УДК 332.122 Т.А. Щербакова
МЕТОД КОГНИТИВНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОГО СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Отражен когнитивный метод анализа регионального структурно-инвестиционного развития (РСИР), позволяющий проводить комплексные исследования РСИС, выявлять эффективные стратегии управления процессом развития РСИС на основе разработанной методологии как статистического, так и сценарно-административ-ного прогнозирования динамики индикаторов РСИС. Разработанный подход к прогнозированию является качественно новым, так как основывается на сценарном обосновании эффективности управленческих решений региона, муниципалитетов в рамках утверждаемых инвестиционных программ территорий, в рамках разрабатываемых прогнозов социально-экономического развития территорий, реализации объектов промышленности, являющихся точками роста экономики муниципалитета, региона.
Ключевые слова: экономика, регион, муниципальное образование, когнитивный анализ, структурно-инвестиционное развитие, прогноз, сценарий, моделирование, управление, промышленность, труд, занятость, инвестиционный потенциал, финансовая поддержка.
Одна из основных задач государственного и муниципального управления на современном этапе развития - оптимизация структуры экономики.
Структурную оптимизацию можно определить как целенаправленное исправление очевидных диспропорций и дисбалансов, накопленных в экономике и социальной сфере. От качества решения данной задачи определяющим образом зависит будущее страны: ее место в мировой экономике, роль на международной политической арене, уровень и качество жизни населения, снижение или накопление потенциала дальнейшего развития. Сохранение же структурных проблем означает балансирование на грани между стагнацией и деградацией.
Направления структурной перестройки экономики регионов закладываются в инвестиционной, промышленной, структурной, инновационной поли-
тике регионов и зависят от конкурентных преимуществ отраслей экономики, от потенциала роста отраслей, мультипликативного эффекта на все народное хозяйство региона, а так же от других факторов
[3].
Но, определение направлений структурно-инвестиционного развития - это сложный процесс принятия управленческих решений.
Очевидно, что для эффективного управления региональным структурноинвестиционным развитием, необходим максимально возможный учет всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделении главного и существенного, определении характера связи между аспектами, свойствами, характеристиками, т.е системный подход.
Региональная структурно-инвестиционная система - это организационная социально-экономическая система, представляющая собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов и
подсистем (материальные ресурсы, средства производства, денежные накопления, объекты интеллектуальной собственности - инвестиционные ресурсы, инвесторы, финансово-кредитные и инвестиционные учреждения, заказчики и исполнители работ - субъекты инвестиционной деятельности; управленческие структуры и системы управления, системы норм и правил и др.), целенаправленных на активизацию инвестиций в основной капитал в таких видах экономической деятельности реального производства, которые обеспечат устойчивое социально-экономическое развитие как региона, так и государства в целом.
Будучи системой, РСИС подчиняется общим законам и закономерностям, свойственным им. Эти закономерности необходимо знать для того, чтобы можно было строить такие РСИС с позиции регионального управления, которые выполняют свои функции и соответствуют своим целям.
Так, к основным закономерностям РСИС можно отнести: закономерности взаимодействия частей и целого (целостность, интегративность); закономерности иерархической упорядоченности РСИС (коммуникативность, иерархичность): закономерности функционирования и развития РСИС (историчность, самоорганизация); закономерности осуществимости РСИС (эквифинальность, закон «необходимого разнообразия», потенциальная эффективность) [1].
В условиях нарастающей интеграции экономических процессов, их многоуровневой иерархичности, динамичности, стохастичности, не линейности и т.д., необходимы адекватные реальной действительности инструменты исследования.
Проведенная классификация методов системного анализа, позволяет исследовать РСИС, т.е. решить задачи описания
региональной структурно-
инвестиционной системы, диагноза ее состояния и развития, с позиции регионального управления, оценки ее вклада в экономическую и социальную сферы, т.е. достаточно обширный круг вопросов.
