Научная статья на тему 'К вопросу о субъекте международного образовательного сотрудничества'

К вопросу о субъекте международного образовательного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / БАЗОВЫЕ И КЛЮЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тройникова Екатерина Валентиновна

Одним из существенных механизмов гармонизации общеевропейского образовательного пространства является международное сотрудничество. Важным условием активизации данного вида позитивного взаимодействия является поддержка его субъектов. Необходимость исследования особенностей развития субъекта международного сотрудничества определила потребность в рамках статьи конкретизировать его базовые и ключевые характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о субъекте международного образовательного сотрудничества»

УДК 37(100)(045)

К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

THE ISSUE OF THE SUBJECT OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL COLLABORATION

Е. В. Тройникова E. V. Troynikova

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск

Аннотация. Одним из существенных механизмов гармонизации общеевропейского образовательного пространства является международное сотрудничество. Важным условием активизации данного вида позитивного взаимодействия является поддержка его субъектов. Необходимость исследования особенностей развития субъекта международного сотрудничества определила потребность в рамках статьи конкретизировать его базовые и ключевые характеристики.

Abstract. International collaboration is one of the significant mechanisms of harmonization for European educational environment. The important condition for activation of this kind of positive interaction is the support of its subjects. The necessity to study peculiarities of development of international collaboration subject has determined the necessity to define its basic and key characteristics in the article.

Ключевые слова: профессиональное образование, международное сотрудничество, базовые и ключевые характеристики субъекта международного сотрудничества.

Keywords: professional education, international collaboration, basic and key characteristics of the subject of international collaboration.

Актуальность исследуемой проблемы. Актуальность развития международного сотрудничества в образовательном пространстве обозначена в документах Болонского процесса («Великая хартия университетов» - 1988 г., «Совместная декларация европейских министров образования» - 1998 г., «Лондонское коммюнике» - 2007 г. и др.). Необходимым условием активизации международного сотрудничества является поддержка субъектов образования, обогащение международного опыта студентов, развитие партнерской образовательной деятельности [3, 68-71].

В логике развития данной темы малоизученными являются вопросы организации и осуществления подготовки студентов к международной совместной деятельности, понимание перспектив и стратегий которой основывается на психолого-педагогическом иссле -довании проблемы субъекта деятельности как такового и рассмотрении его специфических черт, которые проявляются в процессе международного сотрудничества.

Материал и методика исследований. Нами было проведено исследование базовых и ключевых характеристик субъекта международного образовательного сотрудниче -

ства. С этой целью мы выполнили анализ психолого-педагогической литературы по исследованию субъекта и анализ нормативных документов, относящихся к Болонскому процессу.

Результаты исследований и их обсуждение. Категория субъекта является значимой для многих гуманитарных наук, круг интересов которых находится в области изуче -ния особенностей онтогенеза человека. Среди прочих исследований выделяется изучение проблемы субъекта в психологических научных школах под руководством С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе. В более поздних исследованиях проблема субъекта представлена в работах К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлинского, Б. Ф. Ломова и др. Базисом для определения сущности субъекта с позиций психологии являются такие кате -гории, как деятельность, общение, отношения, сознание, развитие. В различных теориях данные категории играют свои главные и второстепенные роли в зависимости от ведущих научных интересов и сфер реализации основных характеристик субъекта.

Категория субъекта является «эпицентром» теории деятельности С. Л. Рубинштейна [12] и его учеников А. В. Брушлинского, К. А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой и др. Окружающий мир для субъекта является объектом действия и познания (С. Л. Рубинштейн), что происходит в ходе общения и деятельности в процессе усвоения исторического опыта (А. В. Брушилинский). Базовыми качествами субъекта являются активность, целостность, творчество, самостоятельность (способность к саморазвитию, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию).

Существенным для рассматриваемой категории являются выводы Б. Г. Ананьева и

А. Н. Леонтьева о субъекте как носителе сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. Сознательность деятельности раскрывается в ее предметных компонентах: мотиве (понимание предмета деятельности), цели (представление о результате действия), задачах - условиях (проектирование способов достижения цели).

