Научная статья
УДК 159.9.072.433; ББК Ю98-8
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-49-53 EDN: https://elibrary.ru/NHNRFU
NIION: 2018-0077-4/23-383 MOSURED: 77/27-024-2023-04-582
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности: 5.3.3. Психология труда, инженерная психология и когнитивная эргономика
Методологические особенности психологического проектирования
Виктория Алексеевна Пожематкина
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, Viktoriapozematkina7513 @gmail.com
Аннотация. Рассмотрено понимание психики как самостоятельной реальности. В контексте данного понятия мы выделили аспект, связанный с таким понятием как проектирование. С разных сторон рассмотрены понятия: «проектирование», «метод проектов», «психологическое проектирование». Даются ответы на вопросы: что же представляет собой «проектирование», сущность и содержание. Рассмотрены различные аспекты проектирования, обозначены его основные принципы. Также описаны представления о проектировании в разных отраслях научного знания, в том числе психологии, и направлениях деятельности. Выделены ключевые позиции рассматриваемого понятия. Сформулировано собственное определение «психологического проектирования».
Ключевые слова: проектирование, психологическое проектирование, сотрудники полиции, сотрудники органов внутренних дел, профессионально психологический отбор, измерительные системы
Для цитирования: Пожематкина В. А. Методологические особенности психологического проектирования //Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. №4. С. 49-53. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-49-53. EDN: NHNRFU.
Original article
Methodological features of psychological design
Victoria A. Pozhematkina
Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, Viktoriapozematkina7513 @gmail.com
Absract. The understanding of the psyche as an independent reality is considered. In the context of this concept, we have identified an aspect related to such a concept as design. The concepts of «design», «project method», «psychological design» are considered from different sides. Answers to the questions are given: what is the «design», the essence and content. Various aspects of design are considered, its basic principles are outlined. The article also describes the concepts of design in various branches of scientific knowledge, including psychology, and areas of activity. The key positions of the concept under consideration are highlighted. The author formulates his own definition of «psychological design».
Keywords: design, psychological design, police officers, employees of internal affairs bodies, professional psychological selection, measuring systems
For citation: Pozhematkina V. A. Methodological features of psychological design II Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(4):49-53. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-4-49-53.EDN: NHNRFU.
Актуальность. Психика является самостоятельной реальностью, исходя из этого, для ее исследования требуются особые методы изучения и диагностики. В данной статье мы рассмотрели место и роль психологического проектирования в психике. Актуальность исследования методологических особенностей психологического проектирования исходит из многообразия данного понятия, важности применения и использования на практике. Термин проектирование имеет разные значения в зависимости от той сферы деятельности,
в которой оно применяется. Мы разграничим данное понятие из разных областей его применения понятия и по результатам анализа представим собственное определение «психологического проектирования».
Цель данной статьи провести анализ имеющихся представлений о психике и вывести собственное определение «психологического проектирования».
Основная часть. Принято считать, что первая книга по психологии была написана великим представителем древнегреческой науки - Аристотелем в IV
© Пожематкина В. А., 2023
веке до нашей эры, и назвали просто и незатейливо «О душе». Интересно, что к моменту написания этого трактата в древнегреческой науке сложилось три основных подхода к пониманию сущности того, что греки называли душой или психикой.
Первый подход, условно назовем его «материалистический», по всей видимости, появился на рубеже У11-У веков до н. э. Смысл его состоял в том, что душа -это такая же часть тела, как и любая другая, например, рука или нога. Человек рождается с душой и вместе ней умирает»
Позднее, уже в V веке до н. э., к этому пониманию атомисты, в мифе Демокрита, добавили, что душа, как и вся материя, состоит из атомов, они круглые и похожи на атомы огня, поэтому душа такая изменчивая и пылкая. На наш взгляд главным в таком подходе является признание души как самостоятельной реальности, хотя и похожей не на тело, но все же к телу несводимой.
Далее, в V веке, великий основоположник современной медицины задался вопросом: для чего нужна душа? Вопрос риторический, потому что ответ лежит на поверхности - душа нужна живому существу для формирования способов поведения в человеческом обществе. Тогда Гиппократ объяснил людям, что поведение их определяется не душой, а смешением разных жидкостей в теле человека, следовательно, поведение детерминировано физиологическими особенностями строения тела. Значит, душа не имеет никакого значения, ее вовсе нет. Таким образом, теория Гиппократа носит название гуморальной, то есть жидкостной. Позже ее стали называть темпераментом, от греческого слова «смешивать».
Гиппократ и Демокрит - современники, Диоген Ла-рэтский утверждал, что они даже встречались (Гиппократ приглашал, якобы, лечить Демокрита). Другой их современник из того замечательного для человеческой науки V века до н. э. - Сократ.
