Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
1
УДК 371
13.00.00 Педагогические науки
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У КАДЕТОВ-СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ И МЕТОДИКА ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Лопатин Юрий Владимирович старший методист e-mail: yura mail@list.ru
АНО Педагогический центр «Каникулы», Краснодар, Россия
Развитие современного общества предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию личности. Формирование всесторонней и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания. Современный выпускник общеобразовательной школы, лицея, гимназии или кадетского корпуса это потенциальный патриот, профессионал, лидер. Проведенное исследование позволило установить: формирование лидерских качеств у кадетов-старшеклассников невозможно без участия педагогов, без наличия всесторонне продуманной и целенаправленной программы работы. В статье обоснованно рассматривается программа формирования лидерских качеств у кадетов-старшеклассников, педагогическая методика ее реализации. Обсуждается особенности применения индивидуального подхода как одного из главных принципов педагогики в воспитании будущих лидеров
Ключевые слова: ВОСПИТАНИЕ, КАДЕТ, ЛИЧНОСТЬ, ЛИДЕР. ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА, ПРОГРАММА, ФОРМИРОВАНИЕ
UDC 371
Pedagogical sciences
SENIOR CADETS LEADERSHIP QUALITIES FORMATION PROGRAM AND METHODS OF PROGRAM REALIZATION
Lopatin Yuriy Vladimirovich
senior methodologist
e-mail: yura_mail@list.ru
“KANIKULY” Pedagogical Center, Krasnodar,
Russia
Modern society development makes higher demands to personality education and development. Formation of the comprehensive and harmoniously developed personality acts not only as the objective requirement, but also becomes the main goal (ideal) of modern education. Nowadays graduate of comprehensive school, lyceum, gymnasium or military school is the potential patriot, professional, and leader. The researches made allowed to state: formation of senior cadets leadership qualities is impossible without teachers assistance, and comprehensively thought over and purposeful program. The formation program of senior cadets’ leadership qualities is reasonably considered in this article as well as its pedagogical methods realization. Individual approach application features are discussed as one of the main principles of pedagogy in education of future leaders
Keywords: EDUCATION, CADET, PERSONALITY, LEADER, LEADER QUALITIES, PROGRAM, FORMATION
Юношеский возраст кадетов-старшеклассников является
сенcитивным для формирования лидерских качеств в силу своих психических особенностей, поскольку в юношеском возрасте начинается процесс жизненного и профессионального самоопределения человека, появляется потребность в общественно полезной деятельности, формируются убеждения, чувство долга и ответственности. В этом возрасте определенного уровня развития достигают такие волевые качества, как самостоятельность, инициативность, настойчивость и др.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
2
На основании анализа изученной психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования, обобщения передового опыта педагогов казачьего кадетского корпуса (ККК) и проведения опытно-экспериментальной работы в кадетских корпусах автором осуществлено педагогическое проектирование образовательного процесса посредством создания программы воспитания и формирования лидерских качеств, основанной на изучении представлений обучающихся о явлениях проявления феномена «лидерство», рефлексии опыта проявления качеств лидера в условиях общепредметно, профильной и гуманитарной подготовки будущих выпускников ККК.
При разработке программы автор выдвинул перед собой следующие вопросы: 1) каким должно быть ее содержание, что необходимо усвоить кадетами; 2) что в программе должно привлекать внимание и интерес кадетов; 3) что получим на выходе при полной реализации программы.
Программа формирования лидерских качеств у кадетов-
старшеклассников «Кадет-казак-лидер» представляет собой модель психолого-педагогической подготовки (ППП) воспитанников ККК. Ее удельный вес в общеобразовательном становлении личности заключен в реальном теоретическом и практическом приложении прикладного значения педагогической теории как науки в целом.
При анализе программы «Кадет-казак-лидер», обращают на себя внимание вопросы, относящиеся к понятийному аппарату тех или иных учебных тем (блоков), а также цели и задачи, которые следует достичь в процессе усвоения содержания изучаемых тем. Понятийный аппарат, терминология педагогики и психологии представляют собой логическое продолжение методологической базы основных учебных дисциплин, интегрированных в общую методическую концепцию общеобразовательной подготовки кадетов-старшеклассников.
