УДК 37 (100) (045)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К МЕЖДУНАРОДНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ
© Е. В. Тройникова
Удмуртский государственный университет Россия, 426034 г. Ижевск, ул. Университетская, 1.
Тел.: +7 (3412) 91 61 73.
E-mail: [email protected]
В целях разработки методологических основ подготовки студентов к международному сотрудничеству выделены следующие уровни: философско-теоретический, социально-
педагогический, научно-методический. Данные уровни позволили определить ориентиры и стратегии реализации ведущих идей подготовки студентов к международному сотрудничеству на уровне целей, структурной и содержательной целостности, выбора оптимальных образовательных технологий и средств диагностики результатов.
Ключевые слова: профессиональное образование, международное сотрудничество в образовательной сфере, научно-методологические основы международного сотрудничества, подготовка студентов к международному сотрудничеству.
Магистральной линией развития мирового и отечественного образования последнего десятилетия становится Болонский процесс, который явился причиной интенсификации международного сотрудничества в едином образовательном пространстве. Одной из главных задач международной совместной деятельности является обеспечение качества многоуровневого образования в условиях полифонии национальных образовательных систем. Обеспечение качества образования происходит в первую очередь за счет расширения и углубления профессиональных функций будущего специалиста в научно-исследовательском, производственноприкладном, проектном и организационно-
управленческом видах деятельности, что позволяет быть студенту конкурентоспособным в образовательной и трудовой сферах.
Анализ теоретических и прикладных исследований вопросов развития международного сотрудничества в системе бакалавриат-магистратура позволил выявить новые, недостаточно изученные проблемы, отражающие противоречивую динамику развития профессионального образования в целом. К таким проблемам относится, по мнению В. А. Галичина, Е. А. Карпухина, В. В. Матвеева, А. П. Сугаковой, А. Н. Утехиной [1], отсутствие образовательной поддержки субъектов международного сотрудничества со стороны высшей школы.
В связи с этим серьезного научнопедагогического внимания заслуживают вопросы, связанные с разработкой теоретикометодологической базы подготовки студентов к международному сотрудничеству в системе многоуровневого образования, в основе которой находятся ведущие положения философии, психологии, педагогики и дидактики. Научную значимость в этом смысле имеют методологические элементы системного описания образовательных явлений, процессов, структур на философско-теоретическом,
социально-педагогическом и научно-методическом уровнях. Рассмотрим данные уровни более подробно в плане подготовки студентов к международно -му сотрудничеству.
Философско-теоретический уровень соотносится с предшествующей актуальному моменту системой научного знания и позволяет выделить научные положения, теории, проектирующие процесс подготовки в концептуальном плане. В основании конструирования подготовки студентов к международному сотрудничеству находится образ современного человека, который был заложен еще в XVI веке в рамках гелиоцентрической теории Н. Коперника, дополнен идеями диалектического материализма и сформулирован российскими методологами нашего времени (А. Г. Асмолов, В. В. Краевский, А. М. Новиков, А. В. Хуторской). «Коперникан-
ское» понимание сущности человека заключается в том, что личность является активным существом, порождаемое жизнью общества, стремящееся к достижению тех или иных идеалов и отстаивающее своими делами определенный образ жизни [2, с. 35]. Современная жизнь общества с точки зрения философии характеризуется динамизмом и неопределенностью, что явилось причиной возникновения необходимости постоянного развития внутреннего потенциала человека на протяжении всей его жизни [3]. Данный процесс может выступать гарантом успешной жизнедеятельности и конкурентоспособности человека в условиях глобализации, интеграции и интернационализации общества. В поддержку таких сущностных характеристик человека выступают положения философии русского космизма, согласно которым изменения отдельной личности соответствуют изменениям всей Вселенной, а образование видится в качестве одной из основных жизненных целей человека [4, с. 67]. Глубинная национальная идея отечественной истории, культуры и образования по определению К. Д. Ушинского заключается
в развитии внутреннего потенциала каждого человека [4]. Ведущим способом формирования человека, согласно теории «диалога культур» М. М. Бахтина, является диалог на уровне личностно-образующих, культурно -ценностных смыслов. В культурно-исторической концепции разви-тия психики человека Л. С. Выготского диалог р ассм атр и вается как сотрудничество, которое является значимым способом познания окружающей действительности и освоения культурноисторического опыта человечества. Данные теории образуют систему концептуальных ориентиров, которые позволили выделить следующие философские принципы образовательной подготовки студентов к международному сотрудничеству, а именно: персонализм (обращенность к индивидуальному развитию личности); диалогизм (развитие человека в сотрудничестве); культуросозидающая направленность подготовки (раскрытие творческого культуросообразного потенциала человека). Поэтому образовательная миссия подготовки студентов к международному сотрудничеству видится в обеспечении культуросообразного развития человека, готового к самообучению, способного к самоорганизации своей деятельности и обладающего потенциальными ресурсами быть конкурентоспособным в интернациональной образовательной и трудовой сферах.