Философ пишет о метапсихике, то есть о постоянном переселении души из тела в тело, после физической смерти тела. Он не поддерживает идеи атомизма для души, а также утверждает, что все свои знания индивидуальная душа получает от Мировой души, в которой пребывает между вселениями в тела людей. Такое странствие души, по Платону, продолжается 10 тысяч лет, после чего душа человека навечно сливается информация о материальном мире хранится именно в мировой душе управляет мировой душой (своеобразный информационный банк). Возвратимся, однако, к Аристотелю. В уже упомянутом ранее трактате «О душе», Аристотель дает анализ развития понятия душа (психика) в предшествующей ему греческой науке. Он неоднократно обращался к словам Демокрита, провозглашал его идею так называемого функционального подхода к душе. Таким образом, Аристотель предлагает свой, четвертый подход, или соглашается с одним из уже имеющихся. В результате этого, Аристотеля в эпоху картезианства стали называть дуалистом. То есть, в вопросах физики Аристотель материалист (миром правят земные материалистические законы), но, когда речь заходит
о душе, великий философ занимает позицию своего, не менее великого, учителя Платона. Таким образом, Древняя Греция дала нам три принципиальных подхода к понятию «душа (психика)». Для нас понимание этого важно, ибо в борьбе данного «треугольника» и зарождалась классическая психология уже в последней четверти XIX века.
Несмотря на то, что картезианство началось с идеи Ньютона о наличии силы дальнодействия в природе, что само по себе воспринималось тогдашними физиками как полнейшая мистика, совершенно не очевидная. Идеи о душе Платона были раз и навсегда отвергнуты наукой, которое предложило картезианство. Предполагались принципы, то есть обязательное использование экспериментальной проверки всех получаемых учеными знаний. Данные факты должны быть достоверны и надежны, то есть, при повторных экспериментах, факты должны подтверждаться.
Причинно-следственная связь всех явлений называлась детерминизмом, одним из главных постулатов картезианства. Еще в 1698 году английский ученый-эмпирик провозгласил принцип «психологического атомизма», душа как вся материя должна была быть подвергнута экспериментальному исследованию. Однако, психология, в отличие от естественных наук, на путь картезианства в XVI веке, не перешла. Ей предстоял еще долгий путь, длинной почти в 250 лет, чтобы начать развиваться как экспериментальная наука. Таким образом, проблема сознания непременно принадлежит в психологии к числу важнейших, если не является самой важной.
Обобщая вышесказанное можно утверждать, что психика - это сложная самостоятельная реальность и имеет сложность диагностики, что в процессе дает большую неопределенность в будущем, и сложность определения и процесс проектирования возможного поведения в будущем. Именно поэтому, нашей главной задачей является определение понятия «проектирования», и в частности «психологического проектирования».
Одно из первых упоминаний о проектировании было в античные времена, в труде механика и архитектора Витрувия, который вывел 3 основных правила «польза, прочность, красота» и описал принципы организации науки, рассматриваемой как «наука архитектора». Главной деятельностью, которой являлось не только строительство и возведение зданий, но и создание механизированной техники.
Необходимость выделения в жизни человека специфической деятельности, задача которой является управление, посредством постановки цели труда и выполнения действий для достижения результата, заставило разбираться в данном вопросе и высказывать свое мнение Платона, Аристотеля, французских материалистов-механицистов, и создателя социологии Огюста Конта.
Видов проектирования, которые мы привыкли слышать и видеть в обыденной жизни, существует достаточно много. Для возможности выведения собственного понятия необходимо подробно рассмотреть часто встречающиеся определения из различных сфер деятельности человека.
Во-первых, что сразу представляет человек при использовании проектирования - это проектирование в строительной сфере: архитектурно-строительное проектирование, в частности проектирование Зданий и объектов; промышленных объектов; транспорта и транспортной инфраструктуры, например, дороги. Во-вторых, в технической сфере: оборудования и устройства технического характера; проектирование инженерных систем, которое включает проектирование электросетей, вентиляции, водопроводов, трубопроводов; проектирование электротехническое, включает в себя элекро - технику и - снабжение. В-третьих, сфера дизайна: дизайн интерьера, ландшафта, промышленный. Где проектирование тесно связанно с веяниями моды, настроением дизайнера, направлением и основой стиля.
Рассматривая данные сферы деятельности человека, совершенно очевидно, что проектирование предполагает создание проекта, который в будущем будет материальным, осязаемым, видимым для человека.
Термин «проектирование» в зарубежной литературе трактуется как изменения исключительно в технической области, в англоязычной литературе, как правило, термин «design» для обозначения технического дизайна, a «project» применим в основном в контексте общества.
