Научная статья на тему 'Стратегия высшей школы в современной социально-экономической среде'

Стратегия высшей школы в современной социально-экономической среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костылева С. Ю.

In clause the basic elements of strategic management of high school as by the research centre, and also precondition становления of regional university complexes are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия высшей школы в современной социально-экономической среде»

СТРАТЕГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

С. Ю. КОСТЫЛЕВА

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

In clause the basic elements of strategic management of high school as by the research centre, and also precondition становления of regional university complexes are considered.

Одной из важнейших проблем развития отечественного образования является модернизация сложившейся отраслевой модели организации этой системой. В современных условиях модернизация образования - это, прежде всего, во-первых, управление процессом его развития, а не только управление учреждениями и людьми. Во-вторых, образование в современных условиях должно быть ориентировано на конечный результат. А сегодня в условиях технологической революции, в условиях информационного общества конечным результатом системы образования является конкурентоспособность экономики, уровень развития высоких технологий производства, высокие показатели внутреннего валового дохода, высокий уровень материальной и духовной жизни населения.

Глобальные изменения общества и экономики привели к необходимости разработки более эффективных методов организации и управления вузами, действующими в рыночных условиях. В высшую профессиональную школу все более настойчиво проникают методы стратегического управления собственным развитием. Решение задач стратегического управления способствует формированию новой организационной культуры в вузе, сочетающей традиционные академические ценности с ценностями предпринимательскими.

Модель действий по стратегическому управлению вузом, предполагает наличие следующих этапных элементов:

- выявление проблем и моделирование ситуации;

- выявление необходимых изменений и формулирование идей развития;

- разработка стратегии изменений и формулирование базовых стратегий;

- использование различных способов воздействия и применение конкретных методов управления;

- воплощение стратегии в жизнь и управление изменениями.

Необходимость адекватного реагирования вуза на импульсы внешней среды связана с развитием высшей школы как открытой образовательной системы, которая осуществляет интенсивный взаимообмен и взаимодействие со средой; проявляет способность гибкого реагирования на меняющиеся социально-экономические реалии; предоставляет широкий спектр образовательных услуг, сочетающих обучение в рамках государственного стандарта с индивидуализированными образовательными программами.

Если региональная, муниципальная и т. д. образовательная сеть является объединением образовательных учреждений по территориальному признаку, то в последнее время все большее распространение получают образовательные комплексы - форма организации образовательных систем как объединения организационно интегрированных образовательных учреждений, реализующих комплекс взаимосвязанных образовательных программ различных уровней. Таким образом, основное отличие образовательного комплекса от образовательной сети заключается в более высокой степени организационной (включая ресурсную) интеграции и взаимосвязи реализуемых образовательных программ [3].

Помимо организационной интеграции, различные основания классификации позволяют выделять производственно-образовательные и научно-образовательные холдинг. Объединение образовательных и производственных учреждений в образовательный холдинг может происходить по

региональному (территориальному) признаку и по объединяющей базовой организации (образовательному учреждению), которой, как правило, является университет [4].

В последнем случае образовательный комплекс называется технопарком.

С учетом вероятностного характера развития и неопределенности внешнего окружения университетский комплекс заинтересован в усилении своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Инновационные принципы управления (инновационный менеджмент) научной и образовательной деятельностью предполагают реализацию полного инновационного цикла от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках. Новые знания, получаемые в ходе выполнения фундаментальных и поисковых исследований, должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности университетов.

Здесь имеется ключевой момент, связанный с передачей нового знания. Модель передачи технологий становится важнейшим элементом системы стратегического планирования инновационного развития экономики. Основным способом передачи технологий, позволяющим сократить время доведения результатов фундаментальных и прикладных исследований до применения их в производстве, является интеграция научных организаций с предприятиями в рамках единого инновационного цикла. С учетом регрессии отраслевой науки современные исследовательские университеты, университетские комплексы могут взять на себя задачу возродить системный подход к организации инновационной деятельности.

