DOI 10.25588/CSPU.2020.155.2.010
УДК 378.18 ББК 74.00
А. В. Савченков
ORCID № 0000-0002-7268-1533 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры, подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: alex2107@mail.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ СПО
Аннотация
Введение. В рамках данной статьи проанализированы методологические подходы, которые выступили общенаучным основанием для разработки системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО. Системный и аксиологический подходы выступили в качестве общенаучной основы исследования. Нуклеарный, контекстный и личностно-ори-ентированные подходы выступили его конкретно-научной основой.
Материалы и методы. Материалом для анализа выступили различные научные источники, посвященные системному, аксиологическому, нуклеарному, контекстному и личностно-ориентиро-ванному подходам, и возможностям их применения к проблеме подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО. Анализ научной и методической литературы, описательный и дистрибутивный методы, применяемые при написании данной статьи, являются основным инструментарием анализа.
Результаты. Изучена научная литература, проанализировало
§ на значимость каждого из выделенных нами подходов для решения ! пробле-мы исследования. Системный подход позволяет предста-Ч вить процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной де-^ ятельности в организациях СПО как целостную систему взаимоВестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического 162__университета, № 2, 2020_
связанных структурных компонентов, которые в совокупности позволяют достигнуть поставленной цели. Аксиологический подход способствует наполнению разрабатываемой системы социаль-
о
д
§
о
но педагогическими и личностно-педагогическими ценностями, I
о §
л о о ж о №
подход; личностно-ориентированный подход. Основные положения:
3
Л
а
о
о
№
О
У
выявить механизмы формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности. Нуклеарный подход позволил разработать нуклеарную структуру целостной системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Контекстный подход направлен формирование профессионального и социального контекста в процессе подготовки к воспитательной деятельно- з
О
сти. Личностно-ориентированный подход позволяет подобрать §
о
формы, методы и средства подготовки будущих педагогов к воспи- §
к
тательной деятельности в соответствии с их личностными и про- ~
фессиональными особенностями. г
о
Обсуждение. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования привел нас к пониманию того, что положения избранных подходов раскрывают тео- у ретико-методологические основания системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО, позволяют определить направления научного поиска и обеспечить обоснованность теоретических положений исследования.
Заключение. Мы выяснили, что для построения целостной системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО в ее основе должна быть положена совокупность нескольких подходов, которые обеспечивают ее научную о
обоснованность. Каждый из выявленных нами подходов имеет д
§
определенную функцию для построения системы и конкретную зна- §
чимость для достижения цели ее реализации. н
о
Ключевые слова: система подготовки будущих педагогов; ^ воспитательная деятельность; организации СПО; системный под-
№
ход; аксиологический подход; нуклеарный подход; контекстный а
н
а -к и и
дано определение методологического подхода и обосно- П
ван их выбор;
о
проанализированы системным, аксиологическим, нуклеар-ный, контекстный и личностно-ориентированный подходы применительно к проблеме исследования;
- описана значимость совокупности методологических подходов для решения проблемы исследования.
1 Введение (Introduction)
В практике современных педагогических исследований свойственно многообразие подходов к познанию и преобразованию научной действительности. Проблема подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО очень сложна и многогранна и ее невозможно рассматривать в рамках одной методологической концепции. Решение данной проблематики требует выявления совокупности методологических подходов, обеспечивающих полное и всестороннее решение изучаемой проблемы. В рамках данной статьи будет проанализирована совокупность выявленных подходов.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
В статье проанализированы системный и аксиологический подход как общенаучная основа исследования, нуклеарный, контекстный и личностно-ориентированный подходы как его конкретно-научная основа. В статье представлена значимость каждого из подходов для решения проблемы исследования, доказана их взаимосвязь и взаимообусловленность.
3 Результаты (Results)
Опираясь на исследования Э. Г. Юдина, мы под методологическим подходом понимаем принципиальную методологическую ориентацию исследования, способ определения объекта изучения, принцип, руководящий общей стратегией исследования.
