Научная статья на тему 'Опыт и проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов для предприятий малого бизнеса в сфере услуг'

Опыт и проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов для предприятий малого бизнеса в сфере услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КАЧЕСТВЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РАБОТОДАТЕЛИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ФГОС (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ) / STAFFING / QUALITY SPECIALIST / COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / COMPETITIVENESS / EMPLOYERS / SOCIAL PARTNERS / EMPLOYMENT / GEF (FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Любовь Валерьевна

В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускника вузов и наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Выпускники учебных заведений неизбежно сталкиваются с различными сложностями. На рынке труда предъявляются все более жесткие требования к молодым специалистам, соответствию их квалификационных характеристик специфике конкретного производства. В новых условиях функционирования и развития экономики система образования вынуждена пересматривать сложившиеся за прошлые десятилетия представления о том, что такое качественный специалист, каким должен быть процесс его подготовки, отвечает ли он новым требованиям производства. Задачей профессионального образования становится не только развитие личности, формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда. Потребность в подготовке специалистов нового времени является предметом внимания даже правительственных органов как на муниципальном, так и на государственном уровнях. Успешному решению проблем трудоустройства выпускников очного отделения способствуют деловые связи с социальными партнерами, проведения производственных практик. Важной составляющей в процессе работы является привлечение работодателей к участию в руководстве выполнением выпускных квалификационных работ студентов. Необходимость такого привлечения обусловлена требованиями, предъявляемым к выпускникам будущим специалистам при поступлении их на работу по полученной специальности. Именно работодатель, исходя из актуального состояния сферы деятельности будущего специалиста, может адекватно оценить степень значимости проведённого исследования, а также перспективность дипломной работы, объективно оценить возможность его реализации на современном этапе. Кроме того, участие работодателей в государственной итоговой аттестации студентов и подготовке дипломных работ предоставляет им возможность отбора наиболее подготовленных студентов на свои предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дубровина Любовь Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF TRAINING OF COMPETITIVE SPECIALISTS FOR SMALL BUSINESSES IN THE SERVICE SECTOR

In modern conditions is becoming increasingly urgent problem of employment of graduates of universities and the most complete realization of their professional and personal potential. Graduates are faced with various difficulties. In the labour market are increasingly stringent requirements for young professionals, according to their qualification characteristics of the specific production. In the new conditions of functioning and development of the economy, the education system is forced to reconsider over the past decade, the idea of what is quality specialist, what should be the process of its preparation, whether it is new production requirements. The objective of vocational education is not only the development of personality, the formation of knowledge, skills, and ability to adapt to changes in technology and work organization. The need for training a new time is the subject of attention even government agencies at both the municipal and state levels. The successful solution of problems of employment of graduates of full-time tuition promote business relations with the social partners, internships. An important component in the process is the involvement of employers to participate in the management of the execution of final qualifying works of students. The need for this attraction is due to requirements for graduate students, future specialists when they come to work on their qualifications. It is the employer, based on the current state of the field of activity of the future specialist, can adequately assess significance of the study as well as the prospects thesis, to objectively evaluate the possibility of its realization at the present stage. In addition, the involvement of employers in the state final attestation of students and the preparation of theses provides them with the opportunity of selecting the most prepared students for their businesses.

Текст научной работы на тему «Опыт и проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов для предприятий малого бизнеса в сфере услуг»

