Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
Музыка / фортепиано / композитор / классика / жанр / духовное развитие

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Улбиби Абдуллаева

Прогрессивное развитие мирового музыкального исполнительства обусловлено достижениями в области современной фортепианной музыки, оказывающей большое влияние на духовное совершенствование человека. В условиях глобализации фортепианное исполнительское искусство стремительно развивается и, расширяя горизонты, обретает новые стилевые качества на основе переосмысления и обновления исторически сложившихся традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ФОРТЕПИАННОЙ КУЛЬТУРЫ

Улбиби Абдуллаева Заслуженный деятель искусств и культуры Каракалпакстан

Аннотация: Прогрессивное развитие мирового музыкального исполнительства обусловлено достижениями в области современной фортепианной музыки, оказывающей большое влияние на духовное совершенствование человека. В условиях глобализации фортепианное исполнительское искусство стремительно развивается и, расширяя горизонты, обретает новые стилевые качества на основе переосмысления и обновления исторически сложившихся традиций.

Ключевые слова: Музыка, фортепиано, композитор, классика, жанр, духовное развитие

METHODOLOGICAL BASES FOR STUDYING THE STYLING FEATURES

OF MODERN PIANO CULTURE

Ulbibi Abdullaeva Honored Art Worker and culture of Karakalpakstan

Abstract: The progressive development of world musical performance is due to achievements in the field of modern piano music, which has a great influence on the spiritual improvement of man. In the context of globalization, the piano performing art is rapidly developing and, expanding its horizons, acquires new stylistic qualities based on the rethinking and updating of historical traditions.

Keywords: Music, piano, composer, classical, genre, spiritual development

В мировой исполнительской науке с успехом развиваются и внедряются научно обоснованные теории, практики и традиции разных национальных фортепианных школ, являющихся генераторами творческих методов и идей. Пианисты следуют исполнительским и методикопедагогическим принципам в соответствии с современными стилевыми тенденциями и социокультурной средой. На основе результатов научных исследований в данной области они демонстрируют модифицированные формы, представляющие собой качественно новые звуковые явления, свидетельствующие о стилевой множественности, исполнительской культуре в самом широком её понимании, эстетических приоритетах современного фортепианного искусства.

Президент Республики Узбекистан обозначил приоритетные направления и вытекающие из них задачи, направленные на «расширение круга международного культурного и музыкального сотрудничества, подготовку молодых композиторов, музыкантов и музыковедов на уровне современных требований, налаживание обмена опытом с известными зарубежными композиторами и музыковедами». [1] Таким образом выявляется необходимость изучения современной фортепианной исполнительской культуры республики в соотнесении с явлениями стилевого многообразия, а также определяется важность изучения отечественной фортепианной школы, способствующей интенсивному продвижению достижений композиторского и исполнительского творчества нашей страны в общемировое пространство, укреплению международного авторитета и компетентности.

До настоящего времени очень мало теоретических исследований, посвященных изучению фортепианного исполнительского стиля и культуры как научных категорий, суждения отдельных ученых в этой области противоречивы, так как не обнаруживается единства в их взглядах. Однако, это обстоятельство не снижает научной ценности ряда трудов, связанных с изучением стилевого многообразия в композиторском и исполнительском творчествах.

Одним из основополагающих трудов в разработке вопросов исполнительского стиля является работа К.Мартинсена «Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли» [2.С.90-91], в которой ученый обозначил существование разных типов исполнительства. По его мнению, на феномен исполнительского стиля оказывают влияние репрезентативные средства исполнительской выразительности. Они сохраняют свою актуальность в современном фортепианном исполнительском искусстве.

