Научная статья на тему 'Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов в системе социального партнерства'

Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов в системе социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ / PRACTICAL TRAINING / COMPETENCE BASED APPROACH / SOCIAL PARTNERSHIP / FORMS OF COOPERATION WITH SOCIAL PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Т. А.

В статье рассматривается модель взаимодействия учреждения среднего профессионального образования с ключевыми работодателями. Излагаются методологические подходы к практической подготовке выпускников со стороны производственного и педагогического процессов. Рассматриваются возможные варианты практической подготовки согласно ФГОС СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL BACKGROUND OF ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING STUDENTS IN THE SYSTEM OF SOCIAL PARTNERSHIP

In the article the model of the interaction between secondary vocational education institutions and key employers is considered. The methodological approaches to the practical training of graduates from the production and teaching processes are described. The possible variants for practical training according to the FSES VE are considered.

Текст научной работы на тему «Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов в системе социального партнерства»

Библиографический список

1. ОГАЧО, ф. И-9, оп. 1, д. 9, л. 8-9, 10-11 обор.

2. ОГАЧО, ф. И-17, оп. 1, д. 73, л. 34-35.

3. ОГАЧО, ф. И-115, оп. 1, д. 23, л. 8-10 обор.

4. Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1908 г. [Текст]. — СПб. : Сенатская типография, 1910. — XIII, 61, 251 с.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941 гг.) [Текст]. — М. : Педагогика, 1980. — 456 с.

6. Культурное строительство на Среднем Урале : сб. документов (1917-1941) [Текст]. — Свердловск : Ср.-Урал. кн. из-во, 1984. — 384 с.

7. ГАРФ, ф. А-2306, оп. 69, д. 593, л. 13.

8. Культурное строительство в РСФСР : 1921-1927 : документы и материалы [Текст]. — М. : Советская Россия, 1984. — Т. 1. — Ч. 2. — 368 с.

9. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986) [Текст] / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — 9-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат, 1984. — Т. 3. — 494 с.

10. ГАСО, ф. Р-233, оп. 1, д. 252, л. 48-49.

УДК 377 Т. А. Петрова, рук. практического обучения

и трудоустройства Челябинского колледжа промышленной автоматики (ЧКПА), доц. Челябинского института экономики и права им. М. В. Ладошина (ЧИЭП), канд. пед. наук, г. Челябинск, е-таН: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

В статье рассматривается модель взаимодействия учреждения среднего профессионального образования с ключевыми работодателями. Излагаются методологические подходы к практической подготовке выпускников со стороны производственного и педагогического процессов. Рассматриваются возможные варианты практической подготовки согласно ФГОС СПО.

Ключевые слова: практическая подготовка специалистов, компетентностный подход, социальное партнерство, формы взаимодействия с социальными партнерами.

Задачи перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития резко актуализируют проблему качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г № 1663-р, «квалифицированный профессионал, носитель знаний, становится главным источником инноваций, определяющих, в конечном счете, глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы». Одним из механизмов, позволяющих обеспечить качественно новую структуру выпускаемых системой профессионального образования кадров, является партнерское сотрудничество, рассматриваемое в качестве организационной формы взаимодействия

образовательных и производственных систем.

Качественная подготовка выпускников невозможна без формирования у студентов профессиональной и гражданской зрелости, системы моральных ценностей, включающих в себя профессиональную ответственность, профессиональную самостоятельность, профессиональную мобильность, самоконтроль и т. д. Все эти качества могут формироваться в процессе прохождения студентами производственной практики.

Практическая подготовка — важная часть профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов в системе образования. Ее сущность заключается в организации и проведении самостоятельной работы студентов на предприятиях города и области. Основной целью практической подготовки является закрепление

и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения, а также формирование качеств личности будущего специалиста, необходимых для выполнения профессиональных функций на должном уровне.

Практическая подготовка выполняет важнейшую функцию при обучении будущих рабочих и специалистов — формирует систему профессиональных специальных знаний, умений и навыков, что и определяет уровень профессиональной квалификации специалиста.

