Научная статья на тему 'Предпосылки ускоренного внедрения e-learning в российских вузах'

Предпосылки ускоренного внедрения e-learning в российских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / LMS-СИСТЕМЫ / СИСТЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ (МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ И ДР.) ОНИ ОФЛАЙН РЕСУРСОВ / THE CLASSIFICATION (MULTIMEDIA AND ETC.) ONAND OFFLINE RESOURCES / INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION / LMS-SYSTEM / SYSTEM FOR IDENTIFYING STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривичев Александр Иванович, Сидоренко Владимир Николаевич

В данной работе рассматриваются современные системы e-learning, используемые в российских и зарубежных вузах. Детально проанализированы такие (open source) LMS-системы, как Moodle, Sakai, Dokeos, Ilias, Claroline, Docebo, приведены их достоинства и недостатки. Сделаны выводы относительно динамики востребованности данных систем на мировом и российском рынке образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions of Accelerated Introduction E-learning in the Russian High Schools

The modern system of e-learning, used in Russian and foreign universities, are discussed in the paper. More closely (open source) LMS-systems such as Moodle, Sakai, Dokeos, Ilias, Claroline, Docebo, Dimdim, etc., their advantages and disadvantages are viewed in the article. The conclusions regarding the dynamics of demand for these systems in the world and Russian markets of educational services.

Текст научной работы на тему «Предпосылки ускоренного внедрения e-learning в российских вузах»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 6

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

A.И. Кривичев1,

науч. сотр. лаборатории экономических проблем природопользования

экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова,

B.Н. Сидоренко2,

доцент кафедры экономики природопользования экономического ф-та

МГУ имени М.В. Ломоносова

ПРЕДПОСЫЛКИ УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ

E-LEARNING В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

В данной работе рассматриваются современные системы e-leaming, используемые в российских и зарубежных вузах. Детально проанализированы такие (open source) LMS-системы, как Moodle, Sakai, Dokeos, Ilias, Claraline, Docebo, приведены их достоинства и недостатки. Сделаны выводы относительно динамики востребованности данных систем на мировом и российском рынке образовательных услуг.

Ключевые слова: информационные технологии в образовании, LMS-системы, системы идентификации студентов, классификация (мультимедийных и др.) он- и офлайн ресурсов.

The modern system of e-learning, used in Russian and foreign universities, are discussed in the paper. More closely (open source) LMS-systems such as Moodle, Sakai, Dokeos, Ilias, Claroline, Docebo, Dimdim, etc., their advantages and disadvantages are viewed in the article. The conclusions regarding the dynamics of demand for these systems in the world and Russian markets of educational services.

Key words: information technology in education, LMS-system, system for identifying students, the classification (multimedia and etc.) on- and offline resources.

Система передачи и контроля знаний в вузах России за последние двадцать лет претерпела коренные изменения:

— совершенствуются инструменты, сопровождающие процесс обучения (от мела — к фломастеру, от фломастера — к интерактивной доске, от интерактивной доски — к видеокомплексам);

— внедряются системы дистанционного обучения — LMS;

— исследуются и применяются инновационные методы прямого контактного обучения с использованием видеоконференцсвязи.

1 Кривичев Александр Иванович, тел.: +7 (909) 900-82-41; e-mail: [email protected]

2 Сидоренко Владимир Николаевич, тел.: +7 (916) 650-93-04; e-mail: v_sidorenko@ mail.ru

Например, с развитием интернет-технологий и внедрением их в учебный процесс возрос интерес к управлению дистанционным обучением через Интернет. Поэтому в вузах появился спрос на системы управления дистанционным обучением, которые доступны как программное обеспечение с открытым исходным кодом в соответствии с GNU3 General Public License4 (GNU GPL). В связи с этим постепенно вузы начинают пользоваться бесплатными программными продуктами Интернета. Наиболее востребованными современными средствами дистанционного обучения в системе высшего образования в настоящее время являются такие открытые (open source) LMS-системы, как Moodle, Sakai, Dokeos, Ilias, Claroline, Docebo5 и т.д. На рис. 1—2 показана динамика обращаемости к интернет-ресурсам, посвященным вышеупомянутым системам дистанционного образования.