УДК378.1

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ УСЛУГ

© 2015

Л.В. Дубровина, преподаватель кафедры «Конструирование и технология швейных изделий» Институт пищевых технологий и дизайна, Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускника вузов и наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Выпускники учебных заведений неизбежно сталкиваются с различными сложностями. На рынке труда предъявляются все более жесткие требования к молодым специалистам, соответствию их квалификационных характеристик специфике конкретного производства. В новых условиях функционирования и развития экономики система образования вынуждена пересматривать сложившиеся за прошлые десятилетия представления о том, что такое качественный специалист, каким должен быть процесс его подготовки, отвечает ли он новым требованиям производства. Задачей профессионального образования становится не только развитие личности, формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда. Потребность в подготовке специалистов нового времени является предметом внимания даже правительственных органов как на муниципальном, так и на государственном уровнях. Успешному решению проблем трудоустройства выпускников очного отделения способствуют деловые связи с социальными партнерами, проведения производственных практик. Важной составляющей в процессе работы является привлечение работодателей к участию в руководстве выполнением выпускных квалификационных работ студентов. Необходимость такого привлечения обусловлена требованиями, предъявляемым к выпускникам - будущим специалистам при поступлении их на работу по полученной специальности. Именно работодатель, исходя из актуального состояния сферы деятельности будущего специалиста, может адекватно оценить степень значимости проведённого исследования, а также перспективность дипломной работы, объективно оценить возможность его реализации на современном этапе. Кроме того, участие работодателей в государственной итоговой аттестации студентов и подготовке дипломных работ предоставляет им возможность отбора наиболее подготовленных студентов на свои предприятия.

Ключевые слова: кадровое обеспечение, качественный специалист, компетенции, компетентностный подход, конкурентоспособность, работодатели, социальные партнеры, трудоустройство, ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).

Экономические явления, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. Разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики [1, с. 72-74].

В условиях рыночных отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий. Мир профессий приобретает чрезвычайную изменчивость и динамичность. Каждому специалисту необходимо не только совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению профессиональной деятельности. Современный человек должен проявлять экономическую активность, ему необходимо успешно самореализоваться в трудовой деятельности.

Сегодня предложение рабочей силы значительно превышает спрос, поэтому современному выпускнику недостаточно быть просто профессионалом в избранной сфере деятельности. Ему надо уметь не только презентовать себя на рынке труда, но и в любой период времени и в любой ситуации решать поставленные задачи [2, с. 122-125].

Важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов в современном вузе является мотивация участников образовательного процесса, прежде всего студентов на трудоустройство по профессии, поскольку только она обеспечивает стабильный приток абитуриентов, их успешное обучение и выпуск в качестве молодого конкурентоспособного специалиста.

На рынке труда предъявляются все более жесткие требования к молодым специалистам, соответствию их квалификационных характеристик специфике конкретного производства. В новых условиях функционирования и развития экономики система образования вынуждена пересматривать сложившиеся за прошлые десятилетия представления о том, что такое качественный специалист, каким должен быть процесс его подготовки, отвечает ли он новым требованиям производства. Задачей профессионального образования становится не только развитие личности, формирование знаний, уме-

ний и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда [3, с. 168].Потребность в подготовке специалистов нового времени является предметом внимания даже правительственных органов как на муниципальном, так и на государственном уровнях.

Многие учебные заведения накопили определенный опыт работы в подготовке квалифицированных специалистов. Передача такого опыта является целью данной публикации.

В настоящее время рынок труда Нижегородской области испытывает острую потребность в специалистах высшего и среднего профессионального образования в индустрии моды и красоты, особенно в швейной отрасли. Кадровое обеспечение является стратегической задачей как учебного заведения, так и предприятий легкой промышленности и предпринимателей малого бизнеса в сфере услуг. Это в полной мере относится к нашему институту, и к будущим работодателям, социальным партнерам.

Каждый руководитель решает проблему кадрового обеспечения предприятия самостоятельно, обращаясь в центр занятости и в учебные заведения (по профилю). В настоящее время факультет технологии и дизайна НГИЭИ - единственное учебное заведение, которое готовит кадры высшего и среднего профессионального образования для швейных предприятий региона. Кроме традиционной подготовки технологов, конструкторов, дизайнеров со средним профессиональным образованием по запросам предприятий-работодателей была открыта подготовка бакалавров по специальности 43.03.01 «Сервис», профилей «Сервис в индустрии моды и красоты» и «Художественные технологии в сервисе», а также «Технология швейных изделий», в соответствии с ФГОС ВПО. Такие специалисты особенно нужны для предприятий малого бизнеса. На этих предприятиях складывается новая система требований к специалисту: им нужны универсальные работники, которые не просто могли бы выполнять работу узкой специализации, а могли бы сочетать в своей работе деятельность 2-3 специалистов, например, руководителя малого предприятия - менеджера, дизайнера-модельера-конструктора, модельера-конструктора-технолога и др. Появилась потребность в специалистах,

способных быстро реагировать на изменение требований потребителей, умеющих быстро принимать решения и мыслить масштабно [4, с. 164].

