Научная статья на тему 'Методологические и методические аспекты социально-экономической оценки развития продовольственного рынка'

Методологические и методические аспекты социально-экономической оценки развития продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
235
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДИКА / ОЦЕНКА / ФАКТОРЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / МЕТОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локтионова Юлия Николаевна

В современных условиях надежное обеспечение населения страны продовольствием за счет отечественного производства имеет стратегическое значение, поскольку от его наличия во многом зависят не только продовольственная, но и национальная безопасность. В решении этой проблемы особая роль принадлежит продовольственному рынку как составной части ее экономической и национальной безопасности, основы обеспечения населения продуктами питания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Локтионова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические и методические аспекты социально-экономической оценки развития продовольственного рынка»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО

РЫНКА

Ю.Н. Локтионова

Аннотация. В современных условиях надежное обеспечение населения страны продовольствием за счет отечественного производства имеет стратегическое значение, поскольку от его наличия во многом зависят не только продовольственная, но и национальная безопасность. В решении этой проблемы особая роль принадлежит продовольственному рынку как составной части ее экономической и национальной безопасности, основы обеспечения населения продуктами питания.

Ключевые слова-, рынок, продовольствие, методология, методика, оценка, факторы, показатели, метод, эффективность.

При рассмотрении проблем развития организационно-экономического формирования продовольственного рынка важным аспектом является решение задач по продовольственному обеспечению населения необходимыми продуктами питания.

Задача развития российского продовольственного рынка заключается в его насыщении отечественным продовольствием, прежде всего по социально значимым его видам. Отнесение тех или иных продуктов отечественного производства в число приоритетных определяется их значимостью в рационе питания населения по количеству и содержанию необходимых компонентов; степенью транспортабельности, позволяющей обеспечивать поставки сырья и продовольствия из вывозящих регионов в регионы, где производство этого вида продукции невозможно осуществить по тем или иным причинам собственными силами в достаточном объеме. К числу необходимых требований к важнейшим видам сырья и продовольствия относятся и такие, как пригодность к длительному хранению в сыром или переработанном виде, что обусловлено условиями создания страховых и резервных фондов.

Методологические и методические аспекты социально-экономической оценки развития продовольственного рынка нами рассматриваются с позиций достижения его главной задачи и цели через выявление основных факторов и показателей, влияющих на экономику продовольственного комплекса, определение которых направлено на разработку путей интенси-

фикации производства и обеспечения населения продовольствием.

Данная оценка позволяет охарактеризовать продовольственное обеспечение населения, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Продовольственную обеспеченность следует рассматривать с трех сторон: во-первых, с позиции непосредственного обеспечения продуктами питания населения; во-вторых, его защиты от недоброкачественных продовольственных товаров; в-третьих, защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от крупномасштабных импортных поставок продовольствия.

При систематизации факторов, мы основываемся на методологический подход взаимосвязи всей системы факторов, включающий:

- комплексный подход в оценке внешнего и внутреннего воздействия на рост производства сельскохозяйственной продукции и обеспечение населения продуктами питания;

- роль государства в регулировании экономических отношений между сельскими товаропроизводителями и средствами их обслуживания;

- оценку составляющих элементов производственного потенциала, который предполагает выявление лимитирующего фактора, определение диспропорции в структуре ресурсов, выделение «ведущего звена» в развитии производства, согласование функциональных зависимостей между отдельными факторами и частями производства;

Информация об авторе

Локтионова Юлия Николаевна, кандидат экономических наук, начальник отдела аспирантуры и докторантуры Российского государственного социального университета, тел. 8-906-783-39-60, E-mail lokt-u@mail.ru.

- разработку вариантов оптимизации элементов производства, где технология является связующим началом, на основе совершенствования которой будет получен синергический эффект,

- определение ведущей роли человека, как основной производительной силы; смещение от административных к экономическим методам управления; возросшую роль управления в регулировании производства; ликвидацию диспропорций, узких мест, использование вычислительной техники и автоматизированных систем управления.

