2. Социология: Энциклопедия. Минск : Интерпресссер-вис, Книжный дом, 2003. URL: https://sociology_encyclopedy. academic.ru (дата обращения: 30.08.2018).
3. Дробижева Л. М. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. 2017. № 1. С. 7-31.
4. Безгина Н. В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 3-1. С. 241-249.
5. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «Гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 250-254.
6. Кожанов И. В. Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации в системе непрерывного образования // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 5. URL: https://naukovedenie. ru/PDF/180PVN515.pdf (дата обращения: 28.08.2018).
7. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции» (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56619643/ (дата обращения: 28.08.2018).
8. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социо-кинетика. 2014. № 3. С. 9-16.
9. Выступление президента России В. В. Путина на XI Съезде Российского союза ректоров // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 2. С. 5-10.
10. Беккер Дж. Образование по системе свободных искусств и наук: ответ на вызовы XXI в. // Вопросы образования. 2015. № 4. С. 33-61.
11. Bonvillian G. The liberal arts college adapting to change: the survival of small schools. New York : Garland Publishing, 1996. 272 p.
12. Bothwell E. Liberal arts colleges 'best for teaching satisfaction' // Times Higher Education. 2016. 22 Sep. URL: https://www.timeshighereducation.com/news/liberal-arts-colleges-best-for-teaching-satisfaction#survey-answer (дата обращения: 28.08.2018).
13. Tubbs N. Philosophy and Modern Liberal Arts Education. Freedom is to Learn. London : Palgrave Macmillan. 2014. 204 p.
14. Jung I. Liberal Arts Education and Colleges in East Asia. Possibilities and Challenges in the Global Age. Singapore: Springer, 2016. 206 p.
15. Ньюмен Дж. Г. Идея Университета. Минск : БГУ, 2006. 208 с.
16. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. К. : Вак-пер, 1997. 327 с.
17. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М. : Издательство Академии педагогических наук, 1948. Т. 1. 740 с.
18. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д. : Изд-во СевероКавказского научного центра высшей школы. 1999. 200 с.
19. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В. С. Степина. М. : Мысль. 2001. URL: https://iphlib.ru/ greenstone3/library/library/collection/newphilenc/page/about (дата обращения: 28.08.2018).
20. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты : коллективная монография / К. В. Патырбаева [и др.]; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь : Перм. гос. нац. иссл. ун-т, 2012. 250 с.
21. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : моногр. Волгоград : Перемена, 2001. 181 с.
22. Ferrall V. E. Liberal arts at the brink. Cambridge, Harvard University Press, 2011. 304 p.
© Авдонина Н. С., 2019
УДК 37.013 Науч. спец.: 13.00.01
НАУЧНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В статье дана характеристика научно-содержательного уровня социального воспитания, что позволило описать основные его структурные компоненты: сущность, структуру, состав, связи, функции, свойства, этапы, принципы, особенности и специфику.
Ключевые слова: социальное воспитание, социализация, социальный институт, социальность, социальное развитие.
3. A. AHcrnmuHa Z. A. Aksyutina
SCIENTIFIC AND SUBSTANTIVE CHARACTERISTICS OF SOCIAL EDUCATION
The article characterizes the scientific and substantive levels of social education in order to describe its main structural components: essence, configuration, composition, relations, functions, properties, stages, principles, peculiarities and specificity.
Keywords: social education, socialization, social institution, sociality, social development.
В анализе научно-содержательного уровня методологии социального воспитания будем опираться на мнение И. А. Липс-кого о том, что он включает вскрытие сущности, структуры, соста-
ва, связей, функций, свойств, этапов (стадий), принципов, особенностей и специфики объекта исследования [1]. В заданном порядке и будем проводить анализ социального воспитания.
Первоначально определим, что есть социальное воспитание. Многообразие имеющихся в теории социального воспитания определений говорит о том, что в современной педагогической науке и практике нет единого подхода к выявлению сущности социального воспитания, поэтому и нет единой трактовки рассматриваемого понятия.
