Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ПОДРОСТКИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА / SOCIAL PERSONAL VIABILITY / TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR / SPECIAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE CLOSED TYPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

Представлены положения, вносящие существенный вклад в расширение представлений о теоретических, методологических и технологических основаниях воспитания и социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением на основе формирования социально-личностной жизнеспособности как индивидуально-личностного ресурса, обеспечивающего возвращение подростков в социум и их дальнейшую успешную социализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паатова Мария Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological foundations of formation of social personal viability of teenagers with deviant behavior

The article deals with the points contributing a lot in the enlargement of the conceptions about the theoretical, methodological and technological foundations of upbringing and social and pedagogical rehabilitation of teenagers with deviant behavior based on the development of social personal viability as an individual and personal resource providing the teenagers return to the society and their further successful socialization.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

"... Very much alive": the image of Lenin in the Soviet education of 1920s

The article states that the image of Lenin in the Soviet education of 1920s developed from the revolutionary leader to the myth's hero. Taking on his last role he became not just the personified ideal of upbringing but the designer providing the normative documents with the sanction of the sacralized person. The image was (re)constructed by the strategists of education both by the means of distinguishing the traits of a real person and with the help of the reference technology.

Key words: subject of modernization, personified ideal, values, myth, reference.

(Статья поступила в редакцию 18.11.2019)

М.Э. ПЛАТОВА (Майкоп)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Представлены положения, вносящие существенный вклад в расширение представлений о теоретических, методологических и технологических основаниях воспитания и социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением на основе формирования социально-личностной жизнеспособности как индивидуально-личностного ресурса, обеспечивающего возвращение подростков в социум и их дальнейшую успешную социализацию.

Ключевые слова: социально-личностная жизнеспособность, подростки с девиантным поведением, специальные образовательные организации закрытого типа.

В настоящее время одной из причин появления различных форм девиантного поведения подростков (наркомания, проституция, преступность) являются нарушения жизнеспособности, которые проявляются в отсутствии способности к позитивному саморазвитию в кон-

кретных жизненных обстоятельствах. Наше государство нуждается в жизнеспособном поколении, готовом к самоопределению (профессиональному, личностному, духовному), способном решать сложные проблемы самостоятельно, нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению, продуктивно взаимодействовать в разных социальных группах. В связи с этим актуальность разработки концепции формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа приобретает безусловную теоретическую и практическую значимость (на момент 2018/19 уч. г. в специальных образовательных организациях закрытого типа обучается более 2 600 подростков).

Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа представляет собой сложную, целенаправленную и динамическую систему теоретико-методологических и содержательно-технологических знаний, основанных на интеграции идей личностного (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондарев-ская, Н.М. Сажина, В.В. Сериков, С.В. Куль-невич, И.С. Якиманская и др.), системно-целостного (Н.М. Борытко, И.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.), аксиологического (Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, В.А. Сла-стенин, В.И. Слободчиков, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов и др.), событийно-ситуационного (М.В. Болотова, Д.В. Григорьев, К.В. Дрозд, Л.И. Новикова, Е.М. Сафро-нова, В.И. Слободчиков и др.), компетентност-ного (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.) и экзистенциального (Л.В. Байба-родова, М.А. Ковальчук, М.И. Рожков и др.) подходов, в соответствии с которой:

- формирование социально-личностной жизнеспособности выступает целевым ориентиром и содержательной основой социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением;

- в качестве ведущего педагогического средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиант-ным поведением выступают реабилитационно-воспитательные ситуации;

- процесс формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением обладает специфиче-

О Паатова М.Э., 2020

скими функциями, подчиняется специфическим законам и закономерностям, строится на основе общих и специфических принципов и осуществляется в соответствии с разработанной структурно-функциональной моделью.

В последнее десятилетие появилось много психолого-педагогических исследований, посвященных изучению сущностных характеристик жизнеспособности подрастающего поколения, выявлению личностных и поведенческих особенностей данного социально-личностного феномена, формирующего у молодого человека возможность противостоять негативным влияниям социума и развивать те качества, которые помогут ему успешно адаптироваться в социуме (А.И. Лактионова, А.В. Махнач, Ю.В. Науменко, А.А. Нестерова, Е.А. Рыльская, В.Д. Шадриков и др.) [1; 3-6; 9]. Наиболее широко и полно феномен «жизнеспособность человека» представлен в психологических исследованиях, в которых сформировалось несколько подходов к его определению.