Кроме решения задачи по закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков в процессе проведения производственных практик, осуществляется также формирование новых знаний, умений и навыков, связанных со спецификой предприятия, освоением опыта передовиков производства и т. п. Важной задачей производственных практик, значение которых усиливается в условиях рынка труда, является профессиональная адаптация студентов-практикантов к производству.

На структуру практической подготовки большое влияние оказывает трудовой процесс, являющийся ведущим предметом практической деятельности и выступающий как часть производственного процесса. Трудовой процесс расчленяется на части: операция, прием, действие, движение. Например, операция — составная часть технологического, а следовательно, и трудового процесса. Процесс производства включает три основных составляющих: трудовую деятельность, предметы труда и орудия труда. Для рациональной постановки практики орудия и средства труда должны быть соответствующим образом организованы. В практике орудия и средства труда, а также трудовая деятельность и условия ее организации могут выступать в роли компонентов учебного процесса.

Так, средства и орудия труда часто выполняют функции материальных средств обучения, то есть являются одновременно объектами трудовой деятельности и основным атрибутом учебного процесса, а сама трудовая деятельность и условия ее организации становятся содержанием учебного процесса. Таким образом, в основе практической подготовки лежит единство педагогического и производственного процессов, которое определяет методологические подходы к ней [1].

Со стороны производственного процесса методологическими подходами к практической подготовке служат три закона.

1. Закон соответствия квалификации рабочей силы характеру и уровню развития техники и технологии производства. Под действием этого закона происходят изменения в профессионально-квалификационном составе специалистов, характере и содержании их труда, повышаются требования к уровню их квалификации, качеству подготовки и, как следствие, к объему и содержанию профессионального образования. Современному наукоемкому производству требуются высококвалифицированные специалисты, владеющие информационными технологиями, профессионально мобильные, ориентирующиеся в технологических процессах современного производства, умеющие быстро адаптироваться и осваивать новые наукоемкие технику и технологии.

2. Закон перемены труда. Под действием этого закона происходят изменения в трудовой деятельности рабочих и специалистов среднего звена. Основным направлением действия этого закона является интеграция специальностей, объединение специальностей узкого профиля в специальности широкого профиля. Развитие производства возможно лишь в условиях творческой активности рабочих и служащих, широкого использования новейших технических средств и сопутствующих им знаний. В этих условиях решающее значение приобретает воспитание личности, направленное на развитие инициативы, творческого мышления на всех стадиях профессиональной подготовки, постоянное обновление знаний и освоение новых специальностей.

Предприятия заинтересованы в том, чтобы выпускники профессиональных образовательных учреждений обладали аналитическими способностями и были склонны к преобразованиям и поиску нового в сфере своей деятельности.

3. Закон разделения труда. Этот закон является базовым при разработке программ практической подготовки и рабочих программ стандартов образования по специальностям. Содержание практической подготовки студентов определяется содержанием труда, для выполнения которого готовятся специалисты. Содержание труда, в свою очередь, определяется факторами, обуславливающими формирование личности специалиста, удовлетворяющего требованиям развития экономики и современного производства. Анализ и классификация форм разделения труда на промышленных предприятиях (функциональное, технологическое, квалификационное, профессиональное и т. д.) составляют базу для формирования содержания практического обучения.

Со стороны педагогического процесса в качестве методологических подходов к практической подготовке выступают: деятельностный, системный, личностный, маркетинговый и ком-петентностный подходы.

Деятельностный подход. При определении норм обучения исходным звеном является деятельность специалиста (технологическая, конструкторская, управленческая, производственная и т. п.), в границах которой изучаются объекты и предметы труда, средства труда, технологические и трудовые процессы, организация труда на производстве. Деятель-ностный подход позволяет преодолеть разрыв между знаниями и их практическим применением. В соответствии с этим подходом теоретические знания рассматриваются как элементы адекватной деятельности, т. е. знания и умения выступают в единстве, в рамках единой деятельности.

