ПСИХОЛОГИЯ
PHYCHOLOGY
УДК 159.9+316.6
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫДЕЛЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Ольга О. Андронникова1' Наталья С. Беззубова1' @
1 Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28
@1 andronnikova [email protected]
@2 -
Поступила в редакцию 30.09.2016. Принята к печати 16.11.2016.
Ключевые слова: модернизация образования, универсальные компетенции, воспитательная деятельность.
Аннотация: В данной статье отражены проблемы модернизации российского образовательного пространства, предложены варианты решения данных проблем. Выделены направления изучения воспитальной системы в образовании. В статье представлен анализ существующих методологических подходов к определению понятия «универсальные компетенции». Раскрыты понятия «компетенция» и «универсальная компетенция» в системе современного образования. Описаны педагогические условия, позволяющие освоить комплекс универсальных компетенций в образовательном пространстве. Представлены технологии формирования универсальных компетенций посредством воспитательной деятельности. Проанализирован опыт реализации воспитательной деятельности высших учебных заведений на основе компетентностного подхода. Обобщены теоретические и эмпирические аспекты деятельности вузов по выделению системы универсальных компетенций. Обозначен комплекс базовых универсальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной и личной реализации специалиста гуманитарного профиля, в том числе выпускника факультета психологии. Выделены основные составляющие системы универсальных компетенций, к которым относятся высокие личностные характеристики и способности реали-зовывать приобретенные навыки, знания и опыт. Предложен ряд видов воспи-тельной деятельности, в рамках которых могут быть сформированы универсальные компетенции. Обнаружено, что в рамках воспитательной работы в вузе необходимо формировать универсальные компетенции студента не только посредством учебной деятельности, но и с помощью системы различных мероприятий в течение всего периода обучения.
Для цитирования: Андронникова О. О., Беззубова Н. С. Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 85 - 89. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-85-89.
Актуальность
Процесс глобализации охватывает все сферы жизни мирового сообщества, формируя единое экономическое, политическое, культурное, информационное, образовательное и социальное пространство. Развитие многих стран обусловлено рядом критериев: мобильностью, способностью гибко реагировать на ежедневные изменения, умением выстраивать тесное взаимодействие с другими странами, конкурентоспособностью молодых специалистов и их умением отвечать актуальным тенденциям становления мирового сообщества.
Происходящие в России изменения приводят к необходимости переосмысления всей системы высшего образования с учетом социокультурных трансформаций последних десятилетий. Современный этап модернизации отечественного образования отвечает мировым тенденциям интеграции современного общества, являясь приоритетным направлением государственной политики. Эффективное преобразование педагогического пространства как одного из важных факторов развития нашей страны позволит обеспечить увеличение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, формирование качественно
нового уровня специалистов в различных областях теории и практики, а также повышение интеллектуального потенциала современного российского общества.
Тем не менее в настоящее время в рамках модернизации педагогического образования наблюдается ряд сложностей, касающихся как технологии организации самого процесса обучения, так и его содержания и структуры.
Первой проблемой изменения педагогического пространства в России выступают концептуальные рамки, задающие требования к специалисту и обозначенные в профессиональном стандарте, вызывающие сложности согласования трудовых функций и трудовых действий, которыми апеллирует профессиональный стандарт, с компетенциями, прописанными в образовательном стандарте.
Вторая проблема заключается в необходимости перехода на компетентностно-ориентированную систему подготовки специалистов при фрагментарно прописанных путях формирования требуемых компетенций. Четыре обозначенных в современной науке пути развития компетенций (погружение в практику, изменение образовательной политики, особенности планирования, интеграция
теоретических и практических компонентов образования) не в полной мере гарантируют овладение необходимыми компетенциями. Одним из дополнительных путей формирования необходимых компетенций может стать воспитательная деятельность, позволяющая создавать необходимые условия и имеющая эффективные инструменты влияния на личность учащегося. Однако данный путь также требует переосмысления и выработки новых подходов.
Третьей проблемой может выступать сама специфика модернизации системы образования России, в рамках которой не определена концептуальная роль педагога в современном мире. Модернизация, направленная не на концептуальное определение значимости учителя, а на подбор технологий обучения и привлечение кадров в педагогическую систему, не решает кардинальные противоречия.
