Научная статья на тему 'Методологические подходы к развитию логистики экологического туризма'

Методологические подходы к развитию логистики экологического туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
323
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / СОПУТСТВУЮЩИЕ ПОТОКИ / ПОТОКИ УСЛУГ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / LOGISTICS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL TOURISM / MATERIAL FLOW / ACCOMPANYING FLOWS / SERVICE FLOWS / LOGISTIC INFRASTRUCTURE / SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Верниковская Оксана Васильевна

Исследованы методологические основы логистики экологического туризма: понятийный аппарат, объектный и субъектный состав. Определены задачи ее развития, перечень логистических операций, связанных с движением потоков. Логистика экологического туризма должна формироваться на базовых принципах устойчивого развития, а стратегия его развития на выявлении особенностей потоковых процессов в туристической индустрии. Объектами логистического управления экологического туризма являются процессы формирования и реализации туристического продукта (услуги), а также связанные с ними информационные, финансовые, сервисные потоки при условии сочетания реализации принципов традиционной логистики и соблюдении требований экологической безопасности. Выявлен субъектный состав экологической туристической деятельности, включающий поставщиков, туристические организации, потребителей, органы государственной власти. Базой для развития логистики экологического туризма является сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Логистическое управление туристической деятельностью на ООПТ это целенаправленное воздействие на согласование и синхронизацию процессов формирования потоков экологических туристов и их обслуживания на территориях (в функциональных зонах), разрешенных для рекреационного использования. Определена необходимость дальнейших исследований понятийного аппарата логистики экологического туризма, разработки стратегии его развития с целью обеспечения конкурентоспособности туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS OF ECOLOGICAL TOURISM

The methodological bases of the logistics of ecological tourism are studied: conceptual apparatus, object and subject composition. The objectives of its development; list of logistic operations associated with the movement of flows. Logistics of ecological tourism should be formed on the basic principles of sustainable development and its development strategy on identifying the features of streaming processes in the tourism industry. The objects of the logistics management of ecological tourism are the processes of formation and implementation of the tourism product (service), as well as the associated information, financial, service flows, subject to the combination of the implementation of the principles of traditional logistics and compliance with the requirements of environmental safety. The subject structure of ecological tourist activity is revealed, including suppliers, tourist organizations, consumers, public authorities. The basis for the development of ecological tourism is a network of specially protected natural areas (SPNA). The logistics management of tourism activities in SPNA is a targeted impact on the coordination and synchronization of the processes of formation of flows of ecological tourists and their services in the territories (in functional areas), permitted for recreational use. The need for further research of the conceptual apparatus of the logistics of ecological tourism, the development of a strategy for its development in order to ensure the competitiveness of the tourist product in the domestic and foreign markets has been identified

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к развитию логистики экологического туризма»

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СЕКТОРАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 338.48-6:658.7:502/504(476)

О. В. Верниковская

Белорусский государственный экономический университет

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЛОГИСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Исследованы методологические основы логистики экологического туризма: понятийный аппарат, объектный и субъектный состав. Определены задачи ее развития, перечень логистических операций, связанных с движением потоков.

Логистика экологического туризма должна формироваться на базовых принципах устойчивого развития, а стратегия его развития - на выявлении особенностей потоковых процессов в туристической индустрии. Объектами логистического управления экологического туризма являются процессы формирования и реализации туристического продукта (услуги), а также связанные с ними информационные, финансовые, сервисные потоки при условии сочетания реализации принципов традиционной логистики и соблюдении требований экологической безопасности. Выявлен субъектный состав экологической туристической деятельности, включающий поставщиков, туристические организации, потребителей, органы государственной власти.

Базой для развития логистики экологического туризма является сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Логистическое управление туристической деятельностью на ООПТ - это целенаправленное воздействие на согласование и синхронизацию процессов формирования потоков экологических туристов и их обслуживания на территориях (в функциональных зонах), разрешенных для рекреационного использования.

Определена необходимость дальнейших исследований понятийного аппарата логистики экологического туризма, разработки стратегии его развития с целью обеспечения конкурентоспособности туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Ключевые слова: логистика, устойчивое развитие, экологический туризм, материальный поток, сопутствующие потоки, потоки услуг, логистическая инфраструктура, особо охраняемые природные территории.

