Научная статья на тему 'Методологические компоненты социального воспитания: научно-содержательный уровень'

Методологические компоненты социального воспитания: научно-содержательный уровень Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ / НАУЧНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / СУЩНОСТЬ / СТРУКТУРА / СОСТАВ / СВЯЗИ / ФУНКЦИИ / СВОЙСТВА / ЭТАПЫ (СТАДИИ) / ФОРМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ / SOCIAL EDUCATION / METHODOLOGICAL COMPONENTS / SCIENTIFIC AND SUBSTANTIVE LEVEL / ESSENCE / STRUCTURE / COMPOSITION / CONNECTIONS / FUNCTIONS / PROPERTIES / STAGES (STAGES) / FORMS / DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютина З. А.

В предлагаемой статье автором предпринимается попытка систематизировать современный научно-содержательный уровень знаний о социальном воспитании. В структуре рассматриваемого уровня содержатся знания о сущности, структуре, составе, связях, функциях, свойствах, этапах (стадиях), формах, направлениях социального воспитания. Являясь объектом социальной педагогики социальное воспитание наиболее часто выступает в качестве объекта для приктикоориентированных исследований, в то время как его методология остается недостаточно изученной и обоснованной. В условиях динамично изменяющегося мира, роль методологического знания возрастает. В ходе исследования построена модель системы социального воспитания, которая позволяет рассматривает его целостность. Приводится «отраженная» пирамида потребностей А. Маслоу для иллюстрации противоречий социального воспитания. Автор статьи задает новый вектор исследования методологии социального воспитания, опираясь на системный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL COMPONENTS OF SOCIAL EDUCATION: SCIENTIFIC AND CONTENT LEVEL

In the proposed article, the author makes an attempt to systematize the modern scientifically-meaningful level of knowledge about social education. The structure of the level under consideration contains knowledge about the nature, structure, composition, relationships, functions, properties, stages, forms, directions of social education. Being the object of social pedagogy, social education most often acts as an object for customer-oriented research, while its methodology remains insufficiently studied and substantiated. In a dynamically changing world, the role of methodological knowledge is increasing. The construction of a universal interaction scheme allowed an analysis of social education to identify its essential characteristics. This operation contributed to the formulation of the key concept of research. In the course of the analysis, the author comes to the conclusion that there is a dialectical interconnection and inconsistency between the individual (subjective) and social in a person. The composition of social education contains information and energy resources and spatio-temporal components. The system of social education is built on the basis of the analysis of the central element, which made it possible to substantiate the environments in which the procedural side of social education flows, identify the main functions, determine the leading mechanism for launching the system of social education, and describe the core system. The constructed scheme allows us to talk about the integrity of the system of social education. The author actualizes the connection of social education with the sciences that study it or interact with it. A generalization of the theoretical views on social education available in modern science made it possible to determine its main functions. Turning to the properties of social education, the author denotes them and gives a brief description of them. Further analysis leads to conclusions about the stages, directions, forms of social education. An illustration of the contradictions of social education was made on the basis of the “reflected" pyramid of needs of A. Maslow. As a result of the study, the author of the article sets a new vector for the study of the methodology of social education, relying on a systematic approach and categorical-systemic methodology.

Текст научной работы на тему «Методологические компоненты социального воспитания: научно-содержательный уровень»

ПЕДАГОГИКА

ф Ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 2. С. 36-48.

УДК 373.013

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: НАУЧНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Аксютина З. А.

Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия E-mail: aksutina_zulfia@mail.ru

В предлагаемой статье автором предпринимается попытка систематизировать современный научно-содержательный уровень знаний о социальном воспитании. В структуре рассматриваемого уровня содержатся знания о сущности, структуре, составе, связях, функциях, свойствах, этапах (стадиях), формах, направлениях социального воспитания. Являясь объектом социальной педагогики социальное воспитание наиболее часто выступает в качестве объекта для приктикоориентированных исследований, в то время как его методология остается недостаточно изученной и обоснованной. В условиях динамично изменяющегося мира, роль методологического знания возрастает. В ходе исследования построена модель системы социального воспитания, которая позволяет рассматривает его целостность. Приводится «отраженная» пирамида потребностей А. Маслоу для иллюстрации противоречий социального воспитания. Автор статьи задает новый вектор исследования методологии социального воспитания, опираясь на системный подход.