Четвертой проблемой модернизации педагогического образования является смена модели преподавания и дифференцирование преподавателей на две категории в результате необходимости разработки высокотехнологи-зированных систем обучения, при наличии менее квалифицированных тьюторов, сопровождающих учебный процесс.
Таким образом, в рамках процесса модернизации педагогического образования необходимо решить ряд проблем, связанных с формированием профессионала в высшей школе.
Одним из решений данного вопроса может быть переход на системный подход в образовании. Актуальные процессы модернизации образования позволяют осуществить многоканальный вход в профессию и получение дополнительных компетенций в процессе модульного обучения. Тем не менее важно найти такой индивидуальный маршрут, который позволит освоить ряд универсальных компетенций не только через профессиональную производственную практику и проектную деятельность, но и через организацию различных мероприятий и проектов, культурно-массовую деятельность, ряд социально значимых и общественно-ориентированных мероприятий, волонтерское движение и т. д.
Необходимо создать такие педагогические условия, которые позволят молодому специалисту, независимо от его личностных качеств и профессиональных компетенций, освоенных им в рамках обучения, дополнительно получить ряд универсальных компетенций, которые дадут ему возможность быть эффективным и востребованным на рынке труда. Данные условия могут быть созданы в рамках воспитательной деятельности вуза.
Для решения поставленной проблемы необходимо разработать модель, через включение в которую студент получит ряд профессиональных навыков, универсальных и организаторских компетенций. Для достижения поставленной приоритетной задачи, разработки модели воспитательной деятельности в высшем образовании, необходимо решить ряд подзадач: выделить набор универсальных компетенций; определить дескрипторы выделенных универсальных компетенций, формируемых в рамках воспитательной деятельности; разработать критерии измерения сформированности универсальных компетенций; разработать систему мероприятий в рамках воспитательного процесса, создающих условия для формирования универсальных компетенций.
Методологическими положениями, обеспечивающими решение поставленных задач, выступает ряд теоретических подходов. Присоединяясь к классическому
пониманию образования, необходимо отметить, что образование включает в себя не только учебную деятельность, но и процесс воспитания. Однако анализ современного состояния воспитательного процесса в вузе показал, что теория и практика воспитания переживает кризис. В связи с этим необходимо принципиально переосмыслить задачи и содержание воспитания молодежи в вузе. По мнению Е. И. Дудкиной, сформированная ранее идеологизированная воспитательная система в высшей школе, кардинально изменившаяся в постперестроечный период, стала неспособна выполнять поставленные перед ней цели и задачи в воспитании современной молодежи, что привело к свертыванию воспитательной работы со студентами [1].
Однако ряд компетенций, таких как навыки межличностных отношений, работа в команде, способность к критике и самокритике, лидерство, стремление к успеху, умение брать на себя ответственность за принятие решения и т. д. возможно сформировать в полном объеме только в рамках комплексного подхода, включающего в себя воспитательную, учебную, методическую, научную деятельности.
Возникает необходимость поставить закономерный вопрос о технологиях формирования универсальных компетенций через воспитательную деятельность. В настоящий момент разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в основе которых лежат требования к профессиональной деятельности и именно эти стандарты являются опорой для проектирования педагогического процесса и выстраивания образовательной деятельности. Глобальность поставленной задачи перед образованием требует системного многовариативного подхода. Ресурс воспитательной системы, ориентированной на формирование определенных универсальных компетенций, дает колоссальные возможности для решения данной задачи.
В современной науке существуют различные подходы к пониманию универсальных компетенций. А. В. Хуторский под компетенцией понимает «совокупность взаимосвязанных качеств, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним» [2, с. 60].
Говоря о компетенции, Э. Ф. Зеер обозначает, что это «содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в форме понятий, принципов, закономерностей, практико-орентированных положений и процедурных предписаний» [3, с. 39].
В. Н. Введенский характеризует проявление универсальных компетенций «не только в решении профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает, понимает мир за пределами своей профессии». Такой подход предполагает широкий спектр умений будущего специалиста [4, с. 53].
Г. М. Парникова под понятием «универсальные компетенции» понимает обобщённо представленные основные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях [5, с. 54].