Программа «Кадет-казак-лидер» предусматривает теоретическую и практическую подготовку кадетов, в основе которой умения применять
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
3
психолого-педагогические и лидерологические знания на практике. По мнению Е. П. Лухменёвой [4] всесторонний подход к овладению воспитанниками ККК теорией и практикой лидерологии отвечает требованиям концепции образования и делает современного юношу и девушку харизматичной, активной, энергичной и инициативной личностью, соответствующим современным реалиям.
Основными формами работы, выполняемыми в процессе учебной деятельности, следующие: лекции, беседы, практические занятия,
тренинги и др. Предусмотрены также самостоятельная форма работы кадетов, в частности, подготовка ими рефератов, написание сочинений, составление планов самовоспитания, аутотренинги, и др.
Одновременно, работа по формированию лидерских качеств у кадетов требует всемерного применения индивидуального подхода как одного из главных принципов педагогики. На его значение указывал еще Я. А. Коменский [3], наставлявший, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
В современных условиях дальнейшее развитие данный подход получил в трудах Е. В. Бондаревской, Н. Л. Селивановой, В. В. Серикова,
В. А. Сластенина В. Ф. Шаталова и др. Авторы исходят из позиции осуществления педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. По суть предложенные идеи сводятся к гибкому применению педагогом различного комплекса форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов воспитательного процесса.
Так, В. Ф. Шаталов [10] предложил инновационную методику индивидуального подхода, которая рассчитана на всех учеников
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
4
одновременно. По мнению автора для успешного усвоения учебного материала каждым учеником, в классе учитель должен объяснять изучаемый материал внятно, ясно, отчетливо, последовательно-логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала.
Все это говорит об эффективном средстве проблемы индивидуального подхода - творческо-созидательном характере, а также осуществлении дифференцированного подхода к детям, которые педагогу следует непременно соблюдать:
- знать и понимать детей,
- уважать и любить детей,
- для работы с детьми постоянно совершенствовать свой педагогический уровень, постоянно учиться и овладевать передовым педагогическим опытом,
- обладать способностью творчески размышлять и анализировать практику работы.
С учетом вышеизложенного была составлена программа «Кадет-казак-лидер» (рис. 1). Разделы программы, точно так же как ее цели и задачи, отражают педагогическую направленность на формирование лидерских каеств у старшеклассников ККК.
Р. А. Ахмеров [1], В. С. Безрукова [2] и др. рекомендуют при разработке программ учитывать направленность содержания изучаемых тем на их прикладное использование с учетом знаний по педагогике и психологии. Это и вопросы индивидуальной типологии обучающихся, и социально-психологические аспекты работы с учебной группой, и профилактика социальных форм поведения, и психологическое обоснование типов проведения учебных занятий или самостоятельной работы.
П. И. Пидкасистый [5], В. А. Худик [8], В. А. Якунин [14] считают, что главным интегральным свойством образовательного процесса является
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
5
его способность к образованию специально обусловленных функций. Влияя на личность обучающегося, они обеспечивают реализацию содержания и целей образовательного процесса через соответствующие технологии - единый комплекс обучающих, воспитательных, развивающих воздействий в рамках обучения, воспитания, развития, освоения, самообразования и самовоспитания обучающихся.
Как видим, в круг вопросов программы «Кадет-казак-лидер»
вклю
при
Бл ок «История казачества»
ые во
й, так
Методология истерии казачества
связ
такж
кадета. Следовательно, прикладна Предмет
н
Задачи
Методы
Блок «Теория лиде рства»»
полученных знаний на практике
сти и
Методология лидерологии
ть
ти
х
а
ия уровня компетентности в применении
Предмет
Задачи
Методы
1 г
Блок «Психология и педагогика» Ме тодология пси хологии
пособия
Блок «Установки на формирование лидерских качеств у воспитанника ККК»
Педагогические и психологические технологии
Педагогические
приемы
Методы педагогического изучения кадетов
с
Рис. 1. Этапность программы «Кадет-казак-лидер»
Говоря о психолого-педагогической подготовке в сфере образования, можно согласиться с мнением В. П. Топоровского [6], Г. И. Щукиной [13], которые выделяют важные формирующиеся индивидуально-личностные свойства у обучающихся в процессе практической деятельности, что вполне соотносится с формированием таких же качеств у кадетов-старшеклассников. К этим свойствам авторы относят:
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
6
• инициативность;
• целенаправленность;
• самостоятельность мышления;
• коммуникативное взаимодействие;
• умение правильно оценивать результаты своей деятельности;
• грамотное и эмоциональное пользование речью;
• умение логически мыслить;
• умение видеть цель;
• способность решать проблемы;
• умение принимать обоснованные решения.
