Научная статья на тему 'Методологические основы инновационных преобразований и повышения конкурентоспособности промышленности российской Федерации'

Методологические основы инновационных преобразований и повышения конкурентоспособности промышленности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гоненко Даниил Владимирович

В статье рассмотрены теоретико-методологические аспекты формирования инновационного потенциала промышленной политики отечественной экономики, выделены факторы и направления его активизации в условиях ужесточения конкуренции, обусловленной проблемами развития и размещения производительных сил на новой экономико-технологической основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of innovative transformations and increase of competitiveness of the industry of the Russian Federation

In article teoretiko-methodological aspects of formation of innovative potential of industrial policy of domestic economy are considered, factors and the directions of its activization in the conditions of toughening of the competition caused by problems of development and placement of productive forces on a new economical and technological basis are allocated

Текст научной работы на тему «Методологические основы инновационных преобразований и повышения конкурентоспособности промышленности российской Федерации»

Гоненко Д. В.

ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

14.7. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ и ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гоненко Даниил Владимирович, к.э.н., доцент Место работы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХ и ГС)

daniilv@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрены теоретико-

методологические аспекты формирования инновационного потенциала промышленной политики отечественной экономики, выделены факторы и направления его активизации в условиях ужесточения конкуренции, обусловленной проблемами развития и размещения производительных сил на новой экономико-технологической основе

Ключевые слова: промышленное производство, промышленная политика, развитие производства, инновации, инновационная деятельность, инновационная стратеги, экономический рост, повышение конкурентоспособности

METHODOLOGICAL BASES OF INNOVATIVE TRANSFORMATIONS AND INCREASE OF COMPETITIVENESS OF THE INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Gonenko Daniil Vl., Cand. Econ. Sci., the senior lecturer Work place: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

daniilv@yandex.ru

Annotation: In article teoretiko-methodological aspects of formation of innovative potential of industrial policy of domestic economy are considered, factors and the directions of its activiza-tion in the conditions of toughening of the competition caused by problems of development and placement of productive forces on a new economical and technological basis are allocated

Keywords: industrial production, industrial policy, development of production, innovation, innovative activity, innovative strategists, economic growth, competitiveness increase

Динамика темпов роста промышленного производства нашей страны в настоящее время и анализ ретроспективного развития российской промышленности в целом показывает, что состояние основных мощностей можно охарактеризовать, как критический, а рост производства 2002-2007 годов не был закреплен и имел значительную инфляционную составляющую. Сегодня ситуация усугубляются последствиями мирового кризиса 2008 года. Даже скорректированные оценки Всемирного банка (2,5 процента роста ВВП в России на 2014 год) предполагается снизить в связи с итогами 2013 года (рост ВВП - 1,6% - в пределах математической погрешности).

Опорными отраслями экономического роста должны стать отрасли, где наша страна изначально имеет конкурентные преимущества. Одним из таких направлений должна стать переработка нефти. Но данное реформирование необходимо проводить очень осторожно, чтобы это не отразилось негативно на внутреннем рынке. В первую очередь нужно разработать эффективный механизм распределения и потребления нефти, который позволил бы обеспечивать химические производства сырьем, производить высококачественные нефтепродукты внутри страны, и продолжать экспортировать нефть. Основным инструментом такого регулирования является отмена экспортных пошлин на вывоз нефти и нефтепродуктов, ограничений по ввозу импортного топлива. Перераспределение потребления народным хозяйством нефти и нефтепродуктов увеличит создаваемую стоимость и уменьшит продаваемое чистое сырье.

Таким образом, в ближайшей перспективе России не удается кардинально переломить наметивший путь экономического роста. Богатая сырьевая база должна стать неотъемлемым фактором конкурентоспособности промышленности России, но сама индустрия страны и ее структура должны стать качественными [1].

Оборонно-промышленный комплекс, долгое время занимал значимое место в экономике страны, был основой инновационной и научной деятельности, именно благодаря данному сектору промышленности создавались прогрессивные технологии, которые использовались в дальнейшем и в других отраслях.

