УДК 338.22
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПОПЫТКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ
METHODOLOGICAL BASIS OF ENTERPRISE THEORY: ATTEMPT OF SYSTEMATIZATION
Л.В. Гришаева L.V. Grishaeva
Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
Посвящена разработке методологических основ теории предпринимательства. В частности, предлагается систематизировать сложившиеся в экономической науке направления исследования предпринимательства не на основе хронологического подхода, а на основе особенностей методологии разных экономических школ. Все многообразие определений сущности предпринимательства в статье упорядочивается на основе выделения специфических, родовых признаков предпринимательства и с учетом задач исследования.
Modem theory of enterprise is presented by many concepts which the author suggests to systematize on the basis of methodology percularities of different economic schools. Such approach permits to mark two groups of enterprise concept, using the functional and the interdisciplinary approach. All variety of definitions the nature of entrepreneurship in the article is regulated on the basis of marked principle of specific enterprise features and with the goals of research.
Ключевые слова: теория предпринимательства; концепции предпринимательства, использующие функциональный подход; концепции предпринимательства, использующие междисциплинарный подход; предпринимательство как экономическая категория; предпринимательство как метод хозяйствования; предпринимательство как институт.
Key words: enterprise theory; enterprise concept, using the functional approach; enterprise concept, using the interdisciplinaru approach; enterprise as an economic category; enterprise as an economic management method.
Современный этап развития экономики актуализировал необходимость в систематизации экономико-теоретического знания о предпринимательстве по двум причинам:
1) предпринимательство выступает основой становления и неотъемлемым элементом канонически функционирующей рыночной экономики; без предпринимательства рыночная экономика и в целом общество не могут нормально существовать и развиваться;
2) предпринимательская деятельность несет в себе необходимые предпосылки для качественного изменения в экономических отношениях современной системы хозяйствования.
Предпринимательство как социально-экономический феномен прошло значительный исторический путь развития. Однако в качестве особой (специализированной) области научного знания оно до настоящего времени находится в стадии осмысления и систематизации. Об этом свидетельствует часто используемый термин «эволюция теории предпринимательства». Нет единообразия в названии теории: ее
называют теорией предпринимательства, теорией предпринимательской функции, теорией предпринимателя. Отсутствуют четкие формулировки базовых понятий. До сих пор имеет место смешение терминов «предпринимательство» и «бизнес», что позволяет относить к числу предпринимателей как президента могущественной финансовой империи, так и владельца одной уличной торговой точки. Различные теоретические подходы к основам предпринимательства в историческом контексте по-разному описывают пути его развития и становления. Авторами учебного пособия «История экономических учений» (В. Автономов, О. Ананьин, Н. Макашева) данное обстоятельство объясняется тем, что: «в истории экономической мысли теории предпринимательства и прибыли занимали несколько периферийное место. Отчасти это было связано с тем фактом, что они не получили распространения в Англии -стране, которая долгое время являлась лидером в экономической науке» [1, с. 300].
© Л.В. Гришаева, 2012
Между тем недостаточная проработанность теоретических основ предпринимательства является одной из причин низкой эффективности государственных программ поддержки предпринимательства и неадекватности юридических норм реальным экономическим отношениям. В этой связи имеет место потребность в систематизации и концептуализации теоретического материала по проблемам предпринимательства.
Систематизация теоретических подходов
Зарождение и развитие теории предпринимательства обычно рассматриваются в контексте развития экономической мысли, а различные концептуальные подходы к исследованию предпринимательства хронологически соотносятся с четырьмя этапами (направлениями, волнами - называют по-разному) научного осмысления данного явления. Представляется, что подобная систематизация, достигнутая на основе хронологического подхода, носит описательный характер, а потому не дает ожидаемых результатов при ее применении. Более плодотворна, на наш взгляд, систематизация на основе особенностей методологического подхода разных экономических школ. Данный критерий позволяет выделить две группы концепций предпринимательства:
• концепции, использующие функциональный подход;
• концепции, использующие междисциплинарный подход.
Концепции, использующие функциональный подход, рассматривают предпринимательство не как самостоятельный предмет исследования, а в контексте закономерностей функционирования экономики, т. е. акцентируют внимание на функциональной роли предпринимательства в экономике. Отсюда название этих концепций - «концепции специфической предпринимательской функции».
К этой группе концепций мы относим следующие:
^ Концепция, в которой предпринимательство рассматривается через функцию, связанную с несением бремени риска или неопределенности. Это исследования А. Смита, Р. Кантильона, И. Тюнена, Ф. Найта.
