О
<м
УДК 338.242(571.54) ББК У9(2)24
И.Г. Сангадиева Ч.З. Жербанова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Раскрыты содержание и элементы стратегического плана региона, определены методы стратегического анализа и формирования экономической стратегии. Сформулирована стратегическая цель социально-экономического развития Республики Бурятия с учетом экономических ограничении.
Ключевые слова: стратегия, методы стратегического планирования региона, байкальский фактор, устойчивое развитие, экономический рост.
I.G. Sangadieva Ch.Z. Zherbanova
METHODOLOGICAL BACKGROUND OF STRATEGIC PLANNING IN THE REGION
The article deals with the content and the details of the regional strategic plan, and specifies methods of strategic analysis and building up economic strategy. The strategic target of social and economic development of Buriat Republic with the economic restrictions taken into account is worded.
Keywords: strategy, methods of regional strategic planning, Baikal factor, sustainable development, economic growth.
“O!
В настоящее время эпицентр экономических преобразований все более перемещается на региональный уровень. Эффективность рыночного переустройства в немалой степени зависит от адекватности избранной региональными органами стратегии и конкретных условий претворения запланированных мероприятий в жизнь. Представляется, что в современных условиях необходимо формирование новой области управленческой деятельности — стратегическое планирование развитием региона.
Стратегическое планирование в новых условиях — это организация деятельности по оформлению и согласованию интересов социальных субъектов в отношении будущего региона, создание конкретизирующих образ будущего программ и проектов и их реализация силами региональной власти, бизнеса и сообществ.
© И.Г. Сангадиева, Ч.З. Жербанова, 2010
О
<м
Базовая идея стратегического планирования состоит в том, что ответственность за будущее регионального образования лежит на местном сообществе, проживающем на данной территории. Стратегическое планирование региона определяется как самостоятельное определение местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной конкурентной среде.
Фактически, идея стратегического планирования региона несет в себе, во-первых, передачу ответственности за настоящее и будущее территории самим жителям и выбранным ими органам власти; во-вторых, — распределение деятельности стратегического планирования между различными уровнями органов власти (федеральной, региональной, местной); в третьих, — поддержку инициативы и повышение самостоятельности местных сообществ в деятельности, направленной на решение социально-экономических проблем и развитие территорий.
По содержанию стратегическое планирование — это, прежде всего, выбор целей и ориентиров, прорисовка желаемого будущего территории, определение стратегии и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность территории в целом как места для жизни, хозяйственной деятельности и временного пребывания, а также отдельных отраслей региональной экономики и социальной сферы. В идеале стратегический план должен включать хорошо продуманную, специфичную миссию, четкие формулировки целей, относительно небольшой набор задач и конкретных стратегических проектов. Стратегический план, в отличие от комплексного плана, должен затрагивать только самое главное для адаптации и устойчивого развития города в конкурентной рыночной среде.
Стратегическое планирование подразумевает управление, ориентированное на достижение желаемого состояния региона в долгосрочной перспективе. При стратегическом управлении оперативные решения принимаются с учетом выбранной стратегии развития региона. Основой планирования являются ориентация на перспективный облик территории, эффективное использование имеющихся потенциалов, усиление положительных тенденций и предпосылок, концентрация усилий на приоритетных направлениях деятельности. Можно обозначить несколько элементов, используемых при формировании стратегического плана:
- современный облик региона — описание территории в текущий момент времени, чтобы его выполнить, производится анализ преимуществ и недостатков как экономики в целом, так и отдельных кластеров и отраслей. Понимание сравнительных преиму-
О
<м
“О!
ществ и недостатков позволяет заглянуть вперед поверх сегодняшних трудностей и критически оценить будущее;
- перспективный облик региона — описание территории в будущем (в долгосрочной перспективе) как результата стратегического управления. Это видение включает, как правило, ряд бесспорных элементов — высокий жизненный стандарт, основанный на высокой производительности труда, рост занятости, диверсифицированная сильная экономика, хорошее качество жизни. Перспективный облик не может дать точной и детальной картины будущего вследствие нестабильности внешнего окружения и долгосрочности периода планирования;
- внутренняя среда региона — анализ внутренней среды направлен на выделение «сильных и слабых сторон», проводится анализ имеющихся острых социально-экономических проблем и выделение порождающих их условий, анализируются имеющиеся социальные, экономические и культурные ресурсы, выделяются возможные направления и «точки» роста;
- внешняя среда региона — анализ внешней среды направлен на выделение в окружающем мире тенденций, потенциально благоприятных или угрожающих будущему территории, создающих возможные угрозы или предпосылки развития;
- стратегия — система действий по достижению желаемого состояния региона в долгосрочной перспективе. Стратегия учитывает имеющийся потенциал региона, существующие предпосылки для его реализации.