В этой связи в последнее время в научных кругах широко обсуждается появление так называемых предпринимательских университетов. В 1998 г. профессор Калифорнийского университета (США) Бартон Кларк опубликовал книгу «Создание предпринимательских университетов: организационные пути трансформации» [5], в которой ввел в научный оборот понятие «предпринимательский университет» (entrepreneurial university). Имеется в виду усиление управляющего ядра, диверсификация источников дохода, развитие гибкой периферии через структуры коммерциализации интеллектуального капитала, стимулирование академических начал и создание общеуниверситетской предпринимательской культуры.

Федеральной программой развития образования предусмотрено создание на базе ведущих университетов и технических (технологических)

вузов экспериментальных площадок в форме единых многоукладных университетских учебно-научно-инновационных комплексов. По сути, поставлена задача формирования облика нового университета предпринимательского типа - инновационного университета, в котором накопленный интеллектуальный потенциал эффективно реализуется в научной и образовательной сферах. При этом под интеллектуальным потенциалом в широком смысле понимается совокупность кадрового, материально-технического (ресурсного) потенциала и потенциала, содержащегося в новых научных результатах [1].

При всем многообразии возможных подходов к менеджменту вуза цель преобразований в настоящее время уже не вызывает сомнений - это обеспечение саморазвития университета. В связи с этим, наряду с термином «предпринимательский университет», указывающим на метод, стал использоваться термин «саморазвивающийся университет», отражающий цели преобразования.

Сегодня остаются актуальными вопросы, связанные с управлением инновационными процессами, оценкой инновационной деятельности. Новшества, инновации, нововведения можно считать элементами, способными радикально влиять на позитивные изменения в процессе управленческой деятельности. Инновационный процесс «отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового» и обладает следующими свойствами:

- новизна как относительная величина, определяющая соответствие нововведений данному историческому периоду, что позволяет инновациям обладать наиболее прогрессивными свойствами;

- потенциал повышения эффективности как способность инноваций обладать качествами и свойствами, существенно улучшающими функционирование системы или отдельных ее элементов;

- долговременность полезного эффекта как способность инноваций максимально длительное время сохранять признаки новизны и актуальности;

- согласованность с другими нововведениями и нормой как интегративное свойство.

Созданию университета нового типа, инновационного, предпринимательского университета призван содействовать образовательный маркетинг [2].

Университеты выделяются из всего множества вузов, тремя особенностями: множеством профилей, направлений подготовки; широким спектром научных направлений; требованием к университету как ведущему научно-методическому центру. Вместе с тем, в настоящее время пробле-

ма статуса и роли университета рассматривается в разных аспектах. Сильны тенденции уточнения понятия «классический университет» с позиций перевода его в элитарный статус с особой ролью в сфере науки и высшего образования. Другая тенденция состоит в придании университетам большего значения как исследовательским центрам. Указанные тенденции, с одной стороны, в большей степени затрагивают институциональный уровень представления университета, а с другой -отражают стремление самих университетов и их руководителей выделиться и создать особые условия для увеличения направляемых Правительством России бюджетных средств.

В настоящее время в России, по мнению научного сообщества, недостаточно используется накопленный научный задел, информация о новых разработках не доходит до потребителя. Между тем, большая часть инновационных проектов не имеет зарубежных аналогов и является прорывом в технологии ХХ1 в.

Высшая школа, академическая и отраслевая наука, обладая большим научным потенциалом, призваны сосредоточить свои усилия на развитии приоритетных направлений науки и технологий.

