УДК 332.146:35 Т.А. Щербакова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ
Достижение устойчивого экономического роста России требует активизации процесса воспроизводства основных фондов реального производства страны. В решении данного вопроса сложно переоценить роль и место государственного и муниципального управления инвестиционным процессом.
С целью осуществления эффективного управления, в условиях нарастающей интеграции экономических процессов, их многоуровневой иерархичности, динамичности, сто-хастичности, нелинейности и т.д., необходимы адекватные реальной действительности инструменты исследования.
В данной статье автором предлагается методология исследования и управления структурно-инвестиционной системой региона.
Актуальность данной темы обусловлена тем обстоятельством, что несмотря на наличие многочисленных работ по вопросам активизации инвестиционной деятельности, воспроизводства основных фондов, до сих пор существуют проблемы, как в методологии исследования, так и в методологии управления структурноинвестиционной системой региона, с учетом взаимосвязей элементов разных ее иерархических уровней, необходимости комплексного изучения не только инвестиционных, экономических, финансовых, но и интеллекту-
альных, социальных характеристик системы.
Действительно в многочисленных научных публикациях последних лет, обстоятельно доказывается, что пост-дефолтный экономический рост есть в лучшем случае «рост без развития», в решающей мере обусловленный благоприятной ситуацией на мировых рынках топливных и сырьевых ресурсов.
Внешне впечатляющие показатели макродинамики скрывают исключительную слабость внутренних источников роста национальной экономики, маскируют серьезные диспропорции в развитии ее конкретных отраслей и секторов (прежде всего — топливно-энергетического и обрабатывающего комплексов, высокотехнологичных и «отверточных» производств). Неудовлетворительна и инновационная составляющая этой динамики.
Данные годовых балансов производственных мощностей свидетельствуют о том, что сегодня имеют место локальные дефициты мощностей.
Императив преодоления очевидно неустойчивого и «очагового» характера экономического роста дополняется необходимостью обеспечения в перспективе темпов роста, втрое-вчетверо более высоких, чем в передовых странах, в противном случае наше отставание от них станет необратимым.
Государственная инвестиционная политика является ведущим инструментом регулирования структурных
изменений в народном хозяйстве в целом. Это определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, реализация инвестиционной политики, связанная с воспроизводственными процессами, является долговременной и наиболее капиталоемкой. Во-вторых, инвестиционная политика, осуществляемая в нерационально структурированной экономике, может привести к еще большим потрясениям, поэтому требует предварительной проработки вариантов изменения структуры экономики на всех уровнях управления. Это определяет особую взаимосвязь инвестиционной и структурной политик, что подчеркивается использованием специального понятия «структурно-инвестиционная политика».
Итак, вопросы эффективного управления структурными изменениями в экономике, процессом воспроизводства основных фондов реального производства, посредствам вливания инвестиционных ресурсов за счет всех источников формирования являются наиболее актуальными, как на уровне государства, так и на уровне регионов и муниципалитетов.
Очевидно, что для эффективного управления региональным структурноинвестиционным развитием, необходим максимально возможный учет всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделении главного и существенного, определении характера связи между аспектами, свойствами, характеристиками, т.е системный подход.
Вербальное описание проблемной ситуации
В настоящее время существует много типов классификации моделей и методов системного анализа, основанных на выделении различных признаков, критериев. Так как нас интересуют наборы методов, позволяющих решить задачи описания региональной структурно-инвестиционной системы, диагноза ее состояния и развития, с позиции регионального управления, оценки ее вклада в экономическую и социальную сферы, т.е достаточно обширный круг вопросов, возьмем за основу укрупненную классификацию. Эта классификация позволяет рассмотреть последовательность методов на разных стадиях изучения объекта и разных этапах принятия решений; она достаточно удобна, т.к. отображает в какой-то мере и историю развития методов, и их взаимосвязь и взаимовлияние.
Постановка любой системной задачи состоит в том, что бы перевести ее словесное (вербальное) описание в формальное; такой перевод ставится важной составляющей процесса принятия решений. На рис. 1 представлен «спектр» методов, позволяющих сделать такой перевод.
Более полно методы в их взаимосвязи можно представить рис. 2.
