Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция / лингвистическая компетенция / социолингвистическая компетенция / дискурсная компетенция / стратегическая компетенция / коммуникативный барьер / communicative competence / linguistic competence / sociolinguistic competence / discursive competence / strategic competence / communicative barrier

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.Р. Кармова, М.В. Логина

Данная статья посвящена комплексному анализу методологических подходов феномена коммуникативной компетенции. Изучены лингвистическая, социолингвистическая, дискурсная и стратегическая компетенции как части коммуникативной компетенции. Описаны личностный, праксиологический, ситуационный, компетентностный и аксиологический (культурологический) подходы как элементами структуры коммуникативной компетенции. Проанализированы проектировочная, стратегическая и контрольно-оценочная функции коммуникативной компетенции. Рассмотрен феномен «коммуникативный барьер» с точки зрения культурологического подхода. Коммуникативные барьеры изучены в разных культурологических контекстах: социальном; семантическом; психоэмоциональном. Описаны методологические подходы к изучению сущности феномена коммуникативной компетенции, выявлен ряд существенных функций коммуникативной компетенции, подчеркнута мысль о неопределенности и многозначности этого термина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE PHENOMENON OF COMMUNICATIVE COMPETENCE

The paper is dedicated to a comprehensive analysis of methodological approaches to the phenomenon of “communicative competence”. Linguistic, sociolinguistic, discursive and strategic competencies as part of communicative competence are studied. Personal, praxiological, situational, competence and axiological (cultural) approaches are described as elements of the structure of communicative competence. Design-related, strategic and control-evaluation functions of communicative competence are analyzed. The phenomenon of the “communicative barrier” is considered from the point of view of the cultural approach. Communicative barriers have been studied in different cultural contexts: social; semantic; psychoemotional. Methodological approaches to the study of the essence of the phenomenon of communicative competence are described, a number of essential functions of communicative competence are identified, the idea of uncertainty and ambiguity of this term is emphasized.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ»

7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. Москва: Искусство, 1984.

8. Дубова М.А., Ларина Н.А. Пространственные параметры модели мира в рассказе В. Брюсова «Бемоль». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 425-426.

9. Бабенко Л.Г Лингвистический анализ художественного текста. Москва: Флинта: Наука, 2000.

10. Дубова М.А. Андрей Белый и культура Серебряного века: монография. Коломна: КГПИ, 2005.

11. Ступакова Е.С. Ф. Сологуб и А. Чеботаревская: проблема творческого взаимодействия. Диссертация ... кандидата филологических наук. Харьков, 2007.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 57 000 слов. Москва: Русский язык, 1986.

13. Сологуб Ф. Старый дом. Available at: http://rulibs.com/ru_zar/prose_rus_classic/sologub/v/j37.html?ysclid=lrlzlyir7g452260612

14. Блок А. Возмездие. Избранное. Составители С.С. Куняева; Послесл. В. Орлова. Москва: Просвещение, 1988.

15. Дубова М.А., Ларина Н.А. В.Я. Брюсов. Проблемы миромоделирования и стилевой полифонии: от малой прозы к романной. Москва: Юрист, 2022.

16. Осипова О.И. Жанровые модификации в прозе Серебряного века: Ф. Сологуб, В. Брюсов, М. Кузмин: монография. Москва: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2014.

References

1. O Fedore Sologube. Kritika. Stat'i i zametki. Sankt-Peterburg, 1911.

2. Mihajlov A.I. Dva mira Fedora Sologuba. Tvorimaya legenda. Moskva, 1991.

3. Voloshin M. Liki tvorchestva. Leningrad, 1988.

4. Dubova M.A. Rol' koncepta «detstvo» v idejno-hudozhestvennoj oppozicii «zhizn' - smert'» (po proze F. Sologuba»). Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2014; № 9: 135-138.

5. Gurskaya O.V. 'Esteticheskaya funkciya cveto-simvolicheskoj sistemy v russkoj kul'ture. Filosofsko-kul'turologicheskie issledovaniya. Available at: https://fki.lgaki.info/2021/07/01 //?ysclid=lrq1io0ezu306747864

6. Lotman Yu.M. Vnutri myslyaschih mirov. Chelovek - tekst- semiosfera - istoriya. Moskva: Yazyki russkoj kul'tury. 1996.