Ключевые слова: социальное воспитание, методологические компоненты, научно-содержательный уровень, сущность, структура, состав, связи, функции, свойства, этапы (стадии), формы, направления.

ВВЕДЕНИЕ

Научно-содержательный уровень знаний в социальной педагогике по мнению И. А. Липского включает вскрытие сущности, структуры, состава, связей, функций, свойств, этапов (стадий), форм, направлений, путей, принципов, характеристик и специфики [1]. Данные элементы системы социального воспитания остаются недостаточно изученными, что приводит к необходимости проникновения в их содержание и сущность.

Цель статьи - на основе анализа теории социального воспитания и использования категориально-системной методологии выявить сущность и содержание научно-содержательного уровня знания о социальном воспитании.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Первоначально определим сущность социального воспитания. Многообразие имеющихся в теории социального воспитания определений можно свести к тому, что в современной науке и практике нет единого подхода к выявлению сущности социального воспитания, поэтому и нет единой трактовки рассматриваемого

36

понятия.

Ранее нами отмечалось [2, с. 65], что есть три основных подхода к определению социального воспитания, где данное понятие определяется как аспект социализации; либо как часть воспитания; либо как процессуальная сторона развития и поддержки человека.

Пестрота научных позиций по определению сущности социального воспитания указывает на неоднозначность и сложность, с одной стороны, и на противоречивость в систематике рассматриваемого объекта с другой, поэтому для выявления сущностных характеристик социального воспитания и разрешения существующих противоречий проведем его логико-гносеологическое обоснование на основе аппарата категориально-системной методологии.

Традиционно социальное воспитание в научных исследованиях рассматривается как теория (отрасль научного знания) и сфера практической деятельности (область социальной практики). Указанные состояния тесно сопряжены, и вместе с тем имеют различия в методологических компонентах, что находит отражение в табл. 1.

Таблица 1

Методологические компоненты в исследовании качественных состояний

социального воспитания

Качественные состояния

Компонен- Отрасль Область социальной Авторская

ты научного знания практики трактовка

Объект Человек в социальной Взаимодействия Система

среде человека в социальной среде социальных взаимодействий человека в зоне ее ближайшего окружения

Предмет Социальность как Социализация как Педагогические

совокупность результат социального воздействия

социальных формирования социальных

потребностей, личности институтов

мотивов,

представлений

Цель Социально- Гармонизация Социальное

воспитательные человека в социальной становление

концепции и теории среде личности (социальность)

Различия имеются во всех методологических компонентах, полученные результаты (табл. 1) позволяют построить универсальную схему взаимодействия

37

элементов в определении сущности социального воспитания на основе научного знания (рис. 1).

Сделаем пояснения к рисунку 1. Источником разворачивания социального воспитания выступает деятельность социума (ДС). Система социальных взаимодействий человека в зоне ее ближайшего окружения, выстроенная через совокупность образования (О), организации социального опыта (СО) и индивидуальной помощи (ИП), является компонентом трансляции ценностей и целей социального воспитания.

Система социальных взаимодействий человека в зоне ее ближайшего окружения

Рис. 1. Универсальная схема взаимодействия элементов в определении сущности

социального воспитания.

Педагогические воздействия социальных институтов (ПВ) выступают в качестве механизмов социального воспитания. Социальное становление личности (СС) - заданный результат социального воспитания, а социальность (С) -получаемый эффект социального воспитания.

Рассматриваемая схема, ее анализ и обобщение всех полученных научных данных позволяет определить социальное воспитание как деятельность социума посредством построения системы социальных взаимодействий человека в зоне ее ближайшего окружения путем организации образования, социального опыта и индивидуальной помощи с целью социального становления личности и обретения ею заданного уровня социальности.

Образование включает в себя систематическое обучение и самообразование.

Организация социального опыта осуществляется благодаря участию ребенка в различных формализованных и неформализованных объединениях (класс, кружок, дворовая компания сверстников, соседство, референтная группа и т. п.).

Индивидуальная помощь - это сознательная попытка других лиц (родителей, учителей, близких, друзей и т. д.) помочь ребенку приобрести определенные знания, навыки для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей; осознать свои ценности и возможности; развить самосознание и

38

самоутверждение, чувство принадлежности к определенной группе и социуму.

