Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Оксана Игоревна

Статья посвящена определению методологических основ формирования межкультурной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка, что обусловлено изменением требований к профессиональной подготовке этих специалистов. Автором было приведено определение данного феномена с характеристикой его структурных компонентов. Среди методологических подходов, позволяющих эффективно формировать межкультурную коммуникативную компетентность будущего учителя иностранного языка, были выделены и охарактеризованы следующие подходы: личностно-ориентированный, компетентностный, коммуникативно- деятельностный, межкультурный и системный. Определены принципы формирования межкультурной коммуникативной компетентности будущего учителя иностранного языка, которые являются составной частью методологических оснований данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL GROUNDS OF INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF PRE-SERVICE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

The article is concerned with determination of the methodological foundations of intercultural communicative competence formation in pre-service foreign language teachers, which is due to changes in the requirements for the professional training of these specialists. The author provides a definition of this phenomenon with a description of its structural components. Among the methodological approaches that allow to form the intercultural communicative competence of the future foreign language teacher effectively, the following approaches were identified and characterized: student-centered, competence-based, communicative-activity based, intercultural and systemic. The principles of developing the intercultural communicative competence of a pre-service foreign language teacher, which are an integral part of the methodological foundations of this process, are determined.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378.126 DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-224-230

ББК 74.48

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

METHODOLOGICAL GROUNDS OF INTERCULTURAL COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF PRE-SERVICE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Сидоренко Оксана Игоревна

Старший преподаватель кафедры теории и практики перевода, ГОУ ВО ЛНР «Луганский государственный педагогический университет» E-mail: sidorenko.oksana88@mail.ru

Sidorenko Oksana I.

Senior Lecturer at the Department of Theory and Practice of Translation, Lugansk State Pedagogical University E-mail: sidorenko.oksana88@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена определению методологических основ формирования межкультурной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка, что обусловлено изменением требований к профессиональной подготовке этих специалистов. Автором было приведено определение данного феномена с характеристикой его структурных компонентов. Среди методологических подходов, позволяющих эффективно формировать межкультурную коммуникативную компетентность будущего учителя иностранного языка, были выделены и охарактеризованы следующие подходы: личностно-ориентированный, компетентностный, коммуникативно-

Abstract. The article is concerned with determination of the methodological foundations of intercultural communicative competence formation in pre-service foreign language teachers, which is due to changes in the requirements for the professional training of these specialists. The author provides a definition of this phenomenon with a description of its structural components. Among the methodological approaches that allow to form the intercultural communicative competence of the future foreign language teacher effectively, the following approaches were identified and characterized: student-centered, competence-based,

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Сидоренко О. И., 2023

деятельностныи, межкультурныи и системным. Определены принципы формирования межкультурной коммуникативной компетентности будущего учителя иностранного языка, которые являются составной частью методологических оснований данного процесса.

communicative-activity based, intercuLturaL and systemic. The principles of developing the intercuLturaL communicative competence of a pre-service foreign Language teacher, which are an integraL part of the methodoLogicaL foundations of this process, are determined.

Ключевые слова: иноязычное образование, будущий учитель иностранного языка, межкультурная коммуникативная компетентность, методологические подходы, принципы.

Keywords: foreign Language education, a pre-service foreign Language teacher, intercuLturaL communicative competence, methodoLogicaL approaches, principLes.

Для цитирования: Сидоренко О. И. Методологические основы формирования межкультурной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 224-230. DOI: 10.31862/2218-87112023-1-224-230.

Cite as: Sidorenko O. I. Methodological grounds of intercultural communicative competence formation of pre-service foreign language teachers. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2023, No. 1, pp. 224-230. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-224-230.

Современные образовательные вызовы определяют актуальность проблемы подготовки будущих учителей иностранного языка, способных решать межличностные и межкультурные проблемы профессионального взаимодействия, а именно: осуществлять межкультурное профессиональное взаимодействие, эффективно интегрироваться в языковую среду, знакомить обучающихся с иноязычной культурой, способствуя на этой основе изучению иностранного языка. В этой связи проблема целенаправленного формирования межкультурной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка в процессе обучения становится приоритетной в рамках профессионального языкового педагогического образования.

