Научная статья на тему 'Методологические подходы к исследованию региона: формирование стратегических целей'

Методологические подходы к исследованию региона: формирование стратегических целей Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2773
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕГИОН КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ И ПОНЯТИЙ / RESEARCH METHODOLOGY / REGION AS AN AGENT OF THE DEVELOPMENT AND FORMATION OF STRATEGIC OBJECTIVES / DETERMINATION OF PROPERTIES AND CONCEPTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шеховцева Л. С.

Рассмотрены методологические подходы к исследованию региона: функциональный, системный, организационный, стратегический. Определены свойства и понятия региона как субъекта развития и формирования стратегических целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers methodological approaches to regional studies, in particular, functional, system, organisational, and strategic ones. The author determines the properties and concepts of a region as an agent of the development and formation of strategic objectives.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к исследованию региона: формирование стратегических целей»

УДК 303.4.02

Л. С. Шеховцева

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕГИОНА: ФОРМИРОВАНИЕ

СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Рассмотрены методологические подходы к исследованию региона: функциональный, системный, организационный, стратегический. Определены свойства и понятия региона как субъекта развития и формирования стратегических целей.

This article considers methodological approaches to regional studies, in particular, functional, system, organisational, and strategic ones. The author determines the properties and concepts of a region as an agent of the development and formation of strategic objectives.

Ключевые слова: методология исследования, регион как субъект развития, формирование

стратегических целей, определение свойств и понятий.

Key words: research methodology, region as an agent of the development and formation of strategic objectives, determination of properties and concepts.

В современных условиях важным фактором регионального развития становится отражение интересов разных групп населения в стратегических целях региона и обеспечение на этой основе общественной поддержки.

Впервые на это обратил внимание У. Айзард (У. Изард в русскоязычном издании 1966 г.). В его работах сделаны шаги по пути синтеза общей теории размещения и пространственной экономики с учетом определения социальных целей. «Такая теория должна не только распространяться на проблемы равновесия системы, состоящей из районов, границы и транспортные сети которых представляют собой переменные величины, но и рассматривать это равновесие с точки зрения размещения, торговли, цен и объема производства. Она обязана выявить основные взаимодействия политических, социальных и экономических сил в той мере, в какой эти взаимодействия определяют нематериальные ценности общества, обусловливают особенности его поведения и процесс определения социальных целей (выделено мной. — Л. Ш.), приводит к конкретным решениям относительно политики...» [1, c. 20].

Открытость экономики и глобальная конкуренция определяют новую роль региона в экономическом пространстве. В национальном пространстве он выполняет социальную функцию государства, которая заключается в обеспечении условий воспроизводства населения и бизнеса. В глобальном пространстве роль региона состоит в формировании своей конкурентоспособности, привлекающей в него инвестиции, инновации, рабочую силу и другие факторы производства. Вследствие этого регион становится субъектом экономического развития, который должен реализовывать проактивное поведение в нестабильной и неопределенной внешней (отечественной и зарубежной) среде, разрабатывать и внедрять стратегические цели и стратегии своего развития, т. е. осуществлять стратегическое управление.

Качественно новая, активная и многофункциональная роль региона в экономическом пространстве страны и мира требует адекватной методологии исследования, объединяющей взаимодополняющие подходы: субъектно-функциональный, системный, организационный и стратегический. Они позволяют комплексно определить свойства региона как субъекта развития и стратегического целеполагания. В рамках статьи кратко рассмотрим применение вышеназванных подходов, которые подробно приведены в монографиях [2; 3].

Функции региона как государственно-территориального образования определяются на основе субъектно-функционального анализа. Они направлены на выполнение текущих и стратегических целей, вытекающих из базовых потребностей субъектов региона: населения, делового сообщества, органов управления. Для населения они заключаются в обеспечении условий жизни (услуги ЖКХ, связи, транспорта, банков, здравоохранения, образования, социальной защиты, безопасности, экологии и др.), получении доходов, возможности развития и т. д.

Деловое сообщество заинтересовано в создании благоприятной деловой среды, предпринимательского и инвестиционного климата, снижении рисков и обеспечении безопасности, росте капитала, его эффективности, конкурентоспособности, диверсификации и т. д. Органы власти должны обеспечить воспроизводство условий жизнедеятельности населения, делового сообщества, органов управления, включая институты, инфраструктуру, экологию, безопасность, стабильность развития экономики и регионального сообщества, рост

пространственного потенциала региона, повышение его конкурентоспособности, стратегическое партнерство заинтересованных сторон и др.

