МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ Г. У. Матушанский, О. Р. Кудаков
В статье приведена систематизация принципов использования компетен-тностного подхода в подготовке специалистов в высшей школе. Ключевые слова: компетентностный подход, принцип The article is devoted to the principles' systemization of using the competent approach of expert training in the higher school.
Key words: the competent approach, principle
В современной отечественной педагогике высшего профессионального образования используется большое число различных подходов, лежащих в основе подготовки профессионала-специалиста. В их числе есть как уже известные и устоявшиеся (традиционный - знаниецентрист-ский, системный, деятельностный, комплексный, личностно ориентированный, личностно-деятельнос-тный), так и новые, вошедшие в научный оборот сравнительно недавно (компетентностный, ситуационный, контекстный, полипарадигмальный, информационный, эргономический, субъектно-деятельностный и др.). Современная высшая профессиональная школа характеризуется смещением акцентов со знаниево-ориентированного к компетентнос-тному подходу в образовании. Теоретические и довольно глубинные знания по широкому спектру предметов, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, в новых условиях становятся средством, обеспечивающим успешность человека в избранной им
сфере деятельности. В этом контексте компетенция рассматривается как общая готовность человека (профессионала-специалиста, выпускника, обучаемого) установить связи между знанием и ситуацией, сформировать процедуру решения профессиональной задачи.
Компетентностный подход к подготовке профессионала-специалиста в условиях профессиональной школы провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования и повышения качества обучения. В понятии данного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата». Компетентностный подход - это комплекс методологических, пара-дигмальных структурных компонентов, направленный на формирование компетентностей и компетенций, основанных на оптимальном соотношении теоретических знаний, умений, способностей, профессионально значимых и личностных качеств, обеспечивающих эффективную подготовку профессионала-специалис-
та, характеризующегося адекватным представлением о профессиональной деятельности.
Из определения компетентност-ного подхода вытекает совокупность общих принципов целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, которые можно сформулировать в виде следующих тезисов:
• смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
• организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования [1].
Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Понятие «принцип» происходит от латинского «рпиСршш» - начало, основа. По своему происхождению принципы обучения (дидактические принципы) являются теоретическим обобщением педагогической практики, возникают из опыта практической деятельности и, следовательно, носят объективный характер.
Принципы обучения всегда отражают зависимости между объектив-
ными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.
В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность и учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.
Принцип - это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса, вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов. К типам признаков понятия «принцип» относятся: этимологические, гносеологические, логические, методологические и ценностные признаки. Каждый из них необходим, а все вместе они с достаточной полнотой выражают объективность содержания этого понятия.
С гносеологической точки зрения рассматривались принципы, связанные с подготовкой профессионала-специалиста:
1. Принципы профессионально-ориентированного подхода: учета государственных, региональных, отрас-
левых и личностных потребностей в качестве образования; гуманистич-ности; идейного лидерства руководителя; опережения качеством живого знания качества овеществленного знания; единства управления и самоуправления; взаимозаменяемости педагогов и сотрудников; сочетания бюджетного и внебюджетного финансирования.
2. Принцип профессиональной направленности обучения.
3. Принципы непрерывного профессионального образования: активного включения молодых специалистов в трудовой процесс и общественную работу; непрерывности педагогических воздействий; целостности единой системы непрерывного образования и преемственности различных его видов и форм с учетом последовательного усложнения получаемых знаний и умений; опережающего характера обучения на основе прогнозирования научно-технического развития и условий организации труда (получаемые знания и умения не только должны отвечать требованиям производства, но и позволять оперативно включаться в быстро изменяющиеся технологии и условия производства); ориентации на всестороннее, гармоничное развитие личности каждого специалиста, сочетание его интересов с интересами общества; гибкости и динамичности различных форм учебно-воспитательного процесса, его связь с изменяющимися условиями производства, внедрением новых технологий; мотивации осознанной необходимости постоянного
повышения знаний, навыков и умений; гарантированности профессионального и социального продвижения специалиста, а также других видов стимулирования при условии непрерывного обучения, высокопроизводительного и качественного труда; преимущественного обучения и продвижения специалистов, занятых в течение длительного времени на рабочих местах с тяжелыми и вредными условиями труда.
