Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИ МАРКЕТИНГОВОМ ПОДХОДЕ К УПРАВЛЕНИЮ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИ МАРКЕТИНГОВОМ ПОДХОДЕ К УПРАВЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦЕНА / PRICE / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / PRICING / МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / PRICING METHODS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД / MARKETING APPROACH / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХУСЛУГ / EDUCATIONAL SERVICES MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сланов Валерий Павлович, Шакуров Андрей Алексеевич

Система высшего профессионального образования находится в состоянии постоянных перемен. Однако престижность получения профессионального образования остается на высоком уровне, что свидетельствует о высокой ценности образования в массовом сознании современного российского общества. При этом общество сталкивается со следующими проблемами: доступности, качества и эффективности образования. Поэтому для привлечения новых потребителей и удержания старых высшие учебные заведения стали активно использовать различные маркетинговые инструменты. Следовательно, чтобы рассматривать вуз как управленческую систему, необходимо учитывать все составляющие его системы маркетинга, их взаимодействие и взаимоотношения с внешней средой. Цель. Определить следующие маркетинговые инструменты: обеспечение сбыта образовательного продукта; максимизация прибыли; удержание своей доли рынка. Задачи. Проанализировать специфику ценообразования на рынке образовательных услуг. Результаты. В данной статье анализируются особенности ценообразования на рынке образовательных услуг высшей школы и выявляются факторы, которые определяют динамику предложения. Таким образом, на сегодняшний день все более актуальным становится маркетинговый подход в управлении высшим учебным заведением, так как современная экономическая ситуация в стране и реформирование большинства сфер жизни общества диктуют необходимость уделять особое внимание маркетинговым исследованиям при принятии решений о политике ценообразования на образовательные услуги, подчиняя их законам спроса и предложения. Выводы. Политика цен связана с пониманием общих принципов, которых придерживается компания в области ценообразования. Принципиальным отличием маркетингового подхода к определению продажной цены товара является тот факт, что запрашиваемая цена основывается на поиске оптимального рыночного равновесия. Влияние на политику ценообразования ряда факторов ставит образовательное учреждение перед необходимостью проанализировать их влияние на процесс формирования цены. Поэтому выбор метода, стратегии и тактики ценообразования является обязательным условием установления окончательной цены товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сланов Валерий Павлович, Шакуров Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Foundations of Pricing in the Educational Services Market with a Marketing Approach to Management

The system of higher professional education is constantly changing. However, the prestige of professional education remains high, which indicates the high value of education in the collective consciousness of the modern Russian society. That said, society faces the problems of availability, quality, and efficiency of education. Therefore, in order to attract new consumers and retain existing ones, higher education institutions are actively using various marketing tools. Thus, viewing a higher educational institution as a management system requires careful consideration of all the components of its marketing system as well as the interaction between it and the external environment. Aim. The study aims to identify the following marketing tools: ensuring the sale of educational products; maximizing profit; maintaining the organization’s market share. Tasks. The authors analyze the specific aspects of pricing in the educational services market. Results. This study analyzes the specific aspects of pricing in the educational services market and identifies factors that determine supply dynamics. Nowadays, the marketing approach to higher educational institution management is becoming increasingly relevant, considering how the economic situation in the country, and reformation of most spheres of life, prompt managers to devote particular attention to marketing research when deciding on a pricing policy with regard to educational services, in accordance with the laws of supply and demand. Conclusion. The pricing policy is closely associated with the understanding of the company’s general pricing principles. The fundamental difference of the marketing approach to pricing is that the asking price is based on finding optimal market balance. The impact of several factors on pricing has prompted educational institutions to analyze their effects on the process of price formation. Thus, selecting a method, strategy, and tactics for appropriate pricing is essential for determining the final price of a product.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИ МАРКЕТИНГОВОМ ПОДХОДЕ К УПРАВЛЕНИЮ»

ш s

I

с m О со с о.