В образовательном стандарте определены область и объекты профессиональной деятельности выпускников, а также сказано, что конкретные виды профессиональной деятельности определяются вузом. Однако какой специалист нужен, на какую должность все-таки определяют работодатели [5, с. 59].

Компетентностный подход, диктуемый Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГоС) высшего профессионального образования третьего поколения, ориентирует в большей степени на результаты подготовки выпускников в соответствии с запросами рынка в лице работодателей. Под результатом понимается набор компетенций выпускника, т.е. его способностей применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Значит, модель выпускника должна разрабатываться с учетом возникающей потребности работодателей. ФГОС ВПО рассматривает предприятия-работодателей, как активных участников разработки модели современного выпускника, а значит и содержание образования должно корректироваться ежегодно с учетом вводимых изменений и предложений [6, с. 35].

В связи с этим основной акцент делается на качество образования - характеристику, определяемую совокупностью свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека в соответствии с интересами общества, предприятий и государства.

Перед современным образованием стоит ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное содержание образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от преподавателя четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику профессиональной школы в его дальнейшей деятельности [7, с.54].

В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. Сущность современного образовательного процесса заключается в обновлении содержания обучения, создании образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, формировании умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода к обучению [9, с. 16]. Но главное - обеспечить подготовку специалистов к конкретной работе. Работодатели хотят получить специалиста, который уже способен применить свои знания на практике, т.е. нужен не теоретик, а практико-ориентиро-ванный специалист [5, с. 60].

Вуз заинтересован в трудоустройстве выпускника. А как заинтересовать в этом руководителей предприятий?

Следует особо отметить основные преимущества стандартов нового поколения для работодателей в двух направлениях:

- возможность влиять на содержание и характер профессионального образования;

- возможность контролировать результат образовательной деятельности.

Работодатель, заинтересованный в получении компетентного специалиста, становится центральным звеном в процессе формирования и обеспечения условий реализации требований, предъявляемых к образовательным результатам и критериям их оценки. В связи с этим ежегодно для оценки качества выпускников факультет приглашает ведущих специалистов предприятий в качестве

председателей ГАК: Банаеву Г. Н. - начальника отдела маркетинга НШЗАО «Весна», Баранову Т. И. - директора ООО «Модный стиль», Решетникову Л. Н. - главного художника НШОАО «Маяк», Поспелову Л. Н.-глав-ного конструктора НШОАО «Маяк», Никитину Т. И. - начальника экспериментального цеха ООО «Модный стиль». Во время защиты дипломных проектов работодатели имеют возможность отобрать лучших выпускников и пригласить их на работу.

Кроме того, в процессе обучения для диагностирования освоенных профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности привлекаются работодатели с предприятий различных форм собственности, где непосредственно проходят производственную практику обучающиеся. На текущий момент таких предприятий, с которыми факультет имеет договорные отношения, более сорока, из них большинство - предприятия малого бизнеса. Факультет активно работает над тем, чтобы расширить круг социальных партнеров из предпринимателей малого бизнеса в сфере услуг.

Основной проблемой трудоустройства молодого специалиста является не поиск работы вообще, а поиск работы по специальности [2, с. 125]. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется тем, что большинство профессий подразумевают наличие практического опыта, нежели теоретических знаний. Поэтому во время практики руководителем от учебного заведения ставятся серьезные задачи целенаправленного прохождения практики, так как это первый этап на пути к трудоустройству и адаптации к взрослой жизни.

Факультет осуществляет особенно тесное сотрудничество с ЗАО «Шарм», ООО «ГРАНД-МАСТЕР», ООО «Модный стиль» на котором студенты регулярно проходят производственную и преддипломную практики.