Системный подход требует рассматривать организацию и проведение практики студентов как многоплановый процесс, представляющий собой систему логически взаимосвязанных звеньев, позволяющую поэтапно достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего специалиста.

В аспекте личностного подхода практическая подготовка специалиста — это, прежде всего, формирование личности, способной к осуществлению целостной профессиональной деятельности, целенаправленный перевод студента-практиканта от сравнительно простого труда к более сложному. Развитие личности, ориентация на личность, ее запросы, интересы и т. д. на сегодняшний день является главной, ведущей целью системы образования и формирования конкурентоспособного специалиста.

Маркетинговый подход характеризуется жесткой ориентацией профессиональной подготовки специалистов на требования работодателя с глубокой адаптацией образовательного учреждения ко всем изменениям в этих требованиях. Данный подход реализуется как динамичный процесс целенаправленной подготовки специалистов определенной квалификации по заказам различных предприятий с целью удовлетворить потребности последних в рабочей силе. Этот процесс осуществляется на базе мониторинга рынка труда.

Компетентностный подход получил широкое распространение благодаря внедрению стандартов третьего поколения. В отличие от квалификационного подхода, характерного

для стандартов второго поколения, в компетен-тностном подходе заметен личностный аспект. Появление этого подхода является следствием замены технократической парадигмы образования на гуманистическую. В программах профессионального обучения красной нитью проходит мысль об усилении профессиональной направленности содержания практического обучения, о приведении его в соответствие с потребностями рынка труда, отраслей экономики, об участии в его разработке социальных партнеров, в первую очередь — заказчиков кадров, работодателей. От практической подготовки студентов, от ее научно-методического, кадрового, финансового и учебно-материального обеспечения в значительной степени зависит качество подготовки рабочих и специалистов среднего звена, их востребованность конкретными предприятиями и конкурентоспособность на региональном рынке труда.

В настоящее время в научной литературе, посвященной педагогическим проблемам профессионального образования, рассматривают различные подходы к повышению эффективности практической подготовки.

Одним из наиболее часто встречающихся вариантов практической подготовки является вариант смешанного обучения. Смысл данного варианта проведения практики предполагает раннее включение студента — будущего рабочего в производственный процесс. Начиная с первого курса, в учебной неделе выделяется один полный рабочий день, который студенты проводят на производстве. Находясь в производственных подразделениях, они изучают технологические процессы, изучают и испытывают оборудование, знакомятся с новым автоматизированным оборудованием. При этом программы курсов, выносимых на изучение непосредственно на производстве, корректируются с учетом требований конкретного производства и максимально приближаются к профилю будущей работы выпускников. Единственный недостаток данного вида практического обучения — это необходимость наличия предприятия-работодателя рядом с образовательным учреждением.

Другим вариантом повышения эффективности практической подготовки является так называемая длительная практика. Сущность данного варианта состоит в том, что учебный процесс происходит в стенах учебного заведения, но в процессе практического обучения или учебно-исследовательской работы студенты осуществляют различные виды работ совмес-

тно с трудовыми коллективами предприятия. К такому виду практики студенты могут привлекаться уже с начальных ступеней обучения. Данный подход чаще используется в инновационных учебных заведениях.

Интересным вариантом длительной практики является поливариативная (общепрофессиональная) практика. Она дифференцирована от учебных занятий и проводится после каждого курса в течение нескольких недель. К ее достоинствам относятся: тесная увязка отдельных видов практик с дисциплинами соответствующих курсов, поэтапное изучение различных аспектов будущей профессиональной деятельности на разных предприятиях. Такая практика особенно эффективна при подготовке специалистов широкого профиля, которые да последнего курса не знают будущее место работы и свои функциональные обязанности.

Профессиональная практика, дифференцированная от учебных занятий в профессиональном образовательном учреждении, характеризуется совокупностью следующих признаков:

- длительность (в зависимости от особенностей специальности может составлять от шести до двенадцати недель);

- увязка с направлением будущей профессиональной деятельности;

- проведение практики в вероятных местах будущей работы;

- выполнение индивидуальной рабочей программы на штатных должностях специалистов соответствующей специальности и направления деятельности.