Опираясь на точку зрения И. В. Ипполитовой, мы считаем, что «понятие методология и методологический подход взаимосвязаны, и их взаимосвязь подразумевает соотношение сущности и
50 Ж
S средства, и применение отдельных методологических подходов
3
И5
^ нований научного анализа педагогических явлений и процессов».
обеспечивает реализацию соответствующих методологических ос-
Таким образом, методологические подходы позволяют определить общую стратегию подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО.
В рамках нашего исследования системный и аксиологический подходы выступили в качестве общенаучной основы исследования. Нуклеарный, контекстный и личностно-ориентированные подходы выступили его конкретно-научной основой. Перейдем к характеристике каждого из представленных подходов. Й
Системный подход. Данный подход рассматривается как высокоэффективный инструмент, предназначенный для системного изучения объекта или явления, установление его интегративных
свойств, внутренних и внешних системных связей. е
ы
Системный подход дает возможность представить процесс Щ
подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в г
о
организациях СПО как педагогическую систему, основной целью 0
№
реализации которой является достижение нового системного каче- и ства, а именно готовности будущих педагогов к воспитательной у деятельности в организациях СПО.
Соглашаясь с Н. Л. Селивановой и П. В.Степановой, мы
о
д
§
о
а и
л е
с §
е о
с
н о
№
кЙ 3
а
о
з
и с
и с
8
а е
д
а
считаем, что «системный подход предполагает рассмотрение всех а компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов к и т. п.) не изолировано, а в их взаимосвязи, целостности, что поз- § воляет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объ- 3 единить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять воспитание на новый качественный уровень» 0 [1, с. 179]. Таким образом,
системный подход позволяет нам рас- д смотреть воспитательный процесс, осуществляемый в вузе, как з
сложную систему, взаимосвязанную совокупность ее компонентов, н
о
выявить воспитательный потенциал различных форм образова- 3 тельной деятельности.
Системный подход позволит выявить критерии и показатели результативности системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО, он способствует оценке эффективности системы в совокупности, а не отдельных ^
№ а
а а
ни
а
-к
и
и
форм и методов подготовки.
Таким образом, системный подход применительно к проблематике нашего исследования позволяет: 1) рассмотреть подготовку будущих педагогов к воспитательной деятельности как целостную систему, являющуюся неотъемлемой частью образовательного процесса вуза; 2) выявить совокупность компонентов разрабатываемой системы, определить их взаимосвязь и взаимообусловленность; 3) обеспечивает динамичность и нелинейность функционирования системы подготовки, осуществить ее реализацию по различным траекториям; 4) выявить закономерности и принципы реализации функционирования системы.
Аксиологический подход. Позволяет рассмотреть исследуемую проблему через призму ценностей и идеалов, которые обусловливают процесс формирования готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности в организации СПО. Аксиологический подход выступает «механизмом, связующим звеном между познавательными и практическими подходами, позволяет установить взаимосвязи между ценностями, социальными и культурными факторами и личностью».
На необходимость аксиологизации процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности указывает большое количество исследователей, они указывают на необходимость формирования ценностного отношения к данной деятельности. Аксиологический подход обеспечивает связь между образовательной практикой и изучением педагогических явлений и связан с гуманизацией парадигмы образования, которая подразумевает первостепенное значение воспитания [2]. Аксиологический подход позволяет выявить специфические педагогические ценности, выступающие ориентирами социальной и профессиональной активности будущих педагогов [3].
Подводя итоги вышесказанного, отметим, что аксиологиче-
^ ский подход в рамках данной проблематики позволяет: 1) педаго-§
нк гам найти личностный смысл воспитательной деятельности для будущего педагога; 2) выявить систему ценностей и идеалов, яв-сц ляющихся основой процесса подготовки к воспитательной деятельности; 3) понять, что ценности выступают ориентиром для
личностной и социальной активности будущих педагогов в ходе их е
3
подготовки к воспитательной деятельности. о
Нуклеарный подход. Это методологическое направление, °
и
позволяющее рассмотреть качество личности (в нашем случае го- че
ск
товности к воспитательной деятельности в организациях СПО), как ие ядро, а именно знания и умения, а становление этого качества лич- осн ности сопровождается развитием защитного пояса (гибких качеств ы личности, обусловливающих ее способность к адаптации, изменчивости и отсутствия ригидности).
