Денисова Ирина Николаевна
канд. экон. наук, доцент кафедры коммерции и технологии торговли, Российский университет кооперации, г. Москва [email protected]
деловая активность как измеритель адаптации субъектов бизнеса
к условиям рынка
методологические основы адаптации
предпринимательских структур
к социально-экономическим условиям
функционирования и развития
_Аннотация
В статье делается попытка ответить на вопрос: как происходит адаптация хозяйствующих субъектов к изменяющимся рыночным условиям? В качестве «измерителя» адаптации предлагается использовать интенсивность деловой активности на всех уровнях: мегауровне (межгосударственный аспект), макроуровне (стра-новой аспект), мезоуровне (регионально-отраслевой аспект), микроуровне (хозяйствующего субъекта), уровне отдельного работника. Высказывается точка зрения, что эффективное управление деловой активностью возможно только на основе всестороннего анализа текущего состояния рынка.
Ключевые слова: предпринимательские структуры, деловая активность, условия хозяйствования, анализ конъюнктуры рынка, управление деловой активностью
Мировой опыт показывает, что в условиях острого соперничества за потребителя и ресурсы деловой успех присущ только организациям, имеющим достаточный уровень конкурентоспособности и гибко реагирующим на любые изменения среды функционирования. Необходимость приспособления (адаптации) к изменяющимся условиям функционирования хозяйствующих субъектов обусловлена ростом неста-
бильности рыночной среды, повышением требований к их компетентности и корректности интерпретации нарастающего потока информации о состоянии деловой среды и т.п.
Адаптация субъектов хозяйствования к изменяющимся рыночным условиям
Очевидно, что при отсутствии универсальной формулы выживания и приспособления процесс адаптации
йское предпринимательство, № 3 (201) / февраль 2012
должен сводиться к формированию у организаций рыночного мышления и способности действовать по законам рынка. Внедрение зарубежного опыта в российскую бизнес-практику требует разработки гибких методов и подходов, максимально адаптированных к специфической отечественной экономической среде, инициирования изменений в управленческой деятельности предприятий и организаций реального сектора хозяйствования, мониторинга и оценки достигнутых результатов, внесения необходимых корректив. В условиях интенсификации конкурентных процессов на всех иерархических уровнях особое значение приобретает ориентация хозяйствующего субъекта на инвестиционно-инновационную модель развития, предполагающую необходимость своевременной смены технологий, активное противодействие межстрановой конкуренции, сокращение жизненного цикла продукции, сотрудничество и т.п. При этом конструктивная адаптация, опережающая динамику рыночных изменений, должна являться надежным источником достижения наивысших результатов деловой активности. Следует признать фактическое отсутствие в специальной литературе теоретического осмысления и методологии оценки эффективности адаптации персонала к усложнившимся требованиям потребителей, незавершенность теоретического представления деловой активности как системной целостности, неразработанность проблемы оценки деловой активности, недостаточность отражения подходов к разработке комплекса маркетинговых коммуникаций как для производственных предприятий, так и по отдельным видам продукции, отсутствие единства мнений по методике исследования,
анализу и оценке деловой активности. По мнению автора, следует обратить особое внимание на недостаточную научную проработку теоретико-прикладных аспектов «деловой активности». Несмотря на то что данная экономическая категория выступает основой конструктивных движущих сил развития рыночной экономики, современной наукой почти не раскрываются факторы ее формирования, не получили всестороннего и глубокого освещения причинно-следственные связи, не вскрыта ее роль в социально-экономическом развитии, не проанализированы ее специфические проявления в различных отраслях экономики.
Проявление деловой активности на разных уровнях
Являющаяся комплексной и динамичной характеристикой производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов, деловая активность:
1) на мегауровне (глобальный, межгосударственный аспект) характеризует глобальное социально-экономическое и правовое сотрудничество в области выработки фундаментальных основ и мировых приоритетов качества производственной деятельности;
2) на макроуровне (страновой аспект) задается экономическими индикаторами, формируемыми совокупностью деловых усилий отдельных хозяйственных субъектов, сказывающимися на динамичности развития общего состояния национальной экономики и ее отдельных секторов, денежно-кредитной и банковской систем:
- валовой внутренний продукт (ВВП);
- индекс потребительских цен (индекс инфляции);
- золотовалютные резервы;
- величина государственного долга;
- ставка рефинансирования;
- денежные индикаторы;
- платежный баланс;
- фондовые индексы;
- уровень безработицы;
- индекс предпринимательской уверенности и др.
3) на мезоуровне (регионально-отраслевой, территориальный аспект) является мерой развитости межхозяйственных связей, производственной кооперации и интегри-рованности процессов производства и распределения продукции, характеризуется валовым региональным продуктом (ВРП), инвестиционной привлекательностью, фондо- и тру-дообеспеченностью, уровнем монополизации производства и сбыта и развития конкуренции в отрасли и регионе, моделью и особенностями рынка, уровнем поддержки государством и администрацией региона, уровнем налоговой нагрузки, величиной процентных ставок за кредиты и др.;
4) на микроуровне (отдельного хозяйствующего субъекта):
- комплексная характеристика производственно-хозяйственной деятельности и эффективности использования ресурсов, возможностей
.. .процесс адаптации должен сводиться к формированию у организаций рыночного мышления и способности действовать по законам рынка
экономического роста конкретной организации;
- в зависимости от этапа жизнедеятельности задается уровнями деловой активности, показывающими степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления;
- задает спектр усилий, направленных на обеспечение положительной динамики производственно-хозяйственных показателей, достижение поставленных целей, эффективное использование экономического потенциала, расширение рынков сбыта, увеличение трудовой занятости, использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности, продвижение отдельной организации (предприятия) на рынках продукции (труда, капитала);
- характеризует качество внутрифирменного производственного и финансового менеджмента, уровень применяемых технологий в производственно-сбытовых звеньях;
5) на уровне отдельного индивидуума, задействованного в сфере бизнеса:
- характеризует степень инициативности (предприимчивости, мобильности, энергичности, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов) персонала (отдельных работников);
- подчеркивает внутреннюю психологическую природу активности субъекта, в основе которой лежат цели и мотивы, ожидания и намерения и др. компоненты мотивационной сферы, побуждающие его к экономической деятельности и регулирующие ее;
- проявляется в выборе стратегий и конкретных форм экономического поведения в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях.