7. Gurevich A.Ya. Kategoriisrednevekovojkul'tury. Moskva: Iskusstvo, 1984.

8. Dubova M.A., Larina N.A. Prostranstvennye parametry modeli mira v rasskaze V. Bryusova «Bemol'». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 425-426.

9. Babenko L.G. Lingvisticheskij analiz hudozhestvennogo teksta. Moskva: Flinta: Nauka, 2000.

10. Dubova M.A. AndrejBelyji kultura Serebryanogo veka: monografiya. Kolomna: KGPI, 2005.

11. Stupakova E.S. F. Sologub iA. Chebotarevskaya: problema tvorcheskogo vzaimodejstviya. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Har'kov, 2007.

12. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka: okolo 57 000 slov. Moskva: Russkij yazyk, 1986.

13. Sologub F. Staryjdom. Available at: http://rulibs.com/ru_zar/prose_rus_classic/sologub/v/j37.html?ysclid=lrlzlyir7g452260612

14. Blok A. Vozmezdie. Izbrannoe. Sostaviteli S.S. Kunyaeva; Poslesl. V. Orlova. Moskva: Prosveschenie, 1988.

15. Dubova M.A., Larina N.A. V.Ya. Bryusov. Problemymiromodelirovaniya istilevojpolifonii: otmalojprozy kromannoj. Moskva: Yurist, 2022.

16. Osipova O.I. Zhanrovyemodifikacii vproze Serebryanogo veka: F. Sologub, V. Bryusov, M. Kuzmin: monografiya. Moskva: IMP'E im. A.S. Griboedova, 2014.

Статья поступила в редакцию 26.01.24

УДК 81-13

Karmova M.R., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: mkarmova@fa.ru

Logina M.V., senior teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: mvlogina@fa.ru

METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF THE PHENOMENON OF COMMUNICATIVE COMPETENCE. The paper is dedicated to a comprehensive analysis of methodological approaches to the phenomenon of "communicative competence". Linguistic, sociolinguistic, discursive and strategic competencies as part of communicative competence are studied. Personal, praxiological, situational, competence and axiological (cultural) approaches are described as elements of the structure of communicative competence. Design-related, strategic and control-evaluation functions of communicative competence are analyzed. The phenomenon of the "communicative barrier" is considered from the point of view of the cultural approach. Communicative barriers have been studied in different cultural contexts: social; semantic; psychoemotional. Methodological approaches to the study of the essence of the phenomenon of communicative competence are described, a number of essential functions of communicative competence are identified, the idea of uncertainty and ambiguity of this term is emphasized.

Key words: communicative competence, linguistic competence, sociolinguistic competence, discursive competence, strategic competence, communicative barrier

М.Р. Кармоеа, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: mkarmova@fa.ru

М.В. Логина, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: mvlogina@fa.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Данная статья посвящена комплексному анализу методологических подходов феномена коммуникативной компетенции. Изучены лингвистическая, социолингвистическая, дискурсная и стратегическая компетенции как части коммуникативной компетенции. Описаны личностный, праксиологический, ситуационный, компетентностный и аксиологический (культурологический) подходы как элементами структуры коммуникативной компетенции. Проанализированы проектировочная, стратегическая и контрольно-оценочная функции коммуникативной компетенции. Рассмотрен феномен «коммуникативный барьер» с точки зрения культурологического подхода. Коммуникативные барьеры изучены в разных культурологических контекстах: социальном; семантическом; психоэмоциональном. Описаны методологические подходы к изучению сущности феномена коммуникативной компетенции, выявлен ряд существенных функций коммуникативной компетенции, подчеркнута мысль о неопределенности и многозначности этого термина.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, дискурсная компетенция, стратегическая компетенция, коммуникативный барьер

Актуальность исследования данной статьи связана с тем, что коммуникативная компетенция является необходимым навыком в современном обществе, где коммуникация происходит в различных формах и на различных платформах. Глобализация бизнеса, развитие технологий наряду с растущей взаимосвязанностью обществ сделали эффективную коммуникацию еще более важной. Умение ориентироваться и понимать нюансы онлайн-общения, такие как тон и контекст, имеет решающее значение для предотвращения неправильных толкований и поддержания эффективных отношений. Вот почему особую актуальность приобретают исследования феномена коммуникативной компетенции.

Целью работы является комплексное изучение феномена «коммуникативной компетенции». Данная цель определила следующие задачи:

- изучение термина «коммуникативная компетенция»;

- исследование методологических подходов феномена «коммуникативная компетенция»;

- выявление подходов и функций как важных компонентов коммуникативной компетенции.

