Научная статья на тему 'Методологические подходы к организации андрагогических систем и практик'

Методологические подходы к организации андрагогических систем и практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНДРАГОГИКА / НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / ANDRAGOGY / SCIENTIFIC-AND-METHODOLOGICAL APPROACHES / ADULT EDUCATION / PRAXEOLOGICAL APPROACH / THESAURUS APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахова Лира Юльевна

В статье раскрывается тезаурусный и праксиологический научно-методологические подходы, запускающие механизмы реализации стратегии и практик обучения взрослых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological approaches to the organization of andragogical systems and practices

The article reveals the thesaurus approach and praxeological methodological approach that run the mechanisms for implementing policies and practices of adult learning

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к организации андрагогических систем и практик»

Л. Ю. Монахова

(Санкт-Петербург)

Методологические подходы к организации

андрагогических систем и практик

В статье раскрывается тезаурусный и праксиологический научно-методологические подходы, запускающие механизмы реализации стратегии и практик обучения взрослых.

Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым подписано распоряжение об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [1]. Усредненный прогноз Федеральной службы государственной статистики показывает, что число граждан старше трудоспособного возраста в нашей стране увеличится с 2016 года по 2025 год на 2,4%, что в абсолютном выражении составит более 3,5 миллиона человек. Общее же прогнозируемое число граждан старшего поколения к 2025 году достигнет почти 40 миллионов. Таким образом, если в 2016 году каждый четвертый человек находится в возрасте старше трудоспособного, то к 2025 году таким окажется уже каждый третий. Прогнозируемый демографический тренд старения населения России и привел к необходимости формулирования нового социально ориентированного отношения к роли граждан старшего поколения, заключающегося в активном вовлечении их в жизнь общества, в создании условий для продуктивного использования накопленного ими знания, жизненного и профессионального опыта, творческого потенциала [1].

Конституция Российской Федерации гарантирует людям после шестидесяти (именно эта категория условно отнесена к старшему поколению] формы поддержки, носящие различный характер: правовые, экономические, социальные, медицинские, транспортные и др. Отдельно выделим гарантии, связанные с равноправием в доступе к информационным и коммуникационным технологиям, а также к основным и дополнительным образовательным программ. При этом государство берет на себя обязательства способствовать обеспечению граждан старшего поколения посильной трудовой занятостью и недопущения при трудоустройстве дискриминации по возрастному признаку, а также в

качестве приоритетных задач объявляет создание условий для активного участия возрастных членов общества в разных сферах деятельности [2].

Стратегия актуализирует два коллинеар-ных направления образовательной политики, которые позволят воплотить в жизнь декларируемые положения, - это андрагогическая подготовка специалистов, работающих с гражданами старшего поколения, и реализация образовательных программ подготовки и переподготовки, предназначенных собственно для лиц старше трудоспособного возраста.

Специальный раздел стратегии озаглавлен: «Обучение и информационная доступность для граждан старшего поколения».

Безусловным положительным фактом является признание на государственном уровне того, что включение в образовательный процесс представителей «третьего возраста» является оправданным экономически и эффективным с точки зрения обеспечения их социальной и профессиональной активности, что, в свою очередь, способствует процветанию Российского государства, сохранению его культурных ценностей.

Среди механизмов реализации Стратегии выделяются научно-методические, призванные обеспечить разработки в области непрерывного образования взрослого населения «с целью установления научно обоснованных подходов» к организации профессионального и дополнительного профессионального обучения граждан старшего поколения.

В стратегии отмечается, что «система непрерывного образования в Российской Федерации только начинает развиваться», с чем мы не можем согласиться. Научное осмысление феномена «непрерывное образование» в России на институциональном уровне связывается с началом пятидесятых годов прошлого века, когда Ленинградский научно-исследовательский институт педагогики (органи-

зован в 1946 году] под руководством академика АПН РСФСР Бориса Герасимовича Ананьева стал заниматься проблемами обучения взрослого населения. Осознание важности всестороннего исследования профессионального и дополнительного образования взрослых в аспекте его непрерывности проявилось на государственном уровне в 1976 году, когда Научно-исследовательский институт общего образования взрослых возглавил доктор экономических наук, академик РАО Виктор Григорьевич Онушкин. Среди разработанных в институте направлений были: теоретические основы непрерывного образования, развитие образования взрослых в России и зарубежных странах, теоретические основы законодательства и социально-экономическая эффективность образования взрослых и др.