O. V. Vernikovskaya

Belarusian State Economic University

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF LOGISTICS OF ECOLOGICAL TOURISM

The methodological bases of the logistics of ecological tourism are studied: conceptual apparatus, object and subject composition. The objectives of its development; list of logistic operations associated with the movement of flows.

Logistics of ecological tourism should be formed on the basic principles of sustainable development and its development strategy - on identifying the features of streaming processes in the tourism industry. The objects of the logistics management of ecological tourism are the processes of formation and implementation of the tourism product (service), as well as the associated information, financial, service flows, subject to the combination of the implementation of the principles of traditional logistics and compliance with the requirements of environmental safety. The subject structure of ecological tourist activity is revealed, including suppliers, tourist organizations, consumers, public authorities.

The basis for the development of ecological tourism is a network of specially protected natural areas (SPNA). The logistics management of tourism activities in SPNA is a targeted impact on the coordination and synchronization of the processes of formation of flows of ecological tourists and their services in the territories (in functional areas), permitted for recreational use.

The need for further research of the conceptual apparatus of the logistics of ecological tourism, the development of a strategy for its development in order to ensure the competitiveness of the tourist product in the domestic and foreign markets has been identified.

Key words: logistics, sustainable development, ecological tourism, material flow, accompanying flows, service flows, logistic infrastructure, specially protected natural areas.

Введение. Разноплановый характер логистики обусловливает возможность и необходимость ее рассмотрения не только с точки зрения классического (устоявшегося) подхода большинства ученых, но и с других позиций. Среди различных научных подходов к выделению классификационных признаков логистики в настоящее время популярной становится логистика сферы услуг и образующие ее логистики разных видов сервисной деятельности. В данном контексте особое значение приобретает логистика туризма и, в частности, логистика устойчивого экологического туризма.

Поскольку в туризме выделяют различные виды в силу многогранности его деятельности, то и рассматривать его развитие следует в разных аспектах. Во-первых, остается дискуссионным вопрос определения категории «экологический туризм»; во-вторых, эта категория представляет интерес для экономики Республики Беларусь, поскольку развитию экологического туризма уделяется повышенное внимание со стороны правительства и заинтересованных субъектов хозяйствования с целью повышения эффективности, полезности и экономической выгоды от данного вида деятельности; в-третьих, данная сфера услуг может создавать полезные блага для общества и потребителей, поскольку в стране имеются все необходимые ресурсы и возможности; в-четвертых, действительно ощутимых результатов в развитии экологического туризма возможно достичь только при активном вовлечении субъектов хозяйствования, предоставляющих данные услуги, в систему логистического управления; в-пятых, формирование логистического менеджмента в сфере экологического туризма должно строиться только с позиций его устойчивого развития. Отмеченные моменты и недостаток методологического обеспечения со стороны логистического менеджмента экологического туризма обусловили необходимость проведения более глубоких научных исследований по данному вопросу.

Основная часть. Классическим разграничением логистики является функциональное с выделением снабженческой (заготовительной, закупочной), производственной и распределительной составляющих, что получило широкое распространение и отражается в большинстве литературных источников учебно-методического характера. Кроме того, выделяют функциональные

подобласти логистики поддерживающего характера, к которым относят транспортно-экспеди-ционное обслуживание, складскую, информационную, финансовую, сервисную логистику и др. Появляются новые подобласти логистики: банковская, государственная, коммерческая, корпоративная, экономическая и др., частная логистика (логистика ресурсосбережения, логистика интеграции, логистика создания систем и др.) [1, с. 112].

Традиционно логистические потоки представлены материальным, информационным, финансовым и сервисными потоками. Сервисные потоки (потоки услуг) наиболее ярко отражены в логистике туризма. Однако имея отношение ко всем выделенным потокам, логистика туризма обладает собственными отличительными чертами и особенностями, которые необходимо учитывать при создании методологического аппарата данной экономической деятельности.

Рационализация управления и оптимизация потоковых процессов в туристско-рекреацион-ной отрасли давно являются объектами исследования логистического менеджмента. Этой теме научных исследований посвящены труды А. А. Александровой, Т. Родкиной, С. П. Щевцо-вой, А. П. Решетниковой и др. Однако специфические особенности предметной области исследования обусловливают необходимость выявления и уточнения основополагающих сущностей логистики применительно к туризму и, в частности, экологическому туризму. В большей степени это касается ключевых объектов логистики - субъектов и участников цепей поставок туриндустрии, базовых понятий, материального и сопутствующих потоков в данной области исследования.