В данном секторе промышленности мог бы существовать определенный потенциал роста, но только в условиях государственного заказа, с одной стороны, и привлечения частных инвестиций в развитие комплекса с другой. Оборонно-промышленный комплекс не может иметь резерв самостоятельного развития, и, одновременно с этим, в рамках государственной безопасности не может быть открыта для иностранного капитала. А в рамках ограниченности ресурсов государственной власти придется решать вопрос о приоритетах развития военной или потребительской продукции.

Происходящие в последние годы глобальные изменения привели к тому, что развитие сельского хозяйства, космической, авиационной, машиностроительной, судостроительной промышленности стало востребовано рынком. При эффективной промышленной политике данные отрасли смогут не только предложить востребованный конкурентоспособный продукт, но и запустить инновационные процессы во всей экономике. Для разработки данных востребованных, как на отечественном, так и на мировом рынке, продуктов необходимо использовать потенциал многих отраслей во взаимосвязи с научным сектором страны [2].

Таким образом, нами сформулированы следующие предложения:

1. Необходимо выделить первоочередные, текущие задачи программы в связи с использованием сегодняшнего момента, его опасностей и преимуществ. Так, в рамках основной цели программы определить главной целью 2014-2016 годов модернизацию отечественного производства и качественный рост промышленного производства. Данная задача может быть решена при помощи инструментов реальной промышленной политики, основы которых заложены в обсуж-

211

Бизнес в законе

6’2014

даемую Программу. Однако успех реализации такой программы зависит от высоких (на уровне 6-7%) темпов роста экономики. Уточнить реальные (осуществимые на сегодняшний день с учетом сложностей выполнения бюджетных обязательств и изменениями курса рубля) объемы финансирования предложенных отраслевых подпрограммам и уточнить список подпрограмм, способных на сегодняшний день служить эффективными флагманами производства.

Без выхода на средний технологический уровень всех сфер промышленного производства, инновации экономикой восприниматься не будут. Без прохождения этапа модернизации фактор инноваций, как драйвера (движущей силы) экономики не работает, так как не имеет под собой основы для движения. Структура промышленного производства для инновационного движения должна быть, возможно, более выравненной по технологическим укладам, причем доля пятого уклада должна преобладать. Такой мощный рывок страна должна сделать за возможно более короткие сроки.

2. Главными движущими силами создания высокотехнологической промышленности, способной производить наукоемкие технологии должны быть имеющиеся в стране ресурсы, высокая квалификация населения и наука. На предприятиях наукоемких отраслей осуществляется интенсивная инновационная деятельность, продуцируется высокая добавленная стоимость, которая, при высокой оплате такого труда способствует нарастанию рентабельности (при достижении высоких темпов роста).

Поэтому для нашей страны нужно с определенностью выбрать стратегию интегрированной модернизации, объединив все имеющиеся на сегодняшний день стратегии (стратегия 2020, энергетическая стратегия 2030, рассматриваемая программа и другие). Все стратегии должны быть подчинены не отраслевым/ секторальным целям, а единой цели, так как ресурсы для их осуществления одни и те же.

3. Для реализации задачи создания взаимосвязанной промышленной политики и стратегии развития экономики необходимо создание государственного прогнозно-аналитического Центра для проведения и своевременной корректировки экономической стратегии и промышленной политики.

4. Вариантом реализации такой политики на текущий период должны стать импортозамещающие технологии, закупать которые сейчас для России выгодно в силу кризисного падения спроса в мире. На базе заимствованных технологий можно и нужно осуществлять технологический прорыв. Поэтому необходимо точно выделить связки отраслей, ориентированных в первую очередь на внутренний рынок. Кроме того, в силу схожей структуры экономики и давних экономических связей, России следует ориентироваться на интеграцию в рамках Таможенного союза и СНГ.

5. Наиболее перспективными представляются в этой связи легкая, пищевая промышленность и производство сельскохозяйственного оборудования и техники. Кроме того, должны быть выделены производства сырья и материалов для нужд отечественного производства. В рамках поддержки автомобильной промышленности распределить приоритеты, отдавая предпочтение развитию производства промышленных автомобилей и автотранспорта. Производство легковых автомобилей, возможно, поддерживать госзаказами и программами утилизации.