4. Принципы отбора содержания профессионального обучения: отражения проблемного построения знаний на базе прогнозирования развития профессионально-квалификационной структуры кадров; отражения современных достижений науки, техники и передовой технологии в соответствующей отрасли производства; отражения преемственности трудовой и профессионально-технической подготовки; отражения взаимосвязи общего и профессионально-технического образования; определения основных идей учебных предметов применительно к изучаемым профессиям; ориентация на дальнейший рост производственной квалификации специалиста, имеющего профессиональное образование; отражения в учебных программах работ, смежных с работами по основной профессии; развития технического мышления; отражения вопросов экономического обучения учащихся.
5. Принципы профессионального обучения: профессиональной мобильности; модульности профессионального обучения; создания окружающей среды; компьютеризации
педагогического процесса; политехнический; соединения обучения с производительным трудом учащихся, связь теории и практики; моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе; экономической целесообразности.
6. Принципы профессиональной ориентации: гуманизации; непрерывности; интеграции, принцип индивидуализации и дифференциации; гибкости системы профессиональной ориентации учащихся; заинтересованности предприятий, учреждений и организаций.
К основным принципам использования компетентностного подхода для проектирования процесса подготовки специалистов в профессиональной школе можно отнести:
- принцип развития креативного начала личности (предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников; направлен на формирование потребности в творчестве и умений творчества);
- принцип профессиональной мобильности (предусматривающий подготовленность и способность человека быстро осваивать технические средства, технологические процессы, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию);
- принцип модульности профессионального обучения (состоящий в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной образовательной программой, включающей в себя банк информации и методичес-
кое руководство по достижению поставленных целей профессиональной подготовки; дробление на модули - образовательные единицы, которые входят в состав учебных блоков и позволяют обеспечивать целостность содержания учебного материала, развивают аналитическое и синтетическое мышление у студентов, облегчают проведение текущего и итогового контроля, а также содействуют более успешной реализации принципа трансверсальности);
- принцип профессиональной направленности обучения (вид взаимосвязи в структуре образования, включая и жизненный опыт, построенный с учетом цели формирования психической направленности как ведущего свойства личности, содержания социальной и технической сторон труда; регулирует соотношение общего и специфического, взаимосвязь общего и профессионального при одновременном изучении основ наук и про-фтехнических дисциплин; указывает один из путей установления связи обучения с практикой, с профессиональной деятельностью человека; нацеливает на формирование профессиональной направленности личности как ее важнейшего свойства);
- принцип моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе (предусматривающий выполнение упражнений, которые имитируют будущую профессиональную деятельность. С помощью моделирования у учащихся развиваются способности к проблемному осмыслению своей профессиональной деятельности путем постановки
целей, определения содержания, методов и форм данной деятельности. Этот принцип реализуется на всех уровнях обучения, так как помогает проектировать ситуации не только из будущей профессиональной деятельности, но и готовит обучающихся к более сознательной работе во время стажировок);
- принцип непрерывного образования (система базовых идей, которые необходимо реализовать в процессе конструирования системы образовательных учреждений, сопровождающих человека в различные периода его жизни, к которым относятся: а) поступательность в формировании и обогащении творческого потенциала личности; б) вертикальная и горизонтальная целостность образовательного процесса; в) интеграция учебной и практической деятельности; г) учет особенностей структуры и «задержания образовательных потребностей человека на различных стадиях его жизненного цикла; д) содержательная преемственность восходящих ступеней образовательной лестницы; е) единство профессионального, общего и гуманитарного образования; ж) самообразование в периоды между стадиями организованной учебной деятельности; з) интеграция формальной, неформальной и информальной составляющих пожизненного образовательного процесса);
- принцип адаптированности профессионального образования к динамично изменяющимся условиям рынка и потребностям общества
[2; 3; 4; 5].
Отсюда искомая формулировка основополагающего принципа использования компетентностного подхода в профессиональной школе извлекается из исходной формулировки компетентностного подхода и анализа содержания вышеизложенных принципов. Это - принцип ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций, который можно рассматривать как вид взаимосвязи в структуре образования (включая и жизненный опыт), построенный с учетом цели формирования комплексной компетентностной направленности в подготовке будущего профессионала-специалиста. Такая взаимосвязь создает основу сочетания общего и профессионального обучения в целостной системе образования и воспитания личности выпускника, подготовки его к активному участию в профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами и потребностями общества и рынка труда.
