Научная статья на тему 'Методологические основания изучения современной телевизионной режиссуры в сфере интерпретации художественных текстов'

Методологические основания изучения современной телевизионной режиссуры в сфере интерпретации художественных текстов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
287
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ТВ РЕЖИССУРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ИСТОРИЧЕСКИЙ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ / ЛИЧНОСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ / ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Суленёва Наталья Васильевна

Статья посвящена актуальной проблеме адекватной интерпретации творчества автора художественного произведения телережиссером для перекодировки текста в экранный продукт телеверсию в контексте художественной программы. Режиссер-интерпретатор реконструирует текст в традициях историзма, социокультурного и личностно-психологического опыта автора, опираясь на телеологический аспект собственной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основания изучения современной телевизионной режиссуры в сфере интерпретации художественных текстов»

УДК 351.85

Е.В. Хлыщёва

РЕГИОН КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО МИРА: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Регион представляет собой особую социокультурную реальность со специфической системой образов мира и культурных коммуникаций. Регионализм присущ всем типам современных обществ. На сегодняшний день именно регион является значимой реальной базовой единицей, на которую можно опираться при взаимодействии на разных уровнях.

Ключевые слова: регион, социокультурное пространство, диалог культур, полиэтничность, региональная культура.

Интерес к проблеме регионов в современном мире связан прежде всего с глобальными процессами, приводящими к изменению соотношения между глобальными и региональными составляющими мирового сообщества. Поиски компромиссного варианта во взаимоотношениях центральной власти и региональной, баланс между централизацией и децентрализацией приводит к изучению глубинных возможностей региона, который становится основным действующим фактором в пространстве современного мира.

Реалии последнего десятилетия приобретают особую значимость для осмысления дальнейшего пути России, а потому требуют серьезного анализа. Одним из ведущих направлений научного исследования сегодня становится обращение к изучению отдельных регионов, где «многообразие связей типологически подобно общероссийскому, но в силу локализованности во времени и пространстве они носят более очевидный характер» [7, с. 2].

В современном мире складывается интересная ситуация, когда национальное государство, ограничив себя в суверенитете, ослабляет свои позиции, а наднациональные организации еще не готовы решать все нарастающие проблемы, основывая свою деятельность в большей степени на экономических интересах. «Экономика в современном мире становится все более глобальной, социальная же сфера остается локальной» [1, с. 189]. Глобализация экономики еще не достигла такого масштаба, чтобы охватить весь мир. Пока можно наблюдать региональную дифференциацию мировой экономики, что подтверждает особую значимость региона во всех отношениях.

Регионализм - естественный принцип территориальной организации социальных, политических, экономических и культурных процессов. Он

нацелен на практическое использование тех возможностей, которые вытекают из естественного территориального деления современных обществ. Понятие региональности обозначает особый способ существования в мире. Регионализм внутренне присущ всем типам современных обществ, независимо от их размеров, уровня развития, особенностей политических структур и т.д. в силу того, что на территории любого региона рано или поздно происходят определенные трансформации, препятствующие признанию определенного региона тем же самым, и о нем начинают говорить как об ином региональном образовании.

Каждый регион имеет свои особенности, вызванные географическими, историческими, климатическими, демографическими и социальноэкономическими условиями. По мере развития регион превращается в особую социокультурную реальность со специфической системой образов мира и культурных коммуникаций, представлениями о Локусе, его взаимоотношениях с Центром, государством в целом. На этой основе формируется определенная модель жизни, ценностных ориентаций и поведения, посредством которых обеспечивается групповая идентичность индивида, правила интерпретации фактов и явлений с точки зрения принятого в сообществе образа мира. В философском плане регион как раз и понимается как «особый микрокосм с нечеткими границами, жители которого обладают особым менталитетом» [4, с. 9].

Регион - ограниченная территория, объединенная общими признаками и функционирующая для оптимальных условий обитания жизни населения. Как целое, он рассматривается в физико-географическом, историко-культурном, антропологическом и др. аспектах. Исследования взаимодействия природных и социально-экономических процессов дают представления о цело-

стности природно-территориального или природно-социального образования.

