Научная статья на тему 'Концептуальные основы стратегического управления развитием региона'

Концептуальные основы стратегического управления развитием региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шеховцева Л. С.

В статье рассматриваются теоретические положения и понятия стратегического управления развитием региона, основанные на субъектно-функциональном, системном и организационном подходах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы стратегического управления развитием региона»

Концептуальные основы стратегического управления развитием региона

Л.С. Шеховцева

Экономический факультет РГУ им. И. Канта, кафедра экономики народного хозяйства, Калининград

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические положения и понятия стратегического управления развитием региона, основанные на субъектно-функциональном, системном и организационном подходах.

Abstract. The paper considers some theoretical theses and concepts of stratégie management of the région development. Subject-functional, system and organizational approaches have been given.

1. Введение

На современном этапе перед Россией поставлена задача: прочно занять место среди сильных, экономически развитых государств мира, осуществив в возможно сжатые сроки радикальные экономические, социальные, институциональные преобразования общества. Эти преобразования затрагивают все уровни экономических систем: национальный, региональный, корпоративный. Особое значение для успешного решения поставленной задачи в российских условиях имеет развитие регионов как субфедеральных территориальных образований.

Согласно современной теории управления трансформация экономической системы, ее перевод в новое целевое состояние обеспечивается стратегическим управлением. Однако она разработана в основном для корпоративного уровня управления. Целостная теория стратегического управления развитием региона как инновационного процесса пока находится в стадии становления. Отдельные ее элементы представлены в трудах зарубежных и отечественных ученых: М. Портера, П. Друкера, И. Ансоффа, Г. Минсберга, Л.И. Абалкина, А.Г. Гранберга, Д.С. Львова и других.

Российская практика опережает теорию, что проявляется в разработке разнообразных стратегических документов: стратегий, стратегических планов, концепций и программ развития регионов. Анализ показывает, что на практике наибольшее распространение получило стратегическое планирование и программирование регионального развития. Исследования содержания этих документов, выполненные в ряде работ (Николаев, Махотаева, 2002; Ивченко, 1998; Шеховцева, 1998; 2005), подтверждают недостаточное научно-методическое обеспечение этого инновационного процесса. В ряде случаев он носит незавершенный характер, так как не включает механизмы реализации стратегий. Из-за слабой разработанности понятийного аппарата происходит подмена понятий и снижается качество управленческих решений.

Поэтому актуальной представляется задача научного обоснования концепции стратегического управления развитием региона. Она включает в себя:

1) формирование сущности стратегического подхода к управлению социально-экономическим развитием региона;

2) определение особенностей стратегического управления развитием региона;

3) разработка системы понятий стратегического управления региональным развитием.

2. Основные теоретические положения и понятия

Сущность стратегического подхода заключается в следующем. Во-первых, регион рассматривается как организационная система, внешняя среда которой (национальная и зарубежная) становится не менее, а в ряде случаев более важной, чем внутренняя. Внешняя среда региона характеризуется неопределенностью и изменчивостью, неполнотой информации, таит угрозы и вызовы.

Во-вторых, чтобы выжить и развиваться в таких условиях, снизить неполноту информации, неопределенность и риски внешней среды, разрабатываются образ желаемого будущего (видение -vision, миссия, цели) региона и способы его достижения путем изменения региона и его окружения, т.е. стратегии. При этом цели соотносятся с ресурсами, возможностями, потенциалом региона.

В-третьих, поведение региона как организации направлено, главным образом, не на реагирование после случившегося, постфактум (устранение последствий, адаптацию к среде), а на предвидение, упреждающие действия. Поведение организации становится не только активным, но и проактивным.

В-четвертых, регион обеспечивает не просто экономический рост, а свое качественное изменение, т.е. социально-экономическое развитие.

Таким образом, развитие становится синонимом стратегического подхода, т.е. стратегический подход означает развивающий подход в условиях глобализации. Стратегический подход реализуется в стратегическом управлении. Стратегическое управление регионом - это управление изменениями, развитием региона, обеспечивающее его конкурентоспособность в условиях глобализации на инновационной основе.