О

Методологические основы ценообразования

на рынке образовательных услуг

при маркетинговом подходе к управлению

Methodological Foundations of Pricing in the Educational Services Market with a Marketing Approach to Management

УДК 378.1:338.5

Сланов Валерий Павлович

директор Института Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат экономических наук, доцент

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Valeriy P. Slanov

Institute of St. Petersburg University of Management Technologies and Economics

Lermontovsky Ave 44/А, St. Petersburg, Russian Federation, 190103

Шакуров Андрей Алексеевич

доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра

Великого, кандидат педагогических наук

195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., д. 29

Andrey A. Shakurov

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University Politechnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, Russian Federation, 195251

Система высшего профессионального образования находится в состоянии постоянных перемен. Однако престижность получения профессионального образования остается на высоком уровне, что свидетельствует о высокой ценности образования в массовом сознании современного российского общества. При этом общество сталкивается со следующими проблемами: доступности, качества и эффективности образования. Поэтому для привлечения новых потребителей и удержания старых высшие учебные заведения стали активно использовать различные маркетинговые инструменты. Следовательно, чтобы рассматривать вуз как управленческую систему, необходимо учитывать все составляющие его системы маркетинга, их взаимодействие и взаимоотношения с внешней средой. Цель. Определить следующие маркетинговые инструменты: обеспечение сбыта образовательного продукта; максимизация прибыли; удержание своей доли рынка. Задачи. Проанализировать специфику ценообразования на рынке образовательных услуг.

Результаты. В данной статье анализируются особенности ценообразования на рынке образовательных услуг высшей школы и выявляются факторы, которые определяют динамику предложения.

Таким образом, на сегодняшний день все более актуальным становится маркетинговый

подход в управлении высшим учебным заведением, так как современная экономическая ситуация в стране и реформирование большинства сфер жизни общества диктуют необходимость уделять особое внимание маркетинговым исследованиям при принятии решений о политике ценообразования на образовательные услуги, подчиняя их законам спроса и предложения.

Выводы. Политика цен связана с пониманием общих принципов, которых придерживается компания в области ценообразования. Принципиальным отличием маркетингового подхода к определению продажной цены товара является тот факт, что запрашиваемая цена основывается на поиске оптимального рыночного равновесия.

Влияние на политику ценообразования ряда факторов ставит образовательное учреждение перед необходимостью проанализировать их влияние на процесс формирования цены. Поэтому выбор метода, стратегии и тактики ценообразования является обязательным условием установления окончательной цены товара.

Ключевые слова: цена, ценообразование, методы ценообразования, образовательные услуги, маркетинговый подход, рынок образовательных услуг

Для цитирования: Сланов В. П., Шакуров А. А. Методологические основы ценообразования

на рынке образовательных услуг при маркетинговом подходе к управлению // Экономика и управление. 2018. № 5 (151). С. 56-61.

The system of higher professional education is constantly changing. However, the prestige of professional education remains high, which indicates the high value of education in the collective consciousness of the modern Russian society. That said, society faces the problems of availability, quality, and efficiency of education. Therefore, in order to attract new consumers and retain existing ones, higher education institutions are actively using various marketing tools. Thus, viewing a higher educational institution as a management system requires careful consideration of all the components of its marketing system as well as the interaction between it and the external environment.

Aim. The study aims to identify the following marketing tools: ensuring the sale of educational products; maximizing profit; maintaining the organization's market share. Tasks. The authors analyze the specific aspects of pricing in the educational services market. Results. This study analyzes the specific aspects of pricing in the educational services market and identifies factors that determine supply dynamics. Nowadays, the marketing approach to higher educational institution management is becoming increasingly relevant, considering how the economic situation in the country, and reformation of most spheres of life, prompt managers to devote particular attention to marketing research when deciding on a pricing policy with regard to educational services, in accordance with the laws of supply and demand.

Conclusion. The pricing policy is closely associated with the understanding of the company's general pricing principles. The fundamental difference of the marketing approach to pricing is that the asking price is based on finding optimal market balance.

The impact of several factors on pricing has prompted educational institutions to analyze their effects on the process of price formation. Thus, selecting a method, strategy, and tactics for appropriate pricing is essential for determining the final price of a product. Keywords: price, pricing, pricing methods, educational services, marketing approach, educational services market

Citation: Slanov V. P., Shakurov A. A. Metodo-logicheskie osnovy tsenoobrazovaniya na rynke obrazovatel'nykh uslug pri marketingovom pod-khode k upravleniyu [Methodological Foundations of Pricing in the Educational Services Market with a Marketing Approach to Management]. Ekono-mika i Upravlenie, 2018, no. 5 (151), pp. 56-61.

