УДК 37.015.3; 167
ЛухменеваЕ.П.
Оренбургский педагогический университет E-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Статья раскрывает методологические основы формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса, ориентирует на практическое применение представленных положений с позиций личностно-деятельностного, акмеологического, эдукологического и гендерного подходов. Рассмотрены факторы влияния среды и культуры на процесс эффективного формирования лидерских качеств.
Ключевые слова: лидерские качества, кадетское образование, методологические подходы
Начало XXI столетия с его стремительными изменениями во всех сферах жизни поставило перед системой образования ряд важных проблем, от решения которых зависит будущее России. Одной из таких проблем является проблема формирования национальной элиты. Воспитать и сформировать национальную элиту - стратегическая цель кадетского образования, обладающего специфическими особенностями: элитарность; направленность на формирование у воспитанников качеств лидера; духовно-нравственная воспитанность, сочетающая целенаправленный процесс воспитания и самовоспитания долга и ответственности, кадетского братства как нравственного стержня личности.
Миссия кадетского образования - воспитание высокообразованного и культурного гражданина, патриота, государственно мыслящего, инициативного, творческого, обладающего лидерскими качествами, способного к созиданию человека, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, родного края, семьи. Формирование лидерских качеств - одна из граней формирования национальной элиты.
В современной методологии исследования принципиальным является отвлечение теории, ее разграничение от вненаучных представлений, поэтому необходимо определить методологические подходы, принципы, установки, позволяющие выявить логику понимания вопросов формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса.
Методологическую основу исследования составляют:
- философские учения о личности и ее качествах (Конфуций, Платон);
- зарубежные теории лидерства (Е. Богар-дус, Р. Стогдилл, Ф. Фидлер);
- отечественные концепции формирования лидерских качеств (О.С. Газман, А.Л. Уманс-кий);
- теории возрастного развития личности (Л.И. Божович, В.С. Мухина, Д.И. Фельдш-тейн);
- положения личностно-деятельностного подхода в формировании лидерских качеств (Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.С. Якиманская);
- концепция коллективной деятельности (А.С. Макаренко, Л.И. Уманский);
- гендерные исследования (Т.В. Бендас, И.С. Кон)
- положения о механизмах самореализации личности (К.А.Абульханова-Славская, А.Мас-лоу);
- концепция профессионального взаимодействия психолога и педагога (В.А. Маликова).
В качестве методологических ориентиров исследования выступают: комплексный подход, позволяющий выявить совокупность психоло-го-педагогичеких условий формирования лидерских качеств; личностно-деятельностный подход, согласно которому все психические процессы, качества личности рождаются в деятельности; логико-исторический подход, отражающий генезис феномена лидерства и кадетского образования; качественный и количественный подходы.
Раскроем сущность основных концептуальных положений исследования.
Конфуций представляет образ благородного человека, в формировании которого основополагающая роль принадлежит культуре; выделяет качества благородного человека: благопристойность, человечность, справедливость, искренность, благоразумие. Данная совокуп-
ность качеств образует комплекс «вэнь» - воспитанность. Конфуций считал, что благородство зависит не от происхождения, а от нравственных качеств и от культуры; нравственность и культура неотделимы друг от друга. Данные положения являются ценными в нашем исследовании для определения духовно-ценностного компонента лидерских качеств воспитанников. Необходим не просто лидер, а лидер с человеческим лицом.
Необходимым личностным качеством лидера С.Л. Рубинштейн называет человечность. В воспитании он раскрывает этический аспект, пишет о поддержании и укреплении в человеке его человечности путем бережного отношения к личности воспитанника. [8].
В философском труде «Государство» Платон отмечает, что основной составляющей вывода государства из кризиса является воспитание настоящей элиты, выступающей краеугольным камнем здания совершенного государства; но для этого необходим жесткий отбор. «Если мы подберем людей здравых телом и духом и воспитаем их на возвышенных знаниях и усиленных упражнениях, то самой справедливости не в чем будет нас упрекнуть...»[7, с.535].
Кадетское образование ориентировано на развитие чувства патриотизма воспитанников, которое выступает духовно-нравственной основой личности. По мнению В.И. Андреева, «без воспитания российского патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно - нравственную основу, свой духовно - нравственный стержень - любовь к Отечеству, к своей Родине». [1, с.374-375].