Социальное воспитание обеспечивается обществом и государством в организациях, которые специально создаются для его осуществления (школа, сеть внешкольных учреждений, детские и молодежные организации и т. п.), а также в тех, где воспитание не является основной функцией (институт науки, институт культуры, институты религии, политические институты и др.). Роль государства в организации социального воспитания заключается в том, что оно не только создает его инфраструктуру, но в первую очередь формулирует задачи социального воспитания, закрепленные в государственных программах и документах (например, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года) [3], и определяет его структуру и содержание. Ведущей задачей общества по социальному воспитанию является создание оптимальных условий для наиболее полноценного развития личности.

Сущность социального воспитания заключается в диалектической взаимосвязи и противоречивости между индивидуальным (субъектным) и социальным в человеке.

Рассмотрим, что входит в состав социального воспитания. По мнению Р. В. Овчаровой в состав социального воспитания как системы включены информационно-энергетические ресурсы и пространственно-временные компоненты [4, с. 28-29]. Информационно-энергетические ресурсы включают в себя информацию (цели, принципы, содержание, формы и методы социального воспитания) и контингент (личностный состав, духовный ресурс воспитанников); пространственно-временные компоненты включают пространство (упорядоченная структурированная, определенным образом оформленная среда существования и преобразования личности человека) и время (форма существования и функционирования со своими циклами, способом самоосуществления человеческой личности со своей темпоритмикой, отношениями, периодами подъема, расцвета, спада активности индивида).

Опираясь на результаты теоретического анализа, обобщения теоретико-эмпирического характера и мысленное экспериментирование построим структуру социального воспитания. Структура может быть представлена в виде системы (рис. 2). Рисунок 2 отображает динамику системы социального воспитания, ее изменения, связанные с постоянным движением обусловленным самой жизнью. Реализация социального воспитания протекает в двух средах: институализированной и неинституализированной. Институализированная среда включает те институты воспитания, которые создаются с проекцией на воспитательную функцию, выполняемую государством (учреждения образования, культуры, здравоохранения и т. д.). Неинституализированная среда представляет собой совокупность социальных институтов, создаваемых обществом (землячества, соседство и т. д.). Основой для функционирования социального воспитания являются социальные заказы на личность, при этом совокупность свойств и качеств задана общественным устройством. В периоды переходности такие социальные заказы оказываются размытыми, аморфными, неопределенными. В идеале социальный заказ отражается в нормативных документах, стратегиях развития и выражены в общих или

39

конкретизированных совокупностях. Социальность является тем эффектом, который получаем в результате реализации процесса социального воспитания через механизмы социализации. Личность в результате общественных изменений сталкивается с необходимостью и потребностью социальной адаптации и социальной интеграции. Адаптивность и интегрированность позволяет быть успешным в социуме, а именно быть принятыми и включенными в него.

Названные социальные потребности приводят к возникновению противоречий, требующих своего разрешения. Для разрешения возникающих в социальной среде противоречий государственно-общественные структуры организуют три взаимосвязанных условия, каждое из которых выполняет свои функции:

• образование, направлено на формирование и развитие компетенций и компетентностей, связанных с необходимостью формирования мировоззрения, профессиональными требованиями и с потребностью в самореализации;

• организация социального опыта приводит к освоению социальных ролей в соответствии с социальными ожиданиями и требованиями, что создает предпосылки для успешного функционирования в социуме;

• индивидуальная помощь является необходимым компонентом в тех случаях, когда человек попадает в одну из кризисных групп (социально перспективные, социально незащищенные, социально неблагополучные).

Социальное воспитание

Рис. 2. Система социального воспитания.

40

Реализация этих условий осуществляется через построение трёх взаимосвязанных и взаимозависимых социально-педагогических процессов: социально-педагогическое взаимодействие, социально-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение. Эти процессы выступают системообразующими в процессуальной части социального воспитания. Это согласуется с мнением А. С. Воронина о социальном воспитание как процессе и результате стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания ...; процессе активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерном создании условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации [5, с. 17].