В современных рыночных условиях повышение эффективности работы любого предприятия и качества предоставляемых им услуг, в том числе образовательных, напрямую зависит от использования экономических методов

и инструментов управления. На наш взгляд, ^ одним из таких методов становится маркетин- < говый подход в управлении всеми процессами о в учреждении высшего профессионального об- 3 разования и соответствующий инструменталь- ш ный набор [1, с. 45].

Управление качеством высшего профессионального образования находится в зависимости от государственных запросов, рыночных тенденций, образовательной деятельности вузов и потребностей обучающихся. Под «подходом» мы понимаем способ разработки и реализации управленческих решений, основанных на комплексном маркетинговом исследовании и анализе конъюнктуры рынка образовательных услуг и потребностей общества в целом [2, с. 35-39].

Кроме того, выявление базовых ценностей маркетингового подхода позволяет уточнить его роль и место в управлении любой организацией. В коммерческом и некоммерческом маркетинге в системе высшего профессионального образования в качестве концептуальных идей рассматриваются ориентация на потребительский спрос на образовательные услуги, формирование соответствующей маркетинговой политики на всех уровнях управления и исполнения, формирование внутренней маркетинговой культуры, подчинение маркетинговым исследованиям миссии образовательного учреждения, всестороннее развитие связей с общественностью и интеграция с внешней средой (полное включение учебного учреждения в социально-экономическую систему, использование внешних ресурсов для своего развития, адаптивно-жесткое разделение образовательных ступеней и структуры) [3].

Маркетинговый подход в управлении образовательного учреждения предполагает жесткость и адаптивность структуры предприятия и принятие управленческих решений с полной ориентацией деятельности на спрос потребителей образовательных услуг [4, с. 162-163]. Вузу необходимо выработать принципиально новые подходы к формированию цен, так как заказчик образовательных услуг будет готов заплатить более высокую цену, если производитель сможет оправдать «добавленную стоимость», показав свою уникальность на конкурентном рынке через дополнительные образовательные программы и более высокое качество обучения.

Таким образом, ценовая политика образовательного учреждения должна быть ориентирована на повышение качества и эффективности образовательной системы и разнообразие использования экономических методов управления. Кроме того, модернизация высшей школы, реформы высшего образования привели к изменениям системы его финансирования

КОНКУРЕНЦИЯ

Заказчик:

• государство;

• предприятия;

• родители;

• граждане

Рынок образовательных услуг

Производители:

образовательные

учреждения (государственные и негосударственные)

Потребители:

• учащиеся;

• студенты;

• специалисты;

• предприниматели;

• безработные

О

Специалисты, профессиональные кадры

Рынок труда

Рис. 1. Рынок образовательных услуг

и поставили вузы в рыночные условия ведения хозяйственной деятельности наравне с другими экономическими субъектами [5, с. 580-584].

Форма экономической деятельности системы высшего образования значительно отличается от прочих экономических агентов с точки зрения ресурсов, продукции, структуры рынка и конкуренции. Это связано с предметом образовательных услуг, которые относятся к социально-культурной сфере жизнедеятельности общества и образуют качественно новую образовательную среду. Данная сфера и обуславливает особенности формирования спроса и предложения, которые являются основополагающими факторами определения цены [6, с. 19-32].

Спрос на образовательные продукты и услуги всегда индивидуален и предшествует их производству. Вследствие этого потребитель лишается возможности получить достоверную информацию о качестве предлагаемых продуктов, рассматривая их цену как показатель качества. Поскольку подготовить и произвести образовательные продукты и услуги в том виде, в котором на них существует спрос, невозможно, для сферы образования свойственна асимметричность информации. Кроме того, образовательные продукты и услуги становятся смешанным благом. Они полезны и тому, кто получил образование, и обществу в целом [7, с. 2-14].

