МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЫ
Н.А. Инькова, к.пед.н., доц. каф. ТиОКД, начальник сектора «Мультимедиа в обучении» ТамбовЦНИТ Тел: 4752-72-64-19, E-mail: nat@evro.tstu.ru Тамбовский государственный технический университет
http://mme51.tstu.ru http://www.tstu.ru/r.php?r=structure.kafedra&sort=&id=15
In the paper the characteristics of modern business - space based on networks and opportunity of uniform information business - environment are shown. The interrelation of introduction and use of advanced information-communication technologies in activity of a business concern with its behaviour in the market is shown.
Интернет открывает никому ранее неведомые возможности ведения бизнеса. Любой деловой человек должен понять, что только тот, кто может наиболее полно и качественно использовать потенциал Сети, имеет шанс значительно улучшить свои конкурентные позиции.
Интернет активно используется многими компаниями для оперативного обмена
информацией внутри одной корпорации между службами или отделами и для коммуникации между разными фирмами. Подобное приме -нение Сети позволяет оптимизировать информационные потоки и сделать более качественным процесс ведения бизнеса. Активно применяемая модель бизнеса в Сети связана также с ее использованием для распространения сведений о фирме, ее продукции, т.е. для рекламы и в качестве инструмента маркетингового исследования.
Таким образом, с одной стороны, рынок является лучшей средой для быстрого роста новых технологий. С другой стороны, Сеть создает условия для открытого конкурентного рынка в целях дальнейшей эволюции информационной инфраструктуры. Поэтому цифровой экономике нужен коммерсант нового типа: человек, который соотносит параметры роста бизнеса и прибыли с требованиями служащих, клиентов и общества в части конфиденциальности, справедливости
и доли богатства, которое они создают [3].
С учетом того, что профессиональная деятельность коммерсанта, связанная со сферой обращения товаров и услуг, претерпевает серьезные изменения, на кафедре Технологии и организации коммерческой деятельности Тамбовского государственного технического университета в блок специальных дисциплин регионального компонента стандарта специальности 080301 -«Коммерция (торговое дело)» и направления подготовки бакалавров 080300 - «Коммерция» была введена дисциплина Современные Интернет-технологии в бизнесе.
Проведенные исследования показывают, что возможности, которые сейчас может дать Интернет для бизнеса, просто неизвестны большинству организаторов производства, руководителям, маркетологам, менеджерам. Из-за слабой информированности, а зачастую и страха перед освоением новых методов работы Интернет-технологии остаются незадействованными и не приносят реальную пользу предприятию.
Однако опыт последних лет показывает - новая среда влечет коренные изменения природы человеческого труда, подхода к ведению дел, способов создания материальных ценностей, самой сути коммерческой, да и любой хозяйственной деятельности. От экономики, основой которой была фирма, мы идем к экономике, основа которой - Сеть.
В табл. 1 перечислены некоторые перемены, которые уже происходят в бизнесе [2].
При проведении своих исследований в сфере применения Интернет-технологий в бизнесе мы исходили из необходимости формирования четкого структурированного представления о бизнес-пространстве, то есть
Таблица 1
Сравнительная характеристика компаний традиционной и новой экономики
Компании традиционной экономики Компании новой экономики
Акцент на масштабы предприятия Акцент на скорости обмена информацией и сбыта продукции
Основа - материальные активы Основа - знания и информация
Сложность вхождения на рынок Простота вхождения на рынок
Низкая допустимость риска Высокая допустимость риска
Необходимость торговых посредников Самообслуживание клиентов, прямые отношения производителя и потребителя товаров и услуг
Массовые производство и сбыт Персонализация сбыта продукции
Приоритет сделок Приоритет взаимоотношений
Освоение отдельных региональных сегментов рынка Отсутствие региональных границ. Единый рынок
Концентрация управляющего потенциала Отсутствие ограничений в размещении управленческих подразделений
Стратегические поддержки торговой марки Торговая марка - основной стратегический актив
из того, что все социально-экономичес-кие процессы реализуются в трех унифицированных средах: производственной, инфраструктурной, потребительской. Между ними существуют сложные, часто весьма запутанные и неэффективные связи. Это характерно для традиционной экономики. В новой экономике из инфраструктурной среды можно выделить информационно-коммуникационную.