Рассмотрение понятия «проек
Следующий блок сфер деятельности человека, в которых используется понятие проектирования, является социально ориентированным, где проект выступает в качестве не материального продукта, а гипотетического прогнозирования.
Социальное проектирование, социология (определение вариантов развития социальных процессов и явлений с целью коренного изменения конкретных социальных институтов. Применяется при проектировании новых городов и новых производств) [10].
Прогнозное социальное проектирование (социальная технология, ориентированная на выработку образцов решений перспективных социальных проблем с учетом доступных ресурсов и намеченных целей социально-экономического развития. Его цель - предплановое научное обоснование управленческих решений [2].
Психологическое проектирование предполагает собственную систему методов реализации. К ним относятся такие методы, как «моделирования», «умственного» и социальный эксперимент. По изученным данным в психологии чаще всего применяется относительно инженерной психологии в рамках системы «человек-машина», где оператор отвечает за специфическое взаимодействие человека с машиной. В таблице 1 представлены различные научные отрасли, которые рассматривали понятие проектирования с различных сторон.
Таблица 1
)вание» по предмету изучения
№ Изучаемый аспект Отрасль Сущность
1. Социология Социальное проектирование Деятельность, направленная на решение проблем, связанных с роцессами взаимодействия людей, развитие и проектирование явлений с учетов доступных ресурсов и намеченных целей.
2. Педагогика B.C. Безрукова На стадии проектирования происходит работа с уже произведенной моделью, в последствии она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности.
3. Психология Инженерная Учитывался только эргономический аспект комплекса «человек-машина». Частное проектирование основывалось на доминировании технократической парадигмы, для которой характерна экстраполяция идеалов и норм рациональной инженерной деятельности на социальные и гуманитарные сферы и прежде всего на человека. Технократизм по отношению к человеку проявлялся в том, что: 1) человек рассматривался лишь как объект конструктивного воздействия, его субъективность элиминировалась; 2) человек выступал только средством решения проблем, но не целью; 3) его материальные потребности имели абсолютный приоритет перед духовными ценностями и выступали критерием общественного прогресса; 4) человек рассматривался только как функциональный элемент в труктуре деятельности [1]
4. Культурология Проектирование выступает в качестве ориентира для рассмотрения материального мира, познания культуры, как специфического отражения с использованием накопленных знаний.
5. Архитектура «Условием их реализации в проекте является графическая зримость и доступность. Основным критерием его совершенства является возможность реализации уже в материалах самой действительности» [9]
Проектная деятельность отличается от исследова- канский философ и педагог ДЖ. Дьюи, он разработал тельской, данные проблемы в своих работах поднима- проектный метод со своим учеником У X. Килпатриком ли различные ученые. Одним из них является амери- в начале XX века.
Проектирование - универсальная и интегральная деятельность. Через проектирование человек задумывает, полагает и реализует новую реальность [9].
Как идеальный тип проектирование принципиально отлично от науки и от инженерии. Знания для проектирования - это только средства, с их помощью (на основе описаний прототипов, функций, конструкций, соотношений, норм и т. п.) проектировщик, с одной стороны, создает «предписания» для изготовления объекта в материале (проект как система предписаний), с другой - описывает строение, функционирование и внешний или внутренний вид объекта, добиваясь чтобы его структура удовлетворяла требованиям заказчика и принципам проектирования (проект как модель создаваемого объекта).
Г. М. Мануйлов и В. В. Новиков в своих работах делали акцент на том, что планирование и проектирование взаимосвязаны. Именно от эффективности первого зависит правильная реализация второго.
Б. Ф. Ломов при рассмотрении особенностей прикладного характера психологических исследований обращал внимание на особый вид деятельности психолога - проектную деятельность. Данный вид деятельности был охарактеризован как проектированием социотехнических систем и новых видов профессиональной деятельности. В свою очередь, психолог и профессор Ю. М. Забродин выделяет проектировочную функцию психолога, в рамках перспектив развития психологии. Исследуя проблемы разработанности понятия психологического проектирования, мы выделили одно из утверждений В. В. Новикова и Ю. М. Забродина о направлении применения данного понятия. Ими было отмечено, что психологическое проектирование направлено на определение проблем и формирование идеального объекта. Необходимо отметить, что В. В. Новиков иЮ.М. Забродин утверждали важность связи психолога и иных специалистов в различных сферах для качественной практики применения проектирования во взаимных отношениях, внутри-групповых, межгрупповых, условий жизни и других аспектов.
