УДК 37.012.5
Л. П. Назарова
Методологические основы взаимодействия дидактических программ в процессе подготовки бакалавра образования
В статье охарактеризованы методологические аспекты подготовки бакалавра образования, рассматриваемые с позиции организации профессиональной подготовки в образовательной организации высшего образования. Обосновано, что взаимодействие дидактических программ находит отражение в процессах обучения, воспитания, развития, т. е. является сущностной характеристикой образования.
The article describes the methodological aspects of the Bachelor of Education, viewed from the perspective of training in the educational institution of higher education. It is proved that the interaction of teaching programs is reflected in the process of training, development, t. e. Is an essential characteristic of education.
Ключевые слова: взаимодействие, образование, методология, бакалавр, дидактическая программа, компетентность.
Key words: cooperation, education, methodology, Bachelor, teaching program, competence.
В период обучения в университете студент осваивает программу, которую потом, в практической деятельности, реализует в образовательной организации. Условно первую мы назовем обучающей, вторую -обучаемой. Обе программы тесно взаимодействуют по разным параметрам: целям, задачам, содержанию, технологии, результатам. Нас интересует методологические основы взаимодействия программ.
Проблема взаимодействия рассматривается учеными в различных аспектах:
- взаимодействие в социальной сфере;
- взаимодействие в бизнесе;
- взаимодействия религиозного и светского образования;
- взаимодействие культуры и образования;
- взаимодействие высшего образования с внешней средой;
- Взаимодействие общего и специального образования;
- взаимодействие психологов и педагогов в образовании;
- субъект - субъектное взаимодействие в образовании и др.
© Назарова Л.П., 2015
110
Таким образом, проблема взаимодействия имеет отношение ко многим областям жизнедеятельности человека.
Нас интересует взаимодействие программ обучения и их реализация в практической деятельности учителя, что ещё не нашло достаточного отражения в литературе.
Для педагогики она имеет важное значение, так как связана с системой образования и социальным прогрессом в целом. Вопросы взаимодействия субъектов педагогического процесса нашли отражение в работах В.Я. Ляудис, Л.В. Нечаевой, В.П. Панюшкина, Н.Ф. Радионовой, Н.И. Филиппенко и др.
Основной целью современного образования в ВУЗе является подготовка профессионально компетентного учителя, способного решать задачи обучения и воспитания в обществе. Реализация названной цели зависит от решения следующих задач.
Первая - формирование академической компетентности. Решение этой задачи связано со стандартом образования ГОС 3 плюс таких как Б-1- общих гуманитарных, социально-экономических, Б-2 - математических, естественных, общепрофессиональных. Для формирования академической компетентности особую значимость приобретает усвоение таких дисциплин как философия, психология, педагогика, т.е. гуманитарных знаний. Именно эти дисциплины формируют педагогическое мировоззрение, понимания роли образования в современном мире. Математические и естественнонаучные знания свидетельствуют о том, что педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям и представляет целостную педагогическую систему, элементы которой взаимосвязаны. Названные дисциплины способствуют углублению фун-даментализации знаний как основы формирования целостного научного мировоззрения, укреплению связи этих дисциплин с гуманитарными.
Вторая - формирование профессиональной компетентности. На решение этой задачи направлены дисциплины предметной подготовки, представленные в ГОС 3 плюс блоком Б-3 и Б-4. Реализация данной задачи обусловлена овладением содержания и технологией учебной дисциплины, умением моделировать, проектировать и конструировать учебный процесс, решать профессионально-личностные задачи, работать над собой, углубляя знания, совершенствуя умения, формулировать суждения и отстаивать собственную позицию и точку зрения.
Третья задача - формирование исследовательской компетентности, которая включает в себя творческое применение знаний и умений. Под исследовательской компетентностью понимается развитие логического мышления, умение критически оценивать ситуации, принимать самостоятельные решения, продуцировать творческое воображение и др. Решение этой задачи обеспечивается результативностью всех блоков подготовки бакалавра, т. е. результативность достигается интегрированным характером обучения.
111
Четвертая задача - формирование проектировочной компетентности. Под педагогическим проектированием понимаются способы перевода теоретических знаний в практические умения, как считает В.С. Безрукова. В педагогике проектирование выполняет функцию управления педагогической системой, образовательным процессом, коллективом учащихся, учителей. Педагогическое проектирование позволяет донести до учащихся знания, формировать умения, т.е. реализовать разработки (проекты) тем уроков, занятий, воспитательных дел, мероприятий до учащихся в учебной и внеучебной деятельности. Проектирование тесно связано с конструированием содержания обучения, воспитания.
Название цели и задачи представляют основу взаимодействия дидактических программ.
Взаимодействия дидактических программ основывается на следующих методологических положениях подготовки бакалавра.
Научно-теоретический отбор содержания образования в ВУЗе и в школе. Это положение связано с профессиональной подготовкой будущего учителя, овладением им современными научными знаниями, связи знаний и умений, применения средств и методов обработки информации, овладения законами и закономерностями, теориями и концепциями развития мышления и коммуникативной речевой деятельностью, сфор-мированностью общенаучных знаний. Эти стороны подготовки тесно связаны с трансляцией знаний, с переносом их в условия работы со школьниками, с умением конструировать знания и доводить их до сознания учащихся.
Важным методологическим положением является «понимание педагогической технологии как педагогической системы» обучения в ВУЗе и школе, как считает Е.И. Трофимова. Исходя из описанных автором значений, можно определить критерии педагогической технологии как системы, которые выражаются в значимости информатизации и информации, связи их с процессом подготовки учителя, возможностью доступа к последним достижениям науки, и формированием современных фундаментальных научных воззрений.