Опираясь на выстроенную систему, теоретический анализ и накопленный опыт можно говорить о связях социального воспитания как отрасли научного знания с другими отраслями, отражающими отношения общности между ключевыми процессами, прослеживающимися в его протекании. Исходя из позыва, что человек является объектной областью исследования необходимо изучение его биологической, социальной и психологической сущности или иначе говоря необходимо исследование человека в комплексе, поэтому социальное воспитание тесно связано с такими отраслями знания как антропология, медицина, валеология, психология; совокупной системой знаний о социальной природе общества и человека (социальная философия, социология, социальное право, социальное управление) и системой знаний о воспитание (педагогика, социальная педагогика).

Рассматривая социальное воспитание выразим его функциональную предназначенность. В педагогической системе знаний общие функции воспитания были описаны А. В. Мудриком. Они предполагают удовлетворение потребностной сферы, обеспечение социальной мобильности, преемственности и обновления, социальной сплоченности, социальной и духовно-ценностной селекции членов общества и их адаптации к новым социальным ситуациям [6, с. 50].

В более общем виде функции социального воспитания были представлены О. В. Безпалько. По её мнению, к ним относятся функции: культурологическая, социализирующая, адаптационная, ценностная, интегративная [7, с. 29]. Указанные функции тесно переплетаются с разработанной нами системой социального воспитания. Адаптационная функция предполагает обучение индивидов более эффективным моделям поведения в новых жизненных ситуациях. Адаптационная функция тесно взаимосвязана с интегративной функцией, которая нацелена на аккумулирование воспитательных влияний социальной среды. Социализирующая функция координирует и управляет процессами освоения способами и методами овладения социальных законов, норм, правил, ценностей. Культурологическая функция своей целью имеет формирование личной культуры индивида. Ценностная функция рассчитана на закрепление в поведении индивида и доведение до автоматизма социально признанных норм, перевода их из внешнего во внутренний план.

Социальное воспитание, по нашему мнению, обладает такими свойствами как дискретность, связь с жизнью, противоречивость, длительность. Остановимся на

41

каждом из свойств. Дискретность говорит о том, что социальное воспитание прерывисто и на это свойство влияет социальная ситуация развития, жизненные обстоятельства и т. п. Неоспорим тот факт, что социальное воспитание обусловлено самой жизнью и находится с ней в тесном переплетении, поэтому можно утверждать о связи социального воспитания с жизнью. Исходя из сущностной характеристики социального воспитания задается и свойство противоречивости, выражаемом в диалектическом антагонизме между индивидуальным (субъектным) и социальным в человеке. Длительность социального воспитания обусловлена тем, что оно не имеет границ по критерию времени. Оно осуществляется на протяжении всей жизни человека независимо от его опыта, статуса и т. п.

Исходя из свойств социального воспитания и его процесса возможно описать этапы (стадии) его развития. Здесь возможны две точки зрения. Первая связана с процессом осуществления социального воспитания, а вторая с теми циклами жизнедеятельности, которые происходят с воспитанником в логике периодов социального развития человека. В первом случае социальное воспитание предполагает последовательное прохождение следующих этапов: ориентации, проектирования, планирования, реализации выдвинутых задач, оценки достижений. Во втором случае, идет прохождение развития по циклам обусловленным основным видом деятельности на том или ином этапе возрастного развития. Мы разделяем мнение Р. В. Овчаровой, которая рассматривая процесс социального воспитания личности человека пришла к выводу, что он отражается через циклы: семейный, образовательный, трудовой, послетрудовой [4, с. 28]. Циклы тесно связаны с основными сферами жизнедеятельности человека и отражают их. Каждый цикл включает в себя все перечисленные выше этапы. В этом случае личность на любом из циклов должна включиться в определенную жизнедеятельность, приобрести и накопить необходимый опыт и пройти процессы интериоризации и экстериоризации, которые и обеспечат ей успешную социализацию.

Этапы (стадии) и циклы развития реализуются через направления и формы социального воспитания. Для выявления основных направлений и форм социального воспитания остановимся на рассмотрении форм рализации социального воспитания. Так Т. А. Ромм [8] указывает на четыре ее основные формы: религия (Р), философия (Ф), традиции (Т) и педагогика (П). Рассмотрим соотношение различных форм социального воспитания с помощью диаграммы Эйлера (рис. 3).

