Научная статья на тему 'Методологические основы изучения условий жизни населения'

Методологические основы изучения условий жизни населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4282
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / УСЛОВИЯ ЖИЗНИ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СРЕДА ОБИТАНИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / ТЕОРИЯ НАУКИ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТЕРРИТОРИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / SOCIAL GEOGRAPHY / LIFE CONDITIONS / LIFE LEVEL / LIFE QUALITY / ENVIRONMENT / POPULATION / THEORY OF SCIENCE / METHODOLOGY OF RESEARCH / THE TERRITORY / GEOGRAPHICAL ESTIMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Степанова А. А.

Условия жизни человека имеют большое значение для развития общества и формирования личности. В статье рассматриваются теоретические вопросы изучения условий жизни населения, дается краткий обзор и критический анализ географической, социологической и экономической литературы, посвященной данной проблеме, выявляются основные тенденции в эволюции понимания термина «условия жизни», а также его соотношение с понятиями «среда обитания», «уровень жизни», «качество жизни», «образ жизни». Библиогр. 18 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Степанова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological basis of the research of population life conditions

In the center of modern science interest are the man and the society. So the problems of life conditions are very important. In the article some results of the research of this methodological problem are presented: the essence of the theme «population life conditions» and its correlation with the notions «environment», «life level», «life quality», «life mode» are cleared up.

Текст научной работы на тему «Методологические основы изучения условий жизни населения»

А. А. Степанова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Возможности развития личности, степень благоприятности существования человека зависят от условий жизни и окружающей обстановки. Актуальность изучения этой проблемы исходит из того, что некоторые стороны условий жизни можно изменить (это относится, в первую очередь, к социально-экономическим особенностям). К тем же сторонам условий жизни, которые не поддаются изменению (например, природноклиматические), необходимо приспосабливаться для достижения большей комфортности и повышения безопасности проживания. Но разрабатывать и осуществлять любые мероприятия по преобразованию окружающей среды возможно лишь в случае владения полной информацией о ее состоянии, для чего первоначально необходима оценка сложившихся природных и социально-экономических условий на изучаемой территории.

Для того, чтобы разработать объективные критерии и методику оценки условий жизни населения, требуется определить сущность самого понятия. В повседневной жизни понятие «условия» используется довольно часто, подразумевая под собой либо некие внешние факторы, либо заранее оговоренные вопросы. В научной литературе «условия» и «условия жизни» — элементы понятийно-терминологического аппарата, фигурирующие в словарях сразу нескольких дисциплин: философии, географии, экономики, социологии, психологии и др., что влечет за собой различное понимание и смысловое наполнение данного термина. Широко используются и другие, близкие по форме и содержанию, понятия, такие как: «уровень жизни», «качество жизни», «образ жизни», единого определения которых нет. Постоянно меняющаяся ситуация в стране и мире приводит к изменению взглядов на одни и те же проблемы и подходы к их решению, что отражается в теории и методологии науки. Поэтому возникает необходимость анализа эволюции представлений о понятии «условия жизни».

В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой [1] понятие «условие» имеет весьма обширную трактовку. С точки зрения данного исследования, наиболее интересны следующие определения:

1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

2) обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь. Например, хорошие условия для работы, жилищные условия и т. д.

Отсюда следует, что «условия» являются не только очень важным, но и во многом определяющим фактором развития субъекта или объекта. Изучаемый субъект — это население с его повседневной жизнью и деятельностью. Следовательно, успешность и комфортность существования населения в определяющей степени зависит от условий его жизни.

В географической литературе наряду с термином «условия жизни» иногда употребляется термин «среда обитания» в аналогичном смысле, а также термин «географическая среда».

Как указывает в своем исследовании коллектив авторов под руководством Т. И. Заславской, «под средой обитания принято понимать совокупность факторов, условий

© А. А. Степанова, 2009

и обстоятельств, охватывающих разные стороны внешнего мира и оказывающих воздействие на содержание и эффективность деятельности, личностные характеристики, процессы развития территориальных групп населения» [2].