Для ее реализации необходимо разработать типовые варианты и практически осуществить интеграцию современных информационных и традиционных производственных технологий в целях обеспечения максимально возможного уровня эффективности ключевых бизнес-процессов, а также
создать типовые правила описания любых экономических систем в информационной среде в целях унификации параметров интерфейсов пользователя с информационными ресурсами.
Для реализации вышеназванных направлений необходимо решение множества задач, в частности консолидация компаний порталостроителей, а также совместная разработка единых стандартов и правил организации бизнеса и информационных систем.
В книге апологета цифровой экономики Д. Тапскотта «Смена парадигмы» рассматриваются иерархические уровни реорганизации, которые стали возможны благодаря новым технологиям [3].
Таблица 2
Изменения предприятий, связанные с внедрением новых информационных технологий
Используемые технологии Перспективы Изменения
Персональные средства мультимедиа Эффективная личность Эффективность обучения и работы
Вычислительные системы для рабочих групп Высокопроизводительный коллектив Реорганизация бизнес-процессов и должностных обязанностей
Корпоративная инфоструктура Интегрированное предприятие Преобразование внутри организации
Межкорпоративные вычислительные системы Расширенное предприятие Внешние отношения нового типа
Сеть Деловая активность в межсетевой среде Накопление благосостояния, развитие общества
Таким образом, организации, основанные на сетевых технологиях, - не прихоть времени, а следствие коренных изменений в
бизнесе в целом. Перемены ведут к появлению эффективных личностей, работающих в высокопроизводительных коллективах, свя-
занных в интегрированной организации в сеть клиентов и серверов; организации, в свою очередь, связаны с заказчиками, поставщиками, смежными предприятиями, даже конкурентами. Изменяются способы создания, сбыта и распространения товаров и услуг, т.е. возникают новые системы, обеспечивающие социальное развитие и повышение уровня жизни.
Новое общество - общество с межсетевым взаимодействием, с помощью которого участники рынка объединяются в сетевые структуры для создания материальных благ и продвижения товаров. Межсетевые предприятия - это широкий спектр взаимоотношений, затрагивающий все уровни и все функции, в которых границы, как внутренние, так и внешние, проницаемы и непостоянны.
Таким образом, Сети - это новая технологическая среда, позволяющая малым предприятиям сражаться с крупными их же оружием - экономией на масштабах и доступом к ресурсам. В то же время малые предприятия не отягощены присущими крупным фирмам бюрократией, удушающей иерархией, неспособностью к переменам. Если же крупные компании распадаются на мелкие, более приспособленные к работе друг с другом, они выигрывают в подвижности, в независимости и маневренности.
Предприятия с межсетевым взаимодействием будут лишь отдаленно напоминать виртуальную корпорацию, имея постоянно обновляющиеся связи с внешними деловыми партнерами и контрактные отношения со сторонними организациями на выполнение львиной доли работ. Предприятия с межсетевым взаимодействием смогут развиваться так же, как сеть Интернет, к которой может присоединиться каждый, а объединенные усилия дают куда больше, чем сумма составляющих.
Сети, связанные по типу Интернета, уже приводят к стиранию граней между фирмами - поставщиками, заказчиками, смежниками, конкурентами; наступает расцвет сетевого бизнеса. Производители могут воспользоваться новой инфраструктурой и начать продавать напрямую через Сеть, выводя из игры посредника - розничную торговлю.
Таким образом, современное электронное общество обусловливает необходимость формирования новых технологий обучения, ориентированных на развитие мышления, коммуникативных способностей и умений
принимать оптимальные решения, интегрировать знания и подбирать индивидуальные алгоритмы учебной деятельности обучаемых, моделировать явления, процессы, инициировать самостоятельное открытие закономерностей в процессе обучения.
У преподавателей кафедры Технологии и организации коммерческой деятельности имеется богатый выбор методов обучения, рациональное, глубоко осознанное применение которых в учебном процессе может обеспечить успешное решение задач профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Новые образовательные технологии позволяют в существенной мере преодолеть формализм в педагогической деятельности.