Социально-педагогический уровень с функциональной точки зрения обеспечивает системность в организации процесса подготовки студентов к международному сотрудничеству и предполагает наличие разнообразных форм взаимосвязи процессуальных элементов на этапе конструирования содержания подготовки (конкретизация видов деятельности субъектов международного сотрудничества).
Системный подход при конструировании позволил представить содержание подготовки студентов к международному сотрудничеству на основе «полисистемного знания» о субъекте совместной образовательной деятельности. «Полисистемное
знание» является синтезом философских, психологических, лингвистических исследований, теории межкультурной коммуникации, где исследуются проблемы саморазвития и развития человека в контексте различных (социальных, психологических, культурологических, лингвистических, педагогических) аспектов его взаимодействия с окружающим миром. Такой вид знания позволил выделить в структуре содержания подготовки фундаментальные дидактические векторы развития студента как субъекта совместной деятельности, субъекта диалога культур, субъекта мультилингвальной деятельности. Основным способом согласования структурных элементов субъекта международного сотрудничества является целевая детерминация его развития, которая раскрывается в таких метаориентирах как умение продуктивно и творчески мыс-
лить, решать стандартные и нестандартные профессиональные и жизненные задачи, уметь сотрудничать в интернациональной группе и развиваться в процессе самопознания. Данные метаориентиры подготовки студентов к международному сотрудничеству конкретизируются в компетенциях, которые позволяют осуществлять успешную совместную деятельность в различных жизнеобразующих сферах.
При конструировании содержания подготовки мы исходили из того, что человек является одновременно «элементом» не только педагогической, но и других систем, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества [5, 6]. К таким соразмерно большим системам, которые детерминируют развитие человека, принадлежат общая культура (культура личности, культура деятельности и культура социального взаимодействия) и национальные культуры как источник культурно-исторического опыта. Поэтому подготовка к международному сотрудничеству рассматривается нами как культуросообразное развитие студентов в контексте его взаимодействия с различными культурными «системами», которые определяют план преобразований в структуре личности человека. В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобщение человека к миру культуры, его познание и саморазвитие в нем, выступает сотрудничество как целенаправленная совместная деятельность, самоопределение в культурном пространстве и интеграция человека в другую систему.
Научно-методический уровень конкретизирует предыдущие методологические основания подготовки студентов к международному сотрудничеству в пространстве взаимодействия трех подходов: личностно -ор иентир ованного, субъектно -
деятельностного, культурологического. Причиной выбора данных подходов послужили ранее обозначенные философские принципы (принцип персонализма, диалогизма, культуросозидающей направленности образовательной подготовки). Каждый из подходов на различных уровнях моделирования - целеообразования, установления закономерностей и принципов, отбора и организации содержания, формирования технологической базы, диагностики - в большой или меньшей степени определяет особенности организации процесса подготовки студентов в зависимости от ключевой идеи. Для личностно-ориентированного подхода -это идея развития личностного потенциала каждого студента при предоставлении ему свободы выбора индивидуальных способов деятельности, то есть тех, в которых он способен реализовать себя в наибольшей степени. Для субъектно-деятельностного -формирование активного субъекта различных видов деятельности: совместной, культурной, лингвистической, профессиональной и других. Культурологический подход является основой культу-
росообразного преобразования личности студента через деятельностное освоение ценностей поли-культурного образовательного пространства. В качестве примера рассмотрим некоторые особенности реализации личностно-ориентированного подхода в подготовке студентов к международному сотрудничеству.
Личностно-ориентированный подход в большинстве случаев ассоциируется в сознании преподавателей с возможностью учета в образовательном процессе интересов, склонностей и способностей студентов. Следует признать, что произошло расширение и качественное изменение понимания личностно-ориентированного подхода как одного из значимых элементов гуманистической парадигмы образования. Объективно данный подход ориентирует образовательную деятельность по двум направлениям: во-первых, моделирует развитие личности студента с точки зрения актуальных потребностей общества, которые заданы образовательными стандартами (например, потребность общества в самостоятельном человеке, способном продуктивно мыслить и решать различные стандартные и нестандартные профессиональные, социальные и другие задачи). Во-вторых, подход определяет необходимость самостоятельного развития субъектов образовательного процесса. История саморазвития человека во взаимодействии с другими «системами» - это путь развития его индивидуальности, результатом которого служит свободный выбор тех форм деятельности, в которых человек с наибольшей полнотой сумеет найти и реализовать себя [2, с. 45]. Отсюда следует, что важным аспектом подготовки студентов к международному сотрудничеству выступает индивидуальная образовательная траектория развития, которая проектирует дальнейшую деятельность специалиста.
Базовыми ориентирами организации подготовки студентов к международному сотрудничеству с позиций данного подхода являются: предоставление возможности студентам осуществлять культурное самоопределение; «выращивание» по-ликультурной субъектности - способности быть субъектом диалога культур; развитие творческого потенциала личности; формирование индивидуальной образовательной траектории студента. Данные ориентиры позволили сформулировать следующие принципы организации подготовки сообразно личностно -ориентированному подходу, а
именно принцип поддержки языковой и культурной самобытности личности; принцип творческого развития личности в расширяющемся круге языков и культур; принцип определения индивидуальной образовательной траектории.