В этнологии понятие «историко-культурной» области, под которой понимаются территории проживания нескольких этносов, обретающих вследствие обитания длительное время в сходных природных условиях и взаимообщения аналогичные черты традиционной культуры, вполне подходит под определение «региона», где последний понимается как сообщество людей, а не просто территория.

В отечественной трактовке «регион» чаще выступает как политико-административное или производственно-территориальное подразделение, которое не всегда совпадает с регионом как природно-территориальным образованием. Упор делается на координацию и управление региональными процессами. В этом случае говорят об административной территории в составе одной страны, имеющей свою историю формирования, институты власти, своеобразную экономическую, социальную, этническую и культурную жизнь. Именно такой принцип лежал в основе деления территории в СССР, где регионы рассматривались как совокупность «географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост» [9]. Поэтому региональное развитие страны производилось планово и включало размещение производительных сил, распределение по территории населения для освоения северных и восточных земель. До сегодняшнего дня в России изучение региональной жизни в основном ведется в политическом ключе, и у определенной части исследователей даже складывается мнение, что регионалистика России сегодня - это «поле прикладной политологии» [10, с. 150]. В таких исследованиях основной упор делается на анализ формирования региональных политических элит, выборы на всех уровнях власти, мнопартийность в регионах, оттесняя на второй план проблемы с самоидентификацией и определением направлений собственного развития.

Однако регионализм далеко не всегда принимает политический облик. Он лишь создает условия для рационального распределения власти и ресурсов среди различных групп населения и проявляется в менталитете, обычаях, культурных особенностях и т.д. Именно этот вид регионализма определяется общей идентичностью, культурой, историей, географией.

Одним из ведущих направлений научного исследования сегодня становится обращение к изучению отдельных регионов, где «многообразие связей типологически подобно общероссийскому, но в силу локализованности во времени и пространстве они носят более очевидный характер» [7, с. 2].

Исследование региональной проблематики рассеяно по отдельным областям знаний, а потому и целостное знание о регионе пока представляется достаточно проблематичным. Попытка дать определение региону наталкивается на устанавливаемые самим исследованием границы, фокусируясь на избирательном анализе отдельных фрагментов и связанных с ними географических мест и немногих людей. А значит, собственно «регион» обычно утрачивается как целое. Так, если мы говорим о культурных достопримечательностях региона, то игнорируем неживописные фрагменты ландшафта. Выделяя культурный ландшафт, лишь вскользь упоминаем (и то не всегда) социальную и экономическую стороны жизни региона.

Регион - сложная и многоуровневая категория и в научной литературе проблемы регионов рассматриваются в различных аспектах, ведущими из которых являются:

- геополитический: в контексте проблем глобализации и регионализации;

- социологический: анализ деятельности определенных социальных групп;

- историко-краеведческий: описание специфических особенностей жизни данной территории;

- демографический: в плане анализа проблем расселения населения, динамики миграции, размещения трудовых ресурсов.

Для создания целостной картины жизни отдельных регионов страны необходимы междисциплинарные исследования, «интегрирующие различные аспекты, опирающиеся на представление о культуре как уникальной форме бытия человека в конкретных историко-географических условиях» [8, с. 6]. Поэтому междисциплинарный подход предполагает взаимодействие исторического (временного) и географического (пространственного) аспектов с позиций комплексного исследования временной динамики и трансформации регионального сообщества.

Важно помнить, что регион не только объект, данный для наблюдения и воздействия, но и субъект, формирующийся и реализующий себя в ходе

регионального самоопределения. «Регион - текст, что сам себя пишет. Регион сам есть рамка, окно в реальность; понятно, сколь многое зависит от того, как сделано, куда смотрит это окно, и чисты ли в нем стекла» [5, с. 115].

Региональная история складывается как результат взаимодействия ряда этносов, традиционно проживающих в данном регионе, вырабатывающих за длительный период совместной жизнедеятельности немало общих элементов в хозяйственной деятельности, общественном и семейном быте, культурных ценностях, характерных для всего региона как историко-культурной общности.