В новом столетии до 2012 года научными основами и практическими рекомендациями по организации и содержанию образования взрослых в России занимался Институт образования взрослых Российской академии образования. С 2012 года вопросами непрерывного образования взрослых занимается лаборатория теории и технологии общего и профессионального непрерывного образования взрослых, которая настоящее время функционирует в рамках филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в Санкт-Петербурге. Научные и практические разработки лаборатории в области образования взрослых представлены серией монографий «Практическая андрагогика». В них отражены результаты исследования систем и технологий адаптивного, опережающего и открытого образования взрослых, освещены проблемы информатизации образования взрослых и практико-ориентированные модульные образовательные программы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений [3].

Рассмотрим методологические подходы, которые могут быть положены в основу системы образования взрослого населения на методологическом и практико-ориентиро-ванном уровнях, обеспечивающие решение задач, сформулированных в Стратегии.

Подходы классифицируются нами по выделенным предметам исследования, в качестве которых рассматриваются: личностное и профессиональное становление взрослого

обучающегося; институциализированная система непрерывного образования взрослых; неформальная система организации образования взрослых.

В рамках данной статьи рассмотрим методологические подходы, реализующие первый из предложенных классификационных признаков.

Таким образом, если в качестве предмета выступает развитие и профессиональное становление личности обучающегося через организацию содержания и процесса обучения, то тезаурусный и праксиологический подходы выдвигаются нами как основные (приоритетные] в системе образования граждан старшего поколения. Охарактеризуем тезисно каждый из перечисленных подходов и определим их иерархию.

Одним из наиболее плодотворных для построения системы образования взрослых оказывается использование тезаурусного подхода. Он ориентирован на осмысление и организацию социального и профессионального опыта, где тезаурусом является полный систематизированный состав информации (знаний] и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющий принимать обоснованные решения и нести за них ответственность [4]. В рамках тезаурусного подхода в качестве цели образования выдвигается формирование у обучающегося концептуального стиля мышления, обогащенного интегрированным из различных предметных областей знанием [5].

В авторском понимании научный тезаурус трактуется как синтаксически детерминированный открытый информационный базис определенной научной предметной области, семантически структурированный в соответствии с имеющимися на данный момент специфическими для нее отношениями. При организации процесса обучения актуальными становятся проблемы выделения из научного тезауруса логически замкнутых подмножеств, предназначенных для усвоения индивидуумом с целью его успешного ориентирования и функционирования в интегрированном личностно или профессионально значимом знании.

При опоре на тезаурусный подход акцентируем вниманием на его двойственном проявлении: с одной стороны, тезаурус представляет собой множество лексических единиц, описывающих наиболее существенные концепты разных уровней соответствующей на-

Монахова Л. Ю. Методологические подходы к организации андрагогических систем и практик

учной области, то есть имеет синтаксически детерминированную структуру. С другой стороны, что не менее важно, он отражает всевозможные логические взаимосвязи между понятиями, составляющими тезаурус, что позволяет усвоить семантическую иерархию предметной области [5].

Разумеется, что тезаурусный подход подразумевает открытость семантической структуры осваиваемого знания (содержания обучения], его постоянного развития и совершенствования по мере накопления новых научных данных.

В тезаурусной концепции проектирования системы образования взрослых отражается общий социологический принцип, суть которого заключается в признании активности субъекта социального действия (или иными словами - социальной субъектности] в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни [4].