Существуют еще методы, которые базируются на сочетании средств МАИС (методы направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалиста) и МФПС (методы
Формальная модель
----------------------------------- ■■ ------------------------------------------------->
Мозговая атака—► Сценарии «. Математическая логика—► Теория множеств*-
Статистика —► Аналитические методы
Экспертные оценки —► Дерево целей"*'
Рис. 1. Методы перехода от вербальной к формальной модели
Рис. 2. Классификация методов в их взаимосвязи и динамическом развитии
формального представления систем); обобщенно назовем их специальными методами [2, 9]. Это: ситуационное моделирование; имитационное динамическое программирование; структурно-лингвистическое моделирование; теория информационного поля и информационных сетей (информационный подход к моделированию и анализу систем); подход, базирующийся на идее постепенной формализации задач (проблемных ситуаций) с неопределенностью (т.е. слабоструктурированных) путем поочередного использования средств МАИС и МФПС.
Из многообразия существующих методов системного анализа, автор выбрал применение к исследуемой слабоструктурированной предметной области метод когнитивного моделирования организационных систем. Это объясняется тем, что:
1. Данный метод разработан в институте проблем управления Российской Академии наук, как универсальный научный инструмент понимания поведения сложных систем: экономических, социальных, политических.
2. Несмотря на популярность применения данного метода в научных исследованиях, в экономической литературе посвященной проблемам структурно-инвестиционного развития регионов данной тенденции пока не прослеживается, либо прослеживается, но слабо.
С целью разработки когнитивных моделей региональной структурноинвестиционной системы (РСИС), рассмотрим основные определения и законы теории систем.
Действительно, выявление особенностей региональной структурно- инвестиционной системы невозможно без понимания особенностей и законов систем, которые стали целенаправленно изучаться с начала XX века.
За этот период созданы различные теории (в том числе: «Общая теория систем», «Синергетика»), методы анализа сложных систем (например, системный), методы принятия решений и управления сложными системами [1,
2, 5, 6, 7, 8]. Основываясь на результатах этих исследований, необходимо рассматривать РСИС как сложную систему, многообразно взаимодействующую с окружающей ее социальноэкономической, политической, международной средой.
Для того чтобы выделить особенности РСИС, необходимо ввести ряд понятий, используемых в общей теории систем и системном анализе.
В общем случае можно основываться на нижеследующих определениях понятий «система», «организационная система» и связанных с ними других понятиях.
Система - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность или органическое единство благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойствам составляющих его элементов.
Организационная система - это целенаправленная система, созданная и функционирующая в той или иной сфере человеческой деятельности. Организационная система - это открытая система, т.е. взаимодействующая с внешней средой.
Элемент - предел членения системы с точки зрения решения конкретной задачи, с точки зрения поставленной цели. Элементы системы могут представлять собою понятия (понятийная система), объекты (например, отдельные устройства технической системы), субъекты (например, работники организации). Система может состоять из всех трех типов названных элементов, это организационные и\или человеко-машинные системы.
Подсистема - компонент (часть) системы, более крупная, чем элемент, но более детальная, чем вся система в целом. Подсистема должна обладать свойствами системы, в том числе свойством целостности, а не быть группой элементов, компонентом системы. Для подсистем формируются подцели.
Отношения (взаимосвязи, связи) между элементами представляют систему в виде некоторой структуры, обеспечивают возникновение и сохранение структуры, целостности системы.
Связь одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связи можно характеризовать направлением, силой («слабое», «сильное»), числом, характером или видом (связи подчинения, связи порождения или генетические, равноправные или безразличные, связи управления), по направлению процессов в системе (прямые и обратные). Обратная связь является основой саморегулирования, развития, приспособления систем. Связь еще определяют как ограничения системой свободы элемента.
Структура - это то, что остается неизменным в системе при изменении ее состояний при реализации различных форм поведения. Структура - это множество всех отношений, связей между элементами и подсистемами внутри системы.
Рис. 3. Кибернетическая модель системы и среды
Структура может быть простой или сложной, быть иерархической или сетевой.
Системы могут взаимодействовать друг с другом, с окружающей средой.
Окружающая среда -это объекты, которые не входят в систему (как в данное единство), но изменение свойств, которых каким-либо образом влияет на систему. Устанавливая границы, мы определяем, какие системы (или подсистемы) находятся под контролем лица, принимающего решение, какие нет. Если игнорировать взаимодействия системы со средой, можно получить бессмысленные с точки зрения практики управленческие решения.
Для описания взаимодействия со средой используют понятия «вход», «выход», «состояние», «поведение» системы. Чтобы представить систему, можно воспользоваться ее моделью, применяемую при кибернетическом подходе: моделью типа «черный ящик» (рис. 3).
