и стратегическим подходам управления;

- потребностями распределения и перераспределения управленческих функций при создании и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в рамках стратегических инновационных проектов по мере изменения соотношений эффективности различных составляющих этих проектов;

- требованием рационального сочетания в рамках инновационного проекта свободы творчества как основы интеллектуальной деятельности, с одной стороны и высокой ответственности каждого участника инновационного процесса за конечный результат, с другой стороны.

Указанные обстоятельства предопределили актуальность проблемы развития методологии стратегического управления инновационными проектами в сфере робототехники.

В данном рассмотрении под инновационным проектом будем понимать проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.

Результаты реализации инновационного проекта должны быть отражены в документе, содержащем подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.

Основной целью реализации инновационного проекта является создание новой или изменение существующей систем — технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих) коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.

Основные признаки классификации инновационных проектов приведены на рис.1.1

Процесс реализации инновационного проекта представляет собой процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.

Рис. 2. Типовое графическое представление жизненного цикла инновационного продукта.

Типовое графическое представление жизненного цикла инновационного продукта приведено на рис.22 .

Основные этапы жизненного цикла инновационного проекта, эквивалентного жизненному циклу инновационного продукта представлены в табл.13 .

Уровни управления инновационными проектами на различных фазах их реализации приведены в табл.2.

Проведенные исследования показали, что методологическую основу стратегического управления как базу современного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды применительно к инновационным проектам составляет следующая совокупность принципов.

Во-первых, принцип ориентации на высокий уровень качества на всех этапах исполнения проекта.

Во-вторых, принцип непрерывного поиска новых возможностей и более продуктивных подходов к реализации инновационных процессов.

В-третьих, принцип создания и эффективного использования сбалансированных инновационных коллективов, включая процессы обучения.

В-четвертых, принцип использования гибких подходов к организации работ по проекту, позволяющих учесть неопределенность исходов инновационных процессов по отдельным проектным этапам.

В-пятых, принцип мониторинга различных источников знаний и аккумулирования инновационных идей в интересах совершенствования технологий исполнения проекта.

В-шестых, принцип выделения, поддержки и развития лидерства при стратегическом управлении инновационными проектами.

В-седьмых, принцип поддержания творческой организационной культуры, признания и вознаграждения создателей эффективных инноваций.

Проведенные исследования также показали, что с учетом специфики сферы робототехники в качестве принципов стратегического управления инновационными проектами целесообразно также использовать следующие.

Во-первых, это принцип селективного (выборочного) управления, подчеркивающий асимметрию управляющий воздействий, в первую очередь при выборе приоритетных направлений, адресную поддержку отдельных процессов развития в рамках инновационного проекта.

Во-вторых, это принцип увязки целевых ориентиров инновационного проекта, означающий установление взаимосвязей:

- межу потребностями в создании инновации и возможностями их реализации;

- между промежуточными и конечными целями инновационного проекта в многозвенной цепи;

- между взглядами производителя и потребители на возможности, обеспечиваемые инновационной продукции.

В-третьих, это принцип полноты цикла управления инновационным проектом, обеспечивающий за счет аккумулирования инновационного потенциала развитие по спирали в рамках следующих инновационных проектов.

В-четвертых, это принцип этапности инновационных процессов

Таблица 1. Этапы жизненного цикла инновационной продукции

№ Название Содержание

1 Зарождение идеи Технико-экономическое обоснование целесообразности и эффективности реализации идеи (бизнес-планирование)

2 Поиск ресурсов на реализацию идеи создания продукции Поиск необходимого сырья, объектов недвижимости, технологий и оборудования их реализующих, квалифицированной рабочей силы и, в конечном итоге, -финансов.

3 Разработка макета Осуществление этапа научно-исследовательской работы с математическим и физическим моделированием новой продукции

4 Разработка опытного образца Осуществление этапа опытно-конструкторской работы с изготовлением опытной партии продукции, в результате испытаний которой формируется нормативная документация (конструкторская, технологическая), по которой будет осуществляться серийное производство.

5 Изготовление пробной партии Начало серийного освоения продукции, сопровождаемое отработкой технологии производства» изучением реакции потребителей на предлагаемую продукцию и соответствующими корректировками нормативной документации.

6 Начало серийного производства Серийное производство продукции, сопровождающееся ростом объемов производсгва и появлением прибыли от ее реализации

7. Выход в точку окупаемости Быстрый рост объемов производства и реализации продукции, формирующий прибыль, достаточную для покрытия всех предыдущих расходов.