^ Концепция, рассматривающая предпринимательство как один из четырех базовых экономических ресурсов, наряду с трудом, землей и капиталом. Эту концепцию представляют исследования Ж.-Б. Сэя, который главной функцией предпринимательства считает функцию координации факторов производства.
^ Следующая концепция, которую в научной литературе называют инновационной концепцией (иногда модернизационной), связана с именем Й. Шумпетера. В рамках данной концепции предпринимательская деятельность представляется как функция новаторства, функция по осуществлению новых комбинаций ресурсов, реализуемых в системе экономических отношений по поводу создания нового материального блага, введения нового способа производства, новой организации дела, а также создания новых рыночных возможностей для целей хозяйственной практики. Также Й. Шумпетер подчеркивает, что экономическая функция предпринимателя является дискретной (она выполняется только до тех пор, пока новая комбинация не превратится в рутину) и не закреплена навечно за определенным носителем, т. е. предпринимательство не формирует профессию или устойчивый общественный класс.
Как показало время, исследования Й. Шумпетера явились наиболее основательными и перспективными в создании теории предпринимательства. В современных условиях новаторство (инновационность) как основная специфическая функция предпринимательства рассматривается в работах П. Друкера, Э. Чемберлина и Дж. Робинсон.
^ К концепциям, использующим функциональный подход, на наш взгляд, следует отнести концепцию неоавстрийской школы (И. Кирц-нер, Ф. Хайек, Л. Мизес, М. Ротбард и др.), которую называют вторым по значимости вкладом австрийской школы в экономическую науку. В соответствии с этой концепцией предпринимательская деятельность является не только атрибутом рыночной экономики, но и необходимым условием ее эффективного функционирования. Как показали Ф. Хайек и И. Кирц-нер: «рыночный процесс по своей природе является предпринимательским» [2, с. 26]. Соответственно предпринимательство рассматривается как категория рыночной экономики, неразрывно связанная с эволюцией последней. Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: «Экономика свободного предпринимательства».
В отличие от неоклассической теории, которая рассматривает рынок в терминах равновесия, а предпринимателя как второстепенную фигуру, экономисты неоавстрийской школы предлагают рассматривать рынок как непрерывный процесс реализации предпринимательских решений, а предпринимателя выдвигают на роль основной фигуры рыночных процес-
сов. Представителями неоавстрийской школы также поставлен вопрос о соотношении производственных и предпринимательских отношений и сформулировано утверждение о том, что производственные отношения в условиях товарного производства приобретают форму предпринимательских отношений.
В концепции неоавстрийской школы развивается понятие предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок, так как рыночные отношения невозможны без экономической свободы, а предпринимательство органически связано с экономической свободой, которая дополняет свободу личную и позволяет предпринимателю развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей. При анализе предпринимательской среды неоавстрийская школа большое внимание уделяет таким факторам развития предпринимательства как государственное принуждение и защита частной собственности, т. е. институциональным факторам. Однако анализ этих факторов не выделяется этой школой в специальное направление исследования.
Важно заметить, что для всех концепций специфической предпринимательской функции характерно рассмотрение предпринимательства как персонифицированного явления. Так, ключевым направлением исследований неоав-стрийской школы является личность предпринимателя. Представители этой школы достаточно основательно рассматривают особые личностные качества предпринимателя и вопросы предпринимательской культуры. Основатель инновационной концепции Й. Шумпетер, не только отмечает тесную связь предпринимательской функции с особенностями личности предпринимателя, но и пытается их систематизировать. Он выделяет такие свойства предпринимателя: специфическая мотивация, требующая не удовлетворения потребностей, а активной деятельности ради создания «империи», победы над соперниками и радости творчества; избирательный, но не глубокий интеллект; сильная воля; развитая интуиция.
Характеризуя концепции, которые объединяются под названием «концепций специфической предпринимательской функции», авторы учебного пособия «История экономических учений» делают такой вывод: «Теории специфической предпринимательской функции и предпринимательской прибыли как остаточного дохода нельзя назвать интегрированными в основное неоклассическое течение экономической науки. Характерный для этих теорий неравновесный подход, подчеркивание
неустранимой неопределенности и субъективных моментов, связанных с личностью типичного предпринимателя, противоречат неоклассической парадигме исследований» [1, с. 310].
В настоящее время теория предпринимательства развивается преимущественно на более конкретном уровне анализа, соприкасающемся с прикладной экономикой и управленческими дисциплинами. Этот срез теории представляют концепции, использующие междисциплинарный подход. К таким концепциям мы относим теорию предпринимателя, развиваемую немецкой исторической школой, и институциональные концепции.