Логистика в туризме - наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Материальные потоки в туризме - путешествия (переезды, переходы) граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессиональных, деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в страну (место) временного пребывания и обратно, а также граждан, обращающихся в туристические организации

за оформлением путевок, в авиа-, железнодорожные, автобусные кассы за приобретением проездных билетов, в посольства и консульства за получением выездных и въездных виз и т. д.

В последние годы прерогативой логистики является управление не только материальными потоками, но и потоками услуг. Потоки услуг в туризме - это комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Объектами логистического управления и контроля в туризме являются процессы формирования, продвижения и реализации туристического продукта, а также связанные с ними финансовые и информационные потоки, потоки граждан, обращающихся в туристические организации за оформлением путевок, в авиа-, железнодорожные, автобусные кассы за приобретением проездных билетов, в посольства и консульства за получением выездных и въездных виз и т. д.

Направление движения финансовых средств только в логистических системах или между ними, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для эффективного обеспечения материального потока и потока услуг, составляют логистический финансовый поток.

Совокупность циркулирующей в логистической системе информации называется логистическим информационным потоком. Сообщения могут передаваться на бумажных и электронных носителях в виде набора сведений, необходимых для разработки, продвижения и реализации турпродукта.

Принципами логистики являются приоритеты потребления, поэтому содержание и уровень сервиса, предлагаемого клиенту, выдвигается на передний план, а сокращение времени и повышение надежности выполнения заказа утверждаются главной целью логистики. Реализация данных принципов способствует оптимизации принимаемых решений, что позволяет туристическим фирмам укреплять свои конкурентные позиции на потребительском рынке [2; 3, с. 10-11].

Основные задачи, решаемые логистикой туризма, заключаются в рационализации формирования, продвижения и реализации туристического продукта; оптимизации маршрутов и совершенствовании способов перевозки туристов и экскурсантов; организации оперативного информационного обмена между поставщиками и потребителями туристического продукта; планировании, прогнозировании и контроле финансовых потоков. С учетом перечисленных задач

логистический подход реализуется, в первую очередь, в подсистемах управления взаимоотношениями с транспортными организациями, гостиничными комплексами и другой туристической инфраструктурой, в то время как подсистема управления турпродуктами относится к области применения инструментов маркетинга, а подсистема управления информационными и финансовыми потоками, персоналом - к области использования организационно-экономических методов. В комплексе они создают общественные блага для удовлетворения потребностей потребителя туристических услуг.

В каждом виде туризма выделяются различные объекты и субъекты цепей поставок тур-индустрии. Закон Республики Беларусь «О туризме» напрямую не выделяет экологический туризм как вид туристической деятельности, а отмечает, что он регулируется иным законодательством [4].

Несмотря на широкое распространение термина «экологический туризм», среди ученых нет единого подхода к его интерпретации. Неоднозначность толкования данного термина приводит к негативным последствиям организации и продвижения экологических туров, разработке стратегии развития экологического туризма, определению объектно-субъектного состава данного вида туризма, развитию эколого-рекреационной и обеспечивающей логистической инфраструктуры и пр.

Е. А. Есина в рамках собственного исследования выделяет два различных направления в трактовке понятия «экотуризм», которые по аналогии с научными школами называют американской и европейской школами экотуризма [5]. Отсюда и вытекают разные подходы к его организации. Существуют кроме прочего разрывы в подходах на разных уровнях: международном, страновом, региональном, местном. Экологический туризм - это форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий [6]. Статья 2 модельного закона «О туристской деятельности» Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств определяет экологический туризм как природно-ориен-тированную туристическую деятельность, имеющую целью организацию отдыха или получение естественно-научных или практических знаний и опыта, не наносящую вред природной среде.

Экологический туризм - яркий пример «зеленой» экономики. По мнению ряда исследователей, его идеей является гуманизация традиционного туризма.