Анализ различных подходов дает возможность определиться с пониманием понятия «универсальные компетенции». Под универсальными компетенциями мы будем понимать те компетенции, которые позволяют будущему специалисту быть успешным как в профессиональной
деятельности, так и вне ее. На наш взгляд, успешность в профессии и в личной жизни дает полное понимание сути универсальной компетенции. Успешный человек в полной мере реализует себя во всех сферах своей жизни, эффективно решая вопросы и находя решение в различных, в том числе стрессовых ситуациях.
В современном образовании активно реализуется деятельность по обозначению универсальных компетенций, которые необходимо сформировать в вузе, однако единого представления об их наборе на данный момент не существует. В зависимости от специфики вуза выделяются те или иные компетенции как универсальные.
В МГГУ им. М. А. Шолохова принята и реализуется уникальная программа развития универсальных компетенций студентов. Коллектив МГГУ определяет универсальные компетенции как личностные характеристики, детерминирующие эффективность профессиональной деятельности, в частности, это такие качества, как целеустремленность, способность к конструктивному взаимодействию, сформированные мыслительные операции, инициативность и т. п. [6].
Еврокомиссия рекомендует следующие ключевые компетенции, которыми должен обладать каждый европеец: языковая, естественнонаучная, техническая, математическая, информационная, учебная, коммуникативная, культурная, гражданская и т. п.
А. А. Соломонова приводит пять основных компетенций, которые были приняты Советом Европы на симпозиуме в Берне:
1. Социально-политические компетенции, которые представлены следующими характеристиками личности: ответственность за свою жизнь, умение принимать решения, способность находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций, стрессоустойчивость, адекватная гражданская позиция.
2. Компетенции, связанные с включением в межкультурные социальные связи, к которым относятся следующие: высокий уровень толерантности, эмпатии, принятие различий, уважение к культурам различных национальностей, языков и религий.
3. Компетенции, связанные с использованием устной и письменной речи в процессе социального взаимодействия: способность к включению в общественную жизнь посредством вербальных и невербальных коммуникативных средств.
4. Компетенции, обусловленные информатизацией социума. Умение применять информационно-коммуникационные технологии, овладение техниками критического мышления в отношении информации, распространяемой средствами массовой информации, а также в сети Интернет.
5. Учебные компетенции, включающие в себя непрерывное обучения на протяжении всей жизни в контексте личной и профессиональной сфер [7].
Е. В. Пискунова выделяет три типа общих компетенций.
1. Инструментальные компетенции, представленные определенным уровнем развития психических функций, в частности, мыслительных операций, речевой деятельности; умением трансформировать социальную действительность, планировать и регулировать свою деятельность в соответствии с изменениями ситуации, выстраивать стратегии эффективной деятельности, направленной на результат; техническими способностями, навыками работы с компьютером.
2. Коммуникативные компетенции, к которым относится способность осознавать и выражать свои чувства, способность к рефлексии, навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыки профессионального общения с использованием соответствующей терминологии, способность к критической оценке коммуникативного акта; навыки межличностных отношений; способность общаться со специалистами из других областей; способность в процессе общения учитывать межкультурные различия, соблюдение этических норм в интерактивном контакте.
3. Системные компетенции, которые предполагают понимание, отношение и знание, посредством которых осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, умение планировать определенные трансформации с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Системные компетенции включают в себя следующие характеристики: умение использовать полученные знания в практической деятельности, адаптивность, исследовательские способности, познавательную активность, воображение, лидерские качества, понимание самостоятельность и оригинальность мыслительной деятельности, способность к научному творчеству, перфекционизм [8].
Анализ различных подходов позволяет подойти к проблеме выделения базовых универсальных компетенций, необходимых для успешной профессиональной и личной реализации выпускника факультета психологии. Поскольку факультет реализует образовательные программы по различным специальностям и направлениям подготовки, то перечень основных универсальных компетенций должен отвечать требованиям к будущему специалисту гуманитарного профиля, независимо от специализации и профиля обучения.
А. З. Гильманов и Т. К. Муратов в своей статье выделяют основные требования работодателей к выпускнику гуманитарного профиля. В своем исследовании они выделяют «стержневые» навыки и навыки, которые приобретаются со временем выпускником. К «стержневым» относятся, в первую очередь, личные качества студентов, такие как коммуникабельность, мобильность, активная жизненная позиция, умение идти на результат, презентабельность, способность максимально эффективно использовать время и знания. К навыкам, приобретаемым со временем, они относят образование, стаж, компетентность. Авторы утверждают, что основные требования работодателей к будущим специалистам гуманитарного профиля заключается в том, что выпускник должен обладать высокими личностными характеристиками и успешно реализовывать приобретенные навыки, знания и опыт [9].