• Немецкая историческая школа сосредотачивается, с одной стороны, на анализе особенностей экономического поведения предпринимателя, а с другой стороны, для объяснения феномена предпринимательства используются психологические мотивы этой деятельности. В частности, в работах В. фон Зомбарта и М. Вебера дается трактовка предпринимателя как носителя специфического «духа», коренящегося в религиозных и нравственных устоях народа. Эта позиция до сих пор достаточно широко представлена в научной литературе по предпринимательству и позволяет констатировать формирование концепции предпринимателя, в которой предпринимательство рассматривается как особый тип экономического поведения личности с определенными ценностными ориентирами, специфической мотивацией и социальной ролью. «Достраивание» экономической модели предпринимательства «пси-хологизмами» позволяет решать утилитарные задачи - совершенствовать организационную структуру производства, обеспечивать эффективное взаимодействие крупного и малого бизнеса, вырабатывать формы и методы конкурентной борьбы.
• В работах представителей институционального направления экономической мысли (А. Гибб, Д. Джонсон, Р. Бруксбэнк, Э. Нельсон, Д. Стори, А. Ослунд и др.) сущностные аспекты предпринимательской деятельности анализируются в связи с ее управленческими аспектами, что привело к характеристике предпринимательства как особого регулирующего механизма, отличного от ценового и государственного регулирования, т. е. к определению предпринимательства как социального института. К нормам, формирующим институт предпринимательства, относят традиции организации хозяйственной деятельности (трудолюбие, бережливость, принципы предпринимательской морали и т. п.), а также формальные регулято-
ры в виде нормативов организации трудового дня, соглашений, законодательства и т. п. Этой концепцией исследуется зависимость предпринимательства от общественных институтов (в первую очередь государственных), поскольку соответствующая конкретному рынку предпринимательская деятельность предполагает определённые институциональные условия, имеющие историко-генетическую природу.
Следует заметить, что во всех обозначенных выше подходах к исследованию предпринимательства присутствуют три компоненты, характеризующие это явление: личностная, экономическая и организационно-управленческая. Они органически взаимосвязаны, что проявляется в особом типе воспроизводства, который называют воспроизводством предпринимательского типа. Вместе с тем теоретические подходы к анализу предпринимательства различаются степенью концентрации внимания на какой-то одной из компонент. В частности, при трактовке предпринимательства немецкая историческая школа акцентирует внимание на личностной компоненте; инновационная концепция - на экономической и личностной компонентах; классическая, неоклассическая концепции - на экономической компоненте; новоавстрийская школа - на личностной и организационно-управленческой компонентах; институциональная концепция - на организационно-управленческой компоненте.
На наш взгляд, все обозначенные подходы к изучению предпринимательства, несмотря на их различия, важны и справедливы. Они отражают разные аспекты этого явления и связаны с эволюцией роли и места предпринимательства в процессе развития экономики.
К вопросу о сущности предпринимательства
Исходный пункт теоретической систематизации любого социально-экономического явления - осмысление его сущности. В этом плане важно обратить внимание на то, что многогранность подходов к определению сущности предпринимательства и применение этого понятия во множестве контекстов (понятие предпринимательства используется теориями экономического развития, конкуренции, ценообразования, прибыли, фирмы, факторов производства и др.) не позволяют сформулировать единое и однозначное определение сущности предпринимательства. «... Экономическая теория вряд ли способна выработать однозначное и всеобщее толкование данного феномена» [3, с. 91]. На наш взгляд, в значительной мере неоднозначность его трактовок также обусловле-
на широтой признаков предпринимательства. Поэтому определение сущности предпринимательства мы предлагаем строить на основе выделения его основных специфических признаков, используя три основных подхода: 1) широкий и узкий; 2) макро- и микроэкономический; 3) в зависимости от особенностей исследовательских программ.
Широкая и узкая трактовки предпринимательства. К широкой трактовке мы относим определение предпринимательства как процесса человеческой деятельности: «В широком или общем смысле, предпринимательство - это то же самое, что человеческая деятельность. По этому поводу можно сказать, что любой, кто действует, чтобы изменить свое настоящее и достичь своих целей в будущем, занимается предпринимательством» [4, с. 47].
В узком смысле слова предпринимательство характеризуется как особый вид экономической деятельности. Особенность в том, что данная деятельность основана на самостоятельной инициативе, ответственности, инновационной идее и нацелена на получение прибыли.