На основе обобщения результатов субъектно-функционального анализа можно предложить следующее определение понятие «регион». Регион — это государственно-территориальное образование, имеющее административные границы (иногда и государственные границы для приграничных или эксклавных территорий) и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей (населения); условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, природно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и других видов потенциала) в интересах живущего и будущего поколений в рамках единого национального пространства.

В региональных исследованиях регион часто называют системой. Однако ряд таких специфических моментов функционирования региона в рыночной экономике, как слабые связи между некоторыми элементами внутри системы, невозможность непосредственного управления некоторыми элементами (например, бизнесом), вызывают определенные сомнения или заставляют задумываться о правомочности применения понятия «система» по отношению к региону [4].

В исследовании на основе системного анализа обосновано, что регион — это система, имеющая следующие особенности. Во-первых, регион является подсистемой, частью системы более высокого уровня (национальной) и одновременно представляет собой целостность, состоящую из элементов, подсистем, которые в свою очередь могут рассматриваться как системы.

Во-вторых, основные элементы (подсистемы) региона — население (социальная подсистема), деловое сообщество (экономическая подсистема), государственные органы управления (управляющая подсистема), институты (институциональная подсистема), инфраструктура (инфраструктурная подсистема), безопасность (подсистема безопасности), экология (экологическая подсистема). Все элементы (подсистемы) региона взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимодействуют между собой, с внешней средой и образуют определенную целостность.

В-третьих, в условиях глобализации и открытости свойство целостности и субъектности региональной системы нарушается вследствие значительного влияния мировой экономики (внешней среды).

В-четвертых, поскольку регион является сложной, диффузной, плохо организованной системой, его цели слабо структурированы, их формирование требует создания специального институционального и организационного обеспечения.

В-пятых, регион можно отнести к развивающейся системе, которая в отличие от саморазвивающейся системы не полностью самостоятельна, а в рамках отведенных федеральным центром полномочий вырабатывает цели развития и критерии их достижения, изменяет институты, инфраструктуру и условия функционирования других элементов.

В-шестых, особенность региона как системы — это сложная структура управления. Регион является одновременно объектом управления со стороны федеральных властей и субъектом управления в лице региональных и муниципальных властей, что требует формирования целей разного уровня. Специфика региона проявляется в отсутствии прямого административного воздействия на экономику в целом. Управление регионом осуществляется через институты, среду обитания населения и функционирования бизнеса, через среду развития.

В системном аспекте можно сформулировать следующее определение понятия «регион». Регион — это целенаправленная, или целеустремленная, система, подчиненная достижению целей надсистемы, интегрирующая собственные цели с учетом целей основных элементов: населения, делового сообщества, органов управления.

Системный подход к региону позволяет выделить его подсистемы, исследовать их связи внутри региона и с внешней средой, но не учитывает их противоречивый характер, существенно разные качества и цели. Уменьшить эту ограниченность системного подхода позволяет исследование региона как организации.

Для доказательства гипотезы о наличии у региона признаков организации, таких как цели, управление и иерархия, выполнено исследование данного территориального образования как социально-экономического инструмента, человеческой и территориальной общности, безличной структуры на основе модифицированной к региону теории организации А. И. Пригожина [5].

В результате установлено, что у региона как безличной структуры формируются обобщенные, типовые цели как выражение индивидуальных и групповых целей вследствие невозможности полного учета интересов бесконечного разнообразия индивидов, организаций, взаимосвязей и других

аспектов. Они обеспечивают стабильность, устойчивость, преемственность, функционирование и развитие региональной организации.

Кроме того, регион как социальный инструмент государства получает из федерального центра индикативные цели. Здесь цели-задания, индикативные цели преломляются через интересы разных групп населения (или учитывают их) в цели-ориентации. Как человеческая и территориальная общность регион представляет собой население в целом, а также его отдельные группировки по поселениям, муниципальным образованиям, профессиональным и другим признакам, объединенные принадлежностью к месту проживания.

Иерархия как неотъемлемый признак региональной организации рассматривается как централизация — децентрализация, личная зависимость, подчиненность и порядок, а управление — как целевое воздействие, самоорганизация, организационный порядок, взаимодействие (партнерство).