Нельзя игнорировать и «малые» ценности, присущие небольшим местным общинам, иначе будет непонятным существование многих деталей культурного ландшафта, среду промыслов и многое другое. Позиции, представляемые только «активными группами» чаще всего дают искаженное представление о многих регионах (например, Астрахань как исключительно рыбный край, Кубань - всесоюзная житница, Мичуринск - прекрасные яблоки и т.д.).

Каждое социокультурное пространство - это единое целое, составные части которого объединены общими ценностями. Оно не только формирует особые человеческие типы и стили поведения людей, но и наделяет людей, населяющих его, чувством особого переживания пространства [3, с. 237]. Складывается региональная система ценностей, находящая свое выражение и в формировании социальных мифов, оказывающих определяющее влияние на жизнь региона.

Поэтому для изучения региона и его культуры необходимо:

- исследовать воздействия устойчивых и экстремальных факторов на специфику складывания регионального социокультурного потенциала;

- выявить территориальные особенности духовной сферы жизни общества, их детерминированность природно-климатическими условиями и полиэтнофункциональными характеристиками населения данной территории;

- постоянно соотносить историю и современность региона;

- определить роль города (административного центра) в региональных процессах;

- рассмотреть существенные характеристики регионального самосознания (самоидентификации), начиная от исходного археологического уровня до современности;

- исследовать региональную специфику, соотношение «центр - периферия» и установить связь истории региона с историей страны;

- найти и обосновать существующие в регионе базовые общечеловеческие ценности, которые могут стать основой для взаимодействия разных народов на территории региона, всей страны и всего мирового сообщества.

Региональный дискурс - диалог развернутых пространств, концепций, языков, схем. Регион прежде всего восприниматься как конкретное географическое пространство, закрепленное в сознании людей. Можно выделить тип личности, сформировавшийся на конкретной территории в определенное время. Но личность связывает воедино внешние условия существования (гео-социальные условия и историческую обусловленность) со своим внутренним миром (миропонимание и деятельность в соответствии с ценностными ориентациями). И потому чтобы увидеть регион как целостную систему связей, необходимо, осмысление людьми своей территории жизнедеятельности как нечто значимое. Ведь определенный способ связи с местом жизни, проявляющийся в создании определенной картины мира и формировании особого миропонимания вырабатывается постепенно.

Целостность региона определяется рядом факторов:

- регион как политическая целостность;

- регион как экономическая целостность;

- регион как культурная целостность;

- регион как информационная целостность.

Политическая целостность определяется сложившейся в регионе политической деятельностью. Экономическая целостность в советских административно территориальных центрах при их включенности в процессы межтерриториально-го взаимодействия может не быть проявлена, или только начинает появляться. Иное дело с культурной целостностью, которая определяется типом культуры и «доминирующим укладом и стилем жизни, детерминируемым и природно-географическими условиями региона, и его этническим составом, и преобладающими в нем типами деятельности, и т.п.» [11, с. 34]. Информационная целостность достигается определенным составом и структурой СМИ, региональными собственниками СМИ, региональной «привязкой» журналистов к заказам на оплачиваемую информацию.

Таким образом, регион - это «специфическое социокультурное пространство, в котором преломляются конкретные экономические, социальные, демографические, национальные, религиозные и иные особенности территории» [2, с. 209].

Существует определенное несоответствие между представлениями федерализма о регионе и географическими образами самих регионов, которые складывались веками. Это приводит к тому, что и понимание современных процессов развития регионов складывается в столице и имеет достаточно слабое отношение к реальной жизни. По-прежнему в российском понимании регион несет негативный смысл и отождествляется скорее с провинцией, отсталой и весьма далекой от современных темпов жизни. Этим во многом объясняется и проект перевода региональных Вузов на ступень ниже, оставив Университеты только в столичных городах.

Не менее проблематичен и план укрупнения регионов, что будет способствовать просто обезличиванию территорий, формируя некую аморфную массу, которая уже и противостоять никому не сможет. А ведь таким путем можно потерять и само образно-географическое пространство России. Примером может служить создание Южного Федерального Округа, куда Астраханский край был буквально «притянут за уши». Находясь в Дельте Волги и представляя собой самое, что ни на есть Нижнее Повольжье, он был изъят из этой категории и административно переведен в Северо-Кавказский округ, к которому ни территориально, ни тем более ментально не имеет ни малейшего отношения. Поэтому ЮФО не отражает целостности и существует только «на бумаге».