Рис. 3. Основные формы реализации социального воспитания.

42

В ходе анализа форм реализации социального воспитания приходим к выводу, что они не могут быть обособлены по отношению друг к другу и не могут быть реализованы в чистом виде. Например, сложно представить, что религиозные практики не отражают традиций конфессионального воспитания. Поэтому диаграмма приобретает иной вид (рис. 4).

Рис. 4. Соотношение форм социального воспитания в практике их реализации.

На рис. 4 видим наложение форм социального воспитания друг на друга. Отметим, что полного наложения не происходит. Это позволяет утверждать, что есть ряд форм, реализуемых в социально-образовательной практике в комбинированных сочетаниях: традиционно-религиозные, традиционно-философские, традиционно-педагогические, религиозно-педагогические и т. д. Заметим, что комбинации форм возможны в диадах, триадах и квадрах.

Применение диаграмм Эйлера позволило обнаружить, что на основе четырёх базовых форм (религия, традиции, философия, педагогика) возможно развитие других форм реализации социального воспитания.

Процесс социального воспитания в современных условиях характеризуется внутренними и внешними противоречиями. Остановимся на противоречиях, отражающихся на специфике и содержании социального воспитания. Иллюстрацией указанных противоречий может служить отражённая пирамида А. Маслоу (рис. 5), разрабатываемая О. Н. Ярыгиным [9, с. 14-15].

В ней, по мнению О. Н. Ярыгина, «за уровнем физиологических потребностей также последует уровень «безопасности и обеспеченности», но это будет стремление достигнуть удовлетворения указанных потребностей за счёт безопасности и обеспеченности других. Такое же негативное отображение происходит и с уровнем «Любви и общности», когда потребность в «общности» с себе подобными порождает не общество, а стаю хищников, зачастую уничтожающих один другого в стремлении удовлетворить потребности предыдущего уровня. Потребность в «уважении других людей и уважении человеком самого себя» также становится негативом - потребностью в «унижении других», из которого неизбежно следует вторая часть негатива - «унижение самого себя». Но осознать это «восходящий на антипирамиду» уже не в состоянии. «Тяготение» влечет его неотвратимо к антивершине. И если на вершине пирамиды находится «самоактуализация», то здесь обнаруживается «пропасть рабства». Это и

43

есть «зияющие высоты», на которых актуализация полностью вытеснена манипуляцией». Отметим, что отражённая пирамида А. Маслоу находит своё применение в диссоциальном воспитании, выделенным А. В. Мудриком.

Под диссоциальным воспитанием А. В. Мудрик понимает «целенаправленное формирование антисоциального сознания и поведения у членов контркультурных (криминальных и тоталитарно-политических и квазикультовых) организаций (сообществ)» [6, с. 117].

/ Само- \ / актуали- \ / зация \

/ Уважение, \ ' самоуважение \

Любовь , общность

Безопасность, обеспеченность

Физиологические потребности

Физиологические потребности хищника

\ Безопасность, у

\ обеспеченность /

\ за счет других /

\ Жизнь по законам / \ стаи /

\ Самооправдание, / \ страх /

\ Самоуни- / \ чтоже- / \ ние /

Рис. 5. «Пирамида потребностей» по А. Маслоу и построенное отражение.

Кроме диссоциального противоположными видами по отношению к социальному выступают просоциальное и асоциальное воспитание (рис. 6), которые в совокупности представляют систему, противостоящую социальному воспитанию -антисоциальное воспитание.

Просоциальным воспитанием называют «деятельность, осуществляемую в социуме и направленную на воспроизводство человека усвоившего ценности и образ жизни другого (чужого) общества» [10, с. 15]. Просоциальное воспитание, как правило, рассматривается как угроза американизации российского общества.

Асоциальное воспитание рассматриваем как отрицание необходимости осуществления воспитания или его полное отсутствие в силу каких-либо

44

обстоятельств, например, в ситуации потери надзора со стороны лиц, осуществляющих воспитание.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Антисоциальные виды воспитания.

Отметим, что исследования просоциального и асоциального воспитания практически не осуществляются. Можно констатировать лишь выделение в научных исследованиях данных предметных областей, требующих тщательной научной проработки.