Методология исследования обусловлена спецификой самого предмета и представляет собой сочетание различных подходов и методов к изучению феномена коммуникативной компетенции.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что статья расширяет представления о сущности и моделях коммуникативной компетенции в современном обществе, её не только солидаризирующем, но и конфликтном потенциале, позволяет глубже понять социальные последствия глобализационных процессов.

Практическая значимость исследования заключается в практических рекомендациях, которые могут быть использованы в прикладных социально-политических и социокультурных исследованиях, а также в образовательной практике.

Коммуникативная компетенция - важная составляющая эффективного общения. Она приобретается и формируется в ходе взаимодействия человека с

другими людьми, выполнения им различных социальных ролей в обществе. Коммуникативная компетенция определяется способностью личности к общению, его умением контактировать с объектами окружающего мира, ориентироваться в мировых информационных потоках.

Коммуникативная компетенция - сложное, многозначное и многоаспектное явление. Уже отмечалось ранее, что не существует единого, четкого определения как самого понятия, так и его составляющих. Причина кроется в том, что термин принадлежит к понятийному аппарату различных наук: психологии, лингвистики, психолингвистики, педагогики, философии, социологии, культурологии и других. В каждой из них акцент делается на изучении различных аспектов понятия «коммуникативная компетенция».

На наш взгляд, проведение комплексного исследования этого феномена возможно только на основании методологических подходов, которые являют собой принципы, руководящие общей стратегией изучения проблемы. Обладая внутренним единством, методологические подходы задают направление поиска, предоставляют исследовательский аппарат для получения нового знания об изучаемом явлении. Однако, имея определенную самостоятельность, отдельно взятый тот или иной метод вряд ли может обеспечить полноту и всесторонность исследования, поэтому необходимо применение комплекса подходов. В настоящее время проблемы теоретических и методологических подходов к исследованию и формированию коммуникативной компетенции разрабатываются в трудах современных зарубежных исследователей: Д. Уилкинса (D. Wilkins), А. Хардинга (A. Harding), П. Хартмана (P. Hartman), Д. Джонсона (D. Johnson), Н. Керра (n. Kerr), Дж. Хилла (J. Hill), М. Лонга (M. Long), П. Потера (P. Potter), а также отечественных ученых: Хуторского А.В., Киселева А.Ф., Харламова И.Ф. и других.

Во многих современных исследованиях мы также встречаемся с ситуационным, андрагогическим, лингводидактическим, толерантно-партисипативным и многими другими подходами.

В нашей работе использование системного подхода позволяет обеспечить постановку проблемы и комплексно изучить феномен «коммуникативной компетенции».

Рассмотрим концепцию М. Канейла (M. Canale) и М. Свейна (M. Swein) [1, с. 24-32], которую они использовали при изучении феномена коммуникативной коммуникации. Эта концепция была разработана в 80-х годах прошлого века. Она стала базовой для дальнейших исследований методики формирования и оценки коммуникативной компетенции и ее структуры. Ученые выделили четыре основных вида компетенции, которые позволяют формировать коммуникацию во взаимодействии с системой знаний и умений: лингвистическая; социолингвистическая; дискурсная; стратегическая [2, с. 114-117].

Позже, после выхода в свет документа «Современные языки: изучение, преподавание, оценка. Общеевропейская компетенция владения иностранным языком», в составе коммуникативной компетенции стали рассматриваться следующие субкомпетенции: лингвистическая; социолингвистическая; дискурсивная; социокультурная; социальная; стратегическая.

Лингвистическую компетенцию (субкомпетенцию) можно определить как владение знаниями о системе языка, о способах использования единиц языка в речи и умение с помощью этой системы воспринимать мысли партнера по общению и выражать собственные суждения в ходе коммуникации.

Социолингвистическая компетенция (субкомпетенция) включает в себя знание таких способов выражения своих мыслей, идей, взглядов и убеждений с помощью языка, которые дают возможность реализовать коммуникативное действие, а также способность пользоваться такими способами для восприятия мыслей партнера по общению и выражения собственных суждений в зависимости ситуации, коммуникативных целей и намерений коммуниканта.

