аспекты эмпирического анализа общественного мнения о деятельности полиции в современной России
Автор подчеркивает, что эмпирические исследования общественного мнения россиян о деятельности полиции весьма актуальны и практически значимы. Однако для получения достоверной, надежной информации требуется решение ряда методологических и методических проблем в ходе организации и проведения исследований общественного мнения. Результатом социологических исследований могут стать управленческие решения, направленные на оптимизацию работы полиции и учет мнений граждан.
Ключевые слова: общественное мнение, полиция, эмпирические исследования, методология, методика, количественный анализ,качественный анализ.
S.V. Kapralova, adjunct of the chair of philosophy and sociology of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; e-mail: [email protected]
Methodological and methodical aspects of the empirical analysis of public opinion about police activity in modern Russia
The author emphasizes that еmpirical studies of Russian public opinion on police activities are highly relevant and practical significance. However, to obtain accurate, reliable information to be decided by a number of methodological and methodical problems in the organization and conduct of public opinion research. Results of the survey can be management solutions to optimize the police, and that the views of citizens.
Key words: public opinion, the police, the empirical research, methodology, methods, quantitative analysis, qualitative analysis.
Капралова Светлана Владимировна
адъюнкт кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])_
Методологические и методические
С принятием закона «О полиции» в РФ начато выстраивание принципиально новой модели взаимодействия полиции и общества. Ее практической реализацией стало создание при всех территориальных подразделениях МВД России общественных советов. Впервые в истории современной России совещательный орган при Министерстве образован не ведомственным приказом, а федеральным законом и указами Президента страны. Это говорит об их значимости для системы МВД России.
В соответствие с положениями закона «О полиции» приведены и ведомственные подходы к оценке деятельности подразделений. Сейчас они направлены на стимулирование качественного выполнения задач по обеспечению общественного порядка и противодействию преступности. Одним из главных оценочных критериев является общественное мнение, уровень удовлетворенности граждан
предоставляемыми правоохранительными услугами. Соответствующие показатели формируются на основе опросов населения, проводимых во всех субъектах Федерации независимыми социологическими организациями. Тем самым обеспечивается профессиональный подход, повышается объективность и достоверность результатов исследования.
На реализацию принципа «открытости и публичности» направлен и приказ МВД России, устанавливающий механизм организации и проведения отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед представительными органами власти и населением. В нем определен порядок подготовки, сроки и примерное их содержание. Предыдущие года преобразований сформировали законодательную и организационную базу и задали вектор дальнейшего развития [1].
276
Не удивителен тот факт, что в период реформирования МВД России был введен такой критерий работы сотрудников, как учет мнения населения на основе независимых источников социологической информации. Было принято решение о мониторинге мнения населения России о работе органов внутренних дел в конкретном субъекте РФ. Внутренняя ведомственная статистика перестала быть основным критерием оценки работы полиции - судить о качестве ее деятельности должно население России [2].
Социологические исследования общественного мнения играют важную роль в современном обществе и имеют давнюю историю. Определяя содержательную суть понятия «общественное мнение», следует указать, что, по мнению У. Липпмана, существует два вида общественного мнения: 1) знания людей об окружающем мире, которые касаются самого человека и интересны ему; 2) образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели [3].
Как полагает Э. Ноэль-Нойманн, общественное мнение - это «ценностно-окрашенное, в частности - имеющее моральную окраску, - мнение и способ поведения, которые следует демонстрировать прилюдно, чтобы не оказаться в изоляции» [4].
Один из самых известных отечественных специалистов в сфере изучения общественного мнения - Б.А. Грушин, так определяет содержательную суть ключевого понятия: «это плюралистическое образование, характеризующееся массовостью и поэтому выступающее как состояние массового сознания, заключающее в себе отношение различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности» [5].
Объектом общественного мнения могут выступать различные значимые с точки зрения граждан события, явления, процессы. Одним из таких объектов выступает деятельность полиции, как элемента правоохранительной системы, с которым чаще всего взаимодействует население России.