Вопросы формирования межкультурной коммуникативной компетентности не новы для педагогической науки, подтверждением чему служат работы О. Б. Большаковой, Н. Д. Гальсковой, И. Н. Корзенниковой, О. А. Леонтович, В. И. Наролиной, Л. Г. Почебут, С. Г. Тер-Минасовой, А. Т. Чакликовой М. Вугат, А. Е. Fantini и других российских и зарубежных ученых. Ряд исследований последних лет (Е. П. Глумова, В. В. Горбанева, Е. А. Деревянченко, Г. П. Мейес, Л. А. Силкович, Т. В. Устинова) посвящен развитию межкультурной компетенции у будущих учителей иностранного языка.

Однако анализ научной литературы показал, что, несмотря на определенные наработки в решении исследуемой проблемы, процесс формирования межкультурной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка не имеет

должной теоретико-методологической базы. В частности, отсутствует четкое определение сущности и структуры межкультурной коммуникативной компетентности будущего учителя иностранного языка, нет единого понимания методологических основ формирования данного феномена, что не позволяет разработать эффективные механизмы решения исследуемой проблемы.

Исследовательская работа позволила дать авторское определение межкультурной коммуникативной компетентности учителя иностранного языка, которую мы понимаем как интегративное личностное образование, совокупность личностных и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления на основе эмпатии, толерантности, отказа от межкультурных стереотипов, сохранения социальной идентичности эффективной межкультурной коммуникации и продуктивного обучения навыкам межкультурного общения в процессе изучения обучающимися иностранного языка, а также непрерывного профессионально-личностного развития учителя.

Разработана структура межкультурной коммуникативной компетентности, как системы взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, коммуникативно-деятельностного и аффективного. Мотивационно-цен-ностный компонент характеризует понимание будущим учителем иностранного языка ценности межкультурной коммуникативной компетентности для осуществления профессиональной межкультурной коммуникации и эффективного обучения навыкам межкультурного общения, что мотивирует студентов к ее формированию.

Когнитивный компонент отображает совокупность знаний будущего учителя иностранного о нормах и правилах общения в поликультурном мире, различных лингвосо-циумах, а также продуктивных методиках и технологиях обучения навыкам, нормам и правилам эффективного межкультурного общения.

Коммуникативно-деятельностный компонент базируется на комплексе апробированных на практике умений и навыков решения задач межкультурного взаимодействия, применения методик и технологий обучения навыкам эффективного общения в поликультурном мире, осуществления рефлексии собственной деятельности в сфере межкультурной коммуникации и обучения межкультурному общению.

Аффективный компонент свидетельствует о наличии у будущих учителей иностранного языка поведенческих установках на изучение других культур и осуществление межкультурной коммуникации с представителями этих культур, понимая и принимая их межкультурные отличия, отказываясь от межкультурных стереотипов, проявляя эмпатию и толерантность, сохранения свою социальную идентичность.

Выявленная сущность и структура межкультурной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка позволила перейти к определению методологических подходов, которые будут положены в основу формирования исследуемого нами феномена.

В лингвистике подход определяется как общая теоретико-практическая позиция, которая выявляет принципы и стратегии обучения; методы и приемы обучения языку (в данном случае иностранному) [1]. В педагогике методологический подход является

отражением авторской позиции по исследованию педагогического явления или процесса на основе совокупности положений, принципов и методов.

Перечень подходов исследования и организации филологического образования достаточно широк. Однако очевидно, что образовательный процесс в целом и процесс обучения иностранному языку в частности, явления достаточно сложные, находящиеся под воздействием различного рода внешних и внутренних факторов. Поэтому невозможно использовать только один методологический подход в решении задач совершенствования иноязычного образования.

Укажем, что при формировании межкультурной коммуникативной компетенции при обучении китайскому языку как иностранному, Ж. Ма считает эффективным использование компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностно-ори-ентированного, коммуникативного и межкультурный методологических подходов [2].

В исследовании Е. С. Шушариной формирование межкультурной компетенции студентов-иностранцев происходит на основе технологии смешанного обучения, что определяет применение ведущих положений системного, компетентностного, лич-ностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, контекстного и культурологического подходов [3].