В условиях современного информационного общества роль технологий усиливается и усложняется в образовании. Отсюда, будущий учитель ещё в ВУЗе должен овладеть информационными, инновационными и традиционными моделями технологий и уметь их трансформировать в процессе обучения школьников.
Одним из методологических положений взаимодействия дидактических программ мы считаем нацеленность содержания и педагогической технологии на саморазвитие и самореализацию. Это обуславливает формирование умения у бакалавра и школьника осуществлять самостоятельный поиск информации, давать критическую оценку собственной деятельности и деятельности окружающих людей, уметь ставить реальные цели и достигать их решения, владеть умениями моделирова-
112
ния, проектирования и конструирования собственной деятельности и деятельности школьников. Так формируется необходимость участия в системе непрерывного образования, что является одним из путей саморазвития.
Эффективность взаимодействия обучающей и обучаемой программ зависит от такого методологического положения как интеграция знаний и умений, учебных дисциплин, обучения и воспитания, организации межпредметных связей и других сторон образования. Необходимость интеграции многих областей в образовании диктуется развитием науки, социального прогресса, материального производства и других сторон общества.
Подготовка современного учителя связана с принципами взаимодействия дидактических программ, которые положены в основу формирования системы обучения. Рассмотрим ряд принципов.
Самым существенным и системообразующим принципом является фундаментализация отбора содержания образования. Под этим понимаются знания основ наук и смежных дисциплин, раскрывающих картину мира как основу формирования эрудиции учителей, усвоения базовых законов, закономерностей, теорий, концепций, формирующих компетентность посредством усвоения информации, выработанной человечеством на протяжении многовекового развития.
Принципом взаимодействия дидактических систем является сохранение культурно-исторических традиций в системе образования. В этом случае профессиональная подготовка должна быть направлена на развитие профессиональной культуры, осмысление педагогического опыта страны, анализ функционирования современной программы образования, концептуальных связей и описания моделей педагогического процесса в её историческом контексте, места традиций в современном общественном пространстве.
Аксиологический принцип как ценность образования, отвечающая интересам личности, общества. Этот принцип позволяет осознать значимость личностной ценности, стремление не только присваивать образовательные ценности, но и реализовывать их в работе с обучающимися, преобразовывать и создавать ценностные аспекты образования, осознания собственной значимости для окружающих и современной социальной действительности, формирование ответственности за собственную деятельность и деятельность других людей как ценности социально-педагогического пространства.
Организационно-методическая система взаимодействия дидактических программ основывается на таком принципе как ориентация на инновационность и развитие творческого начала личности. Это означает реализацию комплекса знаний, умений, навыков, основанных на инновационной деятельности, включения в деятельность новых целей, задач, технологий, форм организации деятельности. Инновационная дея-
113
тельность порождает творческое мышление, изменение отношения к своей деятельности, мотивации, созданию собственного видения результатов деятельности и формирования новых способов сочетания теории и практики.
Считаем, что это только часть принципов, которые носят основополагающий характер.
Взаимодеятельность дидактических программ будет эффективной, если будет соблюдено ряд условий.
Одним из условий является организация образовательного процесса. Не будет организован процесс обучения, не будет необходимости во взаимодействии образовательных программ. Современная система образования в ВУЗе готова к решению задач обучения. Эффективность подготовки бакалавра к работе в образовательной организации зависит от содержания образования, от того, насколько образовательный процесс соответствует вызовам времени. В частности, решению проблем гуманизации, глобализации и др. сторон образования.
Важным условием взаимодействия дидактических программ является сочетание стандартов образования, т.е. стандарта подготовки будущего учителя и стандарта обучения детей по данной дисциплине (география, математика и др.). Теоретическая и практическая подготовка будущего учителя должна быть ориентирована на определенную учебную дисциплину. Результативность такой подготовки отразится на процессе обучения подрастающего поколения.
Ещё одним условием представляется поэтапность подготовки будущего учителя, которая выражается в следующих этапах:
I этап - теоретическая подготовка;
II этап - практическая подготовка через систему педагогических практик (учебная, производственная);
III этап - самообразование в системе непрерывного образования.
К третьему этапу будущего учителя необходимо готовить в процессе обучения в ВУЗе.
Теоретико-методический аспект обучения в системе профессиональной подготовки выражается в его результативности: приобретение социально-культурной компетентности, личностной и профессиональной компетентности.
Нами перечислены не все условия взаимодействия дидактических программ, выделены только ведущие. Но и названные условия свидетельствуют о необходимости учета их в процессе обучения.
Таким образом, методологические аспекты подготовки бакалавра образования рассматривают процесс профессиональной подготовки к деятельности в образовательной организации.
Нами охарактеризованы только ведущие методологические положения так, как их понимаем и видим.
114
Таким образом, взаимодействие дидактических программ находит отражение в процессах обучения, воспитания, развития, т.е. является сущностной характеристикой образования.
Список литературы
1. Безрукова В.С. Педагогика: учеб. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.
2. Медведев В.С. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2000.
3. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников: учеб. пособие по спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им. А.Н. Герцена, 1989.
4. Трофимова Е.И. Проектирование и применение информационных образовательных технологий профессиональной подготовки учителя физики: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2005.
5. Филиппенко Н.И. Дидактическое взаимодействие учителя и учащихся как объект профессиональной подготовки учителя: автореф. дис. д-ра пед. наук., 2002.
115