Базовые характеристики субъекта проявляются в познавательном, деятельностном, этическом и других отношениях к окружающему миру. Доминирующим среди этих отношений является, по мнению В. Н. Мясщева и Б. Ф. Ломова, отношение к другим людям. Определяющим фактором развития субъект-субъектных отношений являются нравственно-этические нормы [5] и толерантная позиция на основе эмпатического отношения к партнеру по общению [1]. Контекст таких отношений предполагает самоопределение субъекта, выделение себя в окружающем мире в процессе дифференциации субъектных ценностей, значимых интересов и установок, способов поведения, что в конечном итоге формирует «специфическую» картину мира.

Важным моментом в исследовании категории субъекта является понимание специфики его развития и способов самореализации (Л. И. Анцыферова, Е. Ю. Коржова). В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна развитие субъекта является процессом приобретения способностей, личностных качеств [10, 445]. Согласно культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, становление и преобразование человека происходит в ходе деятельностного познания окружающего мира. Источником объективных изменений субъекта является среда, которая имеет значительный развивающий и образовательный потенциал. Именно в среде заложено то, что должно получиться в результате развития субъекта [2, 83]. «Образовательной» единицей среды выступает конкретная ситуация взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существенным мо-

ментом для определения степени влияния среды на человека, на развитие его сознания является момент переживания [2, 72-73]. В переживании ситуации или, иными словами, ее проживании образуется единство внешних - средовых и внутренних - личностных моментов, которые находятся в основании специфического развития субъекта.

Итак, с позиций психологии субъект - активный носитель сознания, которое актуализируется в различных формах деятельности по освоению культурно-исторического опыта (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский). Субъект познает себя и окружающий мир в процессе творческой деятельности (С. Л. Рубинштейн), создает и реализует себя в системе человеческих взаимоотношений (В. Н. Мясщев, Б. Ф. Ломов).

В педагогике субъект - это носитель активности, человек (или институт, коллектив), способный ставить и осуществлять цели, вести анализ, принимать решения, наделенный определенной свободой, обладающий способностью к развитию и самореализации; человек, преобразующий окружающий мир и себя в этом мире [11, 28].

В исследованиях В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко субъект рассматривается как главный компонент педагогического процесса [13]. Ведущим «спутником» саморазвития субъекта является деятельность [6]. Смысл категории субъекта заключается в процессе его изменения, включающего овладение субъекта определенными способами действия (Д. Б. Эльконин) в процессе творческого саморазвития (В. И. Андреев). В противоположность объекту субъект образовательного процесса наделен такими качествами, как активность, ответственность, толерантность, стремление к саморазвитию, позитивное отношение к себе и окружающему миру, что впоследствии образует основу профессиональной (субъектно-деятельностной) зрелости человека (Н. В. Бордовская, А. А. Реан).

Как правило, категория субъекта тесным образом связана с категорией личности. Личность, по мнению В. И. Загвязинского, выступает в этом случае как сознательный субъект отношений и деятельности, как человек, обладающий сознанием, мотивацией, волей, способный ставить и реализовывать цели и планы деятельности, осознающий себя членом общества, выполняющий свои гражданские и семейные функции [5].

В. В. Горшкова, анализируя проблему развития субъекта профессиональной деятельности и человеческих отношений, выделяет его основные отличительные характеристики, а именно: активность, внутреннюю мобильность сознания и рефлексии, собственный набор ответственных решений [4, 34].

А. М. Новиков полагает, что субъект образования есть человек, который развивает свой жизненный опыт [9, 25], а главным показателем успешности развития субъекта в образовательном аспекте выступает его умение что-то сделать, то есть способность осуще -ствить определенную деятельность. В соответствии со структурой деятельности как таковой уметь что-то делать в общем смысле (уметь учиться, учить, сотрудничать и др.) значит, что побуждаемый потребностями человек способен самостоятельно сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достигаемость цели; в соответствии с ситуацией, целью и условиями определить конкретные способы действий, в процессе действий отработать, усовер -шенствовать их и, наконец, достигнуть цели [10, 538]. В данном пояснении представлена общая структура деятельности субъекта, в которой проявляются определенные способности человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, само-

стоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответствии с задуманным планом действий.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить базовые характеристики субъекта международного сотрудничества, а именно:

- активность, которая проявляется на различных уровнях деятельности. По виду активности можно судить, в какой мере актуализируются в деятельности мотивы и потребности субъекта, насколько деятельность соответствует его направленности и ценностно-смысловой ориентации. Активность может проявляться не только в действиях субъекта, но и в эмоциях. Кроме того, надситуативная активность субъекта предполагает творческую деятельность, когда субъект, соотнося свои действия с целью, выходит за рамки существующей «программы» действий и находит совсем неожиданное решение вопроса, проблемы;

- сознательность действий, где регулятором деятельности субъекта выступает сознание. Оно включает в себя такие структурные элементы, как познавательные процессы, самосознание и саморегуляцию, систему взаимоотношений субъекта и окружающего мира, творческое начало сознания субъекта, процесс реконструкции и моделирования социальной реальности, целеполагание и целевыполнение;

- автономность и связанная с ней ответственность за совершаемые действия. Автономность предполагает владение субъектом способностью осуществлять самостоятельную деятельность, которая регулируется определенными внутренними принципами и правилами, составляющими нравственно-эстетическую культуру человека, выделяющимися в процессе самоопределения субъекта в окружающем мире. Ответственность является способностью человека контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми социальными, культурными, нравственными или другими нормами. Данные характеристики определяют уровень развития - «зрелости» субъекта деятельности, его способности самостоятельно осуществлять деятельность;

- толерантная позиция в системе отношений с другими субъектами либо с объек -тами окружающего мира, которая позволяет человеку адекватно реагировать на социальную среду и окружение. Одной из составляющих толерантного отношения является эмпатия - чувствительность в процессе восприятия других, чувствительность к различным действиям и позитивное отношение к миру, которое включает положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.

Следующим аспектом исследования субъекта международного сотрудничества явилось выделение его специфических свойств. Данные свойства определены в первую очередь особенностью деятельности субъекта международного сотрудничества, которая является позитивным видом взаимодействия в поликультурном, мультилингвальном образовательном пространстве.

Проведенный анализ философских, психологических, культурологических, коммуникационных, лингвистических аспектов международного сотрудничества, оказывающих значительное влияние на процесс взаимодействия в поликультурной образовательной среде, а также обзор основных признаков субъекта образовательной деятельности позволили определить ключевые - специфические характеристики субъекта международного сотрудничества и представить его образ в виде совокупности следующих элементов его системной организации.

1. Субъект международного сотрудничества в образовательном пространстве проявляет себя, во-первых, в деятельности - сотрудничестве. На первый план выходит способность личности быть стратегом своей деятельности: уметь ставить и корректировать цели, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их в соответствии с задуманным, выстраивать определенные планы согласно предмету деятельности. Как подчер -кивается в ряде исследований, ключевым моментом в целеобразовании является мотивационная сфера человека [6], [7], [12]. Эффективность деятельности напрямую зависит от понимания собственных мотивов. Простой вопрос «для чего я это делаю?» позволяет понять субъекту причины, направления и результаты деятельности, т. е. определить ее смысл в «значении для себя» [6, 130]. Понимание смысла деятельности является главным источником активности субъекта во внешнем образовательном пространстве, где лич -ностные смыслы приобретают и «значение для других».

А. А. Леонтьев считает, что общение является способом достижения оптимальной организации совместной деятельности [8, 28]. Общение как вид деятельности является самостоятельным компонентом сотрудничества. Поэтому нахождение субъекта международного сотрудничества в системе отношений с другими позволяет выделить такую важную характеристику субъекта, как способность эффективно общаться, которая складывается из развитости коммуникативного, интерактивного, перцептивного потенциала человека и связанных с ним компетенций.