С точки зрения личностно-ориентированного подхода основными факторами выбора образовательных технологий, методов и форм обучения яв-
ляется: прогнозирование внутренних и внешних «приращений» в личности и организация ее продуктивной познавательной деятельности [4]. Кроме того основные идеи и принципы подхода поддерживают образовательные технологии, методы обучения, которые направлены на:
- культурное самоопределение личности (тех-
нология развития критического мышления (аргументированное эссе, критический анализ культур оведчески -ориентир ованного материала,
«Синквейн» и др.); технология самостоятельной поисково-познавательной деятельности; технология самостоятельного лингвокультурологического анализа; культуроведческое портфолио; метод направленного наблюдения, метод исследования культурных ценностей, ориентиров, стандартов поведения; метод культуроведческой матрицы и тезауруса);
- становление субъекта диалога культур (технология культуроведческой самопрезентации (межкультурное консультирование и инструктирование); технология контекстного обучения; технология образовательной поддержки; тренинг сензи-тивности, тренинг взаимопонимания, тренинг эмоционального интеллекта, тренинг разрешения меж-культурных конфликтов; метод конструирования ситуаций межкультурного взаимодействия, метод личного дневника ощущений);
- развитие творческого потенциала личности
студента с целью решения нестандартных профессиональных, межкультурных и других задач (методы эвристического обучения: когнитивные методы (метод смыслового видения, метод образного видения, метод символического видения, метод эмпатии, метод эвристических вопросов, метод эвристического наблюдения, метод прогнозирования); методы развития творческого мышления: метод продумывания, «Мудрые совы», «Мозговой
штурм», задачи открытого типа, метод эвристических вопросов и бесед, метод дивергентной карты);
- подготовку студентов к проектированию индивидуальной образовательной траектории в поли-культурном образовательном пространстве (техно -логия образовательной поддержки студентов (тьютер, коучер), технология организации самостоятельной работы студентов; технология создания образовательной программы ученика; тренинг выбора компетенций; методы целеполагания, планирования, рефлексии самоорганизации обучения, взаимообучения и др.).
Система образовательной диагностики и контроля личностно-ориентированного типа в процессе подготовки имеет несколько направлений. Первое направление - изучение психологических, индивидуальных и культурных особенностей и интересов студентов, прогноз дальнейшего развития (портфолио, дневник студента, тесты на определение индивидуального стиля обучения, психологическая диагностика личности студента, адаптиро-
ванные шкальные опросники для диагностики культурного самоопределения личности и др.). Второе направление - исследование образовательной деятельности студентов (контроль, проверка, оценивание, накопление и систематизация данных о студенте, их анализ, рефлексия, выявление динамики образовательных изменений и личностных приращений студента). Третье направление - диагностика индивидуальной образовательной траектории студента (определение индивидуальных целей и их корректировка, уточнение образовательных программ, корректировка хода обучения, прогнозирование дальнейшего развития, самооценивание результатов своей деятельности и рефлексия личностного развития). Основным способом оценки результатов становится сравнение достижений студента с его начальным уровнем развития, соотнесенности результатов с намеченными целями индивидуальной образовательной программы.
Выводы. Методологической базой подготовки студентов к международному сотрудничеству выступает система ориентиров на философско-методологическом, социально-педагогическом и научно-методическом уровнях. На первом уровне обозначены концептуальные положения (национальная идея отечественного образования, культурно-историческая теория Л. С. Выготского и концепция «диалога культур» М. М. Бахтина, взгляды русских философов-космистов), которые определили философские принципы подго-товки, а именно: принцип персонализма, диа -логизма и культуросообразности. На социально-педагогическом уровне были выделены системные основания содержания подготовки студентов к международному сотрудничеству, в которых раскрываются ее фундаментальные направления (нацеленность на формирование субъ-
екта совместной деятельности, субъекта диалога культур, субъекта мультилингвальной деятельности). В рамках третьего - научно-методического уровня были определены личностно-
ориентированный, субъектно-деятельностный и культурологический подходы. Данные подходы образуют единое научно-методическое пространство и моделируют подготовку студентов на уровне стратегий ее организации (целеобразование, установление закономерностей и принципов, дидактической организации содержания процесса, образовательных технологий и диагностики результатов деятельности). Указанные методологические ориентиры позволили выстроить систему управления социально-профессиональной подготовкой студентов к международному сотрудничеству, оптимизировать образовательную деятельность в ее рамках, а в отношении субъектов международной совместной деятельности улучшить качество их подготовки, тем самым повысить конкурентоспособность будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Утехина А. Н. Межкультурное образование молодежи в полиэтническом регионе (на примере Удмуртской республики). Ижевск, 2006.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
3. Соколков Е. А. Проблемы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания в современном образовании / Е. А. Соколков, А. П. Кондратенко, Н. Е. Буланкина. М.: Университетская книга, 2008. 192 с.
4. Хуторской А. В. Современная дидактика. М.: Высш. шк., 2007. 639 с.
5. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: Логос, 2009. 336 с.
6. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
Поступила в редакцию 25.10.2010 г.