А.И. Лактионова, изучая факторы жизнеспособности в индивидуально-личностном контексте, рассматривает жизнеспособность в совокупности свойств и качеств человека, позволяющих ему адаптироваться в неблагоприятных условиях жизни и деятельности [2, с. 90]. В частности, автор рассматривает жизнеспособность в качестве «интегративной способности к социальной адаптации и саморегуляции, помогающей управлять собственными ресурсами (эмоциональной, мотивационно-во-левой, когнитивной сферами) в контексте социальных, культурных норм и средовых условий» [1, с. 14].

А.В. Махнач в своих исследованиях понятие «жизнеспособность» определяет как «способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств с возможностью восстанавливаться и использовать для этого все внутренние и внешние ресурсы, способности к жизни во всех ее проявлениях, способности не только существовать, но и развиваться вопреки неблагоприятным жизненным событиям» [4, с. 63]. По его мнению, жизнеспособность человека следует рассматривать «как его когнитивные представления о присущем ему интегративном качестве, имеющем эмоциональное, нравственное, культурное, коммуникативное измерения в его жизни; как результат получения опыта жизнеспособности: научения, выживания, адаптации, взаимодействия в межличностных отношениях и т. д., составляющих материальную основу развития жизнеспособности» [Там же, с. 51].

'КИЕ НАУКИ -

А.А. Нестерова в результате анализа зарубежных исследований, посвященных изучению понятия «социальная жизнеспособность», приходит к выводу о том, что социальная жизнеспособность - это способность личности «выжить и восстановиться после случившихся невзгод и ситуаций социальной изоляции» [7, с. 72]. Социальная жизнеспособность «в большей мере, чем персональная, координирует ответную реакцию человека на сложные социальные ситуации. Она гораздо плотнее сопряжена с отношениями человека, качеством его взаимодействия с другими людьми и целыми группами» [9, с. 72].

Жизнеспособность человека как интегральная характеристика, считает Е.А. Рыльская, является взаимосвязанной совокупностью следующих компонентов: способности к адаптации, саморегуляции, саморазвитию, осмысленности жизни и коммуникабельности. Ведущим механизмом жизнеспособности человека как саморазвивающейся системы является самоорганизация. В связи с этим в качестве частных механизмов функционирования жизнеспособности выступают адаптация, саморазвитие, саморегуляция и смыслообразо-вание [10, с. 120].

Опираясь на исследования А.И. Лактионовой, А.В. Махнача, Ю.В. Науменко, социально-личностную жизнеспособность мы рассматриваем как интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению.

Социально-личностная жизнеспособность как интегративное качество личности выполняет созидательную функцию, благодаря чему происходит саморазвитие человека как члена общества, свободно и ответственно определяющего свою позицию среди других людей. Следовательно, в основе девиантного поведения подростков лежат системные нарушения в развитии их индивидуальной социально-личностной жизнеспособности, проявляющиеся в отсутствии способности к позитивному саморазвитию в конкретных жизненных обстоятельствах. Социально-личностную жизнеспособность мы рассматриваем как интегральную характеристику личности, определяющую ее устойчивость и эффективность в социуме, как личностный ресурс, способствующий

возвращению подростка в социум и успешной дальнейшей социализации [9].

Исходя из проблематики нашего исследования, необходимо отметить, что основной функцией специальных образовательных организаций закрытого типа для подростков с девиантным поведением является реабилитационная, целью социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением выступает специально организованный воспитательный процесс, направленный на формирование социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением как необходимого условия возвращения их в социум и дальнейшей успешной социализации.

В качестве ведущего средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением мы выделили реабилитационно-воспитательную ситуацию - специально спланированную событийную жизненную личностно-утвержда-ющую ситуацию, затрагивающую жизненные интересы подростка с девиантным поведением и принуждающую его к гармонизации своей социально-личностной жизнеспособности.