Основополагающим для нашего исследования является положение, что культура влияет на проявление и формирование лидерских качеств. Исследователь по психологии лидерства Т.В. Бендас отмечает, что «лидер отражает культуру, в которой он формировался, ценности которой он разделяет и, может быть, даже символизирует» [2, с.310].
Для эффективного формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса важен высокий уровень развития организационной культуры образовательного учреждения. Еще Л.С. Выготский подчеркивал доминирующее влияние социальной среды как средства
воспитания. «Социальная среда и все поведение ребенка должны быть организованы таким образом, чтобы каждый день приносил с собой новые и новые комбинации, непредвиденные случаи поведения, на которые бы у ребенка не находилось в запасе его опыта готовых навыков и ответов, чтобы они требовали от него всякий раз новых комбинаций мысли» [3, с.167].
Культура организации проявляется и в характере взаимодействия. Важнейшим психолого-педагогическим условием формирования лидерских качеств воспитанника кадетского корпуса является разработка форм и методов взаимодействия субъектов деятельности: офицер-воспитатель - воспитанник; психолог -воспитанник, психолог - офицер-воспитатель. В.А.Маликова рассматривает взаимодействие как событие, имеющее личностный смысл и ценность; как развивающуюся психологическую реальность.
Идея о формировании лидерских качеств как о способности к саморазвитию, самоактуализации актуальна для нашего исследования. В иерархической модели потребностей А. Мас-лоу указывает, что только тенденция актуализации обеспечивает выражение индивидуальности и ценности жизни, делает ее насыщенной и осмысленной. Чтобы появилась потребность в самоактуализации, необходимо удовлетворить потребности физического и психического выживания. Кадетский корпус выступает благоприятной средой для возникновения потребности в самоактуализации, т. к. в полной мере удовлетворяются физиологические потребности, потребность в безопасности, принадлежности к группе, в уважении. Удовлетворение потребностей находится в тесной связи с реализацией способностей, идеалов. [10]. «Кто получил безупречное воспитание, тот всегда бывает расположен к самовоспитанию, которое и приводит человека к самосовершенству» [7, с.425].
В рамках исследования мы опирались на акмеологический и эдукологический подходы. Рассматриваем эдукологию как науку о воспитании, «взращивании» в системе образования целостной креативной личности, которая осознает себя субъектом деятельности в окружающем мире. По определению В.Г.Кинелева, эду-кология - наука « о принципах формирования образованного человека, определения фундаментального знания как части общечеловечес-
XXXI научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов
кой культуры и являющаяся основой для профессиональной подготовки» [4].
Процесс формирования лидерских качеств является индивидуальным, включает и прошлый опыт воспитанника, который у каждого свой. По мысли А.Н.Леонтьева, бытие является «центром личности»; «процесс развития личности всегда остается глубоко индивидуальным, неповторимым, протекает совершенно по-разному в зависимости от конкретно - исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде». Это положение позволило определить индивидуальную траектория в формировании лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса [5, с.219].
В отечественной лидерологии исследователи научной школы Л.И. Уманского феномен лидерства рассматривают в рамках концепции группы как показателя уровня ее развития. «Через лидерство срабатывает один из механизмов самовыражения, самоопределения, раскрытия оригинальности и творческих потенциалов личности в коллективе» [9, с.83]. Л.И.Уманский определил психологические требования к личности лидера: общительность, сообразительность, работоспособность, настойчивость, самообладание; отметил влияние лидера на последователей.
В работах Р.Л. Кричевского разработана концепция лидерства как ценностного обмена между лидером и группой: группа обеспечивает лидеру высокий статус в обмен на его вклад в создание групповых ценностей.
В педагогических идеях А.С.Макаренко важными моментами являются представления о коллективе и о командирах этого коллектива, т. е. о лидерах. Понятие «коллектив» отличается от понятия «группа». Под «коллективом» понимается гуманное сообщество людей с демократическим самоуправлением и гуманистическими отношениями, которое обеспечивает
развитие личностного потенциала каждого члена. А.С. Макаренко подчеркивал важность воспитания чувства границы полномочий и ответственности: лидер должен быть очень ответственным; представил различные виды лидеров: лидер - организатор, лидер - эрудит, лидер - интеллектуал, лидер - «эмоционал»[6].
