Научная статья на тему 'Метод когнитивного анализа регионального структурно-инвестиционного развития'

Метод когнитивного анализа регионального структурно-инвестиционного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ / СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОГНОЗ / СЦЕНАРИЙ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТРУД / ЗАНЯТОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Т. А.

Отражен когнитивный метод анализа регионального структурно-инвестиционного развития (РСИР), позволяющий проводить комплексные исследования РСИС, выявлять эффективные стратегии управления процессом развития РСИС на основе разработанной методологии как статистического, так и сценарно-административ-ного прогнозирования динамики индикаторов РСИС. Разработанный подход к прогнозированию является качественно новым, так как основывается на сценарном обосновании эффективности управленческих решений региона, муниципалитетов в рамках утверждаемых инвестиционных программ территорий, в рамках разрабатываемых прогнозов социально-экономического развития территорий, реализации объектов промышленности, являющихся точками роста экономики муниципалитета, региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод когнитивного анализа регионального структурно-инвестиционного развития»

УДК 332.122 Т.А. Щербакова

МЕТОД КОГНИТИВНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНАЛЬНОГО СТРУКТУРНО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Отражен когнитивный метод анализа регионального структурно-инвестиционного развития (РСИР), позволяющий проводить комплексные исследования РСИС, выявлять эффективные стратегии управления процессом развития РСИС на основе разработанной методологии как статистического, так и сценарно-административ-ного прогнозирования динамики индикаторов РСИС. Разработанный подход к прогнозированию является качественно новым, так как основывается на сценарном обосновании эффективности управленческих решений региона, муниципалитетов в рамках утверждаемых инвестиционных программ территорий, в рамках разрабатываемых прогнозов социально-экономического развития территорий, реализации объектов промышленности, являющихся точками роста экономики муниципалитета, региона.

Ключевые слова: экономика, регион, муниципальное образование, когнитивный анализ, структурно-инвестиционное развитие, прогноз, сценарий, моделирование, управление, промышленность, труд, занятость, инвестиционный потенциал, финансовая поддержка.

Одна из основных задач государственного и муниципального управления на современном этапе развития - оптимизация структуры экономики.

Структурную оптимизацию можно определить как целенаправленное исправление очевидных диспропорций и дисбалансов, накопленных в экономике и социальной сфере. От качества решения данной задачи определяющим образом зависит будущее страны: ее место в мировой экономике, роль на международной политической арене, уровень и качество жизни населения, снижение или накопление потенциала дальнейшего развития. Сохранение же структурных проблем означает балансирование на грани между стагнацией и деградацией.

Направления структурной перестройки экономики регионов закладываются в инвестиционной, промышленной, структурной, инновационной поли-

тике регионов и зависят от конкурентных преимуществ отраслей экономики, от потенциала роста отраслей, мультипликативного эффекта на все народное хозяйство региона, а так же от других факторов

[3].

Но, определение направлений структурно-инвестиционного развития - это сложный процесс принятия управленческих решений.

Очевидно, что для эффективного управления региональным структурноинвестиционным развитием, необходим максимально возможный учет всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделении главного и существенного, определении характера связи между аспектами, свойствами, характеристиками, т.е системный подход.

Региональная структурно-инвестиционная система - это организационная социально-экономическая система, представляющая собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов и

подсистем (материальные ресурсы, средства производства, денежные накопления, объекты интеллектуальной собственности - инвестиционные ресурсы, инвесторы, финансово-кредитные и инвестиционные учреждения, заказчики и исполнители работ - субъекты инвестиционной деятельности; управленческие структуры и системы управления, системы норм и правил и др.), целенаправленных на активизацию инвестиций в основной капитал в таких видах экономической деятельности реального производства, которые обеспечат устойчивое социально-экономическое развитие как региона, так и государства в целом.

Будучи системой, РСИС подчиняется общим законам и закономерностям, свойственным им. Эти закономерности необходимо знать для того, чтобы можно было строить такие РСИС с позиции регионального управления, которые выполняют свои функции и соответствуют своим целям.

Так, к основным закономерностям РСИС можно отнести: закономерности взаимодействия частей и целого (целостность, интегративность); закономерности иерархической упорядоченности РСИС (коммуникативность, иерархичность): закономерности функционирования и развития РСИС (историчность, самоорганизация); закономерности осуществимости РСИС (эквифинальность, закон «необходимого разнообразия», потенциальная эффективность) [1].