Нами выделяются три основных подхода к трактовке социального воспитания, где данное понятие определяется как аспект социализации; либо как часть воспитания; либо как процессуальная сторона развития и поддержки человека [2, с. 65].
А. И. Левко указывает на двойственность социального воспитания. В первом случае это воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними, где результатом выступает социализация. Во втором случае это процесс овладения индивидом определенным типом культуры, а результат — личность как активный субъект культуры [3]. Т. А. Ромм резюмирова-
ла анализ определений понятия социального воспитания выводами о том, что оно выражает процесс и результат педагогической деятельности по социальному развитию; компонент культуры; педагогический механизм социализации; социальный институт; систему общественной и государственной помощи; способ научного теоретизирования по поводу взаимодействия человека и общества [4, с. 296297]. Пестрота научных позиций по определению сущности социального воспитания указывает на неоднозначность и сложность, с одной стороны, и на противоречивость в систематике рассматриваемого объекта, с другой. Попытаемся систематизировать накопленное содержание.
Традиционно социальное воспитание в научных исследованиях рассматривается как теория (отрасль научного знания) и сфера практической деятельности (область социальной практики). Указанные состояния познания тесно сопряжены и вместе с тем имеют различия в методологических компонентах, что находит отражение в таблице 1.
Таблица 1
Взаимосвязь инвариантов методологических компонентов социального воспитания
компоненты качественные состояния
Отрасль научного знания Область социальной практики Авторская трактовка
Объект Человек в социальной среде Взаимодействия человека в социальной среде Система социальных взаимодействий человека в зоне ее ближайшего окружения
предмет Социальность как совокупность социальных потребностей, мотивов, представлений Социализация как результат социального формирования личности Педагогические воздействия социальных институтов
Цель Социально-воспитательные концепции и теории Гармонизация человека в социальной среде Социальное становление личности (социальность)
Различия имеются во всех методологических компонентах. Полученные результаты позволяют построить следующую универсальную схему взаимодействия элементов
в определении сущности социального воспитания на основе имеющегося знания:
Система социальных взаимодействий человека в зоне ее ближайшего окружения
Сделаем пояснения к рисунку. Источником разворачивания социального воспитания выступает деятельность социума (ДС). Система социальных взаимодействий человека в зоне ее ближайшего окружения, выстроенная через совокупность образования (О), организации социального опыта (СО) и индивидуальной помощи (ИП), является компонентом трансляции ценностей и целей социального воспитания.
Педагогические воздействия социальных институтов (ПВ) выступают в качестве механизмов социального воспитания. Социальное становление личности (СС) — заданный результат социального воспитания, а социальность (С) — получаемый эффект социального воспитания.
Рассматриваемая схема, ее анализ и обобщение всех научных данных позволяет определить социальное воспитание как деятельность социума посредством построения системы социальных взаимодействий человека в зоне ее ближайшего окружения путем организации образования, социального опыта и индивидуальной помощи с целью социального становления личности и обретения ею заданного уровня социальности.
Образование включает в себя систематическое обучение и самообразование.
Организация социального опыта осуществляется благодаря участию ребенка в различных формализованных и неформализованных объединениях (класс, кружок, дворовая компания сверстников, соседство, референтная группа и т. п.).
Индивидуальная помощь — это сознательная попытка других лиц (родителей, учителей, близких, друзей и т. д.) помочь ребенку приобрести определенные знания, навыки для удовлетворения собственных потребностей и потребностей других людей; осознать свои ценности и возможности; развить самосознание и самоутверждение, чувство принадлежности к определенной группе и социуму.
Социальное воспитание обеспечивается обществом и государством в организациях, которые специально создаются для его осуществления (школа, сеть внешкольных учреждений, детские и молодежные организации и т. п.), а также в тех, где воспитание не является основной функцией (институт науки, институт культуры, институты религии, политические институты и др.). Роль государства в организации социального воспитания заключается в том, что оно не только создает его инфраструктуру, но в первую очередь формулирует цели и задачи социального воспитания, закрепляя их в государственных программах и документах (например, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [5]), определяет структуру и содержание воспитания. Ведущей задачей общества по социальному воспитанию является создание оптимальных условий для полноценного развития личности.