Социокультурная компетенция (субкомпетенция) подразумевает наличие глубоких знаний страноведческого и лингвокультурологического свойства, национально-культурных ценностей социального и коммуникативного поведения людей других этносов: их обычаев, этикета, традиций и условностей, поведенческих стереотипов, истории и материального и нематериального культурного наследия, а также использование этих знаний в ходе коммуникации.

Социальная компетенция (субкомпетенция) связана с наличием опыта общения в социуме, способностью продуктивно взаимодействовать на условиях партнерских отношений, выбирая выверенную линию поведения в общении, исходя из конкретной ситуации.

Стратегическая компетенция (субкомпетенция) позволяет улучшить знание языка, а также приобрести социальный опыт общения в рамках инокультурного общения.

Дискурсивная компетенция (субкомпетенция) определяется способностью выражать свои мысли связно и логично, выстраивать речь последовательно и убедительно, выбирать верную и уместную стратегию коммуникации.

Прагматическая компетенция (субкомпетенция) предполагает использование языковых средств в целях реализации коммуникативных намерений в соответствии со схемами взаимодействия. Этот компонент включает такие понятия, как когезия и когерентность, подразумевает распознавание типов и форм сообщений, иронии и пародии.

Предметная компетенция (субкомпетенция) определяется умением расставить верные акценты в содержательном плане общения в конкретной сфере человеческой деятельности.

Профессиональная компетенция (субкомпетенция) связана со способностью к успешной профессиональной деятельности и приобретается в процессе получения образования.

Переходя к изучению личностного подхода к коммуникативной компетенции, отметим, что личностный подход представляет собой последовательное отношение к человеку как к личности, как к самосознательному субъекту собственного развития [3, с. 311].

В контексте личностного подхода коммуникативная компетенция рассматривается в связи с внутренней системой ценностей личности в работах А. Мас-лоу (A. Maslow), Я. Морено (J.Moreno), Г Олпорта (G. Allport), а также в связи с проблемами лингвистики (Н. Хомский, Д. Хаймс).

В нашей стране исследованиями в области создания психолого-педагогических условий для развития коммуникативной компетенции занимались П.Я. Гальперин, Л.К. Гейхман, ГА. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов, С.Г Тер-Минасова и другие.

В продолжение изучения разных подходов отметим, что общий смысл праксиологического подхода заключается в том, что мы при решении определенных проблем с помощью человеческого фактора учитываем определенные ограничения в той или иной области. Иначе говоря, человек не должен одинаково эффективно выполнять разные функции. Однако праксиологический подход в отношении коммуникативной компетенции понимается немного иначе.

Применение праксиологического подхода дает возможность исследовать содержание этого явления и определить пути его практического совершенствования. Практико-ориентированный компетентностный подход предполагает решение лингвистических, коммуникативных и профессионально направленных проблем, а также интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. С позиции этого подхода компетенция тесно связана с активностью индивида, готовностью выразить в своей деятельности знания, умения, навыки, основываясь на сформированных ценностях и опыте. Основным направлением данного подхода является формирование у человека потребности к постоянному саморазвитию, самообразованию, превращению в «компетентную личность».

Компетентностный подход обусловливает развитие интегративных личностных качеств: способность выстраивать коммуникацию, эффективно действовать за пределами академических знаний, в ситуации неопределенности, расширять кругозор, развивать креативные способности, стремиться к самообразованию и саморазвитию. Компетентностный подход включает в себя также комплекс социально и профессионально значимых личностных качеств, а также общекультурных и духовно-нравственных, которыми регулируется вся система отношений индивида с сообществом и самим собой.

Личностный подход указывает на то, что всё общение строится с учетом жизненного опыта коммуниканта, его личностных особенностей в равнопартнер-ском взаимодействии. Оно определяется личностью индивида, его мотивами, ценностной ориентацией, целями, интересами, перспективами. Такое общение реализуется в деятельностном и диалогическом аспектах. Личностный подход учитывает преимущественно внутриличностные факторы и функционирует в рамках индивидуалистической парадигмы. Поэтому нам он представляется несколько ограниченным, поскольку общение невозможно без взаимодействия и взаимовлияния субъектов коммуникации (коммуникантов) друг на друга, и, следовательно, успешная коммуникация возникает не столько как феномен бытия отдельной личности, сколько как феномен контакта.

Аксиологический подход (культурологический) подразумевает владение общетеоретическими основами развития и понимания поликультурной среды. Культурная идентичность личности формируется по мере вхождения человека в национальную культуру и становления его как гражданина и субъекта различных видов деятельности.