Ведущая идея нуклеарного подхода состоит в том, что глав- к
и
ная функция ядра — сохранение и передача самоидентичности, яд- и
с
ро при этом мало изменчиво и устойчиво. При этом ядро обладает е
ы
защитным поясом, который выполняет функции защитного меха- Щ
низма, данный пояс отслеживает, фильтрует и поглощает инфор- а
о
мацию извне, тем самым делая явление (объект) в целом одновре- о
к
менно и устойчивым, и изменчивым [4].
нашего исследования обусловлена тем, что он позволил нам разработать нуклеарную структуру системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО и готовности к данной деятельности.
Опираясь на данный подход, мы считаем, что ядром готовности будущих педагогов к воспитательной деятельности выступают устойчивые качества их личности (устойчивая мотивация к
р
Р р
а о
у
Рациональность применения нуклеарного подхода в рамках у
и
х
а
е
д а
а о
а о
№ к
№ о
с
а и
о*
педагогической деятельности, ценностное отношение к ней, устой- но чивое профессиональное поведение и др.). Защитный пояс иссле- д
дуемой готовности основан на профессиональной гибкости, который представлен гибкими качествами личности (преадаптация, самомотивация, эмпатия, эмоциональный интеллект и др.) [4]. Защитный пояс позволяет педагогам оставаться открытым для общения и сохранять гибкость поведения.
Подводя итоги вышесказанного, отметим, что нуклеарный подход в рамках изучаемой нами проблематики позволяет: 1) разработать нуклеарную структуру готовности будущих педагогов к ^ воспитательной деятельности; 2) выявить стратегический ориентир
№ ора
а а
ни а
к и
и
167
процесса формирования исследуемой готовности; 3) обогатить проблематику подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности гибким содержанием компонентов готовности к ней.
Контекстный подход. Данный подход направлен на интеграцию теоретической и практической подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО. Этот подход обусловливает естественную взаимосвязь теоретической подготовки к воспитательной деятельности с будущей профессиональной деятельностью посредством ее предметного моделирования [5].
Методы контекстного обучения позволяют моделировать предметное содержание воспитательной деятельности будущего педагога, погрузится в воспитательную среду организации СПО, смоделировать реальные воспитательные ситуации [6]. Данный подход в ходе подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности позволяет сделать упор на профессиональный (типичные профессиональные ситуации, методы и приемы осуществления воспитательной деятельности) и социальный (социальные отношения, характерные для воспитательной деятельности, ее общественная значимость) контексты [7].
Таким образом, контекстный подход применительно к проблематике нашего исследования позволяет: 1) сформировать профессиональный контекст процесса подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО; 2) придать воспитательной деятельности конкретный личностный смысл для будущего педагога за счет придания ей профессионального и социального контекста; 3) позволяет моделировать воспитательную деятельность, типичные воспитательные ситуации, свойственные для организаций СПО.
Личностно-ориентированный подход. Направлен на создание воспитательной среды вуза, которая запускает механизм функ-^ ционирования и развития личности будущего педагога. Централь-
вко
нк ным звеном данного подхода является личностно-ориентированная педагогическая ситуация, которая ставит будущих педагогов в новые условия, трансформируя привычный ход его жизнедеятельности. Таким образом, посредством личностно-ориентированных
50 З1
50
3
сц
о
д
§
о
а s л №
о §
№ о о ж о №
Л
а
о
воспитательных ситуаций возможно сформировать у будущих педагогов субъективный опыт в воспитательной деятельности, сформировать ценностное отношение к ней.
С учетом личностно-ориентированного подхода при построении системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности мы будем ориентироваться на приоритет индивидуальности, преобладание в ходе подготовки субъект-субъектных отношений между преподавателями и студентами и обогащение субъективного опыта воспитательной деятельности будущих педагогов организаций СПО.
