Научная статья на тему 'Методологические подходы к разработке стратегии промышленного развития регионов и муниципальных образований'

Методологические подходы к разработке стратегии промышленного развития регионов и муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
349
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC PLANNING / THE REGIONAL INDUSTRIAL POLICY / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Влазнева Евгения Андреевна

Автор обосновал необходимость исследования методологических подходов промышленного развития регионов. Стратегическое планирование, по мнению автора, позволит государству и регионам в целом поднять на высокий уровень степень научной обоснованности мероприятий по реализации государственных и региональных программ промышленного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to development of strategy of industrial development of regions and municipal formations

In the article the author has tried to prove necessity of research of methodological approaches to regions' industrial development. Strategic planning, in the author's opinion, will allow the state and regions as a whole to lift to a high level the degree of scientific validity of actions on realization of the state and regional programs of industrial development.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к разработке стратегии промышленного развития регионов и муниципальных образований»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Е.А. Влазнева

Автор обосновал необходимость исследования методологических подходов промышленного развития регионов. Стратегическое планирование, по мнению автора, позволит государству и регионам в целом поднять на высокий уровень степень научной обоснованности мероприятий по реализации государственных и региональных программ промышленного развития.

Ключевые слова: стратегическое планирование, региональная промышленная политика, государственное управление.

Устойчивая региональная промышленная политика, от реализации которой зависит построение современного экономически развитого государства, поставившего перед собой амбициозную задачу - войти к 2020 г. в число семи стран, имеющих наиболее развитую промышленность и экономику в целом, должна способствовать достижению этой стратегической цели. Важнейшим звеном в этом являются вопросы стратегического планирования, четкое обозначение направления развития региональной промышленной политики. Несомненно, что стратегическое планирование промышленного развития регионов остается объектом пристального внимания в мировой и отечественной науке и практике [1, 2]. Зарубежный опыт управления региональной экономикой особо ценен, поскольку субъекты Федерации поставлены перед необходимостью опоры на собственные силы, что является негативным фактором в осуществление государственной промышленной политики, т. к. в России идет процесс накопления опыта, создания интеграционных механизмов управления на уровне промышленных ассоциаций по экономическому взаимодействию регионов, в рамках федеральных округов, при формировании целевых Федеральных программ, вертикально интегрированных структур управления, и т. п. У истоков исследования проблемы стратегического планирования народного хозяйства стояли крупные советские ученые И.Г. Александров, Н.Е. Колосовский,

Н.Н. Некрасов, С.В. Славин и др.

Несомненную ценность имеют разработки по созданию современной методологии прогнозирования, программирования, стратегического управления на государственном и региональном уровне, авторами которых

являются такие известные ученые, как Л.И. Абалкин, И. Ансофф, С.Ю. Глазьев, Д.С. Львов, В.И. Кушлин, Б.Г. Преображенский, М. Портер, В.Л. Тамбовцев, С.С. Шаталин, Б.М. Штульберг и др.

Так, изучение концепций и программ, разработанных на основе официальной доктрины стратегического планирования территориального развития, а также результаты их внедрения в практику свидетельствуют о наличии целого ряда просчетов, в числе причин которых можно назвать методологические недоработки. На наш взгляд, при формировании стратегий промышленного развития регионов органами государственной власти должна обеспечиваться их непрерывность и преемственность.

Таким образом, данная научная статья является актуальной не только в силу практической значимости затронутых проблем, но и по причине недостаточности их научной проработки.

При разработке стратегии социальноэкономического развития (далее - Стратегия) администрация региона (муниципального образования) должна исходить, на наш взгляд, из принципа соответствия стратегической цели и направлений развития региона (муниципального образования) целям и приоритетам Правительства Российской Федерации, которые регулируются следующими нормативными актами:

- послание Президента Российской Федерации;

- программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.);

- положение о разработке сводного доклада о результатах и основных направле-

ниях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006-2008 г.;

- концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

- отраслевые стратегии федеральных министерств и ведомств Российской Федерации.

В ходе работы над стратегией учитывается проект концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., а при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований также стратегии промышленного развития субъектов Федерации.

Аппаратом Правительства Российской Федерации был подготовлен доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, который был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. № 259, в котором определены следующие задачи федеральных министерств и ведомств:

- повышение уровня и качества жизни населения;

- укрепление обороноспособности;

- обеспечение национальной безопасности;

- рост экономического потенциала государства;

- реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.

Соответствие стратегических целей Российской Федерации и основных направлений развития регионов (муниципального образования) должно способствовать реализации государственных программ в регионах и муниципальных образованиях, в сфере промышленного развития.

Думается, что реализация задач, предусмотренных нормативными актами (постановлениями) Правительства Российской Федерации на региональном (муниципальном) уровне должна соответствовать предлагаемой схеме:

- реализация принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона (муни-

ципального образования) и их соответствия федеральному законодательству;

- деятельность органов государственной власти и муниципальных образований по опережающему развитию промышленных секторов экономики, которые могут играть роль точек роста на федеральном, а также на региональных и муниципальных уровнях, включающая процессы выявления и активизации потенциала новых «точек роста».