С учетом данного подхода, все факторы, которые в наибольшей степени оказывают воздействие на формирование и развитие продовольственного рынка, можно объединить в следующие основные группы: организационные, социально-экономические, политические и нормативные.

К организационным факторам относятся: организационная структура, функции, рыночная инфраструктура, маркетинг, подготовка и переподготовка кадров. К экономическим - состояние экономики, специализация, кооперация и интеграция, механизм экономических отношений, внутрихозяйственные отношения, мотивация труда. Социальные факторы представлены уровнем доходов населения, менталитетом, демографической ситуацией, религиозными институтами.

Политические и нормативные факторы -это система нормативно-правовых актов, государственное регулирование и контроль, внешнеэкономическая политика, внутриэкономиче-ская политика.

Таким образом, все перечисленные факторы взаимосвязаны между собой, поэтому при разработке стратегии развития продовольственного рынка они должны рассматриваться и анализироваться комплексно.

Мы разделяем мнение А И. Алтухова о том, что «Уровень продовольственного обеспечения безопасности должен характеризоваться, с одной стороны, степенью удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, с другой - надежностью продовольственного обеспечения. В качестве базовых показателей продовольственной безопасности применимы уровень производства и потребления основных видов продовольствия и элементов пиши на душу населения, степень их физической и экономической доступности и достаточности исходя из медицинских норм» [1].

В.И. Назаренко к основным показателям продовольственного обеспечения относит: «уровень сельскохозяйственного производства; степень самообеспеченности продовольствием; наличие переходящих запасов; уровень потреб-

ления критически важных продуктов и степень доступности продовольствия для наиболее бедной части населения и размерность этой группы» [2].

Методология и методика социально-экономической оценки эффективности развития продовольственного рынка должны основываться на влиянии внешних и внутренних факторов, воздействующих на него с учетом: 1) определения спроса и предложения; 2) степени развития аграрного сектора экономики; 3) уровня экспорта и импорта продуктов питания;

4) формирования рыночной инфраструктуры;

5) уровня регулирования рыночных отношений.

В основу методологического подхода социально-экономической оценки развития продовольственного рынка должен быть положен комплексный подход в контексте с уровнем обеспечения населения страны отечественными продуктами питания и поддержкой национальных производителей: стимулирование развития отечественного сельхоз-производства; платежеспособный спрос; рост объемов производства и предложения; осуществление аграрного протекционизма; стимулирование экспорта и ограничение импорта продукции.

По нашему мнению, методологические и методические аспекты социально-экономической оценки развития продовольственного рынка представляют собой учения о принципах построения, формах и способах научнопознавательной деятельности к изучению явлений и процессов, происходящих в хозяйственной жизни. Методологической основой такой оценки является диалектический материализм, согласно которому все процессы и явления рассматриваются в непрерывном движении и изменении, характеризуются единством и борьбой противоположностей.

Среди методов исследования, применяемых при оценке развития продовольственного рынка, различают общенаучные и конкретно-научные, или специальные. Первые имеют более широкое применение, к ним относятся метод научной абстракции, а также методы анализа, индуктивный и дедуктивный, экспериментальный и др.

Метод научной абстракции представляет собой движение от конкретного к абстрактному и обратно. Научное абстрагирование заключается в отвлечении от внешних, несущественных признаков явлений и выделении в них общих, значимых признаков. Абстрагирование лежит в основе формирования экономических понятий и категорий. Например, при изучении закона спроса на продовольственные товары анализируется только взаимосвязь между спросом и

ценой при абстрагировании от ценовой политики государства, действия конкуренции и т.д. Абстрагирование может носить более или менее глубокий характер, но никогда нельзя абстрагироваться от существа экономических явлений.

При оценке развития продовольственного рынка экономических явлений следует использовать анализ и синтез. При анализе происходит расчленение экономических явлений на составные элементы, причем каждый элемент подвергается последовательному изучению. Например, анализируя структуру предприятия, можно выделить в его составе отдельные отрасли и изучить каждую из них. Однако чтобы определить специализацию предприятия и его особенности, понять связь между отраслями, необходим другой прием - синтез, т.е. мысленное объединение отдельных элементов объекта. Любой предприниматель обязан сопоставлять свои затраты с затратами конкурентов, соизмерять затраты и полученные результаты, сравнивать многие альтернативные варианты деятельности. Известный подход в предпринимательской деятельности «затраты-результаты» тоже, по существу, основан на методе сравнительного анализа.