Невзирая на различное понимание экологического туризма, Всемирной туристской

организацией (ЮНВТО) выработаны его основные критерии, позволяющие разнообразные виды природно-ориентированного туризма отнести к экологическому:

- развитие форм туризма, ориентированных на природу, в которых основная мотивация туристов заключается в наблюдении и понимании природы, а также традиционной культуры, распространенной на данной природной территории;

- включение элементов образования и воспитания;

- в основном организация для небольших групп туристов небольшими специализированными местными туристическими предприятиями;

- минимизация негативного воздействия на окружающую среду;

- поддержание охраны природы посредством принесения экономической прибыли для местного общества, организаций и властей, управляющих природными территориями в целях их охраны, обеспечения местного населения местами занятости и заработка, осознания необходимости охраны природной и культурной среды как местным населением, так и туристами.

Однако из-за отсутствия какого-либо унифицированного определения эти критерии только сводятся к базовому набору принципов, отличающих данный вид деятельности.

Многие исследователи экологический туризм рассматривают как вид туризма, а авторы публикации [7] утверждают, что более корректной и методологически правильной следует считать организационную форму туристической индустрии. Из-за сложности определения границ данного понятия можно выделять его разные виды: рекреационный, познавательный, образовательный и научный экотуризм. Эти же авторы [7] в своих исследованиях выявили три формы-кластера экотуризма:

1) познавательно-образовательные виды;

2) рекреационно-познавательные виды;

3) научные виды экотуризма.

И это не исчерпывающий список (это скорее наиболее популярные виды), он может быть конкретизирован для каждой природоохранной территории отдельно.

Несмотря на различные подходы к толкованию экологического туризма, традиционно принято понимать и позиционировать его как важный компонент устойчивого развития природных территорий. В основе большинства определений экотуризма содержатся или цель достижения устойчивости, или средства достижения этой цели, будь то «минимизация негативных воздействий на природную и культурную среду», «усиление экономической отдачи на благо охраны природы» или экологическое образование. Поэтому предлагается использовать более простое

и общее концептуальное определение: «экоту-ризм - это устойчивый и природно-ориентиро-ванный туризм и рекреация» [7]. О. С. Шимова в функционально-отраслевом отношении рассматривает экологический туризм как сложный межотраслевой комплекс (кластер), в котором разнообразные виды рекреационного (туристического) обслуживания тесно переплетены с обязательными сопутствующими услугами (питание, проживание, перемещение, бытовое обслуживание, безопасность и др.). Поэтому для реализации требований устойчивого развития необходима интеграция туризма в общую политику устойчивого развития и соблюдения его принципов [8, с. 45].

Таким образом, логистика экологического туризма должна формироваться на базовых принципах устойчивого развития и соответствовать экологическому императиву в самом общем концептуальном понимании.

Многие авторы исследований пытаются расширить сферу применения экологического туризма, но в большинстве случаев основой его развития является сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), рекреационно-при-родные ресурсы которых привлекают туристов и являются, по сути, рыночным турпродуктом [7; 8, с. 37]. Экотуризм экономически способствует сохранению природы: охраняемые территории привлекают туристов, для обслуживания которых создаются рабочие места; природные ресурсы становятся рекреационными, их использование основывается на соблюдении экологических законов [5, с. 17]. Согласно Национальной стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий, до 1 января 2030 г. перспективными для развития туризма определены 39 особо охраняемых природных территорий [9].

Беларусь обладает значительными природными ресурсами в нетронутом или частично измененном состоянии. Сеть ООПТ включает один заповедник (Березинский биосферный заповедник), четыре национальных парка («Беловежская пуща», «Браславские озера», «Припятский», «Нарочанский»), 376 заказников, из которых 99 имеют статус заказников республиканского значения и 277 - местного значения, 904 памятника природы (326 - республиканского и 578 -местного значения). По состоянию на 1 января 2018 г. площадь ООПТ составляла 8,7% от общей территории страны. Именно во внутренней структуре туристической отрасли созданы благоприятные условия для развития экологического туризма. Основные перспективы его развития состоят в формировании логистической инфраструктуры туристско-рекреационного бизнеса.

Разработка логистической стратегии развития экологического туризма требует первоначального

определения основных параметров туристической логистической системы. При выявлении параметров последней следует исходить из природы потоковых процессов в цепи поставок туристических услуг и их субъектного состава (участников, звеньев).