Сохранение гуманистической направленности социального воспитания возможно, по нашему мнению, на основе понимания его с позиции государства. Л. В. Мардахаев [11] обосновал типичные подходы к пониманию социального воспитания с позиции государства. Для структурирования данной информации воспользуемся идеей базиса.

В математике базисом называется множество независимых элементов В, порождающих с помощью преобразования Р множество элементов X [12].

В. А. Ганзен обосновывает возможность использования в гуманитарных исследованиях математической теории множества различных систем. Такой подход, на наш взгляд, возможен и в исследовании социального воспитания. Воспользуемся идеей базиса для выяснения, в каком соотношении находятся направления социального воспитания.

Базис - это множество объектов, характеризующееся полнотой и упорядоченностью [12]. Он определяется числом элементов, типом отношений между ними и позволяет убедиться в полноте системного описания, упорядочить его компоненты, получить устойчивую «опору» описания, использовать ее для соотнесения различных описаний одного и того же объекта, обнаружить общность объектов различной природы. Свойствами базиса являются полнота, упорядоченность, инвариантность, большое разнообразие состава, возможность соотнесения, объединения [12, с. 40].

В данном исследовании составим пентабазис из направлений социального воспитания, выявленных Л. В. Мардахаевым: «навязывание нового образа жизни» (НЖ), «гражданское воспитание» (ГВ), «общественное воспитание» (ОВ), «воспитание по идеалу» (ВИ), «социальное специальное воспитание» (ССВ).

Представим графически пентабазис на рис. 7. Тетрада «ГВ, ОВ, ВИ и ССВ» распадается на две диады: «ГВ - ОВ» как объективные формы существования и «ВИ - ССВ» как объективные условия существования движения. По отношению к ГВ и ВИ направления социального воспитания выступают как аргумент, по

45

отношению же к ОВ и ССВ они являются только зависимой от них функцией. Если на формирование направлений социального воспитания неукоснительно влияют государственные акты, географические условия местности, а также национальные исторически сложившиеся традиции, то на специальное социальное воспитание, в свою очередь, накладывает отпечаток личность конкретного человека, формирование его чувств, взглядов, убеждений, отношений к науке, истории своего Отечества, культуре и людям вообще, иногда обусловленные дефектом развития.

Рис. 7. Пентабазис направлений социального воспитания с позиции государства.

Условные обозначения: ГВ - гражданское воспитание; ОВ - общественное воспитание; ВИ -воспитание по идеалу; ССВ - социальное специальное воспитание; НЖ - навязывание нового образа жизни.

Используя математическую формулу Y = F(x), мы получаем в триаде «НЖ, ГВ и ВИ» такое выражение Y - F(x1x2), где под У понимается НЖ как базис, а под х1 и х2 - зависимые от него функции ГВ и ВИ. Из этого следует вывод: воспитание по идеалу (ВИ) является только надстройкой над новым образом жизни (НЖ), который является ее базисом. Изменяясь ВИ оказывает своё влияние на НЖ.

С точки зрения диалектического подхода, НЖ как базис вовсе не присутствует в ВИ (надстройке) целиком и непосредственно. Он присутствует в ней исключительно структурно, т. е. как поднаправление. Эти сопоставления сформулированы на основании методически структурного уподобления базиса и надстройки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении отметим, что нами вскрыты и обоснованы сущность, структура, состав, связи, функции, свойства, этапы (стадии), формы, направления социального воспитания. Полученные знания о социальном воспитании позволяют разрабатывать теоретические и практические его аспекты более тщательно и наукообразно. Дальнейшего исследования требуют пути, принципы, характеристики и специфика социального воспитания.

Список литературы

1. Липский И. А. Социальная педагогика: методологический анализ / И. А. Липский. - М.: Сфера, 2004. - 320 с.

2. Аксютина З. А. Система углубленной профессиональной подготовки студентов вуза к социальному воспитанию: Монография / З. А. Аксютина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. - 204 с.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" URL:

46

https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html Дата обращения: 01.07.2018.

4. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2004. -480 с.

5. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике: Учебное электронное текстовое издание / А. С. Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с.

6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 200 с.

7. Безпалько О. В. Сощальна педагогжа: схет, таблищ, коментарг навч. поаб. / О. В. Безпалько. - К.: Центр учбово! лггератури, 2009. - 208 с.