Студенты в течение всех лет обучения изучают информационные и коммуникационные технологии и с их помощью осваивают все остальные дисциплины: гуманитарного, социально-экономического, математического, естественнонаучного, общепрофессионального цикла, - что позволяет им лучше ориентироваться в современной информационной среде (СИС).
На кафедре практикуется создание сетевых компьютерных учебно-методических комплексов (УМК) по различным дисциплинам (http://mme51.tstu.ru/arhit/, http://mme 51.tstu.ru/student/) для самостоятельной подготовки студентов, которые обеспечивают, с одной стороны, гибкость структуры представления содержательной области, с другой стороны, - овладение средствами и технологиями решения профессиональных задач в условиях СИС.
В рамках курса «Современные Интернет-технологии в бизнесе» на практических занятиях студенты разрабатывают сайты коммерческих фирм (http://mme51.tstu.ru /web/web2/index.htm), используя УМК (http://mme51.tstu.ru/umk/), включающий обучающие программы по основным средствам разработки сетевых электронных ресурсов: веб-редактору MS Front Page, графическому редактору Adobe Photoshop, веб-аниматору Flash и языку HTML. Включение в УМК двух обучающих программ средств разработки гипертекстовых страниц обусловлено тем, что редактор MS Front Page, имеющий интерфейс типичных программ Microsoft Office, больше подходит для начинающих разработчиков Интернет-ресурсов, а типичный язык разметки гипертекстовых документов HTML чаще используется профессионалами, что обеспечивает выбор
средств разработки, а также дальнейшее развитие разработчиков.
Для удобства пользования интерфейсом обучающих программ все они построены по единому модульному принципу. Первый модуль - теоретический материал с использованием графики по каждому изучаемому фрагменту. Второй модуль - практические примеры с использованием анимации. Третий - задания для самостоятельной работы, выполняемые в эмуляторах изучаемых программных средств.
В настоящее время создание своего Интернет-представительства стало насущной потребностью для компаний самых различных сфер бизнеса. Для большинства деловых людей стало очевидным, что веб-представительство существенно расширяет возможности компании по продвижению продуктов или услуг. Поэтому в рамках курса рассматривается весь комплекс концептуальных проблем разработки Интернет-представительств компаний, включая вопросы эффективности их использования и оценки целесообразности создания коммерческого сайта.
Коммерческий сайт находит и оправдывает свое применение всегда и в любой коммерческой фирме, которая может извлечь из коммерциализации веб-сайта следующие ценные качества:
1. Доступ на рынок международной торговли. Создав коммерческий веб-сайт и организовав работу по его раскрутке, коммерческая фирма будет иметь возможность привлечь потенциальных покупателей со всего мира и таким образом расширить сферу своей деятельности.
2. Сведение расходов к минимуму. По сравнению с расходами на организацию розничной торговой точки или нового офиса затраты на создание коммерческих сайтов будут предельно низкими; коммерческий сайт вольется в инфраструктуру компании с наименьшими накладными затратами.
3. Экономическая эффективность. Коммерческий веб-сайт - эффективный способ ведения бизнеса. Деловые контакты, переговоры, сделки осуществляются настолько быстро, что отпадает необходимость в распечатке документов. Системы коммуникаций быстры и чувствительны, а цены и содержание материала, публикуемого фирмой в он-лайн-режиме, легко контролируемы и при этом очень гибкие.
4. Имидж компании. Продвижение товара по мировым каналам распределения оз-
начает успешное развитие и рост коммерческой фирмы, получение мирового признания. Интернет практически нивелирует разницу в размерах фирм, имеющих коммерческие веб-сайты, так как, создав высококачественный коммерческий сайт, даже малая фирма способна успешно конкурировать со всемирно известными корпорациями.
5. Инвестиции в будующее. Необходимо осознать, что Интернет уже сейчас заявил о себе в полный голос, а впоследствии он, без сомнения, будет играть существенную роль во всех коммерческих операциях. Однако, применение точек торговли в Сети имеет смысл только в тех случаях, когда это оправдано экономически.