Помимо рассмотренных нами лишь некоторых подходов к анализу сущности феномена коммуникативной компетенции, её структуры и особенностей, отметим, что, на наш взгляд, не менее важную роль играет методология структурно-функционального анализа. В рамках структурно-функционального анализа, так же как в системном подходе, можно раскрыть именно комплексную природу феномена коммуникативной компетенции. Следует подчеркнуть, что в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по многим гуманитарным направлениям коммуникативная компетенция не представлена «отдельно», она входит в состав общекультурных, общепрофессиональных профессиональных компетенций. Отметим некоторые из навыков (компетенций), относящихся, на наш взгляд, непосредственно и к коммуникативной компетенции: обладать способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия; обладать способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия; обладать умением работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями; владеть навыками осуществления эффективной коммуникации в профессиональной среде; обладать способностью грамотно излагать мысли в устной и письменной речи; владеть методикой преподавания обществознания и обществоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях, способностью логично и последовательно представлять освоенное знание, осуществлять внеаудиторную и воспитательную

работу с обучающимися; обладать способностью к деловой переписке; обладать способностью участвовать в информационно-коммуникационных процессах разного уровня, в проведении информационных кампаний [4, с. 21].

Вместе с элементами структуры коммуникативной компетенции можно выделить и различные имманентные функции, свойственные феномену коммуникативной компетенции.

В литературе мы встречаемся с представлениями о структуре коммуникативной компетенции, которая охватывает: коммуникативные знания; коммуникативные умения; коммуникативные способности [5, с. 31-38]. Но эта структура также, на наш взгляд, важна и в методологическом отношении. Если говорить о коммуникативных знаниях, то это знания о том, какие методы и приемы будут более результативными в отношении различных людей и в различных ситуациях, каков их спектр, какие возможности они предлагают, какие ограничения накладывают. Коммуникативные умения - это владение комплексной и многогранной системой психических и практических шагов, которые необходимы для рациональной организации коммуникативной деятельности с помощью накопленных знаний и наработанных навыков. Это умение придать сообщению нужную и уместную в конкретной ситуации форму, речевые умения, умение сбалансировать внешние и внутренние проявления, получать обратную связь, преодолевать коммуникативные барьеры. А коммуникативные способности обусловливаются как природной одаренностью человека в общении, так и его коммуникативной продуктивностью. В более широком смысле коммуникативные способности определяются индивидуально-психологическими свойствами личности; они отвечают требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивают ее продуктивное осуществление. Еще раз отметим, что метод структурно-функционального анализа при изучении феномена коммуникативной компетенции, на наш взгляд, является весьма эффективным, продуктивным и корректным.

В наборе функций коммуникативной компетенции можно выделить еще три функции: проектировочную, стратегическую и контрольно-оценочную. Проектировочная функция предполагает, что индивид ставит перед собой задачу овладения коммуникативной компетенцией и соотносит возможность выполнения этой задачи со своей подготовкой. Человек, стремящийся к успешному выполнению коммуникативной задачи, должен быть готов пополнять, углублять, совершенствовать свои знания в области родного языка, культуры своей страны и иных культур. Проектировочная функция обусловливает необходимость проведения анализа этой информации, умение сравнить и противопоставить имеющиеся данные. Она предполагает, что коммуникант умеет выбрать оптимальный по отношению к партнеру способ поведения, умеет спрогнозировать закономерность и характер развития взаимоотношений, готов гармонично соотнести и перестроить свои коммуникативные действия, исходя из сложившейся ситуации.

Стратегическая функция обусловливает необходимость точного выбора и реализации форм и способов поведения, подразумевает овладение действенной техникой общения и эффективной стратегией взаимодействия, умение поддержать беседу, изменить ее ход или тему согласно коммуникативной ситуации, корректно прервать беседу или завершить ее, обеспечить взаимопонимание и благоприятные взаимоотношения. Она говорит также о наличии навыков по обмену информацией, об умении адекватно реагировать на вербальное и невербальное поведение собеседника, а также об умении аргументированно высказывать свою точку зрения. Эта функция формирует навыки умелого использования жестов, мимики, интонации, темпа речи, владение четкой дикцией и умение расставить смысловые акценты, менять силу и эмоциональную окраску голоса.