6. Выделение взаимоувязанных цепочек производителей, как залог главного развития обрабатывающих отраслей промышленности, в первую очередь ориентированных на внутренний рынок, требует выделения данных частей Программы, как первоочередных задач, нуждающихся в поддержке и финансировании. К ним примыкают две базовые отрасли - энергетика и транспорт. Необходимо определить на уровне базовых задач Программы цифры изменения структуры промышленного производства (доля добывающих отраслей, %, в том числе отраслей сельскохозяйственного производства, не менее таких-то цифр). Иначе проблемы структурной перестройки экономики останутся нерешенными и за пределами 2020 года.

7. Оценка эффективности, предлагаемая в Программе, скорее всего, должна быть разложена на составляющие, указанные в составе интегрального показателя, так как на первом этапе реализации (до 2015-го года) крайне важными останутся два первых показателя - целевое использование средств и достижение запланированных объемов выпуска для отслеживания выполнения Программы по конкретным отраслям. В первую очередь это касается указанных выше отраслей.

8. При субсидировании технического перевооружения перерабатывающих отраслей промышленности, в частности, легкой промышленности, на наш взгляд, одним из главных условий предоставления субсидий могло бы стать показатель энергоэффективности закупаемого оборудования и технологий, так как они указываются в технических характеристиках и легко подаются контролю, обладает такими же характеристиками только новейшее, передовой оборудование, способствующее преодолению технологической отсталости одновременно с увеличением объемов производства.

9. В отраслях пищевой промышленности имеет смысл вернуться к государственным стандартам качества (как это происходит в Белоруссии, активно пользующейся советскими ГОСТами и без особого труда одним качеством подвинув молочными и мясными продуктами нашего и им портного производителя). Реальное качество продукции стоит всех запланированных мероприятий по продвижению отечественной продукции на рынки.

Для выполнения задачи сохранения и улучшения качества экономического развития страны необходимо: принятую Правительством страны в 2010 году «Программу повышения конкурентоспособности промышленных предприятий РФ» объединить с существующими стратегическими разработками - «Инновационной стратегией 2020» (именуемой в настоящее время «Стратегия 2020»), «Энергетической стратегий 2030» и рядом других отраслевых стратегических программ для аккумуляции имеющихся ресурсов.

Единой целью такой стратегии должна быть поставленная задача создания новой эффективной структуры экономики РФ, этапы приближения к такой структуре (по годам) прописаны.

Экономической основой такой объединенной стратегии должна стать более активная роль государства в решении экономических проблем[3].Наличие кризисных явлений и неопределённость проблем переходный экономики требуют государственного уровня решений:

- государственного прямого участия в регулировании экономики;

- государственного участия в управлении экономикой;

212

Гоненко Д. В.

ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ

- государственной Программы завершения перехода от прежней, дочитавшейся в наследство от старой системы управления экономикой и почти разрушен ной по следующими преобразования ми структуры экономики России к новой и перспективной, быстроразвивающейся экономической системе с эффективной структурой экономики.

Объединенная программа должна ставить две основные цели:

Текущую - сохранение промышленного производства в стране и его модернизация с целью технологического выравнивания.

Стратегическую - структурное преобразования экономики РФ (на основе модернизации производства, выравнивания технологических укладов в промышленности осуществить переход к использованию новых производительных сил на развитие инновационных производств).

В рамках стратегической цели существует необходимость разграничить области государственного участия:

В рамках государственного финансирования и предоставлении субсидий инструментами являются: строгий государственный контроль, прозрачность и целевое использование средств, высокая ответственность назначаемых государством руководителей/ представителей. Возникающие проблемы должны оперативно решаться при не целевое использование средств, нет выхода на контрольные цифры программы, другие - мобильная смена руководства, возможность конкурсного управления (без банкротства), последующее разбирательство причин бесхозяйственности, без потери темпов модернизационных преобразований.

Во всех иных сферах - государственное регулирование с точно очерченными рамочными условиями. Сохранение государственных договоренностей на соответствующие сроки без изменений. [4].

Новая постановка цели и объединение программ -жизненная необходимость сохранения мощного реального производства в РФ, так как:

- цифры прямых инвестиций в экономику крайне низки (за 2012 год в доля прямых инвестиций составила 37,5% (40,1%-2011 год);

- уровень рентабельности обрабатывающих отраслей варьируется от отрицательных величин (легкая промышленность, производство тканей) до 7-8% в химической промышленности (отрасль с высокой конкурентной позицией), что сопоставимо с уровнем инфляции;

- для преодоления технической отсталости и проведения модернизации с использованием имеющихся преимуществ (достаточно высокая квалификация работников, наука и сырьевой ресурс) требуется рост ВВП на уровне 6-7 % в течение 5-6 лет;

- без этапа модернизации и создания в структуре промышленности около 50 процентов отраслей пятого и шестого технологических укладов невозможно перейти к инновационного развитию экономики.

