Научная статья на тему 'Методологические основы формирования системы требований к архитектуре сервисов сетевых торговых компаний'

Методологические основы формирования системы требований к архитектуре сервисов сетевых торговых компаний Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Архитектура сервисов / бизнес-сервисы / требования к сервисам / требования к информационным системам / бизнес-архитектура / ритейл / FMCG–сегмент / архитектура предприятия / Service architecture / business services / requirements to services / requirements to information systems / business architecture / retail trade / FMCG–segment / enterprise architecture

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ольга Владимировна Воронова, Игорь Васильевич Ильин, Виктория Анатольевна Харева

В статье рассмотрены методологические основы формирования системы требований к архитектуре сервисов сетевых торговых компаний. Представлена классификация принципов их формирования, дана классификация пользовательских, системных, функциональных и нефункциональных требований, требований к предметной области и интеграции. В результате исследования рассмотрена взаимосвязь бизнес-, прикладных и инфраструктурных сервисов, разработана типовая структура сервисов сетевых торговых компаний, представлена классификация бизнес-сервисов по предметным областям и основные этапы формирования системы требований к архитектуре сервисов сетевых торговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ольга Владимировна Воронова, Игорь Васильевич Ильин, Виктория Анатольевна Харева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF THE REQUIREMENTS SYSTEM TO THE SERVICE ARCHITECTURE IN THE CHAIN TRADING COMPANIES

The article considers the methodological framework for the development of the system of requirements to the service architecture in the chain retail enterprises. The paper systemizes the formation principles and provides the classification of the user, system, functional and nonfunctional, domain and integration requirements. Resulting from the analysis of the interconnection between the business services, applied services and infrastructure services, the research suggests the pattern structure of services in the chain trading companies, groups the business services in domains and classifies the basic stages of the development of requirements to the service architecture in the chain trading companies.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования системы требований к архитектуре сервисов сетевых торговых компаний»

Воронова О.В., Ильин И.В., Харева В.А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ К АРХИТЕКТУРЕ СЕРВИСОВ СЕТЕВЫХ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены методологические основы формирования системы требований к архитектуре сервисов сетевых торговых компаний. Представлена классификация принципов их формирования, дана классификация пользовательских, системных, функциональных и нефункциональных требований, требований к предметной области и интеграции. В результате исследования рассмотрена взаимосвязь бизнес-, прикладных и инфраструктурных сервисов, разработана типовая структура сервисов сетевых торговых компаний, представлена классификация бизнес-сервисов по предметным областям и основные этапы формирования системы требований к архитектуре сервисов сетевых торговых компаний.

Ключевые слова. Архитектура сервисов, бизнес-сервисы, требования к сервисам, требования к информационным системам, бизнес-архитектура, ритейл, FMCG-сегмент, архитектура предприятия.

Voronova O.V., Ilyin I.V., Khareva V.A.

METHODOLOGICAL FRAMEWORK FOR THE DEVELOPMENT OF THE REQUIREMENTS SYSTEM TO THE SERVICE ARCHITECTURE IN THE CHAIN TRADING COMPANIES

Abstracts. The article considers the methodological framework for the development of the system of requirements to the service architecture in the chain retail enterprises. The paper systemizes the formation principles and provides the classification of the user, system, functional and nonfunctional, domain and integration requirements. Resulting from the analysis of the interconnection between the business services, applied services and infrastructure services, the research suggests the pattern structure of services in the chain trading companies, groups the business services in domains and classifies the basic stages of the development of requirements to the service architecture in the chain trading companies.

Keywords. Service architecture, business services, requirements to services, requirements to information systems, business architecture, retail trade, FMCG-segment, enterprise architecture

Введение

Экономическая ситуация, сложившаяся на рынке FMCG-сегмента, все сильнее подталкивает сетевые торговые компании к более глубокой цифровой трансформации и внедрению эффективных информа-

ГРНТИ 06.71.17

© Воронова О.В., Ильин И.В., Харева В.А., 2020

Ольга Владимировна Воронова - кандидат экономических наук, доцент, доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Игорь Васильевич Ильин - доктор экономических наук, профессор, директор Высшей школы управления и бизнеса Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Виктория Анатольевна Харева - ассистент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Контактные данные для связи с авторами (Воронова О.В.): 190000, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50 (Russia, St. Petersburg, Novorossiyskaya str., 50). Тел.: 8 (981) 711-02-11. E-mail: ilina.olga@list.ru. Статья поступила в редакцию 08.08.2020.

ционно-технологических решений. Успешный опыт внедрений самых востребованных на сегодняшний день сервисов во многом зависит от формирования оптимальной системы требований к ним и является крайне важным этапом разработки архитектуры сетевых торговых компаний. Эти действия следует осуществлять уже на начальном этапе разработки архитектурных решений, поскольку от принятого варианта системы требований будет зависеть полученный результат.