В процессе анализа, мы выделили основные черты понятия «проектирование» и «психологического проектирования». Итак, говоря о психологическом проектировании, мы имеем в виду деятельность, направленную на решение проблем, связанных с процессами проектирования и способами формирования поведения в человеческом обществе, переходя из неопределенности в область определенности.
Результаты. В рамках исследуемой проблемы мы произвели анализ научных источников, оценили разработанность проблематики и выделили основные принципы проектирования в различных научных областях, которые взяли за основу для формулировки собственного понятия. Исходя из анализа различных подходов к психике, были выявлены существенные характеристики, в том числе геофакторы, расовой принадлежности, складывающейся стрессовой ситуации, веры, традиционности и другие факторы, имеющие
возможность влиять на состояние человека (многомерность, многоуровневость и динамический характер) и условия ее эффективного функционирования.
Выводы. В качестве методологической основы для психологического проектирования целесообразно рассмотреть комплекс принципов, в основу которого заложен процесс формирования определенности из неопределенности в контексте проведения профессионального психологического отбора. Этот принцип определяют целевой компонент модели проектирования системы формирования.
Библиографический список
1. Дитрих, Я. Проектирование и конструирование: системотехнический подход / Я. Дитрих. М. : Мир, 1981. 454 с.
2. Дридзе, Т. М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты / Т. М. Дридзе // Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986. С. 92.
3. Забродин, Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю. М. Забродин. М., 2002.
4. Витрувий. Десять книг об архитектуре / Витру-вий. М. : Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1936. 332 с.
5. Левин, В. И. Философия, логика и методология науки : толковый словарь понятий / В. И. Левин. Пенза : Пензенский государственный технологический университет, 2010.66с.
6. Ломов, Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М., 1991.
7. Коллингс, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов / Е. Коллингс. М., 1926.
8. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / ред. совет: [В. С. Степинидр.]. М. : Мысль, 2010.
9. Норенков, С. В. Архитектоника и синархия: концептуальное проектирование и моделирование : монография / С. В. Норенков. Н. Новгород : ННГАСУ, 2005. Ч. 1.268 с.
10. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. М. : Прометей ; Юрайт-М, 2001. С. 428.
Bibliographic list
1. Dietrich, Ya. Design and construction: a systemtechnical approach/Ya. Dietrich. M. : Mir, 1981. 454 p.
2. Dridze, T. M. Predictive design in the social sphere as a factor in accelerating socio-economic and scientific and technological progress: theoretical, methodological and technological aspects / T. M. Dridze // Theoretical and methodological problems of social forecasting and design in conditions of accelerating scientific and technological progress. M., 1986. P. 92.
3. Zabrodin, Yu. M. Personality psychology and human resource management/Yu. M. Zabrodin, M., 2002.
4. Vitruvius. Ten books about architecture / Vitruvius, M. : Publishing House of the All-Union Academy of Architecture, 1936. 332 p.
5. Levin, V. I. Philosophy, logic and methodology of science : an explanatory dictionary of concepts / V. I. Levin. Penza : Penza State Technological University, 2010. 66 p.
6. Lomov, B. F. Questions of general, pedagogical and engineering psychology / B. F. Lomov. M., 1991.
7. Collings, E. The experience of the American school using the project method / E. Collings. M., 1926.
8. The New Philosophical Encyclopedia : in 4 volumes / ed. council: [V S. Stepin et al.]. M. : Mysl, 2010.
9. Norenkov, S. V. Architectonics and synarchy: conceptual design and modeling : monograph / S. V. Norenkov. N. Novgorod : NNGASU, 2005. Part 1. 268 p.
10. Toshchenko, J. T. Sociology. General course / J. T. Toshchenko. M. : Prometheus ; Yurait-M, 2001. P. 428.
Информация об авторе
В. А. Пожематкина - адъюнкт 1-го года обучения факультета подготовки научно-педагогических научных кадров Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя.
Научный руководитель: Лебедев Игорь Борисович - профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор.
Information about the author
V. A. Pozhematkina - associate of the 1st year of study at the Faculty of Training Scientific and Pedagogical Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'.
Scientific supervisor: Lebedev Igor Borisovich - Professor of the Department of Psychology of the educational and scientific complex of Psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor ofPsychological Sciences, Professor.
Статья поступила в редакцию 14.09.2023; одобрена после рецензирования 12.12.2023; принята к публикации 25.12.2023.
The article was submitted 14.09.2023; approved afterreviewing 12.12.2023; acceptedforpublication 25.12.2023.
Психология
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ
ОРГАНОВ
ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел :
учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В. Л. Цветков и др.] ; под ред. И. А. Калини-ченко. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2020. 207 с.
ISBN 978-5-238-02889-7
Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.
Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.
Для курсантов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности и юридической психологии.