Осмысливая культуру такой страны, как Россия, необходимо учитывать множество факторов, повлиявших на ее облик. Выше уже отмечался многонациональный и многоконфессиональный состав страны, но невозможно не обратить внимания на огромную территорию, освоение которой не закончено до сих пор. Проблема пространства в судьбе российского государства приобретает особую важность и имеет глубокие исторические корни. Каждый регион обладает уникальными чертами, формирующимися с помощью особенностей природного ландшафта, святых мест, региональных реликвий, этнических своеобразий культуры. Региональная история в мифах показывается и интерпретируется через образы особой миссии региона и его населения в ис-

тории страны, а возможно и мирового сообщества.

Российская цивилизация по самому своему происхождению была ориентирована на межци-вилизационные, межэтнические, межкультурные связи внутри себя самой. Процесс присоединения земель сопровождалось ассимиляцией и освоением «местных» культур, технических достижений, новых пространств. Россия как сообщество этносов складывалась долго, и исследователи отмечают «чрезвычайно замедленное формирование нации» [6, с. 12]. Способ образования российского полиэтнического сообщества характеризуется присутствием «целого набора» объединительных этнических процессов: ассимиляции, этнической миксации, этнической интеграции.

Распад СССР казалось бы произошел достаточно безболезненно. Разделение произошло по границам советских союзных республик. Однако эта простота только кажущаяся. Дисперсия властной вертикали стала олицетворением обычного «дерегулирования». Уровень муниципальной власти по сей день имеет реальную самостоятельность только «на бумаге».

Все народы вовлечены в единый мировой исторический процесс и обладают общими ценностями. Но у каждого народа, каждого региона существует «особая структура общих для всех элементов» [6, с. 19], которая и составляет национальный образ мира. Регионализация постсоветского пространства привела к появлению новых регионов, которые заявили о своей относительной самостоятельности и рассматриваются как особые культурные и социо-экономические образования. Проблема в том, что унаследованное от прошлого сильнейшее внутреннее разнообразие невозможно привести к единству за короткий срок.

Таким образом, каждый регион, сохраняя свое историческое, языковое, культурное своеобразие, обладает серьезным потенциалом сотрудничества, являясь важнейшим фактором, определяющим направление развития многих государств. И потому сегодня особую актуальность приобретает глубокий анализ этнокультурных и национальных отношений в регионах. Особо требуется выявление соотношения региональных, национальных и общегражданских ценностей, как основы для формирования единого сильного государства. Эти проблемы вполне можно назвать определяющими в постсоветской регио-налистике.

Библиографический список

1. Азроянц Э. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? - М., 2002.

2. Белобородова И. Региональная идентичность как фактор формирования социально-территориальной общности // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России / Под ред. М.В. Ильина, И.М. Бусыгиной. - М.: ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999.

3. Беспалова Ю.М. Региональная культура в социокультурном пространстве России / Под ред. Яблонской. - Тюмень, 1999.

4. Бусыгина И.М. Концептуальные основы европейского регионализма // Регионализм и регионы в странах Запада и России. - М.: Интердиалект, 2001.

5. Казанский В. Методологические основания регионального анализа как культурной практики // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Информ. сборник. Вып. 3. - М., 1997.

6. Киценко Р.Н. Полиэтничность России как предмет философского анализа: Автореф. дис. ... канд. наук. - Волгоград, 2003.

7. Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры // Проблемы образования, науки и культуры. Сб. науч. тр. Вып. 15. - Екатеринбург, 2004.

8. Мурзина И.Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание: Автореф. дис. ... д-ра наук. - Екатеринбург, 2003.

9. Проблемы социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Режим доступа: www.archipelag.ru.

10. Сергунин А.А. Проблемы и возможности регионалистики // ПОЛИС: Политические исследования. - 1994. - J№5.

11. Солодкая М.С. Методологические основания, социальные идеалы и пути обеспечения надежности социотехнических систем управления // Теоретический журнал «Credo». - Оренбург. - 1992. - №»1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.