Концептуально тезаурусный подход ориентирует обучение взрослых на овладение профессионально или личностно значимыми смыслами понятий и формирование умений выстраивать логически обусловленные связи между ними, в том числе и в междисциплинарном контексте. Напомним, что Дмитрий Алексеевич Леонтьев (внук Алексея Николаевича], продолжая и развивая идеи знаменитого деда, главной проблемой обучения человека назвал процесс усвоения понятий [6].

Праксиологический подход связывается нами с актуализацией методов рациональной и продуктивной личностно ориентированной или профессиональной деятельности в условиях усложнения всех форм труда и необходимости повышения степени его осмысленности. Этот методологический подход ориентирован на практику организации образования взрослых с позиций совершенствования форм, структуры, методов в современном образовательном пространстве по критерию максимальный результат при минимальных ресурсных затратах. Праксиологический подход раскрывает себя в оптимизации деятельности взрослых субъектов образовательного процесса [7].

Применительно к образованию граждан старшего поколения праксиологический подход выражается в создании условий профессионально и личностно значимого продуктивного учения, востребованного в реальной социальной практике, включающего усиление мотивационного, теоретико-методологи-

ческого, технологического, коммуникативного и рефлексивного аспектов учебной деятельности.

Миссия праксиологического подхода в рассматриваемом контексте заключается в поиске, отборе и внедрении в образовательную практику разнообразных средств, необходимых для ее осуществления с позиций категорий «рациональность», «эффективность», «технологичность», «эстетичность», «валео-логичность» [7].

Основу праксиологии как методологического и одновременно практикоориентиро-ванного подхода составляют определенные логикообусловленные требования к организации учебной деятельности в рамках андра-гогического процесса, заданные профессиональной установкой. Выполняя функцию методологического ориентира, праксиологический подход помогает гражданам старшего поколения выйти на новый уровень осуществления личностно ориентированной или профессиональной деятельности за счет ее оптимизации.

Таким образом, праксиологический подход в качестве методологии оптимизации деятельности взрослых субъектов образовательного процесса рассматривается нами как общая стратегия успешной учебной деятельности в трех аспектах: по овладению новым научно-практическим знанием (гносеологический аспект], изменению образовательной среды (процессуальный аспект], достижению регламентированного качества образования (результативный аспект].

Если на множестве методологических подходов ввести отношение «приоритет применимости», то тезаурусный и праксиологический подходы - подходы одного уровня приоритета. Это предполагает их одновременную реализацию в образовательной практике граждан старшего поколения. Первый касается содержания обучения и связывается, как уже говорилось, с овладением понятиями и связями между ними, второй - с организацией обучения, опирающегося на наиболее эффективные практики.

Предложенные научно-методологические подходы не являются единственными. Мы выдвигаем тезаурусный и праксиологический подходы в качестве базовых механизмов для организации андрагогических практик обучения граждан старшего поколения, что, в свою очередь, позволит успешно претворить в жизнь разработанную Стратегию.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/

2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.constitution.ru/

3. Серия монографий «Практическая андрагогика»: Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых. - 2003 ; Книга 2. Опережающее образование взрослых. - 2009 ; Книга 3. Модульная образовательная программа повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. - 2010 ; Книга 4. Информатизация образования взрослых -2011 ; Книга 5. Открытое образование взрослых - 2012.

4. Луков В. А., Луков Вл. А. Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение.- 2014.-№ 1.- С. 18-35.

5. Монахова Л. Ю. Информатизация математического образования в профессиональной подготовке военных специалистов (теоретико-прикладной аспект) : моногр.- СПб.: ИОВ РАО, 2005.

6. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии ; [редкол.: В. В. Давыдов, Д. А. Леонтьев]. - М.: АПН СССР, 1990. -180 с

7. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиологический подход в исследованиях проблем образования взрослых // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании (методологическая школа академика РАО Антонины Павловны Беляевой) : материалы V междунар. методологич. сем. / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб., 2012. - С. 53-60.

8. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых : моногр. / А. Е. Марон, Л. Ю. Монахова и др./ под ред. А. Е. Марона. - СПб.: УРАО ИОВ, 2012. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.