В условиях нарастающей интеграции экономических процессов, их многоуровневой иерархичности, динамичности, стохастичности, не линейности и т.д., необходимы адекватные реальной действительности инструменты исследования.

Проведенная классификация методов системного анализа, позволяет исследовать РСИС, т.е. решить задачи описания

региональной структурно-

инвестиционной системы, диагноза ее состояния и развития, с позиции регионального управления, оценки ее вклада в экономическую и социальную сферы, т.е. достаточно обширный круг вопросов.

Из многообразия существующих методов системного анализа, автор выбрал применение к исследуемой слабоструктурированной предметной области метод когнитивного моделирования организационных систем . Это объясняется тем, что: данный метод разработан в институте проблем управления Российской Академии наук, как универсальный научный инструмент понимания поведения сложных систем: экономических, социальных, политических; несмотря на популярность применения данного метода в научных исследованиях, в экономической литературе посвященной проблемам структурно-инвестицион-ного развития регионов данной тенденции пока не прослеживается, либо прослеживается, но слабо.

Когнитивный подход - это некий «параметр порядка», позволяющий понять и представить простое в сложном, «подчинить» многообразие знаний об объекте главному, потенциально позволяющий внести ясность и системность в существующие представления, в частности о РСИС [2,4].

Когнитивные технологии занимают все больше доверия у властных структур, занимающихся стратегическим и оперативным управлением на всех уровнях и во всех сферах управления. Применение когнитивных технологий в экономической сфере позволяет в сжатые сроки разработать и обосновать стратегию экономического развития предприятия, банка, региона или целого государства с учетом влияния изменений во внешней среде.

Когнитивный анализ РСИС можно разбить на нижеследующие этапы.

Первый этап «Погружение в проблему (идентификация проблемы), формулировка цели и задач исследования РСИС»;

Второй этап «Теоретическое изучение РСИС, с позиции поставленной цели»:

2.1. Выделение в исследуемом процессе подпроцессов, с позиции поставленной цели;

2.2. Изучение каждого подпроцесса, согласно следующим этапам:

2.2.1. Выделение основных характеристических признаков изучаемого процесса и выявление взаимосвязей между ними; определение действий основных объективных законов (экономических, социальных, политических, международных) развития исследуемого процесса, что позволит выделить объективные зависимости и тенденции в процессах, происходящих в ситуации.

2.2.2. Определение присущих исследуемому процессу требований, условий, ограничений.

2.2.3. Выделение основных социально-политических субъектов, связанных с ситуацией, определение их субъективных интересов в развитии данной ситуации, что позволит определить возможные изменения в объективном развитии ситуации, выделить факторы, на которые реально могут влиять субъекты ситуации.

2.2.4. Определение путей, механизмов действия, реализации экономических и политических интересов основных социально-политических субъектов, что позволит в дальнейшем определить стратегии поведения и предотвращения нежелательных последствий развития ситуации.

2.2.5. Выделение факторов, по мнению экспертов характеризующих проблемную ситуацию:

- выделение базисных (основных факторов), описывающих суть проблемы;

- выделение в совокупности базисных факторов целевых факторов;

- выделение в совокупности базисных факторов управляющих факторов, которые в модели будут являться потенциально возможными рычагами воздействия на ситуацию;

- определение связей между факторами;

- определение направления влияний

и взаимовлияний между факторами, т.е. выявление цепочки: «причина-

следствие».

2.2.6. Определение позитивности влияния (положительное «+», отрицательное «-»).

2.2.7. Построение когнитивной карты (графа) ситуации.

После того, как все подпроцессы исследованы, необходимо перейти к третьему этапу.

Третий этап «Практическое изучение процессов с позиции, поставленной цели»:

3.1. Сбор, систематизация и анализ существующей статистической и качественной информации по проблемам на уровне региона, муниципальных образований»;

3.2. Разработка когнитивной модели, составление уравнений;

3.3. Когнитивное моделирование

процессов, согласно этапам методологии статистического и сценарно-

административного, пассивного, активного и целевого прогнозирования динамики развития региональной структурно-инвестиционной системы.

3.3.1. На первом этапе прогнозирования необходимо собрать следующую

фактическую статистическую информацию:

- о динамике инвестиционного развития региона за последние 5-10 лет;

- о динамике развития промышленного производства в регионе за последние 5-10 лет;

- о динамике развития показателей труда и занятости региона за последние 5-10 лет;

- о динамике развития валового регионального продукта за последние 5-10 лет.