Таким образом, нами был выделен список универсальных компетенций.
1. Умение устанавливать межличностное взаимодействие предполагает способность выстраивать доверительный межличностный контакт, основанный на активном обмене обратной связью между участниками диалога.
2. Умение работать в коллективе предполагает способность выстраивать взаимодействие с другими членами команды, выслушивать и считаться с мнением членов команды, наиболее оптимально организовать совместную деятельность, способность к взаимозаменяемости и взаимовыручке.
3. Способность рефлексии и критическому восприятию информации предполагает способность к глубокому пониманию своего (и/или чужого) поведения, собст-
венных состояний, анализу своих мыслей, чувств и мотивов; высокая критичность к восприятию информации, которая носит объективный характер с опорой на факты, также способность к критике и самокритике.
4. Способность к эмпатии предполагает умение ставить себя на место другого человека, сопереживание на глубинном уровне, способность воспринимать внутренний мир другого точно с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков.
5. Способность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них предполагает умение решать проблемы с применением современных методов анализа и решения проблем, достигать результата, анализировать эффективность выбранных методов решения сложных задач для дальнейшей коррекции ситуации.
6. Способность к лидерству предполагает умение демонстрировать личный пример, всегда брать решение проблем в свои руки, заинтересовать людей и мобилизовать, сделать из них соратников.
7. Способность ставить цели, планировать и идти к результату предполагает умение ставить как краткосрочные, так и долгосрочные стратегические цели, достигать поставленных целей, оценивать эффективность методов достижения целей.
8. Способность к поиску и работе с информацией предполагает умение работать с различными информационными источниками; системный и комплексный подход к анализу и обработке полученной информации.
9. Мобильность и способность адаптироваться к новым ситуациям выражается не только в адаптивности
и критическом анализе происходящих перемен, но и в желании приспособиться к новым условиям. При этом происходят изменения не только в поведении индивида, но и в окружающей среде, процесс носит взаимопроникающий характер.
Вышеуказанные универсальные компетенции могут быть сформированы через различные виды воспитательной деятельности, такие как проектная деятельность, волонтерское движение, организация адаптационного выезда для первого курса, школа наставничества, участие в различных тренингах и психологических играх, организация студенческих, научных и практико-ориентиро-ванных мероприятий на уровне факультета и вуза в целом.
Однако сравнительный анализ реализуемой в вузах воспитательной деятельности и тех задач, которые ставит перед нами модернизация высшего образования в рамках формирования ключевых компетенций, дает нам возможность говорить о том, что воспитательная работа должна быть организована таким образом, чтобы отвечать запросам современного мира и охватывать важные технологические процессы обучения будущих специалистов.
Таким образом, в рамках воспитательной работы в вузе необходимо формировать универсальные компетенции студента не только через учебную деятельность, но и через систему различных мероприятий в течение всего периода обучения, что позволит будущему специалисту быть успешным в профессиональной деятельности и личной жизни, а также адаптироваться к социально-экономическим условиям современного российского общества.
Литература
1. Дудкина Е. И. Актуальные проблемы профессионального воспитания в вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. Вып. № 1(40). С. 40 - 43.
2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58 - 64.
3. Зеер Э. Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 39 - 46.
4. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10. С. 51 - 55.
5. Парникова Г. М. Теоретические подходы к формированию универсальных компетенций будущих специалистов в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2008. Вып. № 2. Т. 5. С. 50 - 55.
6. Универсальные компетенции // Сайт Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Режим доступа: http://mggu-sh.ru/universalnye-kompetentsii
7. Соломонова А. А. Лингводидактическое описание ключевых компетенций иностранного студента-филолога: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 235 с.
8. Пискунова Е. В. Построение компетентностных моделей специалистов как основа проектирования образовательных программ профессионального образования: анализ зарубежных практик // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2011. № 10. С. 1660. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2011/1660 (дата обращения: 25.06.2016).
9. Гильманов А. З., Муратов Т. К. Основные требования работодателей к выпускникам вузов гуманитарного профиля // Регионология. 2009. № 3. С. 153 - 156. Режим доступа: http://regionsar.ru/node/363 (дата обращения: 22.06.2016).