Эта практика наиболее эффективна при целевой подготовке молодых специалистов, когда студент заранее знает место будущей работы и свои функциональные обязанности.

Такая практика позволяет быстрее и эффективнее усвоить требующиеся для профессиональной деятельности умения и навыки, вникнуть в жизнь трудового коллектива (что важно для будущей работы), внести более весомый вклад в выполнение производственных заданий базы практики.

Дуальная практика осуществляется тогда, когда работа на предприятиях совмещается с учебными занятиями, но, как и в смешанном обучении, она может применяться при условии, что база практики расположена рядом с учебным заведением.

Какой вид практики выбрать для каждой конкретной специальности, должно решать само учебное заведение совместно с работодателем.

Основой качественного проведения практики является совокупность учебных программ. Программу практики необходимо увязать:

1) с реализацией нового поколения ФГОС;

2) с разработкой профессиональных стандартов;

3) с разработкой новых учебных планов;

4) с изменением структуры и длительности практик.

Отсутствие единых типовых программ практики по специальностям обусловливает значительные различия в содержании практики для студентов одной специальности в разных учебных заведениях. Кроме этого, отсутствие единых методических указаний по программам практики приведет к разным структурам, формам и применению самих программ.

При разработке оптимальной совокупности программ практик следует руководствоваться следующими основными критериями [2]:

- сочетание единых требований к сформи-рованности профессиональных компетенций как со стороны образовательного учреждения, так и со стороны работодателей;

- содержание программ практики должно быть увязано и скоординировано с другими видами практической и теоретической подготовки, что наилучшим образом способствует формированию конкурентоспособного специалиста;

- структура программ практики должна соответствовать требованиям ФГОС, включать в себя показатели и критерии оценки уровня сформиро-ванности профессиональных и общих компетенций, а также учитывать особенности наиболее вероятных мест работы будущих специалистов и конкретные условия учебного заведения.

Активное участие в проведении практического обучения должны принимать социальные партнеры, в первую очередь, работодатели.

В условиях социального партнерства обеспечивается учет требований работодателей к уровню подготовки специалистов, проще кор -ректируются учебные программы, открываются более широкие возможности для организации практики студентов, появляются возможности для организации стажировки педагогических работников с целью ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами, расширяются возможности трудоустройства выпускников.

Мы видим социальное партнерство в форме взаимовыгодного сотрудничества, которое не только позволяет развиваться колледжу, но и обеспечивает предприятия квалифицированными кадрами [3] (рис. 1).

■к шПин-гкн!- Hilf 1пут ptïhHiim

пргфг ггнимтьнаш ^кнниигрг

H H Г - " ртНПНДЕГК- Éi:4f414NHIUi

nrvjjJii'JH"

dwwwM

K>JГ1 |ЗГТhCLILn ^OELIR.1 II HIV

на vwi ф-п m i IV и? г i ft? гй'ДОрищнп

^ -чргтц и."нн['HCllj^HiHiètiK iiiii

III ir-.iraiiHHH. UK ».T.I1.I4L™ MILK'I

1НГ.ЛН- ....... LT4 4H-, mú-ttmúü. dJù-HHïV

Дн.|>.^lk. йОркиж

I klLLU/Z-HL с4|{Н1ЛПНрЛШН^

LhlИИI il[JV, ^i^ipcui^H

Нм-ктоГг' rfir.j идам™

Uhwhom

I r-ri,.i.n^:-~: iiii ■.!■:■■: ij!iL|.:i>i>vi. Нрины

УПНШШВ töphJtl-Jh МГ ■!