Источниками информации, перечня базовых показателей и их значений в рамках вышеперечисленной структуры, являются ежегодные отчетные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

3.3.2. На втором этапе прогнозирова-

ния (на базе первого этапа прогнозирования) разрабатывается статистический пассивный прогноз, основанный на регрессионном анализе, проводимом посредством информационной системы Microsoft Excel. Так, используя регрессионный анализ, необходимо продолжить линии трендов в диаграммах иллюстрирующих структурно-

инвестиционное развитие региона за пределы реальных данных для предсказания будущих значений.

Получим следующую информацию: статистический прогноз инвестиционного развития региона на последующие 35 лет; статистический прогноз развития промышленного производства в регионе на последующие 3-5 лет; статистический прогноз развития показателей труда и занятости в регионе на последующие 3-5 лет; статистический прогноз развития валового регионального продукта на последующие 3-5 лет;

3.3.3. На третьем этапе необходимо разработать предварительный вариант сценарно-административного пассивно-

го прогноза (с обратной связью) структурно-инвестиционного раз-вития региона, данный прогноз формируется в рамках первого этапа ежегодного прогноза социально-экономического развития региона.

3.3.4. На четвертом этапе лицом, формирующим прогноз, обосновывается наиболее адекватный пассивный прогноз (сценарно-административ-ный, либо статистический).

3.3.5. На пятом этапе, с позиции по-

ставленной цели (активизация государственного управления инвестиционной деятельностью, в тех видах экономической деятельности промышленности, обрабатывающих производств промышленности, которые обеспечат устойчивое безопасное социально-

экономическое развитие как региона) разрабатывается сценарно-

административный активный и целевой прогноз структурно-инвестицион-ного развития региона, данные адекватного пассивного прогноза, задействованные в когнитивной модели, подвергаются влиянию управляющих факторов, факторов которые формируют инвестиционный потенциал предприятий и организаций.

Далее лицом, принимающим решение о наиболее актуальных стратегиях развития структурно-инвестици-онной системы региона рассматриваются всевозможные сценарии развития модели, и принимается и обосновывается наиболее эффективный вариант.

Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз структурно-инвестиционного развития региона (включает следующие этапы разработки: предварительный этап -

май текущего года; уточненный этап -август текущего года), содержит следующую структуру:

I. Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз инвестиционного развития в разрезе муниципальных образований региона (анализ ретроспективных данных, оценка текущего года, прогноз на три последующих года);

II. Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз развития промышленного производства в разрезе муниципальных образований региона (анализ ретроспективных данных, оценка текущего года, прогноз на три последующих года);

III. Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз развития показателей труда и занятости в разрезе муниципальных образований региона (анализ ретроспективных данных, оценка текущего года, прогноз на три последующих года);

Сценарно-административный активный прогноз разрабатывается на основе данных сценарно-администра-тивного пассивного прогноза, но с учетом сценарного моделирования системы, для обоснования эффективности принятия управленческих решений, в области финансовой и организационной поддержки инвестиционной деятельности.

Сценарно-административный целевой прогноз, разрабатывается на основе активного сценарно-админи-

стративного прогноза, но с учетом включения в него данных реализации стратегически важных инвестиционных проектов обрабатывающих производств промышленности.

IV. Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз основных индикаторов структурноинвестиционного развития региона (анализ ретроспективных данных, оценка текущего года, прогноз на три последующих года).

Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз основных индикаторов структурноинвестиционного развития региона включает перечень следующих базовых показателей:

- валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году), в том числе в разрезе видов экономической деятельности;

- совокупный объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами (Добыча полезных ископаемых + Обрабатывающие производства + Производство и распределение электроэнергии, газа и воды) (по полному кругу предприятий, в действующих ценах, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году);

- совокупный объем отгруженных товаров, работ и услуг, выполненных собственными силами в разрезе видов экономической деятельности обрабатывающих производств (по полному кругу предприятий, в действующих ценах, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году);

- объем инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в разрезе видов экономической деятельности (по полному кругу предприятий, в действующих ценах, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году);

- объем инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в разрезе источников финансирования (по полному кругу предприятий, в действующих ценах, в сопоставимых ценах в % к предыдущему году);

- численность занятых в экономике;

- численность занятых в обрабатывающих производствах в разрезе видов экономической деятельности;

- численность зарегистрированных безработных;

- уровень регистрируемой безработицы;

- выпадающие доходы бюджета, в рамках финансовой и организационной поддержки инвестиционной деятельности;

- объем средств бюджета выделяемый на финансовую и организационную поддержку инвестиционной деятельности;

- объем сформированного инвестиционного потенциала региона;

- и другие (среднемесячная зарплата, среднедушевые доходы, фонд заработной платы).