Таким образом, во взаимоотношениях субъектов педагогической деятельности «педагог ® воспитуемый» прослеживается лишь
односторонняя связь, тогда как процесс взаимодействия субъектов деятельности («педагог « воспитуемый»), то есть обратная связь («воспитуемый» ® педагог») оказывается несколько формальной.
Кроме того, программа «Кадет-казак-лидер», не может быть рассмотрена в не связи с целями общеобразовательной подготовки, так как организация учебно-воспитательного процесса в ККК представляет собой первоначальную модель общеобразовательной подготовки молодых людей.
Таким образом, уже само построение учебного процесса характеризует особенности реализации целей программы, на должном уровне, модель которого может быть применима для формирования лидерских качеств у старшеклассников других общеобразовательных форм обучения.
По мнению П. И. Пидкасистого [5], С. Т. Шацкого [11] программа обучения, в том числе и программа формирования лидерских качеств у кадетов ККК иерархически должна иметь следующую схему обучения: первоначальное накопление педагогического опыта; теоретические занятия, построенные на анализе наблюдаемых фактов и явлений, конкретизация и постановка новых задач для практической работы; новая теоретическая обработка полученного материала; завершающий синтетический курс.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
7
В. А. Худик [8], Г. А. Цукерман [9] указывают на предметную роль значения психологических дисциплин, в частности, педагогической психологии, для целей формирования необходимых лидерских качеств, к которым относят:
1) овладение обучающимися теорией лидерства и различными психологопедагогическими знаниями;
2) формирование умений работать в группе и руководить группой;
3) усвоение методов изучения характера и свойств личности;
4) понимание сущности и особенностей творческого мышления;
5) обретение навыков контроля своей деятельностью;
6) формирование умений развивать свои способности и анализировать результаты деятельности;
7) понимание и развитие самовоспитания.
Л. И. Уманский [7], П. И. Пидкасистый [5], В. П. Топоровский [6], С. Т. Шацкий [11] считают, что ППП является важным разделом общей педагогической подготовленности личности, что позволяет нам применить ее в интересах формирования лидерских качеств и является успешной при следующих условиях:
а) при овладении обучающимися общественных наук у них формируется понимание роли личности и человеческого фактора в социально-экономическом преобразований общества;
б) обучающийся получает системно-структурное представление об объекте своей деятельности - педагогическом процессе, овладевает методами изучения его состояния;
в) психологические дисциплины помогают успешной работе по воспитанию, формированию знаний обучающихся о законах развития личности, об особенностях учебной деятельности и их психических состояниях.
Следовательно, анализируемые параметры требований вышеперечисленных авторов применительно к теме нашего исследования в условиях ККК могут быть реализованы в предлагаемой модели формирования лидерских качеств у кадетов-старшеклассников.
Таким образом, полученные знания из области истории казачества, лидерологии, педагогики, психологии, подкрепленные установками на формирование лидерских качеств у воспитанника ККК в итоге завершают собой подготовку кадета-старшеклассника к будущей жизнедеятельности.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
8
Согласно Национальной доктрины образования в Российской Федерации, стандартам, принятым в отечественной педагогике
целенаправленное внимание отводится следующим разделам: психологии личности педагога и обучающихся; разработке методов воспитательной работы; вопросам профилактики поведения и предупреждения различных негативных последствий влияния социогенных факторов. Применительно к разделам программы «Кадет-казак-лидер», перечисленные выше разделы могут быть оптимизированы, расширены и адаптированы с учетом специфики и условий учебы в ККК. Так, указанная программа состоит из четырех блоков, объединяющих восемь разделов: блок 1 включает первый раздел «История казачества»; блок 2 включает второй раздел «Теория лидерства», блок 3 состоит из пяти разделов 3-7: «Способности молодого казака», «Характер молодого казака», «Развитие творческого мышления кадета-старшеклассника», «Самовоспитание как движущая сила развития личности кадета-старшеклассника», «Самооценка как фактор
самовоспитания», а блок 4 включает восьмой раздел «Установки на формирование лидерских качеств у воспитанника ККК».