Jl.""p 1фЯКТН,1РГ1ЛГ0' м(л 4^1111 ■ Л _|циич-|щж|ц

htcilillllZHH phMhJ I:Vil.l ТрдоустроАСТШ Л»лр;ч|и|-.1Г

>rmi:iiihin]iw1P"irM

GprjH ■ 1111.Н.Ч П F'.H H ГЫ h

ВНИИ* тнйМчнОннь* -|fjL'ilù»

ÜM 11ЛЛН-* 'H.IBHJI- 1ЦН L L П-: H d Г Ы- LH

CtipfTOllHHf

111] щ mi'ipiiidl nwiip

K/STV nowiir«™ ™Mt"■

Ü

нчнгш nun-*-м-:

_ИтлЫРгг_

Нон ■ J рда П MiftSfw««

Mbittftmu

ТМЬн im m wm ipil мшим пцрпннипиип

ЛkBH ПРЛШкНОК

'■Ч".*1-|1Н."НН1Ц- IKTHH-W

гприпян ТГНИТГГ

Ii |1мфг11-н lili à. 1 hllt-l * ïiM|kl мни Ii HO.

"Ч?.1яПмККНИ KiM.lt.1'^'

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ |1*ЧЫ III ШПШН =■ fc= 1114 H 1 ИКНИ-

l/mp ni. юн и i hum ПрИЕИ ДН Нцчю-

4MrtOJI> К- ■.Vjr.ljj.,

ГУШ'ШПРН ЧГГКПН

щмнин твшие шчтр

JKIШЯ Ml ■ Лп H1M1

л pc+eo&l P HI до

^¡|ивш-н|

Чш

VrjLM" Ji'MIL- НйнТ[-:</Е.НЫР. M H Ом ПрПЙМ

МННП1|№Н| = 1 I-Hri "l-Vi1.11

IL|H мгрнншн

rijjL..-JÍ^-ÍF: лр^чГнгН

I'YH4IHJ F11 - EV LJ." - U H Г

ЦМТЧЫЗГпчИб]»

I zvayrt-, I0s4lIüu í ni | l i h» i-ii I

AlIVlI.-U.HP -|Ы|кНМ|М|ГЛкН

ЙМЧЛМ

Редеихдоомн дним^я циит

" Ггкуд^пиринлА НПМНЙ onttllu»

II |MIMMIMM НПЧШННУ ■ IHJ II 14 IIIIII I I*..1.1111 Г l'L IL*.LVM '

^JI::-IA : .^HI'.IIH^I ' H мздш-итмн

ДШОПР^Л uiíjpaiBfl

E^iljj-n-CíivJúlJtHPrt н 4JI.1-. I4- H iifi.

PiftiiaBBUB

Рис. 1. Модель взаимодействия ФГОУСПО «ЧКПА» с социальными партнерами

Современное высокотехнологическое

и наукоемкое производство предъявляет принципиально новые требования к подготовке специалистов. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо индивидуально обучать будущих специалистов работе на новейшем, порой уникальном оборудовании. В то же время материальная база учебных заведений не успевает за технологическим развитием производства, и, как следствие, выпускники остаются невостребованными. Кроме того, обновление учебной и материальной базы требует времени и финансовых затрат. Эти проблемы может решить система социального партнерства.

Результатом социального партнерства является предоставление обучающимся возможности прохождения производственной практики, перспектива трудоустройства, возможность профессионального роста.

Кроме того, практическая подготовка будущих специалистов с участием социальных партнеров способствует развитию таких качеств личности, которые в будущем обеспечат успешную профессиональную адаптацию. Таким образом, организация и проведение практической подготовки специалистов с участием социальных партнеров учитывают интересы студента, учебного заведения и предприятия-работодателя.

Документами, служащими нормативно-правовому регулированию социального партнерства, являются следующие: Закон Российской Федерации «Об образовании» № 12-ФЗ от 13.01.1996 г.; проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон 307-ФЗ от 01.12.2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профобразования»; Постановление Министерства труда Российской Федерации № 1015 от 24.12.2008 г. «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».