8. Продолжение роста Продолжение роста объемов производства и расширения рынка реализации продукции

9, Замедление роста Замедление роста объемов производства и реализации продукции, вызванное моральным старением продукции, ростом уровня конкуренции и «пресыщением» рынка предлагае м о й продукт щ ей

10. Остановка роста Насыщение рынка предлагаемой продукцией, соответствующее равенству объемов предложения и спроса при постоянстве последнего. При этом в результате проведения и реализации результатов функционально-стоимостного анализа прибыль от продажи продукции продолжает расти.

IL Спад Объемы спроса на морально устаревшую продукцию падают. Все вложения в совершенствование этой продукции прекращаются, поскольку становится очевидной необходимость выпуска новой продукции. При этом одновременно решается проблема замены производства продукции более новым и постепенного демонтажа и продажи на менее притязательные рынки прав производства н соответствующего оборудования для морально устаревшей продукции.

12. Завершение жизненного цикла Прекращение выпуска морально устаревшей продукции после достижения объемами производства и прибылью от сбыта морально устаревшей продукции минимальных предельных значений

1 Гунин В.Н., Баранчеев, В.П.,Устинов В.А., Ляпина С.Ю. Управление инновациями.- М.: Издательство «ИНФРА-М», 2009.

2Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998. 132с.

3 Тебекин А.В. Инновационное развитие экономики. - М.: МГАДА, 2008.

Таблица 2. Уровни управления инновационными проектами на различных фазах их реализации

Фазы реализации проекта Уровни управления инновационными проектами

Стратегическое Оперативное И не тру мен гал ьное

I )Иачало проекта Анализ воздействия внешней среды, участников; определение целей, цен, ограничений; выбор критериев для решения поставленных целей; заключение контракта Окончательное формулирование проекта, анализ срока выполнения работ, объема работ; предварительное определение стоимости работ Организация проекта, ответственность, квалификация н особенности; отбор состава руководителей, инструкции, нормативы

2)Развитне инновационной продукции Управление заключением контракта, персоналом, орган изацнонной структурой, общественными взаи моотн ошен и я ми; определение статуса проекта. 11 ределы, структуры, нормы, управление ресурсами, затратами и риском; контроль качества н сроков выполнения работ; учет расходов; системы управления производительностью Руководство проектом, технология процесса управления; оценка прои зводи тел ьности, культура проекта, система связи

3)Ругн низания инновационной продукции Изменение оценки целей, договоров; управление изменениями проекта Повышение эффективности (производител ьность-время- затраты) Разрешение конфликтов, смена или перемещение персонала

4)3авершение проекта Сокращение проекта, передача гарантий; доведение до конца, завершение дел после сдачи объекта Оценка процесса выполнения проекта, документация для завершения проекта« передача опыта Управление сдачей объекта и передачей собственности, оценка персонала

и процессов управления проектами, означающий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- закрепление рубежных показателей при реализации планов создания инновации,

- ответвление новых процессов на следующих этапах, на основе сформировавшихся в ходе реализации проекта инновационных идей;

- возвращение к предыдущим этапам проекта в случае выявления очевидных просчетов, не позволяющих реализовывать последующие этапы проекта по исходному (устраивающих разработчиков) замыслу.

В-пятых, это принцип иерархичности организации инновационных процессов, означающий, что все уровни работ в рамках проекта связаны между собой.

В-шестых, это принцип многовариантности при выборе управленческих решений, обеспечивающий одновременно с ростом числа вариантов решений степень приближения к рациональному.

В-седьмых, это принцип системности, предполагающий разработку системы мер, необходимых для эффективной реализации проекта.

В-восьмых, это принцип сбалансированности обеспечения инновационных решений необходимыми ресурсами.

Литература:

1. Управление инновационными проектами. Под ред. Попова В.Л. - М.: Инфра-М, 2009. — 336 с.

2. Филин С.А. Механизм реализации инвестиционной политики в инновационной сфере: Монография. - М.: ИНИЦ Роспатента. -2005. - 274 с.

3. Сафронова А.А. Экономическое развитие хозяйственных систем на основе инновационных проектов: теория и методология. - М.: Изд-во «Риалтекс», 2008.

4. Лоренс Дж. Гитман, Майкл Д. Джонк. Основы инвестирования, Пер. с англ. - Дело., 1999

5. Магрупова, З.М. Планирование инвестиционного проекта

на основе матричного управления / З.М. Магрупова, Д.С. Смирнов // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - №23(152). - С.20-25.

6. Васюхин О.В., Павлова Е.А. Развитие инновационного потенциала промышленного предприятия. - М.: Академия естествознания, 2010.

7. Старовойтенко О.А. Методологическое управление инновационной деятельностью.// Управление инновациями. - М.: 2008.

8. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003.

9. Тебекин А.В. Инновационный менеджмент. - М.: Юрайт, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.