Эти элементы включаются в стратегический план региона, состоящий из трех крупных блоков и соответствующих разделов.
Первый блок — аналитический, ежегодно или раз в два года обновляемый раздел, фиксирующий основные параметры и характеристики развития территории, значимые для выбора стратегических направлений и мониторинга процессов реализации стратегии. Формулирует основные проблемы развития.
Второй блок — собственно стратегия, т.е. описание: стратегических целей и приоритетов развития; направлений деятельности по реализации поставленных стратегических целей; ресурсов управления, имеющихся на территории для реализации стратегии.
Третий блок — механизм реализации стратегии. Здесь собираются средне- и долгосрочные управленческие программы, признанные приоритетными для достижения стратегических целей. Конкретные мероприятия, связанные с реализацией различных стратегических программ, осуществляемые подразделениями администрации или с использованием ресурсов территории, сводятся в двухгодичный план мероприятий по реализации стратегии. Та-
О
<м
ким образом, этот блок обеспечивает увязку стратегических целей и текущей деятельности администрации по реализации социальноэкономической политики.
Естественно, структура стратегического плана региона должна конкретизироваться с учетом его специфики, однако суть остается — в ходе стратегического планирования анализируется текущее состояние региона, определяется перспективный (желаемый) облик и формируется стратегия перехода из текущего состояния в желаемое. Стратегический план определяет систему действий по достижению желаемого состояния региона. При этом должен сформироваться постоянно воспроизводимый механизм стратегического планирования, основанный на партнерстве властей, бизнеса и общества.
Этот механизм включает в себя не только тексты, но и организационные структуры, и постоянно воспроизводимые процедуры разработки, обсуждения, реализации, мониторинга и обновление стратегии.
Таким образом, методы стратегического анализа, целеполага-ния и формирования экономических стратегий развития региона входят в качестве важной и необходимой части в инструментарий методического обеспечения исследовательских работ по разработке стратегических планов развития региона. Эти методы формируют инструментарий регионального стратегического планирования.
Каждый регион имеет свою специфику и «набор» региональных проблем, следовательно, направления, инструменты и механизмы стратегического планирования должны быть разными. Правильный выбор стратегии позволяет регионам сконцентрировать усилия и ресурсы на реализации потенциала экономического развития и тем самым обеспечивать их эффективное развитие в рыночных условиях.
В стратегии развития Республики Бурятия особую роль играют экологические факторы. Обострившиеся экологические проблемы и необходимость в экономическом благосостоянии региона вступают в противоречие из-за так называемого «байкальского фактора».
Охрана озера Байкал является не только российской, но и общемировой задачей. Несмотря на множество принятых решений по защите этого уникального природного объекта, внесенного в список ЮНЕСКО памятников мирового и культурного наследия, его охрана осуществляется крайне неудовлетворительно. Так, за 1996-2000 гг. подпрограмма ФП СЭР РБ «Обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов оз. Байкал», в рамках которой должна осуществляться основная часть федеральных мероприятий по охране озера, профинансирована всего на
0,4% от намеченного объема.
В связи с необходимостью сохранения экосистемы озера Байкал стратегической целью развития хозяйственного потенциала Буря-
О
<м
тии является достижение устойчивого роста уровня жизни населения на основе модернизации экономики, повышения эффективности и конкурентоспособности производства с учетом требований экологизации хозяйственной деятельности.
Достижение стратегической цели определяет необходимость решения комплекса следующих основных задач:
1. Обеспечение экономического роста с выходом на траекторию устойчивого развития, позволяющего достичь в долгосрочном периоде удвоения валового регионального продукта республики.
2. Осуществление структурной перестройки экономики республики, проводимой по двум относительно самостоятельным направлениям: структурная перестройка общего характера, экологически ориентированная структурная перестройка, обусловленная переходом к устойчивому развитию.