Опираясь на типологию личностно ориентированных ситуаций (В.В. Сериков и др.), мы выделили следующие типы реабилитационно-воспитательных ситуаций [12]:

- успеха в социально значимой и личност-но привлекающей деятельности, которая способствует возникновению желания вновь пережить успех, преодолевая все трудности;

- «столкновения» подростка с событиями, миром вещей и поступков, в которой им переживается дефицит социально-личностной компетентности и пробуждается желание усовершенствовать себя;

- рефлексии собственного продвижения в процессе гармонизации социально-личностной жизнеспособности как результата самосовершенствования;

- поиска жизненных ценностей, мотивов и целей собственной жизни в открытом социуме для дальнейшей успешной социализации;

- анализа, оценки и поиска решения подростком жизненных проблем, существующих в открытом социуме и мешающих ему в дальнейшей успешной социализации;

- встречи подростка со «значимым Другим», в которой актуализируется потребность воспитанников к самоизменению и саморазвитию.

Следовательно, охарактеризовав содержа-тельно-деятельностный компонент процесса формирования социально-личностной жизне-

способности подростков с девиантным поведением, мы можем описать соответствующие функции и принципы организации данного процесса.

Образовательно-информационная функция процесса формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков реализуется в формировании специфических знаний, умений и навыков, опыта продуктивной творческой деятельности по жизненному самоопределению и личностному развитию, необходимых для позитивного разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций.

Развивающая функция процесса формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков реализуется в существенной перестройке смысловой сферы личности подростка с девиантным поведением на предмет жизненного самоопределения и саморефлексии как результата применения механизмов осознания смысла и смысло-творчества при разрешении реабилитационно-воспитательных ситуаций.

Воспитательная функция процесса формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков реализуется в актуализации механизма самовоспитания с целью формирования личностных качеств, необходимых для социально одобряемой жизнедеятельности, осознанных и принятых в результате разрешения реабилитационно-воспи-тательных ситуаций.

Аксиологическая функция процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением реализуется в изменении жизненных установок и системы ценностей в результате разрешения реабилитационно-воспитательных ситуаций как необходимого условия возвращения в социум и дальнейшей успешной социализации.

Функция социальной адаптации процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением реализуется в изменении содержательных характеристик их индивидуальной социально-личностной жизнеспособности, без позитивного проявления которой невозможна успешная социализация.

Как воспитательный процесс формирование социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа подчиняется общим принципам организации и функционирования педагогического процесса: целостный подход, непрерыв-

ность и целенаправленность воспитания; интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников; воспитание в коллективе. Вместе с тем процесс формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением также характеризуется специфическими принципами, обусловленными особенностями воспитательной среды специальной образовательной организации закрытого типа и постановленной целью.

Остановимся более подробно на специфических принципах организации процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа.

Принцип развивающей направленности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с деви-антным поведением - содержание предъявляемых подростку с девиантным поведением реабилитационно-воспитательных ситуаций должно приводить к систематическому уточнению и детализации феномена личного благополучия через успешную социализацию и, соответственно, способствовать его социально-культурной идентификации в различных жизненных ситуациях.

Принцип актуализации личностной направленности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением - системообразующей идеей для всех реабилитационно-воспитательных ситуаций, предъявляемых подростку с девиантным поведением, должна стать экзистенциональная проблема: содержание феномена личного благополучия и способы его достижения в реальных ситуациях повседневной жизни как результат и содержание успешной социализации индивида.

Принцип актуализации компетентност-ной направленности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением - сочетание индивидуального проживания реабили-тационно-воспитательных ситуаций и коллективной рефлексии возможных способов ее разрешения с целью оптимального проектирования индивидуальной стратегии поведения для успешной социализации.