В работах С.Скребкова, Д.Рабиновича, М.Михайлова, Е.Назайкинского, В.Чинаева, А.Алексеева и других ученых речь идет о разнообразии направлений, наблюдаемых во второй половине XX столетия. Необходимо отметить, что фортепианный исполнительский стиль в их трудах рассматривается с точки зрения множественности и многовариантности интерпретаций. [3. С.43]

Фортепианному искусству Узбекистана посвящены труды Д.Хашимовой, Д.Мурадовой и Ф.Мухамедовой. Среди первых исследователей в Узбекистане, кто определил понятие фортепианного исполнительского стиля, А.Шарипова. Пианистка в труде «Координаты исполнительского стиля в фортепианной музыке Узбекистана (80-90-е годы)» [3.С.218] представила собственную трактовку данного понятия, обозначив его в качестве самостоятельного явления. Важным научным положением можно назвать рассмотрение

исполнительского стиля как явления вторичного порядка в отношении к композиторскому творчеству.

К новейшим исследованиям в области современного фортепианного исполнительского стиля относится диссертационное исследование Н.Драч «Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины ХХ века»[4.С.68]. Учёный выдвигает глубокое теоретическое толкование фортепианного исполнительского стиля, основываясь на материале российского фортепианного искусства второй половины ХХ века.

Современные исследования в музыкознании, связанные со стилевыми тенденциями исполнительской интерпретации, представлены в работе Н.Драч. Несмотря на предлагаемое ею определение понятия исполнительского стиля, имеющего важное методологическое значение, установлено, что в нем не выявлена в достаточной степени фортепианная специфика, что позволяет проецировать данное определение на другие виды музыкального исполнительства.

Проанализированные научно-методологические источники позволили выявить специфику фортепианного исполнительства и на уровне гипотезы выдвинуть рабочее определение фортепианного исполнительского стиля как комплекса пианистических выразительных средств, направленных на раскрытие смыслообразующей сущности музыкального произведения. На основе этого определено, что фортепианный исполнительский стиль в Узбекистане представляет собой самобытный музыкально-эстетический феномен, проявляющийся в определенном контакте пианиста с инструментом и манере звукоизвлечения.

Понятие исполнительской культуры неотделимо от понятия исполнительского стиля, но при этом является многоуровневой структурой, включающей в себя множество компонентов. Оно связано с социальными, воспитательными и духовно-нравственными качествами личности и представляет собой комплекс ее навыков, умений и представлений. Исполнительская культура является выражением духовной энергетики пианиста, магнетически воздействующей на слушателя. [5.С.37].

В результате изучения всего многообразия и интенсивности процессов, происходящих в современной фортепианной исполнительской культуре Узбекистана, выявлено, что национальная исполнительская школа представляет собой феномен, сложившийся в результате адаптации европейской музыкальной традиции в условиях сосуществования с национальным исполнительским мышлением при непрерывном их взаимодействии.

Узбекской фортепианной исполнительской культуре свойственна

специфика её национального стиля. Пианисты Узбекистана чувствуют инструмент в соответствии с многовековыми традициями, сложившимися в исполнительстве на народных инструментах и вокальном искусстве. Отсюда вытекает и своеобразие музыки композиторов Узбекистана, состоящей из импровизационных и орнаментальных приёмов. Её национальная неповторимость диктует пианисту поиски исполнительской культуры, достаточно отражающей ментальную сущность.

Исполнительский стиль представляет собой центр определенной системы, метасистемы которой формируют его динамическую целостность. Правая половина схемы стилевой структуры - это уровни эволюционного процесса, левая - национально-этнические, жанрово-эстетические и ментально-психологические процессы.

Рассмотрению типологических моделей исполнительского стиля в эволюционном аспекте посвящены труды К.Мартинсена, Д.Рабиновича,

Г.Цыпина, В.Чинаева, М.Холодной и других. Выявляя национальный исполнительский стиль в Узбекистане, диссертантом обозначены критерии его воплощения в темпо-ритме музыкального исполнения, который объясняется через параллели с представлениями о движении, пространстве, времени, плоскости национального своеобразия. [6.С.21].