Универсальные (ключевые) компетенции формируются на основе общих приемов и способов воспитания, направленных на профессиональное воспитание. В общем плане можно говорить о методологической и регулятивной функциях. Методологической функцией принципа ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций является педагогическое «снятие» социального противоречия между современным общественным и рыночными представлениями об идеальной компетентностной моде-
ли профессионала-специалиста и его низкой профессиональной адаптацией. Регулятивной функцией данного принципа является изменение структуры содержания, методов, средств обучения с целью формирования универсальных компетенций будущего специалиста, его нравственно-этического, экологического, гуманистического воспитания.
Для выражения основной идеи принципа и его практического применения формулируются вытекающие из него требования:
1. Роль обучающегося становится субъектной в образовательной деятельности.
2. Способы познания должны быть связаны с междисциплинарной системой знаний.
3. Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки должна усилить связь теории с практикой и содействовать формированию ценностных ориентаций в условиях динамично развивающегося рынка труда.
Принцип ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций реализуется следующими путями: формированием содержания обучения через проблемы познавательного, профессионального, коммуникативного, организационного, нравственного характера; целостным включением студентов в учебно-познавательную деятельность; созданием атмосферы открытости и свободы выбора студентами своих действий; формированием рефлексивной позиции к себе как к субъекту деятельнос-
ти.
В соответствии с рассмотренной структурой понятия принцип ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование универсальных компетенций регулирует не только связи целостной системы образования и обучения, но и содержание профессионального обучения. Важнейшим дидактическим требованием данного принципа является:
- новое содержание роли педагога - он становится тьютором, консультантом, помощником обучающихся в образовательном процессе;
- полезно рассматривать эту роль через модульную организацию образовательного процесса с привлечением балльно-рейтинговой системы оценки уровней подготовки учащихся.
Общеобразовательные предметы подготавливают учащихся к изучению содержания предмета (естественно-математический цикл) и формированию отношений в предмете (гуманитарный цикл). Точкой отсчета в логической процедуре установления интеграции различных видов подготовки является разработка разнообразного методического обеспечения (с использованием графических средств, информационно-компьютерных технологий) с соотнесением каждого элемента, входящего в данную структуру, с профессиональной и практической направленностью.
Компетентностный подход представляется важным, но лишь одним из многих в плане методологического анализа и организации такого сложного явления, как образование. При
этом нельзя не отметить, что он усиливает в основном практикоориен-тированность образования, выделяя операциональную сторону результата. Эффективность реализации принципов использования компетент-ностного подхода к проектированию подготовки профессионалов-специалистов в вузе прямым образом требует компетентностного обучения, активно формирующего компетент-ностную личность.
Литература:
1. Зимняя И. А. Компетентность человека - новое качество результата образования // Проблемы качества образования. - Книга 2 // Материалы XII Всероссий-
ского совещания. - М.; Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - С.4-13
2. Новиков А. М. Методология образования. М.: ЭГВЕС, 2006. - 492 с.
3. Махмутов М. И. Принцип профессиональной направленности обучения / Принципы обучения в современной педагогической теории и практике // Межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск, 1985. - С.52-56
4. Чернилевский Д. К., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. Д. К. Черни-левского. - М.: Экспедитор, 1996
5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Ба-тышева. - М., 1999.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
И. А. Нигматуллина
В данной статье рассматривается одно из важных эффективных организационно-педагогических условий успешной готовности будущих социальных работников к обучению в течение всей жизни, представлен компаративный анализ результатов теоретического и эмпирического исследований формирования готовности будущих социальных работников на профессиональное обучение в течение всей жизни.
Ключевые слова: стратегия обучения в течение всей жизни, ориентация на профессиональное обучение в течение всей жизни, подготовка компетентных специалистов к профессиональному обучению в течение всей жизни, готовность к профессиональному обучению в течение всей жизни
The article describes one ofthe most important pedagogical conditions of successful orientation of future social workers to professional life long learning. A comparative analysis of theoretical and empirical research results of forming readiness of future social workers to professional life long learning is presented in this article.
Key words: strategy of life long learning, orientation to professional life long learning, training competent specialists to life long learning, readiness to professional life long learning