Поэтому стратегическая цель достижения новой структуры экономики должна быть заложена в объединенной Программе и выражена в цифрах ее достижения на 2020,2025,2030-е годы соответственно.

Для осуществления хода такой Программы необходимо создание планово-аналитического Центра, отслеживающегося и продуцирующего весь массив информации и тенденции в выполнении намеченных оценочных показателей экономической стратегии и промышленной политики.

На сегодняшний день по сравнению с 2010 годом (год принятия программы Повышения конкурентоспособности промышленных предприятий) экономическая ситуация в промышленности изменилась, так как:

- изменилась стоимость технологий и оборудования вследствие снижения курса рубля,

- происходит корректировка целей и основных инструментов программы.

В вязи с этим необходимо разделить меры поддержки и развития отраслей (подпрограммы 1-7) на финансовые и иные. Финансирование необходимо направлять в отрасли, работающие на внутренний рынок. Это: легкая и пищевая промышленность, переработки сельскохозяйственной продукции, автомобильная (грузовой транспорт), ОПК и энергетика. Основные причины приоритетного финансирования:

- внутренний рынок менее зависим от внешних неблагоприятных факторов и часть негативного влияния может быть скорректирована государством;

- импортозамещающие технологии легкой и пищевой промышленности в настоящее время довольно дешевы (падение спроса);

- у государства есть возможность поддержать целиком технологические взаимоувязанных цепочки: производство технологий сырья и материалов готовой продукции;

- позициям расширения внутреннего рынка послужит расширение сотрудничества в рамках таможенного союза и СНГ;

- требуют корректировки и предоставления реальных цифр суммы субсидий на 2014-2015г.г.

В связи с этим и оценка эффективности, предлагаемая в Программе должна быть разложена на составляющие.

Для отраслей с высокой долей госучастия в финансировании на первоначальный период модернизации (до 2015 года как минимум) она должна определяться:

- целевым использованием средств,

- достижением запланированных объемов выпуска продукции,

- темпами роста производства.

Это необходимо для оценки эффективности вложений и определения тенденций развития экономики в целом. Интегральный показатель эффективности может быть использован для оценок по итогам года.

В качестве целесообразных текущих направлений повышения эффективности мер по реализации Программы можно выделить следующие:

- при субсидировании технического перевооружения перерабатывающих отраслей, в частности, легкой промышленности, одним из главных условий предоставления субсидий считать показатель энергоэффективности внедряемого оборудования, технологии, так как такими характеристиками обладает только новейшее передовой оборудование, чем решается задача преодоления технологической отсталости и задача увеличения объемов производства.

- в сферах государственного регулирования активно расширять сферы госучастия в создании рыночной инфраструктуры (в энергетике - развитие распределенной энергетики, создание условий для эффективного взаимодействия потребителей с ЕЭС - резервирование мощностей и т.д.; на транспорте - усиление контроля безопасности всех видов перевозок, изготовление, установка и эксплуатация технических средств и систем регулирования дорожного движения;

- в сельском хозяйстве - организация биржевой торговли; в швейной промышленности - региональные интернет-проекты поддержки производителей и прочее);

- в отраслях, включающих сферы снижения внутреннего спроса (автомобильная промышленность - легковые автомобили) вопросы финансового участия государства корректируются в пользу других мер (утилизация, льготные кредиты на покупку);

213

Бизнес в законе

6’2014

- снижение налоговой нагрузки на промышленные предприятия; так как целый ряд мер (в области повышения социальных выплат с фонда оплаты труда) значительно снизил рост производства;

- использование положительного опыта налогового стимулирования за рубежом (в нашей практике используются 3 льготы: инвестиционные вычеты по налогу на прибыль, возмещения НДС по капитальному строительству, налоговые кредиты для инновационных предприятий).