Рассмотрим, что входит в состав социального воспитания. По мнению Р. В. Овчаровой в состав социального воспитания как системы включены информационно-энергетические ресурсы и пространственно-временные компоненты [6, с. 28-29]. Информационно-энергетические ресурсы включают в себя информацию (цели, принципы, содержание, формы и методы социального воспитания) и контингент (личностный состав, духовный ресурс воспитанников);
пространственно-временной компонент включает в себя пространство (упорядоченная, структурированная, определенным образом оформленная среда существования и преобразования личности человека) и время (форма существования и функционирования со своими циклами, способом самоосуществления человеческой личности, со своей тем-поритмикой, отношениями, периодами подъема, расцвета, спада активности индивида).
Опираясь на выстроенную систему, теоретический анализ и накопленный опыт можно говорить о связях тематики социального воспитания как отрасли научно-педагогического знания с другими отраслями, отражающими отношения общности между ключевыми процессами, прослеживающимися в его протекании. Поскольку объектом социального воспитания является человек, необходимо изучение его биологической, социальной и психологической природы или, иначе говоря, необходимо исследование человека в комплексе, а поэтому социальное воспитание тесно связано с такими отраслями знания, как антропология, медицина, валеология, психология; совокупной системой знаний о социальной природе общества и человека (социальная философия, социология, социальное право, социальное управление) и системой знаний о воспитании (педагогика, социальная педагогика).
Рассматривая социальное воспитание, выразим его функциональную предназначенность. Общие функции воспитания, согласно А. В. Мудрику, предполагают удовлетворение потребностной сферы, обеспечение социальной мобильности, преемственности и обновления, социальной сплоченности, социальной и духовно-ценностной селекции членов общества и их адаптации к новым социальным ситуациям [7, с. 50].
В более общем виде функции социального воспитания были представлены О. В. Безпалько. По ее мнению, к ним относятся функции: культурологическая, социализирующая, адаптационная, ценностная, интегративная [8, с. 29]. Адаптационная функция предполагает обучение индивидов более эффективным моделям поведения в новых жизненных ситуациях. Адаптационная функция тесно взаимосвязана с интегративной функцией, которая нацелена на аккумулирование воспитательных влияний социальной среды. Социализирующая функция соотнесена с процессами освоения способами и методами овладения социальных законов, норм, правил, ценностей. Культурологическая функция своей целью имеет формирование личной культуры индивида. Ценностная функция предполагает закрепление в поведении индивида и доведение до автоматизма социально признанных норм, перевод их из внешнего во внутренний план.
Социальное воспитание, по нашему мнению, обладает такими свойствами, как дискретность, связь с жизнью, противоречивость, длительность. Остановимся на каждом из свойств. Дискретность говорит о том, что социальное воспитание прерывисто и на это свойство влияет социальная ситуация развития, жизненные обстоятельства и т. п. Неоспорим тот факт, что социальное воспитание обусловлено самой жизнью и находится с ней в тесном переплетении, связи. Из сущностной характеристики социального воспитания вытекает свойство противоречивости, выражаемой в диалекти-
ческом противоречии между индивидуальным (субъектным) и социальным в человеке. Длительность социального воспитания обусловлена тем, что оно не имеет границ по критерию времени. Оно осуществляется на протяжении всей жизни человека независимо от его опыта, статуса и т. п.
Исходя из свойств социального воспитания и особенностей протекания его процесса, возможно описать его основные этапы (стадии). Здесь возможны две точки зрения. Первая связана с процессом осуществления социального воспитания, а вторая с теми циклами жизнедеятельности, которые задают логику социального развития человека.