Так, к первому предварительному этапу прогнозов на уровне муниципальных образований региона должны быть разработаны предварительные варианты прогнозов, инвестиционных программ (формируя один из основных приоритетов поддерж-ки - промышленное производство), проведены конкурсы включения инвестиционных проектов предприятий в инвестиционную программу, в случае их заинтересованности в получении финансовой поддержки в следующем году, определен список стратегических инвестиционных промышленных объектов (точек роста экономики). Таким образом, разработан предварительный вариант пассивного, активного и целевого прогноза.

Ко второму уточненному этапу прогнозов Администрация региона разрабатывает региональную инвестиционную программу (формируя один из основных приоритетов поддержки -промышленное производство), проводит конкурсы включения инвестиционных проектов предприятий в инвестиционную программу, в случае их заинтересованности в получении фи-

нансовой поддержки в следующем году, определяет сводный список стратегических инвестиционных промышленных объектов региона (точек роста экономики), определяет участие в муниципальных инвестиционных программах.

При таком подходе развитие территории региона прозрачно, планируемо. Прозрачны выпадающие доходы бюджетов, сценарии развития территорий, формируемый инвестиционный потенциал развития.

При таком подходе система управления региона и города взаимоувязаны и контролируемы.

Оптимальная эффективность политики региона, отражается при сопоставлении в двух сценарных вариантов: вариант 1 - пассивный - вариант инерционного развития с сохранением в прогнозируемом периоде тенденций, внешних и внутренних условий развития экономики, данный прогноз не включает эффект от управляющих воздействий на региональном и муниципальном уровне; вариант 2 - целевой - вариант применения в прогнозируемом периоде системы управляющих воздействий на региональном и муниципальном уров-не, на основе сценарного обоснования их эффективности, в том числе, при реализации списка инвестиционных проектов обрабатывающих производств промышленности в разрезе муниципальных образований.

Сценарно-административный пассивный, активный и целевой прогноз структурно-инвестиционного развития муниципалитетов, региона, а так же список инвестиционных проектов обрабатывающих производств промышленности муниципалитетов, региона необходимо утверждать региональными и муниципальными инвестиционными программами. Данные программы и со-

ответствующие прогнозы должны подлежать контролю и являться основным критерием оценки деятельности экономических служб муниципалитетов, региона.

Но, внедрение методологии сценарно-административного целевого прогнозирования структурно-инвести-

ционного развития будет эффективным и результативным, если на уровне федеральной власти будут разработаны соответствующие долгосрочные целевые программы развития инвестиционной деятельности

Итак, применение когнитивного подхода позволяет: построить комплекс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

когнитивных карт РСИС, позволяющих упорядочить причины и следствия процессов (во взаимосвязи концептов когнитивных карт), выявить управляющие

1. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Уч.-

СПб.:Изд. СПГГТУ, 1998. - 510 с.

2. Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Краснодар: Печатный двор, 2002.

3. Гринберг Р. Российская структурная политика: между неизбежностью и неизвестно-

факторы на систему с позиции необходимого государственного и муниципального уп-равления; провести анализ внедренности выявленных факторов в практику государственного и муниципального управления инвестиционным процессом и определить их эффективность; разработать сценарные подходы обоснования эффективности использования выявленных факторов на структурно-инвестиционное и социальноэкономическое развитие тер-ритории.

Следовательно, применение технологии когнитивного моделирования позволяет действовать на опережение и не доводить потенциально опасные ситуации до угрожающих и конфликтных, а в случае их возникновения - принимать рациональные решения в интересах субъектов России.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

стью / Р. Гринберг // Вопросы экономики.-2008. - №3.

4. Качаев С.В., Корноушенко Е.К., Максимов В.Л., Райков А.Н. Когнитивные модели и технологии интеллектуальной поддержки решений // Новая парадигма развития России (комплексные исследования проблем устойчивого развития) / Под ред. В.А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова - М.: Академия; Изд-во МГУ К, 1999. С. 442-449. ЕШ

— Коротко об авторе ---------------------------------------------------------------

Щербакова Т.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмента, государственного и муниципального управления Таганрогского института управления и экономики, tag_tanya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.