Однако надо учитывать, что существует ряд неудобств, связанных с созданием коммерческого сайта:
- утечка служебной и финансовой информации;
- риск несанкционированного доступа к внутренним базам данных и системным ресурсам компании, ее интрасетям;
- аварийные ситуации и технические проблемы;
- необходимость сопровождения и поддержки актуального состояния сайта и баз данных;
- проблемы диверсификации сайта и
т.д.
Так каким же образом разработать вебсайт, чтобы он приносил прибыль? Прежде всего, необходимо правильно разделить и оптимизировать информационные потоки. И в этом отношении первым ключевым вопросом будет: какая информация должна поступать от предприятия остальным участникам рынка? Иначе говоря, как компания позиционирует себя на рынке?
Внедрение информационных технологий начинается с анализа бизнес-процессов компании. Начнем с маркетинговой политики (плана маркетинга): сегментирования потребителей предприятия; анализа каналов сбыта, по которым клиенты получают продукцию; описания конкурентов; оценки эффективности проводимых рекламных мероприятий; ревизии ценообразования и трезвой оценки плана продаж. При этом фирмы, использующие Интернет как средство маркетинга, получают значительное преимущество перед фирмами, предпочитающими только традиционные маркетинговые средства.
Редко кто задумывается при разработке структуры сайта: на кого он направлен? Бу-
дут это случайные оптовики-перекупщики или дилеры компании, подростки или домохозяйки? Иногда необходимо создавать различные разделы сайта для различных целевых групп, и эти разделы могут быть построены абсолютно различным образом, нести совершенно разную смысловую нагрузку и даже отличаться по дизайну. [А бывает ли ваша целевая группа потребителей в Интернете?] Можете ли вы ожидать прирост продаж? На самом деле экономический эффект может быть получен и без увеличения уровня продаж, просто путем переведения части из них в Интернет. Проанализировав работу каналов сбыта, можно оценить время, затрачиваемое на обработку одной заявки. Это есть одна из составляющих стоимости продажи. Снижая время на обработку заявок от клиентов, можно понизить стоимость продажи и фактически снизить себестоимость услуг.
Для любого предприятия, работающего на рынке, источником существования является сбыт. [А насколько эффективно организована его работа?] Стоит только выложить на сайте дилерский прайс, складскую справку, организовать эффективный обмен информацией со своими потребителями, как экономия только на телефоне может составить несколько тысяч рублей ежемесячно, плюс экономия рабочего времени.
Веб-сайт как инструмент ведения бизнеса должен строиться, в первую очередь, для отделов маркетинга и сбыта. Отдел маркетинга стал приобретать особую значимость при ведении бизнеса в условиях жесткой конкуренции. [А на основании какой информации маркетологи делают жизненно важные заключения? Где и как они ее добывают? Своевременно ли доходит до них свежая и объективная информация?] Отдел снабжения на некоторых предприятиях может быть даже важнее отдела продаж. На самом деле цена закупаемого товара - это не только то, что платится по счету. [Сколько времени уходит на поиск нужного товара? Скольким менеджерам нужно платить за это зарплату?] Работа через Интернет позволяет значительно снизить накладные расходы отдела снабжения. Решения могут быть самыми различными: от объединения своих баз данных с базами данных поставщиков до организации виртуальных тендерных площадок.
Очень важно понять, как позиционируют себя на рынке конкуренты компании, беспристрастно оценить их сильные и сла-
бые стороны. [Чем компания, ее продукция или услуги отличаются от того, что предлагают все остальные? К каким особенностям товара фирмы необходимо будет привлечь внимание потенциальных клиентов?] Необходимо увязать рекламные акции с информацией, подаваемой на сайте, давая возможность потенциальным клиентам фирмы сразу увидеть на главной странице веб-представительства те спецпредложения, которые продвигаются традиционными рекламными средствами. Интернет имеет замечательное преимущество по сравнению с другими рекламными инструментами, позволяя отследить наиболее посещаемые страницы на сайте, географию посетелей, эффективность баннерной рекламы и т.д. Таким образом, невозможно создать эффективный Интернет-проект без глубокого понимания задач предприятия и знания бизнес-процессов.