Информационные ресурсы, применяемые в вузовской e-learning практике, можно классифицировать как:

— бесплатные и платные ресурсы Интернета;

— бесплатные и платные ресурсы сети вуза.

Например, поисковые системы Yandex, Google и т.д., а также все системы LMS, перечисленные выше, являются бесплатными ресурсами Глобальной сети. В то же время все сервисы видеоконференций, доступные в Интернете, можно отнести к платным ресурсам.

Примером платного интернет-ресурса сети вуза является «коробочная версия» системы дистанционного обучения Stellus (таблица).

Рис. 1. Обработки запроса по словоформе Moodle в поисковой системе Google

3 Gnu's Not Unix — имя полностью Unix-совместимой программной системы.

4 The GNU Operating System Website. URL: http://www.gnu.org/licenses/licenses.html

5 Системы приведены в порядке убывания популярности.

Рис. 2. Обработки запроса по словоформам Sakai, Ilias, Claroline, Docebo, Dokeos в поисковой системе Google

Эта система обучения основана на веб-технологии и представляет собой инструментарий для управления учебным процессом: подготовка учебных материалов и тестов; составление индивидуальных и групповых расписаний; планирование учебной нагрузки; обеспечение процедуры сдачи тестов и экзаменов, а также получение статистических отчетов для анализа.

Студенты получают доступ через Интернет к изучаемым курсам и тестам, размещенным на сервере вуза или его подразделения под управлением системы Stellus, которая ориентирована на высокое качество обучения. В составе комплекса этой системы обучения используется модульный принцип с удобным интерфейсом и возможностью преподавать на любом языке.

В данной системе обучения обеспечивается поддержка международного стандарта обмена данными с количеством пользователей на одну серверную лицензию 5 тыс. человек. При этом затраты на обучение одного студента в семестр ниже, чем в любой другой системе дистанционного обучения. Например, Ереванскому государственному университету программный продукт Stellus помог решить проблему с дистанционным обучением и дал возможность заниматься по современным методикам.

Все системы дистанционного обучения можно классифицировать следующим образом:

— системы смешанного типа, использующие онлайн — офлайн ресурсы, или системы, использующие только офлайн ресурсы;

— системы с поддержкой мультимедиа и без поддержки мультимедиа;

— системы с идентификацией студента (т.е. благодаря видеосвязи преподаватель может видеть студента, которому преподает) или системы без идентификации студента (без видеоконтроля);

Основные характеристики и цены комплекса системы дистанционного обучения Stellus

Наименование Характеристики Цена (EUR)

Полный комплект STELLUSVU (Virtual University) Позволяет создать полнофункциональную систему дистанционного обучения. Используется для построения системы дистанционного обучения в учебных центрах, для создания и поддержки веб-сайта учебного центра (ЗТЕТЕивРОСив) 9320

Комплект для поддержки учебного процесса STELLUS ORG (Organization) Позволяет создать систему дистанционного обучения на основе имеющихся разработок учебного материала 2882

Комплект для разработки учебных материалов STELLUS ВМ (Book management) Позволяет подготовить все учебно-методические материалы для образовательного процесса 3359

Комплект для разработки тестовых заданий STELLUS ТМ (Test management) Позволяет создать средства контроля знаний в учебном процессе. Включает в себя серверный модуль разработки, автономные модули разработки, автономные модули проведения тестирования, модули обмена данными между серверным модулем и автономными модулями проведения тестирования 4114

Комплект для организации локальных рабочих мест STELLUS LOCAL Позволяет создавать средства контроля знаний в учебном процессе на автономном ПК 1806

— системы с простой архитектурой, где все участники имеют равные права, или системы со сложной архитектурой, где определяется приоритет участников;

— системы с языковым распараллеливанием и моноязычные системы.

Перейдем к более подробному рассмотрению вышеупомянутых систем дистанционного обучения.