Логистика экологического туризма охватывает полный цикл производства туристического продукта от информационного обеспечения до сбыта, включая процессы продвижения в каналах товарооборота и организацию потребления туристического продукта. Ее функциональный характер позволяет выделить снабженческую (закупочную), производственную (условно-производственную) и распределительную (сбытовую) подобласти цепи поставок туристических экологических услуг [1, с. 111; 10, с. 248]. Обеспечивающие и поддерживающие функции выполняют информационная, финансовая, сервисная составляющие цепи поставок турпродукта. Основным условием эффективного функционирования экологического турбизнеса является доведение турпродукта (оказание туристической услуги) соответствующего качества конкретному потребителю (туристу) в нужное время в нужном месте и в нужный срок с минимальными затратами. При этом обеспечивается сквозное движение материального потока (отдельно туриста или группы туристов) и сопутствующих потоков (информационных, финансовых, сервисных) через всю логистическую цепочку поставок. Суть движения потоков (потоков туристов) определяет ряд задач управления в логистике экологического туризма:

- создание экологического турпродукта (оказание туруслуги) в соответствии с целями и потребностями туриста;

- оптимизация временных параметров экологического тура;

- выбор оптимального маршрута и вида транспорта, транспортных средств, компании-перевозчика;

- организация материально-технического снабжения для обеспечения экологического тура (питание, проживание и др.);

- оптимизация численности обслуживающего персонала, сбалансированного по составу, профессиональной подготовке, образованию и др.;

- налаживание надежных партнерских связей с поставщиками экологических услуг;

- обеспечение безопасности и снабжение достоверной сопроводительной информацией, коммуникационными связями потребителей экологических туристических услуг;

- управление отходами, рациональным использованием природных ресурсов и сохранением их биологического разнообразия без нанесения ущерба природным экосистемам.

Объектами логистического управления в экологическом туризме являются процессы формирования и реализации экологического турпродукта (экологической услуги), а также связанные с ними информационные, финансовые, сервисные потоки при условии сочетания реализации принципов традиционной логистики с соблюдением требований экологической безопасности к природным экосистемам и комплексам [11; 12]. Одновременно уместно говорить о развитии логистики ресурсосбережения. Отличием ресурсосбережения в экологическом туризме по сравнению с материальным производством является нацеленность на рациональное использование не только и не столько материальных, сколько природных ресурсов. При этом туристы должны рассматриваться в качестве и клиентов, и партнеров персонала туристических организаций (природоохранных учреждений) [1]. Логистическое управление туристической деятельностью на ООПТ - это целенаправленное воздействие на согласование и синхронизацию процессов формирования потоков экологических туристов и их обслуживания на территориях (в функциональных зонах), разрешенных для рекреационного использования.

Логистические операции в логистике экологического туризма связаны с движением материального потока (потока туруслуг) и заключаются в выполнении заказов, выборе оборудования (транспортных средств), планировании турпро-дукта и методов его продвижения, перемещении сотрудников в пространстве при выполнении своих функциональных обязанностей, обслуживании туристов и др. [11, с. 205]. К логистическим операциям по движению информационного потока относятся создание информационных систем, их использование (компьютерные системы бронирования, контроля, планирования и др.), выполнение действий по передаче, обработке, сбору и хранению информации, сопутствующей материальному потоку. К логистическим операциям, связанным с финансовым потоком, относятся проведение стоимостного анализа туристической деятельности, расчет стоимости экологического тура, осуществление расчетов с поставщиками и потребителями, контроль расходов и др. Сервисная подобласть логистики экологического туризма включает наиболее многочисленную группу логистических операций, связанных с перевозкой, размещением, питанием туристов, экскурсионным, бытовым, рекреационным, охотничьим, образовательно-просветительским, научным, развлекательным и другим обслуживанием [11, с. 206].

В цепи поставок туристической индустрии участниками (субъектами) туристической деятельности являются поставщики, туристические организации (природоохранные учреждения),