Теоретические аспекты формирования требования к архитектуре сервисов

При формировании системы требований к архитектуре сервисов сетевых торговых компаний следует придерживаться принципов, представленных на рисунке 1.

Классификация принципов формирования системы требований к архитектуре сервисов

Принцип безопасности —► —► - защищенность от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс функционирования; - предотвращение несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации

Принцип стандартизации - унификация и стандартизация параметров; - обеспечение взаимодействия путем использования стандартных интерфейсов между всеми компонентами системы

Принцип наблюдаемости - возможность отслеживания и журналирования всех действий и обращений с данными

Принцип отслеживае-мости - возможность отслеживания этапов, входов и выходов бизнес-процессов внутренними (внешними) клиентами

Принцип достоверности - обеспечение контроля достоверности работы сервисов в рамках основных, управляющих и обеспечивающих бизнес-процессов

Принцип открытости - обеспечение открытого взаимодействия и мобильности программных приложений, данных и персонала

Принцип масштабиро-ванности - обеспечение возможности добавления новых функций или изменения некоторых уже имеющихся функций без изменения остальных функциональных частей информационных систем

Рис. 1. Классификация принципов формирования системы требований к архитектуре сервисов

Классификация системы требований к формированию системы сервисов сетевых торговых компаний представлена на рисунке 2. Рассмотрим представленную на рисунке 2 классификацию более подробно.

1. Бизнес-требования представляют собой обоснование потребностей стейкхолдеров компании. Следует заметить, что в зависимости от целей разработки, выделяют следующие группы требований [1]: требования руководителей высшего звена сетевых торговых компаний; требования непосредственных заказчиков конкретного программного обеспечения различных сервисов (владельцев бизнес-процессов).

2. Пользовательские требования представляют собой описание конкретных функций, выполняемых сервисами. Сбор данной информации является достаточно трудоемким и требует проведения значительного количества интервью исполнителей бизнес-процессов (персонала сетевых торговых

компаний). При систематизации данных требований бизнес-архитекторы часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие четкости изложения информации исполнителями различных бизнес-процессов, смешение (противоречие) и объединение требований [2].

Классификация требований к формированию системы сервисов

Бизнес-требования (обоснование потребностей стейкхолдеров компании)

Пользовательские требования (описание функций, выполняемых конкретным сервисом

и накладываемых ограничений)

Системные требования (детализированное описание системных функций и ограничений)

Функциональные требования (требования поведения системы)

Нефункциональные требования (характеристики системы - временные ограничения,

цели и атрибуты качества)

Требования к предметной области

Требования к продукту (эксплуатационные свойства программных продуктов)

Организационные требования (политика компании, требования к реализации)

Требования к интеграции

Рис. 2. Классификация требований к формированию системы сервисов

3. Системные требования представляют собой гораздо более детализированное описание пользовательских требований, включающее в себя функциональную спецификацию, представляющую собой описание системных функций и ограничений.

4. Функциональные требования, в свою очередь, определяют функциональность программного обеспечения, необходимого для выполнения бизнес-требований стейкхолдеров сетевых торговых компаний.

5. Нефункциональные требования подразумевают описание характеристик системы и ее окружения, а не поведения системы. В некотором роде нефункциональные требования отражают пользовательские требования (учитывают ограничения финансирования конкретных проектов, законодательные аспекты, политику безопасности компании).

6. Требования предметной области характеризуют предметную область бизнес-сервисов, при этом, в зависимости от содержания, они могут быть отнесены, как к функциональными, так и к нефункциональным требованиям.

7. Требования к продукту представляют собой комплекс требований к производительности сервисов и удобству их эксплуатации.

8. Организационные требования определяются в соответствии с политикой компании, включают в себя требования к реализации программного обеспечения, методы проектирования и выходные требования.

9. Требования к интеграции дают возможность формализации выбора метода интеграции сервисов сетевых торговых компаний, описывают интерфейс взаимодействия разрабатываемых сервисов с действующими системами компании.

Моделирование системы требований к архитектуре сервисов

Следует заметить, что рассмотренные выше требования распространяются на все уровни сервисов сетевых торговых компаний, такие как бизнес-сервисы, прикладные и инфраструктурные сервисы [4]. Архитектура сервисов сетевых торговых компаний БЫСО-сегмента представлена на рисунке 3.