Исходя из рекомендаций Е. П. Лухменёвой [4], И. П. Пидкасистого
[5], Л. И. Уманского [7], Н. Е. Щурковой [12], при разработки программы учитывались также следующие положения:
• конкретизирование теоретических положений лидерства в изучаемом кадетами материале, с четким выделением ведущих;
• тесную связь изучаемого материала с ранее изученным по другим дисциплинам, что позволит подготовить кадетов к осмыслению получаемых знаний о лидерстве;
• определение умений и навыков, которые следует выработать у кадетов в интересах формирования ЛК;
• акцентировать внимание кадетов на основных мировоззренческих и морально-нравственных идеях лидерства имеющих важное воспитательное значение.
При определении содержания занятий, исходя из целесообразности, весь материал был поделен на тематические блоки (разделы). Каждый из
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
9
разделов может иметь достаточно широкий спектр вопросов, касающихся других областей педагогической и психологической наук и используемых в практике формирования лидерских качеств у кадетов-старшеклассников.
Содержание каждого раздела имеет широкий спектр воспитательноразвивающего влияния. Он содействует умственному развитию
воспитанника, несет в себе большой потенциал не только лидерского, но и нравственного развития. Воспитательно-развивающий потенциал (ВРП) каждого занятия, проводимого согласно программы, должен определять целевую установки, содержание, методы, обучения и воспитания.
Усвоение программы «Кадет-казак-лидер», наряду с другими общеобразовательными дисциплинами позволяет воспитаннику ККК получить стройную систему знаний применительно к характеру лидерской деятельности.
Таким образом, усвоение данной программы может рассматриваться как предпосылка формирования лидерской направленности личности современного юноши и девушки, раскрытие которой происходит уже в процессе как настоящей, так и будущей жизнедеятельности, а также при непосредственном проявлении стиля лидерского мышления. Последнее включает в себя и определенные личностные характеристики, находящиеся в динамическом развитии, совершенствовании.
Условия информационно-образовательной среды (ИОС) являются дополнительным стимулом к формированию у кадетов-старшеклассников интереса к процессу выработки у себя лидерских качеств. Образовательновоспитательная ситуация рассматривается нами как главное условие формирования лидерских качеств у воспитанников ККК. В условиях ИОС проектировались (моделировались) воспитательно-педагогические задачи, максимально приближенные к реальной действительности и дальнейшей жизнедеятельности кадетов.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
10
Процесс и организация учебно-познавательной деятельности кадетов по овладению материала программы, как показано в педагогике [2, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 14], включает три взаимосвязанных этапа:
1 этап - восприятие, осмысление и запоминание кадетами изучаемого материала о лидерстве, т.е. усвоение теоретических знаний;
2 этап - применение полученных знаний о лидерстве на практике, что позволяет осуществить выработку умений и навыков;
3 этап - углубление полученных знаний о лидерстве, их закрепление и совершенствование практических навыков и умений.
Проведенное анкетирование в конце обучения по данной программе показало, что у 76,8% старшеклассников-кадетов обнаружена достаточно зрелая социальная позиция, считающих выбор будущей профессиональной деятельности обусловленностью своей гражданской позицией и сформированностью патриотических чувств, привитыми в казачьем кадетском корпусе. 74,4 % кадетов обладают качествами «лидера» и «организатора», умеют сконцентрировать свои силы на наиболее важных проблемах. У остальных кадетов нельзя сказать, что они не обладают в полной мере лидерскими качествами, но им следует смелее и активнее двигаться вперед. Их ждет успех, если они будут фокусировать внимание перспективам своего развития, увереннее принимать решения.
Таким образом, мы можем обоснованно констатировать: реализация программы воспитания и формирования качеств лидера у старшеклассников, обучающихся в условиях казачьего кадетского корпуса, способствует развитию индивидуально-психологических свойств личности обучающихся, значение которых связано со спецификой их социализации, проявлением гражданской и лидерской позиции в определении профессиональных предпочтений с учетом специфики этнокультурной казачьей военнопатриотической направленности.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
11
Список литературы
1. Ахмеров, Р. А. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. -Набережные Челны: Изд-во Камского государственного политехнического института,
2003. - С.3-4.
2. Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов [Текст]/ В. С. Безрукова. -Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.
3. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / Под ред. А.
И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1982. - т. 1. - 568 с.