8. Ромм Т. А. Исторический генезис теоретических образов социального воспитания за рубежом: монография / Т. А. Ромм. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - 170 с.

9. Ярыгин О. Н. Методология формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научных и научно-педагогических кадров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. / О. Н. Ярыгин. - Тольятти, 2012. - 42 с.

10. Аксютина З. А. Роль средств массовой информации в просоциальном воспитании молодежи / Регионализация молодежной политики в России: история, опыт, практика: материалы Всеросс. научно-практической конференции. / З. А. Аксютина. - СПб.: ООО «Архей», 2013. - С. 15-17.

11. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л. В. Мардахаев. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 797 с.

12. Ганзен В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. -176 с.

METHODOLOGICAL COMPONENTS OF SOCIAL EDUCATION: SCIENTIFIC

AND CONTENT LEVEL

Aksyutina Z. A.

Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation

E-mail: aksutina_zulfia@mail.ru

In the proposed article, the author makes an attempt to systematize the modern scientifically-meaningful level of knowledge about social education. The structure of the level under consideration contains knowledge about the nature, structure, composition, relationships, functions, properties, stages, forms, directions of social education. Being the object of social pedagogy, social education most often acts as an object for customer-oriented research, while its methodology remains insufficiently studied and substantiated. In a dynamically changing world, the role of methodological knowledge is increasing.

The construction of a universal interaction scheme allowed an analysis of social education to identify its essential characteristics. This operation contributed to the formulation of the key concept of research. In the course of the analysis, the author comes to the conclusion that there is a dialectical interconnection and inconsistency between the individual (subjective) and social in a person. The composition of social education contains information and energy resources and spatio-temporal components. The system of social education is built on the basis of the analysis of the central element, which made it possible to substantiate the environments in which the procedural side of social education flows, identify the main functions, determine the leading mechanism for launching the system of social education, and describe the core system. The constructed

47

scheme allows us to talk about the integrity of the system of social education. The author actualizes the connection of social education with the sciences that study it or interact with it. A generalization of the theoretical views on social education available in modern science made it possible to determine its main functions. Turning to the properties of social education, the author denotes them and gives a brief description of them. Further analysis leads to conclusions about the stages, directions, forms of social education. An illustration of the contradictions of social education was made on the basis of the "reflected" pyramid of needs of A. Maslow.

As a result of the study, the author of the article sets a new vector for the study of the methodology of social education, relying on a systematic approach and categorical-systemic methodology.

Keywords: social education, methodological components, scientific and substantive level, essence, structure, composition, connections, functions, properties, stages (stages), forms, directions.

References

1. Lipsky I.A., Social pedagogy: methodological analysis. 320 p. (Moscow, 2004).

2. Aksyutina Z.A., System of advanced vocational training of university students for social education, 204 p. (Omsk, 2014).

3. The order of the Government of the Russian Federation of May 29, 2015 No. 996-r, Moscow "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period until 2025" URL: https: //rg.ru/2015/06/08/vospritanie-dok.html Date of access: 07/01/2018.

4. Ovcharova R.V., Reference book of a social educator, 480 p. (Moscow, 2004).

5. Voronin A.S., Glossary of terms on general and social pedagogy: Educational electronic text edition, 135 p. (Yekaterinburg, 2006).

6. Mudrik A., Social pedagogy, 200 p. (Moscow, 2005).

7. Bezpalko O.V., Social pedagogy: schemes, tables, comments, 208 p. (Kiev, 2009).

8. Romm T.A., The historical genesis of theoretical images of social education abroad, 170 p. (Novosibirsk, 2007).

9. Yarygin O.N., Methodology of the formation of competence in analytical activity in the preparation of scientific and scientific-pedagogical personnel, 42 p. (Tolyatti, 2012).

10. Aksyutina Z.A., The role of the media in the prosocial education of youth, Regionalization of youth policy in Russia: history, experience, practice: materials All-Russian scientific and practical conference, (St. Petersburg, 2013), P. 15-17.

11. Mardahaev L.V., Social pedagogy, 797 p. (Moscow, 2011).

12. Ganzen V.A., System descriptions in psychology, 176 p. (Leningrad, 1984).

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.