Таким образом, следование специфическим принципам организации процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением, по нашему мнению, будет содействовать формированию следующих стержневых лич-

КИЕ НАУКИ -

ностных функций подростков с девиантным поведением (по В.В. Серикову) [11; 12]:

- критическое осмысление чужого и собственного опыта жизненного существования в сравнении его ценности с социально-культурными директивами, традициями и правилами;

- анализ и переосмысление личной жизненной ситуации (самооценка, стратегия поведения в коллективе и среди окружающих, статус в коллективе и статус в среде близких и друзей, коммуникативная и деловая успешность) с точки зрения ее расхождения с социально-культурными директивами, традициями и правилами;

- анализ расхождения имеющегося личностного опыта жизнедеятельности с ценностными установками и жизненными планами личности (достижение благополучия - как материального, так и душевного и социального);

- готовность к самостоятельному и ответственному принятию решения в разнообразных жизненных ситуациях с целью непроявления девиантного поведения и / или уменьшения влияния возможных негативных воздействий окружающей социально-культурной среды;

- готовность быть свободным как проявление самостоятельности и независимости от внешних авторитетов в принятии жизненно важных решений, ориентация на личные особенности и необходимость сохранения своего душевного и социального благополучия.

В процессе исследования эмпирически выявлены и подтверждены следующие закономерности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа:

- уровень социально-личностной жизнеспособности как целостности не может быть выше уровня сформированности экзистенцио-нального компонента;

- социально-личностная жизнеспособность эффективно формируется на уровне нейтрально-приспособленческого и частичного принятия социально-культурных правил и норм жизнедеятельности, если педагогически обеспечена сопоставимость уровней сформи-рованности экзистенционального и эмоционально-поведенческого компонентов;

- социально-личностная жизнеспособность эффективно формируется на уровне принятия социально-культурных правил и норм жизнедеятельности, если педагогически обеспечена сопоставимость уровней сфор-

мированности экзистенционального и моти-вационно-волевого компонентов.

Учитывая, что процесс формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением обладает специфическими функциями, строится на основе общих и специфических принципов, осуществляется этот процесс в соответствии с разработанной структурно-функциональной моделью.

Структурно-функциональная модель реализации концепции формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением раскрывает механизмы и логику формирования социально-личностной жизнеспособности в соответствии с уровнями ее формирования. На каждом этапе формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением:

- решается специфическая задача: а) на этапе переоценки индивидуальных смысло-жизненных установок - задача формирования социально ориентированных и позитивно развивающих личность смысложизненных установок; б) на этапе формирования практических умений реализации социально ориентированных смысложизненных установок - задача формирования готовности к позитивному проявлению социально-личностной жизнеспособности в различных реальных ситуациях повседневной жизнедеятельности; в) на этапе формирования готовности к позитивным изменениям себя в открытом социуме - задача формирования опыта позитивной реализации социально-личностной жизнеспособности в различных ситуациях повседневной жизнедеятельности;

- создаются определенные типы реаби-литационно-воспитательных ситуаций, которые приводят к существенным изменениям в содержании социально-личностной жизнеспособности подростков;

- реализуются как единое целое актуальные функции процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением (на первом этапе -аксиологическая и развивающая функции; на втором этапе (в дополнение) - образовательно-информационная функция и функция социальной адаптации; на третьем этапе (в дополнение) - воспитательная функция) и принципы организации данного процесса (на первом этапе - принципы актуализации личностной и развивающей направленности процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведени-

ем; на втором этапе (в дополнение) - принцип актуализации компетентностной направленности; на третьем этапе - принципы процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением).

Возможные несоответствия педагогической практики разработанной структурно-функциональной модели реализации концепции формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением обусловлены спецификой функционирования рассматриваемой организации и неодинаковыми сроками пребывания в ней подростков-девиантов. Эти возможные несоответствия мы объединили в специфические законы формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа.

При обосновании специфических законов мы опирались на исследования А.М. Новикова о том, что педагогический закон отражает объективные, мало зависящие от педагога общие и специфические закономерности организации и функционирования целостного педагогического процесса в реальных конкретных условиях. В частности, формулируя законы, мы учитывали специфику функционирования специальных образовательных организаций закрытого типа (неоднократная сменяемость состава детского коллектива в течение одного года), которая не зависит от действий педагога и оказывает негативное влияние на эффективность процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в условиях специальных образовательных организаций закрытого типа [8].