Из многообразия существующих методов системного анализа, автор выбрал применение к исследуемой слабоструктурированной предметной области метод когнитивного моделирования организационных систем . Это объясняется тем, что: данный метод разработан в институте проблем управления Российской Академии наук, как универсальный научный инструмент понимания поведения сложных систем: экономических, социальных, политических; несмотря на популярность применения данного метода в научных исследованиях, в экономической литературе посвященной проблемам структурно-инвестицион-ного развития регионов данной тенденции пока не прослеживается, либо прослеживается, но слабо.
Когнитивный подход - это некий «параметр порядка», позволяющий понять и представить простое в сложном, «подчинить» многообразие знаний об объекте главному, потенциально позволяющий внести ясность и системность в существующие представления, в частности о РСИС [2,4].
Когнитивные технологии занимают все больше доверия у властных структур, занимающихся стратегическим и оперативным управлением на всех уровнях и во всех сферах управления. Применение когнитивных технологий в экономической сфере позволяет в сжатые сроки разработать и обосновать стратегию экономического развития предприятия, банка, региона или целого государства с учетом влияния изменений во внешней среде.
Когнитивный анализ РСИС можно разбить на нижеследующие этапы.
Первый этап «Погружение в проблему (идентификация проблемы), формулировка цели и задач исследования РСИС»;
Второй этап «Теоретическое изучение РСИС, с позиции поставленной цели»:
2.1. Выделение в исследуемом процессе подпроцессов, с позиции поставленной цели;
2.2. Изучение каждого подпроцесса, согласно следующим этапам:
2.2.1. Выделение основных характеристических признаков изучаемого процесса и выявление взаимосвязей между ними; определение действий основных объективных законов (экономических, социальных, политических, международных) развития исследуемого процесса, что позволит выделить объективные зависимости и тенденции в процессах, происходящих в ситуации.
2.2.2. Определение присущих исследуемому процессу требований, условий, ограничений.
2.2.3. Выделение основных социально-политических субъектов, связанных с ситуацией, определение их субъективных интересов в развитии данной ситуации, что позволит определить возможные изменения в объективном развитии ситуации, выделить факторы, на которые реально могут влиять субъекты ситуации.
2.2.4. Определение путей, механизмов действия, реализации экономических и политических интересов основных социально-политических субъектов, что позволит в дальнейшем определить стратегии поведения и предотвращения нежелательных последствий развития ситуации.
2.2.5. Выделение факторов, по мнению экспертов характеризующих проблемную ситуацию:
- выделение базисных (основных факторов), описывающих суть проблемы;
- выделение в совокупности базисных факторов целевых факторов;
- выделение в совокупности базисных факторов управляющих факторов, которые в модели будут являться потенциально возможными рычагами воздействия на ситуацию;
- определение связей между факторами;
- определение направления влияний
и взаимовлияний между факторами, т.е. выявление цепочки: «причина-
следствие».
2.2.6. Определение позитивности влияния (положительное «+», отрицательное «-»).
2.2.7. Построение когнитивной карты (графа) ситуации.
После того, как все подпроцессы исследованы, необходимо перейти к третьему этапу.
Третий этап «Практическое изучение процессов с позиции, поставленной цели»:
3.1. Сбор, систематизация и анализ существующей статистической и качественной информации по проблемам на уровне региона, муниципальных образований»;
3.2. Разработка когнитивной модели, составление уравнений;
3.3. Когнитивное моделирование
процессов, согласно этапам методологии статистического и сценарно-
административного, пассивного, активного и целевого прогнозирования динамики развития региональной структурно-инвестиционной системы.
3.3.1. На первом этапе прогнозирования необходимо собрать следующую
фактическую статистическую информацию:
- о динамике инвестиционного развития региона за последние 5-10 лет;
- о динамике развития промышленного производства в регионе за последние 5-10 лет;
- о динамике развития показателей труда и занятости региона за последние 5-10 лет;
- о динамике развития валового регионального продукта за последние 5-10 лет.
Источниками информации, перечня базовых показателей и их значений в рамках вышеперечисленной структуры, являются ежегодные отчетные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
3.3.2. На втором этапе прогнозирова-
ния (на базе первого этапа прогнозирования) разрабатывается статистический пассивный прогноз, основанный на регрессионном анализе, проводимом посредством информационной системы Microsoft Excel. Так, используя регрессионный анализ, необходимо продолжить линии трендов в диаграммах иллюстрирующих структурно-
инвестиционное развитие региона за пределы реальных данных для предсказания будущих значений.