Однако противоречия и проблемы внутри системы образования и вне ее порождают потребность в изучении региональных (территориальных) систем образования. В социально-экономической системе региона практическую экономическую деятельность ведут субъекты, многообразие которых настолько велико, что представить их взаимодействие в полном объеме чрезвычайно сложно. Традиционный характер взаимодействия этих субъектов отличается, как правило, недостаточной эффективностью. При этом социальный заказ в отношении системы образования на уровне региона формируется часто на основе стереотипных ориентаций, недостаточной и неквалифицированной информации, социально неадекватной рекламы. Так порождаются крупные перекосы в направлениях и объемах образовательной подготовки, усиливающие опасность структурной безработицы. Деятельность самих образовательных учреждений отмечена известным «консерватизмом», основывается прежде всего на долгосрочных фундаментальных когнитивных компонентах и преследует корпоративные или групповые цели в соответствии с узким пониманием их общей миссии и конкретных функций в своем регионе и стране в целом. Таким образом, именно на уровне региона и в масштабе территориальной образовательной системы воспроизводится противоречие между, с одной стороны, потребностью

в устойчивом взаимодействии комплекса «экономика - образование - рынок труда» и, с другой стороны, корпоративно понимаемыми интересами и целями менеджмента в реальном секторе (зачастую скрываемыми). Разрешение противоречия заключается в осуществлении социально ориентированного образовательного маркетинга в масштабе региона [3].

В качестве примера можно привести Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. При пассивном следовании за внешними изменениями совершенно реально обозначилась перспектива углубления деградации реального сектора экономики, социальных институтов, включая систему общего образования и высшего образования. Однако внутрирегиональная ситуация предоставила альтернативную возможность. На фоне общеизвестных трудностей переходного периода область отличает последовательная экономическая стратегия. Сохранился эффективный научно-технический потенциал. Создана сеть малых и средних инновационных фирм. Система образования стала действовать в рамках современной, основанной на инновационных подходах, региональной программы развития образования. Параллельно вырабатывалась интеграционная стратегия реформирования профессионального образования с центральной идеей - созданием регионального классического университета. Концепция университета основывалась на том, что этот классический университет должен быть современным восприимчивым к инновациям, учитывающим и реализующим региональные запросы в профессиональной подготовке и в отраслевых прикладных исследованиях. В Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина вслед за интеграционными процессами на основе выбранной стратегии развития была произведена глубокая реструктуризация. При этом прежде были определены основные (общие) и конкретные функции подразделений (разработаны их положения), которые доминировали в вопросах выбора структурных решений.

Основываясь на приведенном опыте, можно утверждать, что становление региональных университетских комплексов имеет ряд особенностей:

- они призваны выполнять не только требования государственных образовательных стандартов подготовки специалистов различного профиля, но и принять на себя функции центра науки, культуры и образования территории;

- комплексы испытывают в своей деятельности противоречивое влияние со стороны различных групп и организаций федерального и ре-

гионального уровней, каждая из которых преследует собственные интересы, сбалансировать которые является достаточно сложной управленческой задачей;

- развитие потенциала и кадровых ресурсов региональных университетских комплексов тесно связано с потребностями региона, с необходимостью участия в разработке и реализации программ социально-экономического развития региона;

- комплексы имеют достаточно сложную содержательную и организационную структуры, обеспечивающие преемственность, непрерывность и многоуровневость профессионального образования;

- в отличие от классических университетов региональные университетские комплексы обязаны обеспечить не только фундаментальную научную подготовку, но и освоение выпускниками компетентностей, позволяющих им успешно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах.

Отличительной особенностью деятельности регионального университета является то, что в нем наряду с классическими университетскими видами профессионального образования - гуманитарным и естественнонаучным - поддерживается медицинское и педагогическое образование. При этом в моделях управления университетом присутствует иерархичность. Для высшей школы традиционным является выделение кафедрального, факультетского и вузовского уровней управления [3]. Однако в многопрофильном университете возникает потребность в выделении дополнительного уровня - уровня института как промежуточного между факультетским и университетским, что вызвано несколькими причинами. Во-первых, при множестве специальностей (образовательных программ) и неоднородном их составе целесообразна их группировка по направлениям и отраслям для оптимизации организационных форм проведения учебного процесса и экономии ресурсов. Во-вторых, внешние взаимодействия в вопросах подготовки кадров осуществляются по отраслевому принципу. В-третьих, научные сообщества формируются по отраслям знаний, в рамках которых происходит общение ученых, выработка решений относительно направлений исследований и их финансирования. В-четвертых, подготовка кадров высшей квалификации посредством деятельности диссертационных советов также ведется по отраслевому принципу. В-пятых, факультеты и их подразделения науки локализуются и обретают обособленное пространство и

ресурсы. При этом для обеспечения инновационного развития страны необходимо:

1. Наличие конкурентоспособного сектора «генерации знаний», включающего фундаментальные и прикладные исследования и разработки.