Многие студенты по результатам практического обучения были приняты на работу. Например, Маркеловой Викой во время производственной практики была разработала промышленная коллекция «Город дорог», которая впоследствии стала победителем Всероссийского конкурса «Волжская палитра». Выпускница факультета Маркелова Виктория после профессиональной проверки в качестве портного, закройщика экспериментального цеха НШОАО «Маяк» сегодня работает в должности художника-конструктора на данном предприятии. В 2014 году была принята на должность художника-конструктора Подлесова Наталья.

Хочется отметить ЗАО «Дзержинская швейная фабрика «Русь», где были трудоустроены прошедшие производственную практику студенты: Балинова Александра - в должности модельера-конструктора, Шерстнев Дмитрий - дизайнер-художник.

Одной из эффективных форм социального сотрудничества с предприятиями, факультет технологии и дизайна видит в разработке курсовых и дипломных проектов по целевым заказам работодателей, что будет способствовать решению «узких» мест производства. У факультета есть опыт такого сотрудничества с такими предприятиями, как: ООО «Чкаловская строчевыши-вальная фабрика», ООО «Городецкая Золотная вышивка». Хотелось бы расширить подобную деятельность. Поэтому, обращаемся ко всем предприятиям легкой промышленности и предприятиям сферы услуг прислать свои предложения по тематике дипломных проектов и внедрению их в производство, которые бы позволили решить конкретные производственные задачи.

Для обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда факультету видится особая роль работодателей в привлечении их к консультированию и руководству дипломными проектами (работами).

Трудоустройство - это серьезная проблема для молодых специалистов. Несмотря на то, что существует множество возможностей для получения работы, неко-

торые молодые люди оказываются не готовыми к этому: их не устраивает низкая заработная плата, плохие условия труда [3, с. 170].

В течение трех лет на факультете работает «Центр по содействию в трудоустройстве», который сотрудничает с городским центром занятости. На основе запросов информации о спросе и предложении на рынке труда, о потенциальных работодателях и имеющихся у них вакансиях, а также о требованиях работодателей к соискателям данной вакансии, выпускникам нашего учебного заведения по Интернету выдается и ежемесячно обновляется данная информация на стенде факультета.

Центр содействует установлению и развитию партнёрских отношений факультета с предприятиями и организациями в сфере трудоустройства выпускников, в оказании помощи в поиске работы по полученной специальности и расширению обратных связей в системе управления качеством подготовки специалистов. Хотелось бы, чтобы руководители предприятий и руководители управления персоналом более тесно сотрудничали с факультетом в предоставлении новых открытых вакансий для выпускников факультета, работали с нами по всем вопросам и по трудоустройству.

Факультет технологии и дизайна использует аналитические материалы городского центра занятости для прогнозирования потребности в специалистах отрасли, получает данные о востребованности той или иной специальности. Не случайно в последние 5 лет контрольные цифры приема утверждаются в Министерстве образования Нижегородской области только по согласованию с предприятиями - работодателями, центром занятости населения. В этом году Министерство образования Нижегородской области приглашало через учебные заведения всех работодателей, которые заинтересованы в подготовке кадров в том или ином учебном заведении.

Факультет регулярно проводит встречи с работодателями, которые презентуют свои предприятия перед выпускниками и приглашают студентов на свободные вакансии. Кроме того мы выезжаем на «Ярмарки вакансий учебных и рабочих мест», организатором которых является городской центр занятости.

Результаты всех проводимых мероприятий на факультете дают свои результаты. Так в 2014 г. трудоустроились по специальности 40% от общего количества выпускников, а 52 % были направлены наследующую ступень обучения ,5 % - служат в ВС РФ.

Рисунок 1 - Диаграмма трудоустройства выпускников в 2014 г.

Главная гарантия трудоустройства - это качество подготовки и правильное планирование своей деятельности. Важно научить студентов учиться, т.е. научить умениям приобретать знания. На рынке труда востребованы не сами знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные функции. Достичь этого не просто.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Манякова Е. В. Основные направления профориен-тационной работы в вузе // Проблемы профориентацион-ной деятельности и самоопределения учащихся в усло-

виях региона: опыт, проблемы, перспективы,материалы региональной очно-заочной научно-практической конференции (22-23 ноября 2012 г., г. Тобольск) / Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. 156 с. С. 72-74.

