Научная статья на тему 'Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании'

Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5189
1037
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП / THE COMPETENT APPROACH / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матушанский Григорий Ушерович, Кудаков Олег Робертович

В статье приведена систематизация принципов использования компетентностного подхода в подготовке специалистов в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матушанский Григорий Ушерович, Кудаков Олег Робертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the principles' systemization of using the competent approach of expert training in the higher school.

Текст научной работы на тему «Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ Г. У. Матушанский, О. Р. Кудаков

В статье приведена систематизация принципов использования компетен-тностного подхода в подготовке специалистов в высшей школе. Ключевые слова: компетентностный подход, принцип The article is devoted to the principles' systemization of using the competent approach of expert training in the higher school.

Key words: the competent approach, principle

В современной отечественной педагогике высшего профессионального образования используется большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки профессионала-специалиста. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся (традиционный - знаниецентрист-ский, системный, деятельностный, комплексный, личностно ориентированный, личностно-деятельнос-тный), так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно (компетентностный, ситуационный, контекстный, полипарадигмальный, информационный, эргономический, субъектно-деятельностный и др.). Современная высшая профессиональная школа характеризуется смещением акцентов со знаниево-ориентированного к компетентнос-тному подходу в образовании. Теоретические и довольно глубинные знания по широкому спектру предметов, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, в новых условиях становятся средством, обеспечивающим успешность человека в избранной им

сфере деятельности. В этом контексте компетенция рассматривается как общая готовность человека (профессионала-специалиста, выпускника, обучаемого) установить связи между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения профессиональной задачи.

Компетентностный подход к подготовке профессионала-специалиста в условиях профессиональной школы провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования и повышения качества обучения. В понятии данного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». Компетентностный подход - это комплекс методологических, пара-дигмальных структурных компонентов, направленный на формирование компетентностей и компетенций, основанных на оптимальном соотношении теоретических знаний, умений, способностей, профессионально значимых и личностных качеств, обеспечивающих эффективную подготовку профессионала-специалис-

та, характеризующегося адекватным представлением о профессиональной деятельности.

Из определения компетентност-ного подхода вытекает совокупность общих принципов целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, которые можно сформулировать в виде следующих тезисов:

• смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

• организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования [1].

Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Понятие «принцип» происходит от латинского «рпиСршш» - начало, основа. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер.

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объектив-

ными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Принцип - это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса, вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов. К типам признаков понятия «принцип» относятся: этимологические, гносеологические, логические, методологические и ценностные признаки. Каждый из них необходим, а все вместе они с достаточной полнотой выражают объективность содержания этого понятия.

С гносеологической точки зрения рассматривались принципы, связанные с подготовкой профессионала-специалиста:

1. Принципы профессионально-ориентированного подхода: учета государственных, региональных, отрас-

левых и личностных потребностей в качестве образования; гуманистич-ности; идейного лидерства руководителя; опережения качеством живого знания качества овеществленного знания; единства управления и самоуправления; взаимозаменяемости педагогов и сотрудников; сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования.

2. Принцип профессиональной направленности обучения.

3. Принципы непрерывного профессионального образования: активного включения молодых специалистов в трудовой процесс и общественную работу; непрерывности педагогических воздействий; целостности единой системы непрерывного образования и преемственности различных его видов и форм с учетом последовательного усложнения получаемых знаний и умений; опережающего характера обучения на основе прогнозирования научно-технического развития и условий организации труда (получаемые знания и умения не только должны отвечать требованиям производства, но и позволять оперативно включаться в быстро изменяющиеся технологии и условия производства); ориентации на всестороннее, гармоничное развитие личности каждого специалиста, сочетание его интересов с интересами общества; гибкости и динамичности различных форм учебно-воспитательного процесса, его связь с изменяющимися условиями производства, внедрением новых технологий; мотивации осознанной необходимости постоянного

повышения знаний, навыков и умений; гарантированности профессионального и социального продвижения специалиста, а также других видов стимулирования при условии непрерывного обучения, высокопроизводительного и качественного труда; преимущественного обучения и продвижения специалистов, занятых в течение длительного времени на рабочих местах с тяжелыми и вредными условиями труда.