Психологический аспект в типологизации исполнительских стилей позволяет обратиться к понятиям экстраверсии и интроверсии. Экстравертированный стиль выражает собой объективную действительность такой, как она есть, интровертированный же - внутренне перерабатывает ее и все объективное воссоздает субъективно.

В качестве характерной черты исполнительского стиля в Узбекистане автором диссертации выдвигается понятие рефлексивного стиля, содержащего в себе ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольную и произвольную регуляцию процесса исполнительской интерпретации.

Таким образом, путем интеграции типологических особенностей исполнительских стилей формируется индивидуальный стиль как своеобразная форма познавательного отношения пианиста к самому себе как к субъекту музыкальной исполнительской деятельности.

Подспорьем к выявлению и изучению проблем современного музыкального исполнительства служат кардинальные звуковысотные преобразования тембра, благодаря которым в современной фортепианной музыке творческое переосмысление получают гармония, полифония и особенно монодия.

Параллельно с этим в музыкально-слуховых представлениях и двигательном аппарате современных пианистов-практиков осваивается

сущность сенсорно-кинетических механизмов игры на инструменте.

Соответственно этому следует тенденция дифференцирования отдельных средств выразительности.

В узбекском современном композиторском творчестве происходит интенсивное стилевое обновление, обусловленное во многом расширением сферы межкультурных связей. Это все характеризуется общей тенденцией -стремлением к эмоциональному интеллектуализму, что проявляется на уровне как композиторской, так и исполнительской культур.

Фортепианные сочинения О.Абдуллаевой, Х.Хасановой-Турсуновой и Н.Эркаева характеризуются красочными музыкальными образами, рожденными ощущениями национальной музыки и восприятиями красоты окружающего мира, что созвучно музыке Сонаты для фортепиано азербайджанского композитора Р.Гасановой. Особый интерес в плане стилевых тенденций представляют фортепианные сочинения А.Садыковой.

В фортепианных произведениях современных композиторов всё активнее получают своё применение электронные и компьютерные технологии. Так, в «Абсолютной музыке для рояля №2» японский композитор Д.Ямамото использует так называемый «автоматический рояль», управляемый электроникой с использованием компьютерных графиков, что явилось эффективной новацией в современной композиторской практике.

Таким образом, стилевые аспекты современного композиторского творчества обнаруживают типологическую общность различных мировых композиторских школ с узбекской школой, что позволяет высоко оценить качественный уровень последней в ряду мировых культур.

Индивидуальный стиль, которым обладает А.Шарипова, придает ее исполнению особую значимость и способствует укреплению национального стиля, заключающегося в передаче темброво-колористической сущности музыки, национальных ритмов, национального интонирования, связанного с мелизматикой.

Таким образом, изучение различных по индивидуальности пианистов страны доказательно подтверждает концепцию диссертационного исследования

0 множественности исполнительских стилей пианистов Узбекистана в интерпретации современной фортепианной музыки и их типологическом единстве как в проявлении национального начала.

Использованная литература

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 15 августа 2017 года №1111-3212 «Об организации деятельности Союза композиторов и бастакоров Узбекистана». - Электронный ресурс: https://lex.uz/docs/3311835.

2. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли // Пер. с нем. В. Михелис, ред. прим. и вступ. ст. Г. Когана. - М., 1966.

3. Хашимова Д. Фортепианные произведения композиторов Узбекистана: Автореф. дис. канд. искусствоведения. - М., 1985;

4. Мурадова Д. Интерпретация фортепианной музыки. - Ташкент, 2008;

5. Мухамедова Ф. Фортепианная музыка Узбекистана, формирование, жанровое своеобразие, интерпретация: Автореф. дисс. д-ра философии по искусствоведению. - Ташкент, 2019.

6. Шарипова А. Координаты исполнительского стиля в фортепианной музыке Узбекистана (80-е - 90-е годы). - Ташкент, 1999.

7. Драч Н. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины ХХ века: Автореф. дис. канд. искусствоведения. -Саратов, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.