На рис. 3.: X - входы (входные параметры) системы Б, экзогенные параметры, представляющие воздействие внешних причин на Б; У- выходы системы - результаты преобразования системой входных параметров, эндогенные параметры, возникающие в Б под воздействием внутренних причин.
Системы (элементы подсистемы) обладают признаками или свойствами (характеристиками). Признаки могут быть качественными и количественными.
Признак может быть мерой эффективности. Измерить признак часто является серьезной проблемой.
Состояние системы характеризуется значениями признаков в данный момент времени. Состояния системы меняются в процессе ее функционирования.
Поведение системы - это изменение состояний системы во времени. Переходы системы (или ее частей) из состояния в состояние вызывают потоки, определяемые как скорость изменения значений признаков системы.
Нас интересует определенный класс организационных систем - социально-экономический, к которым и относится РСИС. Основополагающим ее элементом является человек; деятельность человека определяет особенности всех процессов функционирования и развития такой системы. Связи, благодаря которым существуют эти системы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах, установках. Таким образом, организационные системы содержат активные элементы.
Основываясь на выше приведенных определениях систем, предлагаем следующее для региональной структурно-инвестиционной системы.
Региональная структурно-инвестиционная система - это организационная социально-экономическая система, представляющая собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем (материальные ресурсы, средства производства, денежные накопления, объекты интеллектуальной собственности - инвестиционные ресурсы, инвесторы, финансово-кредитные и инвестиционные учреждения, заказчики и исполнители работ - субъекты инвестиционной деятельности; управленческие структуры и системы управления, системы норм и правил направленных на активизацию инвестиционной деятель-
ности и др.), целенаправленную на социально-экономическое развитие региона.
Будучи системой, РСИС подчиняется общим законам и закономерностям, свойственным им. Эти закономерности необходимо знать для того, чтобы можно было строить такие РСИС с позиции регионального управления, которые выполняют свои функции и соответствуют своим целям.
В процессе изучения особенностей функционирования и развития сложных систем с активными элементами [2] был выявлен ряд закономерностей, помогающий глубже понять их диалектику. Так, к основным закономерностям РСИС можно отнести:
- закономерности взаимодействия частей и целого (целостность, инте-гративность);
- закономерности иерархической упорядоченности РСИС (коммуникативность, иерархичность):
- закономерности функционирования и развития РСИС (историчность, самоорганизация);
- закономерности осуществимости РСИС (эквифинальность, закон «необходимого разнообразия», потенциальная эффективность);
- закономерности целеобразова-ния: т.е. закономерность возникновения и формулирования целей (зависимость представления о цели и формулировку цели от стадии познания объекта, процесса и от времени); зависимость цели от внешних и внутренних факторов; возможность и необходимость сведения задачи формулирования обобщающей - глобальной цели к задаче ее структуризации), формирования структур целей (зависимость способа представления целей от стадий познания объекта, проявления в структуре целей закономерности целостности, закономерности
формирования иерархических структур целей).
Управление РСИС - это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, принятия решений, контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей РСИС. Далее рассмотрим понятия связанные с управлением большими системами, в том числе с управлением РСИС.
Система управления (СУ) - это совокупность объекта управления (ОУ) и управляющей системы (УС), рис. 4.
На рис. 4.: X- управляющие факторы, У-показатели эффективности функционирования СУ, 7- факторы воздействия среды,Ш- помехи. Если обратной связи не существует, то система является разомкнутой. При наличии ОС система является замкнутой. Поведение любой системы управления определяется окружающей обстановкой (внешняя среда), свойствами системы (внутренние условия), целью управления.
Функционирование организационных систем, их взаимодействие с окружающей средой невозможно представить в виде традиционных формальных количественных моделей. Это вызвано главным образом тем, что, организационные системы характеризуются огромным количеством элементов и взаимосвязей между ними, наличием неопределенности, опи-
Рис. 4. Схема системы управления
санием на качественном уровне, неоднозначностью последствий тех или иных решений. Наличие таких условий позволяет отнести проблемы РСИС и управления ею, как организационной системы, к слабоструктурированным.
Как известно, проблемы (объекты) принято классифицировать как структурированные, слабоструктурированные, неструктурированные.
Структурированные проблемы это такие проблемы, в которых существенные зависимости ясно выражены и могут быть представлены в числах или символах. Это проблемы «количественно выраженные»; решение проблем этого класса использует методологию исследования операций.