Достаточно полное определение «географической среды» дают К. Н. Мисевич и С. В. Рященко [3]. В их работе географическая среда определяется как часть ландшафтной (или географической) оболочки Земли, которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человека. Использование экологических подходов в географических исследованиях и сближение географии и экологии привело к тому, что в качестве синонима термина «географическая среда» стал использоваться термин «окружающая среда». Однако, отмечают авторы, первый из них указывает на преимущественное значение территориального принципа в изучении условий жизни, тогда как второй — экологического и системного принципов. Географическая среда является сферой взаимодействия природных и антропогенных факторов. В силу этого в территориальном анализе системы «человек—природа» необходимо выделять связи с природными и социально-экономическими условиями. Оценка факторов среды с точки зрения условий жизни населения составляет одно из важных направлений географических исследований. Географическая среда в зависимости от задач исследования выступает то в виде природных условий жизнедеятельности, расселения, труда и отдыха людей, то в качестве условий формирования их здоровья.

В истории отечественной географической науки работа К. Н. Мисевича и С. В. Ря-щенко «Географическая среда и условия жизни населения Сибири» является одним из первых наиболее полных исследований сущности и принципов оценки условий жизни населения. На это указывают и сами авторы: «До последнего времени понятию “условия жизни” не придавалось сколько-нибудь определенного значения, хотя упоминалось оно нередко. Еще на первых этапах формирования советской географии населения Р. М. Кабо ставил вопрос об изучении “образа жизни людей” с его региональными различиями для определенных социально-экономических условий. В начале 60-х годов необходимость выяснения географических различий в потреблении населением материальных благ и оценке природной среды как одного из условий жизни, а не только хозяйственной деятельности, проявилась крайне остро. Эти вопросы освещались в трудах Н. Н. Баранского, В. В. Покшишевского, Ю. Г. Саушкина и других экономгеографов. Особо следует выделить работу С. А. Ковалева, в которой автор впервые предложил содержание терминов “условия жизни”, “образ жизни”, “уровень жизни”. К сожалению, пока еще такого рода работ в экономической и социальной географии очень мало» [3]. К. Н. Мисевич и С. В. Рященко внесли большой вклад в теоретическую разработку понятия «условий жизни». По мнению авторов, условия жизни населения — это многоплановая, сложная проблема, которую необходимо решать в рамках социально-экономических, экономико-географических и медико-географических исследований. Само понятие «условия ж.изни» раскрывает условия труда, жизни и отдыха населения. Следовательно, первый «срез» в характеристике «условий» надо связывать с трудом, с производственной деятельностью людей. Второй «срез», или сторона «условий» предполагает рассмотрение состава населения, его национальной принадлежности. Важно учитывать специфику городских и сельских поселений, городского и сельского образа жизни. Большое значение имеют также выявление особенностей полового и возрастного состава населения, формирования семей, естественного и механического движения населения [3].

Более широкая трактовка изучаемого понятия дается в работе Б. А. Сагитаева [4]. Он указывает, что условия ж.изни — предельно широкая категория, которая включа-

ет в себя способ производства, естественно-географическую и демографическую среду, социально-политические и идеологические условия и отношения. Условия жизни — материальные и социально-экономические формы жизнедеятельности и конкретных сфер деятельности как общества в целом, так и его членов, социальных групп и отдельных людей. Сложность данной социально-экономической категории состоит, прежде всего, в многообразии форм ее проявления.

М. М. Магомаев [5] определяет «условия жизни» как окружающую среду, в которой протекает жизнедеятельность людей. Анализируя это понятие в соотношении с другими, автор указывает, что качество жизни, образ жизни, стиль жизни, уклад жизни, условия жизни в своей совокупности отражают жизнедеятельность индивида, результирующим оценочным показателем которого является продолжительность его жизни.