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ALLOCATION UNIVESAL COMPETENCES, FORMED IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Olga O. Andronnikova1' Natalia S. Bezzubova1' @
1 Novosibirsk State Pedagogical University, 28, Viluiskaya St., Novosibirsk, 630126 @1 [email protected] @2 [email protected]
Received30.09.2016. Abstract: The article features problems of modernization of Russian education
Accepted 16.11.2016. and proposed solutions to problems and offers solutions. It offers possible direction
of education system development and analysis of existing methodological approaches to the concept of "universal competence". It focuses on the concept of "competence" Keywords: modernization of educa- and "universal competence" in the system of modern education. The technology tion, universal competence, educa- of formation of universal competencies through educational activities is described, to-tional activity. gether with experience in the implementation of educational activities in higher educa-
tion institutions aimed at competence approach. The article features generalized theoretical and empirical experience of higher education institutions to allocate a system of universal competence. We outline a set of core universal competencies required for successful professional and personal fulfillment of a specialist in the humanities, including Department of Psychology graduates. The basic components of the system of universal competence include personal characteristics and the ability to implement the acquired skills, knowledge and experience. The article offers a number of types of educational activities, in which universal competence can be formed. It was found that in the framework of the educational work at the university it is necessary to form the universal competence of the student, not only through training activities, but also through a system of different activities throughout the training period.
For citation: Andronnikova O. O., Bezzubova N. S. Metodologicheskie podkhody k vydeleniiu universal'nykh kompetentsii, formiruemykh v vospitatel'nom prostranstve vuza [Methodological Approaches to Allocation Univesal Competences, Formed in the Educational Environment of a Higher Education Institution]. Bulletin of Kemerovo State University, 2017; (1): 85 - 89. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-85-89.
References
1. Dudkina E. I. Aktual'nye problemy professional'nogo vospitaniia v VUZe [Actual problems of vocational education in high school]. Psikhopedagogika vpravookhranitel'nykh organakh = Psychopedagogy in law enforcement, no. 1(40) (2010): 40 - 43.
2. Khutorskoi A. V. Kliuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannogo obrazovaniia [Key competences as a component of a student-centered education]. Narodnoe obrazovanie = National education, no. 2 (2003): 58 - 64.
3. Zeer E. F. Identifikatsiia universal'nykh kompetentsii vypusknikov rabotodatelem [Identification of universal competence of graduates employer]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, no. 11 (2007): 39 - 46.
4. Vvedenskii V. N. Modelirovanie professional'noi kompetentnosti pedagoga [Simulation of professional competence of the teacher]. Pedagogika = Pedagogy, no. 10 (2003): 51 - 55.
5. Parnikova G. M. Teoreticheskie podkhody k formirovaniiu universal'nykh kompetentsii budushchikh spetsialistov v usloviiakh perekhoda na urovnevoe vysshee professional'noe obrazovanie [Theoretical approaches to the formation of the universal competence of the future experts in the conditions of transition to tier higher professional education]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova = Herald of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, 5, no. 2 (2008): 50 - 55.
6. Sait Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholokhova [The website of the Moscow state humanitarian University named after M. A. Sholokhov]. Available at: http://mggu-sh.ru/universalnye-kompetentsii
7. Solomonova A. A. Lingvodidakticheskoe opisanie kliuchevyh kompetencii inostrannogo studenta-filologa. Diss. kand. ped. nauk [Didactic description of key competences of foreign students-philologist. Cand. ped. Sci. Diss.]. Moscow, 2010, 235.
8. Piskunova E. V. Postroenie kompetentnostnykh modelei spetsialistov kak osnova proektirovaniia obrazovatel'nykh programm professional'nogo obrazovaniia: analiz zarubezhnykh praktik [Building competency models as a basis for design professionals professional education programs: an analysis of international practices]. Pis'ma v Emissiia. Offlain = Letters in emissions. Offline, no. 10 (2011): 1660. Available at: http://www.emissia.org/offline/2011/1660 (accessed 25.06.2016).
9. Gil'manov A. Z., Muratov T. K. Osnovnye trebovaniia rabotodatelei k vypusknikam vuzov gumanitarnogo profilia [The main requirements of employers to graduates of humanities universities]. Regionologiia = Regionology, no. 3 (2009): 153 - 156. Available at: http://regionsar.ru/node/363 (accessed 22.06.2016).