Неструктурированные проблемы -это проблемы, выраженные, главным образом, в качественных признаках и характеристиках, они не поддаются количественному описанию и числовым оценкам. Исследование таких проблем, возможно только эвристическими методами; отсутствует возможность применения логически упорядоченных структур отыскания решений.
Слабоструктурированные проблемы характеризуются наличием как качественных, так и количественных элементов. К этому классу проблем относится большинство наиболее сложных проблем экономического, технического, политического, военностратегического и т.п. характера. Для разрешения их используют многообразие методов системного анализа, формальной и неформальной логики, когнитивный анализ, статистический анализ, теорию расплывчатых мно-
жеств, синергетический подход и многое другое.
В настоящее время реализация управления сложными системами и ситуациями привела к необходимости создания систем поддержки управленческих решений в условиях всех видов названных проблем.
Принятие решений - наиболее сложный и ответный этап деятельности человека в различных организационных структурах. Поэтому компьютерное моделирование процесса принятия решений сегодня становится центральным направлением автоматизации деятельности лица, принимающего решение (ЛПР); разрабатываются автоматизированные управленческие организационные системы. Опыт показывает, что системы поддержки повышают производительность лиц, принимающих решения. Улучшение качества возможно потому, что ЛПР рассматривает альтернативы решения перед тем, как их принять, используя для этого модели формирования решений и их оценки.
Подводя итог всему вышесказанному, можно обозначить следующие основные особенности РСИС:
- основополагающим элементом РСИС, как самоорганизующейся системы, является человек, которого можно рассматривать как системообразующий фактор системы;
- РСИС, как открытая система, оказывает мощное влияние на окружающую ее внешнюю среду, будучи в то же время сильно зависимой от этой среды; от РСИС зависит социальноэкономическое развитие России, ее положение на международной арене;
- РСИС в той или иной степени подчиняется общим закономерностям систем;
- РСИС иерархична не только в смысле организации, но и в смысле интересов индивидуума, фирмы, фи-
нансово-кредитного учреждения, государства, которые могут вступать в противоречие друг с другом;
- РСИС подвержена динамическим изменениям, в ней проявляется закономерность историчности;
- эффективность (в том числе экономическая, социальная, бюджетная) РСИС проявляется практически сразу, и наращивается со временем;
- РСИС и ее проблемы относятся к слабоструктурированным;
Для исследования вышеуказанной системы автор предлагает метод когнитивного анализа РСИС.
Наука «когнитология» (инженерия знаний), позволяет обеспечить процесс передачи знаний эксперта ЭВМ [3, 4]. Для этого необходимо предварительно провести структуризацию знаний.
Структуризация или концептуализация РСИС характерна тем, что разрабатывается структура полученных знаний о рассматриваемой системе, т.е определяется список основных понятий, выявляются отношения между понятиями, определяются связи данной системы с окружающим миром.
Происходит разработка неформального описания знаний о РСИС, которую можно наглядно изобразить в виде графа, таблицы, текста и т.п. Затем определяются стратегии принятия решений в данной предметной области.
Инженер - когнитолог выбирает один из способов формализации знаний, адекватный его представлению о РСИС. При этом существует опасность субъективной точки зрения, но разработаны способы уменьшения эффекта субъективизма эксперта.
Процесс извлечения знания - это процедура, в которой инженер по знанию, имеющий опыт в области когнитивной и математической логики создает "скелетную" модель РСИС, на
XI Х2 (причина 2)
Причина 1 Следствие 1
(вход) (выход)
основании методологии когнитивной структуризации (cognitive mapping).
Цель когнитивной структуризации РСИС состоит в формировании и уточнении гипотезы о функционировании РСИС, рассматриваемой как сложная система, которая состоит из отдельных, но взаимосвязанных между собой элементов и подсистем.
Для того чтобы понять и проанализировать поведение РСИС, строят структурную схему причинно-следственных связей.
Два элемента системы Xi и Xj на схеме могут быть изображены как отдельные точки-вершины, и если элемент Xi связан с элементом Xj причинно-следственной связью, то их соединяют ориентированной дугой (рис. 5). Причинно-следственные цепочки могут быть достаточно протяженными и сложными.
Анализ причинно-следственных связей необходим для прогноза развития ситуации при реализации различных управлений процессами в РСИС.