Решение проблемы формирования стратегии присутствия в Интернете требует редкого для современного российского бизнеса сплава опыта разработки бизнес-стратегий, свойственного компаниям традиционного бизнеса, и знания специфических Интернет-технологий, доступных в основном специалистам онлайновых компаний. Найти общий язык компании-заказчику и компании-разработчику бывает не так просто. Нужен внешний консультант, которого можно привлекать в период разработки стратегии и потом раз в полгода-год - для ее актуализации.
Интернет, являясь инструментом ведения бизнеса, существенно повышает скорость и динамику взаимоотношений бизнес-партнеров. Основным препятствием профессиональному использованию Интернета малыми компаниями являются их внутренние проблемы. Дадим характеристику некоторых из них:
1. Непрофессионализм лиц, принимающих решения, касающиеся и стратегии использования Интернета. Большинство директоров компаний считают максимумом возможного использования Сети создание веб-страницы типа «визитная карточка» и не имеют понятия, что кроме этого есть еще много решений как в сфере business-to-business (бизнес для бизнеса), так и в сфере business-to-consumer (бизнес для потребителя).
2. Неспособность руководства (исходя из вышеуказанного обстоятельства) контролировать реализацию проекта.
3. Отсутствие внутренних - и, следовательно, более дешевых - трудовых ресурсов в области Интернет-технологий.
4. Непрофессионализм лиц, реализующих Интернет-решения (имеются в виду внутренние трудовые ресурсы компании). Довольно часто «специалисты» в области Интернета, даже если они и имеют представление о возможных вариантах вывода собственной компании в Сеть, не могут грамотно донести свои идеи до руководства. Здесь следует уточнить составляющие этого вопроса:
- поверхностное знание вышеуказанными лицами Интернет-технологий;
- неспособность проанализировать с финансовой точки зрения целесообразность того или иного вида присутствия в Сети, а следовательно, и убедить руководство;
- нежелание прикладывать максимум усилий, повышать свой профессиональный уровень, накапливать опыт, так как есть возможность вводить в заблуждение некомпетентное руководство;
- отсутствие необходимых денежных ресурсов.
В условиях современной информационной среды (СИС) преподаватели ищут способы создать такие условия обучения, чтобы местонахождение обучающегося не играло особой роли. Смешанный подход к обучению предлагает соединение методов, рассчитанных на индивидуальное изучение, изучение с помощью преподавателя и групповое изучение. Иногда подходящим является формат лекции. Но можно выбрать стратегию вовлечения обучающихся в диалог, при этом группа может быть объединена посредством сети Интернет. Все это привело к тому, что особое место преподавателями кафедры уделяется формированию умений и навыков владения различными Интернет-сервисами и технологиями. При такой организации предусматривается, по возможности, использование новейших средств телекоммуникационных технологий, включая видео - и аудиоконференции.
Видеоконференции сегодня нашли свое применение в различных сферах бизнеса. Их использование в повседневной деятельности организации позволяет: повысить имидж компании, положительно повлиять на эффективность бизнеса, достичь экономии времени и финансов на пересылку документов, сократить транспортные и командировочные расходы.
С каждым годом происходит совер-
шенствование технологии видеоконференций, разрабатываются стандарты обработки и передачи данных, создается новое оборудование. А в связи с этим расширяются области применения и задачи, которые можно решить с их помощью. Большинство компаний, использующих в своем бизнесе информационные технологии, рассматривают различные варианты использования видеоконференций, которые помогут оставаться конкурентоспособными в их сегменте рынка.
Изучение раздела «Видеоконференция и видеоконференцсвязь: оборудование, технологии, перспективы» в курсе «Современные Интернет-технологии в бизнесе» строится с использованием дистанционных технологий обучения четвертого поколения, в которых в качестве платформы для коммуникации используются программные продукты компании Macromedia [1].