потребители (туристы, посетители, экскурсанты), органы государственной власти. Субъекты экономических отношений, связанных с организацией логистики экологических услуг, как, впрочем, и весь понятийный аппарат в этой области знаний, требуют дальнейшего изучения и классификации. В настоящее время предоставляются туристические услуги по организации экологического туризма либо самими природоохранными учреждениями в лице заповедников, национальных парков и заказников, либо с привлечением туроператоров и турагентств. Туроператоры могут оказывать туристические услуги либо самостоятельно, либо с помощью третьих лиц - поставщиков услуг (перевозчиков, экскурсоводов, переводчиков и др.), равно как и в случае самодеятельного туризма. Потребителями туристических услуг являются экологические туристы, хотя правовой статус таких субъектов правоотношений не закреплен [13, 14]. Их совокупность создает материальный поток, который является в логистике экологического туризма главным объектом исследования, планирования и прогнозирования, регулирования, поскольку именно они оказывают негативную антропогенную нагрузку на природные рекреационно-тури-стические ресурсы. Турпотоки на ООПТ могут рассматриваться как потоки потенциальных туристов; потоки туристических групп и одиночных туристов; потоки неорганизованных («диких») туристов. Особенностью данного потока являются его стадии движения: потребитель перемещается к производителю, а не наоборот, как в традиционной логистике [15, с. 49]. Органы государственной власти осуществляют регулирование экологического туризма посредством законодательных правовых актов в области

туризма, природопользования, логистики и др.; лицензирования и сертификации объектов туристической и логистической инфраструктуры, туристических организаций и услуг; государственной поддержки; обеспечения безопасности туристов; информирования граждан о природных особенностях, экологической, криминогенной обстановке и др. Кроме налаживания отношений в области движения материального потока в экологическом туризме государственное регулирование играет важную роль в части информационного потока и современных технологий по ускорению его продвижения.

Заключение. Учитывая прогнозируемые ЮНВТО показатели развития туризма в XXI в., становится очевидным нарастание противоречий в вопросе удовлетворения спроса и рационального использования природных ресурсов. Нивелированию этих процессов будет содействовать развитие видов туризма, которые могут минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Эффективным инструментом, способным одновременно удовлетворить спрос на экологические туристические услуги и организовать туристическую деятельность на особо охраняемых природных территориях на принципах устойчивого развития, является формирование логистики экологического туризма. Разработка стратегии развития экологического туризма должна быть направлена на создание конкурентного туристического продукта как на внутреннем, так и внешнем рынке. Целесообразно учитывать мировой опыт использования кластерного и логистического подходов для перспективного развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях.

Литература

1. Леськив С. Я. Логистика туризма в фокусе новых логистических направлений // Актуальные вопросы экономических наук: материалы ЫХ Междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 5-30 мая 2017 г. / Центр развития науч. сотрудничества. Новосибирск, 2017. С. 110-115.

2. Верниковская О. В. Логистические основы развития экотуризма // Экономика и управление производством: тез. докл. 82-й науч.-техн. конф. профес.-преподават. состава, науч. сотрудников и аспирантов (с междунар. участием), Минск, 1-14 февр. 2018 г. / Белорус. гос. технол. ун-т. Минск, 2018. С. 16.

3. Янковенко В. А. Логистика в туризме. Минск: РИПО, 2014. 47 с.

4. О туризме: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2016 г., № 410-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь [ Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.

5. Есина Е. А. К вопросу о правовых основах экологического туризма на особо охраняемых территориях // Известия АО РГО. 2017. № 2 (45). С. 5-23.

6. Лукичев А. Б. Сущность устойчивого и экологического туризма // Российский журнал экоту-ризма. 2011. № 1. С. 3-6.

7. Афанасьев О. Е., Афанасьева А. В. Концепт «экологического туризма» в мировой и российской практике: компаративный анализ и кейсы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11, № 4. С. 7-25. Б01: 10.22412/1995-0411-2017-11-4-7-25.

8. Шимова О. С. Устойчивый туризм. Минск: РИПО, 2014. 158 с.

9. О развитии системы особо охраняемых природных территорий: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 июля 2014 г., № 649 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2014. 5/39101.

10. Стребкова Л. Н., Штейнгольц Б. И. Применение логистических методов к управлению туристическим предприятием // Вестник НГУЭУ. 2013. № 3. С. 247-252.

11. Щевцова С. П., Решетникова А. П. Процесс внедрения логистических принципов в экономическую структуру турфирмы // Научный альманах. 2016. № 4-1 (18). С. 204-210.

12. Доманова Т. В. Исследование особенностей логистики в туристической сфере // Национальная Ассоциация Ученых. 2016. № 10-1 (26). С. 51-53.

13. Максименюк В. В. Гражданско-правовой статус туристов, путешествующих с лечебно-оздоровительными целями // Промышленно-торговое право. 2018. № 3 (185). С. 84-88.