Контрольно-оценочная функция предполагает, что коммуникант способен оценить степень развития своей коммуникативной компетенции, проанализировать результаты коммуникативной деятельности, определить свой лингвистический статус и объективно оценить речевые умения, обеспечить обратную связь и скорректировать свои действия с ее учетом. Обратная связь предполагает не только филолого-лингвистическое оформление успешной коммуникации, сформированное умение войти в беседу, вовлечь в нее партнера по общению и передать информацию, но и навык получения информации, ее максимально точный и быстрый анализ, что может служить основой для дальнейшего эффективного взаимодействия. Это неразрывно связано с действиями, необходимыми для успешного процесса речевой деятельности, то есть планированием речи, определением и использованием средств, уместных и пригодных для передачи содержания и точной ориентировкой в условиях общения.

Рассмотрим коммуникативные барьеры с точки зрения культурологического подхода. Исследования в сфере социологии, философии, культурологии подтверждают, что коммуникативные барьеры имеют разную культурологическую природу: социальную; семантическую; психоэмоциональную.

Социальный барьер возникает, если партнеры по общению не стремятся к взаимопониманию, не владеют навыками передачи своих мыслей, идей, взглядов и убеждений с помощью языка, не готовы воспринимать мысли партнера по общению, его коммуникативные цели и намерения, не прилагают обоюдных усилий и не ставят задачи сближения позиций. Полагаем, что социальный барьер зачастую связан с проблемами морального безразличия, в процессе которого отсутствует заинтересованность в динамике социальных процессов, в том числе тяга к конструктивному диалогу.

Семантический барьер обнаруживается в случае различного восприятия смысла используемых языковых знаков, разной интерпретации вербальных средств общения.

Психоэмоциональный барьер тем ниже, чем гармоничнее диалог, который предполагает согласованность стратегий и тактик партнеров по общению, взаимоприемлемый для участников коммуникации тон общения, уместность невербального воплощения прагматических установок коммуникантов, достижение взаимопонимания и согласия сторон. Позиция сближается при условии проявления искренней симпатии, сопереживания и демонстрации взаимной толерантности.

В рамках межкультурного общения коммуникативные барьеры становятся более ощутимыми в случае низкого уровня владения языком; отсутствия фоновых знаний о национальном характере; слабой коммуникативной мотивации; наличия расовых и этнических предрассудков и стереотипов; отсутствия установки на межкультурное общение.

Одним из важных компонентов коммуникативной компетенции является коммуникативная установка, которую, как нам представляется, удобнее всего рассмотреть не с точки зрения культурологического подхода, а с позиции методологии структурно-функционального анализа.

Понятие «установка» определяется наличием плана, модели и структуры действия или поступка, интеллектуальным потенциалом и потребностью в личностной самореализации в возникающей речевой ситуации. Она повышает готовность к взаимодействию. Коммуникативная установка охватывает языковые, интеллектуальные и личностные ресурсы коммуниканта, учитывает его способность адекватно оценивать ситуацию, взаимодействуя с другими индивидами, определять предмет разговора, выбирать правильный тон стратегию общения.

Продолжая рассматривать коммуникативную компетенцию в рамках методологии структурно-функционального анализа, отметим структуру коммуникативной установки, которая охватывает три основных компонента: дискурсивную, интеллектуальную и личностную составляющие. Под коммуникативной установкой мы понимаем интеллектуальную предрасположенность, настроенность на определенные отношения к людям, предметам и событиям, с которыми индивид вступает в коммуникацию [6, с. 98-100].

Таблица 1

Структура коммуникативной установки

Дискурсивная составляющая Наличие структурированного плана речевой деятельности в конкретной ситуации. Дискурсивная составляющая охватывает декларативные знания, процессуальные умения, компенсаторные стратегии и владение социокультурными нормами

Интеллектуальная составляющая Анализ мыслительной деятельности в сложившихся коммуникативных обстоятельствах. Интеллектуальная составляющая учитывает общий кругозор, наличие устойчивых фоновых знаний и когнитивные умений, в том числе, аналитических, степень наработки навыков критического мышления, способность к логическому изложению своих мыслей

Личностная составляющая Учитывает возникающую симпатию или антипатию, ценностные и целевые установки в создавшихся условиях. Личностная составляющая коммуникативной готовности к общению включает также национальное самосознание, культурное самоопределение, социальные умения, межкультурные стратегии и межличностное взаимодействие