В первом случае социальное воспитание предполагает последовательное прохождение следующих этапов: ориентации, проектирования, планирования, реализации выдвинутых задач, оценки достижений. Во втором случае осуществляется развитие по циклам, обусловленным основным видом деятельности в том или ином возрасте. Мы разделяем мнение Р. В. Овчаровой, которая, рассматривая процесс социального воспитания личности человека, пришла к выводу, что он отражается через циклы: семейный, образовательный, трудовой, послетрудовой [6, с. 28]. Циклы тесно связаны с основными сферами жизнедеятельности человека и отражают их. Каждый цикл включает в себя все перечисленные выше этапы. В этом случае личность на любом из циклов должна включиться в определенную жизнедеятельность, приобрести и накопить необходимый опыт и пройти процессы интериоризации и экстериоризации, которые и обеспечат ей успешную социализацию.
Важной составляющей научно-содержательного уровня анализа социального воспитания выступают принципы социального воспитания, рассматриваемые нами как его исходные позиции. Принципы социального воспитания подробно рассматривают А. В. Мудрик и Р. В. Овчарова, однако отношение к ним у авторов различное. А. В. Мудрик обнаруживает в основе принципов социального воспитания главным образом общепедагогические принципы — незавершимос-ти, целостности, центрации на личности, коллективности, гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, вариативности, дополнимости, событийности. Р. В. Овчарова формулирует их на основе процессуальной составляющей социального воспитания. Отметим, что в принципы, разработанные Р. В. Овчаровой, заложены основные понятия социального воспитания: индивидуальная помощь, социальное взаимодействие, социальный опыт и социальные феномены: ближайшая микросреда (семья, школа, община), общественная защита, социальный статус, практическая забота, групповая поддержка, социальная компетентность, обеспечение, социокультурное пространство, реадаптация, изменившийся социум [6, с. 30].
В. А. Никитин выделяет общие и социально-педагогические принципы к которым относит: принцип развития, вариативности, принцип социальности. Он пишет: «Принцип социальности по своему содержанию шире содержания, которое вкладывается в понятие социальности как личностного свойства, приобретаемого человеком в процессе социализации. Сама природа человека, все аспекты процесса его социализации или ресоциализации, т. е. все стороны бытия функционирующей личности — социально детерминированы. Обществу в целом, самим участникам социально-
педагогической деятельности небезразличны ее социальные последствия. При этом не обязательно речь должна идти о стандартизации социальных качеств людей. Необходимо стремиться в русле господствующего направления социализации или ресоциализации к развитию "открытой" в социальном отношении личности, относящейся к другой с гуманистических и демократических позиций» [9, с. 44].
Основными особенностями социального воспитания является то, что:
• его направленность сопряжена с преобразованием социальной среды, а также с гуманизацией отношений в социуме;
• оно протекает в поиске разрешения витальных кризисных ситуаций развития личности.
Специфика социального воспитания исследуется в педагогике, психологии, социологии, философии и др. науках и имеет два основания, опирающихся на понимание смысла термина «социальное», на что обратила внимание М. А. Га-лагузова [10].
Исходя из понимания социального воспитания как видового по отношению к воспитанию, возникает специфика агентов воспитания, в роли которых выступают различные воспитательные организации. Часть воспитательных организаций создается внутри государственных систем или ведомств. Так, например, в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ ст. 10, это организации создаваемые на уровне: общего образования (дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование), профессионального образования (среднее профессиональное образование; высшее образование — бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) и дополнительного образования (дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) [11]. Кроме того, создаются социальные институты и организации, в которых воспитание не является ключевой функцией (например, религия — религиозное воспитание).
Вторая трактовка социального воспитания акцентирует содержательную его сторону: социальное воспитание предполагает социальное развитие человека, его осуществляет государство, общество, семья и сам человек.
Социальное воспитание является регулятором отношений между социальной и индивидуальной природой человека, поэтому оно ориентировано на гармонизацию отношений человека с обществом в целом и ближайшим окружением в частности. А весь его методологический арсенал (сущность, структура, состав, связи, функции, свойства, этапы (стадии), принципы, особенности и специфика социального воспитания) направлен на достижение гармонии человека и общества.