По мнению В. И. Савинкова [6], понятие социальные условия ж.изни характеризует социальную сферу общества (условия жилья, качество здравоохранения, образования, социального обеспечения, социальной защиты, пенсионного обслуживания, социального страхования и др.), а также создаваемые в обществе предпосылки для формирования социальной стабильности, предоставления равных шансов и возможностей для удовлетворения социальных потребностей населения, повышения качества жизни, снижения уровня бедности и социальной дифференциации. Степень развития социальных условий представлена в показателях, разработанных и принятых международным сообществом в виде индикаторов развития человеческого потенциала. Степень развития экономических условий ж.изни населения определяет показатель уровня жизни населения, который включен в систему характеристик качества жизни. При этом качество и уровень жизни являются характеристиками социальных условий жизни населения.

Условия ж.изни (среда обитания) включают в себя следующие компоненты:

а) природные условия, которые воздействуют на население непосредственно (например, на здоровье и самочувствие человека) и опосредованно — через требования к жилищу, одежде, питанию, планировке поселений, возможности отдыха и т. д. Изучая их, необходимо иметь в виду то, что они подвергаются сильному антропогенному воздействию, «очеловечиванию»;

б) условия трудовой деятельности (уровень развития и структура хозяйства на данной территории, санитарно-гигиенические и социально-бытовые условия труда, возможность выбора мест приложения труда и т.п.);

в) условия обслуживания (ассортимент, качество и возможности получения услуг здравоохранения, просвещения, торговли, общественного питания, культурного, бытового обслуживания, пассажирского транспорта и т. д.);

г) уровень жизни, выражающийся в доходах населения и его обеспеченности материальными благами;

д) «социокультурные условия» (характеристики культуры жизнеобеспечения, жилище, пища, одежда), а также обычаи, традиции, сложившиеся на данной территории нормы поведения и т. п.;

е) характер расселения (людность населенного пункта, его функции и положение в системе расселения близко или далеко от крупного города, административного центра, автодорог и т. д.), от которых зависит почти весь комплекс условий жизни населения [7].

Всю совокупность перечисленных компонентов можно условно разделить на две группы: природные и социально-экономические (или общественные) условия жизни населения.

Природные условия — природные процессы и тела, которые воздействуют на людей как биологических существ или на производство своими физическими и химическими свойствами, геометрической формой, но при этом не расходуются, не присваиваются человеком (в отличие от природных ресурсов) [7]. Однако грань между природными условиями и природными ресурсами в значительной степени условна и размыта. Природные ресурсы могут также выступать в качестве условий для развития отдельных видов хозяйственной деятельности населения.

Природные условия представляют собой набор компонентов: геологических, орографических, климатических, гидрологических, почвенных, биологических. Их различное сочетание на отдельных территориях определяет пейзажное разнообразие.

Под социально-экономическими условиями жизни следует понимать непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища и имущественная обеспеченность семей, развитие общественных фондов и социальной инфраструктуры).

Социально-экономические условия жизни можно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизиологические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта — это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (парикмахерских, салонов красоты, бань, прачечных, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т. д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей.

Понятие «условия жизни» часто смешивают с двумя другими — уровнем и качеством жизни. Их изучение также представляется необходимым для учета при отборе показателей, характеризующих условия жизни.

Уровень ж.изни является одной из важнейших социальных категорий, широко используемых в научной литературе. Но при этом не существует его однозначного определения. Имеющиеся определения акцентируют или отталкиваются от различных исходных понятий: производства, потребления, доходов, стоимости жизни, потребительских нормативов и стандартов или имеют комплексный многоаспектный характер. Часто «условия жизни» фигурируют в качестве отдельных компонентов в составе уровня жизни.

В качестве примера можно привести следующие подходы к определению уровня жизни населения:

1) уровень жизни — это обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания [8];

2) уровень жизни — сложная социально-экономическая категория, отражающая степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах, а также условия, имеющиеся в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей [9];

3) уровень жизни — это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. В широком смысле «уровень жизни» включает уровень и структуру потребления, условия труда, структуру и степень удовлетворения социально-культурных потребностей, степень развития сферы услуг, величину и структуру внерабочего и свободного времени, уровень экологической без-

опасности и т. п. В узком смысле «уровень жизни» понимают как объем реальных доходов, определяющих объем и структуру фактического потребления конечных товаров

и услуг [10];

4) уровень жизни в узком смысле — это достигнутый уровень потребления населением материальных благ и услуг. «Уровень жизни» в широком смысле включает в себя весь комплекс социально-экономических условий жизни общества [11];

5) уровень жизни следует рассматривать как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемую за счет создаваемых экономических и материальных условий и возможностей, реализуемую через потребление и определяемую прежде всего соотношением уровня доходов и стоимости жизни.