Трактовки предпринимательства с позиций макроэкономического и микроэкономического подходов. В рамках макроэкономического подхода предпринимательство определяется как подсистема в общей структуре экономики. Поскольку хозяйственная деятельность может быть представлена как система состояний активности, обусловленных достижением требующихся для воспроизводства субъекта хозяйствования целей в условиях ограниченности располагаемых ресурсов, постольку предпринимательство образует подсистему в движении хозяйствующего субъекта, выступая функцией экономического статуса. Такого типа подсистема способна проявиться в функционировании как домохозяйства, так и субъектов иного уровня - региональной или территориальной хозяйствующей единицы, национального субъекта хозяйствования - и даже имеет право на существование в деятельности хозяйствующего субъекта наднационального уровня. Предпринимательство как подсистема в общей структуре экономики институционально закреплена, исполняет общественно значимые хозяйственные функции и обладает тенденцией саморазвития.
С позиций микроэкономического подхода сущность предпринимательства определяется как особый тип хозяйственного поведения личности, отдельного предприятия, компании. Особенность предпринимательской деятельности проявляется в специфических целях, в
специфических характеристиках, в специфической мотивации (например, самореализация личности).
Трактовки предпринимательства, выделяемые по особенностям исследовательских программ. Отдельные представители неоклассического направления экономической мысли трактовали предпринимательство как особенный и редкий фактор производства, основной функцией которого является координация других факторов. В этой связи в рамках данного направления используется такое определение: предпринимательская деятельность - это форма реализации особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе рискового подхода с целью получения предпринимательского дохода.
Инновационная концепция предпринимательства определяет его как особый тип активности, отличающийся от традиционной трудовой активности по инновационному способу реализации, сфере применения и критериям.
Институциональная концепция трактует предпринимательство как социально-экономический институт, т. е. комплекс специфических норм и правил, обеспечивающих согласованное поведение хозяйствующих субъектов.
Особенно, поскольку не вписывается ни в одну из обозначенных концепций, мы выделяем трактовку предпринимательства, предлагаемую советской экономической школой. Её представители используют уровневый подход: уровень сущности и уровень формы. На уровне сущности предпринимательство трактуется как экономическая категория. В этом смысле предпринимательство представляет собой всю совокупность экономических отношений, связанных с осуществлением инициативной деятельности и получением прибыли. Эти отношения охватывают как отношения с другими субъектами экономики (государством и домашними хозяйствами), так и отношения между предпринимателями. На уровне формы предпринимательство рассматривается как метод хозяйствования и как процесс.
Предпринимательство как метод хозяйствования характеризуется такими признаками: самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов; хозяйственный риск и ответственность; экономическая заинтересованность субъектов хозяйствования; новаторство.
Предпринимательство как процесс представляет собой последовательность целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента возникновения предпринима-
тельской идеи и заканчивая ее воплощением в конкретный предпринимательский проект.
Примечательно, что советская экономическая школа подчеркивает исторический характер экономической категории предпринимательства. Это значит, что данное понятие не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. В эволюции терминологической, содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности отражается история развития обмена, производства и распределения товаров и услуг, а также уровень развития научно-технического прогресса. Поэтому на различных этапах развития общества представления о сущности предпринимательства и его роли в развитии народного хозяйства меняются в соответствии с господствующими производственными отношениями, состоянием экономики, политическим строем и т. п.
Более того, в силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение понятия предпринимательства, а также в силу различия объективных внешних условий, всегда будут появляться варианты определения данного понятия, соответствующие конкретным условиям. Для решения одних задач необходимо строгое или формальное определение, для решения других - достаточно общих, согласованных подходов к пониманию сущности, стоящей за тем или иным понятием. За отправную точку, как правило, принимается то определение сущности предпринимательства, которое соответствует целям и задачам исследования.
Таким образом, современное предпринимательство представляет собой многогранную и интегральную сферу человеческой деятельности, а точнее - многогранную и интегральную систему рыночного хозяйствования, которая характеризуется бесконечным множеством форм проявлений, условий делового функционирования, параметров экономической деятельности. В частности, в экономическом отношении предпринимательство можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как экономический процесс. И каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. Это значит, что ни одно из определений не может считаться исчерпывающим. Но вместе с тем это многогранное и интегральное социально-экономическое явление характеризуется родовыми, специфическими признаками, которые позволяют определять его сущность.
Представляется, что для определения экономической сущности предпринимательства
более всего подходит многоступенчатое (отражающее разные теоретические подходы) и собирательное (отражающее множество признаков) понятие.