4. Принципы отбора содержания профессионального обучения: отражения проблемного построения знаний на базе прогнозирования развития профессионально-квалификационной структуры кадров; отражения современных достижений науки, техники и передовой технологии в соответствующей отрасли производства; отражения преемственности трудовой и профессионально-технической подготовки; отражения взаимосвязи общего и профессионально-технического образования; определения основных идей учебных предметов применительно к изучаемым профессиям; ориентация на дальнейший рост производственной квалификации специалиста, имеющего профессиональное образование; отражения в учебных программах работ, смежных с работами по основной профессии; развития технического мышления; отражения вопросов экономического обучения учащихся.

5. Принципы профессионального обучения: профессиональной мобильности; модульности профессионального обучения; создания окружающей среды; компьютеризации

педагогического процесса; политехнический; соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики; моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе; экономической целесообразности.

6. Принципы профессиональной ориентации: гуманизации; непрерывности; интеграции, принцип индивидуализации и дифференциации; гибкости системы профессиональной ориентации учащихся; заинтересованности предприятий, учреждений и организаций.

К основным принципам использования компетентностного подхода для проектирования процесса подготовки специалистов в профессиональной школе можно отнести:

- принцип развития креативного начала личности (предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников; направлен на формирование потребности в творчестве и умений творчества);

- принцип профессиональной мобильности (предусматривающий подготовленность и способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию);

- принцип модульности профессионального обучения (состоящий в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной образовательной программой, включающей в себя банк информации и методичес-

кое руководство по достижению поставленных целей профессиональной подготовки; дробление на модули - образовательные единицы, которые входят в состав учебных блоков и позволяют обеспечивать целостность содержания учебного материала, развивают аналитическое и синтетическое мышление у студентов, облегчают проведение текущего и итогового контроля, а также содействуют более успешной реализации принципа трансверсальности);

- принцип профессиональной направленности обучения (вид взаимосвязи в структуре образования, включая и жизненный опыт, построенный с учетом цели формирования психической направленности как ведущего свойства личности, содержания социальной и технической сторон труда; регулирует соотношение общего и специфического, взаимосвязь общего и профессионального при одновременном изучении основ наук и про-фтехнических дисциплин; указывает один из путей установления связи обучения с практикой, с профессиональной деятельностью человека; нацеливает на формирование профессиональной направленности личности как ее важнейшего свойства);

- принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе (предусматривающий выполнение упражнений, которые имитируют будущую профессиональную деятельность. С помощью моделирования у учащихся развиваются способности к проблемному осмыслению своей профессиональной деятельности путем постановки

целей, определения содержания, методов и форм данной деятельности. Этот принцип реализуется на всех уровнях обучения, так как помогает проектировать ситуации не только из будущей профессиональной деятельности, но и готовит обучающихся к более сознательной работе во время стажировок);

- принцип непрерывного образования (система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периода его жизни, к которым относятся: а) поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности; б) вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса; в) интеграция учебной и практической деятельности; г) учет особенностей структуры и «задержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла; д) содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; е) единство профессионального, общего и гуманитарного образования; ж) самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности; з) интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса);

- принцип адаптированности профессионального образования к динамично изменяющимся условиям рынка и потребностям общества

[2; 3; 4; 5].

Отсюда искомая формулировка основополагающего принципа использования компетентностного подхода в профессиональной школе извлекается из исходной формулировки компетентностного подхода и анализа содержания вышеизложенных принципов. Это - принцип ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций, который можно рассматривать как вид взаимосвязи в структуре образования (включая и жизненный опыт), построенный с учетом цели формирования комплексной компетентностной направленности в подготовке будущего профессионала-специалиста. Такая взаимосвязь создает основу сочетания общего и профессионального обучения в целостной системе образования и воспитания личности выпускника, подготовки его к активному участию в профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и потребностями общества и рынка труда.