Таким образом, личностно-ориентированный подход при- g
о
менительно к проблематике нашего исследования позволяет: 1) 1
к
учитывать в ходе подготовки к воспитательной деятельности ин- ~ дивидуальные личностные особенности будущих педагогов, их ^
0
субъектность и уникальность; 2) придать процессу подготовки личную значимость для будущих педагогов; 3) включить в содержательное наполнение системы личностно-ориентированные вос- у
1
питательные ситуации, имитационные упражнения и т. д. g
4 Обсуждение (Discussion)
Анализируя методологические подходы к проблеме подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО, мы выявили их значимость для нашего исследования: 1) системный подход выступает в качестве общенаучной основы исследования и его теоретико-методологического принципа; 2) аксио-
о
№ «
s
У
о*
логический подход направлен на выявление ценностей и идеалов, но которые легли в основу разрабатываемой системы; 3) нуклеарный д
подход позволил определить стратегию и тактику исследования, разработать нуклеарную структуру изучаемой готовности; 4) контекстный подход выступил в качестве стратегического ориентира исследования, он позволяет наполнить процесс подготовки методами и формами контекстного обучения; 5) личностно-ориентированный подход позволяет включить в процесс подготовки к воспитательной
s
деятельности личностно-ориентированные воспитательные ситуации. | 5 Заключение (Conclusion) ^
Проанализировав научно-исследовательскую литературу, мы
№
а а ж
ü
пришли к выводу, что избранные методологические подходы имеют наибольший потенциал для решения исследуемой проблемы, они позволят спроектировать систему подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО.
Перспективным направлением данного исследования является разработка концепции функционирования системы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в организациях СПО на основе избранных методологических подходов.
Библиографический список
1. Селиванова Н. Л., Степанов П. В. Теоретические основы оценки качества воспитания в системе общего образования // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. № 3 (76). С. 176-185.
2. Ashytok, N. (2018), "Axiological approach as a methodological basis of pedagogy and educational practice improvement", Lubelski Rocznik Pedagogiczny, vol. 37, pp. 11. DOI: 10.17951/lrp.2018.37.2.11-19. (Scopus).
3. Лидак Л. В. Методологические основы педагогики высшей школы: аксиологический подход // Университетская наука. 2018. № 1 (5). С. 121-125.
4. Шумакова О. А. Психолог образования как субъект профессионального взаимодействия с родителями // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 7. С. 220-227.
5. Албегова Д. У. Контекстный подход в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 508.
6. Вербицкий А. А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С. 2-8.
7. Тенищева В. Ф., Кузнецова Ю. С., Цыганко Е. Н. Профессиональные контексты как средство мониторинга процесса формирования компетенций // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2015. № 5 (50). С. 193-196.
A. V. Savchenkov
1ORCID No. 0000-0002-7268-1533 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Training
Teachers of Professional Education and Subject Methodology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: alex2107@mail.ru
J METHODOLOGICAL BASIS OF SYSTEM DEVELOPMENT | SYSTEM FOR TRAINING FUTURE TEACHERS FOR ED-
UCATIONAL ACTIVITIES IN THE ORGANIZATIONS OF
A. SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Abstract m
Introduction. This article analyzes the methodological ap- o proaches that served as the General scientific basis for the devel- 0 opment of a system for preparing future teachers for educational o activities in secondary vocational education organizations. System- a atic and axiological approaches served as the General scientific basis of the research. Nuclear, contextual, and personality-oriented approaches served as its concrete scientific basis.
Materials and methods. Various scientific sources devoted ^ to system, axiological, nuclear, contextual, and personality-oriented approaches and the possibilities of their application to the problem of preparing future teachers for educational activities SS in secondary vocational education organizations were the material for the analysis. Analysis of scientific and methodological literature, descriptive and distributive methods used in writing this article are the main tools of analysis.