2.Мазина А. Выпускники вузов на рынке труда // Человек и труд. 2011. № 5. с. 34-38.

3. Кудрявцева А. Г. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V международная научной конференции. Уфа : Лето, 2014. С. 167-173.

4. Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования (приказ Министерства образования РФ и Министерства труда и социального развития РФ от 4 октября 1999г.)

5. Базавова Т. В. Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетент-ностного подхода. М. : 2007.- 244 с.

6. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г.) // Российская газета от 25.07.2002.

7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 3. С. 34-42.

8. Халитов Д. С. Проблемы профориентационной деятельности в современных социально-экономических условиях // Проблемы профориентационной деятельности и самоопределения учащихся в условиях региона: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной очно-заочной научно-практической конференции (2223 ноября 2012 г., г. Тобольск) / Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. 156 с. С.122-125.

9. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. № 10, 2003. С. 54

10. Реализация практико-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. www.mstuca.ru/.../sci.../ Практко-ориентОбраз^ос (дата обращения 03.04.2014)

11. Проблема трудоустройства молодых специалистов Р. Ф.[Электронный ресурс]. ttp://www.ufabist.ru/ assets/files/tms_opit_-pшЫemi_perspektivi.pdf (дата обращения 05.07.2014).

12. Проблемы трудоустройства молодых специалистов [Электронный ресурс]. http://www.mstuca.m/.../sri.../ Практкоориентwww.kapr.ru (дата обращения 03.04.2014).

13. Дружилов С. А. Проблемы подготовки бакалавров электротехнического профиля // Высшее образование в России: Научно-педагогич. журн. Минобраз. и науки РФ. - 2011. - № 3. С. 143-146. http://vovr.ru/nom32011. Ыт (дата обращения 03.04.2014).

14. Чернышева Н. И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей ее реше-ния//Наука и экономика. 2011. № 5. С. 62.

15. Рязанцева Л. В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Международная научно-практическая заочная интернет-конференция. Москва : 2011. [Электронный ресурс]:ЫЦр: // www.conf.muh. ш/агсЬке/11-2011/78-200211 (дата обращения 03.08.2014).

16. «Оригинальные исследования» [Электронный журнал] / Проблематрудоустройства молодых специалистов в современных условиях. [http://ores.su/index. рЫр/2011-02-13-16-16-51/23 (дата обращения 03.08.2014.).

17. «Российский студенческий союз» [Электронный ресурс] / Проблематрудоустройства выпускников вузов. - Режим доступа: [http://russiansu.rU/publ/novosti/ novosti_rss/problema_trudoustrojstva_vypusknikov_ vuzov/2-1-0-243] (дата обращения 03.08.2014).

18. Федеральная служба государственной статистики: [Сайт]. URL:http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/].

19. Реализация практико-ориентированного обу-

Д.Е. Дулепов, Т.Е. Тюндина КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ...

чения [Электронный ресурс]. www.mstuca.ru/.../sci.../ ного обучения ввузе[Электронный ресурс]. www.mstuca. Практко_ориентОбразЛос (дата обращения: 03.09.2014). ru/scientific_work/sci_proj/...-/10096/ (дата обращения: 20. Проблема организации практико-ориентирован- 19.12.2014).

EXPERIENCE AND PROBLEMS OF TRAINING OF COMPETITIVE SPECIALISTS FOR SMALL

BUSINESSES IN THE SERVICE SECTOR

© 2015

L.V. Dubrovina, lecturer «Design and technology of garments»