- обеспечение комплексного или системного подхода: учет и максимальное использование синергетических эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, и мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики региона (муниципального образования).

- преемственность программных нормативных актов: федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов, а также целевых программ, отраслевых стратегий и программ различного уровня и т. д.

- реализация промышленного потенциала, обусловленного уникальностью природных ресурсов региона (муниципального образования), способствующего социальноэкономическому развитию России.

На наш взгляд, разработчики стратегии должны исходить из того, что успешное решение проблем социально-экономического характера зависит в первую очередь от решения двух основополагающих задач регионального (муниципального) управления:

- определение стратегических целей и направлений промышленного, а также социально-экономических институтов развития региона (муниципального образования) в рамках стратегического прогнозирования на перспективу;

- планирование стратегических мероприятий, осуществляемых исполнительной властью региона (муниципального образования), и достижение поставленных целей.

Участие региона (муниципального образования) в решении задач социально-экономического развития государства в целом следует определять его природными ресурсами, которые являются важнейшей составляющей в структуре промышленного развития региона, и сложившейся структурой экономики и социальной сферы. С этой точки

зрения объектом анализа должны стать основные отрасли промышленности и действующее законодательство регионов, определяющее его соответствие федеральному законодательству в области промышленной политики государства и направления деятельности экономики и социальной сферы региона (муниципального образования), их значение для функционирования отраслей промышленности и в целом социальноэкономической системы России.

Стратегию промышленного развития регионов следует рассматривать как трехуровневую систему, включающую:

- государственную целевую программу развития региона (муниципального образования);

- основные направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в форме государственных задач, которые устанавливают необходимые количественные и качественные показатели результатов промышленной политики регионов;

- стратегические действия - комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, обеспечивающие решение задач, направленных на достижение государственной программы в рамках основных направлений развития региона (муниципального образования).

Целевые программы и основные направления развития промышленного потенциала региона (муниципального образования) являются основой для формирования конкретизирующих их комплексных (региональных и федеральных) программ и действий по их реализации (отраслевых программ, проектов и мероприятий).

На каждом уровне устанавливается соответствие:

- стратегических целей и направлений развития отраслей промышленности федерации и региона (муниципального образования) в целом - целям Правительства Российской Федерации, а для муниципального образования также целям, определенным органами исполнительной власти региона;

- основополагающих действий органов исполнительной власти региона (муниципального образования) - приоритетным национальным проектам.

Промышленное развитие региона должно основываться на результатах научных ис-

следований, анализа сложившейся ситуации, решения проблем среднесрочного планирования и анализа современных тенденций развития перспективных отраслей промышленности, а также их устойчивого финансирования государством и регионами. В итоге следует сформулировать основные направления, методы их реализации, а также провести анализ возможных проблем, препятствующих реализации потенциальных возможностей регионов.

Результаты анализа ситуации, тенденций, проблем и ограничивающих факторов должны представляться в формате SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). При проведении SWOT-анализа учитывают взаимное влияние отраслей промышленности и социальной сферы, а также внешних условий промышленного развития региона (муниципального образования), которые должны способствовать реализации задач, поставленных Правительством Российской Федерации. В ходе анализа должна быть выделена группа ключевых проблем в сфере промышленного развития регионов, решение которых должно стать одним из условий реализации национальных и региональных программ инновационного промышленного развития.

Результаты итогового SWOT-анализа и перечень ключевых проблем следует использовать для формирования приоритетных направлений и определения курса промышленной политики, а также для совершенствования механизмов экономического развития регионов (муниципальных образований).

Основные направления промышленного развития региона (муниципального образования) необходимо детализировать в виде основополагающих мероприятий, утвержденных законодательными и исполнительными органами власти регионов, которые должны обеспечить устранение препятствующих факторов, достижение целей развития региона (муниципального образования) и реализацию поставленных задач Правительством Российской Федерации перед органами государственной власти субъектов Федерации (органами власти муниципальных образований).

Последовательность осуществления этапов промышленного развития регионов установлена в структуре системы управления

реализацией промышленного развития регионов, которая должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций, направленное на достижение конечной цели. Система управления реализацией промышленного развития регионов должна носить инновационный характер, используя метод нормативно-правового регулирования.

Основным инструментом реализации установленных Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти регионов мероприятий должно быть формирование комплексных программ социально-экономического развития региона (муниципального образования). Основной принцип формирования комплексных программ заключается, на наш взгляд, в координации деятельности органов государственной власти всех уровней и предложений предприятий, организаций для достижения высокого уровня эффективности промышленного производства, основанного на инновационных технологиях мирового уровня.

Для эффективного управления реализацией программы промышленного развития региона должна быть разработана система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.