14. Зварич Э. П. Туристические услуги как объект гражданских правоотношений // Промышленно-торговое право. 2018. № 3(185). С. 89-92.

15. Родкина Т. Особенности потоковых процессов и их параметров в логистике туризма // Логистика. 2016. № 6. С. 48-51.

References

1. Les'kiv, S. Ya. Tourism logistics in the focus of new logistics areas. Materialy LIXMezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nyye voprosy ekonomicheskikh nauk" [Materials of LIX International Scientific and Practical Conference "Current Issues in Economic Sciences"]. Novosibirsk, 2017, pp. 110-115 (In Russian).

2. Vernikovskaya O. V. Logistic basis for the development of ecotourism. Tezisy 82-y nauchno-tekhnicheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, nauchnykh sotrudnikov i aspirantov (s mezhdunarodnym uchastiyem) "Ekonomika i upravleniye proizvodstvom" [Abstracts of the 82nd scientific-technical conferences of faculty members, researchers and graduate students (with international participation) "Economics and production management"]. Minsk, 2018, p. 16 (In Russian).

3. Yankovenko V. A. Logistika v turizme [Logistics in tourism]. Minsk, RIPO Publ., 2014. 47 p.

4. On Tourism: Law of Republic of Belarus, on July 18, 2016, No. 410-Z]. ETALON. Zakonodatel'stvo Respubliki Belarus' [ETALON. Legislation of the Republic of Belarus]. Minsk, 2018 (In Russian).

5. Esina E. A. On the issue of the legal basis of ecological tourism in specially protected areas. Izvestiya AO RGO [News of the AB RGS], 2017, no. 2 (45), pp. 5-23 (In Russian).

6. Lukichev A. B. The essence of sustainable and ecological tourism. Rossiyskiy zhurnal ekoturizma [Russian ecotourism magazine], 2011, no. 1, pp. 3-6 (In Russian).

7. Afanasiev O. E., Afanasieva A. V. The concept of "ecological tourism" in the world and Russian practice: comparative analysis and cases. Service and Tourism: Current Challenges, 2017, vol. 11, no. 4, pp. 7-25. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-4-7-25.

8. Shimova O. S. Ustoychivyy turizm [Sustainable tourism]. Minsk, RIPO Publ., 2014. 158 p.

9. On the development of the system of specially protected natural areas: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus, July 2, 2014, no. 649. Natsional'nyy reestrpravovykh aktov Respubliki Belarus' [National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus], 2014, 5/39101 (In Russian).

10. Strebkova L. N., Shteyngol'tz B. I. Application of logistic methods to the management of a tourist enterprise. VestnikNGUEU [Bulletin of NSUEM], 2013, no. 3, pp. 247-252 (In Russian).

11. Shchevtsova S. P., Reshetnikova A. P. The process of introducing logistics principles into the economic structure of a travel agency. Nauchnyy al'manakh [Scientific Almanac], 2016, no. 4-1 (18), pp. 204-210 (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Domanova T. V. The study of logistics in the tourism industry. Natsional'naya Assotsiatsiya Uchenykh [National Association of Scientists], 2016, no. 10-1 (26), pp. 51-53 (In Russian).

13. Maksimenyuk V. V. Civil status of tourists traveling with therapeutic and health purposes. Promyshlenno-torgovoye pravo [Industrial commercial law], 2018, no. 3 (185), pp. 84-88 (In Russian).

14. Zvarich E. P. Tourist services as an object of civil legal relations. Promyshlenno-torgovoye pravo [Industrial commercial law], 2018, no. 3 (185), pp. 89-92 (In Russian).

15. Rodkina T. Features of streaming processes and their parameters in tourism logistics. Logistika [Logistics], 2016, no. 6, pp. 48-51 (In Russian).

Информация об авторе

Верниковская Оксана Васильевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры логистики и ценовой политики. Белорусский государственный экономический университет (220070, г. Минск, пр-т Партизанский, 26, Республика Беларусь). E-mail: [email protected]

Information about the author

Vernikovskaya Oksana Vasil'yevna - PhD (Economics), Associate Professor, Assistant Professor, the Department of Logistics and Price Policy. Belarusian State Economic University (26, Partizanskiy Ave., Minsk, 220070, Republic of Belarus). E-mail: [email protected]

Поступила 10.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.