Природа социального воспитания имеет системный характер, проявляющийся в единении с различными по составу целями, содержанием практик социальной жизни, что и придает ему (социальному воспитанию) «слож-носоставность». Выступая в качестве подсистемы воспитания, оно находится в тесной связи с аналогичными подсистемами, которые традиционно классифицируют по формам (семейное, конфессиональное и др.) и объектам
Гуманитарные исследования • 2019 • № 2 (23)
93
воспитания (гражданское, патриотическое и др.), называемыми видами воспитания.
1. Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ. М. : ТЦ Сфера, 2004. 320 с.
2. Аксютина З. А. Система углубленной профессиональной подготовки студентов вуза к социальному воспитанию. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2014. 204 с.
3. Левко А. И. Социальная педагогика : учеб. пособие. Минск : УП ИВЦ Минфина, 2003. 341 с.
4. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. Новосибирск : Наука; Изд-во НГПУ. 2007. 380 с.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 01.07.2018).
УДК 377+159.98 Науч. спец.: 13.00.01
СОВРЕМЕННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ СИНЕСТЕЗИИ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Современное профессиональное образование занято активным поиском методов и подходов к оптимизации образовательной и профессиональной деятельности человека. Одно из направлений этого поиска связано с пересмотром традиционных проблем образования, в том числе феноменов и явлений познавательной сферы человека, их осмысления в контексте проблем индивидуального стиля обучения и стиля учения, метакогнитивных процессов и структур. Один из таких феноменов, не теряющий своей значимости, но, напротив, только начинающий занимать свое истинное место в образовании и деятельности будущих и настоящих специалистов — синестезия. Цель статьи — осмысление подходов к пониманию синестезии в контексте учебно-профессиональной подготовки и деятельности личности. Результаты исследования подтверждают продуктивность дальнейших исследований синестезии в контексте современного образования.
Ключевые слова: синестезия, психофизиологический подход, социокультурный подход, метапознание, образование.
Современное профессиональное образование занято активным поиском методов и подходов к оптимизации образовательной и профессиональной деятельности человека. Одно из направлений этого поиска связано с пересмотром традиционных проблем образования, в том числе феноме-
6. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М. : тЦ Сфера, 2004. 480 с.
7. Мудрик A. В. Социальная педагогика / под ред. В. A. Сластенина. М. : Издательский центр «Академия», 2005. 200 с.
8. Безпалько О. В. Со^альна педагопка: схем^ таблица коментарк навч. поЫб. КиТв : Центр учбовоТ лтератури, 2009. 208 с.
9. Социальная педагогика / под ред. В. А. Никитина. М. : Изд-во ВЛАДОС, 2000. 272 с.
10. Галагузова М. А. Научные и нормативные понятия в педагогических исследованиях // Грани познания. 2016. № 4 (47). С. 67-70.
11. ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://zakon-ob-obrazovanii. ru/ (дата обращения: 30.06.2018).
© Аксютина З. А., 2019
MODERN AND TRADITIONAL STUDIES OF SYNESTHESIA IN EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF AN INDIVIDUAL
Modern vocational education is in an active search of the methods and approaches to the optimization of educational and professional activities of a person. One of the areas of the search is related to the reviewof conventional problems of education, including phenomena and events of human cognitive sphere, comprehension of them in the context of problems of the individual learning style and methods of teaching, meta-cognitive processes and structures. One of such phenomena, which does not lose its significance, but, on the contrary, begins to occupy its valid place in education and activities of future and acting specialists is synesthesia. The purpose of the article is the reflection on approaches to understanding synesthesia in the context of educational and vocational training and activities of an individual. The results of the study confirm the productivity of further researches on synesthesia in the context of modern education.
Keywords: synesthesia, psychophysiological approach, sociocultural approach, metacognition, education.
нов и явлений познавательной сферы человека, их осмысления в контексте проблем индивидуального стиля обучения и стиля учения, метакогнитивных процессов и структур, формирующихся, развивающихся и активно используемых учащимися, обучающимися, учителями и преподавате-
М. Р. Арпентьева, Н. Г. Баженова, О. П. Степанова, О. В. Токарь, Е. Ю. Шпаковская M. R. Arpentieva, N. G. Bazhenova, O. P. Stepanova, O. V. Tokar, E. Yu. Shpakovskaya