«Основные направления» ориентированы на максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в первую очередь с регионами-соседями, а также установление долгосрочных международных связей, в частности, взаимные поставки продуктов промышленного производства и услуг, кооперация в сферах научно-технической и инновационной деятельности, промышленного производства, сотрудничество по подготовке специалистов промышленного производства, реализация инвестиционных проектов, имеющих важное межрегиональное и международное значение и т. д.

Структура стратегии промышленного развития регионов (муниципальных образований) должна представлять собой следующую схему:

- методологическая оценка проводимой в регионе (муниципальном образовании) политики промышленного развития, осуществляемой органами государственной власти

региона, филиалами отраслевых министерств и ведомств субъектов Федерации;

- оценка промышленного потенциала развития региона (муниципального образования);

- анализ действующей системы управления промышленным комплексом региона (муниципального образования);

- анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным отраслям промышленного развития региона (муниципального образования) - SWOT-анализ;

- выявление основных проблем, устранению которых следует уделить особое внимание в ходе реализации комплексной программы промышленного развития;

- формирование государственного подхода к промышленному развитию регионов (муниципальных образований), который бы включал определение идеологии промышленного развития регионов, стратегической цели и основных направлений развития региона (муниципального образования), прогнозирование результатов промышленной политики в долгосрочной перспективе.

Проведенное исследование методов регионального стратегирования позволит повысить эффективность государственного управления региональным промышленным развитием в Российской Федерации, эффективность расходования бюджетных средств в области промышленного производства, увеличить темпы роста объемов промышленного производства и создаст благоприятные условия для решения реально существующих и потенциальных проблемных вопросов промышленного развития российских регионов, а также для устранения возникающих проблем, выявляемых в ходе анализа деятельности промышленных предприятий и потенциала их развития.

1. Гранберг А.Г. Стратегии и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. М., 2002.

2. Балашов В.Г., Ириков В.А., Ларин В.Я. Механизмы, обеспечивающие удвоение темпов экономического роста регионов. М., 2004.

Поступила в редакцию 7.06.2008 г.

Vlazneva E.A. Methodological approaches to development of strategy of industrial development of regions and municipal formations. In the article the author has tried to prove necessity of research of methodological approaches to regions’ industrial development. Strategic planning, in the author’s opinion, will allow the state and regions as a

whole to lift to a high level the degree of scientific validity of actions on realization of the state and regional programs of industrial development.

Key words: strategic planning, the regional industrial policy, public administration.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

М.А. Стромова

В статье изложены основные аспекты необходимости разработки новой государственной региональной политики, определены параметры формирования региональной системы культуры и новой системы управления, выявлены основные проблемы сферы культуры Тамбовской области.

Ключевые слова: региональная политика, управление, сфера культуры.

Для настоящего времени характерен процесс самоорганизации провинции, сущность которого заключается в фактическом самоопределении регионов, в самостоятельном выборе ими своих моделей развития. Процесс этот пока преимущественно спонтанный, однако в его рамках рождается, а правильнее сказать возрождается, идеология регионализма.

Оценка динамики развития российских регионов и воздействия на это развитие федеральной экономической политики основывается на трудах известных российских ученых, среди которых С. Артоболевский, М. Банд-ман, Л. Вардомский, А. Гранберг, Н. Зубаре-вич, А. Лавров, Н. Ларина, В. Лексин, С. Леонов, П. Минакир, Н. Михеева, В. Селиверстов, Л. Смирнягин, В. Суслов, А. Татаркин, А. Трейвиш, А. Швецов, Б. Штульберг и др.

Региональная политика понимается как деятельность государства по регулированию экономического, социального, этнополити-ческого развития страны в пространственном (региональном) аспекте. Из этого следует, что такая политика должна строиться дифференцированно [1].

С одной стороны, под регионом понимается географическое пространство (территория), отличающееся совершенно определенным характером направления развития всех его структур - экономических, этнических, демографических, социокультурных и др. При этом отмечается, что территория регио-

на может совпадать или не совпадать с национально-территориальными или административными границами. В плане экономического регионализма в России насчитывается традиционно 10-11 регионов (СевероЗападный, Центральный, Поволжский, Центрально-Черноземный и др.), которые относятся к числу укрупненных экономических регионов. С другой стороны, под регионом подразумевается совокупность административных единиц. Поскольку территориальное начало федеративного устройства России является абсолютным, то в этом аспекте все субъекты Федерации выступают как регионы, чем и обусловлено применение термина «региональная система культуры» при рассмотрении вопросов совершенствования системы управления в сфере культуры Тамбовской области [2].

Основной смысл государственной региональной политики заключается в переломе идеологии иждивенчества и зависимости от Центра (федеральных органов власти), в формировании опережающих технологий социально-культурного и научно-техни-

ческого развития в регионах России [3].

Сразу следует отметить, что будущее социальных систем, в т. ч. культурных, отличается высокой степенью неопределенности, и прогнозирование его крайне затруднительно, но и крайне необходимо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.