Научная статья на тему 'Методологические основы дисциплины «Этнопсихология»'

Методологические основы дисциплины «Этнопсихология» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
330
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы дисциплины «Этнопсихология»»

ния и развитие высших психических функций; 2 - сознательное целенаправленное развитие самим человеком своих психических функций, через постижение общечеловеческих достижений в сферах искусства, литературы, философских и научных идей и др.; 3 - сознательное целенаправленное развитие собственной личности.

1. Развитие личности. - 2009. - №1.

2. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург, 2007.

3. Платон. Собр. соч. в 4х т. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. - М., 1990-1994.

4. Аристотель. Метафизика. О душе. Соч. в 4-х т. - T.I. - М., 1976.

5. Гегель Г.В.Ф. Наука логика. Энциклопедия философских наук. Соч. в 3-х т. - T.I. - М., 1974.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Избр. соч. в. 9 т. - Т.2. - М., 1985.

7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1944 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. второе. - Т. 42. - М., 1974.

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. в 9 т. -Т.5. - М., 1986.

9. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 1994.

10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6-й т., - Т.3. - М., 1983.

11. Хайдеггер М. Что зовется мышлением? - М., 2007.

12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.

13. Полани М. Личностное знание. - М., 1985.

14. Мухина В.С. Отчужденные: в 2-х т. Т. I. Абсолют отчуждения. -М., 2009.

З.И. Айгумова

Методологические основы дисциплины «Этнопсихология»

Любой лекционный курс должен быть построен на основе методологических требований, которые ложатся в фундаментальные основы построения структуры курса и его объяснительного принципа. Преподаватель должен четко исходить из исходной методологической позиции для того, чтобы представить аудитории единое видение проблем, рассматриваемых в рамках лекционного курса.

Методология - применение принципов миропонимания философских идей к содержанию читаемой дисциплины, к процессу познания.

№ 3 - 2009

В курсе «Этнопсихология» изучаются его методологические основы, закономерности и механизмы проявления этнической ментальности, особенности этнического самосознания, ценностные ориентации и типология поведения представителей той или иной этнической общности. Этнопсихология описывает и объясняет особенности поведения и его мотивы внутри общности и между этносами, живущими столетиями в одном геоисторическом пространстве.

В основе курса «Этнопсихология» лежат утвердившиеся в нашей стране идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о том, что сознание «никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни» [1, 25].

В лекционных курсах, посвященных психологии человека, традиционно используются идеи К. Маркса об общественной природе человека. К. Маркс настаивал на том, что общественный характер человека проявляется в «действительном общении с другими людьми» [2, 118]. При этом К. Маркс писал о единстве человека и общества: «как само общество производит человека, так и он производит общество» [2, 118].

Идеи о становлении человека как исторического феномена были представлены в исследованиях Б.Ф. Поршнева. Проблемы социально-психологических механизмов формирования человеческих общностей (подражание, внушение, психологическое заражение и др.) составляют основу методологического фундамента современных отечественных наук о человеке. В их число входит и этнопсихология.

Этнопсихология как наука, сопряженная с социальной психологией и психологией личности, должна быть ориентирована на значения и смыслы исходного психического явления «мы и они». Б.Ф. Поршнев доказывал, что «первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представлений о «них» [3]. В то же время для этнической психологии безусловное значение имеет «мы» - именно «мы» определяет этническую идентичность.

Именно идеи о человеке, действующем во взаимодействии со своим этносом, должны быть в основе методологических принципов при построении курса этнопсихологии. Этнопсихология призвана отвечать на вопрос: как порождались глубинные этнопсихологические феномены, которые формировали этническое самосознание, означаемое местоимением «мы»

Предметная область этнопсихологии развивается постоянно - она не остается неизменной: задачи формируются в зависимости от исторически развиваемых знаний и от характера социального заказа.

Начиная от работ Ч. Дарвина, В. Вундта, Л. Леви-Брюля, К.Г. Юнга, а также исследований В.О.Ключевского, Н.А. Бердяева, Г.Г. Шпета, Г.В. Вернадского, Б.Ф. Поршнева, Л.Н. Гумилева до современных исследователей ученые стремились представить особенности психологической сущности и ценностных ориентаций представителей этносов.

Этнопсихология сегодня в своем арсенале имеет не только основополагающие идеи принципиального видения феноменов этнического самосознания, но и многие другие составляющие, выстраивающие дисциплину -этнопсихологию.

№ 3 - 2009

1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 3. - М., 1995.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч. Т. 42. - М., 1974.

3. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. - М., 1979.

А.С. Обухов

Методологические основы дисциплины «Историческая психология»

Человек включен в процессы исторического развития, исторических трансформаций, временной перспективы. Жизнь человека и развитие культуры проистекают в исторически обусловленных реалиях. Большинство феноменов как индивидуальной человеческой психики, так и социально-психологических, социокультурных, этнопсихологических невозможно понять и интерпретировать вне конкретных исторических контекстов.

Историзм - один из научных принципов рассмотрения мира, природных и социально-культурных феноменов и явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии. Данный научный принцип предполагает анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования, в контексте времени, в развитии (в континуме прошлого, настоящего, будущего).

Принцип историзма лег в основание социологических учений о человеке К. Маркса и Ф. Энгельса. Классической для социальной психологии стала работа Ф. Энгельса, в которой рассматривается развитие человечества через взаимную детерминацию исторических изменений в структуре и функциях семьи, частной собственности и государства на макроистори-ческом уровне [1]. Принцип историзма в изучении социальных и психологических феноменов был положен в основу немецкой философско-социологической школе конца XIX - начала XX века, к представителям которой относят В. Дильтея, Г. Зиммеля, Г. Риккерта, М. Вебера и др.

Принцип историзма стал основополагающим в отечественной психологии в начале ХХ века. Во второй половине ХХ века начинает складываться историческая психология как отдельная отрасль научного знания. В самом конце ХХ века историческая психология вошла в перечень учебных дисциплин по специальности «психология», аккумулируя в подготовке психологов на конкретных вопросах идею историзма, а также идею неразрывности понимания времени и бытия.

С.Л. Рубинштейн, анализируя философские основы психологии, подчеркивал, что «человеческая психология, человеческие чувства - продукт истории» [2, 330]. С.Л. Рубинштейн исходил из идеи К. Маркса: «Образо-

№ 3 - 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.