Особенности стратегического управления регионом определяются его сущностными чертами, назначением, миссией в составе государства, определяемыми необходимостью выполнения социальной функции в широком смысле этого слова как организации социума, жизни сообщества людей на определенной части государства, территории.

Субъектно-функциональный подход к региону позволяет дифференцировать его функции и синтезировать следующее понятие: регион - это государственно-территориальное образование, имеющее административные границы (иногда и государственные границы для приграничных или эксклавных территорий) и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей (населения); условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, природно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и других видов потенциала) в интересах живущего и будущего поколений в рамках единого национального пространства (Шеховцева, 2005).

Определение особенностей стратегического управления развитием региона основывается на исследовании его как системы и организации.

На базе системного подхода к региону можно выделить элементы региональной системы:

- активные: население, бизнес-сообщество, органы управления;

- пассивные: инфраструктура, институты, безопасность, экология.

Первые элементы являются носителями целей региона, вторые - обеспечивают их выполнение.

Исследование взаимосвязей этих элементов позволяет установить, что в региональной системе осуществляется преимущественно косвенное (опосредованное) управление, т.е. воздействие на объект управления через среду его обитания, жизнедеятельности. Содержание и методы стратегического управления на уровне региона существенно отличаются от управления бизнес-системами. Управление последними называют бизнес-администрированием в связи с прямым воздействием на объект управления, предполагающим обязательное исполнение решений вышестоящего звена. Специфика государственного стратегического управления заключается в косвенном воздействии на независимые субъекты через их внешнее окружение (среду обитания).

Среда региона создает мотивацию и условия для развития населения и экономических субъектов и включает цели, стратегии, институты, инфраструктуру, факторы производства и другие элементы (Шеховцева, 2005). Она является средой развития и основным субъектом управления в региональной системе.

Организационный подход к региону дополняет и развивает системный подход, учитывает не только противоречивый характер целей его элементов, но и то, что в организационных системах управление осуществляется в трех формах: 1) как целевое воздействие; 2) как самоорганизация; 3) как организационный порядок (Пригожин, 2003).

Целевое управляющее воздействие можно классифицировать по уровню воздействия как внешнее (федеральное) и внутреннее (региональное); по способам воздействия - как прямое и косвенное; по видам воздействия - как административное, экономическое и другие.

Региональная самоорганизация включает два типа: самоорганизацию бизнес-систем на рыночных принципах; и самоорганизацию людей на базе социальных регуляторов.

Организационный порядок в регионе проявляется на двух уровнях: внутрирегиональном и внутриорганизационном. Внутрирегиональный порядок основывается на федеральной и региональной нормативно-правовой базе и нацелен на поддержание государственной, экономической, общественной и других видов безопасности региона. Организационный порядок внутри региональных организаций проявляется в административном распорядке, режиме, регламенте работы, организационной структуре. Таким образом, субъектом стратегического управления выступают не только органы управления, но и другие самоорганизованные элементы региональной системы.

Понятийный аппарат стратегического управления развитием региона, предложенный в работах (Шеховцева, 2002; 2005), основывается на общих понятиях теории стратегического управления.

Стратегическое управление (СУ) представляет собой деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее развитие в неопределенной, нестабильной внешней среде путем изменения и самой организации, и ее внешней

среды. Стратегическое управление - это непрерывный процесс выбора и реализации стратегий системы на основе прогноза внешней среды, распознавания проблем и гибких экспертных решений, направленных на создание и поддержание конкурентного преимущества организации.

Стратегия - это комплекс установок, правил принятия решений и способов перевода системы из старого (существующего) положения в новое (целевое) состояние, обеспечивающее эффективное выполнение ее предназначения (миссии). Стратегия занимает двойственное положение. С одной стороны, она является последним звеном в цепочке целевых ориентиров: миссия - видение - цели -стратегия (целевой аспект), а с другой - начальным звеном в цепочке способов достижения целей: стратегия - стратегический план - программа - проект (реализационный аспект). С точки зрения целевого аспекта, стратегическое управление социально-экономическим развитием региона - это деятельность по разработке и реализации миссии, важнейших целей и способов хозяйственного развития, роста уровня и качества жизни населения территориального образования путем прогрессивного изменения потенциала и структуры региона в соответствии с изменениями внешней среды. С точки зрения реализационного аспекта, стратегическое управление развитием региона - это деятельность по целенаправленному изменению условий воспроизводства экономических и социальных процессов жизнеобеспечения в регионе в соответствии с его миссией и целями в изменяющейся внешней среде.