Таким образом, образовательные услуги и продукты являются доверительным благом, из-за чего и возникает уникальная конкурентная среда, в которой рациональнее всего использовать ценовые стратегии (демпинга, проникновения, дифференциации цен, «снятия сливок», варьирования цен и т. д.). Стратегия ценообразования вуза зависит от множества факторов:

1) платежеспособный спрос;

2) увеличение цен на образовательные услуги;

3) рост/снижение инвестиций в науку и технику;

4) изменение валютного курса;

5) уровень конкуренции на рынке услуг;

6) законодательное регулирование;

7) спад предпринимательской активности;

8) демография;

9) уровень безработицы;

10) изменение образовательного уровня и профессионального состава населения;

11) ускорение научно-технического прогресса [8]. Кроме того, на политику ценообразования

будут влиять сама структура образовательного рынка и степень дифференцированности услуг, благодаря чему все вузы обладают рыночной властью. Основу дифференциации услуг, которые предоставляет высшая школа, составляют:

1) уровень и степень реализуемых образовательных программ;

2) отраслевая направленность образовательных программ;

3) образовательные технологии;

4) образовательная среда [9].

Рынок образовательных услуг — это механизм обмена между продавцом и всеми потенциальными потребителями, которые стремятся удовлетворить свои потребности в образовании (рис. 1).

С точки зрения финансирования производителей образовательных услуг, мы принимаем все вузы за коммерческие предприятия, так как все они имеют особую статью доходов за платные услуги, связанные с получением потребителем высшего образования. Кроме доходов от потребителей образовательных услуг, вузы используют спонсорскую и государственную поддержку. Соответственно, именно структура

Товар ► Издержки ► Цена ► Ценность ► Покупатель

Рис. 2. Схема процесса ценообразования на основе себестоимости

доходов высших учебных заведений с принципом самофинансирования и прибыльности оказывает ключевое влияние на их экономическую политику. Также на экономическую политику влияет в разной степени идеологически-просветительская цель [10, с. 75-76].

Соответственно, мы можем условно выделить два типа вузов по целевому признаку. Вузы первого типа со смешанным источником финансирования, как правило, имеют своей целью повышение конкурентоспособности, связанное с повышением качества образовательных услуг и конечного образовательного продукта, тем самым повышая свой статус и укрепляя бренд на международном рынке образования. Ко второму типу вузов мы относим те учебные заведения, которые стремятся к максимизации коммерческих результатов [11, с. 123-125].

Таким образом, на рынке образовательных услуг присутствуют экономические агенты двух типов:

• вузы, конкурирующие посредством качественно новых образовательных программ и устанавливающие высокие входные барьеры для абитуриентов и достойные гранты для студентов по результатам научно-исследовательской деятельности;

• вузы, участвующие в конкурентной борьбе, используя только ценовой инструментарий для привлечения абитуриентов.

Вузы каждого из этих типов проводят разную ценовую политику и позиционируют себя с точки зрения доступности цены и сочетания качества и цены на предоставляемые образовательные услуги.

Цена, как один из основных инструментов маркетинга, служит ключевым методом борьбы любого предприятия за выбранный сегмент целевого рынка. Поэтому ценовая политика университета, как коммерческого предприятия, должна выполнять следующие функции: прибыльность, имидж, усиление рыночных позиций отдельных образовательных услуг и продуктов, расширение спроса на свои услуги и захватывание новых сегментов образовательного рынка [12, с. 3-8].

Приоритетным направлением в стратегическом подходе к ценообразованию на рынке образовательных услуг является достижение лидерства по показателям «цена — качество». Для этого в маркетинговой программе вуза должны быть согласованы ценовая политика, политика качества, набор услуг и методы стимулирования. Изменение параметров какого-

либо из элементов маркетингового комплекса потребует пересмотра ценовой политики вуза. Следовательно, в ценообразовании необходимо учитывать весь комплекс маркетинга. С учетом всего вышесказанного рассмотрим этапы и методы ценообразования на образовательные услуги.

Этап 1. Маркетинговые исследования структуры рынка, ценовых тенденций и факторов воздействия [13, с. 29-35]. В основе прогнозирования спроса и определения емкости рынка лежат результаты исследований в области рынка труда (нехватка квалифицированных кадров), новых подходов в технологии обучения (дистанционное образование), государственном регулировании (определение эффективных вузов, реструктуризация и закрытие неэффективных), а также макроэкономических показателей.