Системы смешанного типа, использующие онлайн — офлайн

ресурсы, или системы, использующие только офлайн ресурсы

В системах смешанного типа реализуются:

— интерактивные методы обучения студентов с применением таких интернет-услуг, как чат, видеотелефон, видеоконференция и т.д.;

— отложенные методы обучения студентов с применением таких интернет-услуг, как электронная почта, просмотр видеолекций в бесплатной оболочке (YouTube, бесплатные LMS и т.д.);

— фирменные разработки обучающих платформ (LMS для вузов).

Для решения назревших проблем в дистанционном обучении

вузы могут использовать платную базовую академическую версию eLearning Server (стоимость «коробочной версии» — 168,3 тыс. руб.).

Благодаря этой платформе можно конструировать разнообразные схемы электронного обучения — от тестирования знаний студентов до полноценного дистанционного обучения.

ЕLeaming Server позиционируется как система управления электронным обучением дистанционных студентов с возможностью их интеграции в более совершенную и качественную систему подготовки дневной формы обучения.

Используя возможности этой системы, можно:

— создать электронную структуру учебной организации — факультеты, кафедры и т.д.;

— сформировать программы обучения, учебные группы и сетки занятий;

— проконтролировать перевод, зачисление, отчисление студентов и оплату их обучения;

— осуществить поддержку кредитной системы (credit learning) в соответствии с Болонским соглашением.

Кроме того, генератор отчетов содержит набор уже готовых форм отчетов, соответствующих требованиям Министерства образования и науки РФ.

Уже есть опыт использования платформы eLearning Server в Высшей экономической школе Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, где заметно повысилась успеваемость студентов, задействованных в дистанционной форме обучения.

Ведущий российский разработчик систем электронного обучения компания «ГиперМетод IBS»6 разработала для вузов инновационный инструмент управления обучением в компьютерных классах — iNstructor (цена «коробочной версии» — 21 681 руб.), который может быть интегрирован в eLearning Server. Этот инструмент особенно эффективен для преподавателей, проводящих занятия в компьютерных классах. Например, с его помощью преподаватель со своего компьютера может наблюдать и корректировать работу студентов. Кроме того, преподаватель может транслировать изображения с любого компьютера на проектор, со своего компьютера — на компьютеры студентов, а также может использовать голосовую связь7.

В смешанном обучении эффективно применение продуктов американской компании Echo360 — мирового лидера по разработке решений для записи аудиторных занятий. Продукты компании Echo360 используются более чем в 250 университетах по всему миру. Их можно применять в интерактивных и отложенных методах обучения. На российском рынке этот продукт представляет компания «Передовые технологии для бизнеса и образования» (ATBE) и др.

Программно-аппаратные комплексы Echo360 позволяют полностью автоматизировать:

— запись занятий (аудио, видео);

— конвертацию в форматы: объемный потоковый медиаформат, подкаст, расширенный подкаст, водкаст;

— размещение записанных материалов на сервере (в хранилище учебных материалов);

— публикацию ссылок на материалы в образовательной среде (например, в Moodle) или на учебном портале.

Подобная система много лет эффективно применяется для дистанционного обучения студентов в Гарварде. Она является легко масштабируемой в рамках всего образовательного учреждения, включая его территориально удаленные филиалы. Это становится возможным за счет централизованного управления и сбора записанных материалов на едином сервере. Причем программное обеспечение разработано таким образом, что оно автоматически перестраивает обработку процессов по мере поступления информации в зависимости от их объемов8.

В университете Висконсин—Мэдисон было проведено анкетирование студентов на предмет их отношения к возможности просматривать записанные ранее занятия.

6 IBS (Information Business Systems) — российский ИТ-холдинг, один из лидеров ИТ-рынка страны.

7 Официальный сайт компании HyperMethod IBS. URL: http://www.learnware.ru

8 ATBE Official Website. URL: http://www.atbe.ru

В качестве основных положительных результатов от внедрения решения Echo360 студенты отметили следующие: компенсация пропущенных занятий — 93%, возможность просмотра занятий тогда, когда это удобно — 79%, улучшение понимания и запоминаемости учебного материала — 78%, повышение результатов тестирования — 76%, появление возможности пересмотреть записи занятий перед практическими занятиями — 52%.