Необходимость использования данных эмпирических социологических исследований в целях изучения общественного мнения продиктована тем, что современный социум представляет собой сложное, многоуровневое образование. Развитие техники и технологий, научные открытия, изменение характера производства и потребления с неизбежностью предполагают усложнение, диверсификацию социальных процессов. Сложность, многоуровневый характер современного общества значительно усложняет получение
объективной информации прикладного характера - об основных социальных институтах, в том числе - правоохранительных органах и специфике восприятия их деятельности гражданами России.
Очевидно, что общественное мнение граждан России о полиции выступает одним из ключевых критериев оценки ее деятельности. Данные социологических исследований призваны установить обратную связь с гражданами, не допускать нарушений закона, различных злоупотреблений служебными обязанностями со стороны сотрудников полиции. Кроме того, немаловажным фактором выступает необходимость учета потребностей и ожиданий людей в отношении деятельности сотрудников полиции. В ситуации апелляции к общественному мнению, безусловно, должны выдвигаться и повышенные требования к качеству информации, на основе которой формируется общественная оценка деятельности полиции.
Эмпирические исследования данной проблематики предполагают и ряд методически ориентированных научных изысканий, в центре внимания которых оказываются практики эмпирического анализа общественного мнения о деятельности полиции, формы и методы совершенствования взаимоотношений полиции и российских граждан по результатам проведенных исследований, роль структурных подразделений МВД РФ в организации и проведении социологических исследований.
Стоит отметить, что эмпирические социологические исследования позволяют удовлетворять потребность в обширной и актуальной информации, отражающей те стороны жизнедеятельности общества, которые скрыты от «внешнего глаза», но подлежащие учету в практике социального управления. Эмпирические социологические исследования имеют большие возможности: они фиксируют тенденции в развитии общественных отношений; определяют оптимальные пути и средства совершенствования отношений в обществе; обосновывают планы и управленческие решения; анализируют и прогнозируют социальные ситуации; объясняют природу многих социальных феноменов и др. Проводимые социологами эмпирические исследования призваны установить обратную связь с населением с тем, чтобы придать научность, объективность, систематичность принимаемым решениям управленческих структур государственных учреждений и частных компаний. Эмпирические исследования во многом исключают субъективный фактор [6, с. 3].
Повышение эффективности социологического мониторинга общественного мнения о
277
деятельности полиции предполагает решение нескольких задач: более тщательную организацию работ, привлечение независимых исследовательских компаний в целях исключения ведомственной заинтересованности, приукрашивания реального положения дел; поиск источников общественного, а не ведомственного финансирования исследований; создание и внедрение в деятельность полиции управленческих механизмов, позволяющих грамотно использовать результаты социологических исследований.
Не секрет, что многих современных многих социологов беспокоит несостоятельность прогнозов предметного поведения людей, например, электорального, прогнозов, строящихся на основе только данных опросов общественного мнения. Это позволяет говорить об актуальности поиска способов решения методологической проблемы идентификации общественного мнения, с тем, чтобы отличить ее от сходных феноменов общественного сознания.
Еще в середине XX в. американский социолог П. Лазарсфелд, отмечал, что термин «мнение» (ор1п1а), используемый в социологических исследованиях, приобрел различные значения. Некоторые авторы объем понятия «мнение» сужают до такой степени, что оно применимо только к ответам на весьма простой вопрос о выборе чего-либо привлекательного.
«Вследствие такого истолкования общественного мнения, - отмечает П. Лазарсфелд, - сложилась существенная разница между социологическими исследованиями и исследованиями общественного мнения. Это случилось потому, что крупные фирмы и политические партии заинтересованы в информации о состоянии потребительского либо политического рынка, о том, что нужно людям, что им можно «продать». Заказчики социологических исследований считают, что им не обязательно знать, каким образом складывались вкусы и предпочтения людей или же как именно они включены в более широкий контекст установок и оценок относительно будущего» [7, с. 45].