Универсальные (ключевые) компетенции формируются на основе общих приемов и способов воспитания, направленных на профессиональное воспитание. В общем плане можно говорить о методологической и регулятивной функциях. Методологической функцией принципа ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций является педагогическое «снятие» социального противоречия между современным общественным и рыночными представлениями об идеальной компетентностной моде-

ли профессионала-специалиста и его низкой профессиональной адаптацией. Регулятивной функцией данного принципа является изменение структуры содержания, методов, средств обучения с целью формирования универсальных компетенций будущего специалиста, его нравственно-этического, экологического, гуманистического воспитания.

Для выражения основной идеи принципа и его практического применения формулируются вытекающие из него требования:

1. Роль обучающегося становится субъектной в образовательной деятельности.

2. Способы познания должны быть связаны с междисциплинарной системой знаний.

3. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки должна усилить связь теории с практикой и содействовать формированию ценностных ориентаций в условиях динамично развивающегося рынка труда.

Принцип ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций реализуется следующими путями: формированием содержания обучения через проблемы познавательного, профессионального, коммуникативного, организационного, нравственного характера; целостным включением студентов в учебно-познавательную деятельность; созданием атмосферы открытости и свободы выбора студентами своих действий; формированием рефлексивной позиции к себе как к субъекту деятельнос-

ти.

В соответствии с рассмотренной структурой понятия принцип ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций регулирует не только связи целостной системы образования и обучения, но и содержание профессионального обучения. Важнейшим дидактическим требованием данного принципа является:

- новое содержание роли педагога - он становится тьютором, консультантом, помощником обучающихся в образовательном процессе;

- полезно рассматривать эту роль через модульную организацию образовательного процесса с привлечением балльно-рейтинговой системы оценки уровней подготовки учащихся.

Общеобразовательные предметы подготавливают учащихся к изучению содержания предмета (естественно-математический цикл) и формированию отношений в предмете (гуманитарный цикл). Точкой отсчета в логической процедуре установления интеграции различных видов подготовки является разработка разнообразного методического обеспечения (с использованием графических средств, информационно-компьютерных технологий) с соотнесением каждого элемента, входящего в данную структуру, с профессиональной и практической направленностью.

Компетентностный подход представляется важным, но лишь одним из многих в плане методологического анализа и организации такого сложного явления, как образование. При

этом нельзя не отметить, что он усиливает в основном практикоориен-тированность образования, выделяя операциональную сторону результата. Эффективность реализации принципов использования компетент-ностного подхода к проектированию подготовки профессионалов-специалистов в вузе прямым образом требует компетентностного обучения, активно формирующего компетент-ностную личность.

Литература:

1. Зимняя И. А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. - Книга 2 // Материалы XII Всероссий-

ского совещания. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С.4-13

2. Новиков А. М. Методология образования. М.: ЭГВЕС, 2006. - 492 с.

3. Махмутов М. И. Принцип профессиональной направленности обучения / Принципы обучения в современной педагогической теории и практике // Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск, 1985. - С.52-56

4. Чернилевский Д. К., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. Д. К. Черни-левского. - М.: Экспедитор, 1996

5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Ба-тышева. - М., 1999.

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

И. А. Нигматуллина

В данной статье рассматривается одно из важных эффективных организационно-педагогических условий успешной готовности будущих социальных работников к обучению в течение всей жизни, представлен компаративный анализ результатов теоретического и эмпирического исследований формирования готовности будущих социальных работников на профессиональное обучение в течение всей жизни.

Ключевые слова: стратегия обучения в течение всей жизни, ориентация на профессиональное обучение в течение всей жизни, подготовка компетентных специалистов к профессиональному обучению в течение всей жизни, готовность к профессиональному обучению в течение всей жизни

The article describes one ofthe most important pedagogical conditions of successful orientation of future social workers to professional life long learning. A comparative analysis of theoretical and empirical research results of forming readiness of future social workers to professional life long learning is presented in this article.

Key words: strategy of life long learning, orientation to professional life long learning, training competent specialists to life long learning, readiness to professional life long learning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.