2. Субъект международного сотрудничества в образовательном пространстве проявляет себя, во-вторых, как субъект «диалога культур». Область международного сотруд -ничества оказывается под влиянием специфических характеристик, которые обусловлены культурными особенностями партнеров по взаимодействию. Совместная деятельность в поликультурном пространстве рассматривается нами как диалог, в ходе которого происходит субъект-субъектное познание окружающего мира [1, 64]. Радикальным условием эффективности поликультурного диалога является достижение взаимопонимания между его участниками на основе осмысления поликультурной действительности. В дальнейшем это приводит к наличию у субъекта определенного операционного смысла - спосо -бов деятельности в поликультурном пространстве.

Особое место в этом процессе занимает культурное самоопределение субъекта международного сотрудничества, что позволяет наметить ориентиры познания другой культуры и способов деятельности в поликультурном пространстве. Следуя положениям концепции диалога культур М. М. Бахтина, можно утверждать, что свойства мира родной культуры познаются в процессе его «столкновения» с другим культурным миром. Это и является источником появления следующих способностей субъекта «диалога культур»: способность действовать с позиций нескольких культур, способность согласовывать данные позиции на основании культуроведческой осведомленности в области ценностносмысловых ориентиров, культурных установок и стандартов поведения, способность чув -ствовать представителя другой культуры, а также умение так или иначе решать возникающие ситуации межкультурного сбоя. Существование таких способностей возможно на основе культуроведчески ориентированной познавательной деятельности в процессе осознания особенностей родной культуры и ее проявлений, сопоставления нескольких культур, создания культуроведческой информационной базы о родной культуре, региональной в общем и иноязычной в частности.

3. Субъект международного сотрудничества в образовательном пространстве проявляет себя, в-третьих, как определенная языковая национальная личность, которая характеризуется набором соответствующих лингвокультурных черт. Специфика субъекта международного сотрудничества в этом плане состоит в том, что человек является не столько национальной языковой, сколько мультилингвальной личностью. Основу данной характеристики образуют ценностно-смысловой, языковой и дискурсивный компоненты. Ценностно-смысловой компонент компетенции субъекта мультилингвальной деятельности обеспечивает мировоззренческий, «глубинный» взгляд на мир, который позволяет рассмотреть за языковыми и речевыми явлениями национальную картину мира и особенности культурных сценариев поведения. Языковой компонент компетенции субъекта подразумевает достаточный уровень освоения фонетической, лексической, грамматической стороны речи, необходимый для выражения речевых интенций и позволяющий вступать в процесс межкультурного общения. Дискурсивный компонент помогает субъекту международного сотрудничества организовать общение согласно моделям речевого поведения, принятым в той или иной культуре и соответствующим этим моделям наборам вербальных единиц.

Резюме. Обозначенные базовые и специфические характеристики субъекта международного сотрудничества являются по своей сути отражением векторных направлений подготовки студентов к совместной деятельности в поликультурном образовательном пространстве, реализация которых будет способствовать расширению и углублению профессиональных функций будущих выпускников, повышению конкурентоспособности российских студентов на образовательном и трудовом рынках, улучшению качества российского образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская, Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб. : Питер, 2009. - 304 с.

2. Выготский, Л. С. Лекции по педологии / Л. С. Выготский. - Ижевск : Удмуртский университет, 2001. - 304 с.

3. Галичин, В. А. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования / В. А. Галичин. - М. : Университетская книга, 2009. - 460 с.

4. Горшкова, В. В. Диалог в образовании человека / В. В. Горшкова. - СПб. : Изд-во СПбГУП, 2009.

- 192 с.

5. Загвязинский, В. И. Общая педагогика / В. И. Загвязинский. - М. : Высш. шк., 2008. - 391 с.

6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - М. : Университетская книга ; Логос, 2009. - 384 с.

7. Знаков, В. В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии / В. В. Знаков. - М. : Институт психологии РАН, 2007. - 479 с.

8. Леонтьев, А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл ; Академия, 2005. - 368 с.

9. Новиков, А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2010. - 208 с.

10. Новиков, А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М. : СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

11. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. : Академия, 2008. -

352 с.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2009. - 713 с.

13. Сластенин, В А. Педагогика / В. А. Сластенин. - М. : Академия, 2001. - 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.