Бизнес-сервисы: презентационные сервисы; сервис формирования закупки; сервис регистрации поставщиков

Бизнес архитектура

Модель бизнес-процессов, ресурсы, товары и услуги, организационно-штатная структура

Архитектура информационных систем

Архитектура приложений (прикладные системы, интерфейсы взаимодействия прикладных систем, сопровождение приложений Архитектура данных (базы данных (БД), системы управления БД, правила и средства санкционирования доступа к данным)

Прикладные сервисы: сервис проверки добросовестности поставщика; сервис отслеживания статуса заказа; сервис формирования платежного поручения

Инфраструктурные сервисы: сервис резервного копиро-вания;экспорт и импорт данных, обмен данными и пр.

Техническая архитектура

' Сетевая архитектура (локальные и территориальные сети, коммуникационные протоколы, сетевые сервисы, планы по обеспечению бесперебойной работы сетей)

Архитектура платформ (аппаратные средства - серверы, накопители, рабочие станции; операционные системы, офисные программные средства, аварийные платы)

Рис. 3. Представление архитектуры сетевых компаний РЫСО-ритейла

Для определения взаимосвязи между бизнес-, прикладными и инфраструктурными сервисами используются специальные методы анализа сквозной сервисной архитектуры. Причем при определении данных взаимосвязей нельзя не учитывать взаимодействие с внешней средой сетевой торговой компании. Рассмотрим представленные на рисунке 4 взаимосвязи бизнес-, прикладных (сервисов информационных систем) и инфраструктурных сервисов более подробно [5].

Бизнес-сервисы представляют собой сервисы сетевых торговых компаний, обеспечивающие взаимодействие внутренних и внешних клиентов бизнес-процессов. Данные сервисы обеспечивают непосредственное взаимодействие внутренних клиентов и/или подразделений между собой, а также взаимодействие с потребителями, поставщиками, партнерами и другими сторонними организациями. Бизнес-сервисы реализуют определенные бизнес-процессы, причем реализация может осуществлять по любому каналу взаимодействия, не обязательно связанному с автоматизацией. Бизнес-сервисы могут полностью и/или частично состоять из неавтоматизированных операций и оперировать любыми видами ресурсов сетевых торговых компаний (трудовыми, финансовыми, материальными, информационными).

Рис. 4. Взаимосвязь бизнес-, прикладных и инфраструктурных сервисов сетевых торговых компаний

Следует заметить, что функции составных приложений для реализации бизнес-сервисов должны соответствовать определенным бизнес-целям. Следовательно, для отображения бизнес-сервиса на прикладные сервисы информационной системы необходимо перейти к оценке реализующего этот сервис бизнес-процесса и выделить совокупности автоматизируемых действий конкретного исполнителя [6]. На этом этапе необходимо выделить в автоматизируемых действиях пользователя функции, выполняемые компьютерной частью информационных систем и определить способ выполнения этих функций.

Инфраструктурные сервисы, в свою очередь, используются для функционирования ИТ-инфраструктуры. В качестве примеров инфраструктурных сервисов следует привести сервис архивации данных, сервис резервного копирования, антивирусный сервис и пр. На рисунке 5 представлена расширенная структура сервисов сетевых торговых компаний.

На начальном этапе осуществлено деление бизнес-сервисов на внешние и внутренние [4]. К внутренним, помимо бизнес-сервисов, поддерживающих функции, бизнес-процессы и информационные потоки, отнесены также сервисы, предоставляющие информацию для поставщиков, партнеров и потребителей. Помимо бизнес-сервисов, в структуре выделены сервисы информационных систем, обеспечивающие непосредственное взаимодействие информационно-технологических систем, и инфра-

структурные сервисы, поддерживающие функционирование информационных систем сетевых торговых компаний.

При разработке референтных архитектурных решений в сфере ритейла целесообразно учитывать четкую функциональную ориентацию подобластей, отражающих операционную бизнес-модель сетевых компании. В соответствии с этим, при рассмотрении сервисов сетевых компаний наиболее рационально использовать в качестве типовой структуру, аналогичную структуре операционной бизнес-модели розничной компании, а именно, рассматривать последовательно сервисы взаимодействия с поставщиками, сервисы операционной деятельности и сервисы взаимодействия с потребителями.