Проанализировав подходы ученых к выделению методологических основ формирования межкультурной коммуникативной компетентности, а также учитывая сущность и структуру исследуемого феномена, считаем необходимым использовать при формировании межкультурной коммуникативной компетентности будущего учителя иностранного языка личностно-ориентированный, компетентностный, коммуника-тивно-деятельностный, межкультурный и системный методологические подходы.

Личностно-ориентированный подход является основным из направлений, используемых филологическом образовании, опираясь на теоретические его положения, разработанные Е. В. Бондаревской, В. В. Сериковым, А. В. Хуторским, И. С. Якиманской. В рамках личностно-ориентированного подхода обучение происходит с учетом речевого, интеллектуального, филологического развития обучающихся. Формирование всех компонентов межкультурной коммуникативной компетентности должно осуществляться в процессе учебного общения посредством синтеза речемыслительного, интеллектуального, лингвистического развития студентов [1, с. 410]. Очевидным является тот факт, что личностно-ориентированный подход в процессе изучения иностранного языка в целом влияет на формирование межкультурной личности будущего учителя путем обогащения его межкультурного и профессионального опыта в педагогической области, как основной сферы деятельности.

Учитывая тот факт, что в последнее время в связи с активизацией международной деятельности и расширением торгово-экономических и социально-политических связей с другими странами понятие культуры существенно расширилось, то, как следствие, следует судить о ведущей роли межкультурной компетенции в компетентностной парадигме при обучении иностранному языку.

Опираясь на идеи ученых, которые внесли существенный вклад в разработку компетентностного подхода (А. А. Вербицкий, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Дж. Равен,

Т. М. Трегубова, А. В. Хуторской), формирование межкультурной коммуникативной компетентности определяется практической направленностью процесса обучения. Компетентностный подход позволяет студентам самостоятельно использовать полученные знания и навыки для решения проблем учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности; оценивать результаты собственной деятельности.

Коммуникативно-деятельностный подход, как разновидность коммуникативного подхода, берет свое начало в 1970-е гг., опираясь на разработки И. Л. Бим, И. А. Зимней,

A. А. Леонтьева, Е. И. Пассова. В основе данного подхода лежит сущность коммуникативной компетенции с культурологической составляющей. С учетом этого коммуни-кативно-деятельностный подход подразумевает необходимость формирования межкультурной коммуникативной компетентности при изучении иностранного языка для полноценного вовлечения в культуру целевого языка.

Поскольку в основе коммуникативно-деятельностного подхода лежит «деятельность», то это предполагает осуществление коммуникации посредством иноязычной речевой деятельности, а также решение реальных и ситуационных задач совместной деятельности коммуникантов при помощи иностранного языка. В процессе языкового обучения учителя иностранного языка сталкиваются с решением проблем межкультурной и профессиональной направленности.

В рамках формирования межкультурной коммуникативной компетентности у учителей иностранного языка коммуникативно-деятельностный подход способствует появлению мотивации к изучению иностранного языка и культуры; развитию навыков межкультурной коммуникации и рефлексии собственной межкультурной коммуникативной деятельности; применению определенных методик и технологий обучения, направленных на максимальное вовлечение в реальное межкультурное взаимодействие обучающихся.

Применение межкультурного подхода (Н. Д. Гальскова, Г. В. Елизарова, А. П. Садохин,

B. В. Сафонова, Е. Г. Тарева, В. П. Фурманова, И. И. Халеева) к формированию межкультурной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка основывается на одновременном изучении культуры и языка, ценностно-ориентаци-онном осмыслении процесса обучения, анализу особенностей своей национальной и иностранной культур.

Межкультурный подход позволит будущему учителю иностранного языка воспринимать личность иностранного коммуниканта (партнера) через призму собственной культуры, отказываясь от стереотипных представлений, что позволит обеспечить успешность межкультурного взаимодействия и будущей профессиональной деятельности.

Системный подход (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Г. П. Щедровицкий) обеспечивает системность процесса формирования межкультурной коммуникативной компетентности с дальнейшей возможностью ее совершенствования в рамках профессионально-педагогической подготовки будущих учителей иностранного языка. С помощью системного подхода также становится возможным получить целостное представление о структуре межкультурной коммуникативной компетентности как системы, благодаря выявлению ее ключевых компонентов.