Этап 2. Определение целей ценообразования и установление их приоритетности.

Этап 3. Определение финансовых возможностей вуза. Расчет постоянных и переменных издержек для выбора стратегии ценообразования, установления цены и управления ей.

Этап 4. Выявление факторов воспринимаемой ценности образовательной услуги, влияющих на ценообразование: соответствие новым образовательным стандартам, бренд, поддержка государством, местоположение, материально-техническая база, научно-исследовательская деятельность, педагогическая среда, соотношение численности студентов и количества преподавателей, социально-бытовые условия.

Этап 5. Определение цены с учетом характеристики целевого рынка и целей вуза [14].

Таким образом, устанавливая цену на образовательные услуги, вуз должен стремиться к достижению баланса между слишком низким, не способным обеспечить прибыль показателем и слишком высоким, который не сможет обеспечить необходимый спрос.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К основным методам установления цен относятся ценообразование на основе себестоимости, ценообразование на основе воспринимаемой ценности и конкурентное ценообразование. В основе ценообразования на основе себестоимости лежат товар или услуга и связанные с ним совокупные издержки (рис. 2).

Совокупные издержки, связанные с производством и реализацией образовательных услуг, определяют минимальную цену, которую может установить вуз. При этом учебному заведению необходимо установить такую цену,

Покупатель ► Ценность ► Цена ► Издержки ► Товар

Рис. 3. Схема процесса ценообразования на основе воспринимаемой ценности

которая не только покрывает затраты, но и обеспечивает запланированную норму прибыли. Также важным является определение безубыточного объема производства, т. е. расчет численности учащихся, который позволил бы окупить все затраты. Для этого вузу необходимо оценить порог безубыточности, уровень возможного спроса и прибыль при различных ценах. Порог безубыточности можно определить по формуле (1) [4, с. 162-163]:

Q = FC/P - AVC,

(1)

где Q — число обучающихся; ЕС — постоянные издержки; Р — предполагаемая цена; ЛУС — переменные издержки на одного обучающегося.

С учетом существующего спроса на рынке можно спрогнозировать такое сочетание цены и численности обучающихся, которое могло бы гарантировать нормируемую прибыль. Также для определения цены можно использовать следующий расчетный метод, беря за основу расчет себестоимости обучения:

P = СБполная/(1 - Н),

(2)

где Р — цена продажи товара или услуги; СБпол-ная — полная себестоимость единицы товара или услуги; Нпр — запланированная норма прибыли в десятичных долях от объема продаж.

Данный метод расчета позволяет определить первичную цену. При этом не учитывается спрос как таковой, что приводит к завышению себестоимости.

Нижний уровень цены производителя образовательных услуг можно определить по следующей формуле [15, с. 29]:

Рн. п. = (1 + k) • (A/m + B/n + FC/n) • T+, (3)

где Рн. п. — нижний ценовой предел; k — минимально допустимый уровень рентабельности; А, В — средние ставки заработной платы в штатном расписании; m, n — численность преподавательского и вспомогательного состава; FC — уровень постоянных издержек; Т+ — длительность обучения.

Ценообразование на основе воспринимаемой ценности предусматривает установление цены на основе восприятия ценности товара покупателем, а не издержек продавца (рис. 3). Оно начинается с анализа покупательских потребностей и воспринимаемой ценности планируемого товара.

При конкурентном ценообразовании вуз основывает свою цену главным образом на ценах конкурентов, уделяя меньше внимания

собственным издержкам или спросу на свой товар. Несмотря на то что конкурентный метод ценообразования не позволяет экономическому субъекту в должной мере управлять своими доходами, он весьма популярен [16, с. 57-64].

Правильный подход в выборе стратегии и методов ценообразования может принести положительный результат, если в высшей школе, использующей маркетинговый подход к управлению, ведется систематическая работа по исследованию и анализу внешней и внутренней среды.

В современных условиях ведущие позиции на рынке образовательных услуг принадлежат предложениям вузов, которые определяют объем, качество и устанавливают цены на образовательные продукты и услуги. Так как предложения этих услуг многообразны, потребители могут свободно выбирать их в допустимых пределах (т. е. спрос формируется дифференцированно и селективно). Данные обстоятельства объясняют конкурентное варьирование цен на рынке образования и делают их доступными для потребителей.