Будущие специалисты коммерции знакомятся с комплексом программных продуктов: Macromedia Flash MX, Macromedia Flash Player 6 и Macromedia Flash Communication Server MX, - которые создают мощную платформу коммуникаций. Инструменты разработки Macromedia Flash для создания контента и приложений использовались и ранее, но теперь Macromedia Flash MX позволяет создавать новые приложения неспециалистам в области информационных технологий и интегрировать их в уже существующие веб-сайты, а также обеспечивает участникам бизнес-пространства возможность аудио-, видеообщения через расстояния и поддержку новых, эффективных форм связи.
Проигрыватель Macromedia Flash включает в себя следующие возможности:
Компактное исполнение: сетевые функции, хранение данных, аудио-, видеоподдержка (требуют менее 100 КБ кода) -как часть стандартной установки проигрывателя Macromedia Flash. Это компактное исполнение гарантирует быструю его установку и делает его идеальной технологией для использования в широком диапазоне устройств.
Организация Сети Интернет: проигрыватель Macromedia Flash 6 использует сложный, основанный на TCP, сетевой протокол реального времени (RTMP - протокол передачи сообщений в реальном времени), который поддерживает эффективный обмен сообщениями, синхронизирует данные, аудио и видео.
Распределенные данные: разделяемые
объекты обеспечивают простой, но мощный механизм для того, чтобы поддерживать распределенные данные, которые могут быть постоянно у клиента и обеспечат очень высокую синхронизацию работы в реальном времени многих клиентов и серверов.
Аудио: продвинутый аудиокодек (кодирование и декодирование аудио, или кодек, который выполняет сжатие и декомпрессию) и тесная интеграция со стандартными компьютерными звуковыми устройствами обеспечивают поддержку звукового захвата и воспроизведения.
Видео: компактный, эффективный видеокодек, разработанный компанией Sorenson Media, основанный на промышленном стандарте видеотехнологии H.263, вместе с поддержкой стандартных видеокамер, обеспечивает возможность посылать и получать видео в реальном времени, а также воспроизводить очень высококачественное перекодированное видео.
Секретность и безопасность: проигрыватель Macromedia Flash 6 построен на стандартных моделях безопасности веб-браузера, чтобы гарантировать секретность и безопасность пользователей. Простой интерфейс обеспечивает выбор модели для доступа к камере и микрофону так же, как и детальное управление правами индивидуальных веб-сайтов.
Сервер Macromedia Flash Communication Server MX обеспечивает простую и очень мощную окружающую серверную среду, которая поддерживает широкий диапазон коммуникационных приложений. Сервер Macromedia Flash Communication Server MX 1.5 автоматически включает в себя множество компонентов для быстрого и легкого создания стандартных коммуникационных приложений. Студенты учатся модифицировать компоненты, чтобы они соответствовали дизайну разрабатываемого сайта, добавляя свои логотипы, фоны и другие элементы дизайна с помощью Flash MX. Они дорабатывают исходный код и создают свои приложения.
Коммуникационные компоненты для клиентских приложений, используемые студентами в процессе проектных работ:
AudioConference (Аудиоконференция) -позволяет создавать мультиплексное приложение, которое обеспечивает одновременный аудиопоток от множественных пользователей. Аудиоконференция включает пользовательский интерфейс для того, чтобы внести в список пользователей, кото-
рые в настоящее время зарегистрированы в приложении, и кнопку Talk (Говорите), которая позволяет пользователям присоединяться к беседе.
Cursor (Курсор) - показывает указатель для каждого пользователя, связанного с приложением. Поскольку пользователи перемещают свои мыши в пределах коммуникационного приложения, движение отображается на всех пользовательских экранах. Имена пользователей появляются рядом с их собственным указателем, цвет которого они могут задать самостоятельно.
PresentationSWF (Flash презентация) -позволяет создавать презентацию, демонстрируя общедоступный Flash-файл. Flash-презентация функционирует в двух режимах: в режиме докладчика (пользователь демонстрирует и управляет Flash-файлом, так что все пользователи одновременно видят один и тот же слайд); в заданном по умолчанию режиме пользователя (участники являются зрителями и могут управлять Flash-файлом, используя кнопки Next (Вперед) и Back (Назад) для асинхронного просмотра файла, но не могут пролистать слайды дальше слайда, до которого дошел докладчик).