Внешняя среда

Внутренняя среда сетевой компании FMCG-ритейла

Бизнес-сервисы (внутренние)

Сервисы, поддерживающие функции, бизнес-процессы и информационные потоки

Сервисы, предо-ставля-ющие информацию

для внешних потребителей

Сервисы информационных систем

Сервисы, обеспечивающие взаимодействие ИТ-систем

Внешняя среда

Сервисы, предоставляемые сторонними организациями

Бизнес-сервисы (внешние)

Сервисы, предоставляемые потребителям

1 1

Инфраструктурные сервисы

Сервисы, поддерживающие функционирование ИС

Рис. 5. Структура сервисов сетевой компании БЫСО-сегмента

На рисунке 6 представлена классификация бизнес-сервисов сетевых компаний БЫСО-сегмента по областям взаимодействия. В качестве примеров бизнес-сервисов можно рассмотреть несколько популярных решений:

1. Сервисы взаимодействия с поставщиками и партнерами:

• электронный обмен данными. Например, СошагоЬ EDI - облачная платформа, обеспечивающая высокую надежность обмена данными между бизнес-партнерами, глубокую интеграцию ИТ-инфраструктуры компании с системой электронного обмена документацией или веб-система EDI;

• Comarch SFA Online Distribution - инновационная платформа для ведения отчетности и обеспечения коммуникации между производителем и дистрибьютором. Данные можно использовать для управления уровнем запаса товаров, оценки производительности партнера, вознаграждения партнеров на основании данных о продаже, обмена информацией с партнерами, исключения мошенничества.

2. Сервисы операционной деятельности:

• портфель «КОРУС Консалтинг СНГ» - юридически значимый электронный документооборот (ЭДО), подразумевающий обмен юридически значимыми электронными документами;

• электронная отчетность в государственные органы - сервис позволяет предоставлять отчетность в режиме онлайн в ФНС, ПФР, Росстат и ФСС;

• решение по маркировке - специальное комплексное решение для производителей и дистрибьюторов, работающих с маркированной продукцией.

3. Сервисы взаимодействия с потребителями:

• Trade Promotion Management - сервис позволяет использовать аналитические данные для выявления лучших методов стимулирования продаж, помогает планировать промоакции, рассчитывать бюджеты и оценивать эффективность проведенных рекламных кампаний.

Бизнес-сервисы сетевой компании FMCG-сегмента

Сервисы взаимодействия с поставщиками и партнерами Сервисы операционной деятельности Сервисы взаимодействия с потребителями

ВНУТРЕННИЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сервисы, предоставляющие информацию внутренним клиентам

ВНЕШНИЕ

Сервисы, предоставляемые поставщикам и партнерам

ВНУТРЕННИЕ

Сервисы, поддерживающие функции, бизнес-процессы и информационные потоки

ВНЕШНИЕ

Сервисы, предоставляемые органам гос. власти и сторонним организациям

ВНУТРЕННИЕ

Сервисы, предоставляющие информацию внутренним клиентам

ВНЕШНИЕ

Сервисы, предоставляемые потребителям

Рис. 6. Классификация бизнес-сервисов сетевых компаний БЫСв-сегмента по предметным областям

Заключение

В соответствии с разработанной классификацией бизнес-сервисов сетевых торговых компаний на рисунке 7 представлены основные этапы формирования системы требований к архитектуре сервисов.

При формировании требований к архитектуре системы сервисов на основе предложенной классификации следует учитывать, что данные требования являются общими и в процессе разработки подлежат большей конкретизации и воплощению в конкретном архитектурном решении. По результатам оценки предметной области необходимо провести более полное уточнение классификации требований, проанализировать и систематизировать выявленные в процессе анализа противоречия, а также определить приоритетность представленных требований.

Следует заметить, что проверка требований к архитектуре системы сервисов, определение их полноты и последовательности, должны в обязательном порядке быть проведены на всех уровнях бизнес-сервисов, прикладных и информационных сервисов сетевых торговых компаний.

Рис. 7. Основные этапы формирования системы требований к архитектуре сервисов

сетевых торговых компаний

ЛИТЕРАТУРА

1. Портал о ритейле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.retail.ru/articles (дата обращения 10.06.2020).

2. Chueva T.I., MelnichukM.V., Ruchkina G.F., Ilina O.V., Litvinova S.F. Foreign economic activity formation features in the regions of modern Russia // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. Т. 15. № 23. С. 245-254.

3. Korchagina E., Desfonteines L., Strekalova N. Problems of training specialists for trade in the conditions of digitali-zation // E3S Web of Conferences. 2020. Т. 164. С. 12014. DOI: 10.1051/e3sconf/202016412014

4. Pirogova O., Makarevich M., Ilina O., Ulanov V. Optimizing trading company capital structure on the basis of using bankruptcy logistic models under conditions of economy digitalization // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2019. С. 012129.

5. Воронова О.В., Ильин И.В. Совершенствование бизнес-модели сетевого FMCG-ритейла на основе процессного подхода // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2 (116). С. 74-82.

6. Воронова О.В., Ильин И.В. Адаптация ADM метода стандарта TOGAF к разработке и внедрению архитектурных решений в сфере сетевого FMCG-ритейла // Экономика и управление. 2019. № 7 (165). С. 97-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.