Так, закон индивидуально обусловленных сроков и результата формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа говорит о том, что невозможно установить единые для всех сроки прохождения каждого этапа предложенной модели. Можно только утверждать, что для всех подростков будет соблюдаться единая логика формирования социально-личностной жизнеспособности, представленная в вышеописанной модели. Закон сложного спиралевидного характера формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиант-ным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа констатирует, что детский коллектив в специальном

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не является величиной постоянной, т. к. в нем находятся подростки одного возраста, но с разными сроками «наказания». В связи с этим в течение года состав воспитанников претерпевает постоянные изменения, которые сказываются на соотношении подростков, находящихся на разных уровнях сформирован-ности социально-личностной жизнеспособности. Следовательно, даже при самой эффективной работе педагога темп формирования социально-личностной жизнеспособности может снижаться, детский коллектив может «застрять» на каком-то этапе (по окончании определенного срока большинство подростков не перейдут на более высокий уровень сформи-рованности социально-личностной жизнеспособности). В некоторых ситуациях возможно возвращение (повторение) ранее пройденного этапа.

Разработанная и апробированная концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа вносит существенный вклад в расширение представлений о теоретических, методологических и технологических основаниях воспитания и социально-педагогической реабилитации подростков с девиантным поведением на основе формирования у них социально-личностной жизнеспособности как индивидуально-личностного ресурса, обеспечивающего возвращение подростков в социум и успешную их дальнейшую социализацию. Процесс формирования социально-личностной жизнеспособности подростков-девиантов в условиях специальной образовательной организации закрытого типа базируется на механизмах смыс-лостроительства, развертывающихся в логике воспитательных событий, в основе которых лежит коммуникативно-деятельностная, коллизийно-стрессовая реабилитационно-вос-питательная ситуация, снижающая привлекательность традиционных моделей поведения и требующая присвоения одобряемых образцов поведения.

Список литературы

1. Лактионова А.И. «Жизнеспособность» в структуре психологических понятий // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2010. № 3. С. 11-15.

2. Лактионова А.И. Жизнеспособность человека: метакогнитивный подход // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты: кол. моногр. / отв. ред. А.В. Мах-нач, Л.Г. Дикая. М., 2016. С. 88-111.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003.

4. Махнач А.В. Исследование жизнеспособности человека: основные подходы и модели // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты: кол. моногр. / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М., 2016. С. 46-71.

5. Науменко Ю.В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 5(14). С. 115-146.

6. Науменко Ю.В. Теоретико-методологический анализ отечественного опыта здоровьесбере-гающей деятельности школы // Инновации в образовании. 2004. № 5. С. 64-95.

7. Нестерова А.А. Социально-психологический подход к пониманию конструкта «жизнеспособность личности» // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты: кол. моногр. / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М., 2016. С. 71-88.

8. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Изд. Центр ИЭТ, 2013.

9. Паатова М.Э., Науменко Ю.В. Педагогическая модель процесса формирования социально-личностной жизнеспособности // Изв. Сарат. ун-та. 2017. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. Т. 17. Вып. 2. С. 229-236.

10. Рыльская Е.А. Жизнеспособность как потенциал целостности человека и его бытия: инте-гративный подход // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты: кол. моногр. / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М., 2016. С. 111-129.

11. Сериков В.В. Личностно-развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. 2007. № 10. С. 3-12.

12. Сериков В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999.

* * *

1. Laktionova A.I. «Zhiznesposobnost'» v strukture psihologicheskih ponyatij // Vesta. Mosk. gos. obl. un-ta. 2010. № 3. S. 11-15.

2. Laktionova A.I. Zhiznesposobnost' chelove-ka: metakognitivnyj podhod // Zhiznesposobnost' che-loveka: individual'nye, professional'nye i social'nye aspekty: kol. monogr. / otv. red. A.V. Mahnach, L.G. Di-kaya. M., 2016. S. 88-111.

3. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stro-enie i dinamika smyslovoj real'nosti. 2-e izd., ispr. M.: Smysl, 2003.

4. Mahnach A.V. Issledovanie zhiznesposobno-sti cheloveka: osnovnye podhody i modeli // Zhiznesposobnost' cheloveka: individual'nye, professional'nye i social'nye aspekty: kol. monogr. / otv. red. A.V. Mahnach, L.G. Dikaya. M., 2016. S. 46-71.