PresentationText (Текст презентации) -позволяет создать общедоступную текстовую презентацию. Подобно компоненту Flash-презентация компонент Текст презентации может действовать в режиме докладчика или в заданном по умолчанию режиме зрителя. Режим докладчика позволяет пользователю редактировать текстовые слайды в реальном масштабе времени, изменять текущий слайд, добавлять или удалять слайды. Заданный по умолчанию режим позволяет пользователям просматривать презентацию, но не далее той точки, до которой дошел докладчик.
RoomList (Список комнат) - новая особенность, которая позволяет пользователям создавать, присоединяться и удалять комнаты, используемые для чата, встреч и других типов приложений. Компонент Список комнат является неотъемлемой частью приложений, которые требуют присутствия пользователей или управления доступом пользователя к приложениям.
VideoConference (Видеоконференция) -позволяет многочисленным пользователям общаться друг с другом, используя аудио и видео посредством компонента AVPresence (Аудио-, видеоприсутствие).
Whiteboard (Белая доска) - позволяет создавать и редактировать текст, блоки и строки в общедоступной среде в реальном масштабе времени. Чтобы создать фигуру, можно выбрать инструмент и щелкнуть по области Белая доска; можно перетащить фигуру в новую позицию и редактировать текст. При нажатии клавиши Delete все активно выбранные элементы удаляются.
SimpleConnect (Простое подключение)
— обрабатывает подключения всех коммуникационных объектов и обеспечивает пользовательский интерфейс для входа в приложение.
PeopleList (Список участников) — стандартен в большинстве коммуникационных приложений и обеспечивает список пользователей, подключенных в настоящее время.
ConnectionLight (Сигнал подключения)
— обеспечивает визуальную обратную связь состояния подключения клиента. Цвет будет зеленым, когда связь установлена, красным, когда разорвана, и желтым, если время ожидания (время, которое требуется, чтобы отправить данные по Интернету к серверу и от сервера) слишком высоко. Сигнал функционирует и как кнопка, которая переключает окошко на дисплее, обеспечивая детальную информацию о подключении (скорость приема/передачи, время ожидания данных).
UserColor (Цвет пользователя) — позволяет пользователям изменять их выбранные цвета для компонентов в пределах приложений сервера Macromedia Flash Communication Server MX. Когда пользователи выбирают цвет из выпадающего меню, другие компоненты, которые показывают цвет (типа компонентов Чата), соответственно этот цвет изменяют.
Chat (Чат) — можно использовать для создания приложения чат комнаты или как компонент в пределах большего приложения, как описано ниже:
- обычная чат комната: для создания чат комнаты используется компонент Чат совместно с компонентами Цвет пользователя, Список участников и Простое подключение;
- полезен в каждом приложении: наличие компонента Чат полезно для всех коммуникационных приложений. Текстовая связь эффективна и может обеспечить замену, если аудио-, видеосвязь неудобна (например, если компьютер пользователя имеет медленное сетевое подключение).
SetBandwidth (Установить ширину канала) — автоматически корректирует качест-
во микрофонов и камер, которые зарегистрированы, чтобы соответствовать доступной пропускной способности канала. Его можно использовать во всех приложениях, которые передают живое аудио и видео.
AVPresence (Аудио-, видеоприсутствие)
- это универсальный коммуникационный компонент, который может использоваться для создания виртуального присутствия пользователей. Ниже описаны два способа его использования:
- публичные обсуждения: группа людей может разговаривать перед аудиторией и вести продолжительные дебаты или проводить презентацию;
- видеотелефон: используя два компонента Аудио-, видеоприсутствие в одном приложении, можно создать видеотелефонное приложение.
VideoPlayback (Воспроизведение видео)
- позволяет управлять воспроизведением буферизированного аудио-, видеопотока. Можно приостановить или воспроизвести видеопоток, перейти к любой позиции, перемещая головку воспроизведения, и скорректировать уровень громкости.
VideoRecord (Видеозапись) - производит запись буферизированного видеопотока на сервер. Записывается выход с камеры и микрофона.