Специфика среды кадетского корпуса обращает нас к рассмотрению гендерного аспекта в формировании лидерских качеств воспитанников. Кадетский корпус предлагает модель формирования маскулинности; специфический продукт гендерной социализации: у мальчика есть возможность стать настоящим мужчиной с ярко выраженными лидерскими качествами; является местом аккумуляции и передачи ценностей гегемонной маскулинности. Маскулинный стиль лидерства характеризуется конкурентностью, иерархической структурой власти, высоким контролем со стороны лидера и аналитическим способом решения проблем. В кадетском корпусе воспитанник не только усваивает определенные нормы, но и самостоятельно выстраивает собственную маскулинность.
На формирующем этапе исследования нам важна позиция Л.И Уманского, который считает, что важным методологическим путем познания психологии лидерства является формирующий эксперимент. «Здесь изучение объекта осуществляется в процессе его обучения, формирования и развития, в процессе его тренировки» [с.51]. В процессе формирующего эксперимента важно проследить динамику формирования лидерских качеств воспитанников кадетского корпуса.
Таким образом, рассмотрение методологических основ позволило нам ответить на вопрос: как необходимо формировать лидерские качества воспитанников кадетского корпуса.
5.06.2011
Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И.Андреев.- 2-е изд.- Казань: центр инновационных технологий, 2000.- 608 с.
2. Бендас Т.В. Психология лидерства [Текст]: учебн. пособие / Т.В.Бендас.- СПб.: Питер, 2009.- 448 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
4. Кинелев В.Г. Государственная политика развития высшего образования [Текст] / В.Г.Кинелев// Высшее образование в России.- 1993.-№1.- С.26-32.
5. Леонтьев А.И. Избранные психологические произведения / А.И.Леонтьев // Собр. Соч.: в 2-х т. - М: Педагогика, 1983.- T. 1. - 320 с.
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения / А.С.Макаренко // Собр. Соч.: в 8 т.- М., 1984.- Т.4.- 360 с.
7. Платон. Государство. [Текст] / Платон.- Наука, 2005.- 572 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2007.- 720 с.
9. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьника [Текст]: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. / Л.И. Уманский. - М.: Просвещение, 1980.- 160 с.
10. Maslow, A.H. Deficience motivation and growth motivation. In M.R.Jones(Ed.), Nebraska symposium on mot: vation, Linkoln, Neb.: Univer. of Nebraska Press, 1962.
Сведения об авторе: Лухменева Елена Петровна, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета, е-mail: [email protected]
UDC 37.015.3; 167 Luhmenyova E.P.
The Orenburg state pedagogical university; [email protected]
THE METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF QUALITIES OF THE LEADER OF PUPILS OF MILITARY SCHOOL
Article opens methodological bases of formation of qualities of the leader of pupils of military school, focuses on practical application of the presented positions from positions acmeologic, edukologic and gender approaches. Factors of influence of environment and culture on process of effective formation of qualities of the leader are considered.
Keywords: qualities of the leader, cadet formation, methodological approaches Bibliography:
1. Andreev V. I. Pedagogics: the Training course for creative self-development [Text] - Kazan: the centre of innovative technologies, 2000.
2. Bendas T.V. Psychology leaderships [Text]- SPb.: Peter, 2009.
3. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology [Text] / under the editorship of V.V. Davidov. - М: Pedagogics - the Press, 1996. -536.
4. Kinelev V.G. State policy of development of higher education [Text] / V.G.Kinelev//Higher education in Russia. - 1993. №1.
5. Leontev A.I. The selected psychological products - M: Pedagogics, 1983.
6. Makarenko A.S. Pedagogical of the composition - М, 1984.
7. Platon. The state. [Text] / Platon. - Science, 2005.
8. Rubinshtejn S.L. Bases of the general psychology [Text] / S.L.Rubinshtejn. - SPb.: Peter, 2007.
9. Umansky L.I. Psychology of organising activity the schoolboy [Text] - М: Education, 1980.
10. Maslow, A.H. Deficience motivation and growth motivation. In M.R.Jones (Ed.), Nebraska symposium on mot: vation, Linkoln, Neb.: Univer. of Nebraska Press, 1962.