Выполненное исследование позволяет считать регион организацией, найти его место в разработанной типологии организаций и с этих позиций дать следующее определение региона.

Регион позиционируется как организация, созданная по решению государственных органов власти на территории с близкими национальными, природными особенностями, культурой, экономикой, цели которой формируются смешанным способом: сверху вниз и снизу вверх.

Разработанная типология организаций позволяет определить организационные особенности региона. Во-первых, регион является сложной многоуровневой организацией, объединяющей территориальные образования разного типа (республики, края, области, муниципальные образования, поселения); отраслевые, ведомственные, коммерческие и некоммерческие структуры, объединения, союзы; население, деловое сообщество, представителей власти.

Во-вторых, носителями региональных целей являются как системные элементы (органы власти, население, деловые круги), так и индивидуумы, отдельные люди. В регионе существует сложное, противоречивое, иерархическое переплетение целей внутрирегиональных, межрегиональных, между центром и регионом.

В-третьих, в рыночной системе воздействие региона на бизнес-организации осуществляется преимущественно косвенным путем, через внутреннюю среду региона, которая должна стать средой развития для этих организаций. Через среду региона реализуются его цели развития.

Сущность стратегического подхода заключается в следующем. Внешняя среда региона — национальная и зарубежная — становится не менее, а в ряде случаев более важной, чем внутренняя. Внешняя среда региона характеризуется неопределенностью и изменчивостью, неполнотой информации, таит угрозы и вызовы. Чтобы выжить и развиваться в таких условиях, снизить неполноту информации, неопределенность и риски внешней среды, разрабатываются образ желаемого будущего (видение — vision, миссия, цели) региона и способы его достижения путем изменения региона и его окружения, т. е. стратегии. При этом цели региона соотносятся с ресурсами, возможностями, потенциалом организации.

Стратегическое управление развитием региона представляет собой деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей региона и способов их достижения, обеспечивающих его развитие в неопределенной, нестабильной и конкурентной внешней среде путем изменения и самого региона, и его внешней среды.

Стратегическая цель региона — это цель, задающая образ (или его часть) будущего состояния региона в неопределенной и нестабильной окружающей (внешней) среде и указывающая (по возможности) путь его достижения. Например, стратегическая цель развития Калининградской области может быть следующей: обеспечить достижение уровня жизни населения, сопоставимого с зарубежными европейскими странами, путем инновационного развития.

Стратегическая цель характеризуется (в отличие от текущей цели) следующими особенностями: направленностью в будущее и неопределенностью выбора; ориентацией на положение во внешней российской и зарубежной среде; проактивным (упреждающим) поведением всех элементов-целеносителей; взаимосвязью со способом достижения (стратегией) и средствами достижения (тактикой, ресурсами); возможностью альтернатив и изменений.

Стратегическим целеполаганием социально-экономического развития региона называется системный процесс разработки, согласования и выбора стратегических целей по их содержанию, измерителям и количественным значениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стратегия экономического развития региона — это система долговременных наиболее важных целевых установок и мер в отношении уровня и качества жизни населения, производства и других отраслей народного хозяйства, формирующих валовой региональный продукт и его структуру, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен и других элементов, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Регион как субъект стратегического управления представляет собой социальноэкономическую систему, активное поведение которой во внешней среде определяется системой стратегических целей, обеспечивающих ее конкурентоспособность.

На основе обобщения рассмотренных свойств региона можно дать следующее определение: регион как субъект экономического развития представляет собой территориально организованную экономическую систему, имеющую многоуровневые органы управления, обеспечивающую функциональную доминанту процессов воспроизводства населения, предпринимательства и потенциала в интересах нынешнего и будущего поколений в рамках единого государства с учетом динамичной внешней среды.

Список литературы

1. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М., 1966.

2. Шеховцева Л. С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: монография.

Калининград, 2005.

3. Шеховцева Л. С. Стратегическое целеполагание развития региона: монография. СПб., 2007.

4. Лексин В. Н., Швецов А. Н. Государство и регион. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М., 2002.

5. Пригожин А. И. Методы развития организаций. М., 2003.

Об авторе

Л. С. Шеховцева — д-р экон. наук, проф., РГУ им. И. Канта.

Author

Dr. L. S. Shekhovtseva, Professor, IKSUR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.