Мы рассмотрели целый ряд методологических подходов, в рамках которых целесообразно рассматривать коммуникативную компетенцию, а также выделили некоторые её значимые функции. На наш взгляд, к изучению коммуникативной компетенции в качестве методологии также вполне применим знаменитый метод «исторического и логического», предложенный Гегелем и широко используемый Марксом в социальном познании. Мы только обозначим его как «историко-логи-ческий» подход. В этой связи следует подчеркнуть, что настоящее определяется и прошлым, и в известной мере образом того ближайшего, обозримого будущего, которое ожидает общество, культуру и реализация которого во многом зависит от усилий каждого человека. Историко-логический подход, по нашему мнению, выявляет коммуникативно-поведенческие особенности и полное понимание (рефлексию) самим человеком по поводу того, что его делает именно таким, а не иным в тех или иных ситуациях, показывает, как поведенческие особенности влияют на характер проявления коммуникативной компетенции отдельного человека или группы людей.

Помимо указанного метода (или подхода) при анализе коммуникативной компетенции, на наш взгляд, целесообразно использовать «структурно-генетический синтез» (как компонент более широкого метода структурно-функционального анализа, который мы уже рассмотрели ранее). «Структурно-генетический синтез» позволяет наиболее глубоко проникнуть в сущность феномена коммуникативной компетенции. Этот метод требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное, существенное и оказывают решающее влияние на все остальные стороны изучаемого объекта. В процессе

коммуникации человек, даже проявляющий усилия для сохранения конструктивного диалога, не всегда достигает нужного результата ввиду некоторых генетических особенностей. Если человеку присуща «активированность» в процессе коммуникации, в то время как собеседник не заинтересован в преобладании речевой экспрессии, а ожидает от говорящего коммуникативной инертности, вероятно, в данном случае коммуникативная компетенция будет ослаблена или вовсе сведётся к нулевому результату или коммуникативному конфликту. Если же собеседник заинтересован в активной, инициативной коммуникации, а получает «инактивированность», то итогом данной коммуникации также можно считать отсутствие результата или коммуникативный конфликт

Таким образом, рассмотрев ряд методологических подходов к изучению сущности феномена коммуникативной компетенции, выявив существенные

Библиографический список

функции коммуникативной компетенции, все же еще раз придется подчеркнуть мысль о неопределенности и многозначности этого термина. Мы попытались конкретизировать его смысл и значение в педагогическом, психологическом и социальном контекстах на межличностном и межкультурном уровнях взаимодействия, представить различные виды коммуникативной компетенции, типологию структурного анализа этого явления, его составляющие, аспекты, компоненты и субкомпоненты, рассмотреть понятия коммуникативных барьеров и коммуникативной установки, коммуникативной готовности личности, но вряд ли возможно дать исчерпывающую аналитическую характеристику столь глубокому и разнообразному феномену, как коммуникативная компетенция, осмысление которого может осуществляться с разных точек зрения с помощью разных теоретико-методологических подходов.

1. Canale M., Swain M., Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics. 1980. Available at: https:// www.researchgate.net/profile/Merrill-Swain/publication/31260438_Theoretical_Bases_of_Communicative_Approaches_to_Second_Language_Teaching_and_Testing/ links/0c960516b1dadad753000000/Theoretical-Bases-of-Communicative-Approaches-to-Second-Language-Teaching-and-Testing.pdf

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Страсбург, Совет Европы. Москва: МГЛУ 2003.

3. Педагогический терминологический словарь. Санкт-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006.

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 41.03.04 Политология (уровень бакалавриата). Приказ от 07.08.2014 № 939. Российская газета. 2014; № 6586 (15): 21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Арбузова Е.Н., Анисимов А.И., Шатрова О.В. Практикум по психологии общения. Санкт-Петербург: Речь, 2008.

6. Азимов Э.Г, Щукин А.Н Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва: Издательство ИКАР 2009.

References

1. Canale M., Swain M., Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics. 1980. Available at: https:// www.researchgate.net/profile/Merrill-Swain/publication/31260438_Theoretical_Bases_of_Communicative_Approaches_to_Second_Language_Teaching_and_Testing/ links/0c960516b1dadad753000000/Theoretical-Bases-of-Communicative-Approaches-to-Second-Language-Teaching-and-Testing.pdf

2. Obscheevropejskie kompetencii vladeniya inostrannym yazykom: Izuchenie, obuchenie, ocenka. Departamentpo yazykovojpolitike. Strasburg, Sovet Evropy. Moskva: MGLU, 2003.