Литература

1. Шакуров А. А. Маркетинговый подход в управлении качеством высшего образования // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сб. науч. тр. 13-й Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. С. 44-46.

2. Шакуров А. А. Специфика антикризисного механизма управления вузом // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сб. науч. тр. 15-й Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2015. С. 35-39.

3. Вишнякова О. Н., Хайруллина А. Д., Зайнуллина М. Р. Особенности формирования и внедрения компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2011. № 1. С. 78-84.

4. Дерябина А. А., Зайцева И. В., Филимонов А. А. Управление ценовой политикой вуза по оказанию образовательных услуг в условиях конкуренции // XII Неделя науки СПбГПУ: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В. Э. Гасумянц. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. С. 162-163.

5. Сланов В. П., Савченко Л. С. Инновационная активность университета как фактор развития в условиях модернизации высшей школы // Роль образования в формировании экономической, социальной и правовой культуры: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2014. С. 580-584.

6. Лебедева Н. А. Комплексная система мониторинга факторов внешнего окружения и внутренней среды вуза // Креативная экономика. 2014. № 11. С.19-32.

7. Шевченко Д. А. Маркетинговая деятельность вуза: структура, управление и содержание // Практический маркетинг. 2013. № 9. С. 2-14.

8. Бейкер М. Д. и др. Теория маркетинга: История, методология, концепции, стратегии. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

9. Маркетинговые технологии в образовании: особенности комплекса маркетинга вуза / под ред. А. В. Мор-довина. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. 144 с.

10. Лобанова Е. В., Ксенофонтова О. Л. Подходы к ценообразованию в сфере высшего профессионального образования // Успехи современного естествознания. 2012. № 4. С. 75-76.

11. Липкина Е. Д. Маркетинговый подход к управлению вузом // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 6. С. 119-125.

12. Васильева М. В. Цена и ценовая политика вуза // Экономические и гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 3-8.

13. Ласковец С. В., Нетесова А. В. Роль вузов в трудоустройстве выпускников: маркетинговые исследования // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 11. С. 28-35.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2007. 656 с.

15. Ищук Т. Л. Цена вопроса. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг высшей школы // Креативная экономика. 2009. № 7. С. 25-31.

16. Федулин А. А., Колгушкина А. В. Маркетинговое исследование цен на образовательные услуги в конкурентной среде вуза (на примере «РГУТИС») // СЕРВИС Plus. 2009. № 2. С. 57-64.

References

1. Shakurov A. A. Marketingovyy podkhod v upravlenii kachestvom vysshego obrazovaniya [Marketing approach in quality management of higher education]. In: Formi-rovaniye professional'noy kul'tury spetsialistov XXI ve-ka v tekhnicheskom universitete. Sb. nauch. tr. 13 Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. [Formation of professional culture of specialists of the XXI century in the technical university. Proc. 13th Int. sci.-pract. conf.]. St. Petersburg: Polytechnic Univ. Publ., 2013, pp. 44-46.

2. Shakurov A. A. Spetsifika antikrizisnogo mekhanizma upravleniya vuzom [Specificity of the crisis management mechanism of the university]. In: Formirovaniye professional'noy kul'tury spetsialistov XXI veka v tekhnicheskom universitete. Sb. nauch. tr. 15 Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. [Formation of professional culture of specialists of the XXI century in the technical university. Proc. 15th Int. sci.-pract. conf.]. St. Petersburg: Polytechnic Univ. Publ., 2015, pp. 35-39.

3. Vishnyakova O. N., Khayrullina A. D., Zaynullina M. R. Osobennosti formirovaniya i vnedreniya kom-petentnostnogo podkhoda v sistemu vysshego pro-fessional'nogo obrazovaniya [Features of formation and implementation of competence-based approach in the system of higher professional education]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo finansovo-eko-nomicheskogo instituta, 2011, no. 1, pp. 78-84.