Получим следующую информацию: статистический прогноз инвестиционного развития региона на последующие 35 лет; статистический прогноз развития промышленного производства в регионе на последующие 3-5 лет; статистический прогноз развития показателей труда и занятости в регионе на последующие 3-5 лет; статистический прогноз развития валового регионального продукта на последующие 3-5 лет;
3.3.3. На третьем этапе необходимо разработать предварительный вариант сценарно-административного пассивно-
го прогноза (с обратной связью) структурно-инвестиционного раз-вития региона, данный прогноз формируется в рамках первого этапа ежегодного прогноза социально-экономического развития региона.
3.3.4. На четвертом этапе лицом, формирующим прогноз, обосновывается наиболее адекватный пассивный прогноз (сценарно-административ-ный, либо статистический).
3.3.5. На пятом этапе, с позиции по-
ставленной цели (активизация государственного управления инвестиционной деятельностью, в тех видах экономической деятельности промышленности, обрабатывающих производств промышленности, которые обеспечат устойчивое безопасное социально-
экономическое развитие как региона) разрабатывается сценарно-
административный активный и целевой прогноз структурно-инвестицион-ного развития региона, данные адекватного пассивного прогноза, задействованные в когнитивной модели, подвергаются влиянию управляющих факторов, факторов которые формируют инвестиционный потенциал предприятий и организаций.
Далее лицом, принимающим решение о наиболее актуальных стратегиях развития структурно-инвестици-онной системы региона рассматриваются всевозможные сценарии развития модели, и принимается и обосновывается наиболее эффективный вариант.
Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз структурно-инвестиционного развития региона (включает следующие этапы разработки: предварительный этап -
май текущего года; уточненный этап -август текущего года), содержит следующую структуру:
I. Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз инвестиционного развития в разрезе муниципальных образований региона (анализ ретроспективных данных, оценка текущего года, прогноз на три последующих года);
II. Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз развития промышленного производства в разрезе муниципальных образований региона (анализ ретроспективных данных, оценка текущего года, прогноз на три последующих года);
III. Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз развития показателей труда и занятости в разрезе муниципальных образований региона (анализ ретроспективных данных, оценка текущего года, прогноз на три последующих года);
Сценарно-административный активный прогноз разрабатывается на основе данных сценарно-администра-тивного пассивного прогноза, но с учетом сценарного моделирования системы, для обоснования эффективности принятия управленческих решений, в области финансовой и организационной поддержки инвестиционной деятельности.
Сценарно-административный целевой прогноз, разрабатывается на основе активного сценарно-админи-
стративного прогноза, но с учетом включения в него данных реализации стратегически важных инвестиционных проектов обрабатывающих производств промышленности.
IV. Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз основных индикаторов структурноинвестиционного развития региона (анализ ретроспективных данных, оценка текущего года, прогноз на три последующих года).
Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз основных индикаторов структурноинвестиционного развития региона включает перечень следующих базовых показателей:
- валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году), в том числе в разрезе видов экономической деятельности;
- совокупный объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами (Добыча полезных ископаемых + Обрабатывающие производства + Производство и распределение электроэнергии, газа и воды) (по полному кругу предприятий, в действующих ценах, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году);
- совокупный объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами в разрезе видов экономической деятельности обрабатывающих производств (по полному кругу предприятий, в действующих ценах, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году);
- объем инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в разрезе видов экономической деятельности (по полному кругу предприятий, в действующих ценах, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году);
- объем инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в разрезе источников финансирования (по полному кругу предприятий, в действующих ценах, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году);
- численность занятых в экономике;
- численность занятых в обрабатывающих производствах в разрезе видов экономической деятельности;
- численность зарегистрированных безработных;
- уровень регистрируемой безработицы;
- выпадающие доходы бюджета, в рамках финансовой и организационной поддержки инвестиционной деятельности;
- объем средств бюджета выделяемый на финансовую и организационную поддержку инвестиционной деятельности;
- объем сформированного инвестиционного потенциала региона;
- и другие (среднемесячная зарплата, среднедушевые доходы, фонд заработной платы).