При определении эффективности развития продовольственного рынка, необходимо исходить из того, что это является в решающей степени макроэкономической проблемой, связанной с функционированием агропромышленного производства.

Эффективность аграрного сектора экономики, его воздействие на предотвращение угрозы продовольственной безопасности следует определять на стадиях планирования и прогнозирования, разработки программ, проектирования и фактических результатов.

При проектировании в систему показателей должны включать: себестоимость продукции и работ, производство дополнительной продукции за счет инвестиций и других мероприятий, окупаемость вложенных средств. Расчеты конечных показателей должны основываться на учете: продуктивности, себестоимости и затрат труда на производство продукции; прибыли и уровня рентабельности производства; срока окупаемости инвестиций.

При определении фактических финансовых результатов действующих предприятий следует учитывать себестоимость единицы продукции, затраты труда, прибыль и уровень рентабельности, окупаемость производственных затрат средств.

Эффективность на перспективу при освоении достижений научно-технического прогресса целесообразно определять с учетом воздействия факторов, влияющих на конечные ре-

зультаты производства. Так, на первом этапе определяются меры по повышению эффективности использования производственных ресурсов, на втором - определяется себестоимость продукции, на третьем - рассчитывается прямой эффект, чистый доход, уровень рентабельности, окупаемость инвестиций, приведенные затраты.

Определение себестоимости основывается на учете текущих затрат сельскохозяйственных предприятий на производство продукции и ее реализацию, выраженные в денежной форме. Себестоимость складывается из расходов, обусловленных использованием в процессе производства сельскохозяйственных угодий, машин, механизмов и иных основных фондов, материальных, трудовых и других производственных ресурсов, и выражается в виде суммы затрат на единицу валовой продукции.

Размер прибыли, уровень рентабельности и другие показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия определяются на основе себестоимости и зависят от нее. Таким образом, себестоимость продукции является ключевым показателем эффективности производства, влияющим на конкурентоспособность продукции на рынке и финансово-экономическое состояние предприятия.

Рентабельность характеризует результат хозяйственной деятельности за определенный период и рассчитывается как отношение полученной прибыли к вложениям в основные и оборотные средства. В экономическом анализе выделяют следующие виды рентабельности: народно-хозяйственную, отраслевую (по отраслям экономики - сельское хозяйство, промышленность, торговля и т.д.), внутриотраслевую (по видам продукции и товарным группам - животноводство, растениеводство, производство зерна, пшеницы, свинины и т.п.), общую и хозрасчетную [3].

Каждая отрасль народного хозяйства имеет свою систему показателей рентабельности. В сельском хозяйстве это валовой доход, чистый доход, общая прибыль, прибыль в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий или пашни, прибыль в расчете на одного среднегодового работника, прибыль в расчете на один чело-веко-день, норма прибыли, окупаемость затрат. Эти же показатели применяются для расчета рентабельности в отдельных отраслях хозяйства.

Валовой доход (БД) - разница между стоимостью валовой продукции (ВП) и производственными материальными затратами.

Чистый доход (ЧД) - разница между валовой продукцией и совокупными (полными) затратами на ее производство.

Валовая прибыль (ПРе) - финансовый результат от производственной и непроизводственной деятельности предприятия с точки зрения доходности, это общий объем реализованной товарной продукции по цене продаж за вычетом затрат на производство и реализацию товарной продукции.

Прибыль от реализации рассчитывают как разницу между денежной выручкой от реализации товаров и услуг и полной себестоимостью на производство и реализацию.

Чистая прибыль определяется как валовая прибыль минус налоги, не учтенные в себестоимости.

Перечисленные показатели являются абсолютными. Они характеризуют эффект, общий результат. Однако без соотношения с затратами по ним нельзя судить об эффективности используемых ресурсов.