Очевидным является тот факт, что обучение должно строиться на основе определенных принципов. Так, согласно В. Г. Апалькову и П. В. Сысоеву, формирование межкультурной компетенции должно быть основано на принципах диалога культур, билингвального обучения, культурной вариативности, доминирования проблемных культуроведческих заданий [4]. Ж. Ма, вслед за Ю. В. Бабанским, выделяет ряд общедидактических принципов формирования межкультурной коммуникативной компетенции (доступности обучения; систематичности и последовательности обучения; оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных, проблемно-поисковых и других методов обучения; оптимального сочетания аудиторных, внеаудиторных, а также групповых и индивидуальных форм обучения) и методических принципов (лингвокультурологической направленности; коммуникативной направленности; учета познания и учета культурных ценностей; интерактивности обучения поликультурного взаимодействия) [2]. Е. С. Шушарина при формирования межкультурной компетенции студентов-иностранцев руководствуется такими принципами, как: принцип целостности и системности, принцип доминирования проблемных ситуаций, принцип студентоцентрированной направленности, принцип сотрудничества, принцип аутентичности, принцип единства когнитивного и эмоционального [3].

Выделим такие принципы формирования межкультурной коммуникативной компетентности:

1) культурного релятивизма, познания и учета культурных универсалий;

2) ориентации на межкультурную коммуникацию;

3) эмпатии и толерантности к иноязычной культуре и социуму;

4) культуросвязанного соизучения родного и иностранного языка;

5) актуализации результатов обучения;

6) высокой мотивации к любым видам деятельности и ценности знания для практической деятельности специалиста;

7) личностно-ориентированной направленности обучения.

Считаем, что предложенные принципы будут способствовать успешному формированию межкультурной коммуникативной компетентности у будущих учителей иностранного языка.

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить совокупность методологических подходов (личностно-ориентированный, компетентностный, коммуника-тивно-деятельностный, межкультурный и системный) и принципов, которые составляют методологическую основу формирования межкультурной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка. Указанные методологические подходы и принципы определяют многоаспектность и целостность исследуемого педагогического процесса и становятся научной основой для обоснования и разработки соответствующей технологии, что и становится направлением наших дальнейших исследований.

Список литературы

1. Садикова Э. Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка как

неродного при обучении основным видам речевой деятельности // Общество и ин-

новации. 2021. Т. 2, № 3/S, С. 408-412. DOI: https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss3/S-pp408-412.

2. Ма Жунюй. Дидактическая модель формирования межкультурной коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения китайскому языку как иностранному // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 2-1. С. 160-168.

3. Шушарина Е. С. Формирование межкультурной компетенции студентов-иностранцев на основе технологии смешанного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2018. 192 с.

4. Крупецких И. Р. Принципы формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранным языкам (начальный этап обучения) // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака. 2019. С. 220-228.

References

1. Sadikova E. Sistemno-deyatelnostnyy podkhod v prepodavanii russkogo yazyka kak nerodnogo pri obuchenii osnovnym vidam rechevoy deyatelnosti. Obshhestvo i innovatsii. 2021, Vol. 2, No. 3/S, pp. 408-412. DOI: https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss3/S-pp408-412.

2. Ma Rongyu. Didakticheskaya model formirovaniya mezhkulturnoy kommunikativnoy kompetentsii na nachalnom etape obucheniya kitayskomu yazyku kak inostrannomu. Pedagogicheskiyzhurnal. 2019, Vol. 9, No. 2A, pp. 160-168.

3. Shusharina E. S. Formirovanie mezhkulturnoy kompetentsii studentov-inostrantsev na osnove tekhnologii smeshannogo obucheniya. PhD dissertation (Pedagogy). Voronezh: Voronezh State University, 2018.

4. Krupetskikh I. R. Printsipy formirovaniya mezhkulturnoy kompetentsii v protsesse obucheniya inostrannym yazykam (nachalnyy etap obucheniya). Yazyk i deystvitelnost. Nauchnye chteniya na kafedre romanskikh yazykov im. V. G. Gaka. 2019. Pp. 220-228.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2023, № 1

Статья поступила в редакцию 08.08.2022 The article was received on 08.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.