Научная статья на тему 'Методологические основы дисциплины «Историческая психология»'

Методологические основы дисциплины «Историческая психология» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы дисциплины «Историческая психология»»

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 3. - М., 1995.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч. Т. 42. - М., 1974.

3. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. - М., 1979.

А.С. Обухов

Методологические основы дисциплины «Историческая психология»

Человек включен в процессы исторического развития, исторических трансформаций, временной перспективы. Жизнь человека и развитие культуры проистекают в исторически обусловленных реалиях. Большинство феноменов как индивидуальной человеческой психики, так и социально-психологических, социокультурных, этнопсихологических невозможно понять и интерпретировать вне конкретных исторических контекстов.

Историзм - один из научных принципов рассмотрения мира, природных и социально-культурных феноменов и явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии. Данный научный принцип предполагает анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования, в контексте времени, в развитии (в континуме прошлого, настоящего, будущего).

Принцип историзма лег в основание социологических учений о человеке К. Маркса и Ф. Энгельса. Классической для социальной психологии стала работа Ф. Энгельса, в которой рассматривается развитие человечества через взаимную детерминацию исторических изменений в структуре и функциях семьи, частной собственности и государства на макроистори-ческом уровне [1]. Принцип историзма в изучении социальных и психологических феноменов был положен в основу немецкой философско-социологической школе конца XIX - начала XX века, к представителям которой относят В. Дильтея, Г. Зиммеля, Г. Риккерта, М. Вебера и др.

Принцип историзма стал основополагающим в отечественной психологии в начале ХХ века. Во второй половине ХХ века начинает складываться историческая психология как отдельная отрасль научного знания. В самом конце ХХ века историческая психология вошла в перечень учебных дисциплин по специальности «психология», аккумулируя в подготовке психологов на конкретных вопросах идею историзма, а также идею неразрывности понимания времени и бытия.

С.Л. Рубинштейн, анализируя философские основы психологии, подчеркивал, что «человеческая психология, человеческие чувства - продукт истории» [2, 330]. С.Л. Рубинштейн исходил из идеи К. Маркса: «Образо-

№ 3 - 2009

вание пяти внешних чувств - это работа всей до сих пор протекшей всемирной истории» [3, 594]. Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, развиваемые в отечественной психологии, легли в основу ключевых направлений исторической психологии: изучались роль труда, речи и общения в условиях становления сознания и самосознания человека. При этом данный вопрос рассматривался в трех ракурсах: 1 - филогенез (антропогенез), развитие человека как вида, эволюция видотипического поведения и психики; 2 - историогенез, развитие знаковых систем как орудия психического, эволюция социокультурного поведения и сознания человека; 3 - онтогенез, развитие индивидуального человека, индивидуального поведения и самосознания [4].

В отечественной психологии устоялась идея неразрывной взаимосвязи биофизического и культурного планов детерминации психического. Исходя из базовой идеи Л.С. Выготского о том, что знак есть орудие психического, историогенез психики стал рассматриваться через изучение истории развития знаковых систем. Л.С. Выготский и А.Р. Лурия пришли к идее об истоках человеческого мышления: «Историю человеческой памяти невозможно понять без истории письма, как историю человеческого мышления - без истории речи. Стоит только вспомнить социальную природу и происхождение всякого культурного знака, чтобы понять, что психологическое развитие, рассматриваемое с этой точки зрения, есть развитие социальное, обусловленное средой. Оно прочно вводится в контекст всего общественного развития и раскрывается как его органическая часть» [4. 21]. По сути, онтогенез личности Л.С. Выготский рассматривал как индивидуальную форму интериори-зации истории культуры человечества отдельным человеком: «Культурное развитие основано на употреблении, знаков, и включение их в общую систему поведения протекало первоначально в социальной, внешней форме» [5, 142].

В науке утвердилось понимание того, что феномен личности человека - факт исторического становления культуры [6]. Каждая историческая эпоха складывала специфическую, соответствующую ей ментальность. Исторически обусловленные изменения реалий бытия человека, безусловно, влияли, а зачастую и определяли развитие психики человека, особенностей его личности, сознания и самосознания. Феномены развития и бытия личности всегда имеют историческую обусловленность. Индивидуальное сознание каждого человека включает в себя историческое сознание. Понимание человека и его психологических феноменов невозможно вне рамок исторических контекстов. Знание исторического развития и исторически обусловленных изменений любого психического феномена обеспечивает его адекватное понимание.

Исторический контекст при этом со-бытиен, то есть выступает как особая цепь событий - социальных действий и явлений - совместное бытие. М. Хайдеггер отмечал: «Бытийная история определяется уместностью вмещающего бытия, в каковом вмещении как уместность, так и вмещающая местность, давая знать о самих себе, удерживают себя. Удержание себя по-гречески значит эпохе. Отсюда речь об эпохах истории бытия. Эпоха означает здесь не временной отрезок в происходящем, но основную черту уместности, неизменное удержание ею самой себя в пользу внятности вмещаемого, то есть бытия в аспекте углубления в сущее.