2. Эффективное функционирование национальной инновационной системы, преобразующей новые знания в продукты, технологии или услуги, и включающей в себя совокупность хозяйствующих субъектов, институциональной базы инновационной деятельности, инфраструктуры и ресурсов.

3. Широкое применение в социально-экономической сфере и государственном управлении информационно-коммуникационных технологий, позволяющих повысить производительность труда и оптимизировать управленческие и производственные процессы.

В заключение необходимо остановиться на вопросе качества подготовки специалистов. Системное обеспечение качества подготовки специалистов - это, в первую очередь, вопрос востребованности выпускников на рынке труда и, следовательно, эффективного развития вуза. Основополагающим положением обеспечения качества подготовки специалистов является то, что задача должна решаться на всех этапах «жизненного цикла» специалиста, включая анализ рынка труда, проектирование основных образовательных программ подготовки специалистов в университете. Кроме того, этой цели должна быть подчинена разработка учебных планов и рабочих программ, подготовка методического, информационного и технического обеспечения учебного процесса, организация приема в университет, реализация учебного процесса, контроль знаний и проведение квалификационных испытаний, трудоустройство выпускников, стажировка и адаптация молодых специалистов в организациях и на предприятиях, послевузовское образование и повышение квалификации.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, невозможна без системы менеджмента качества образования, возможность действия которой в настоящее время обеспечено государственными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения. В современной версии стандартов качества система менеджмента качества включает три подсистемы: систему управления качеством, систему обеспечения качества и систему улучшения качества.

Одной из важнейших задач обеспечения качества подготовки специалистов является созда-

ние системы критериев оценки полученных результатов. Критерии следующие: роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов; планирование в области качества подготовки специалистов; использование потенциала преподавателей, сотрудников, обучаемых для обеспечения качества подготовки специалистов; рациональное использование ресурсов; управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов; удовлетворенность потребителей (трудовых ресурсов) качеством подготовки специалистов вуза; удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе; влияние вуза на общество; результаты работы вуза.

Как свидетельствует практика ведущих стран мира, а также российский опыт, высшее образование и наука как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее самодостаточными. Интеграция научной и образовательной деятельности решает задачу повышения качества образования и подготовки научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, а также привлечения и закрепления талантливой молодежи в науке и образовании.

Решение поставленных задач требует реализации следующих ключевых мер:

1. Приоритетная поддержка исследований мирового класса и структурное реформирование науки.

2. Активизация интеграции науки и образования.

Сейчас на государстве лежит основная ответственность за формирование и развитие современной научной среды. И именно за подготовку кадров, финансирование перспективных фундаментальных и многих прикладных исследований.

Возросшие экономические возможности уже позволили начать наращивать государственные вложения в эти области. Однако необходимы и эффективные формы государственного стимулирования инновационной деятельности в частном секторе.

Литература

1. Белая книга российского образования / Составители: А. Адриан, Э. Бентабет, А. Винокур, Т. Линей, Ж. Планас, Ж. Прохоров и др. М.: Изд-во МЭСИ, 2000, (серия «Проект Тасис «Управление образованием»).

2. Вифлеемский А. Б. Экономика образования: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 1. М.: Народное образование, 2003. 368 с.

3. Гавриков А. Региональные университеты // Экономика образования сегодня. 2004. № 11.

4. Грасмик К. Исследовательский университет: сущность и роль в региональной инновационной системе // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 1. С. 85-90.

5. Clark Burton. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation, Oxford: Pergamon-Elsevier Science, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.