4. Deryabina A. A., Zaytseva I. V., Filimonov A. A. Upravleniye tsenovoy politikoy vuza po okazaniyu obrazovatel'nykh uslug v usloviyakh konkurentsii [Management of the pricing policy of the university for providing educational services in a competitive environment]. In: XL Nedelya nauki SPbGPU. Mat. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [XL Week of Science

of SPbSPU. Proc. Int. sci.-pract. conf.]. St. Petersburg: ^ Polytechnic Univ. Publ., 2011, pp. 162-163. i

5. Slanov V. P., Savchenko L. S. Innovatsionnaya ak- S tivnost' universiteta kak faktor razvitiya v usloviyakh ° modernizatsii vysshey shkoly [Innovative activity of < the University as a factor of development in the con- lq ditions of modernization of higher education]. In: Rol' obrazovaniya v formirovanii ekonomicheskoy, sotsi-al'noy ipravovoy kul'tury. Sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Sankt-Peterburg, 23-24 oktyabrya 2014 g.) [The role of education in the formation of economic, social and legal culture. Proc. Int. sci.-pract. conf. (St. Petersburg, 23-24 Oct., 2014)]. St. Petersburg: SPb. Univ. of Management and Economics Publ., 2014, pp. 580-584. Available at: https://www. spbume.ru/file/pages/75/rol_obrazovaniya.pdf.

6. Lebedeva N. A. Kompleksnaya sistema monitoringa faktorov vneshnego okruzheniya i vnutrenney sredy vuza [Complex system of monitoring the factors of external and internal environment of the university]. Kreativnaya ekonomika, 2014, no. 11, pp. 19-32.

7. Shevchenko D. A. Marketingovaya deyatel'nost' vuza: struktura, upravleniye i soderzhaniye [Marketing activity of the university: Structure, management and content]. Prakticheskiy marketing, 2013, no. 9, pp. 2-14.

8. Baker M. J., ed. Marketing: Theory and practice. London: Macmillan Business Publ., 1995. 442 p. (Russ. ed.: Baker M. J., ed. Teoriya marketinga: Istoriya, metodologiya, kontseptsii, strategii. St. Petersburg: Piter Publ., 2002. 464 p.).

9 .Mordovin A. V., ed. Marketingovyye tekhnologii v obrazovanii: osobennosti kompleksa marketinga vu-za [Marketing technologies in education: Features of the marketing complex of the university]. Volgograd: VSU Publ., 2007. 144 p.

10. Lobanova E. V., Ksenofontova O. L. Podkhody k tse-noobrazovaniyu v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya [Approaches to pricing in the sphere of higher professional education]. Uspekhi sovremen-nogo estestvoznaniya, 2012, no. 4, pp. 75-76.

11. Lipkina E. D. Marketingovyy podkhod k upravleniyu vuzom [Marketing approach to university management]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'no-go universiteta. Seriya: Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki, 2014, no. 6, pp. 119-125.

12. Vasil'yeva M. V. Tsena i tsenovaya politika vuza [The price and pricing policy of the university]. Ekonomi-cheskiye i gumanitarnyye nauki, 2012, no. 3, pp. 3-8.

13. Laskovets S. V., Netesova A. V. Rol' vuzov v tru-doustroystve vypusknikov: marketingovyye issledo-vaniya [The role of universities in the employment of graduates: Marketing research]. Problemy teorii i praktiki upravleniya, 2010, no. 11, pp. 28-35.

14. Kotler P. Marketing essentials. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall Publ., 1984. 556 p. (Russ. ed.: Kotler P. Osnovy marketinga: kratkiy kurs. Moscow: Williams Publ., 2007. 656 p.).

15. Ishchuk T. L. Tsena voprosa. Tsenovaya politika gosu-darstva i vuzov na rynke obrazovatel'nykh uslug vysshei shkoly [Pricing policy of the state and universities in the market of educational services of the higher school]. Kreativnaya ekonomika, 2009, no. 7, pp. 25-31.

16. Fedulin A. A., Kolgushkina A. V. Marketingovoye issle-dovaniye tsen na obrazovatel'nyye uslugi v konkurent-noy srede vuza (na primere "RGUTIS") [Marketing research of prices for educational services in the competitive environment of the university (the example of "RSUTS")]. SERVIS Plus, 2009, no. 2, pp. 57-64. Available at: http://philosoph.su/wp-content/ uploads/2015/09/2009-%E2%84%962.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.