4. Лухменёва, Е. П. Актуальность формирования лидерских качеств
воспитанников кадетского корпуса [Текст]/ Е. П. Лухменева //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2011. - сайт
sibac.info/files/2011_01_30_Psihologiya/Lyhmeneva.pdf
5. Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания: Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. - М.: Рос. пед. агентство, 1999. - 210 с.
6. Топоровский, В. П. Аналитическая компетентность педагога [Текст]/ В.П. Топоровский. - М.: Издательство: Планета, 2011. - 176 с.
7. Уманский, Л. И. Педагогическое сопровождение детского лидерства [Текст]/
Л.И. Уманский. - Кострома: КГУ, 2004. - 290 с.
8. Худик, В. А. Педагогическая психология. [Текст] / В.А. Худик. - СПб: Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2005. - 74 с.
9. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. [Текст] / Г.А. Цукерман. - М.: Интерпракс, 1994. - 158 с.
10. Шаталов, В. Ф. Эксперимент продолжается. [Текст] / В. Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1986. - 296 с.
11. Шацкий, С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 2. — 416 с.
12. Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания. [Текст] / Н.Е. Щуркова. -СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
13. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
14. Якунин, В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.
[Текст] / В. А. Якунин. - Л.: изд-во ЛГУ, 1988. - 160 с.
References
1. Ahmerov, R. A. Zhiznennye programmy lichnosti // Nauka i praktika. Dialogi novogo veka: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Chast' 1. - Naberezhnye Chelny: Izd-vo Kamskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo instituta, 2003. - S.3-4.
2. Bezrukova, V. S. Pedagogika. Proektivnaja pedagogika: uchebnik dlja industrial'no-pedagogicheskih tehnikumov i dlja studentov [Tekst]/ V S. Bezrukova. - Ekaterinburg: Izd-vo «Delovaja kniga», 1996. - 344 s.
3. Komenskij, Ja. A. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija: v 2-h t. / Pod red. A. I. Piskunova. - M.: Pedagogika, 1982. - t. 1. - 568 s.
4. Luhmenjova, E. P. Aktual'nost' formirovanija liderskih kachestv vospitannikov kadetskogo korpusa [Tekst]/ E. P. Luhmeneva //Zhurnal nauchnyh publikacij aspirantov i doktorantov. 2011. - sajt
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
12
sibac.info/files/2011_01_30_Psihologiya/Lyhmeneva.pdf
5. Pidkasistyj, P. I. Iskusstvo prepodavanija: Pervaja kniga uchitelja / P. I. Pidkasistyj, M. L. Portnov. - M.: Ros. ped. agentstvo, 1999. - 210 s.
6. Toporovskij, V. P. Analiticheskaja kompetentnost' pedagoga [Tekst]/ V.P. Toporovskij. - M.: Izdatel'stvo: Planeta, 2011. - 176 s.
7. Umanskij, L. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva [Tekst]/ L.I. Umanskij. -Kostroma: KGU, 2004. - 290 s.
8. Hudik, V A. Pedagogicheskaja psihologija. [Tekst] / V.A. Hudik. - SPb: Sankt-Peterburgskaja akademija postdiplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija, 2005. - 74 s.
9. Cukerman, G. A. Psihologija samorazvitija: zadacha dlja podrostkov i ih pedagogov. [Tekst] /
G.A. Cukerman. - M.: Interpraks, 1994. - 158 s.
10. Shatalov, V F. Jeksperiment prodolzhaetsja. [Tekst] / V F. Shatalov. - M.: Pedagogika, 1986. - 296 s.
11.Shackij, S. T. Izbrannye pedagogicheskie sochinenija v 2-h tomah. — M.: Pedagogika, 1980. — T. 2. — 416 s.
12. Shhurkova, N. E. Prikladnaja pedagogika vospitanija. [Tekst] / N.E. Shhurkova. - SPb.: Piter, 2005. - 366 s.
13. Shhukina, G.I. Pedagogicheskie problemy formirovanija poznavatel'nyh interesov uchashhihsja. [Tekst] / G.I. Shhukina. - M.: Pedagogika, 1988. - 208 s.
14. Jakunin, V A. Obuchenie kak process upravlenija: Psihologicheskie aspekty. [Tekst] / V.A. Jakunin. - L.: izd-vo LGU, 1988. - 160 s.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/24.pdf