Формами взаимодействия с социальными партнерами будут являться: совместная разработка содержания программ обучения, экспертиза и рецензирование учебных программ; согласование перспективного спроса на подготовку рабочих и специалистов; определение требований к профессиональным компетенциям выпускников по специальностям и профессиям; организация производственных практик

(предоставление рабочих мест и назначение руководителей от предприятий) с назначением наставников из числа высококвалифицированных работников предприятий; трудоустройство выпускников (выполнение обязательств по договорам, заключенным при поступлении в колледж, выполнение обязательств в соответствии с заказом на подготовку специалистов по определенным специализациям); участие в проведении конференций по завершению этапов производственных практик, конкурсах профессионального мастерства в качестве членов жюри; организация стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях; разработка значимых для предприятия тем курсового и дипломного проектирования; руководство и рецензирование дипломных и курсовых проектов; участие в государственной итоговой аттестации выпускников в качестве членов аттестационной комиссии; участие преподавателей и мастеров производственного обучения в качестве членов экспертных групп при проведении аттестационных мероприятий; предоставление помещений для проведения теоретических, учебно-лабораторных и учебно-практических занятий на базе предприятий; выпуск готовой продукции на базе колледжа по заказу социальных партнеров.

В связи с усилением роли практического обучения в профессиональной подготовке специалиста производственную практику следует рассматривать как основной фактор профессионального роста и как важнейшее средство обеспечения конкурентоспособности будущего специалиста.

В структуре содержания практической подготовки должно быть отражено формирование и развитие общих компетенций, которые зависят от видов познавательной деятельности будущего специалиста, необходимых в современных условиях:

- осознание студентом необходимости приобретения профессионального опыта;

- усвоение специальных знаний, умений и навыков, а также определенного опыта работы для выполнения приоритетных видов профессиональной деятельности;

- овладение современными методами и средствами использования информации по роду своей будущей профессиональной деятельности;

- усвоение умений рационально организовывать, оценивать и корректировать процесс и результат своей профессиональной деятельности;

- развитие способности делать выводы из изученных фактов, видеть в производстве проблемы и искать пути их решения;

- усвоение умения актуализировать знания, выбирать из них те, которые необходимы для решения профессиональных задач.

Перед нами стоит сложная задача по изменению существующей методологии прак-

Библиографический список

тического обучения на основе стандартов третьего поколения, в связи с чем возникает необходимость знакомства с основами проектирования методического обеспечения практик с учетом принципов их формирования, формирования новой структуры, функций, компонентов, компетенций и требований работодателей.

1. Корчагин, Е. А. Методологические предпосылки организации практической подготовки студентов [Текст] / Е. А. Корчагин // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 4. — С. 33-37.

2. Шайдуллина, А. Р. Реализация компетентностного подхода в подготовке специалистов технического профиля в условиях интеграции образования и производства [Текст] / А. Р. Шайдуллина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — М., 2009. — № 1. — С. 105-110.

3. Лисицына, И. В. Взаимодействие колледжа с ключевыми работодателями и учреждениями профессионального образования [Текст] / И. В. Лисицына // Эффективные модели взаимодействия сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра (МОРЦ) : материалы межрегионального семинара. — Чебоксары : ФГОУ СПО «Чебоксарский электромеханический колледж». — Сент. 2011.

УДК 377 З. А. Федосеева, проректор

по учебно-методической работе Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются аспекты формирования готовности учреждений начального и среднего профессионального образования к реализации стандартов нового поколения. В работе проанализированы ключевые принципы реализации модульно-компетентностного подхода, выявлены проблемы, которые выявляются при внедрении ФГОС в образовательный процесс.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, научно-методическое обеспечение ФГОС, модульно-компетентностный подход, готовность учреждений к реализации ФГОС.

Одним из направлений инновационного развития профессионального образования в настоящее время является переход на новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) с 1 сентября 2011 г. Необходимость реализации стандартов и их действие закреплены в ст. 43 Конституции Российской Федерации. Переход на ФГОС базируется на следующих нормативно-правовых документах: Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации

российского образования на период до 2010 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., материалы приоритетного национального проекта «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Переход от индустриальной к информационной, или постиндустриальной, культуре диктует потребность формирования у специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.