Стратегия экономического развития региона - это система долговременных, наиболее важных целевых установок и мер в отношении уровня и качества жизни населения, производства и других отраслей народного хозяйства, формирующих валовой региональный продукт (ВРП) и его структуру, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен и других элементов, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Стратегия тесно связана со стратегическим планом. Некоторые ученые отождествляют эти понятия. С позиции системного анализа будем идентифицировать их следующим образом. Стратегия -это способ (модель) действий субъекта управления по отношению к объекту управления во внешней и внутренней среде, план или инструмент управления объектом. Стратегический план - это план развития (изменения) объекта управления, его трансформации (перевода) в новое целевое состояние.

Содержание понятий "стратегия" и "стратегический план" тесно связано с функциями стратегического управления. Анализ функций и результатов стратегического управления, выполненный на основе функционально-процессной модели, показывает, что все результаты стратегического управления, кроме стратегии, являются следствием выполнения определенных функций. Так, результатом стратегического анализа среды является оценка положения организации; прогнозирования -прогноз; стратегического планирования - стратегический план; стратегической организации -программа, проект, организационная структура и т. п. И только стратегия в явном виде оказалась не связанной напрямую с указанными функциями управления. На основе системного анализа, теории организации можно выделить в качестве важнейшей функции стратегического управления целеполагание, основным результатом которого являются цели и стратегии организации.

3. Заключение

Стратегическое управление развитием региона объективно вытекает из необходимости обеспечения социальной функции и миссии региона в нестабильной среде. Оно имеет специфику, связанную с косвенным воздействием на среду обитания субъектов. Содержание стратегического управления определяется необходимостью развивающего, проактивного поведения органов управления во внешней и внутренней среде. Стратегическое целеполагание является самостоятельной функцией управления развитием региона.

Существенным процессом, определяющим современное развитие, является глобализация мировой экономики, а главной стратегией страны и региона - модель участия в этом процессе. Если у страны и ее региона отсутствуют свои сценарии развития в условиях глобализации, то они вынуждены будут участвовать в этом процессе по "чужим", задаваемым извне правилам, стратегиям.

Ведущая организующая роль в процессе организации разработки стратегии развития принадлежит органам управления. Именно они должны стать инициирующей силой партнерства между властью, деловым сообществом и населением в деле формирования стратегия регионального развития.

Субъектом развития региона выступают не только органы власти федерального, окружного, регионального, муниципального уровня, но и деловое сообщество, а также население.

Объектом развития становится регион во взаимодействии с макрорегионом, другими регионами в контексте согласования стратегических, тактических и других целей субъектов развития. Границы объекта развития шире границ региона за счет включения внешней среды и учета типа территорий.

Поэтому нужны адекватные глобализации и другим современным мировым процессам новые

институты управления развитием, основанные на стратегическом поведении, интеграции целеполагания,

генерировании конкурентных преимуществ.

Литература

Ивченко В.В. Современная концепция стратегии экономического развития Калининградской области как эксклавной территории России. Межвуз. сб. науч. тр. Калининград, Калининградский гос. унт, с.3-9, 1998.

Николаев М., Махотаева М. Обобщение опыта планирования социально-экономического развития в субъектах РФ. Вопросы экономики, № 5, с.126-136, 2002.

Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., МЦФЭР, 2003.

Шеховцева Л.С. Методологические основы стратегического управления социально-экономическим развитием региона. Межвуз. сб. науч. тр. Калининград, Калининградский гос. ун-т, с.22-27, 1998.

Шеховцева Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления. Менеджмент в России и за рубежом, № 6, с.34-39, 2002.

Шеховцева Л.С. Управляемое развитие региона: стратегическое целеполагание: Монография. Калининград, РГУ им. И. Канта, 354 с., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.