3. Развитие систем жизнеобеспечения республики, гарантирующее надежное и устойчивое функционирование экономики и исключающее нарушение нормальной жизнедеятельности общества.
4. Устойчивое развитие социальной сферы, нацеленное на повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ.
5. Интеграция хозяйственных связей республики с субъектами Федерации, в первую очередь с регионами Сибири, Дальнего Востока и Забайкалья, призванная обеспечить сближение региональных хозяйственных комплексов на основе развития интенсивного экономического взаимодействия между ними.
Основным критерием выбора средства воздействия на заинтересованные субъекты управления и хозяйствования в конкретной ситуации должна стать необходимость осуществления стратегически намеченных действий и мероприятий. В каждом случае условия должны гармонизировать с общественными ценностями, и не только с демократией и законностью, но также и экономической эффективностью.
Создание такой инфраструктуры потребует от региональных властных структур новой культуры управления, научно обоснованных программ и соответствующих средств информационной поддержки управленческих решений.
Список использованной литературы
1. Богданова О.П. Байкальский регион: интеграционный сценарий развития Байкальского региона / О.П. Богданова // Российское предпринимательство. — 2009. — № 8.
2. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город / А.Л. Гапоненко. — М., 2001.
О
<м
3. Гутман Г.В. Управление региональной экономикой / Г.В. Гутман, А.А. Мироедов, С.В. Федин. — М., 2001.
4. Дубровина Н.А. Структура стратегического управления социальноэкономическим развитием региона / Н.А. Дубровина // Вестник ОГУ. — 2006. — № 8.
5. Козловская О.В. Региональное стратегическое планирование /
О.В. Козловская // Эко. — 2006. — № 3.
6. Петров А.Н. Стратегическое планирование и управление: современное состояние / А.Н. Петров, Л.Г. Демидова. — СПб., 2002.
7. Потапов Л.В. «Байкальский фактор» и проблемы социально-экономического развития / Л.В. Потапов // Финансы. — 2001. — № 4.
8. Соколов Д.В. Стратегия регионального развития: формирование и управление / Д.В. Соколов, М.С. Мотышина, Н.В. Минеева [и др.]. — СПб., 2002.
Bibliography (transliterated)
1. Bogdanova O.P. Baikal’skii region: integratsionnyi stsenarii razvitiya Baikal’skogo regiona / O.P. Bogdanova // Rossiiskoe predprinimatel’stvo. — 2009. — № 8.
2. Gaponenko A.L. Strategiya sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya: strana, region, gorod / A.L. Gaponenko. — M., 2001.
3. Gutman G.V. Upravlenie regional’noi ekonomikoi / G.V. Gutman, A.A. Miroedov, S.V. Fedin. — M., 2001.
4. Dubrovina N.A. Struktura strategicheskogo upravleniya sotsial’no-ekonomicheskim razvitiem regiona / N.A. Dubrovina // Vestnik OGU. — 2006. — № 8.
5. Kozlovskaya O.V. Regional’noe strategicheskoe planirovanie / O.V. Kozlovskaya // Eko. — 2006. — № 3.
6. Petrov A.N. Strategicheskoe planirovanie i upravlenie: sovremennoe sostoyanie / A.N. Petrov, L.G. Demidova. — SPb., 2002.
7. Potapov L.V. «Baikal’skii faktor» i problemy sotsial’no-ekonomiche-skogo razvitiya / L.V. Potapov // Finansy. — 2001. — № 4.
8. Sokolov D.V. Strategiya regional’nogo razvitiya: formirovanie i upravlenie / D.V. Sokolov, M.S. Motyshina, N.V. Mineeva [i dr.]. — SPb., 2002.
Информация об авторах
Сангадиева Ираида Гомбоевна — доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ.
Жербанова Чимита Зоригтоевна — аспирант Бурятской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Р. Филиппова, г. Улан-Удэ.
Authors
Sangadieva Iraida Gomboyevna — Doctor of Economics, Chairholder, Chair of Economic Theory, Buryat State Agricultural Academy, Ulan-Ude.
Zherbanova Chimita Zorigtoyevna — post-graduate student, Buryat State Agricultural Academy, Ulan-Ude.