3. Pedagogicheskijterminologicheskijslovar'. Sankt-Peterburg: Rossijskaya nacional'naya biblioteka, 2006.

4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 41.03.04 Politologiya (uroven' bakalavriata). Prikaz ot 07.08.2014 № 939. Rossijskaya gazeta. 2014; № 6586 (15): 21.

5. Arbuzova E.N., Anisimov A.I., Shatrova O.V. Praktikumpopsihologiiobscheniya. Sankt-Peterburg: Rech', 2008.

6. Azimov 'E.G., Schukin A.N Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva: Izdatel'stvo IKAR, 2009.

Статья поступила в редакцию 23.01.24

УДК 070

Rashidova G.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: rashidovag1978@mail.ru

Murtazalieva P.M., MA student, Department of Print Media (Makhachkala, Russia), E-mail: patimat.murt@icloud.com

JOURNALISTIC INVESTIGATION ON THE PAGES OF THE DAGESTAN PRESS. The article presents an analysis of materials in the genre of investigative journalism on the pages of publications of the Republic of Dagestan. The subject of the study is the thematic and stylistic features of the materials. It is possible to identify the thematic diversity of investigative journalism. Corruption investigations occupy a central place. Officials in the republican authorities and local self-government bodies are the object of corruption investigations in the Dagestani media. A popular investigation is grassroots corruption. Environmental and historical investigations are presented. In the analysis of publications, an important place is given to the evidence of the information provided, the logic of the author's conclusions. The main method of presentation of the material is the universal method of analysis. Special attention is paid to the linguistic features of materials in the genre of investigative journalism. The language of investigative journalism is emotional, which goes against the requirement of objectivity and dryness of presentation. Various stylistic figures and linguistic means are used: epithets, metaphors, antonyms, both linguistic and contextual.

Key words: journalistic investigation, corruption, newspaper, language of investigation

Г.Р. Рашидова, канд. филол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: rashidovag1978@mail.ru

П.М. Муртазалиева, магистрант, г. Махачкала, E-mail: patimat.murt@icloud.com

ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НА СТРАНИЦАХ ДАГЕСТАНСКОЙ ПРЕССЫ

Статья посвящена анализу материалов в жанре журналистского расследования на страницах изданий Республики Дагестан. Предметом исследования стали тематические и стилистические особенности материалов. Удалось выявить тематическое разнообразие журналистских расследований. Центральное место занимают коррупционные расследования. Объектом в коррупционных расследованиях дагестанских СМИ являются чиновники в республиканских органах власти и органах местного самоуправления. Популярно расследование низовой коррупции. Представлены экологические и исторические расследования. В анализе публикаций важное место уделяется доказательности предоставляемой информации, логичности выводов автора. Основным методом изложения материала является универсальный метод анализа. Особое внимание уделено языковым особенностям материалов в жанре журналистского расследования. Язык журналистского расследования эмоциональный, что идет вразрез с требованием объективности и сухости изложения. Используются различные стилистические фигуры, языковые средства: эпитеты, метафоры, антонимы, как языковые, так и контекстуальные.

Ключевые слова: журналистское расследование, коррупция, газета, язык расследования

Журналистское расследование остается одним из сложных жанров журналистики, так как имеет ряд специфических требований. В первую очередь расследование должно быть проведено самим журналистом. Предметом расследования должно быть негативное явление, событие, которое тщательно скрывается от людей, хотя является общественно значимым. Журналисту-расследователю необходимо пользоваться, как минимум двумя источникам информации. Журналист должен представить неопровержимые доказательства своих выводов. Сложность заключается и в том, что работа журналиста-расследователя сопряжена с опасностью. Это требует от журналиста юридической подкованности, знания правовых норм и законов для того, чтобы обезопасить себя.

В связи с закрытием множества независимых изданий, количество материалов в жанре журналистского расследования на страницах периодических изданий уменьшилось. Это касается и дагестанских СМИ. С 2022 года газета «Черновик» перестала издавать свою печатную версию. Несмотря на это, журналисты сетевого издания «Черновик» и других республиканских газет пишут материалы в жанре журналистского расследования с целью демонстрации состояния общества в целом, стимулируя решение острых проблем. Актуальность работы заключается в том, что в ней обобщены основные знания о журналистском расследовании и проанализированы особенности материалов в этом жанре на страницах дагестанских СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.