Рис. 5. Изображение при-чннно-следственных связей
Основным в данном подходе анализа причинноследственных связей является понятие "ситуация". Ситуация характеризуется, прежде всего, набором базисных факторов У={У;|, 1=1, 2, ..., к с помощью которых описываются процессы смены состояний в ситуации. Факторы могут влиять друг на друга, причем такое влияние может быть положительным, когда увеличение (уменьшение) одного фактора приводит к увеличению (уменьшению) другого.
Когнитивные карты РСИС - схемы причинно-следственных связей интерпретирующих мнения и взгляды лица, принимающего решения. На языке математики когнитивная карта это знаковый (взвешенный) ориентированный граф (рис. 6).
В когнитивной карте на рисунке 6: -У), 1=1, 2, ..., к - вершины (или концепты) - элементы изучаемой системы, взаимооднозначно соответствуют базисным факторам ситуации, в терминах которых описываются процессы в ситуациях;
- еь 1=1, 2, ..., к - дуги - непосредственные взаимосвязи между факторами.
Когнитивная карта отображает лишь факт наличия влияния факторов друг на друга. В ней не отражается ни детальный характер этих влияний, ни динамика изменений влияний в зависимости от изменения ситуации, ни временные изменения самих факторов. Учет всех этих обстоятельств требует перехода на следующий уровень структуризации информации, отображенной в когнитивной карте, т. е. требует перехода к когнитивной модели.
Когнитивная модель это функциональный граф, в котором концепты (вершины) являются базисными факторами ситуации, а дуги представляют собою некую функциональную зависимость между соответствующими базисными факторами.
Для определения целенаправленного поведения в сложной ситуации в когнитивной модели выделяют целевые (выходные) и управляющие (входные) факторы из исходного множества базисных факторов.
Целевые факторы РСИС - это факторы, через которые подаются управляющие воздействия в модель.
Цель управления РСИС - обеспечение желательных изменений целевых факторов, что является задачей выработки решений по управлению процессами в ситуации.
Цель считается корректно заданной, если желательные изменения одних целевых факторов не приводят к нежелательным изменениям других целевых факторов. Таким образом, управляющее воздействие считается согласованным с целью, если оно не вызывает нежелательных изменений ни в каком из целевых факторов. При рассмотрении управляющих процессов в ситуации необходимо определить цель управления и управляющие воздействия.
Эволюция состояний в ситуации включает в себя два слагаемых: сво-
бодное движение и вынужденное движение.
Свободное движение - эволюция начального состояния ситуации, не зависящая от каких-либо управляющих воздействий.
Вынужденное движение - полностью определяется выбираемой стратегией управления. При достижении заданной цели сразу же встает задача об удержании ситуации в достигнутом состоянии до тех пор, пока не появится новая цель.
Качество и результативность когнитивного анализа связаны как с субъективностью лица принимающего решения (ЛПР), так и с тем фактором, что само исследование влияет на результаты. Существует взаимосвязь между мышлением участников и ситуацией, в которой они участвуют. Эта взаимосвязь проявляется двояко, в виде двух зависимостей: когнитивной (пассивной), выражающей усилие участников, затрачиваемое на понимание ситуации, и управляющей (активной), связанной с действием их умозаключений на ситуацию в реальном мире. В когнитивной функции восприятия участников зависят от ситуации, а в управляющей функции они влияют на ситуацию (рис. 7).
Таким образом, наличие в системе мыслящих участников, каждый из которых по своему представляет ситуацию и принимает те или иные решения, исходя из своего «виртуального» представления, приводит к тому, что, пословам Дж. Сороса «последовательность событий не ведет напрямую от одного набора факторов к другому; вместо этого она перекрестным образом . соединяет факторы с их восприятием, а восприятия с факторами».
Это приводит к тому, что процессы в ситуации ведут не к равновесию, а к никогда не заканчивающемуся
ЛПР Ситуация
(У) (X)
*=Г(У)
Управляющая функция
процессу изменений. Отсюда следует, что в результате взаимодействия, как ситуация, так и взгляды участников являются зависимыми переменными, и первичное изменение ускоряет наступление дальнейших изменений, как самой ситуации, так и во взглядах участников. Это свойство рефлективности; если у=^х) - когнитивная функция, а х=^у) - управляющая, то У=Я(У)] х=Щх)]. Отсюда следует, что достоверное предсказание поведения процессов в ситуации невозможно без оценки этой ситуации ее участниками и их собственных представлений возможных действий.