Методологические и методические проблемы при организации социологических исследований общественного мнения дали основание П. Бурдье в своей книге «Социология политики» написать: «... под сомнение будет поставлено три постулата, имплицитно задействованные в опросах. Так, всякий опрос мнений предполагает, что все люди могут иметь мнение, иначе говоря, производство мнения доступно всем, это не так. Второй постулат предполагает, будто все мнения значимы. Я считаю, что это вовсе не так и что
факт суммирования мнений, имеющих отнюдь не одну и ту же реальную силу. Третий постулат проявляется скрыто: тот простой факт, что всем задается один и тот же вопрос, предполагает гипотезу о существовании консенсуса в отношении проблематики, то есть согласия, что вопросы заслуживают быть поставленными...» [8].
Констатированная П. Бурдье артефакту-альность данных многих социологических опросов связана с действием факторов двух типов. Первый тип - факторы методического происхождения, точнее, возникшие на почве методического несовершенства организации и проведения опроса политических предпочтений. Второй тип - факторы, порожденные социокультурным контекстом проведения исследования.
Организация и проведение масштабных исследований общественного мнения о деятельности полиции сталкивается с такой проблемой, как отсутствие у многих социологических центров, особенно региональных, дееспособной сети интервьюеров, особенно в сельской местности и малых городах. В этих условиях организаторы работ идут на усложнение технологии опросов (например, совмещают квотную и случайную выборки), ужесточают контроль, настаивают на сборе избыточной информации, характеризующей личность респондента, что очень часто противоречит правовым и этическим нормам.
Также при проведении исследований общественного мнения о деятельности полиции важнейшим элементом проекта является проблема репрезентативности выборки и, соответственно, в организационном плане -установление объема и способа отбора единиц наблюдения, поскольку результаты опроса ограниченного количества людей распространяют на генеральную совокупность» [9, с. 57].
Одной из ключевых методологических проблем выступает соотношение количественных и качественных методов исследования в процессе анализа общественного мнения о полиции.
Количественные и качественные методы представляют собой два противоположных «полюса» в исследовательской стратегии, призванных дополнять друг друга в ходе проведения социологических исследований для достижения оптимального результата. В результате проведения качественных исследований получают углубленную нечисловую информацию, а в результате количественных - объемную числовую информацию, которая является статистически надежной и распространяемой на генеральную совокупность. Нельзя сказать, что один из подходов
278
лучше другого. Просто каждый из них более или менее соответствует конкретным особенностям потребности в информации [10, с. 156]. Ученые пришли к пониманию и убедительно доказали, что и количественные, и качественные методы анализа обладают собственными методологическими особенностями, предопределяющими их сильные и слабые стороны. Количественный или качественный анализ, взятый сам по себе, является методологически и методически неполноценным и неоптимальным в практическом применении. Выходом из создавшегося положения будет сочетание количественных и качественных методов прикладного социологического исследования. Именно этот подход позволит получать достоверную, надежную и объективную социологическую информацию.
Количественные социологические исследования опираются на вероятностно-статистические принципы. Общество здесь понимается как статистически толкуемая «совокупность» людей, число которых достаточно велико, чтобы оно обнаружило действие закона больших чисел. Если говорить о сути количественного исследования, то она состоит в том, что социолог заранее разрабатывает жесткую схему гипотетических суждений и старается обеспечить статистическую представительность данных. Количественная социология также в значительной мере ориентирована на верификацию, подтверждение ранее полученных данных, здесь господствует редукционистская, гипотетически-дедуктивная теория. Основной смысл проведения количественного исследования - получение надежных, «жестких» и повторяемых данных [11, с. 24].
Качественные прикладные исследования характеризуются малыми размерами выборки и открытыми, уточняющими вопросами. Их методы позволяют достичь глубокого понимания установок, убеждений, мотивации людей. Качественные исследования предоставляют возможность проникнуть вглубь исследуемой проблемы, так как дают представление о переживаниях, ощущениях, нюансах, характере выраженности, выходящих за пределы описания с помощью чисел, получаемого в ходе количественных исследований. Качественное исследование позволяет «приблизиться» к данным, увидеть и услышать, как респонденты высказывают мысли своими словами. Понимание, которое достигается исследователем при общении с респондентом, часто и является тем компонентом, которого недостает числовым обобщениям, полученным в результате количественного исследования.