российское предпринимательство, № 3 (201) / февраль 2012
Внешние и внутренние факторы деловой активности
В специальной литературе критерии оценки деловой активности организации (предприятия) нередко полностью отождествляются с величинами аналитических коэффициентов (характеристик) ее финансового состояния, рассчитываемых на основе многочисленных методик анализа финансовой отчетности. Вполне естественно, что эффективное управление финансовой деятельностью способствует последовательному росту деловой активности организации (предприятия). Вместе с тем, многогранность предпринимательской деятельности позволяет утверждать, что не только финансовый срез задает темпы экономического роста организации (предприятия). Улучшение характеристик текущей производственной и коммерческой деятельности также в немалой степени обусловливается повышением его деловой активности.
Так, И.В.Сидоренко (1, 2] полагая, что деловая активность как характеристика процесса деятельности, внутреннего потенциала и возможностей отдельной организации (предприятия), во многом зависящая от внешних факторов непосредственного окружения, по-разному проявляется для каждого отдельного структурного подразделения, выделяет три вида активности персонала:
1) производственную активность рабочих основного и вспомогательного производства;
2) технико-экономическую активность работников технического отдела, отдела технического контроля, конструкторского отдела, технологической подготовки производства, отдела снабжения;
следует признать фактическое отсутствие в специальной литературе теоретического осмысления и методологии оценки эффективности адаптации персонала к усложнившимся требованиям потребителей
3) финансово-хозяйственную активность работников отдела труда и заработной платы, планово-экономического отдела, бухгалтерии, отдела маркетинга, высшего менеджмента. Следовательно, деловая активность организации (предприятия) представляет собой сложную комбинацию экзогенных (внешних) факторов, не подконтрольных руководству, и эндогенных (внутренних) факторов, активно управляемых руководством. Совокупное влияние экзогенных и эндогенных факторов, носящих циклический характер, может формировать благоприятный предпринимательский климат, стимулирующий активность работников или, напротив, провоцировать свертывание деловой активности в организации.
Система оценки деловой активности организации (предприятия) включает качественные и количественные показатели (см. рис. на с. 38).
Деловая активность и анализ состояния рынка
В современных условиях эффективная предпринимательская деятельность невозможна без комплексно-
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ (ACTIVITY RATIOS)
-индикаторы эффективного управления материальными, трудовыми и ф инансовыми ресурсам; -показатели влияния на инвестиционную привлекательность, рентабельность, платеже- и кредитоспособность, финансовую устойчивость, конкурентоспособность
| Качественные критерии [
-емкость занятых рынков сбыта; -уровень конкурентоспособности, -состояние и надежность деловых связен (поставщики и покупатели), - деловая репутация
Кошпественные критерии
I
абсолютные
-величина вложенного капитала (активов), -выручка (объем) реализации; -прибыль
относительные
-показатели оборачиваемости активов (assets turnover); - показатели о б орач ив аемо сти с о б с твенн ог о к апитал а (equity turnover)
Рис. Система оценки деловой активности организации1
1 Рис.1, подготовлен по материалам проведенного исследования.
го всестороннего анализа текущего состояния рынка и прогнозирования динамики дальнейших изменений его конъюнктуры, сложившейся под воздействием комплекса сил, факторов и условий. Достоверный анализ конъюнктуры рынка (глобального, национального, регионального, отраслевого, местного) как сущность современного маркетинга, четко сориентированного на запросы и потребности рынка, обеспечивает эффективное управление деловой активностью. Анализ рыночной конъюнктуры, предназначенный для получения экономически обоснованной оценки эффективности и интенсивности использования ресурсов предприятия (организации), выявления резервов, повышения деловой активности, предполагает: - мониторинг тенденций изменения показателей активности организаций (предприятий) на мега-, макро-, мезо-и микроуровнях;
- выявление влияния основных факторов, обусловливающих изменение показателей повышения деловой активности, и оценку их конкретного влияния;
- обобщение итоговых результатов, разработку конкретных мероприятий по вовлечению в оборот выявленных резервов.
Литература
1 Сидоренко И.В. Управление активностью персонала предприятия // Проблемы современной экономики. -2009. - №4 (32).
2 Сидоренко И.В. Влияние деловой активности на результативность деятельности промышленных предприятий (на примере винодельческой промышленности Ставропольского края): Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05. - М., 2010. - 23 с.
Irina N. Denisova
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Department of Commerce and Technology of Trade, Russian University of Cooperation, Moscow
Basic Methods of Adapting Business Structures to Social and Economic Conditions of Functioning and Develoment
_Abstract
The paper attempts to answer the question of how economic entities adapt to the changing market conditions. To measure their adaptation, we need to take into consideration business activity at all levels: megalevel (internationally), macrolevel (nationwide), mesolevel (in terms of region and industry), microlevel (in terms of economic entity), and the level of individual employee. The writer's point is that the efficient management of business activity is only possible on the basis of comprehensive analysis of the current market conditions.
Keywords: business structures, business activity, economic conditions, analysis of market conditions, management of business activity