Results. Based on the analysis of the scientific literature, the significance of each of the approaches identified by us for the research problem is analyzed. The system approach allows us to present the process of preparing future teachers for educational activities in secondary vocational education organizations as a complete system of interrelated structural components that to- C
to
r
s
g
t u fo
fo a c h fo s
r r
gether allow us to achieve this goal. The axiological approach helps to fill the developed system with socio-pedagogical and personal-pedagogical values, to identify the mechanisms of formation of readiness of future teachers for educational activities. The nuclear approach allowed us to develop the nuclear structure of an integral system for preparing future teachers for education- g al activities. The contextual approach is aimed at creating a professional and social context in the process of preparing for educational activities. The personality-oriented approach allows you
n
s
c a
s 0 a
to choose the forms, methods and means of preparing future ^^ teachers for educational activities in accordance with their per-
U o
a s
R>
sonal and professional characteristics. §'S
Discussion. The theoretical analysis of the psychological and pedagogical literature on the problem of research has led us to understand that the provisions of the chosen approaches reveal the theoretical and methodological foundations of the system of training future teachers for educational activities in secondary vocational education organizations allow us to determine the directions of scientific research and ensure the validity of the theoretical provisions of the study.
Conclusion. In this article, we found out that in order to build an integral system of training future teachers for educational activities in secondary vocational education organizations, it should be based on a combination of several approaches that ensure its scientific validity. Each of the approaches identified by us has a specific function for building the system and a specific significance for achieving the goal of its implementation.
Keywords: System of training future teachers for educational activities; Organization of secondary vocational education system approach; Axiological approach; Nuclear approach; Contextual approach; Personality-oriented approach.
Highlights:
The definition of the methodological approach is given and their choice is justified;
System, axiological, nuclear, contextual, and personality-oriented approaches are analyzed in relation to the research problem;
The significance of a set of methodological approaches for solving the research problem is described.
References
1. Selivanova N. L. & Stepanov P. V. (2014), Teoreticheskie osnovy ocenki kachestva vospitaniya v sisteme obshchego obrazovaniya [Theoretical foundations for assessing the quality of education in the general education sys> tem]. Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda, 3 (76), 176-185.
(In Russian).
e
2. Ashytok N. (2018), Axiological approach as a methodological ba-
vc
¡g sis of pedagogy and educational practice improvement. Lubelski Rocznik ^ Pedagogiczny, 37, 11-19. DOI: 10.17951/lrp.2018.37.2.11-19. (Scopus) ^ 3. Lidak L. V. (2018), Metodologicheskie osnovy pedagogiki vysshej
shkoly: aksiologicheskij podhod [Methodological foundations of higher education pedagogy: An axiological approach]. Universitetskaya nauka, 1 (5), §
a-
121-125. (In Russian). d
4. Shumakova O.A. (2011), Psiholog obrazovaniya kak sub"ekt pro- ° fessional'nogo vzaimodejstviya s roditelyami [Educational psychologist as a c subject of professional interaction with parents]. Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitet, 7, 220-227. (In Russian).
R>
a
S
5. Albegova D.U. (2015), Kontekstnyj podhod v sisteme vysshego f
professional'nogo obrazovaniya [Contextual approach in the system of high- y
s
er professional education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 5, e 508. (In Russian). ^
6. Verbitskiy A.A. (2015), Problemy proektno-kontekstnoj podgotov- e ki specialista [Problems of design-contextual training of a specialist]. p Vysshee obrazovanie segodnya, 4, 2-8. (In Russian). |
7. Tenischeva V.F., Kuznetsova Yu.S. & Tsyganko E.N. (2015), Pro-fessional'nye konteksty kak sredstvo monitoringa processa formirovaniya st kompetencij [Professional contexts as a means of monitoring the process of S forming competencies]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universi- ^ teta, 5 (50), 193-196. (In Russian).
ni n
g
tu
re a
c h e
rs
for r
duc c
a
i
o
n
a c
a-
e
O
rgan n
oz oc ati at io tio n
n o al f
£ c
dcu co an
atio dar
n y