Из данных компонентов строятся приложения, отвечающие той или иной выбранной методике проведения видеоконференций в ходе деловых игр на практических занятиях.
Например, представление новых товаров персоналу торговой фирмы. Маркетолог проводит презентацию новых товаров аудитории по Интернету посредством аудио-, видеокоммуникации. Он представляет документы, видеоклипы, слайды или симулято-ры, созданные как фильмы Macromedia Flash. Слушатели задают вопросы, в то время как маркетолог делает презентацию. Поскольку он получает вопросы во время презентации, он включает ответы в презентацию, не прерывая ее. Слушатели обеспечивают маркетолога обратной связью в реальном времени, указывая, как они понимают материал и какие вопросы необходимо уточнить. Маркетолог использует эту информацию, чтобы изменить свой доклад и уделить больше времени материалу, который не совсем понятен. Дополнительно маркетолог может контролировать аудиторию и проводить контрольные опросы в режиме реального времени, сохраняя информацию с
результатами опросов по каждому бизнес-партнеру.
Все это обеспечивает потоковое видео. Flash-видео предлагает технологические и творческие преимущества, которые позволяют разрабатывать контент, в котором соединяются видео, данные, графика, звук и интерактивное управление. Возможность совмещения в одном кадре Flash фильма, видео и анимации является идеальной технологией для создания материалов, обеспечивающих проведение рекламных компаний, и может являться дополнительным средством Интернет-маркетинга.
Преимущества использования Flash для передачи видео по Интернету:
- доступность. Начиная с 2002 года, когда появилось Flash-видео, проигрыватель Macromedia Flash Player стал самым популярным проигрывателем для воспроизведения видео в Интернете, работающим более чем на 94% всех связанных с Интернетом персональных компьютеров. Он работает на разнообразных платформах и операционных системах. Доступность проигрывателя Flash гарантирует, что большинство пользователей может просмотреть Flash-видео, не загружая дополнительных программ;
- полное управление. Flash-видео легко интегрируется в веб-сайт. В видеоролики можно включать логотипы и создавать свои уникальные элементы управления. Можно также установить размер и форматное соотношение видео, чтобы оно динамически изменялось в зависимости от источника данных;
- интерактивное контекстное видео. Flash-видео быстро начинает воспроизведение и обеспечивает интерактивность. По-
скольку Flash рассматривает Flash-видео просто как другой тип контента, то можно помещать видео в различные слои, использовать скрипты и управлять видео так же, как любым другим объектом в SWF файле. Flash-видео является неотъемлемой частью страницы сайта, в противоположность видео, которое появляется в отдельном окне.
Для создания и передачи Flash-видео контента компания Maromedia предлагает использовать следующие компоненты:
• Flash Video Exporter - дополнительное программное приложение для Macromedia Flash MX 2004, позволяющее, в сочетании с программами других компаний, кодировать оцифрованное видео в формат FLV (формат, обеспечивающий трансляцию потокового видео);
• Flash MX 2004 - позволяет добавлять элементы управления для воспроизведения видео на страницах веб-сайта;
• Flash MX Professional 2004 (расширенная версия Flash MX 2004) - обеспечивает множество видеоинструментов, включая медиа-компоненты, которые позволяют пользователям использовать внешние FLV файлы и осуществляют связь с Macromedia Flash Communication Server MX, который обеспечивает трансляцию потокового видео;
• Сервер Macromedia Flash Communication Server - транслирует потоковое аудио/видео для воспроизведения проигрывателем Flash Player 6.
Обучение эффективным методам применения новых технологий ведения бизнеса с использованием передовых средств способствует созданию принципиально новых условий подготовки конкурентоспособных специалистов.
Литература
1. Инькова Н.А., Радченко И.М. Особенности организации подготовки специалистов коммерции к использованию аудио-, видеоконференций в реальном времени на основе технологии Macromedia Flash Communication Server MX. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005.
2. Нехаев С.А. Информационные технологии - интеграционный инструментарий развития экономических систем // Духовное наследие. Аналитика, 2000.
3. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. - М.: Рефл-бук, 2002.
1к -к
1к