Совершенствование технологических решений было ярко продемонстрировано на прошедшей в июне выставке eLearnExpo Moscow 2010 компанией ATBE, показавшей интерактивную систему Mimio Interaktive, которая превращает любую поверхность в интерактивную электронную доску. Мобильный комплект оборудования умещается в небольшом чемоданчике и стоит около 28 тыс. руб., причем панель Mimio сконструирована так, что ее можно прикрепить к любой поверхности, например к стене, но необходимо, чтобы на эту поверхность проецировалось изображение с компьютера. Таким образом, для преподавателей вузов появилась возможность использовать переносной мобильный комплекс для более качественного обучения студентов, который способен выполнять все функции стационарной электронной доски, но за меньшую плату.

К офлайн ресурсам можно отнести программные продукты в виде устанавливаемых у конкретного пользователя электронных носителей — DVD-дисков, например продукты фирмы «Высшие компьютерные курсы бизнеса» — бизнес-курс «Максимум» и бизнес курс «Корпорация плюс», рекомендованные Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию (УМО) в области менеджмента.

Система, использующая только офлайн ресурсы, была разработана фирмой RedLab как модуль в линейке продуктов REDCLASS. Дистанционные студенты получали программную оболочку с вложенными в нее курсами. Изучив их, обучающиеся должны были выполнить соответствующие задания и отправить необходимые файлы с ответами по электронной или обычной почте на лазерном диске. Этот подход был особенно актуален для дистанционного обучения студентов, не имеющих возможности выхода в Интернет.

Системы с поддержкой и без поддержки мультимедиа

К системам с поддержкой мультимедиа можно отнести, например, продукты семейства Flash Media Server компании Adobe Systems, которые сочетают в себе функции потоковой передачи данных и гибкую среду разработки, позволяющую создавать и размещать интерактивные мультимедийные приложения.

8 ВМУ, экономика, № 6

113

Последняя усовершенствованная версия Flash Media Server 3 представлена двумя основными сервисами: Flash Media Streaming Server 3 и Flash Media Interactive Server 3 и является новым решением компании Adobe Systems. Она предназначена для публикации видеоконтента и организации живых видеотрансляций. Но основным отличием продуктов семейства Flash Media Server 3 от предыдущих версий является новая ценовая политика их распространения. Если раньше решения Adobe Flash Media Server продавались по цене от 4500 до 45000 долл. США, то теперь Flash Media Streaming Server 3 обойдется покупателям примерно в 1000 долл. США, а Flash Media Interactive Server 3 — в 4500 долл. США.

В локальной сети МГИМО на основе Adobe Flash Media Server создан видео-сервис, который обеспечивает студентам и преподавателям доступ к видеоматериалам в качественно новом формате HD (High Definition) из локальной сети вуза9.

К системам без поддержки мультимедиа можно отнести все системы отложенного сервиса, например электронную почту, а также активные сервисы, например чат.

Системы с полной идентификацией10 или без идентификации

студента (т.е. без видеоконтроля)

К системам с полной идентификацией студента можно отнести системы с двусторонней видеосвязью: например бесплатные Skype, ooVoo, а также платные фирменные решения таких систем обучения (с модулем видеосвязи), например «Магистр» известной фирмы Competentum (стоимость «коробочной версии» — 177 тыс. руб.), и др. Эти системы позволяют дистанционно принимать экзамены в филиалах головного вуза и многое другое.

К системам без идентификации студента причисляют все традиционные системы: электронную почту, чат, форум, системы с односторонней видеосвязью (вебинары) и некоторые другие системы управления учебным процессом. Кроме того, существуют системы, которые поддерживают ограниченную идентификацию студентов с помощью электронной подписи и/или отпечатков пальцев.

Существуют сложные видеосистемы, например DimDim (описана ниже), которые в состоянии обеспечить как двустороннюю, так и одностороннюю связь.

