Научная статья на тему 'Методологические факторы культурной экологии'

Методологические факторы культурной экологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сотникова Л. И.

В представленной статье рассматриваются проблемные вопросы курса «Культурная экология", которые являются базисной основой дисциплины. Предлагается обоснование и содержание рассматриваемых вопросов с подробным анализом. Предлагается перечень соответствующей научной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FACTORS OF CULTURAL ECOLOGY

General factors of cultural ecology are regarded in this article. The analysis of scientific sources is given here and some significant factors with following argumentation of positions and factors are distinguished.

Текст научной работы на тему «Методологические факторы культурной экологии»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНОЙ ЭКОЛОГИИ

В представленной статье рассматриваются основополагающие факторы культурной экологии. Дается анализ научных источников и выделяется ряд значимых факторов с последующей аргументацией положений и фактов.

Объектом изучения культурной экологии являются возможности устойчивого развития стран и народов. Человеку свойственно стремление к надежному и устойчивому существованию. Он является биосоциальным субъектом и поэтому стремится к удовлетворению основных жизненных потребностей -в продолжении рода, пище, кровле, иметь возможность в реализации своих способностей и талантов, вносить посильный вклад в общее дело и т. д.

Высокий уровень приспособленности человечества к окружающей среде формируется на протяжении жизни нескольких поколений. Приспособленность может рассматриваться как этнос или часть этноса. Процесс приспособления этноса к жизни (в своем этногенезе) является базисной основой, направленной на «бесконечно долгое» биологическое культурное самопроизводство. В этом заключена суть его культурно-экологического развития. Все помехи на пути к устойчивому развитию - стихийные бедствия, ресурсные ограничения, общественные настроения и т. д. - могут быть описаны в терминах риска. Выполнение условий культурно-экологической устойчивости развития можно рассматривать в этом случае как успешное управление риском.

Устойчивому существованию противостоит биологически свойственная каждому человеку готовность рисковать, а каждому народу - готовность выбирать более или менее опасные цели. Отношение людей к риску простирается от активной готовности рисковать до пассивного безразличия к опасностям.

Г отовность рисковать бывает вынужденной и добровольной. В общем случае отношение к риску определяется мировоззрением и жизненными обстоятельствами. Оно может быть понятно и предвидимо в зависимости от типа этнической культуры, стадии развития региональной общины (государства), частных кратких колебаний общественно-психологической обстановки.

Гибель этноса (территориальной общины, государства) или прекращение его развития наступает тогда, когда воплотившийся в ущерб риск из любого источника становится необходимым (невосполнимым). Такие обстоятельства неизбежно возникают у любого этноса, вовлеченного в военное или экономическое соперничество. Этот факт неоднократно подтвержден историей. Вот почему справедлив тезис о невозможности перехода к устойчивому развитию на Земле в целом до тех пор, пока не прекратятся кровопролитные войны и обеспечивающее их материальную базу экономическое соперничество.

Следует особо выделить, что под культурной экологией понимается область знаний о путях устойчивого развития стран и народов. Развитие связывается с долговременным прогрессом человечества, а прогресс трактуется как естественный процесс роста материальных благ и капитала. Предполагается существование общечеловеческой системы ценностей и целей, определяющих характер отношений между обществом и природой. Понимание устойчивого развития меняется от того, на каком слове ставится ударение. При ударении на втором слове целью представляется неограниченное повышение благосостояния всех людей при сохранении качества окружающей среды. В обоих случаях предполагается, что природоохранные меры могут быть усовершенствованы путем научных исследований и развития экологической культуры. Считается, что эту культуру можно создать или усилить в обозримые сроки путем воспитания и просвещения. Оценки экологических потерь и угроз даются для множества типов культурных, социальных и природных объектов и по множеству показателей.

Эти взгляды отражают западное миропонимание и представляются в одном аспекте упрощенными, в другом - утопическими, в третьем - расплывчатыми. Упрощенность видна в том, что в качестве окружающей сре-

ды рассматривается лишь природа, тогда как всякое общество (этнос, народ, нация и т. д.) окружено другими обществами и отношения с ними существенно влияют на культуру и практику природопользования. Военное и экономическое соперничества народов есть гораздо более сильная причина истощения ресурсов и загрязнения природной среды, чем недостаток научных знаний о ней.

Утопичность названных взглядов состоит в вере в возможность совместить прогресс в западном понимании с защитой природной среды, сохранением устойчивости биосферы, а также в том, что нужные для этого изменения духовной культуры можно быстро достичь путем воспитания и просвещения. Двигателем капиталистического прогресса служит не филантропия и не самореализующийся творческий потенциал изобретателей, а борьба предпринимателей, корпораций и государств за выживание. Идеология этой борьбы не приемлет ограничений мощности сражающихся ради интересов далеких потомков. Ограничившийся - погибнет. Фундаментальные ценности западной культуры, как и всякой иной, останутся неизменными, пока она существует. Это логическое образование и просвещение разве что увеличат престижность и цену «экологически чистых товаров».

Расплывчатость названных взглядов отражается в том, что они не содержат ясного ответа на вопрос, объекты какого именно типа из всех возможных и в какой степени следует защищать от экологического риска ради обеспечения устойчивости развития, экологической безопасности. Ведь если речь идет об объектах более чем одного типа, обязательно возникают противоречия в целях и критериях их защиты.

Необходимые концептуальные подсказки содержатся в этнологии и в учении о цикличности культурно-исторического процесса (А. Тойнби, П.А. Сорокин и др.), если его рассматривать в культурно-экологическом плане. С их учетом интересующие нас положения представляются вкратце следующими.