Или более упрощенно: уровень жизни — это отношение уровня доходов к стоимости жизни вместе с определяемыми этим отношением характеристиками потребления и обеспеченности жизненными благами [12].

Можно выделить следующие градации в определении уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека). Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время [13].

Как указывает К. Н. Мисевич, научная и практическая значимость исследования уровня жизни заключается, прежде всего, в поисках путей и методов его выравнивания. Естественно, «уровень жизни» и «условия жизни» неразрывно связаны. Но если «уровни» можно выравнивать, то «условия» — далеко не всегда. В этом заключается их важнейшее различие. Кроме того, «условия жизни»—более обширная категория по сравнению с «уровнем жизни». Существуют такие характеристики условий жизни людей, которые не укладываются в рамки «уровня жизни», сколь бы широко эта категория не рассматривалась. Это относится к некоторым характеристикам питания, моды, комфорта жилища, к качественным характеристикам здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, досуга, удовлетворения потребностей в общении, знаниях, творчестве, ко всему общественному окружению. «Характеристика и оценка условий жизни населения требует более разностороннего подхода, чем уровень жизни, который может быть достаточно полно освещен по объективным данным. В условиях же очень важно и субъективное восприятие. Таким образом, условия, которые можно воспринимать и как качество жизни, имеют два аспекта: субъективный и объективный. ... Число компонентов условий жизни практически не ограничено. И каждым человеком они воспринимаются в тесной взаимосвязи. . . . В оценке условий жизни населения особенно актуально сопоставление городского и сельского образа жизни» [3].

С понятием «уровень жизни» тесно связано понятие «качество ж.изни». Обобщая мнения различных авторов, можно заключить, что «качество жизни» — многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Так, например, В. М. Жеребин и А. Н. Романов дают следующее определение: «под термином «качество жизни» в его широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов» [12].

Очень обширное и полное исследование категории «качества жизни населения» произведено Л. А. Кривоносовой [14]. Согласно определению автора, качество жизни — социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, уровень стрессовых состояний, структура расселения и др.). Наиболее часто в социальных технологиях исследования качества жизни встречается сочетание объективных условий существования и субъективная оценка их на уровне индивида, что, в конечном итоге, представляет собой результат комбинаций различных статистических показателей, которые выступают факторами социальной реальности. В своей работе Л. А. Кривоносова подробно рассматривает соотношение понятий качества жизни населения с понятиями уровня, образа, стандарта жизни и т. д.

Исследуемое, преимущественно социологами, понятие «качества жизни» не осталось неисследованным и в рамках географии. Как отмечает И. Г. Мальганова [15], «географическая наука обладает оригинальным подходом к изучению качества жизни людей. ... понятие качества жизни населения рассматривается как результирующее по отношению к концептуальной триаде «условия — уровень — образ жизни». В географических исследованиях качество жизни выступает как одна из ключевых категорий, которая позволяет измерять социальную, экономическую и экологическую эффективность ТСЭС (территориальных социально-экономических систем —прим. А. С'.) разных иерархических уровней». При этом оно «... носит субъектно-объектный характер, отражающий объективную картину условий и процессов жизнедеятельности, и оценку как самого населения, так и экспертов, исследующих тенденции развития качества жизни населения определенной территории. . . Объективно качество жизни населения не может не учитывать территориальный фактор, под которым подразумеваются, в том числе, и различия в сочетании ресурсов и условий жизнедеятельности людей» [15].