Рентабельность является показателем сравнительной эффективности производственной или всей деятельности предприятия при сопоставлении стоимостного результата с матери-ально-денежными затратами. Кроме того, рентабельность является индикатором, определяющим для предприятия наиболее выгодные виды продукции.

Если говорить обобщенно, то в сельском хозяйстве уровень рентабельности определяют как отношение прибыли к себестоимости, %:

- уровень рентабельности по чистому доходу:

к = 1. х ЮО ■

Ч ,'^1 “

пр

- уровень рентабельности по прибыли от реализации:

ПРР К =-------— х 100,

Р

П

где Спр - себестоимость производственная, руб.; С„ - полная себестоимость, руб.; ПРр -

прибыль от реализации продукции.

Приведенные показатели характеризуют величину эффекта на единицу потребленных ресурсов.

При отрицательной рентабельности может быть использован коэффициент окупаемости затрат {К03), который показывает объем денежной выручки (В) на 1 руб. полных затрат (Спр):

к =А

пр

Для характеристики эффективности использования фондов предприятия используется норма прибыли (Нпр), которая характеризует уровень доходности долгосрочных затрат в виде среднегодовой стоимости основных произ-

водственных фондов (С0Пф) и материальных оборотных средств (С0б):

НП =--------^------х 100.

р С +с

^ ОПФ ~^об

Все показатели рентабельности изменяются с изменением реализационных цен и себестоимости продукции. Поэтому все мероприятия, направленные на снижение себестоимости, будут способствовать повышению нормы рентабельности. Необходимо учитывать и повышение качества продукции как объективную основу для ценовых надбавок.

Сумма прибыли может служить основой для расчетов уровня использования производственного потенциала, определения эффективности производственных ресурсов, срока окупаемости инвестиций. Так, делением суммы вложенных инвестиций на прибыль с учетом затрат на осуществление мероприятий по охране окружающей среды устанавливается срок их окупаемости:

где И - общие инвестиции на каждый год эксплуатации производственных ресурсов, руб.; П- чистый доход за счет дополнительных инвестиций, руб.

В рыночных условиях решающее значение имеют внутренние организационноэкономические факторы, определяющие уровень рентабельности: улучшение использования производственных фондов; комплексная механизация производства и совершенствование технологии; повышение качества продукции; ликвидация непроизводительных расходов и потерь; снижение себестоимости; изменение структуры продукции и повышение ее товарности; улучшение системы учета и сохранности. Вся деятельность предприятия должна быть направлена на получение максимального эффекта и ведение расширенного воспроизводства.

Методология социально-экономической оценки формирования продовольственного рынка должна охватывать следующие основные группы показателей. По нашему мнению, к основным из них можно отнести: спрос и предложение на продовольственные товары; формирование рыночного потенциала и рыночной инфраструктуры; уровень устойчивости рынка.

В указанных группах показателей наиболее важными целесообразно считать: емкость рынка; динамику роста товарооборота; уровень импорта; удовлетворение спроса населения на

продукты питания; индекс потребления продуктов питания отечественных товаропроизводителей; уровень экономической доступности к продуктам питания наиболее бедной части населения; объемы закупок сельскохозяйственной продукции в федеральные и региональные фонды.

Таким образом, надежное развитие продовольственного рынка является одним из основных факторов роста экономики страны, поскольку он способствует оптимизации соотношения между производством и потреблением, межстрановых отношений, связанных с сельскохозяйственной продукцией, ее реализацией, включающих в себя хозяйственные связи. Поэтому необходимо учитывать основные факто-

ры и показатели, определение которых направлено на разработку путей повышения эффективности и обеспечения населения продовольствием.

Список использованных источников

1 Алтухов, А.И. Зерно России / АИ. Алтухов, АС. Васюган. -М.: «ЭКОНДС-К», 2002. - 432 с.

2 Назаренко, В.И. Проблемы продовольственной безопасности России / В.И. Назаренко // Продовольственная безопасность России. 1996.-№1,-С. 26.

3 Экономика сельского хозяйства: учебник / Под ред. В.Т. Водянникова. М.: КолосС, 2007. -390 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.