Проблема устойчивого или неустойчивого развития человечества служит предметом межотраслевой области знаний, которую называют культурной экологией. А это указывает на то, что с окружающей средой люди взаимодействуют, составляя при этом общество, - это взаимодействие отражает опреде-

ленную этническую культуру. Общество без культуры невозможно.

Фактор главного субъекта

культурно-экологического развития

Главным субъектом культурно-экологического развития следует считать этнос (племя, народ, нацию) и живой и смертный организм, «коллективную личность» со своей особой идеей, целью и волей к ее достижению, отраженными в духовной культуре. Экологическая культура есть не особая часть духовной культуры, а одно из многих выражений ее сути. Общество есть структура этноса, определяемая типом природопользования; человек, гражданин - член этноса; государство - организация этноса соответствующего типа; человечество - ряд этносов.

Исторический этнос представляется чередой поколений, связанных памятью об ушедших и заботой о будущих поколениях.

Основным стремлением этноса является его бесконечное биологическое и культурное самовоспроизводство. Оно равнозначно устойчивому развитию в том смысле, который содержится в известной формулировке ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), гласящей, что удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно лишать потомков возможности удовлетворить их потребности.

Культурно-экологическое развитие (эволюция, изменения) этноса есть процесс его приспособления (адаптации) к окружающей природной и социальной, иноэтнической среде, нацеленный на поддержание или рост жизнеспособности. Жизнеспособность этноса есть свойство, определяемое его потенциалом: социальным (подразделяющимся на духовный, интеллектуальный и демографический, причем последний включает генетический), производственным и природно-ресурсным. Характер деятельности этноса определяется его духовным потенциалом, воплощенным в духовных вождях.

Обобщающим количественным показателем жизнеспособности этноса является средняя продолжительность жизни (СПЖ) людей. Можно утверждать, что каждому типу природопользования в определенных природных условиях отвечает свое наивысшее значение СПЖ. Развитие этноса устойчиво, если фактическая СПЖ растет или равна наивысшему возможному ее значению и

при этом не видно причин, по которым она должна была бы снижаться в будущем (например, по истощении природно-ресурсного потенциала).

Фактор ущерба и риска

Ущерб и риск (вероятный будущий ущерб) для этноса (территориального комплекса населения и хозяйства) выражается множеством показателей: материальных, демографических, экономических, экологических. В интересах капиталистического хозяйства их сводят к экономическим показателям. Для оценки устойчивости развития их следует выражать в показателях снижения СПЖ. Распределять ум и силы на защиту этноса. Защищать территориальный комплекс населения и хозяйства от всех возможных опасностей следует так, чтобы минимизировать вероятное снижение СПЖ.

Факты истории показывают, как менялись опасности для этноса. Еще с палеолита процесс развития этноса начинается с освоения новой ресурсной пищи, нового пространства или новой технологии природопользования. Согласно известной схеме взаимодействий типа «хищник - жертва» сначала происходит быстрый рост численности этноса, угрожающий скорым истощением ресурсов. Если же опасный начальный этап пройден, этнос приближается к состоянию гомеостаза, равновесия с природной средой и ресурсами. Плотность и численность населения поддерживаются на уровне, отвечающем среднему многолетнему объему ресурсов жизнеобеспечения. Технологический прогресс направлен на снижение межгодовых колебаний объема ресурсов, разного рода «неурожаев». Эта цель достигается совмещением нескольких взаимодополняющих технологий и источников ресурсов жизнеобеспечения. Эволюция тем более успешна, чем более предвидимы изменения природной среды.

Для первобытных этносов племенного типа характерна наиболее «экологичная» религия - языческое одушевление природы и благоговение перед нею как перед матерью.

Развитие (эволюция) этих этносов было устойчивым (например, австралийский этнос возник 30-50 тыс. лет назад). Важной чертой этносов этого типа была и остается иерархия членов общества по их достоинствам и заслугам. Вопреки распространенному мнению они не были «жалкой игрушкой в руках природы» и были счастливы никак не меньше, чем ныне граждане индустриальных государств.

Межэтнические войны берут свое начало около 5,5 тыс. лет назад, и их постепенное распространение по всему миру существенно изменило обстановку культурноэкологического развития. К прежнему, природному источнику опасностей добавился новый - внешний и социогенный. Ответом этносов на угрозу военной гибели стало наращивание могущества, то есть численности населения, объемов производства, качества оружия. Для этих целей были образованы государства, а с ними возникла угроза перестройки общественной иерархии по принципу силы и богатства, то есть внутренний социогенный риск, отражающий классовые противоречия. Прогресс перенацелился на как можно более быстрый экономический и технологический рост, породил урбанизацию и техногенные опасности, возможность разного рода аварий (раньше всего в горнодобывающем и металлургическом производстве и на гидротехнических сооружениях оросительных систем бронзового века). Рост населения и производства сверх ресурсно обусловленных пределов резко увеличил ущерб для природной среды. Так сформировались все известные ныне виды культурноэкологических опасностей - природные, социогенные (антропогенные) и техногенные по источнику; социальные, экономические и экологические по тому, какой части этнического потенциала наносится ущерб.

Возможны смешанные по источнику виды опасностей (риска), например, природно-техногенная опасность, когда относительно слабое природное воздействие вызывает серьезную технологическую аварию (скажем, деформация грунта - разрыв нефтепровода).

Список использованной литературы:

1. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Зеленый мир. - №11- 12. - 2000.

2. Реймерс Н.Ф. Экология (Теории, законы, правила, принципы и гипотезы). - М.: «Россия молодая», 1994.

3. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.

4. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1996.

5. Шмидхейни С. и члены Совета предпринимателей. Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя. - М.: Геликон, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.