В целом можно отметить, что различные авторы подходят к определению всех перечисленных понятий с разных позиций, что и вызывает неоднозначность их трактовки и недостаточную разработанность понятийно-терминологического аппарата. Условия жизни чаще всего включают в состав других понятий (уровень жизни, качество жизни, образ жизни и др.). Более всего это присуще экономистам, для которых понятие «уровня жизни» имеет несомненно большее значение. Социологи и географы в своих работах предпринимают попытки найти различия в данных понятиях, но их взгляды сильно разнятся. Это вызвано тем, что специальных исследований по данной проблематике давно не проводилось, и термин «условия жизни» пока не обрел достаточно четкого и обоснованного научного определения, фигурируя в большинстве современных работ в обиходном, общепринятом значении. Но при этом подразумевается, что условия жизни формируют потенциал для развития общества и тем самым определяют уровень, качество, стиль, образ и стандарты жизни населения.

Значительные изменения в подходах к пониманию и изучению условий жизни прослеживаются и в историческом аспекте, что связано с эволюцией общественного развития и изменением социального заказа для науки. Ранее, еще в советские времена, внимание ученых было направлено преимущественно на вопрос сглаживания диспропорций в условиях и качестве жизни между городом и деревней, широко использовалось понятие благосостояния как показателя качества жизни населения [2, 3, 4, 16]. Теперь речь идет в основном об изменении классовой структуры общества, борьбе с бедностью, преодолением больших диспропорций в классовом неравенстве и неравен-

стве между регионами, а также об обеспечении равного доступа к благам [5, 6, 14, 15, 17, 18].

В заключении можно сформулировать определение «условий жизни населения» в рамках современной географической науки. Условия жизни населения — это совокупность компонентов природно-антропогенной системы определенной территории, которые в своем взаимодействии формируют внешнюю среду, где происходит непосредственная жизнедеятельность людей. Условия жизни представляют собой результат совместного воздействия факторов окружающей среды на человека, которые определяют качество населения (здоровье, уровень образования и культуры и т.д.), возможности формирования и развития личности человека, а также его повседневное поведение и образ жизни.

Summary

Stepanova A. A. Methodological basis of the research of population life conditions.

In the center of modern science interest are the man and the society. So the problems of life conditions are very important. In the article some results of the research of this methodological problem are presented: the essence of the theme «population life conditions» and its correlation with the notions «environment», «life level», «life quality», «life mode» are cleared up.

Keywords: social geography, life conditions, life level, life quality, environment, population, theory of science, methodology of research, the territory, geographical estimation.

Литература

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

2. Социально-демографическое развитие села: Региональный анализ / Т. И. Заславская, И. И. Беленькая, И. Б. Мучник и др. М., 1980.

3. Мисевич К.Н., Рященко С.В. Географическая среда и условия жизни населения Сибири. Новосибирск, 1988.

4. Сагитаев Б.А. Уровень и условия жизни городского и сельского населения (социально-экономический аспект). Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Алма-Ата, 1990.

5. Магомаев М. М. Качество жизни населения (теория, методология и механизмы). Монография. Махачкала, 2006.

6. Савинков В. И. Развитие человеческого потенциала как показатель оценки социокультурной составляющей условий жизни россиян // Обсерватория культуры. 2007. №1.

7. Голубчик М. М., Файбусович Э. Л., Носонов А. М., Макар С. В. Экономическая и социальная география: Основы науки. М., 2003.

8. Социальная статистика / Под ред. И. И. Елисеевой. М., 2001.

9. Заварина Е. С., Чобану К.Г. Основы региональной статистики. М., 2006.

10. Плотницкий М.И. Макроэкономика. М., 2004.

11. Колесникова И. И. Социально-экономическая статистика. Минск, 2002.

12. Жеребин В. М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М., 2002.

13. Мазин А. А. Экономика труда. М., 2007.

14. Кривоносова Л. А. Качество жизни населения: технология оценки и механизмы использования в системе муниципального управления. Хабаровск, 2003.

15. Мальганова И.Г., Трофимов А.М. Оценка качества жизни населения как форма изучения социально-географического пространства // Географический вестник. Пермь, 2005. №1—2.

16. Анохин А.А. Региональные проблемы социального развития / Под. ред. С. Б. Лаврова. Л., 1986.

17. Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. М., 2007.

18. Щитова Н. А. География образа жизни: теория и практика регионального исследования. Ставрополь, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.