На основе основных теоретических подходов предпринимательство можно определять:
1) как экономическую категорию рыночной экономики;
2) как метод и процесс хозяйствования;
3) как особенный фактор производства;
4) как институт.
На основе выделения специфических признаков сущность предпринимательства определяется как особый вид трудовой деятельности, характеризующийся инициативностью, самостоятельностью, ответственностью, высокой степенью экономической неопределенности и экономического риска, нацеленностью на получение прибыли. В этом смысле, полагают В.Р. Богачев, В.С. Кабаков, Л. Ходачек: «...предпринимательство имеет существенное отличие от хозяйственной деятельности в бюджетных организациях, осуществляемой строго по заданиям, нормативам, с постоянной отчетностью и контролем собственником» [5, с. 72].
Важно заметить, что относительно таких специфических признаков предпринимательской деятельности, как новаторство (инновационность) и наличие права собственности на факторы производства, среди экономистов до сих пор нет единства в подходах. В частности, можно обозначить четыре основных подхода.
В соответствии с первым подходом (Ж.Б. Сэй, австрийская школа, советская экономическая школа) характерными чертами предпринимательской деятельности являются наличие у предпринимателя права собственности на средства производства и новаторский характер деятельности. Представители советской экономической школы рассматривают становление и развитие понятия «предпринимательство» в его тесной связи с понятием собственности, т. е. предпринимательство и собственность рассматриваются как две стороны одного и того же процесса, развивающегося во времени и пространстве.
Согласно второму подходу для предпринимательской деятельности обязательно наличие права собственности на средства производства, но новаторский характер деятельности необязателен. Таких взглядов придерживались и придерживаются большинство ученых и экономистов. Например, А. Смит, Ж. Бодо, И.В. Липсиц, А.В. Бусыгин.
Сторонники третьего подхода (Р. Катиль-он) считают, что предприниматель может яв-
ляться собственником бизнеса, а может быть только управленцем, и новаторский характер деятельности необязателен. Этот подход является самым крупным по охвату хозяйствующих единиц.
Представители четвертого подхода (Й. Шумпетер, П. Друкер, В.И. Кушлин) считают, что главное в предпринимательстве -инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства, так как предпринимательство возможно и без наличия собственного капитала (например, с использованием заемных средств или за счет государственных субсидий). Новаторство как специфическую предпринимательскую функцию Й. Шумпетер четко отделяет от функций собственника факторов производства и менеджера [6, с. 37; 7, с. 26-27].
В практической деятельности закрепился второй подход, о чем свидетельствует определение предпринимательской деятельности, закрепленное Гражданским кодексом Российской Федерации.
Обобщая все выше сказанное и учитывая, что конечная цель теоретических исследований - разработка рекомендаций для формирования программ и алгоритмов практической деятельности, мы определяем предпринимательство как инициативную экономическую деятельность людей, направленную на получение прибыли, сопряженную с риском и осуществляемую под имущественную ответственность предпринимателя.
Снять противоречие относительно признака инновационности, на наш взгляд, позволяет тезис о двух моделях предпринимательского поведения: классической и инновационной. Отличительная особенность первой модели (иначе ее можно назвать ресурсо-ориенти-рованной) состоит в том, что предприниматель соотносит решаемые задачи с наличными ресурсами и отдает предпочтение тем средствам достижения целей, которые обеспечивают наибольшую эффективность использования ресурсов. Вторая модель (иначе ее можно характеризовать как инновационную, новаторскую) ориентирована не на имеющиеся ресурсы, а на возможности. Это значит, что предприниматель, используя собственные и внешние ресурсы, отдает предпочтение инновационным методам развития производства.
1. История экономических учений / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. - М. : ИНФРА-М, 2003. - 784 с.
2. Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство : пер. с англ. / под ред. проф. А. Н. Романова. - М., 2001. - 239 с.
3. Московцев А. Ф., Юрова О. В. Эвристическое значение понятия предпринимательства и его границы // Экономические науки. -2008. - № 7. - С. 91-94.
4. Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция : пер. с англ. В. Кошкина / под ред. А. Ку-ряева. - М.; Челябинск : ИРИСЭН, Социум, 2008. - 488 с.
5. Стратегия малого предпринимательства / В. Р. Богачев, В. С. Кабаков, Л. Ходачек. -СПб., 1995. - 172 с.
6. Радаев В. В. Новое российское предпринимательство в оценках экспертов // Мир России. - 1994. - № 1. - С. 36-54.
7. Фетисов Э. Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // СОЦИС. - 1993. - № 1. - С. 24-30.