Fool Technologies and Design Institute, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. In modern conditions is becoming increasingly urgent problem of employment of graduates of universities and the most complete realization of their professional and personal potential. Graduates are faced with various difficulties. In the labour market are increasingly stringent requirements for young professionals, according to their qualification characteristics of the specific production. In the new conditions of functioning and development of the economy, the education system is forced to reconsider over the past decade, the idea of what is quality specialist, what should be the process of its preparation, whether it is new production requirements. The objective of vocational education is not only the development of personality, the formation of knowledge, skills, and ability to adapt to changes in technology and work organization. The need for training a new time is the subject of attention even government agencies at both the municipal and state levels. The successful solution of problems of employment of graduates of full-time tuition promote business relations with the social partners, internships. An important component in the process is the involvement of employers to participate in the management of the execution of final qualifying works of students. The need for this attraction is due to requirements for graduate students, future specialists when they come to work on their qualifications. It is the employer, based on the current state of the field of activity of the future specialist, can adequately assess significance of the study as well as the prospects thesis, to objectively evaluate the possibility of its realization at the present stage. In addition, the involvement of employers in the state final attestation of students and the preparation of theses provides them with the opportunity of selecting the most prepared students for their businesses.

Keywords: staffing, quality specialist, competence, competence approach, competitiveness, employers, social partners, employment, GEF (Federal state educational standard).

УДК 621.311.8; 621.341.572 КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ В ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ

СИСТЕМАХ

© 2015

Д.Е. Дулепов, кандидат технических наук, доцент кафедры «Электрификация и автоматизация» Т.Е. Тюндина, преподаватель кафедры «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Княгинино (Россия)

Аннотация. В статье рассмотрены основные показатели качества электрической энергии (КЭ) и установленные для них нормы.Стандартом установлены нормально допустимые и предельно допустимые значения показателей. Присутствует описание стандартов надежности и качества энергопитания.Требования по надежности электроснабжения потребителей изложены, прежде всего, в таком основополагающем нормативном документе, как «Правила устройства электроустановок» (ПУЭ). В качестве главного показателя надежности электроснабжения вводится категория надежности.В статье отмечено влияние нарушений на работоспособность инфокоммуникационных систем. Качество электроэнергии влияет на работоспособность и эффективность функционирования питаемого оборудования. Применительно к инфокоммуникационным системам оно рассматривается как воздействие кондуктивных помех (электромагнитных помех, распространяющихся по элементам электрической сети) на оборудование. В основной части рассмотрены современные системы защиты электропитания.Высшую степень защиты электроснабжения обеспечивают системы матричной архитектуры - так называемые «энергетические массивы» (PowerAn"ay). Выделены методы достижения качественного бесперебойного питания инфокоммуникаций, особое внимание уделяется отказоустойчивым системам.Функции отказоустойчивости напрямую зависят от эксплуатационной готовности системы. Длительная эксплуатационная готовность оценивается как вероятность того, что система при определенных условиях будет в полном объеме выполнять свои задачи. Расписана классификация современных системзащиты электропитания по уровню доступности. В заключении отмечено то, что электроснабжение инфо-коммуникаций зависит от качества электроэнергии и надежности электроснабжения и согласно сложившейся технической практике, основным средством обеспечения надежности и качества электроснабжения являются источники бесперебойного питания. Наилучшие показатели надежности электроснабжения можно получить, используя резервируемые системы с архитектурой «энергетический массив».

Ключевые слова: дизель-электрическая станция (ДЭС), источники бесперебойного питания (ИБП), импульсные напряжения, качество электроснабжения, нарушения в электроснабжении, телекоммуникационные системы, отклонение частот, MTBF, энергетический массив.

Анализ литературы позволяет сделать вывод, что электроснабжение компьютерных и телекоммуникационных систем, имеет во многом те же особенности, что и электроснабжение технических средств вообще [12, 13, 14, 17, 18, 20].

Электроснабжение характеризуется надежностью и качеством. К понятию качества в первую очередь относится качество электроэнергии, на которое влияют различные нарушения и искажения формы питающего напряжения. Эти нарушения могут поступать из энергосистемы: например, грозовые импульсы, коммутацион-

ные перенапряжения вследствие коммутации участков электрической сети, провалы и отклонения напряжения во время автоматического включения резерва (АВР) и переключения потребителей на другие источники питания. Искажения в электрическую систему нередко вносят и сами электроприемники с резкопеременным и нелинейным характером нагрузки: всевозможные преобразователи, промышленные потребители, электрический транспорт и т. д. Подобные свойства электроприемников относятся к электромагнитной совместимости — способности технических средств функционировать с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.