Качественное исследование направлено на установление сути или структуры отношений и мотивации, а не их частоты и характера распределения. Цель качественного исследования - выявить скрытые мысли, отношения, мнения и мотивацию респондентов и определить, как эти личные качества и характеристики влияют на их поведение и восприятие [10, с. 261].
Одним из эффективных методов осуществления анализа общественного мнения о деятельности полиции являются мониторинговые опросные исследования. Мониторинговые исследования - это повторные исследования общественного мнения по различным проблемам [12, с. 55]. Это система непрерывного получения, обработки, анализа и синтеза первичной информации о тех или иных социальных явлениях и процессах. Мониторинговые исследования предполагают постоянное отслеживание социальных параметров и индикаторов, осуществляются через небольшие промежутки времени. Мониторинг позволяет выявить основные тенденции в социальных изменениях [там же]. Таким образом, социологический мониторинг - это системно организованная совокупность регулярно повторяющихся исследований.
Именно мониторинговые исследования позволяют отслеживать динамику изменений в работе тех или иных подразделений полиции, оптимизировать принятие управленческих решений, осуществлять кадровые перестановки, оперативно реагировать на возникающие проблемы во взаимодействии полиции и граждан.
Таким образом, исследования общественного мнения россиян о деятельности полиции сталкиваются с рядом серьезных методологических и методических проблем, что значительно сужает рынок независимых исследовательских компаний, институтов, потенциально готовых к проведению подобных исследований в масштабах всей России. Именно успешное решение обозначенных проблем позволит воплотить в жизнь идеи и концепции, предусмотренные реформой полиции.
1. URL: http://www.mvd.ru/news/ show_101853/(дата обращения 10.09.2012).
2. URL: http://www.zaks.ru/new/ archive/view/84028(дата обращения
10.09.2012).
3. Горшков М.К. Общественное мнение. История и современность. М., 1988.
4. Ноэль-Нойманн Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996.
5. Грушин Б. А. Мнение о мире и мир мнений. Проблемы методологии и исследования общественного мнения. М., 1967.
279
6. Куликов Е.М., Кубякин Е.О. Методология, методика и техника эмпирических социологических исследований. Краснодар, 2010.
7. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер. с англ. А. А. Васильева. - М.: Интерэксперт, 1994.
8. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. Н.А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993.
9. Дубов И. Г. Ментальность россиян (Специфика сознания больших групп населения России). - М.: Аспект Пресс, 1997.
10. Дэвис Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика / Пер. с англ. М., 2003.
11. Белановский С. А. Метод фокус-групп. М, 1996.
12. Зборовский Г. Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология. М., 2006.
1. URL: http://www.mvd.ru/news/ show_101853/ (date of the address
10.09.2012).
2. URL: http://www.zaks.ru/new/archive/ view/84028 (date of the address 10.09.2012).
3. Gorshkov M.K. Public opinion. History and present. M, 1988.
4. Noel-Noymann E. Public opinion. Opening of a spiral of silence. M., 1996.
5. Grushin B.A. Opinion on the world and world of opinions. Problems of methodology and research of public opinion. M., 1967.
6. Kulikov E.M., Kubyakin E.O. Methodology, technique and equipment of empirical sociological researches. Krasnodar, 2010.
7. Dogan M., Pelassi D. Comparative political the sociology / Lane with English A.A. Vasilyev. - M.: Interekspert, 1994.
8. Bourdieu P. Policy / Lane sociology with fr. N.A. Shmatko. - M.: Socio-Logos, 1993.
9. Dubov I.G. Mentalnosty oaks of Russians (Specifics of consciousness of big groups of the population of Russia). - M.: Aspect Press, 1997.
10. Davies Dzh. Researches in advertizing activity: the theory and the practice / Lane with English. M., 2003.
11. Belanovsky S.A. Methody of focus groups. M., 1996.
12. Zborovsky E., Shuklina E.A. Applied sociology. M., 2006.
280