При этом можно и следует использовать:

- ускоренную амортизацию и амортизационные премии для научных организаций,

- освобождение «новых» фондов и фондов НИОКР от налога на имущество, возмещение НДС в капитальному строительстве;

- вычеты на НИОКР по налогу на прибыль, социальным взносам на научно-исследовательский персонал.

- распределение части прибыли в модернизацию и закупку нового технологического оборудования;

- уровень интенсификации производства составляет 1,5%, а внедрение инноваций на новых региональных рынках сбыта-0,62% (данные Федеральной службы государственной статистики).

Необходимо расширить перечень льгот в налоговом кодексе РФ для стимулирования инновационной активности промышленных предприятий: по налогу на прибыль при инвестирования в разработки инноваций, в области страховых платежей - снижение до 20% при создании новых рабочих мест в науке и на производстве, дифференцированный подход к налогу на добавленную стоимость (снижение НДС в производстве техники для сельского хозяйства, коммуникаций для ЖКХ, отраслей нефтехимии, дорожного строительства).

- поддержка малого и среднего бизнеса, как источника новых управленческих технологий, занятости и инновационных разработок, выделение доступных кредитов, снижение общей нагрузки на предприятия, особенно в области страховых выплат с фонда оплаты труда, снижение налогов на имущество и прибыль при участии предприятий малого и среднего бизнеса в крупных проектах национального производства. При этом налоговые вычеты должны возвращаться в бюджет, если предприятие не выполняет бизнес- план проекта и сроки его реализации.

- введение упрощенного - уведомительного перехода от инвестиционного налогового кредита к налоговым каникулам.

- использование не финансовых видов государственной поддержки всех видов объединений промышленных предприятий (ассоциации, конфедерации, союзы и т.п.) - информационной, законодательных инициатив, становления и поддержки положительного имиджа отечественного производителя и отечественных товаров, создание центров трансферта технологий.

- усиление государственной поддержки становления и развития уровня промышленной политики промышленных предприятий РФ, развитии контроллинга, внутрифирменного планирования, систем ресурсосбережения, государственное участие в подготовке методик и стандартов систем эффективных показателей, внутрифирменных планов, подготовке и обучении соответствующих специалистов;

- предоставление промышленным предприятиям возможностей осуществления всех видов инвестирования: прямого, «посевного», венчурного, банковского, бюджетного, лизинга.

Список литературы:

1. Владимирова М.П. Совершенствование амортизационной политики промышленных предприятий в современных условиях // ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ - Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА» (Москва)1ЗЗЫ: 2227-3891. - 2014. - №1. - С. 40-46.

2. Машкова Н.Н. Проблемы интеграции науки, практики и образования в подготовке кадров по финансовым специ-

альностям//Международный журнал экспериментального образования .-2014.- №11.- С. 49-50.

3. Карпенко Ю.А. Совершенствование государственного регулирования денежных доходов домохозяйств в России // Вестник Адыгейского государственного университета Серия 5:Экономика - Издательство: Адыгейский государственный университет (Майкоп). - 2011. - №1 - С. 46-50.

4. Владимирова М.П. Современные подходы к начислению амортизации горно-подготовительных работ в системе совершенствования учетной политики и аудита// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5:Экономика - Издательство: Адыгейский государственный университет (Майкоп). - 2013. - №2 (120). - С. 247-258.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Гоненко Д.В. «Методологические основы инновационных преобразований и повышения конкурентоспособности промышленности Российской Федерации»

Научная статья написана на актуальную тему и посвящена исследованию методологических основ инновационных преобразований и повышения конкурентоспособности промышленности Российской

Федерации. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным представляется исследование проблем, связанных с реализацией задачи создания взаимосвязанной промышленной политики и стратегии развития экономики.

Научную ценность представляют видения автора, связанные с реализацией импортозамещающих технологий, закупка которых в настоящее время особо выгодна, в силу кризисного падения спроса в мире. Автором обосновывается необходимость выделения связки отраслей, ориентированных в первую очередь на внутренний рынок.

Рецензированная статья, без сомнения, обладает элементами научной новизны. В целом, научная статья Гоненко Даниила Владимировича соответствует предъявляемым к научным работам требованиям и может быть опубликована.

Доцент кафедры экономики и управления производством ФГБОУ ВПО «МГИУ», кандидат экономических наук

М.А. Хончев

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.