Когнитивный анализ РСИС можно разбить на нижеследующие этапы.
Первый этап «Погружение в проблему (идентификация проблемы), формулировка задачи и цели исследования РСИС»;
Второй этап «Теоретическое изучение РСИС, с позиции поставленной цели;
2.1. Выделение в исследуемом процессе подпроцессов, с позиции поставленной цели;
2.2. Изучение каждого подпроцесса согласно следующим этапам:
2.2.1. Выделение основных характеристических признаков изучаемого процесса и выявление взаимосвязей между ними; определение действий основных объективных законов (экономических, социальных, политических, международных) развития исследуемого процесса, что позволит выделить объективные зависимости и
Рис. 7. Взаимосвязь мышления ЛПР и ситуации
тенденции в процессах, происходящих в ситуации.
2.2.2. Определение присущих исследуемому процессу требований, условий, ограничений.
2.2.3. Выделение основных социально-политических субъектов, связанных с ситуацией, определения их субъективных интересов в развитии данной ситуации, что позволит определить возможные изменения в объективном развитии ситуации, выделить факторы, на которые реально могут влиять субъекты ситуации.
2.2.4. Определение путей, механизмов действия, реализации экономических и политических интересов основных социально-политических субъектов, что позволит в дальнейшем определить стратегии поведения и предотвращения нежелательных последствий развития ситуации.
2.2.5. Выделение факторов, по мнению экспертов характеризующих проблемную ситуацию:
- выделение базисных (основных факторов), описывающих суть проблемы;
- выделение в совокупности базисных факторов целевых факторов;
- выделение в совокупности базисных факторов управляющих факторов, которые в модели будут являться потенциально возможными рычагами воздействия на ситуацию;
- определение связей между факторами;
- определение направления влияний и взаимовлияний между факторами, т.е выявление цепочки: «причина-следствие»;
2.2.6. Определение позитивности влияния (положительное «+», отрицательное «-»);
2.2.7. Построение когнитивной карты (графа) ситуации.
После того как все подпроцессы исследованы, необходимо перейти к третьему этапу.
Третий этап «Практическое изучение процессов с позиции, поставленной цели».
3.1. Сбор, систематизации и анализа существующей статистической и качественной информации по проблемам на уровне региона, муниципальных образований»;
3.2. Разработка когнитивной модели, составление уравнений;
3.3. Когнитивное моделирование процессов.
Моделирование основано на сценарном подходе.
Сценарий - это совокупность тенденций, характеризующих ситуацию в данный момент, желаемых целей развития, комплекса мероприятий, воз-
1. Агапова Т.Н. Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее изменения. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 198 с.
2. Волкова Б.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Уч.-СПб.:Изд.СПГГТУ, 1998. - 510 с.
3. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Гинис Л.А. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем. - Ростов н/Д Изд-во Рост.ун-та, 2005. - 288 с.
4. Качаев С.В., Корноушенко Е.К., Максимов В.И., Райков А.Н. Когнитивные модели и технологии интеллектуальной поддержки решений. - М.: Academia, МГУК, 1999.
действующих на развитие ситуации, и системы наблюдения параметров (факторов), иллюстрирующих поведение процессов.
Сценарий может моделироваться по трем направлениям:
- прогноз развития ситуации без всякого воздействия;
- прогноз развития ситуации с выбранным комплексом мероприятий-управлений (прямая задача);
- синтез комплекса мероприятий для достижения необходимого изменения состояния ситуации.
Технология когнитивного (познавательно-целевого) моделирования заключается в том, чтобы на основе когнитивных карт с помощью когнитивных моделей определить возможные и рациональные пути управления ситуацией с целью перехода от негативных исходных состояний к позитивным.
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика в условиях устойчивого развития сложных систем. - М.: Academia, МГУК, 1999.
6. Малинецкий Г. П. Синергетика, предсказуемость и детерминированный хаос. -М.: Центр.Ком., 1997.
7. Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.
8. Черняк Ю.Н. Системный анализ в управлении экономикой. - М.: Экономика, 1975.
9. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении. -М.: Дело, 2000. S2H
— Коротко об авторах----------------------------------------------------------
Щербакова Т.А. - кандидат экономических наук, Таганрогский институт управления и экономки, доцент кафедры «Экономика и финансы».
Статья представлена кафедрой экономики и финансов Таганрогского института управления и экономки.