Так, к первому предварительному этапу прогнозов на уровне муниципальных образований региона должны быть разработаны предварительные варианты прогнозов, инвестиционных программ (формируя один из основных приоритетов поддерж-ки - промышленное производство), проведены конкурсы включения инвестиционных проектов предприятий в инвестиционную программу, в случае их заинтересованности в получении финансовой поддержки в следующем году, определен список стратегических инвестиционных промышленных объектов (точек роста экономики). Таким образом, разработан предварительный вариант пассивного, активного и целевого прогноза.
Ко второму уточненному этапу прогнозов Администрация региона разрабатывает региональную инвестиционную программу (формируя один из основных приоритетов поддержки -промышленное производство), проводит конкурсы включения инвестиционных проектов предприятий в инвестиционную программу, в случае их заинтересованности в получении фи-
нансовой поддержки в следующем году, определяет сводный список стратегических инвестиционных промышленных объектов региона (точек роста экономики), определяет участие в муниципальных инвестиционных программах.
При таком подходе развитие территории региона прозрачно, планируемо. Прозрачны выпадающие доходы бюджетов, сценарии развития территорий, формируемый инвестиционный потенциал развития.
При таком подходе система управления региона и города взаимоувязаны и контролируемы.
Оптимальная эффективность политики региона, отражается при сопоставлении в двух сценарных вариантов: вариант 1 - пассивный - вариант инерционного развития с сохранением в прогнозируемом периоде тенденций, внешних и внутренних условий развития экономики, данный прогноз не включает эффект от управляющих воздействий на региональном и муниципальном уровне; вариант 2 - целевой - вариант применения в прогнозируемом периоде системы управляющих воздействий на региональном и муниципальном уров-не, на основе сценарного обоснования их эффективности, в том числе, при реализации списка инвестиционных проектов обрабатывающих производств промышленности в разрезе муниципальных образований.
Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз структурно-инвестиционного развития муниципалитетов, региона, а так же список инвестиционных проектов обрабатывающих производств промышленности муниципалитетов, региона необходимо утверждать региональными и муниципальными инвестиционными программами. Данные программы и со-
ответствующие прогнозы должны подлежать контролю и являться основным критерием оценки деятельности экономических служб муниципалитетов, региона.
Но, внедрение методологии сценарно-административного целевого прогнозирования структурно-инвести-
ционного развития будет эффективным и результативным, если на уровне федеральной власти будут разработаны соответствующие долгосрочные целевые программы развития инвестиционной деятельности
Итак, применение когнитивного подхода позволяет: построить комплекс
когнитивных карт РСИС, позволяющих упорядочить причины и следствия процессов (во взаимосвязи концептов когнитивных карт), выявить управляющие
1. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Уч.-
СПб.:Изд. СПГГТУ, 1998. - 510 с.
2. Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Краснодар: Печатный двор, 2002.
3. Гринберг Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестно-
факторы на систему с позиции необходимого государственного и муниципального уп-равления; провести анализ внедренности выявленных факторов в практику государственного и муниципального управления инвестиционным процессом и определить их эффективность; разработать сценарные подходы обоснования эффективности использования выявленных факторов на структурно-инвестиционное и социальноэкономическое развитие тер-ритории.
Следовательно, применение технологии когнитивного моделирования позволяет действовать на опережение и не доводить потенциально опасные ситуации до угрожающих и конфликтных, а в случае их возникновения - принимать рациональные решения в интересах субъектов России.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
стью / Р. Гринберг // Вопросы экономики.-2008. - №3.
4. Качаев С.В., Корноушенко Е.К., Максимов В.Л., Райков А.Н. Когнитивные модели и технологии интеллектуальной поддержки решений // Новая парадигма развития России (комплексные исследования проблем устойчивого развития) / Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова - М.: Академия; Изд-во МГУ К, 1999. С. 442-449. ЕШ
— Коротко об авторе ---------------------------------------------------------------
Щербакова Т.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента, государственного и муниципального управления Таганрогского института управления и экономики, [email protected]