№ 3 - 2009

Последовательность эпох, вмещаемых бытием, и не случайна, и не может быть вычислена как неизбежная» [8, 396]. Как социальная память - собы-тийна, так и индивидуальное самосознание человека - событийно. Однако событийность в той или иной мере переживается человеком в рамках той социальной концепции времени, которая удерживается в конкретной культурной общности, к которой он принадлежит. Традиционное сознание дописьменных культур ориентируется в большой степени на течение времени как «круг вечного возвращения». Человеку письменных культур свойственно в большой степени так называемое историческое сознание, то есть переживание истории социума и истории своей жизни в линейной последовательности событий. Появление исторического сознания К. Ясперс связывает с «осевым временем» - момента смены мифологического мировоззрения на рациональное, философское, историческое (800- 200 лет до н.э.). В этот момент человечество переходит в русло исторического развития. К. Ясперс отмечал, что «единство истории как полное единение человечества никогда не будет завершено. История замкнута между истоками и целью, в ней действует идея единства. Человек идет своим великим историческим путем, но не завершает его в реализованной конечной цели. Единство человека - границы истории. А это значит: достигнутое завершенное единство было бы концом истории. История - движение под знаком единства, подчиненное представлениям и идеям единства» [9. 270].

Становление исторической психологии было определено, с одной стороны, закономерностями развития истории как науки, которой потребовалось обратиться к категориям мотивации, ментальности, образа мира, сознания и самосознания и др. для интерпретации и понимания исторических событий, обиходной жизни конкретных исторических эпох и т.п. Одни из первых работ историков в этом направлении были обращены к повседневной жизни и поведению людей конкретных исторических периодов в истории европейской цивилизации [10. 11]. С другой стороны, философскими основаниями и логикой развития психологии, видящей социально-историческую природу психики, сознания и самосознания личности. Соотношений этих двух посылов сложили ряд ключевых вопросов, который в обобщенном виде объединила историческая психология как учебная дисциплина:

• зарождение и развитие сознания - роль труда, познания и общения как факторов эволюции сознания в антропогенезе (фундаментальными работами в этой области стали исследования Б.Ф. Поршнева [12]);

• первобытное («пралогическое») мышление и мифологическое сознание (классические исследования в этой области Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, М. Элиаде) [13];

• психологическая история и ментальность эпох (данное направление представлено как работами, в которых делаются попытки психологической интерпретации эволюции человеческой культуры [16], так и исследованиями, обсуждающими ментальность и психическую жизнь конкретных эпох [17];

• историчность психических и социокультурных феноменов [20, 24— 31; 21, 29-40; 22 и др.];

№ 3 - 2009

• историческое сознание и психологическое время личности [23, 24, 7, 25].

Историческая психология как относительно новое самостоятельное научное направление имеет выраженный междисциплинарных характер. Историческая психология не только выстраивает взаимосвязи истории с психологией, но и анализирует, интерпретирует, обсуждает, использует данные археологии, палеопсихологии, семиотики, мифологии, культурологии, исторической филологии и лингвистики, исторической этнологии, философии, археографии, социальной психологии, этнопсихологии и многих других научных направлений. Источниковая база для исследований в области исторической психологии разнообразна - это и различные артефакты, изустные предания, мифологические образы и символы, художественная и философская литература, знаковые изобразительные системы, нарративные тексты, бытовая культура, археология, археография, глубинные интервью, рефлексивные методики, лонгитюдные исследования человека в контексте пространства и времени и др.

Выделенные выше направления исследований в области исторической психологии, базирующиеся на различных эмпирических материалах, применяя различные методы эмпирического изучения психических и исторических фактов и феноменов, определили логику построения курса исторической психологии. Во всех разделах обсуждаемой дисциплины удерживается идея понимания отдельных психических феноменов и человека в целом через единство биологического и социокультурного начала природы. Природа человека и природа социума во взаимной детерминации породили исторически развиваемый феномен - личность. Персоногенез как историческое становление становления феномена личности, развитие авторской позиции и чувства личности, индивидуация и персонализация культуры человечества - вычленяется как стержневой вопрос для построения материала в рамках учебной дисциплины «Историческая психология».

1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственной и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х тт. - М., 1986. - Т. 3.

2. Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии. Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии // Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. - М., 1997.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956.

4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. - М., 1993.

5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3. - М., 1982.

6. Баткин Л.М. Европейский человек наедине с собой. Очерки о культурно-исторических основаниях и пределах личного самосознания. - М., 2000.

7. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007.

№ 3 - 2009

8. Хайдеггер М. Время и бытие. - М., 1993.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994.

10. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. - Екатеринбург, 1999.

11. Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. - М., 1995.

12. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопси-хологии) / Науч. ред. О.Т. Вите. - СПб., 2007.

13. Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. -М., 1999.

14. Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

15. Элиаде М. Аспекты мифа. - М., 2001.

16. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии. - СПб., 1997.

17. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. - М., 1988.

18. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М., 1990.

19. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. - СПб., 2002.

20. Гуревич А.Я. Человеческая личность в средневековой Европе: реальная или ложная проблема? // Развитие личности. - 2003. - № 1.

21. Гуревич А.Я. Человеческая личность в средневековой Европе: реальная или ложная проблема? // Развитие личности. - 2003. - № 2.

22. Гуревич А.Я. Понятие судьбы в контексте разных культур. - М., 1994.

23. АссманЯ. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М., 2004.

24. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологические время личности. -М., 2008.

25. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. - М., 2007.

В.С. Мухина

О значении осмысления методологических основ фундаментальных дисциплин по психологии

Уважаемые коллеги! Мы встретились на круглом столе, чтобы профессионально выверить наши позиции в отношении к пониманию основ философского, научного осмысления психологиии человека как личности и как социальной единицы. Полагаю, что нам всем будет полезно продолжить нашу работу. Спасибо всем участникам.

№ 3 - 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.