9 Center of Open Systems and High Technologies Website. URL: http://www.cos.ru/ cossite/

10 Благодаря видеосвязи преподаватель может видеть студентов, которым преподает.

Системы с простой архитектурой, где все участники имеют

равные права, или системы со сложной архитектурой,

где определяется приоритет участников

Примерами систем с простой архитектурой являются Skype, ooVoo и другие, а со сложной — сервисы веб-конференций, например DimDim. Кроме того, к системам со сложной архитектурой можно отнести все разновидности LMS.

При сравнительно низких ценах фирма DimDim гарантирует довольно высокое качество сервисов.

Напомним, что Dimdim работает в браузере и предоставляет такие инструменты, как screen-sharing11, co-browsing12, двустороннюю видеосвязь, текстовый чат, VoIP связь, совместный просмотр документов, whiteboard13. Dimdim Webinar кроме этого включает в себя виджет, который можно разместить на любом сайте и привлекать посетителей к посещению вебинара. Виджет обновляется в реальном времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому для оптимизации учебного процесса необходимо интегрировать сервис веб-конференций Dimdim в систему управления учебным процессом Moodle.

Уникальной особенностью Dimdim является свободный вариант в виде вебинара, где бесплатно могут участвовать десять человек, один из них — ведущий, который может делегировать управление вебинаром любому из участников.

Основными компонентами Web Meeting Infrastructure (WMI) в Dimdim являются:

— Dimdim Conference Server (поддерживает интерактивность конференций для взаимодействия участников с использованием передачи сообщений между участниками);

— Dimdim Media Server (отвечает за обработку презентаций PowerPoint, файлов PDF и т.д.);

— Dimdim Screenshare Server (рефлектор) (обеспечивает надежную экранную связь, например между преподавателем и студентами (одним ведущим и многочисленными зрителями));

— Dimdim Streaming Server (DSS) (предоставляет возможности видеосвязи — живого потокового аудио- и видеоформатов, используя при этом или Red5 как источники открытого медиасервера);

— Dimdim Recordins Server (используется в DSS для создания видеозаписи, например лекций, а также для управления и архивации этих записей при производстве видеофильмов. В DRS запись

11 Совместный доступ к экрану или отдельным приложениям.

12 Возможность синхронного просмотра веб-страниц.

13 Интерактивная доска.

поставляется из DSS с помощью протокола ICoP поверх протокола HTTP в сыром виде и с помощью сервера API преобразуется в архив);

— Dimdim VoD Server (используется для воспроизведения записанных фильмов, например лекций);

— Dimdim Web Portal (является центральным инструментом в Dimdim и управляет пользовательскими видеосессиями и пользователями, например обращением по ссылке к видеозаписи лекции, сотрудничеством в чате студентов и преподавателя и т.д.).

Интеграция Dimdim в Moodle возможна благодаря тому, что оба интернет-ресурса основаны на открытом исходном коде. Причем Dimdim как продукт интерактивного видеообщения в Интернете обогащает систему управления процессом обучения Moodle дополнительными возможностями, например такими, как использование видеосвязи — живого потокового аудио- и видеоформатов.

Системы с языковым распараллеливанием и моноязычные системы

В настоящее время системы с языковым распараллеливанием авторам статьи неизвестны, хотя встречаются системы с многоязычным интерфейсом и возможностью поддержки видеоконфе-ренцсвязи с подстрочным переводом. В подавляющем большинстве применяются моноязычные системы.

Заключение

Таким образом, уже сейчас можно подобрать необходимое программное обеспечение для автоматизации обучения в вузах. На российском IT-рынке фирмами предлагаются различные решения этой проблемы. Кроме того, в Интернете существуют бесплатные системы управления обучением и другие необходимые инструменты, которые помогают создавать более эффективное сопровождение учебного процесса в современных условиях развития высшего образования.

Авторы предлагают в условиях экономического кризиса воспользоваться интеграцией DimDim в Moodle (этот тандем описан выше) тем вузам или их подразделениям, которые создали инфраструктуру для e-learning обучения, но не выбрали, какой системой воспользоваться для качественного улучшения учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.