5. Naumenko Yu.V. Metodologiya, koncepciya i tekhnologiya zdorov'eformiruyushchego obrazova-niya // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2013. № 5(14). S. 115-146.

6. Naumenko Yu.V. Teoretiko-metodologicheskij analiz otechestvennogo opyta zdorov'esberegayush-chej deyatel'nosti shkoly // Innovacii v obrazovanii. 2004. № 5. S. 64-95.

7. Nesterova A.A. Social'no-psihologicheskij pod-hod k ponimaniyu konstrukta «zhiznesposobnost' lichnosti» // Zhiznesposobnost' cheloveka: individu-al'nye, professional'nye i social'nye aspekty: kol. mo-nogr. / otv. red. A.V. Mahnach, L.G. Dikaya. M., 2016. S. 71-88.

8. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij. M.: Izd. Centr IET, 2013.

9. Paatova M.E., Naumenko Yu.V. Pedagogi-cheskaya model' processa formirovaniya social'no-lichnostnoj zhiznesposobnosti // Izv. Sarat. un-ta. 2017. Ser.: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. T. 17. Vyp. 2. S. 229-236.

10. Ryl'skaya E.A. Zhiznesposobnost' kak potencial celostnosti cheloveka i ego bytiya: integ-rativnyj podhod // Zhiznesposobnost' cheloveka: in-dividual'nye, professional'nye i social'nye aspekty: kol. monogr. / otv. red. A.V. Mahnach, L.G. Dikaya. M., 2016. S. 111-129.

11. Serikov V.V. Lichnostno-razvivayushchee ob-razovanie: mify i real'nost' // Pedagogika. 2007. № 10. S. 3-12.

12. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost': teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. M.: Logos, 1999.

Methodological foundations of formation of social personal viability of teenagers with deviant behavior

The article deals with the points contributing a lot in the enlargement of the conceptions about the theoretical, methodological and technological foundations ofupbringing and social and pedagogical rehabilitation of teenagers with deviant behavior based on the development of social personal viability as an individual and personal resource providing the teenagers return to the society and their further successful socialization.

Key words: social personal viability, teenagers with deviant behavior, special educational organizations of the closed type.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Статья поступила в редакцию 19.08.2019)

Л.и. столярчук

(волгоград)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ВОЖАТЫХ К СОЗДАНИЮ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ СРЕДы

Рассматриваются направления профессиональной подготовки вожатых к созданию воспитывающей среды как условия и составляющей социализации детей в оздоровительных лагерях.

Ключевые слова: воспитывающая среда, социализация, детский оздоровительный лагерь, вожатые, профессиональная подготовка.

в российской системе образования возрастает воспитательное значение детского оздоровительного лагеря (ДОЛ). Он представляет собой социальный институт, призванный к созданию воспитывающей среды для детей -неотъемлемой части и главного условия социализации, являющейся приоритетной задачей модернизации образования как стратегической цели национального развития российского общества.

Если рассматривать воспитывающую среду как важную составляющую «относительно направляемой» и «относительно социально контролируемой социализации» [4, с. 6], становятся возможными регуляция темпов и глубины социализации, преодоление или ослабление ее отрицательных последствий, придание ей гуманистической направленности. Однако создание воспитывающей среды для детей в оздоровительном лагере требует соответствующей профессиональной подготовки, которая востребована сегодня социальной практикой и становится социальным заказом перед системой высшего образования.

Анализ современного состояния исследований по названной проблеме (О.С. Газман, В.А. Волгунов, И.П. Иванов, Н.Ю. Лесконог, А.Н. Лутошкин, А.В. Мудрик, Л.В. Пармак-сиз, С.В. Романов, Е.И. Сахарчук, Н.Л. Селиванова, Е.В. Сергеева, Н.И. Тихоненков, Н.С. Ча-гина, Т.Н. Черняева, С.Т. Шацкий, С.А. Шмаков и др.) показал, что накоплен общетеоретический фундамент проблемы создания воспитывающей среды, организации досуга и оздоровления детей в условиях ДОЛ, профессиональной подготовки вожатых. результаты цен-

О Столярчук Л.И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.